Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 91
Научная статья
УДК 94(510)
doi: 10.17223/19988613/91/12
Космическая программа Китая и ее реализация в странах Латинской Америки Жанна Валерьяновна Петрунина1, Галина Алексеевна Шушарина2
12 Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия
1 petrunina71@bk. ru 2 galinalmk@yandex. ru
Аннотация. Рассматриваются тенденции развития космической программы КНР и особенности взаимодействия Китая со странами Латинской Америки по вопросам космоса. На основе анализа разнообразных источников установлено, что Китай добивается статуса одной из ведущих мировых космических держав. Космическая дипломатия КНР в латиноамериканском регионе является взаимовыгодной и способствует расширению сотрудничества в различных форматах. Взаимодействие по вопросам космоса дает возможность диверсифицировать китайское присутствие в латиноамериканском регионе, представляет угрозу доминирующему положению США, позволяет влиять на отношения Китая и Тайваня.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика (КНР), латиноамериканский регион, космическая дипломатия, научно-техническое сотрудничество
Для цитирования: Петрунина Ж.В., Шушарина Г.А. Космическая программа Китая и ее реализация в странах Латинской Америки // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91. С. 103-109. doi: 10.17223/19988613/91/12
Original article
Development of China's space program and its implementation in the Latin American countries
Zhanna V. Petrunina1, Galina A. Shusharina2
12 Komsomolsk-na-Amure State University, Komsomolsk-na-Amure, Russian Federation
1 petrunina71@bk. ru
2 galinalmk@yandex. ru
Abstract. The article is devoted to the study of the main stages of China's space program implementation from creating and launching first satellites to modern achievements. The purpose of this work is to study and characterize the space diplomacy of the People's Republic of China regarding the countries of Latin America at the end of XX - XXI centuries. The research was carried out on the basis of an analysis of official published documents and media materials. The paper notes that the leadership of the PRC considers the scientific and technological development of the state as one of the priority tasks in the short and long term. China's achievements in the space industry allow it to strengthen the country's position in the international arena, reduce the technological gap with the leading countries of the world, and also contribute to the development of the PRC, having a positive impact on improving the quality of life of the population. China is pursuing a policy aimed at enhancing interaction with the international community in space exploration. Along with cooperation in a bilateral format with states from different regions, China has come up with an initiative to create a station on the basis of the Chinese space station, which would become the property of all countries of the world. One of the vectors of China's space diplomacy is the countries of Latin America. Relations between China and Latin American countries in space exploration are mutually beneficial. Along with the creature and launch of satellites, specialists from the Celestial Empire train technical specialists for Latin American states. The most successful space diplomacy of China in the region is being implemented in Brazil, Argentina and Venezuela. A significant number of space projects implemented by Beijing in Latin America are financed by the China Development Bank. The Sino-Latin American dialogue allows creating new jobs and interacting in scientific and technological research and education. In turn China gains access to energy and agricultural markets in countries of Latin America. The intensification of China's policy in Latin American countries is also caused by the need to solve a number of geopolitical tasks, including a decrease in US influence in the region and a weakening of ties between Latin American countries and Taiwan. China's space diplomacy is an integral part of strengthening the PRC in the Latin American region, contributing to the integration of cultures and peoples, and has a positive impact on the country's image in the international arena.
Keywords: People's Republic of China (PRC), Latin American region, space diplomacy, scientific and technical cooperation
© Ж.В. Петрунина, Г.А. Шушарина, 2024
For citation: Petrunina, Zh.V., Shusharina, G.A. (2024) Development of China's space program and its implementation in the Latin American countries. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 91. pp. 103-109. doi: 10.17223/19988613/91/12
На протяжении своей вековой истории Коммунистическая партия Китая (КПК) использовала разные механизмы, направленные на всестороннее государственное и национальное развитие. Одной из основных целей модернизации Китая является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения страны. Эта задача была определена еще в 1979 г. лидером второго поколения КНР Дэн Сяопином, который в ходе встречи с премьер-министром Японии Масаеси Охира сформулировал ее как достижение китайским обществом уровня сяокан («среднезажиточного общества»). В начале XXI в. наряду с определением векторов экономического развития руководство КНР стало уделять особое внимание вопросам развития в стране науки и образования, рассматривая эти направления как методы культурной дипломатии, выступающие дополнением к традиционным дипломатическим методам. В 2006 г. Государственный Совет КНР представил «Национальный средне- и долгосрочный план по развитию науки и техники на 2005-2020 гг.» (National Medium to Long-term Plan (MLP) for the Development of Science and Technology (2005-2020)), выполнение которого позволило Китаю не только повысить уровень и качество образования в стране, сократить технологический разрыв с ведущими государствами мира, но и приступить к активному изучению космоса и к настоящему времени войти в топ-7 космических держав мира.
