УДК 31; 34
DOI 10.23672/15821 -5052-6744-x
Шурухнов Николай Григорьевич
доктор юридических наук, профессор,
главный научный сотрудник НИЦ-3 НИИ ФСИН России, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России [email protected]
Nikolai G. Shurukhnov
Doctor of Law, Professor,
Chief Researcher at Nic-3
Research Institute FSIN of Russia;
Professor of the Department
of Criminal Procedure
and Forensic Science Academy
of the Federal Penitentiary Service of Russia
Коррупция
в современной россии: некоторые данные официальной статистики, факты, результаты опроса граждан
Corruption
in modern russia: some official statistics, facts, results of a survey of citizens
Аннотация. Автором рассматриваются свойства коррупции, приводятся отношения к ней граждан, выявленные в процессе опросов, раскрывается содержание отдельных правовых актов (Судебник 1550 г, Соборное Уложение 1649 г.) Царской России, предусматривающих уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений. Акцентируется внимание на Федеральном законе «О противодействии коррупции», принятым в 2008 г., даются статистические и эмпирические данные (2010, 2019 гг.), характеризующие состояние и отдельные направления борьбы с коррупцией. В статье обозначается и материальный ущерб, причиняемый коррупцией в обозначенные годы, приводятся материалы судебной практики.
Ключевые слова: коррупция; взятка; история: современность; влияние на общество, граждан; информационные технологии.
Annotation. Тhe properties of corruption are considered, the relations of citizens identified in the process of surveys are given to it, the content of certain legal acts (Judicial Officer of 1550, Cathedral Code of 1649) of Tsarist Russia, providing for criminal liability for the commission of corruption crimes, is disclosed. Attention is focused on the Federal Law «On Combating Corruption», adopted in 2008, statistical and empirical data are given (2010, 2019) characterizing the state and certain areas of the fight against corruption. The article also identifies material damage caused by corruption in the designated years, provides materials of judicial practice.
Keywords: corruption; bribe; history: modernity; influence on society, citizens; information technology.
На протяжении столетий политологи, социологи, юристы приводили факты о колоссальном вреде коррупции. Обладая такими свойствами, как структурная сложность, масштабность, комплексность, многоаспектность, коррупция затрагивает все срезы деятельности государства и общества. Она оказывает отрицательное влияние на политические, социально-психологические, экономические, правовые, культурно-исторические, духовно-нравственные, информационные аспекты жизни и деятельности российских граждан. Специалисты большинства научных направлений считают коррупцию отрицательным явлением, и лишь функционалисты находят в изучаемом явлении положительные черты. По их мнению, она улучшает функциональность государственной администрации, стимулирует поиск
и принятие различных решений, способствует экономическому развитию.
Справедливости ради следует сказать, что ростки этого отрицательного явления коренятся во многих из нас. К сожалению, порой, мы сами актуализируем и даже инициируем отдельные составляющие коррупционного поведения, а спустя короткое время мы же и осуждаем его. Это подтверждается результатами опроса российских граждан, проведенного фондом общественного мнения (ФОМ). По его результатам 45 % опрошенных не видят противоправности в коррупционной составляющей своей деятельности; 29 % не осуждают получающих взятки; 70 % опрошенных предпринимателей согласны дать взятку ради получения последующей выгоды, а 44 % служащих
считают, что их сослуживцы за вознаграждение могут нарушить закон.
Приведенные цифры нами воспринимается как исторический отголосок этого пагубного явления российской действительности. Ведь коррупция в России имеет многовековую историю. Уже Судебником 1550 года (Царским Судебником) предусматривалось наказание за взяточничество. Более того, этот правовой акт давал его виды, проводил разграничения между «мздоимством» и «лихоимством». Первым считалось получение вознаграждения за принятие судебного решения (по делу, жалобе) вопреки нормам правосудия, в интересах заинтересованного лица. Лихоимством считалось «получение должностным лицом судебных органов пошлин свыше нормы, установленной в законе» [1, с. 10].
