Научная статья на тему 'Коррупция в системе жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути профилактики на основе Национального стандарта качества обслуживания населения'

Коррупция в системе жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути профилактики на основе Национального стандарта качества обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
718
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУМПИРОВАННОСТЬ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (ТСЖ) / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НСКОН) / CORRUPTION / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ASSOCIATIONS OF PROPRIETORS OF HABITATION (TSZH) / PREVENTION / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL PRACTICE / SOCIAL CONTROL / NATIONAL STANDARD OF QUALITY SERVICES (NSQON)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябов Константин Игоревич

В статье на основе анализа научной литературы, социальной практики, результатов конкретного социологического исследования автор выявляет и вскрывает основные проблемы системы ЖКХ, их коррупционную обусловленность, предлагает пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article, based on the analysis of scientific literature, social practice, and the results of concrete sociological research identifies and reveals the basic problems of housing and utilities, their corruption conditionality and suggests the ways of their resolution.

Текст научной работы на тему «Коррупция в системе жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути профилактики на основе Национального стандарта качества обслуживания населения»

RUDAKOV Anatoliy Valer'evich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Chief Expert of the Research Center for the Study of National and International Security, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (2 Ulyanova St, Nizhny Novgorod, Russia, 603005; tamgderuda@mail.ru)

USTINKIN Sergei Vasil'evich, Dr.Sci.(Hist), Professor, Dean of the Faculty of International Relations, Economics and Management, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; sv.ustinkin@gmail.com)

WARPED IDENTITY AS A RESOURCE OF INTERNATIONAL TERRORISM AND THE ELEMENT OF HYBRID WARFARE

Abstract. The article deals with the analysis of the specified features of the international terrorism. The authors gives a substantiation that terrorism is used as an element of a hybrid warfare. They characterize the some mechanisms of penetration of terrorist networks on the country's territory through information actions, aimed at the transformation of citizens' identity in different environments.

Keywords: hybrid warfare, new terrorism, warped identity, terrorists' information environment

УДК 316

РЯБОВ Константин Игоревич — аспирант Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ (МГИМО МИД России) (125057, Россия, г. Москва, ул. Острякова, 3, оф. 37; k.i@niigkh)

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО хозяйства: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОфИЛАКТИКИ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА обслуживания НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы, социальной практики, результатов конкретного социологического исследования автор выявляет и вскрывает основные проблемы системы ЖКХ, их коррупционную обусловленность, предлагает пути их разрешения.

Ключевые слова: коррупция, коррумпированность, жилищно-коммунальное хозяйство, товарищество собственников жилья (ТСЖ), социальное управление, социальная практика, общественный контроль, Национальный стандарт качества обслуживания населения (НСКОН).

Коррупция, согласно определению, данному в федеральном законе РФ «О противодействии коррупции», - это преступление, заключающееся в использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, «вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»1.

Коррупция - явление объективное и негативное, ее показатель является оцен-

1 Федеральный закон РФ от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции». - Российская газета. № 266. 30.12.2008.

кой компетентности, дееспособности, честности органов государственной власти. Кроме того, коррупция и другие связанные с ней явления активизируют гражданскую позицию населения.

В научной литературе, СМИ все чаще задается вопрос: «Почему в одних государствах уровень коррупции низкий, а в других - высокий?» Действительно, в последнее время становятся актуальными исследования проблем и путей профилактики коррупции в различных сферах социальной жизни. Как показало исследование, сфера ЖКХ не является исключением.

Социальная опасность коррупции заключается в том, что она дестабилизирует работу общественных институтов, снижает уровень всех видов национальной безопасности, является хорошей почвой для политических, экономических, образовательных, социально-психологических и других диверсий [Гостев, Демченко, Борисова 2013: 82-83].

Особую опасность коррупция представляет именно в сфере ЖКХ в связи с тем, что именно эта сфера обеспечивает комфортные условия проживания, качество и условия жизни населения на территории Российской Федерации.

С целью противоборства этому пороку во всех странах мира в соответствии с основными законами управления обществом созданы специализированные (силовые) структуры (институты). Следовательно, частота и интенсивность коррупционных деяний обусловлены несовершенством системы и механизмов этих организаций [Гостев, Демченко, Борисова 2013: 83].

