Научная статья на тему 'Космическая музыка в концепциях Пифагора'

Космическая музыка в концепциях Пифагора Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
521
88
Поделиться

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рожкина Н.Р., Рымарчук А.А., Ланденок А.В.

Рассмотрено пифагорейское учение о гармонии сфер, теоретически и научно обосновавшее законы гармонических отношений и музыку как точную науку.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рожкина Н.Р., Рымарчук А.А., Ланденок А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Космическая музыка в концепциях Пифагора»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ние космоса - этой «провинции всего человечества» - продолжается нарастающими темпами.

Библиографические ссылки

1. Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о вселенной. М. : Наука, 1975.

2. Глушко В. П. Космонавтика. М. : Сов. эн-цикл., 1970.

3. Зотов В. С., Костин А. В. Циолковский в воспоминаниях современников. М. : Тула, 1971.

4. Семенова А. В. Земля и Вселенная // Науч.-попул. журнал Рос. акад. наук и астрономо-геодезич. общества. 1973. № 3 (96). С. 34-36.

© Резанова Е., Бродецкая Н. А., Ланденок А. В., 2010

УДК 130.2

Н. Р. Рожкина, А. А. Рымарчук Научный руководитель - А. В. Ланденок Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В КОНЦЕПЦИЯХ ПИФАГОРА

Рассмотрено пифагорейское учение о гармонии сфер, теоретически и научно обосновавшее законы гармонических отношений и музыку как точную науку.

Гармония сфер (от греч. harmonía - «гармония» и sphaíra - «шар») или музыка сфер - представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет септенера (семерке видимых невооруженным глазом планет) и планетных «сфер» в рамках геоцентрических представлений; шире - о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической традиции [1].

Возможно, что первым объектом, в котором человек стремился открыть законы бытия и гармонии, был небосклон. Именно наблюдение над неизменными и вечными звездами впервые привело человека к мысли о том, что в мире существует порядок и гармония. Поэтому мудрецы считали музыку священным искусством, в ней видящий может узреть картину мира, а в сфере музыки мудрый может объяснить природу работы Вселенной [4].

Учение о числовых соотношениях между планетами и связующей их тонической системе возникло на Древнем Востоке. Подобные концепции засвидетельствованы для «халдейской» традиции (Плутарх), египетской (Диодор Сицилийский) и, особенно, китайской (например, соответствие пяти нот китайской гаммы принципу 5 элементов - «усин»). Если древние китайцы, индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор, поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания [1].

Пифагор Самосский (ок. 570 - ок. 490 до н. э.) -древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Основные интересы его заключались в философии, математике, музыкальная гармонии, этике и политике. Значительные идеи: музыка сфер, пифагорейский строй и теорема Пифагора [3].

Однажды, размышляя над проблемами гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника,

который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Он вошёл в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и прикладывания в уме их веса вернулся в собственный дом, сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые. К первой из них прикрепил вес в 12 фунтов, ко второй - в 9, к третей - в 8, и к четвертой - в 6 фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков, которые использовал медник.

Когда он сокращал вдвое колеблющуюся часть струны путем нажатия пальцем на её середину, то звучание было на октаву (1/2) выше в сравнении с тем, что было слышно при колебании всей струны. Звук квинты (2/3) возникал при сокращении длины струны до двух третей, а кварты (3/4) трех четвертей. Используя эти три основные отношения интервалов, Пифагор получил весь натуральный музыкальный строй. По его теории число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. От музыкально-числовой структуры космоса Пифагор пришел к созданию гармонии сфер.

Философ проникся идеей числовой гармонии мира после того как сделал первое открытие в области акустики о связи между длиной струны музыкальных инструментов и частотой (высотой) звука. Исходя из общепринятого уже представления о мире, космосе как живом, огненном и дышащим шаровидном теле, и из астрономических наблюдений, Пифагор отмечает в движении небесных тел геометрическую правильность движения, ритмичность и гармонию небесных тел, которым присущи постоянные числовые соотношения.