Современный Китай выделяет значительные средства на освоение космоса. Китайское правительство не публикует в открытой печати точные расходы, направляемые на развитие космической программы. Однако, опираясь на косвенные источники, можно предположить, что Пекин тратит в среднем в год на космическую программу до $ 6 млрд, в то время как США -около $ 40 млрд, а Россия - около $ 11 млрд.
Реализация космической программы Китая была начата в 1956 г. с созданием Пятой академии Национального министерства обороны КНР, которая должна была заниматься космическими исследованиями и ракетными разработками. В ноябре 1960 г. состоялся успешный запуск первой ракеты, произведенной в КНР, а в 1970 г. был запущен первый китайский космический спутник «Дунфанхун-1» (Dongfanghong-1). Спустя пять лет в космос был запущен первый китайский спутник многоразового использования для ведения фоторазведки, а в 1980 г. - первая ракета-носитель дальнего действия. Существенным шагом в развитии космических проектов Китая стал запуск в 1999 г. непилотируемого космического корабля «Шэньчжоу» (Shenzhou-1).
С начала XXI в. Пекин вкладывает значительные суммы в строительство новых космодромов и модернизацию действующих. В настоящее время в Китае четыре космодрома - Цзюцюань, Сичан, Тайюань и Вэньчан. Три из них расположены в материковой части, Вэньчан - на острове Хайнань. В ближайшие пять лет в уезде Сяншань восточной провинции Чжэцзян ки-
тайским правительством намечено завершение строительства пятого космодрома. Полет китайского космонавта Ян Ливэя в космос в 2003 г. позволил КНР стать третьей державой в мире после СССР (России) и США, осуществляющей пилотируемые полеты.
В октябре 2006 г. пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала Белую книгу «Деятельность Китая в космосе - 2006», в которой определились перспективы развития космической отрасли в стране на ближайшие годы. В соответствии с заявленной программой основной упор в следующие пять лет предполагалось сделать на развитие науки и техники, а также расширение международного сотрудничества в вопросах изучения космоса. Китай последовательно действовал для достижения намеченных целей. В 2008 г. китайский космонавт Чжай Чжиган впервые в истории своей страны выполнил выход в открытый космос. В 2011 г. Китай осуществил автоматическую орбитальную стыковку двух космических аппаратов. В 2012 г. состоялся запуск пилотируемого космического корабля «Шэнь-чжоу-9» (Shenzhou-9) [1].
Китай активно укрепляет свои позиции в космической отрасли. За период 1990-2012 гг. им были выведено на орбиту 43 спутника, а за время 13-й пятилетки (2016-2020) выполнено 152 запуска в космос, что превысило количество запусков любой другой страны мира. В планах правительства КНР в 2021 г. произвести свыше 40 запусков ракет космического назначения. В июне 2021 г. Китайское национальное космическое управление (С№А) сообщило об осуществлении запуска первого модуля национальной орбитальной станции «Небесный дворец» (Тяньгун) и начале работы на ней китайских астронавтов (Не Хайшэна, Лю Бомина и Тан Хунбо) [2]. В настоящее время это крупнейший космический аппарат, полностью разработанный национальными силами КНР.
Особое внимание Китай уделяет изучению Луны. Реализация 15-летней программы исследования Луны началась в 2003 г. (программа «Чанъэ» (ЗДавд'е)). Уже в то время Китай поставил задачу собственными силами освоить необходимые технологии для исследования солнечной системы, продемонстрировав мировым лидерам в области космонавтики промышленный и научный потенциал своей страны. В 2007 и 2010 гг. орбитальные аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» выполнили глобальную фотосъемку Луны для ее картографирования. В 2013 г. китайский орбитальный аппарат «Чханэ-3» с луноходом «Юйту» совершил успешную посадку на поверхность Луны [3], а в 2019 г. орбитальный аппарат «Чанъэ-4» прилунился на обратной стороне спутника Земли. К 2030 г. Китай намерен начать пилотируемые полеты на Луну с высадкой экипажа, а впоследствии приступить к созданию «лунной базы», с которой к 2050 г. будет возможно отправлять человека к Марсу.
