Научная статья на тему 'Космическое образование как феномен современной педагогики'

Космическое образование как феномен современной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPACE EDUCATION / ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИКИ / THE PHENOMENON OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Р.Р.

В статье с позиций педагогики рассматриваются проблемы космического образования, которое в последнее активно развивается. Обращается внимание на то, что атрибутом космического образования является его инновационность, ориентированность на будущее. Поэтому актуальными для педагогики являются вопросы разработки мировоззренческой основы космического образования, его методологических и содержательных аспектов.In the article from the standpoint of pedagogy deals with the problems of space education, which is actively developing. Attention is drawn to the fact that the attribute space education is innovation, focus on the future. So relevant to pedagogy are issues of development of the philosophical principles of space education, its methodological and substantive aspects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космическое образование как феномен современной педагогики»

УДК 372.8

Р.Р. Денисова

КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье с позиций педагогики рассматриваются проблемы космического образования, которое в последнее активно развивается. Обращается внимание на то, что атрибутом космического образования является его инновационность, ориентированность на будущее. Поэтому актуальными для педагогики являются вопросы разработки мировоззренческой основы космического образования, его методологических и содержательных аспектов.

Ключевые слова: космическое образование, космическое воспитание, феномен педагогики.

SPACE EDUCATION AS A PHENOMEN ON MODERN PEDAGOGICS

In the article from the standpoint of pedagogy deals with the problems of space education, which is actively developing. Attention is drawn to the fact that the attribute space education is innovation, focus on the future. So relevant to pedagogy are issues of development of the philosophical principles of space education, its methodological and substantive aspects.

Key words: space education, space education, the phenomenon of pedagogy.

Важный вопрос, активно обсуждаемый в последнее время отечественным педагогическим сообществом, связан с проблемами космического образования, которое на пороге нового социально-экономического пути российского общества развивается опережающими темпами. Именно поэтому космическое образование как составная часть системы образования России особо нуждается в современных теоретических и практических изысканиях, основанных на национальных традициях образования и воспитания.

Практика показывает, что космическое образование реализуется в системе довузовского, вузовского (профессионального) и послевузовского образования. Основной упор сделан на этапы вузовского и послевузовского образования, где осуществляется кадровая подготовка для аэрокосмической, ракетно-космической, авиационной и других отраслей промышленности, реализуется научно-образовательный потенциал исследовательских и учебных проектов с применением современных аэрокосмических технологий. Но пока что недостаточно учитывается перспективность раннего этапа космического образования, хотя школьники и дошкольники проявляют активный интерес к космосу.

В резолюции конференции «Космическое образование детей: проблемы и перспективы» (2012 г.) отмечено, что под космическим образованием следует понимать систему современного опережающего образования, основным содержанием которого является ознакомление учащихся с процессом и результатами исследования и освоения космоса [3]. Такая трактовка, где ведущим признается содержательный аспект образования, близка к традиционному подходу, в рамках которого учащихся знакомили с основами астрономии и космонавтики.

Наряду со знаниевой составляющей, признан гуманитарный, мировоззренческий статус космического образования. О.М. Алифанов и В.С. Хохулин [1] определяют космическое образование как широкий спектр воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей формирование в обществе космического мировоззрения, получение знаний, необходимых для осознания роли и места человека в современном обществе, в том числе в освоении космоса как наиболее перспективной компоненты деятельности современного человека, взаимосвязи между земными и космическими явлениями, понимания значения и роли космических исследований и практической космонавтики в жизни человечества, практического использования достижений космонавтики в различных областях науки и экономики, овладения профессиями аэрокосмического профиля, выработки разумной политики в области космической деятельности.

Ученые прошлого, глубоко анализировавшие феноменологический аспект космического образования, отмечали необходимость формирования у человека космического сознания (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Ф.Федоров, К.Н. Вентцель, М. Монтессори и др.).

Греческий корень «косм» переводится как «порядок». Поэтому «космос» с греческого означает Вселенную, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. Космическое воспитание детей итальянский педагог Мария Монтессори связывала с сохранением и развитием у ребенка целостной картины мира, упорядоченной согласно существующим закономерностям.

Идею космического воспитания в начале прошлого века высказывал и отечественный педагог К.Н. Вентцель (1857-1947). Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства человека и Вселенной, ставил вопрос о воспитании ребенка в качестве члена космоса, как гражданина Вселенной. Под «космическим сознанием» понимал ощущение человека в той или иной форме быть сопричастным космосу, потребность в его познании.

К.Н. Вентцель, говоря о космическом сознании, ориентировался на такую модель образования, где воспитанник осознает общность своей жизни с жизнью космической. Он считал, что проблема космического воспитания «стучится в двери» и рекомендовал педагогам «открыть двери настежь и заняться ей вплотную...».

