Научная статья на тему 'Коррупция: юридическое понимание через признаки'

Коррупция: юридическое понимание через признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / выгода имущественного характера / выгода неимущественного характера / коррупция в правоохранительных ведомствах / коррупция в полиции / противодействие коррупции / борьба с коррупцией / антикоррупционное законодательство / антикоррупционные меры / corruption / property benefits / non-property benefits / corruption in law enforcement agencies / police corruption / anti-corruption / fight against corruption / anti-corruption legislation / anti-corruption measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев, Николай Алексеевич Игошин

Коррупция – это одно из явлений, способных порождать кризисные состояния в различных областях общественного развития каждого государства, в первую очередь, это касается политики, экономики, государственного управления, а также является одной из ключевых предпосылок существования организованной преступности. Таким образом, знание природы, причин возникновения и условий, способствующих существованию коррупции в сегодняшних реалиях, позволит ввести меры, которые должны ограничить возможности ее дальнейшего распространения и отрицательного влияния на прогрессивное развитие России. В научной статье авторами проанализированы признаками, характеризующие коррупцию как правовую категорию: 1) действия/бездействие должностного лица, направленные на получение благ, совершены умышленно, при этом лицо, совершившее это правонарушение, осознавало противоправный характер своих поступков; 2) действия/бездействие должностного лица государственного органа могут быть правомерными и не иметь вредных последствий; 3) деяния должностного лица совершаются по договоренности или согласию сторон; 4) деяния должны быть совершены лицом, уполномоченным на выполнение функций государства; 5) наличие причинной связи между деяниями и последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption: legal understanding through signs

Corruption is one of the phenomena that can give rise to crises in various areas of social development of each state, primarily in politics, economics, public administration, and is also one of the key prerequisites for the existence of organized crime. Thus, knowledge of the nature, causes and conditions conducive to the existence of corruption in today’s realities will make it possible to introduce measures that should limit the possibility of its further spread and negative impact on the progressive development of Russia. In the scientific article, the authors analyzed the signs that characterize corruption as a legal category: 1) the actions/inactions of an official aimed at obtaining benefits were committed intentionally, while the person who committed this offense was aware of the illegal nature of his actions; 2) actions/inaction of an official of a government body may be lawful and not have harmful consequences; 3) the actions of an official are committed by agreement or consent of the parties; 4) the acts must be committed by a person authorized to perform the functions of the state; 5) the presence of a causal relationship between actions and consequences.

Текст научной работы на тему «Коррупция: юридическое понимание через признаки»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 342.35

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-19-22 EDN: https://elibrary.ru/svrbxu NIION: 2015-0066-6/23-844 MOSURED: 77/27-011-2023-06-043

Александр Анатольевич Беженцев1, Николай Алексеевич Игошин2

1,2 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Аннотация. Коррупция - это одно из явлений, способных порождать кризисные состояния в различных областях общественного развития каждого государства, в первую очередь, это касается политики, экономики, государственного управления, а также является одной из ключевых предпосылок существования организованной преступности. Таким образом, знание природы, причин возникновения и условий, способствующих существованию коррупции в сегодняшних реалиях, позволит ввести меры, которые должны ограничить возможности ее дальнейшего распространения и отрицательного влияния на прогрессивное развитие России. В научной статье авторами проанализированы признаками, характеризующие коррупцию как правовую категорию: 1) действия/бездействие должностного лица, направленные на получение благ, совершены умышленно, при этом лицо, совершившее это правонарушение, осознавало противоправный характер своих поступков; 2) действия/бездействие должностного лица государственного органа могут быть правомерными и не иметь вредных последствий; 3) деяния должностного лица совершаются по договоренности или согласию сторон; 4) деяния должны быть совершены лицом, уполномоченным на выполнение функций государства; 5) наличие причинной связи между деяниями и последствиями.

Ключевые слова: коррупция, выгода имущественного характера, выгода неимущественного характера, коррупция в правоохранительных ведомствах, коррупция в полиции, противодействие коррупции, борьба с коррупцией, антикоррупционное законодательство, антикоррупционные меры

Для цитирования: Беженцев А. А., Игошин Н. А. Коррупция: юридическое понимание через признаки II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 19-22. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-19-22. ЕБ№ ЗУИВХи.

