Научная статья на тему 'Роль космического образования в XXI веке'

Роль космического образования в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алифанов О. М., Хохулин В. С.

Автор рассматривает значение решения глобальных задач в области космонафтики для дальнейшего развития цивилизации на Земле. Проникновение процесса космизации во все сферы жизнедеятельности человечества и в сознание каждого индивидуума. Космическое образование как спектр воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающий формирование в обществе космического мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль космического образования в XXI веке»

УДК 37.0 + 629.7

О.М. АЛИФАНОВ,

д.т.н., член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета МАИ;

В.С. ХОХУЛИН, к.т.н., доцент МАИ

РОЛЬ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

Автор рассматривает значение решения глобальных задач в области космонафтики для дальнейшего развития цивилизации на Земле. Проникновение процесса космизации во все сферы жизнедеятельности человечества и в сознание каждого индивидуума. Космическое образование как спектр воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающий формирование в обществе космического мировоззрения.

Процесс космизации. Космизация сознания. Космизация образования (КО).

Role of cosmic education in XXI the century

The author examines the value of the decision of global tasks in area astronavtic for the further development of civilization on the Earth. Penetration of process cosmisation in all spheres of ability to live of mankind and in consciousness of each individual. Cosmic education as the spectrum of breed-educational activity providing formation in a society of cosmic outlook.

Process of cosmisation. Cosmisation of consciousnesses. Cosmisation of educations.

На рубеже тысячелетий наиболее заметно, что цивилизация на Земле вступило в фазу интенсивного поступательного развития. Всего лишь две сотни лет назад (во времена Пушкина) любое путешествие было проблемой и событием, настраивающим на созерцательное восприятие окружающей действительности.

Начало века двадцатого ознаменовалось первыми шагами и стремительным развитием авиации. Для человечества это было эпохальным событием. Процитируем знаменитого революционера и ученого Николая Морозова: «Когда я взлетел на аэроплане и увидел перед собой в вихре несущегося мимо воздуха раскрывшиеся берега Финского залива и крыши петербургских домов, как будто грани кристаллов, вросшихся в Землю, мне показалось что передо мной как некогда перед Моисеем, с вершины Синайской горы раскрылась обетованная земля будущего человечества, когда оно, свободное, взлетит за облака. Вот пейзаж, который будет привычен нашим потомкам, думалось мне. Какое счастье родиться и жить на рубеже двух эр нашей земной истории и хоть мельком увидеть абрисы будущего!» Интересно отметить, что эти слова были выбраны эпиграфом исторического анализа развития авиации «Дебют крыла», опубликованного Верой Алексеевой 28 апреля 2000 г. в газете «Поиск» №17(571).

Прошло немногим более 50 лет, и 4 октября 1957 года началась новая эра в истории развития человечества - эра исследования и освоения космического пространства. Это событие, а также дальнейшее успешное развитие космонавтики неразрывно связано с нашей страной.

Историческая роль России в становлении и развитии теоретической и прикладной космонавтики признана во всем мире. Запуск первого искусственного спутника, первый полет человека в космос, эксплуатация уникальных автоматических космических комплексов, создание и длительная эксплуатация орбитальных станций, а также успешная реализация многих других ракетных и космических программ открывают широкие перспективы перед человечеством не только в плане освоения космического пространства и использования космической деятельности в интересах человечества, но и в плане овладения человеком космическим мировоззрением, пониманием ответственности человека перед обществом, перед окружающей средой, перед будущими поколениями.

Первые практические достижения космонавтики в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов ХХ века, как в нашей стране, так и за рубежом были во многом

обусловлены успешной разработкой в сороковые - пятидесятые годы ракетной техники военного назначения. В результате этой удачной конверсии разработок ВПК родились ракетно-косми-ческая наука и промышленность, которые по своему потенциалу и по уровню разработок имеют мировое значение. Кроме того, с этого момента начался все более убыстряющийся процесс космизации науки, производства, информатизации и, на фоне этого, общественного сознания населения Земли.

В настоящее время практическая космонавтика является мощнейшим фактором глобализации отношений в системе «человек - общество - природа». Эти отношения многогранны и охватывают практически все направления жизни и деятельности современного общества. Поэтому космическая деятельность рассматривается как составная часть правительственной концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития (опубликована в 1995 году). В этом документе с учетом специфики условий осуществления производственно-хозяйственной деятельности в нашей стране определены основные тенденции развития системы хозяйствования более высокого, общепланетарного уровня.