В рамках развития программы освоения Марса в июле 2020 г. с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5»
к красной планете был отправлен орбитальный аппарат «Тяньвэнь-1», на борту которого находился марсо-ход, предназначенный для изучения поверхности Марса [4]. Изучение Марса сопряжено с рядом проблем, часть из которых связана с недостаточными знаниями об этой планете. Вместе с тем специалисты Поднебесной верят в успех экспедиции на Марс, рассчитывая в перспективе начать межпланетные экспедиции, направленные на изучение других планет Солнечной системы. Среди них Юпитер (2029) и Венера (2030) [5]. К середине XXI столетия Китай также планирует создать зонд, который сможет исследовать космические тела за пределами солнечной системы. Связь с этим зондом будет поддерживаться по сверхскоростной лазерной связи, разработка которой ведется китайскими специалистами уже в наши дни.
Прогресс в космических разработках способствует и появлению новых средств связи. В 2016 г. Китаем был осуществлен запуск ракеты-носителя «Чанчжэн-2D» с первым в мире спутником квантовой связи, предназначенным для проведения экспериментов по космической связи с использованием квантового шифрования [6]. Подобные технологии дают Поднебесной военное преимущество, позволяя получать информацию от потенциального противника, не допуская к собственным данным. Следует отметить и китайскую национальную глобальную спутниковую навигационную систему «Бэйдоу» (BeiDou), предназначенную стать альтернативой американской системы Global Positioning System (GPS) при решении военных вопросов и вопросов гражданского назначения [7. P. 16].
В фокусе изучения специалистами из КНР - разработка и внедрение новых технологий. В 2020 г. с помощью китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-5Б» в космос были отправлены пробная версия китайского пилотируемого космического корабля нового поколения и испытательная грузовая возвращаемая капсула. Экспериментальный пилотируемый корабль нового поколения был оснащен «космической системой 3D-печати композитных материалов». Китай впервые использовал космическую 3D-печать, а для мирового сообщества это стало важным шагом по внедрению 3Б-печати сплошных волоконно-армированных композитных материалов, которые обладают высокой прочностью и являются основным материалом в структуре китайских и иностранных кораблей [8].
В планах Китая - создание новой цифровой инфраструктуры, которая включает такие технологии, как 5G, AI, большие данные и спутниковый Интернет. Полученный результат позволит обеспечить инвестиционную поддержку космических стартапов, будет способствовать созданию новых отраслей экономики и дополнительных рабочих мест [9].
Таким образом, космическая программа КНР направлена на всестороннее развитие государства, содействует реализации национальных программ НИОКР и повышению качества образования. По мнению лидера КНР Си Цзиньпина, «мечта о полетах в космос - это важная часть мечты сильного государства, и мечта о космосе -это важный компонент осознания сильной мечты китайского народа о национальном возрождении» [7. P. 5].
Наряду с решением внутренних задач в развитии космической программы Китай активно взаимодействует с международным сообществом в вопросах освоения космического пространства и видит возможность укрепить свой авторитет в мире. С целью активизации научно-технического сотрудничества начиная с 2017 г. Китаем были подписаны соглашения с более чем 30 странами и организациями, включая Россию, Казахстан, Германию, Францию, Европейским космическим агентством и Управлением по вопросам космического пространства ООН. В 2018 г. правительство КНР выступило с инициативой на базе Китайской космической станции создать станцию, которая бы была достоянием всех стран мира. Этот шаг стал ответом Пекина на ограничение доступа китайских специалистов к международной космической станции (МКС), зафиксированные в американском законодательстве. Ввиду неопределенности финансирования МКС после 2025 г. Пекин настроен на расширение круга партнеров для развития китайской космической станции с учетом перспектив полетов на Луну и Марс. Усиление космического потенциала Китая заставляет большинство стран укреплять сотрудничество с ним по вопросам изучения космоса, что, в свою очередь, приводит к усилению геополитического и экономического влияния КНР в мире.