Alexander A. Bezhentsev1, Nikolay A. Igoshin2

12 Northwestern Institute ofManagement of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Abstract. Corruption is one of the phenomena that can give rise to crises in various areas of social development of each state, primarily in politics, economics, public administration, and is also one of the key prerequisites for the existence of organized crime. Thus, knowledge of the nature, causes and conditions conducive to the existence of corruption in today's realities will make it possible to introduce measures that should limit the possibility of its further spread and negative impact on the progressive development of Russia. In the scientific article, the authors analyzed the signs that characterize corruption as a legal category: 1) the actions/inactions of an official aimed at obtaining benefits were committed intentionally, while the person who committed this offense was aware of the illegal nature of his actions; 2) actions/inaction of an official of a government body may be lawful and not have harmful consequences; 3) the actions of an official are committed by agreement or consent of the parties; 4) the acts must be committed by a person authorized to perform the functions of the state; 5) the presence of a causal relationship between actions and consequences.

© Беженцев А. А., Игошин H. A., 2023

№6/ 2023 Bulletin of economic security__- 19

Коррупция: юридическое понимание через признаки

Original article

Corruption: legal understanding through signs

Keywords: corruption, property benefits, non-property benefits, corruption in law enforcement agencies, police corruption, anti-corruption, fight against corruption, anti-corruption legislation, anti-corruption measures

For citation: Bezhentsev A. A., Igoshin N. A. Corruption: legal understanding through signs. Bulletin of economic security. 2023;(6):19-22. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-19-22. EDN: SVRBXU.

Коррупция известна в истории с давних времен. Как свидетельствуют исторические источники, она возникла вместе с появлением государства и созданием органа, наделенного властно-управленческими полномочиями. Во все времена своего существования это явление имеет характерные особенности - оно вредно в правовом, социальном, экономическом, управленческом, нравственном и других аспектах.

Из-за своей многогранности коррупция является одним из тех явлений, которые со времен возникновения и изучения имели различные научные подходы к его правовому и научному определению, пониманию ее сущности. Отсутствие обобщенного понятия «коррупции» объясняется особенностями правовой культуры, связанной традициями разных стран мира, особенностями развития законодательства, а также различным восприятием одного и того же действия обществами отдельных стран. Имеется в виду особенности местной ментальности, национально-культурных традиций, развития гражданского общества и других факторов. Так в некоторых странах непредусмотренная нормами права благодарность должностному лицу за предоставленную услугу является обязательным условием (традицией), в то время как в других странах такие действия воспринимаются как противоправное проявление со стороны личности.

Негативное влияние коррупции на прогрессивные процессы в России как демократического государства выражается в том, что подозрение в коррупционных деяниях или наличии фактов коррупции в стране ставят под сомнение авторитет государства перед мировым сообществом. В экономической сфере коррупция создает негативное отношение потенциальных инвесторов и иностранных партнеров к целесообразности развития бизнеса, что приводит к уменьшению уровня качества услуг и товаров, отсутствию конкуренции среди производителей продукции.

Коррупция нивелирует соблюдение в государстве принципов верховенства права, эффективной деятельности и взаимодействия государственных органов власти. Бесспорно то, что это явление негативно сказывается на системе государственного управления, принципах ее осуществления, порождает пренебрежение населения к аппарату государственной службы, приводит к упадку авторитета государственной власти. Основная угроза коррупции заключается в разрушении политической системы. Когда государство не выполняет своих функций, в нем не соблюдаются принципы законности и верховенства права, когда интересы отдельных лиц властвуют над интересами общества и государства, когда стремительно падает уровень доверия граждан к властным структурам, наступает «кризис легитимности» и вследствие

этого разрушается политическая система, основанная на праве, связях между государством и обществом.

Коррупция представляет угрозу демократии в государстве, поскольку некоторые должностные лица, таким образом, обеспечивают собственные интересы и интересы приближенных к себе лиц, пренебрегая интересами государства и его граждан. Из таких условий деятельность власти противоречит интересам государства, что приводит к ее отграничению от граждан и общества.

Изучение проблемы коррупции, требует определения сущности этого явления и его обязательных составляющих элементов - признаков коррупции. Исследование коррупции возможно не только как категории правовой и юридической, но и как категории социальной, политической, философской, что позволит определить место и роль в социальных процессах, а также ее влияние на развитие государства и общественных отношений. Проблема определения содержания понятия коррупция имеет важное теоретическое и практическое значение [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Ее решение позволяет определиться с правовой сущностью коррупции, кругом деяний, охватываемых этим понятием, отграничением коррупции от других общественно опасных явлений, таких как организованная и экономическая преступность, с целью надлежащей юридической квалификации, а также разработки действенных мер ее превенции.

