Научная статья на тему 'Космическая теория этногенеза Л. Н. Гумилева'

Космическая теория этногенеза Л. Н. Гумилева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
941
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Могило О.В., Михайлова А.П., Лысенко И.С.

Рассматривается проблема этногенеза и влияние космических явлений на процесс развития этносов как одной из составляющих космоса как упорядоченного целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космическая теория этногенеза Л. Н. Гумилева»

ра стала очевидна для всех государств. Идеологические противоречия СССР с капиталистическими странами препятствовали установлению справедливых равноправных мирных отношений. Советский Союз нуждался в таком событии, которое бы перевернуло представление мирового сообщества о стране, и именно таким событием стал полет первого человека в космос. СССР в лице Ю. А. Гагарина предстал сильным государством с развитой наукой, готовым к сотрудничеству и диалогу между странами с различной культурой и общественным строем. Ю. А. Гагарин как посол мира поднимал престиж страны и советского общества. 60-е годы положили начало осознанию человечеством необходимости социального мира для сохранения жизни на Земле. Миротворческая миссия Ю. А. Гагарина способствовала укреплению социального мира, что приводило к формированию в глазах мировой общественности образа друга, а не врага в лице СССР.

После полета Ю. А. Гагарин стал часто посещать иностранные государства с официальными визитами. Речь никогда не шла о политике, однако визиты первого космонавта положительно сказывались на международных отношениях СССР с другими странами. Всего только за 1961 г. Гагарин посетил ряд стран-союзников США: Великобританию, Бразилию, Канаду, Исландию, Японию. Визиты были направлены не только на укрепление существующих международных отношений, но и на их установление. Так, Ю. А. Гагарин посетил Бразилию, с которой у СССР не было дипломатических отношений. Крайне зависимая в политике и экономике от США страна хотела продемонстрировать свою значимость, принимая советского посла мира. В этом же 1961 г. между СССР и Бразилией были установлены дипломатические отношения [2].

Визиты Ю. А. Гагарина укрепили также отношения СССР с дружественными странами, такими, как Чехословакия, Болгария, Финляндия, Польша, Куба, Венгрия, Индия, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан.

Юрий Гагарин был желанным гостем и в странах, которые не питали к СССР дружеских чувств. Где бы он ни был, он говорил о мире, о силе и славе советского народа, о светлом будущем советской и мировой науки. Не чужд был первому космонавту и дух интернационализма: «Освоение космонавтики, конечно, прежде всего, успех советской науки и техники. Но этого успеха советские люди добились в интересах

всего человечества», - говорил он. А на вопросы о своей популярности отвечал просто: «Это не моя личная слава. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой?.. Это слава нашего народа» [2].

По мнению Б. Е. Чертока, исторический парадокс космонавтики состоял в том, что достижения ракетной техники стимулировали конфронтацию двух сверхдержав, а успехи пилотируемых программ, основанные на этих достижениях, способствовали сближению, сотрудничеству и стремлению к обмену идеями и опытом. Полеты наших космонавтов и американских астронавтов отвлекали большие средства от техники вооружений и при этом не решали военные задачи. Каждый новый полет человека вокруг общей для всех людей планеты объективно служил призывом к объединению, к ослаблению конфронтации [3, с. 439] На первого космонавта возлагалась такая сложная задача, как укрепление социального мира и развитие международных отношений, с которой он мастерски справился. Он сделал то, чего не смогли сделать дипломаты и первые лица государств. Миру удалось избежать войны, а Советский Союз хоть и на время, но стал ведущей политической силой.

Воздавая должное героизму Гагарина, нельзя забывать о роли двух руководителей противостоявших в «холодной войне» сверхдержав - Н. С. Хрущева и Дж. Кеннеди. Оба они проявили незаурядную смелость, инициативу, использовав свою власть для реализации пилотируемых программ. Гагарин открыл человечеству путь в космос. Полеты «Востоков», «Восходов», «Союзов», «Салютов» снимали страх людей всего мира перед перспективой ядерного уничтожения. Они объективно привели к объединению научных идей в космонавтике - новой грандиозной сфере деятельности человечества [3, с. 440].

Библиографические ссылки

1. Гагарин Ю. А. Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР. М. : Правда, 1961.

2. Феномен Гагарина / под ред. докт. ист. наук. В. А. Динеса. Саратов : изд. центр СГСЭУ, 2001.

3. Черток Б. Е. Ракеты и люди. 2-е изд. М. : Машиностроение, 1999.

© Михеева А. Р., Слиженкова Д. Ф., Сигида Н. А., 2011

УДК 1 (075.8)

О. В. Могило, А. П. Михайлова Научный руководитель - И. С. Лысенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л. Н. ГУМИЛЕВА

Рассматривается проблема этногенеза и влияние космических явлений на процесс развития этносов как одной из составляющих космоса как упорядоченного целого.