Развитие цивилизации на Земле выдвигает новые глобальные задачи в области космоса, которые становятся непосильными для решения одной страной, даже такой богатой как США, и требуют интеграции космических достижений всех стран, международного сотрудничества в фундаментальных исследованиях околоземного космического пространства и планет. Космическая техника, впитавшая все мировые достижения в области математики, физики, механики, химии, оптики, электроники, стала источником научно-технического прогресса в различных сферах как в России, так и во многих зарубежных странах. К космической деятельности присоединились более 120 стран мира, 20 из которых имеют свои национальные космические программы. Эти государства вкладывают средства в создание и развитие национальной космической науки и техники, в разработку ракет-носителей космических объектов и космических аппаратов, в реализацию международных космических проектов. При этом во многих странах (Индии, Бразилии, Аргентине, Пакистане и т.д.) не решены собственные социально-экономические проблемы. Тем самым подтверждается факт, что развитие космонавтики является вкладом в будущее, определяющим истинное отношение общества к следующим поколениям.

Сегодня каждому гражданину планеты Земля становится все более очевидной ведущая роль космонавтики в познании окружающего мира, в решении многих актуальных научных и технических проблем, а также практических проблем связи, информатизации, развития телекоммуникаций и т.д., ставших для многих из нас реальной действительностью и насущной необходимостью в повседневной жизни. Становится ясным, что состояние космических исследований и разработок, а также использование космических достижений в той или иной стране является наиболее точной оценкой уровня ее развития, благосостояния и будущих перспектив.

На наших глазах происходит осязаемый и быстропротекающий процесс космизации окружающей нас действительности. Основными составляющими этого процесса являются:

• Космизация науки - изучение процессов и явлений, происходящих в космосе и нередко не наблюдаемых на Земле, а также процессов, явлений, методов исследования и расчета, принципов перемещения и функционирования объектов космической техники.

• Космизация промышленности - производство космических аппаратов и средств их выведения, разработка для этой цели соответствующих технологий, материалов и процессов, использование этих технологий и материалов в других отраслях промышленности и в народном хозяйстве в целом и т.д. Необходимо отметить, что ракетно-космическую, аэрокосмическую и авиационную отрасли промышленности нельзя рассматривать в отрыве от других высокотехнологических отраслей, достижения которых являются основой национальной безопасности нашего государства.

• Космизация бизнеса - использование связных спутников и соответствующей инфраструктуры для оперативной и надежной передачи больших потоков информации, оперативное внедрение в производственную сферу современных космических технологий

и материалов, коммерческое использование космической техники, разработка новых объектов космической техники на коммерческой основе, финансирование космических разработок, инвестиции в предприятия авиационного и космического профиля.

• Космизация коммуникаций - широкое использование космических средств связи для обеспечения трансляций радио- и телепрограмм, включая образовательные программы, для обеспечения космической поддержки компьютерных информационных сетей, а также для оперативной передачи информационных потоков в интересах различных пользователей.

• Космизация метеорологии, геофизических, геологических, метеорологических и других исследований, а также таких «некосмических» направлений деятельности человека, как сельское и лесное хозяйство, рыбная промышленность и т.д.

• Космизация здравоохранения - решение комплекса медицинских проблем обеспечения жизни и деятельности человека в условиях длительного космического полета, внедрение достижений этой области в практическую медицину.

• Космизация политики - обеспечение государственной поддержки, координации и планирования международного сотрудничества в исследовании и освоении космического пространства, в реализации международных проектов и программ.

• Космизация обороны - решение проблем национальной безопасности государства средствами космической техники и т.д.

Эти объективные процессы все в большей степени определяют направление эволюционного развития каждого государства в таких определяющих сферах, как экономика, политика, национальная безопасность, дипломатия и, конечно, наука и технология. Эти все более интенсивно протекающие процессы требуют от каждого из нас глубокого осознания окружающей действительности, более продуманного и ответственного принятия решений, глобального представления связи сегодняшней действительности как с прошлым, так и с будущим.

Сегодня мы уже являемся свидетелями формирования в человеческом сообществе ответственного отношения к выбору направлений своего дальнейшего развития, к выбору методов и средств достижения конечного результата. Это свидетельствует о формировании в обществе нового космического сознания или, иными словами, происходит космизация сознания землян.

Космизация сознания - формирование целостной картины окружающего материального и духовного мира, осознание принадлежности каждого землянина к единому человеческому сообществу как элементу социальной формы существования материи во Вселенной; осознание роли и ответственности индивидуума перед обществом и будущими поколениями за возрастающее воздействие человеческой деятельности на политическую, нравственную и экологическую обстановку на планете, на ход исторических процессов развития цивилизации на Земле.