По мнению авторов научной статьи, признаками, характеризующими коррупцию как правовую категорию являются:

1) Действия/бездействие должностного лица, направленные на получение благ, совершены умышленно, при этом лицо, совершившее это правонарушение, осознавало противоправный характер своих поступков.

2) Действия/бездействие должностного лица государственного органа могут быть правомерными и не иметь вредных последствий.

3) Деяния должностного лица совершаются по договоренности или согласию сторон.

4) Деяния должны быть совершены лицом, уполномоченным на выполнение функций государства.

5) Наличие причинной связи между деяниями и последствиями.

1. Первый признак коррупции, характеризует, что действия/бездействие должностного лица совершены умышленно. По своей сути и природе правонарушение по признакам коррупции не может быть совершено по неосторожности. Побуждающим фактором к противоправным деяниям является умысел. Умысел - одна из форм вины в праве, заключающаяся в специфическом проявлении сознания и воли личности в совершаемом правонарушении. Противоправное деяние признается совершенным умышленно, когда лицо, совершившее

JURISPRUDENCE

его, осознавало противоправный характер своего деи-ствия/бездействия, предусматривало его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Прямой умысел имеет место, когда лицо осознавало общественно опасный характер своего действия/бездействия, предусматривало его общественно опасные последствия и желало их наступления. Волевой признак прямого умысла - это желание личности, чтобы наступили предполагаемые последствия его действия/бездействия. Косвенным умыслом считается такое деяние, когда лицо сознавало общественно опасный характер своего деяния (действия/бездействия), предусматривало его общественно опасные последствия, сознательно предполагало их наступление, но определенно лицо не знало какие это будут общественно опасные последствия. Следовательно, признаком коррупции является то, что должностное лицо осознает противоправный характер своей деятельности, предусматривает и желает наступления последствий от своего поведения и сознательно действует таким образом, что действия лица-коррупционера совершаются намеренно.

2. Характерные черты коррупции, отнесенные ко второму признаку, согласно которому действия/бездействие должностного лица могут не иметь вредных последствий и правомерны, заключаются в том, что правомерное поведение выражается в деяниях, когда обеспечиваются права и обязанности граждан, в социально-правовой активности, которая отвечает правовым требованиям, способствующим соблюдению законности и правопорядка. Но содержание подобных деяний имеет противоправный характер, поскольку они общественно вредны, так как наносят вред авторитету государственных органов и системе органов государственной власти их должностным лицам.

Деяния должностного лица в пределах занимаемой должности как коррупционные необходимо квалифицировать тогда, когда должностное лицо, исполняя обязанности, определенные должностной инструкцией, сознательно получает за это выгоды, льготы, преимущества имущественного и неимущественного характера. При этом в случае непредоставления от заинтересованной стороны указанных благ это должностное лицо обязано было бы выполнить определенную работу в те же сроки и с такими же характерными признаками такого вида деятельности, как и при условии незаконного получения им благ. Нарушение должностного лица заключается в получении им незаконного вознаграждения за свою профессиональную деятельность, хотя оно осуществляется в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями. В случае если внешне деяние должностного лица выглядит как правомерное, соответствующее определенной процедуре и порядку выполнения такого рода деятельности, но по неосведомленности заинтересованной стороны в процедуре выполнения определенных действий или оказании услуги должностным лицом, заинтересованная сторона прибе-

гает к договоренностям с этим же должностным лицом о выполнении необходимого действия в установленные сроки, то это будет являться коррупцией. При этом договоренные сроки общеобязательны для такого рода работ или услуг. Поэтому фактически должностное лицо получает незаконное вознаграждение за свои обязанности, которые им исполнены в соответствии с правовыми актами. Подобные правонарушения являются самой сложной категорией деяний для раскрытия соответствующими подразделениями правоохранительных органов. Как правило, большая их часть остается без внимания и не отражается в статистических учетах.

3. Третий признак коррупции - это действия или воздержание от выполнения определенных действий должностным лицом осуществляется по договоренности или согласию сторон. Коррупция всегда является следствием договоренностей, которые достигаются в целях удовлетворения интересов и потребностей всех субъектов этих отношений.