В рамках развития космической дипломатии Китай уделяет большое внимание латиноамериканскому региону. Интерес Китая к странам Латинской Америки и Карибского бассейна стал заметным на рубеже XX-XXI вв. В 2004 г., после визита Председателя КНР Ху Цзиньтао на чилийский саммит АТЭС и посещения Бразилии, Аргентины, Кубы и других государств региона, стороны определили перспективы для «совместного развития и сотрудничества». В основу международного диалога были положены принципы взаимного уважения и доверия, взаимовыгодного и всеобъемлющего партнерства. Векторы реализуемой политики Китая в этом регионе были зафиксированы в первом программном документе по Латинской Америке и Карибскому бассейну (ноябрь 2008 г.). В ноябре 2016 г. в China's Policy Paper on Latin America and the Caribbean в качестве самостоятельного направления экономического взаимодействия было выделено сотрудничество в космической сфере. В ближайшей перспективе Китай намерен укреплять диалог по вопросам использования спутниковой связи и дистанционного зондирования, модернизации аэрокосмической инфраструктуры, уделять внимание системе образования, продвигать космические технологии в целях предотвращения последствий стихийных бедствий, исследования вопросов изменения климата [10].
Следует отметить, что Китай начал развивать сотрудничество по вопросам космоса в рамках двусторонних отношений еще с конца 1980-х гг. Начиная с 1988 г. Китай активно сотрудничает с Бразилией по проекту создания спутников дистанционного наблюдения за ресурсами Земли CBERS (China-Brazil Earth Resources Satellites). В рамках этого проекта обе страны запустили спутники в 1999, 2003, 2007, 2012 гг. В декабре 2014 г. был сдан в эксплуатацию искусственный
спутник CBERS-04, созданный Китайским исследовательским институтом космических технологий и Институтом космических технологий Бразилии. Получаемые со спутника данные предполагается использовать для изучения возможностей развития сельского хозяйства, наблюдения за водоемами и гидротехническими сооружениями как в Китае и в странах Латинской Америки, так и в некоторых странах Европы и Африки [11]. В 2019 г. с помощью китайской ракеты-носителя «Чан-чжэн-4Б» с космодрома Тайюань (провинция Шаньси) был запущен спутник CBERS-4А. Он был разработан Шанхайской академией космических технологий и стал шестым в рамках программы взаимодействия Китая и Бразилии в вопросах исследования ресурсов Земли и ее поверхности. В планах обеих стран приступить к проектированию спутников CBERS-5 и CBERS-6. В свою очередь, Бразилия рассчитывает использовать полученные данные для изучения экологической обстановки в стране в целом и в бассейне реки Амазонки в частности. Китайско-бразильское сотрудничество по вопросам освоения космоса осуществляется и в ходе реализации космической программы стран БРИКС.
Для Китая и Бразилии взаимодействие в космической сфере является перспективным. В последние годы правительство Бразилии не выделяет значительных средств на космонавтику, в то время как Китай заинтересован в получении возможности внедрения собственных научно-технических разработок в области космоса и активизации работы по запуску малых спутников. Для Китая важно сохранить Бразилию в числе стратегических партнеров в регионе, укрепив свои позиции в противовес ведущим космическим державам, включая США, которые стремятся к расширению сотрудничества с Бразилией в космосе посредством реализации соглашения о защите технологий (TSA) и использования бразильского космического центра Алькантара.
В число латиноамериканских стран, с которыми КНР намерена развивать сотрудничество в области космоса, входит и Аргентина. После визита в Аргентину лидера КНР Ху Цизньтао в 2004 г. отношения между странами вышли на уровень стратегического партнерства. Китай и Аргентину связывают и общие подходы к обеспечению национальных интересов друг друга, т.е. Китай поддерживает притязания Аргентины на Фолклендские острова, в то время как Аргентина придерживается «принципа одного Китая». Политический диалог позволил активизировать двустороннее сотрудничество и в космической сфере. В ноябре 2004 г. Национальное космическое управление Китая (С№А) и Национальная комиссия по космической деятельности Аргентины (СОМАЕ) подписали «Рамочное соглашение о техническом сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях». Пекин в то время приступил к разработке лунной программы, и соглашение с Буэнос-Айресом предоставляло возможность использовать территорию плато Патагония на юге Аргентины для запусков китайских космических спутников на Луну. Следующим этапом в развитии китайско-аргентинского взаимодействия в космической области стало подписание соглашения 2012 г., в соответствии с которым стороны договорились сотрудничать по во-
просам создания наземных систем слежения, управления и контроля, развития средств сбора информации. Для строительства китайской космической базы Аргентина предоставила Китаю участок земли в западной провинции Неукен в аренду сроком на 50 лет. Впервые китайский центр космических исследований начал работу за пределами страны. В феврале 2015 г. Конгресс Аргентины закрепил двустороннее сотрудничество, приняв «Рамочное соглашение о сотрудничестве в области космической деятельности» с Китаем [12].