Понятие «космос» впервые стало использоваться древнегреческими философами, через которое они выражали свои представления о мире как упорядо-

ченном, рационально-организованном, одушевлённом целом, противопоставляя целое хаосу. Для философии античности характерно противопоставление по-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

нятий «космоса» «хаосу». Пифагор один из первых, кто использовал понятие космоса для обозначения мира в целом. По Демокриту «космос» есть государственный порядок, которому противоположен беспорядок. Он рассматривает космос в значении порядка, состоящего из связей атомов. Человека он назвал «малым космосом». Для Филолая термин «космос» означает порядок, в основе которого положен принцип гармонии. Гомер представляет космос, как всеединое жизненное пространство.

Человек во все времена стремился найти свое место в космосе. Одной из ярких теорий современности, в которой определяется роль космоса в жизни людей и место человека в космосе, является теория этногенеза Л. Н. Гумилева. В ней Гумилёв исследует вопрос возникновения, развития и гибели этносов под воздействием космоса. Он показал, что под воздействием природных законов, этносы, как устойчивые формы объединения людей, имеют продолжительность жизни около 1500 лет и проходят в своем развитии несколько обязательных стадий: от рождения через расцвет к угасанию. Источником подобного естественно-исторического процесса является энергия живого вещества Земли, с которым этносы находятся во взаимообусловли-вающей связи.

Согласно концепции, разработанной Гумилевым, этногенез - это «энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса» [1]. «Мы живем не оторванными от всего мира, а внутри огромной галактики, которая тоже воздействует на нас, как и все другие факторы, определяющие развитие биосферы», - пишет Л. Н. Гумилев [2]. Он сумел конкретизировать и наметить пути дальнейшего развития учения В. И. Вернадского о биосфере применительно к социальным явлениям, историческим процессам и общественным структурам. По мнению Л. Н. Гумилева, без энергетического толчка биосферы, без связи с ландшафтом, с культурой и мыслительной деятельностью этногенез немыслим.

В своей теории Гумилев пишет об этносе, как об одной из составляющих мира, как целого. В основе целостности мира, его единства находится энергия космического происхождения.

Гумилёв обращает внимание на три вида космической энергии питающих биосферу земли, и человека, как часть этой биосферы: энергия Солнца, энергия распада радиоактивных элементов внутри Земли и пучки энергии, приходящие из Солнечной системы и Космоса [3]. Энергия Солнца аккумулируется путем фотосинтеза в растениях, растения поедают животные, затем солнечная энергия переходит в плоть и кровь всех живых существ, которые есть на Земле. Энергия распада внутри Земли радиоактивных элементов воздействует на жизненные процессы весьма отрицательно, что проявляется в лучевой болезни. Влияние радиоактивных элементов на активность и пассивность, а значит и на качество жизни, на культурное развитие и взаимоотношения людей приводит к негативным последствиям, кото-

рые имеют немалое значение в теории этногенеза Гумилева. Например, энергия солнца заставляет мутировать вирусы, обусловливающие тяжелые болезни. Как отмечает Гумилёв, когда-то давно радиоактивных элементов было много. Постепенно происходит радиораспад внутри планеты и планета разогревается. Когда все эти элементы распадутся, планета либо взорвется, либо превратится снова в кусок камня. Пучки энергии, приходящие из Солнечной системы, иногда пробивающие ионосферу, достигают дневной поверхности планеты и ударяются о нашу Землю, как, скажем, ударяют плеткой шарик, обхватывая какую-то ее часть. Так, энергетические пучки солнечной системы молниеносно производят свое воздействие на биосферу, иногда большое, иногда малое.

Кроме этого, Гумилев пытался доказать зависимость биосоциальных явлений от степени солнечной активности. Например, солнечной активностью обусловлены колебания климата, которые определяют пути атлантических циклонов. Жизнь общества и человека также зависит от колебаний климата, вызывающего изменения ландшафта, что приводит к наступлению и отступлению пустынь, изменение береговой линии и т. д.

Также в своей теории он выделяет четыре типа системных связей: открытые, замкнутые, жесткие и корпускулярные (дискретные). Например, открытая система - это наша планета Земля, которая все время получает солнечные лучи, а излишек энергии выбрасывает в космос. Это то или иное живое существо, которое получает запас энергии в виде пищи. Другими словами, открытая система получает энергию извне, обновляется. Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживается геобиохимической энергией живого вещества биосферы, эффект которой на этническом уровне организации биосферы описан Л. Н. Гумилевым как явление пассионарности. Пассионар-ность - поведенческий признак, воспринимаемый сторонним наблюдателем как непреоборимое стремление к намеченной цели, пусть даже иллюзорной, но для достижения которой носители ее -пассионарии - не жалеют как собственной жизни, так и жизни своего потомства.