Соборное Уложение (СУ) 1649 года, действовавшее в России более двух веков, среди множества различных преступлений устанавливало ответственность за взяточничество не только судей и воевод (должностных лиц судебных органов), но и дьяков и подьячих (вспомогательного персонала).
В статье 1 главы Х Уложения содержалось требование для судей всех рангов, чтобы «всякая расправа делати всем людем Московского государства, от большаго и до меньшаго чину, вправду». Казалось бы, приведенная норма-принцип должна пронизывать все другие установления СУ, однако, это не так. Это положение с ориентиром на содержание других норм можно прокомментировать следующим образом: соблюдение законов являлось обязательным для всех, однако, законы для сословий по Уложению были различны.
Принцип феодального права - права-привилегии -наглядно просматривался в содержании ст. 16, 17 главы Х Уложения. «Степень наказания определялась в зависимости от сословно-социальной принадлежности потерпевшего и преступника. За одно и то же преступление наказание было тем сильнее, чем выше положение потерпевшего и ниже - преступника» [2, с. 270].
Глава Х Соборного Уложения «О суде» содержала 287 статей, значительное количество которых предусматривало ответственность за неправый суд (за взятку) или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. Мотив о «посуле» как служебном преступлении, был одним из доминирующих в Уложении в части приказного и воеводского управления и судопроизводства, свидетельствуя о процветании коррупции и произвола среди феодальной администрации.
Если проследить взгляды политологов, социологов, юристов и обратиться к правовым актам, принятым при различных общественно-экономических формациях Российского государства, то можно сделать вывод о том, что коррупция всегда являлась угрозой безопасности государства, тормозом для развития страны, вела к расслоению общества, вызывая возмущения, недовольство
(порой и бунтарский подход, массовые выступления) граждан. Исходя из этого, задачей законодательных и исполнительных органов власти, высших должностных лиц государства было принятие таких решений и программ социально-экономического развития страны, которые исключали бы конфликтную ситуацию на границе экономики и права, не содержали причин и условий для внедрения коррупции.
Прошло почти 12 лет, как вступил в силу Федеральный закон «О противодействии коррупции» [3]. Его принятию предшествовали долгие 15 лет. На сегодняшний день в него внесено столько новаций, уточнений, что по своему объему они больше, чем его первоначальный вариант. Не выражая субъективных оценок по вопросам затягивания принятия стратегического нормативного правового акта по противодействию коррупции, следует сказать об очевидной сложности определения действенных рычагов борьбы с этим сложным явлением.
Обращаясь к начальному периоду реализации положений указанного ФЗ и беря за точку отсчета 2010 год, укажем, что в обозначенное время было зарегистрировано свыше 38 тысяч коррупционных преступлений. Из них 13 тысяч составили преступления, связанные со взяточничеством (46,4 %). Средний ущерб от выявленного коррупционного преступления по данным ГИАЦ МВД России составил 315000 рублей.
В 2010 году лица, проживающие на территории Российской Федерации, в Интернет-приемную (раздел «Борьба с коррупцией») Генеральной прокуратуру РФ направлен 8 448 сообщений о злоупотреблениях различных должностных лиц. В них речь шла о коррумпированности при принятии решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, их расследовании. А также, в процессе реализации трудового, жилищного, природоохранного, земельного, градостроительного законодательства. Сообщения содержали и факты нарушений нормативных правовых актов о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В рассматриваемый период времени аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации из 57 тысяч единиц входящей корреспонденции было зафиксировано не менее 29 тысяч собственно жалоб на различные нарушения прав и свобод человека [4].
В 2010 году Россия набрала 2,1 балла и заняла 154 место в мировом Индексе восприятия коррупции. Рейтинг, включающий 178 позиций, был составлен международной организацией Transparence International the global coalition against corruption (Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру).
В Тульской области должностные лица департамента здравоохранения, превысив свои должностные полномочия при закупке компьютерных томографов, причинили ущерб бюджету Российской Федерации в размере 138 млн рублей. Аналогичный случай имел место в Ростовской
области. Там директор ФГУП «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» заключил государственный контракт на поставку томографов для нужд данного лечебного учреждения по завышенным ценам. Размер ущерба, причиненного государству, составил 58 млн рублей. Аналогичные противоправные деяния были пресечены в Чувашской республике, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Орловской, Свердловской областях.
Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, превысив свои должностные полномочия и вступив в преступный сговор с индивидуальными предпринимателями, незаконно перечислила в их адрес бюджетные средства в размере более 85 млн рублей, выделенные для субсидирования услуг ЖКХ гражданам отдельных льготных категорий.
В Смоленской области был выявлен факт представления подложных документов руководством коммерческой фирмы в главное управление государственного заказа по Смоленской области с целью заключения контракта на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса на сумму 1,2 млрд рублей.
С целью заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции и капитальному ремонту городской клинической больницы № 3 г. Астрахани на сумму 4,84 млрд рублей в дирекцию по капитальному строительству Астраханской области были также предъявлены подложные документы.
Спустя 10 лет, в 2019 году, было совершено 30991 преступление коррупционной направленности [5] (на 1,6 % больше чем в предыдущем году). Материальный ущерб, причиненный зарегистрированными преступлениями, составил 48,0 млрд руб. (в 2018 году он составлял 58,3 млрд руб.). Уровень рассматриваемых преступлений в среднем по Российской Федерации составил 21,1 (на 100 тыс. населения страны). В структуре коррупционной преступности по-прежнему основную долю (44,7 %) составляет взяточничество.
По данным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в 2019 году (по сравнению с 2018 годом) на 29 % увеличилось количество жалоб, связанных с отказом в регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, на 27 % -на решения об отказе в возбуждении уголовного дела (их количество составило 1396) [6].
За 2019 год на 74,1 % увеличилось число зарегистрированных преступлений, связанных с подкупом (откаты) должностных лиц при осуществлении ими полномочий в сфере государственных и муниципальных закупок. Для предупреждения такого рода противоправных действий в 2010 году планируется дополнить УК РФ новой нормой ст. 290.1 «Незаконное обогащение».
В Индексе восприятия коррупции Россия в 2019 году набрала 28 баллов из 100 и поднялась на
одну позицию выше по сравнению с 2018 годом, заняв 137 место из 180 [7, с. 24].
В 2019 году был осужден Д. Захарченко, бывший руководитель управления «Т» ГУЭБ и ПК МВД Р осси и, за прекращение необоснованных проверок бизнеса и задержек поставок морепродуктов на границе, получил 7 млн. рублей, карту на 50-процентную скидку в La Marée 2016 (взяткодатель - бизнесмен - владелец ресторана La Marée). Стоимость конфискованного у Д. Захарченко имущества составила 9 млрд руб. (элитные квартиры, машины, земельные участки). Осужден он был на 12 лет 6 месяцев лишения свободы, с штрафом в 117 млн рублей, запретом занимать государственные должности в течение двух лет и лишением специального звания. Соотношение суммы имущественного наказания и взысканий к сумме взятки составила 9117/7.
При осуществлении преступлений коррупционной направленности доминируют информационные технологии (подготовка, совершение, сокрытие), дистанционные способы. Распространена бесконтактность расчетов за принятие незаконных решений с «одновременным исключением личных контактов и осуществлением дачи-получения взятки через платежные терминалы либо посредством электронных и информационно-телекоммуникационных сетей на виртуальные счета (электронные кошельки), открытые в различных платежных системах» [8, с. 97].
Коррупция влияет на принятие политических решений, исходя из частных интересов, а не из экономической рациональности. Коррупционные схемы повышают стоимость реализуемых лекарственных средств (откаты в лекарственном обеспечении составляют не менее 20 %), товаров, предоставляемых услуг за счет включения в цену в ел и чины взятки и снижают их качество. Рост затрат на производство ухудшает инвестиционную привлекательность компаний и сокращает возможности для роста. Завышенные цены, в конечном итоге, ложатся бременем на потребителя и ведут к распространению бедности среди населения, следствием чего становятся уменьшение налоговых поступлений и сокращение количество рабочих мест. В результате коррупции снижается качество предоставляемых государством услуг в сфере здравоохранения, образования, транспорта и всей политической системы (считается, что целенаправленное использование бюджетных средств составляет около 70 %). Косвенно коррупционная деятельность отражается на росте неграмотности и недоверия граждан к институтам охраны прав и законных интересов, общественного порядка, судебной и образовательной системам.