Активное взаимодействие между КНР и Аргентиной в космической сфере соответствует намеченным планам обеих стран. Китай продолжает развитие лунной программы и укрепляет свое положение в латиноамериканском регионе. Аргентинская экономика получает дополнительный стимул за счет китайских инвестиций, а специалисты этой страны - доступ к передовым научным разработкам. Несмотря на заявления Пекина, что целью работы космического центра являются мирное наблюдение и исследование космоса, китайское присутствие в Аргентине вызывает опасения США: Вашингтон рассматривает действия КНР в качестве угрозы американскому политическому, экономическому и стратегическому влиянию в латиноамериканском регионе в целом.
Одним из стратегических партнеров в Латинской Америке, с которыми Китай активно взаимодействует по вопросам космоса, является Венесуэла. В январе 2005 г. страны подписали «Меморандум о взаимопонимании по техническому сотрудничеству в области использования и исследования космического пространства в Тихом океане», который позволил вывести двусторонний диалог по космосу на новый уровень. Венесуэла стала первой страной среди латиноамериканских государств, которая заключила договор с Китаем на запуск космических аппаратов. За период с 2008 по 2017 г. стороны совместно спроектировали, разработали и запустили три спутника дистанционного зондирования («Симон Боливар» (VENESAT-1) в 2008 г., «Миранда» (VRSS-1) в 2012 г. и «Сукре» (VRSS-2) в 2017 г.) [13]. В 2022 г. власти Венесуэлы рассчитывают при поддержке Китая вывести на орбиту четвертый спутник «Гуаикайпуро», который должен будет сменить спутник «Симон Боливар» [14].
Соглашение о запуске венесуэльского спутника предполагало и обучение специалистов этой страны новым технологиям. Уже в ходе реализации первого проекта в китайских вузах прошли соответствующую подготовку 90 инженеров из Венесуэлы [15].
Сотрудничество Китая со странами Латинской Америки не ограничивается использованием территорий латиноамериканских государств для запуска китайских космических спутников. Пекин предоставляет возможность осуществить запуск космических аппаратов и со своих космических площадок. Так, в 2013 г. с китайских космодромов Сичан и Цзюцюань Боливия, Аргентина и Эк-вадрор произвели запуски своих спутников. Финансирование этих проектов проходило при участии Китайского банка развития. Предполагалось, что запуск спутников окажется катализатором для развития телекоммуникационных секторов латиноамериканских государств.
Плодотворное сотрудничество с Китаем позволило латиноамериканским странам перейти к созданию собственных организаций, занимающихся проблемами развития космоса. Так, в 2020 г. восемь государств латиноамериканского региона (Мексика, Аргентина, Боливия, Эквадор, Сальвадор, Парагвай, Перу и Колумбия) создали Космическое агентство стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ALCE). Эта организация открыта для международного диалога, включая и диалог с КНР.
Космическая дипломатия Китая в странах Латинской Америки включает разные аспекты. Наряду с созданием и запуском спутников специалисты Поднебесной занимаются подготовкой технических специалистов для латиноамериканских государств. До 75% космических проектов, реализуемых в странах Латинской Америки, финансируется Банком развития Китая. Развитие аэрокосмического сектора позволяет создать в каждой из стран Латинской Америки свыше 20 тыс. рабочих мест. Все это является ярким примером взаимодействия в области высоких технологий в рамках кооперации Юг-Юг.
Развитие и поддержка Китаем космического сектора в странах Латинской Америки не может быть расценена как шаг благотворительности. Космическая дипломатия Пекина направлена на решение многих задач для Китая в ближнесрочной и долгосрочной перспективе, включая и превращение Китая в современное, высококультурное, модернизированное социалистическое государство к 2049 г.
Китайские лидеры подчеркивают, что в ходе достижения намеченных задач Китай никогда не будет стремиться к возвышению за счет других государств [16]. В 2015 г. Государственный Совет КНР опубликовал документ Made in China 2025, в котором были определены девять приоритетных задач развития производства до 2025 г., в числе которых - осуществить прорыв в разработке аэрокосмического оборудования [17].