Космизация сознания базируется на формировании в обществе в целом и у каждого человека в частности космического как базового элемента мировоззрения будущего.

Основными элементами космического мировоззрения - мировоззрения будущего - как системы взглядов на мир, на природу и общество, как общего понимания окружающей действительности и обобщенное представление о мире в целом, являются: всеединство человеческой цивилизации; конвергенция, духовная интеграция социумов, образующих человеческое общество; формирование целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого землянина к единому человеческому сообществу; углубленное представление об истории развития цивилизации на Земле, обо все возрастающей роли и ответственности личности перед обществом и перед будущими поколениями, о расширяющемся и углубляющемся воздействии человеческой деятельности на окружающую среду и экологическую обстановку на планете, о состоянии природных и энергетических ресурсов; ориентация интеллектуальных ресурсов индивидуума и общества в целом на поступательное развитие цивилизации.

Однако сегодня нельзя сказать, что все государства и, тем более, каждый индивидуум осознанно представляют и разделяют космическое мировоззрение, осознают

роль и значение космонавтики и достижений космической науки и техники для каждого человека и для каждого государства. Иными словами, коллективный разум общества, его интеллект не полностью осознает объективные процессы космизации практически всех направлений развития цивилизации.

Данное противоречие может быть устранено только в процессе всестороннего образовательного процесса, охватывающего все слои и все возрастные группы общества. Речь идет о космизации образования. Космизация образования базируется на аэрокосмическом образовании как составном элементе национальной системы образования [1].

Космическое образование - это широкий спектр воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей формирование в обществе космического мировоззрения, получение знаний, необходимых для осознания роли и места человека в современном обществе и в том числе в освоении космоса как наиболее перспективной компоненты деятельности современного человека, взаимосвязи между земными и космическими явлениями, понимания значения и роли космических исследований и практической космонавтики в жизни человечества, практического использования достижений космонавтики в различных областях науки и экономики, овладения профессиями аэрокосмического профиля, выработки разумной политики в области космической деятельности.

Важными профессиональными компонентами космического образования являются аэрокосмическое, ракетно-космическое и авиационное образование, а также другие смежные направления профессионального образования. Эти компоненты космического образования ориентированы на профориентацию, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего профиля.

Учитывая значение космического образования для будущего России и всего человечества, Российское космическое агентство в 1997 году инициировало разработку проекта Концепции и проекта Национальной программы космического образования в России. Эти документы были разработаны и утверждены на заседании секции «Космическое образование» научно-технического совета Российского космического агентства [2].

В разработанных документах отмечается, что космическое образование является составным элементом национальной системы образования. Космическое образование соответствует базовым императивам развития цивилизации, общества и человека:

• выживаемость и устойчивое развитие человечества в XXI веке; опережающее развитие качества общественного интеллекта и качества

образовательных систем в обществе;

• становление цивилизации образовательного общества;

• формирование новой парадигмы проблемно-ориентированного профессионализма;

• всестороннее, гармоничное, универсально-целостное, творческое развитие;

• непрерывное образование личности на протяжении всей жизни как условие ее существования в «мире изменений», в мире большой социально-экономической, научно-технической и профессиональной обновляемости;

• переход в начале XXI века к всеобщему высшему образованию отдельных обществ и цивилизации в целом.

Основными направлениями космического образования являются:

• формирование у россиян космического мировоззрения;

• повышение качества профессионального космического образования.

Основная роль в реализации космического образования отводится действующей в

стране системе непрерывного образования, включающей системы:

• дошкольного воспитания и образования;

• общего образования;

• профессионального образования и, в первую очередь, профессионального аэрокосмического образования;

• дополнительного (общего, профессионального, последипломного) образования,

• а также на структурах государственного управления, определяющих геополитику и политику в области космической деятельности и в области высоких технологий в целом.

Остановимся вначале на космическом образовании общества.

История развития цивилизации на Земле показывает, что во все времена и во всех формациях основной целью образования было формирование общественного интеллекта, т.е. совокупного интеллекта общества, который осуществляет управление будущим со стороны общества как целого на основе принимаемых доктрин и программ. При этом нужно иметь в виду, что интеллект человека не существует вне общественного интеллекта, а образование - основной механизм воспроизводства общественного интеллекта.