Пострадавшая от деятельности коррупционных должностных лиц экономика, не способна обеспечить приемлемый уровень благосостояния, если нарушены механизмы рынка. Взяточничество увеличивает стоимость производства, обеспечивающего импортозамещение, делает процесс инвестирования менее привлекательным.
При опросе, проведенном социологами РАГС при Президенте Российской Федерации, 87 % россиян указали на необходимость самым решительным образом бороться с коррупцией, чтобы исключить массу негативных последствий. В том числе, чтобы власть не зависела от преступников, исключалось властвование олигархических группировок, не ухудшалась обороноспособность страны, не росла инфляция, теневая экономика, не снижались налоговые поступления в бюджет, не происходило расслоения общества, не разрушались идеи демократии.
Следует сказать и о том, что коррупция стимулирует наиболее опасные виды преступлений.
В качестве заключения отметим и о то, что опрос общественного мнения, проведенный в 107 странах мира с использованием шкалы от 1 (совсем не коррумпирован) до 5 (очень коррумпирован) показал, как население воспринимает отдельные институты общества с точки зрения их коррумпированности. Гражданами были оценены следующие институты: правовая система получила индекс - 2,6; полиция - 2,7; система образования -2,7. По мнению граждан Германии, наиболее коррумпированы политические партии (3,8), бизнес (3,7) и СМИ (3,4) [9, с. 54-62].
Литература:
1. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторический, криминологический и уголовно-правовой аспекты / П.А. Кабанов; Науч. ред. В.С. Устинов. Нижнекамск : ИПЦ «Гузель», 1995.
2. Маньков А.Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. Л., 1980.
3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изм. и доп. на 31 июля 2020 г.).
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год. 13 мая 2011. Российская газета. Федеральный выпуск № 101(5477).
5. Указание Генеральной прокуратуры России № 797/11, МВД России № 2 от 13.12.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Перечень № 23 - преступления коррупционной направленности .
6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год. 14.04.2020. Российская газета. Федеральный выпуск № 80(8134).
7. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2019 года и тенденции ее развития. М., 2020.
8. Никитина И.Э. Ситуационный подход к предупреждению преступлений коррупционной направленности: судебно-экспертный аспект / И.Э. Никитина, М.Г. Нерсесян, И.Д. Шарапова // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. № 3. Т. 14.
9. Шурухнов Н.Г. Коррупция: зарубежный опыт противодействия (из результатов исследований юристов и политологов) // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-теоретическое ежеквартальное издание. М., 2019.
Literature:
1. Kabanov P.A. Corruption and bribery in Russia: historical, criminological and criminal legal aspects / P.A. Kabanov; Scientific ed. V.S. Ustinov. Nizhnekamsk : CPI Guzel, 1995.
2. MankovA.G. Code of 1649. Code of feudal law of Russia. L., 1980.
3. On combating corruption: Federal Law of 25.12.2008 № 273-03 (with amendments and addendum to July 31, 2020).
4. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2010. May 13, 2011. Russian newspaper. Federal issue № 101(5477).
5. Decree of the Prosecutor General's Office of Russia № 797/11, Ministry of Internal Affairs of Russia № 2 of 13.12.2016 «On the enactment of lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting». List № 23 - corruption-related crimes.
6. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2019. 14.04.2020. Russian newspaper. Federal issue № 80 (8134).
7. A comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation following the results of 2019 and its development trends. M., 2020.
8. Nikitina I.E. Situational approach to the prevention of corruption-related crimes: forensic aspect / I.E. Nikitina, M.G. Nersesyan, I.D. Sharapova // Theory and practice of forensic examination. 2019. № 3. Vol. 14.
9. Shurukhnov N.G. Corruption: foreign experience in countering (from the results of studies of lawyers and political scientists) // Scientific works of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Scientific and theoretical quarterly publication. M., 2019.