Для построения сильной экономики Китаю важно расширять международное экономическое взаимодействие. В стратегические планы КНР входит получение доступа к энергетическим ресурсам стран Латинской Америки. Крупнейшие латиноамериканские инициативы Китая реализуются преимущественно в двух самых богатых энергоресурсами и иными ресурсами государствах региона - Венесуэле и Бразилии, которые являются крупнейшими получателями китайских займов. Кроме того, обладая лишь 10% пахотных земель, Китай испытывает потребность в стабильном аграрном импорте из стран латиноамериканского региона. Китай входит в тройку ведущих торговых партнеров Латинской Америки, уступая лишь США и странам Евросоюза.
По мнению лидеров КНР, возвышению страны будет способствовать развитие наукоемких отраслей экономики. Китайские специалисты должны не только заниматься разработкой и освоением передовых технологий и формированием собственных центров НИОКР,
но и иметь возможность апробировать научно-технические новшества. Реализуемая Китаем космическая дипломатия в Латинской Америке отвечает всем этим задачам, дополняет развивающееся торгово-экономическое сотрудничество со странами региона и повышает конкурентоспособность КНР среди мировых лидеров в области космонавтики.
Важным дополнением к устоявшимся формам взаимодействия Китая со странами Латинской Америки стала инициатива «Один пояс - один путь» (ОПОП), провозглашенная Си Цзиньпином в 2013 г. Латиноамериканские государства пока еще слабо вовлечены в реализацию ОПОП, при этом четыре ведущие экономики региона (Бразилия, Мексика, Аргентина и Колумбия) пока не подписали соглашений о совместной реализации инициативы и занимают сдержанную позицию по этому вопросу. Продвижение инициативы позволяет Пекину индивидуально подходить к формированию отношений с каждой из стран региона, укреплять взаимовыгодную экономическую интеграцию, знакомить народы региона с культурой Китая и расширять межкультурный диалог [18].
Работа китайского руководства по активизации сотрудничества с государствами Латинской Америки определяется и необходимостью решения ряда геополитических задач. Китай стремится к укреплению всестороннего диалога преимущественно с теми странами, в политике которых в большей (Венесуэла, Эквадор, Боливия) или меньшей (Аргентина при президентстве Кристины Фернандес де Киршнер и Альберто Фернандеса) степени прослеживаются антиамериканские настроения. Даже в условиях пандемии СОУГО-19 Китай продолжает реализовывать заявленные ранее инфраструктурные и инвестиционные проекты, включая и космический сектор. Поступательное проникновение Китая на рынки стран Латинской Америки оказывает негативное влияние на положение США в этой части мира. Другой важной для себя задачей Китай видит в ослабление связей ряда латиноамериканских стран с Тайванем.
Таким образом, Китай последовательно движется к поставленной цели - стать космической державой к 2030 г. Развитие космической программы и расширение космической дипломатии Китая являются частью общей стратегии развития страны и определяются рядом факторов, включая усиление влияния КНР и ее лидера Си Цзиньпина на международной арене, укрепление международного престижа страны в разных регионах мира, в том числе в латиноамериканском, развитие научно-технических разработок, что должно привести к повышению качества образования и жизни населения в Поднебесной. Космическая дипломатия КНР в странах Латинской Америки, с одной стороны, является примером неравномерного и многоуровневого сотрудничества между сторонами, а с другой - составляющей частью укрепления КНР на международной арене.
Список источников
1. Dillow С., Lin J., Singer P.W. China's race to space domination // Popular Science. 2016. 20 Sept. URL: http://www.popsci.com/chinas-race-to-space-domination (accessed: 15.07.2021).
2. Китайцы убедительными шагами выходят на мирное освоение космоса // Жэньминь жибао онлайн. 2021. 5 июля. URL:
http://russian.people.com.cn/n3/2021/0705/c31517-9868421.html (дата обращения: 15.07.2021).
3. Harrington R. China plans to reach Mars by 2020 and eventually build a moon base // Business Insider. 2016. 22 Apr. URL:
https://www.businessinsider.com/china-plans-mars-moon-landings-2016-4 (accessed:15.07.2021).
4. Китай успешно запустил свой первый марсоход // Красная линия. 2020. 23 июля. URL: https://www.rline.tv/news/2020-07-23-kitay-uspeshno-
zapustil-svoy-pervyy-marsokhod/ (дата обращения: 15.07.2021).
5. Namrata Goswami. The Diplomat (США): чем удивит нас Китай в космосе в 2021 году? // Россия сегодня. 2021. 27 янв. URL:
https://inosmi.ru/politic/20210127/248999604.html (дата обращения: 15.07.2021).