В то же время необходимо учитывать, что труды русских космистов К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и их сегодняшних последователей научно обосновывают единство космоса, жизни и разума. Таким образом, коллективный разум общества, его общественный интеллект необходимо рассматривать как частицу космопланетарных, мировых процессов, а образование, формирующее общественный интеллект, в своей мировоззренческой компоненте должно нести обществу непрерывно развивающиеся знания о космосе [3, 4].

Поэтому основной целью космического образования общества является формирование современного научного мировоззрения общества как базового элемента мировоззрения будущего, так как именно оно напрямую воздействует на становление личности человека и должно формировать духовные и нравственные ценности человеческого сообщества, его коллективный интеллект.

Более того, прорывы в сфере образования, утверждение социальной роли образования на качественно более высоком уровне, стремительное развитие образовательных технологий обусловлены выходом в «космос» глобальных мировоззренческих проблем, стоящих перед человечеством в начале не только XXI века, но и нового тысячелетия [5, 6].

В этой связи необходимо отметить, что космонавтика, как новая сфера человеческой деятельности, расширяет и углубляет представление человека об окружающем мире, интенсифицирует непрерывный процесс познания Вселенной, дает возможность оперативно получать информацию об экологической обстановке на Земле средствами космического мониторинга, формирует у граждан чувство ответственности за результаты своей деятельности как при разработке новой, нередко не имеющей аналогов космической техники, так и в других профессиональных и общественных сферах, является мощным фактором единения и интернационализации в научной и производственной деятельности в процессе разработки международных космических проектов и программ, является постоянно развивающейся базой развития точных, прикладных и гуманитарных наук, создает условия для решения острых проблем развития цивилизации на Земле (рост численности населения, истощение полезных ископаемых, рост энергопотребления, получение принципиально новых материалов, веществ и препаратов, вынос в космос экологически вредных производств и т.д.), предоставляет средствами космической техники широкий спектр различных актуальных услуг населению, предприятиям и организациям и тем самым способствует прогрессу цивилизации на Земле.

В результате в XX столетии космонавтика и космическая деятельность позитивно и наиболее кардинально повлияли на мировоззрение и мироощущение землян. Учитывая этот фактор, необходимо рассматривать космическое образование общества как наиболее доступное, деполитизированное, положительно воспринимаемое большинством средство формирования у населения нашей страны и других государств планеты основных положений мировоззрения будущего.

Основными направлениями космического образования общества являются:

• космическое образование молодежи (дошкольное и начальное образование, среднее и высшее непрофессиональное космическое образование, а также дополнительное образование молодежи средствами различных учебных заведений, космоцентров и общественных организаций);

• космическое образование взрослого населения страны;

• космическое образование общественных и политических деятелей и деловых кругов.

В числе основных целей космического образования общества необходимо выделить:

1. Формирование у россиян космического мировоззрения, обеспечивающего глубокое понимание взаимозависимости и взаимообусловленности процессов и явлений, происходящих в окружающей действительности, как в природной, так и в социальной сферах, понимание ответственности человека за выживание цивилизации, понимание значимости и полезности для общества освоения космического пространства.

2. Обеспечение реализации принципа опережающего космического образования общества как фактора, обеспечивающего гармоническое развитие личности, общественных отношений и государственной деятельности.

3. Введение космического компонента в действующие образовательные стандарты учебных заведений различных уровней как государственных, так и альтернативных при соблюдении подлинного равноправия всех субъектов Российской Федерации с учетом их культурно-образовательных, исторических и этнических традиций и национальных особенностей.

4. Обеспечение доступности и информативности космического образования, позволяющее личности и обществу в целом получать требуемые знания в сфере космонавтики, о космических и геофизических явлениях, о принципах работы и возможностях различных объектов космической техники, о космических материалах и технологиях, необходимую информацию о космической деятельности, ее результатах, а также понимать политику государства по всем направлениям космической деятельности.

5. Формирование системы непрерывного космического образования общества, позволяющей индивидууму самостоятельно преодолевать информационные загрязнения, искажение информационной экологии, которые могут привести к возможности манипулирования массовым сознанием людей.

6. Осуществление патриотического воспитания, в том числе военно-патриотического воспитания российского общества.

7. Обеспечение национальной безопасности, содействие экономической конкурентоспособности и устойчивому развитию России.

8. Расширение и дальнейшее развитие международного сотрудничества в области КО.

9. Развитие оздоровительного движения в обществе на базе прикладных и технических видов спорта, используемых при подготовке космонавтов.

Для достижения сформулированных целей космического образования общества необходимо решение следующих задач:

1. Координация деятельности действующих и вновь образуемых форм и структур космического образования.

