Научная статья на тему 'Процесс становления космического мышления и его особенности'

Процесс становления космического мышления и его особенности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Старикова Д.В., Коцюба А.А., Ланденок А.В.

Рассмотрены три культурно исторических вида мышления, основные черты и причины появления каждого, а также предпосылки формирования четвертого типа сознания космического мышления и его отличия от предыдущих видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс становления космического мышления и его особенности»

Секция «Место России в процессе освоения космоса »

Пифагорейцы давали имена различным нотам диатонической шкалы, исходя из скорости и величины планетарных тел. Теория, что планеты при своем вращении вокруг Земли производят определенные звуки, отличающиеся друг от друга в зависимости от величины, быстроты движения тел и их удаления, была общепринятой у греков. Так Сатурн, как наиболее удаленная планета, давал самый низкий звук, а Луна, ближайшая планета, самый высокий.

Наиболее величественной и известной спекуляцией Пифагора являлись размышления о сидерических гармониях. Он рассматривал Вселенную как громадный монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним - к абсолютной материи, то есть струна натянута между небом и землей. Считая внутрь от периферии небес, Пифагор разделил Вселенную, согласно одним авторитетам, на 9 частей, согласно другим, - на 12. Если верить последним, то: первая сфера была эмпириями (сферой неподвижных звезд, которая являлась обиталищем бессмертных), со второй по двенадцатую были сферы по порядку - Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны, огня, воздуха, воды и земли.

Греки также осознавали фундаментальное соотношение между отдельными сферами семи планет и семью священными гласными звуками. Первые небеса произносят священный гласный звук А (Альфа), вторые небеса - священный звук Е (Эпсилон), третьи - Н (Эта), четвертые I (Иота), пятые - О (Омикрон), шестые - Y (Ипсилон), седьмые - священную гласную ^ (Омега). Когда семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца [2].

В учении Пифагора гармония сфер имела глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл, поскольку душа тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным «отображением» небесной, игра на ней - приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину, музыка производила в душе катарсис (возвышение, очищение, оздоровление) и являлась медициной духа. Для Пифагора и его учеников понятие «музыка сфер» было не просто метафорой. По преданию, великий философ и в самом деле обладал способностью слышать, как плывут планеты по своим небесным орбитам.

Таким образом, образ гармонии сфер, перспективно протранслированный в будущее творчеством неопифагорейцев и неоплатоников, доминировал в течение длительного времени не только в астрономии (Кеплер), но и в эстетике и искусстве Европы средневековья и Нового времени (Гете, немецкие романтики, Шекспир и другие).

Библиографические ссылки

1. О Гармонии сфер // Астрологический сайт. URL: http://www. 1astrolog.ru/articles/history/garmo-ny.html.

2. Бореев Г. Пришельцы из Шамбалы. М. : Гиперборея, 2007.

3. Пифагор // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/779.

4. Хан Х И. Мистицизм звука. М. : Сфера, 1997.

© Рожкина Н. Р., Рымарчук А. А., Ланденок А. В., 2010

УДК 159.955

Д. В. Старикова, А. А. Коцюба Научный руководитель - А. В. Ланденок Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Рассмотрены три культурно - исторических вида мышления, основные черты и причины появления каждого, а также предпосылки формирования четвертого типа сознания - космического мышления и его отличия от предыдущих видов.

Мышление рассматривается как процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, заключающийся в познании сущности и закономерностей вещей и явлений. В свою очередь познание - процесс приобретения знаний об объективном мире. А знание представляет собой информацию, попадающую в культурное поле конкретной эпохи и конкретного пространства. Таким образом, познание - это систематизированное, упорядоченное и некоторым образом объясненное знание.

На рубеже Х1Х-ХХ веков следует отметить два основных направления в познании: научное и вне-научное (метанаучное, сверхнаучное). Научное на-

правление включает в себя главным образом эмпирическую материалистическую науку и экспериментальный способ познания. Метанаучная система познания пользуется умозрением или свидетельством, шедшим через духовный мир человека из инобытия или из пространства материи иных состояний и измерений. Эта информация носила пророческий характер. Сны, видения и другие свидетельства, несмотря на субъективный канал взаимодействия, носят вполне объективный и практический характер. Иными словами, метанаучное познание, пронизанное космизмом, существует в духовном пространстве, границы которого шире, нежели те, что обычно

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

имеются в распоряжении у эмпирической науки, действующей в трехмерном поле плотной материи [2, с. 55-56].