6. Phillips T. China launches quantum satellite for 'hack-proof communications / The Guardian. 2016. 16 Aug. URL: https://www.theguardian.com/
world/2016/aug/16/china-launches-quantum-satellite-for-hack-proof-communications (accessed: 15.07.2021).
7. Cordesman A.H. Chinese Space Strategy and Developments. AHC, 2016. 33 p. URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-
public/publication/160819_Chinese_Space_Strategy_Developments.pdf (accessed: 15.07.2021).
8. Китай успешно осуществил первую 3D-печать в космосе // Жэньминь жибао онлайн. 2020. 7 мая. URL: http://russian.people.com.cn/
n3/2020/0507/c31517-9687688.html (дата обращения: 15.07.2021).
9. Recap of 2020 in Chinese Space (in 10 Points) // The China Aerospace Blog. URL: https://china-aerospace.blog/2020/12/30/a-recap-of-chinese-space-
in-2020/ (accessed: 15.07.2021).
10. China's Policy Paper on Latin America and the Caribbean // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 2016. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1418254.shtml (accessed: 15.07.2021).
11. Китайско-бразильский спутник для исследования георесурсов сдан в эксплуатацию // Жэньминь жибао онлайн. 2015. 15 июля. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0715/c31517-8920886.html (дата обращения: 15.07.2021).
12. Garrison C. China's military-run space station in Argentina is a 'black box' // Reuters. 2019. 31 Jan. URL: https://www.reuters.com/article/us-space-argentina-china-insight-idUSKCN1PP0I2 (accessed: 15.07.2021).
13. Garcia S. Venezuela and China share knowledge on space cooperation // News. 2019. 30 July. URL: http://www.mppre.gob.ve/en/ 2019/07/03/venezuela-china-space-cooperation/ (accessed: 15.07.2021).
14. Petrunina Zh.V., Shusharina G.A. China's Policy in Venezuela: Mechanisms for Strengthening Relations in the Long-Term Perspective // The Chinese state at the final stage of building a "moderately prosperous society" : materials of the annual scientific conference of the Center for Political Research and Forecasts / IFES RAS. 2020. P. 255-265.
15. Barbosa R.C. China launch VENESAT-1 - debut bird for Venezuela // NACA.Spaceflight.com. 2008. 29 Oct. URL: https://www.nasaspaceflight.com/ 2008/10/china-launch-venesat/ (accessed: 15.07.2021).
16. Xi's speech at first session of 13th NPC to be published // ChinaDaily.com.cn. 2020. 15 May. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/ 202005/15/WS5ebe530ca310a8b2411560a2.html (accessed:15.07.2021).
17. «Made in China 2025» plan issued // The State Council. The People's Republic of China. 2015. 19 May. URL: http://english.www.gov.cn/policies/ latest_releases/2015/05/19/content_281475110703534.htm (accessed:15.07.2021).
18. Гарбарт М.И. «Мягкая сила» КНР в Латинской Америке в контексте реализации инициативы «Один пояс, один путь» // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. .№ 66. С. 79-85.
References
1. Dillow, С., Lin, J. & Singer, P.W. (2016) China's race to space domination. [Online] Available from: http://www.popsci.com/chinas-race-to-space-
domination (Accessed: 15th July 2021).
2. Zhen'min' zhibao onlayn. (2021) Kitaytsy ubeditel'nymi shagami vykhodyat na mirnoe osvoenie kosmosa [Chinese with convincing steps go to peace-
ful space exploration]. [Online] Available from: http://russian.people.com.cn/n3/2021/0705/c31517-9868421.html (Accessed: 15th July 2021).
3. Harrington, R. (2016) China plans to reach Mars by 2020 and eventually build a moon base. [Online] Available from:
https://www.businessinsider.com/china-plans-mars-moon-landings-2016-4 (Accessed: 15th July 2021).
4. Krasnaya liniya. (2020) Kitay uspeshno zapustil svoy pervyy marsokhod [China successfully launched its first Mars rover]. [Online] Available from:
https://www.rline.tv/news/2020-07-23-kitay-uspeshno-zapustil-svoy-pervyy-marsokhod/_(Accessed: 15th July 2021).
5. Namrata Goswami. (2021) The Diplomat (SShA): chem udivit nas Kitay v kosmose v 2021 godu? [The Diplomat (USA): how will China surprise
us in space in 2021?]. Rossiya segodnya. 27th January. [Online] Available from: https://inosmi.ru/politic/20210127/248999604.html_(Accessed: 15th July 2021).