Космическую теорию этногенеза Гумилева, на наш взгляд, можно рассматривать в соответствии с диалектической методологией. В его теории актуализируются такие диалектические принципы как принцип единства мира и принцип всеобщей связи явлений, которые отражают целостность мира, показывают взаимовлияние и упорядоченность всех элементов. Например, принцип всеобщей связи явлений и принцип системности проявляются в целостности окружающего мира, его внутреннем единстве, а именно в том, что этнос возникает и развивается как неотъемлемая часть системы космоса. К теории этногенеза можно применить и законы диалектики. Например, переход количественных изменений в качественные изменения наблюдается при пассионарных взрывах и дальнейшем развитии этносов. Неизбежная смена одних этносов другими

объясняется законом отрицания отрицания. По выражению Гумилева, этнос есть феномен биосферы и его невозможно истолковать лишь социальными законами развития общества.

2. Гумилев Л. Н. Сочинения. Конец и вновь начало. М. : Танаис : ДИ-ДИК, 1994.

3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М. : Айрис-пресс: Рольф, 2001.

Библиографические ссылки

1. Садохин А. П. Этнология : учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : Гардарики, 2004.

© Могило О. В., Михайлова А. П., Лысенко И. С., 2011

УДК 629.78

М. М. Наботова Научный руководитель - С. П. Дуреев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ XXI ВЕКА

Рассмотрены основные направления развития космических технологий в России, проблемы данной отрасли, которые мешают созданию новой и модернизации старой космической инфраструктуры и возможные пути их решения.

Мечты, сказки, фантастические романы и теоретические исследования возможности полета в космическое пространство, на другие планеты насчитывают более ста лет. Однако начало эры практической космонавтики отсчитывается от 4 октября 1957 г. - даты запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли. За 54 года, а это менее чем продолжительность жизни одного поколения человечества, совершен прорыв в новую область деятельности. И на данный момент одним из важнейших приоритетов любого государства является проведение космических исследований и создание космических технологий, причем, с одной стороны, он определяется политическими соображениями, а с другой, - открывшейся возможностью научных исследований и изучения космического пространства, скрытого от человечества плотной оболочкой земной атмосферы. Космические технологии применяются сегодня практически во всех областях человеческой деятельности. Без космических услуг в современном мире невозможно эффективно регулировать такие важнейшие сферы, как экономику, экологию, развитие городов, сельского хозяйства и транспорта.

Что касается нашей страны, то Россия заслуженно гордится тем, что именно она открыла дорогу в космос и в течение длительного времени занимала лидирующую позицию в области создания и применения космической техники. Как уже было сказано, в 2007 г. мы отметили 50 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 2011 г. исполнится 50 лет со дня первого полета человека в космос. С тех пор наша страна активно занимается разработками аппаратов космической связи и телевещания, систем космических аппаратов для исследования планет солнечной системы, комплекса наземных средств приема, регистрации и обработки космической информации и т. д. Но, к сожалению, несмотря на такой успешный старт и довольно масштабное выполнение намеченных планов, существует ряд проблем, который может не позволить в даль-

нейшем продолжать создавать и развивать технологии космоса в России.

Следует отметить, что развитие промышленности и наукоемкого производства, обеспечение конкурентоспособности страны, необходимость повышения обороноспособности России требуют масштабной модернизации существующих и создания новых надежных космических комплексов, отвечающих новейшим требованиям, в том числе необходимости длительного срока эксплуатации. В этом остро нуждаются наиболее активно развивающиеся отрасли, такие, как навигация и геодезия, связь и телевидение, и энергетика.

При этом Россия на сегодня уже исчерпала научно-технический и кадровый задел, созданный в советское время в космической сфере, а орбитальные группировки некоторых отечественных космических систем укомплектованы только на 20-25 % [1]. Отечественная промышленность практически утратила способность к разработке и изготовлению значительной части необходимых приборов, а конкурентоспособность на мировом рынке обеспечивается высоким качеством, соблюдением сроков поставок и надежностью спутников и их систем. Ухудшению ситуации также способствует традиционная изоляция России на международном рынке спутников.

По оценкам экспертов [2], в ближайшие 20-25 лет осуществить реальное «господство в космосе» смогут лишь США: с учетом уже имеющейся инфраструктуры и бюджета НАСА, они будут способны реализовать программу по освоению космоса, включающую создание сверхтяжелого носителя и пилотируемого корабля, строительство баз на Луне и пилотируемые полеты на Марс. Второй державой становится Китай, который в течение ближайших 20 лет будет вкладывать огромные средства в область космонавтики под лозунгом «догнать и перегнать Америку». России же до 2030 г. следует уделять основное внимание программам безусловной космической безопасности (спутникам всех видов связи, дистанционному зонди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.