Секция «Место России в процессе освоения космоса »

Пифагорейцы давали имена различным нотам диатонической шкалы, исходя из скорости и величины планетарных тел. Теория, что планеты при своем вращении вокруг Земли производят определенные звуки, отличающиеся друг от друга в зависимости от величины, быстроты движения тел и их удаления, была общепринятой у греков. Так Сатурн, как наиболее удаленная планета, давал самый низкий звук, а Луна, ближайшая планета, самый высокий.

Наиболее величественной и известной спекуляцией Пифагора являлись размышления о сидерических гармониях. Он рассматривал Вселенную как громадный монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним - к абсолютной материи, то есть струна натянута между небом и землей. Считая внутрь от периферии небес, Пифагор разделил Вселенную, согласно одним авторитетам, на 9 частей, согласно другим, - на 12. Если верить последним, то: первая сфера была эмпириями (сферой неподвижных звезд, которая являлась обиталищем бессмертных), со второй по двенадцатую были сферы по порядку - Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны, огня, воздуха, воды и земли.

Греки также осознавали фундаментальное соотношение между отдельными сферами семи планет и семью священными гласными звуками. Первые небеса произносят священный гласный звук А (Альфа), вторые небеса - священный звук Е (Эпсилон), третьи - Н (Эта), четвертые I (Иота), пятые - О (Омикрон), шестые - Y (Ипсилон), седьмые - священную гласную ^ (Омега). Когда семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца [2].

В учении Пифагора гармония сфер имела глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл, поскольку душа тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным «отображением» небесной, игра на ней - приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину, музыка производила в душе катарсис (возвышение, очищение, оздоровление) и являлась медициной духа. Для Пифагора и его учеников понятие «музыка сфер» было не просто метафорой. По преданию, великий философ и в самом деле обладал способностью слышать, как плывут планеты по своим небесным орбитам.

Таким образом, образ гармонии сфер, перспективно протранслированный в будущее творчеством неопифагорейцев и неоплатоников, доминировал в течение длительного времени не только в астрономии (Кеплер), но и в эстетике и искусстве Европы средневековья и Нового времени (Гете, немецкие романтики, Шекспир и другие).

Библиографические ссылки

1. О Гармонии сфер // Астрологический сайт. URL: http://www. 1astrolog.ru/articles/history/garmo-ny.html.

2. Бореев Г. Пришельцы из Шамбалы. М. : Гиперборея, 2007.

3. Пифагор // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/779.

4. Хан Х И. Мистицизм звука. М. : Сфера, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Рожкина Н. Р., Рымарчук А. А., Ланденок А. В., 2010

УДК 159.955

Д. В. Старикова, А. А. Коцюба Научный руководитель - А. В. Ланденок Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Рассмотрены три культурно - исторических вида мышления, основные черты и причины появления каждого, а также предпосылки формирования четвертого типа сознания - космического мышления и его отличия от предыдущих видов.

Мышление рассматривается как процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, заключающийся в познании сущности и закономерностей вещей и явлений. В свою очередь познание - процесс приобретения знаний об объективном мире. А знание представляет собой информацию, попадающую в культурное поле конкретной эпохи и конкретного пространства. Таким образом, познание - это систематизированное, упорядоченное и некоторым образом объясненное знание.

На рубеже Х1Х-ХХ веков следует отметить два основных направления в познании: научное и вне-научное (метанаучное, сверхнаучное). Научное на-

правление включает в себя главным образом эмпирическую материалистическую науку и экспериментальный способ познания. Метанаучная система познания пользуется умозрением или свидетельством, шедшим через духовный мир человека из инобытия или из пространства материи иных состояний и измерений. Эта информация носила пророческий характер. Сны, видения и другие свидетельства, несмотря на субъективный канал взаимодействия, носят вполне объективный и практический характер. Иными словами, метанаучное познание, пронизанное космизмом, существует в духовном пространстве, границы которого шире, нежели те, что обычно