6. Phillips, T. (2016) China launches quantum satellite for 'hack-proof' communications. The Guardian. 16th August. [Online] Available from:
https://www.theguardian.com/world/2016/aug/16/china-launches-quantum-satellite-for-hack-proof-communications_(Accessed: 15th July 2021).
7. Cordesman. A.H. (2016) Chinese Space Strategy and Developments. [Online] Available from: https://espas.secure.europarl.europa.eu/orbis/
sites/default/files/generated/document/en/160819_Chinese_Space_Strategy_Developments.pdf (Accessed: 15th July 2021).
8. Zhen'min' zhibao onlayn. (2020) Kitay uspeshno osushchestvil pervuyu 3D-pechat' v kosmose [China successfully carries out the first 3D printing
in space]. 7th May. [Online] Available from: http://russian.people.com.cn/n3/2020/0507/c31517-9687688.html (Accessed: 15th July 2021).
9. The China Aerospace Blog. (2020) Recap of 2020 in Chinese Space (in 10 Points). [Online] Available from: https://china-
aerospace.blog/2020/12/30/a-recap-of-chinese-space-in-2020/ (Accessed: 15th July 2021).
10. Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. (2016) China's Policy Paper on Latin America and the Caribbean. [Online] Available from: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1418254.shtml (Accessed: 15th July 2021).
11. Zhen'min' zhibao onlayn. (2015) Kitaysko-brazil'skiy sputnik dlya issledovaniya georesursov sdan v ekspluatatsiyu [Sino-Brazilian satellite for exploration of georesources put into operation]. 15th July. [Online] Available from: http://russian.people.com.cn/n/2015/0715/c31517-8920886.html (Accessed: 15th July 2021).
12. Garrison, C. (2019) China's military-run space station in Argentina is a 'black box'. Reuters. 31st January. [Online] Available from: https://www.reuters.com/article/us-space-argentina-china-insight-idUSKCN1PP0I2 (Accessed: 15th July 2021).
13. Garcia, S. (2019) Venezuela and China share knowledge on space cooperation. News. 30th July. [Online] Available from: http://www.mppre.gob.ve/en/2019/07/03/venezuela-china-space-cooperation/ (Accessed: 15th July 2021).
14. Petrunina, Z.V. & Shusharina, G.A. (2020) China's Policy in Venezuela: Mechanisms for Strengthening Relations in the Long-Term Perspective. The Chinese state at the final stage of building a "moderately prosperous society". Proc. of the Conference of the Center for Political Research and Forecasts / IFES RAS. pp. 255-265.
15. Barbosa, R.C. (2008) China launch VENESAT-1 - debut bird for Venezuela. NACA.Spaceflight.com. 29th October. [Online] Available from: https://www.nasaspaceflight.com/2008/10/china-launch-venesat/ (Accessed: 15th July 2021).
16. ChinaDaily. com.cn. (2020) Xi's speech at first session of 13th NPC to be published. 29th October. [Online] Available from: https://www.chinadaily.com.cn/a/202005/15/WS5ebe530ca310a8b2411560a2.html (Accessed: 15th July 2021).
17. The State Council. The People's Republic of China. (2015) "Made in China 2025" plan issued. 19th May. [Online] Available from: http://english.www.gov.cn/policies/ latest_releases/2015/05/19/content_281475110703534.htm (Accessed: 15th July 2021).
18. Garbart, M.I. (2020) Chinese soft power in in Latin America in context of "One Belt, One Road" implementation. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 66. pp. 79-85. (In Russian) DOI: 10.17223/19988613/66/10
Сведения об авторах:
Петрунина Жанна Валерьяновна - доктор исторических наук, профессор кафедры «История и культурология» Комсомоль-ского-на-Амуре государственного университета (Комсомольск-на-Амуре, Россия). E-mail: [email protected] Шушарина Галина Алексеевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Комсомольского-на-Амуре государственного университета (Комсомольск-на-Амуре, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
Petrunina Zhanna V. - Dr. of History, Professor of History and Culture Studies Department of Komsomolsk-na-Amure State University (Komsomolsk-na-Amure, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Shusharina Galina A. - Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Linguistics and Intercultural Communication Department of Komsomolsk-na-Amure State University (Komsomolsk-na-Amure, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.07.2021 ; принята к публикации 12.09.2024 The article was submitted 20.07.2021; accepted for publication 12.09.2024