Общеизвестно, что человечество в своей истории прошло через три вида мышления или сознания -это мифологическое, религиозное, научное. Каждый вид формировался в глубинах предыдущего. Следует отметить, что у мифологического сознания не было основы в виде предыдущего мышления. Основными характеристиками мифологического мышления являются его целостность, образность, мудрая глубина этой образности и загадочный язык символов. Удивительно, что мифологические знания оказались общими для народов, удаленных друг от друга на большие расстояния. Имеет место гипотеза, что изначальная мифологическая информация является космической информацией, пришедшей на Землю из инобытия и заложившей фундаментальные знания и основные виды мышления [5].

Религиозное мышление четко разделяет начало правящее (Бог, связывающий человека с Высшим) и начало подчиненное (человек). Яркий пример - это католичество, где церковь представляет Бога на земле и наделена правом говорить и действовать от Его имени. Сложно переоценить роль инквизиции, которая не только олицетворяла собой борьбу церкви за веру, но и преследовала инакомыслие во всех его проявлениях. Произвол церкви и рост феодального гнета способствовали появлению и развитию свободомыслия, отразившегося в Великой французской революции (1789-1799) и положившего начало освобождению научного мышления от теологических тенденций Средневековья. Откровенный атеизм, механистический материализм, отсутствие космической концепции в теории познания - вот основные черты нового научного мышления. Парадоксально, что тем самым, церковь сама перерезала связь научного мышления с Высшим.

Конец XIX - начало XX века отмечен таким знаменательным и поворотным событием, как Духовная революция в России. Ее результатом является Серебряный век - период небывалого расцвета искусства, литературы и философии. Суть Духовной революции заключалась в энергетических процессах, происходящих внутри самого человека, связывая воедино земное и небесное. Именно в рамках Духовной революции формировалось новое космическое мышление, в основе которого лежал синтез научного и вненаучного способов познания.

Изучением проблем духовного развития личности занимались философы Серебряного века (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и другие). В центре их внимания был человек, и его духовное состояние, а также философы пытались оценить значимость Высшего в судьбе человека [1, с. 18-20].

В 20-х годах XX века наметился кризис естественных наук. Поэтому мысли древних мудрецов о взаимодействии человека и Космоса, о фундамен-

тальном единстве макро- и микрокосма вновь стали актуальны, а накопления метанаучных областей знаний - вновь востребованы. На помощь пришли такие ученые как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Альберт Эйнштейн.

Первой работой, отражающей основные принципы космического мышления, является учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере («Научная мысль как планетное явление»). Ноосфера - высшая ступень развития биосферы, по Вернадскому, ноосфера - результат сознательной мыслительной деятельности человека.

Огромную популярность получили суждения К. Э. Циолковского о Космосе, о наличии в нем разумных сил, о воле Вселенной. «Воля человека, -утверждал он, - и всяких других существ - высших и низших - есть только проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения - есть только голос Вселенной» [3, с. 14].

Исследования А. Л. Чижевского о взаимодействии организмов людей и Солнца, в основе которых лежит идея целостности человека и Космоса, поистине бесценны. «Из сказанного следует заключить, что есть некоторая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служит лучшим указанием на эту силу» [4, с. 52] - утверждал А. Л. Чижевский.

Подводя итоги, можно сказать, что космический тип мышления рассматривает Космос как особого рода энергию и пропагандирует идею множественности материй; утверждает, что человек - часть Космоса и Космос - часть человека, микро- и макрокосм отличаются целостностью, а также, что через такое понятие как Дух, человек может связаться с Космосом; показывает взаимосвязь Космоса и бытия человека. Результатом может стать изменение сознания человека, улучшение качества его жизни, и скачок в поступательном развитии человечества в целом.

Библиографические ссылки

1. Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский) : дис. ... канд. филос. наук/Н. В. Башкова. Тула, 2004.

2. Бряник Н. В. Космизм как мировоззрение науки нового тысячелетия. // Известия Уральск. гос. унта. 1999. № 12. С. 55-59.

3. Циолковский К. Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга, 1928.

4. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.

5. Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. URL: http://lib.roerich-museum.ru.

© Старикова Д. В., Коцюба А. А., Ланденок А. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.