Космическое образование как социокультурный феномен вызывает различные оценки и суждения, но то, что оно должно активно развиваться, войти в жизнь российского общества и завоевать приоритетные позиции, не вызывает сомнений. Его можно рассматривать как важный стратегический ресурс национальной безопасности, устойчивого развития и экономической конкурентоспособности страны на том основании, что роль России в становлении и развитии теоретической и прикладной космонавтики признана во всем мире.

В настоящее время все шире в нашу жизнь входят новые термины и понятия: «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая культура», «космическое здоровье», «космические масштабы», «космическое будущее», «космическая деятельность» и т.д. Педагогике и другим смежным наукам еще предстоит дать разносторонний и глубокий анализ этим неоднозначным научным понятиям, осуществить поиск средств для анализа и интерпретации данных феноменов. При этом важно опираться на национальные интересы и общечеловеческие ценности, социально-экономические особенности, культурно-исторические традиции.

Необходимо отметить, что атрибутом космического образования является его иннова-ционность, ориентированность на будущее. Поэтому выработка общей стратегии по отношению к предметно-содержательной и мировоззренческой методологии космического образования позволит создать в образовательных учреждениях инновационную среду, открытую актуальным запросам общества. Несомненно, что данная образовательная среда не должна быть формальной, слабо связанной с внутренней жизнью ребенка, его ожиданиями и интересами. Содержание образования и учебно-воспитательный процесс в таком случае выстраиваются вокруг взаимодействия учащегося с окружающей действительностью.

Ориентиры в разработке содержания космического образования подсказывает культо-рологический подход (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.). Для этого необходимы обучающие программы познавательного типа с целью развития фундаментальных знаний и компетенций, являющихся основой для освоения постоянно меняющегося мира, получения новых знаний и компетенций.

Формирование комплектов программ, учебно-методического сопровождения по космическому образованию дошкольников и школьников - задача, ожидающая своего решения. Несомненно, она должна вписываться в общую идеологию образовательной деятельности по освоению системы научных знаний сообразно возрасту воспитанников, но прежде всего формировать систему ценностей, универсальных способов мышления и деятельности, обеспечивать необходимый культурно-образовательный уровень в вопросах астрономии, современных исследований космоса и космической техники, а также способствовать экологическому подходу в изучении космоса, осознанию места и роли человека во Вселенной, научной проблеме поиска во Вселенной жизни и разума.

Считаем, что ключевыми компонентами космического образования в XXI в. являются: системность, идеологическая направленность, научная обоснованность, взаимодействие разных уровней, форм и видов образования.

Научно-информационное насыщение образовательного пространства в аспекте космических исследований является безусловным и рассматривается как необходимое условие постоянного освоения новых знаний, умений, компетенций. Важно опираться на принцип гуманистических ценностей, предполагающий приумножение и творческую интерпретацию отечественных и общемировых тенденций в освоении космоса.

Фундаментальный базис для развития профессионального космического образования должна подготовить система дошкольного, общего и дополнительного образования. В Российской Федерации имеется опыт развития дополнительного образования школьников в об-

ласти космонавтики в виде сети действующих в регионах школьных центров космических услуг, который следует расширять и тиражировать.

Опережающее космическое образование общества вызывает необходимость разработки большого количества электронных учебных и учебно-методических материалов для детского, школьного возрастов и размещения их на специальном аэрокосмическом образовательном портале. Формирование и сопровождение таких баз электронных учебных материалов требует значительных финансовых затрат и кадрового обеспечения. Эти вопросы ждут своего решения в рамках согласованных усилий образовательных организаций и научно-технических сообществ России.

1. Алифанов, О.М. Роль космического образования в XXI веке / О.М. Алифанов, В.С. Хохулин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // КОСМ ОБРАЗ\ Роль космического образования в XXI веке _ Авторская платформа Pandia.ru.htm

2. Дмитриева, Н.В. Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 235 с.

3. Резолюции конференции «Космическое образование детей: проблемы и перспективы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipvestnik.ru/obrazovanie-i-nauka/rezolyuciya-konferencii-kosmicheskoeobrazovanie-detejj -problemy-i-perspektivy/

4. Матусевич, Т.В. Космическое образование: современный философско-педагогический дискурс // Философия и космология. - 2013. - № 11. - С. 183-189.

5. Тарасенко, Н.Г. Значение космической педагогики К.Н. Вентцеля и идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» в разрешении проблемы формирования мировоззрения личности // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар: Изд. дом «Юг». - 2011. - № 5(10). - С. 116-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.