Участниками этой договоренности являются -с одной стороны лицо государственного органа, уполномоченное на выполнение функций государства, с другой стороны физическое лицо, представляющее свои собственные интересы или интересы группы физических лиц, физическое лицо, представляющее интересы юридического лица или нескольких юридических лиц. Предметом договоренности указанных выше сторон есть определенные действия должностного лица, или бездействие или другое его поведение, но обязательно в интересах другой стороны. Соглашение сторон также включает в себя порядок выполнения должностным лицом определенных действий, принятие решения в пользу заинтересованной стороны, а также способ и форму вознаграждения (благодарности) за проделанную работу.

Возможны случаи, когда стороны такой договоренности не обсуждают условия вознаграждения за определенные действия/бездействие должностного лица. В таких случаях имеют место дружеские отношения, деловые отношения, взаимная помощь и поддержка в подобных случаях, расчет взаимовыгодных отношений в будет дальнейшем.

4. Четвертым признаком коррупции является наличие у субъекта этого правонарушения полномочий на выполнение распорядительно-властных функций. Для должностного лица характерным признаком является занятие руководящей должности, наделяющей правом выполнять юридически-властные действия, которые распространяются на подчиненных лиц. Для деятельности должностного лица характерно: а) осуществление руководства подчиненными по службе лицами;

б) право применять меры служебного воздействия;

в) оно наделено правом совершать действия, приводящие к наступлению определенных юридических последствий, в связи с этим должностное лицо несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, возложенных науправляемое им подразделение.

№ 6 / 2023

Bulletin of economic security

21

Таким образом, к должностному лицу государственной службы относят государственного служащего, который с целью управления государственным органом или его подразделением, а также представительства его интересов во внешних отношениях наделен государственно-властными полномочиями и правомочен совершать служебные юридически значимые действия.

5. Пятым признаком коррупции является наличие причинной связи между действиями/бездействием должностного лица государственного органа, уполномоченного на выполнение функций государства, и последствиями, ставшими результатом этих деяний. Причинная связь - это объективная связь между явлениями, когда одно явление (причина) нарушает, обуславливает возникновение другого явления (следствия). Установление причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями в ряде случаев не составляет труда, поскольку она очевидна. Но установление причинно-следственная связь может быть усложнено разными обстоятельствами, что требует специальных знаний и проведения экспертиз.

Предлагаемые признаки дадут возможность качественно квалифицировать противоправные деяния с признаками коррупции, что позволит минимизировать данные деяния.

Список источников

1. Карпенко Н. В. Понятие, сущность и много-аспектность коррупции // Закон и право. 2023. № 6. С. 146-150.

2. Косьмин А. Д. Онтология коррупции: понятие и содержание // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5, №3. С. 1093-1108.

3. Кадырова Н. Н. К вопросу о понятии коррупции и коррупционной преступности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 4, № 2. С. 37-41.

4. Фоменко Е. В. Соотношение понятий «подкуп» и «коррупция»: сравнительно-правовой анализ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 8. С. 43-47.

5. Десятова О. В. Понятие, генезис и виды коррупции в органах внутренних дел // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2018. № 1 (11). С. 17-22.

6. Сулейманов Б. Б., Шафиев М. М. О понятии и особенностях коррупции (некоторые размышления) // Успехи современной науки. 2017. Т. 6, № 4. С. 169-172.

References

1. Karpenko N. V. The concept, essence and multidimensionality of corruption // Law and Law. 2023. № 6. P. 146-150.

2. Kosmin A. D. Ontology of corruption: concept and content//Economic security. 2022. T. 5, № 3. P. 1093-1108.

3. Kadyrova N. N. On the issue of the concept of corruption and corruption crime // Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. T. 4, № 2. P. 37-41.

4. Fomenko E. V. The relationship between the concepts of «bribery» and «corruption»: comparative legal analysis // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2019. № 8. P. 43-47.

5. Desyatova О. V. Concept, genesis and types of corruption in internal affairs bodies // Bulletin of the Ural Financial andLegal Institute. 2018. № 1 (11). P. 17-22.

6. Suleymanov В. В., Shafiev M. M. On the concept and features of corruption (some thoughts) // Advances in modern science. 2017. T. 6, № 4. P. 169-172.

Информация об авторах

А. А. Беженцев - доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент;

Н. А. Игошин - доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

A. A. Bezhentsev - Associate Professor of the Department of Law of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor;

N. A. Igoshin - Associate Professor of the Department of Law of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 15.11.2023; approved afterreviewing 30.11.2023; acceptedforpublication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.