2. Разработка и включение в государственные образовательные стандарты начального и среднего (общего и профессионального) образования и, соответственно, в образовательные программы дошкольных учебных заведений, школ, техникумов, колледжей разделов дисциплин, формирующих знания учащихся в области авиации и космонавтики на разных этапах учебного процесса в рамках единой системы непрерывного космического образования населения.

3. Разработка и быстрейшее внедрение «космических» дополнений в образовательные стандарты высшей школы для «некосмических» специальностей, а также разработка соответствующего методического обеспечения.

4. Разработка методического обеспечения космического образования детей и взрослых, обращая особое внимание на представителей деловых кругов, политических и общественных деятелей.

5. Разработка комплекса мер по повышению информирования населения страны о направленности, целях, задачах Национальной программы исследования и освоения космического пространства, об открытиях и уникальных разработках в области космической техники, о возможностях, перспективах и предполагаемых сроках внедрения

в народное хозяйство новых материалов, технологий и технических средств, разработанных в результате космической деятельности.

6. Формирование и развитие в масштабе государства системы организационно-технического и нормативно-правового обеспечения космического образования общества.

7. Формирование и развитие многоканальных финансовых механизмов, обеспечивающих космическое образование.

8. Образование центров повышения квалификации учителей и других преподавательских кадров по научным основам авиации и космонавтики, принципам функционирования космической и авиационной техники, достижениям в области освоения космоса, результатам использования авиационных и космических технологий в народном хозяйстве.

9. Модернизация старых, открытие новых и материальное оснащение космоцентров, в том числе на базе вузов и предприятий, придание им функций центров дополнительного космического образования детей и взрослых.

10. Образование региональных учебно-научных комплексов (на уровне республики, области, города, района), интегрирующих возможности предприятий ракетно-космической, аэрокосмической, авиационной и других высокотехнологичных отраслей промышленности, а также возможности начальных, средних и высших учебных заведений для решения проблем и обеспечения дополнительного космического образования различного уровня.

11. Создание федерального и региональных центров дистанционного обучения, в том числе с использованием технических возможностей космического сегмента. Оснащение этих центров необходимым методическим обеспечением и программами по базовым направлениям космического образования.

12. Организация постоянно действующих выставок достижений российской космонавтики, регулярных встреч граждан с видными учеными и космонавтами во всех регионах страны.

13. Создание в России центров международного космического туризма, международных молодежных школ по космической тематике, международных молодежных космических центров, проведение конференций, симпозиумов, диспутов по многогранным проблемам развития космонавтики.

14. Создание в России центра «Космическое здоровье» по координации и организации оздоровительной работы с молодежью и взрослым населением по общефизической подготовке на базе прикладных и технических видов спорта, используемых при подготовке космонавтов. Организация выпуска «космических» тренажеров. Проведение общероссийских соревнований на спортивной базе ЦПК.

Необходимо отметить, что в настоящее время задачи космического образования общества в той или иной степени начинают решаться. Появляются заинтересованные и конструктивные публикации в различных изданиях, снимаются фильмы, выходят в эфир радио и телевидения исторические, общеобразовательные и проблемные передачи, раскрывающие состояние и тенденции развития отечественной авиации и космонавтики. Хочется верить, что этот положительный процесс будет и дальше развиваться, раскрывая перед обществом потенциальные возможности отечественной науки и техники, патриотизм российских ученых и специалистов и перспективы отечественной сферы высоких технологий.

Библиографический список

1. Проект Национальной программы космического образования.

2. Цели и задачи национальной программы космического образования России / О.М. Алифанов [и др.] // Полет. - 2000. - № 5.

3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М. : Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

4. Субетто, А. И. Социогенетика : системогенетика, общественный интеллект,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез) / А.И. Субетто. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 168 с.

5. Казначеев, В. П. Здоровье нации, просвещение, образование / В.П. Казначеев. -Москва - Кострома : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов ; Костромской государственный педагогический университет, 1996. - 248 с.

6. Формирование ежегодного доклада «Качество высшего образования в России : состояние, тенденции, перспективы» на базе комплексного мониторингового исследования / под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - Ч. I - 45 с.

7. Проект Федерально-региональной программы развития аэрокосмического образования. - М. : МАИ, 2002.

8. Проект Федерально-региональной программы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для авиационной и ракетно-космической промышленности. - М. : МАИ, 2002.

Рецензент: В.И. Трушляков, д-р техн. наук, профессор ОГИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.