Так, в первом полугодии 2014 г. органами прокуратуры РФ было установлено свыше 6 тыс. фактов аффилированности чиновников, имеющих значительную коррупционную составляющую, в частности участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Были обнаружены факты принятия должностными лицами распорядительных решений, создающих преференции организациям ЖКХ и сопровождающихся в ряде случаев незаконным отчуждением государственного и муниципального имущества [Лебедева 2015].

Кроме того, установлено, что коррупционный риск во взаимоотношениях граждан с системой ЖКХ составляет 32%, т.е. ему подвергается почти треть россиян. Такие цифры ставят ЖКХ на 5-е место по коррупционному риску среди других сфер. В результате анализа махинаций в отрасли ЖКХ в научной литературе и независимых СМИ делается вывод, что за многие годы у коррупции в этой сфере «выросли три этажа».

Первый этаж коррупции - это монополизм предоставления услуг. Управляющие компании, которые являются посредниками между организацией, предоставляющей услуги, и жильцами домов, выбираются чаще всего по субъективным признакам (по родственным связям). Как утверждают независимые СМИ, в Москве, например, все акции созданных управляющих компаний отданы в доверительное управление 3 вполне известным фирмам, связанным с городскими властями. В других регионах России происходит практически то же самое.

Второй этаж - коррупция в тарифах. Независимые эксперты в сфере ЖКХ считают, что 40% суммы, которую мы платим за коммунальные услуги, уходит в карманы чиновникам. Дело в том, что в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на них. Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте по их собственному усмотрению. Тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, газ, тепло, воду и т.д. диктуют местные монополисты, а местные чиновники их утверждают. Как проходит процесс утверждения, никто не знает. Монополисты руководствуются средней нормой прибыли, а как ведутся расчеты - остается тайной. Идея централизовать тарифную политику на федеральном уровне возникла уже давно, но всегда находятся поводы отложить

решение столь важной проблемы. Сегодня же от 8 до 20% своих заработков россияне тратят на коммунальные платежи.

Вторая «тарифная» проблема заключается в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но даже половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Зачем менять трубы, делать ремонт в жилом фонде, если потребители все равно платят?

Третий этаж - бытовая коррупция. Самый примитивный способ обогатиться в сфере ЖКХ используют работники обслуживающих организаций. Бесплатное выполнение работ, например, сантехником, вызванным отремонтировать сломавшийся кран, уже кажется гражданам чем-то из ряда вон выходящим. При этом дополнительная оплата услуг, кроме коммунальных платежей, нигде официально не зафиксирована, но все давно привыкли к такой ситуации. А ведь по закону жильцы не обязаны платить ни одного дополнительного рубля за ремонтные услуги. В договоре с управленческой компанией, который жильцы чаще всего не видели, прописан достаточно объемный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы. Однако одних лишь знаний о перечне обязательных к выполнению услуг оказывается недостаточно. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает даже тех жильцов, которые более-менее осведомлены о своих правах. Но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение же такой бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в доме может течь крыша, подъезды - быть грязными неделями, злополучный кран - не работать несколько дней, а коммунальщики - ждать денежного стимула1.

1 Трехэтажная коррупция в ЖКХ. Доступ: http://maxpark.com/community/4701/content/2912386 (проверено 05.10.2016).

/1

Да (мне были Нет, но я был Затрудняюсь Нет, не являлся оказаны быто в ые ,с в и дете лем это го от в етить технические и явления

социальные услуги за дополнительную _оплату)_

Рисунок 1. Участие жителей многоквартирных домов в коррупционных отношениях в сфере ЖКХ

60,0%

£0,0%

I 40,0% Ф

О. 30,0%

с

20,0%

10,0%

0,0%

Отрицательно Положительно Затрудняюсь Безразлично ответить

Рисунок 2. Отношение жителей многоквартирных домов к коррупции

Действительно, результаты проведенного социологического исследования подтверждают, что коррупция в сфере ЖКХ становится привычной для населения России. Так, результаты эмпирического исследования (кластеры - четыре региона России, выборка - 400 чел., ошибка выборки - 5%, показатели выборки: профессия, пол, возраст) показали, что большинство жителей многоквартирных домов участвовали в коррупционных отношениях в сфере ЖКХ, а именно: жителям были оказаны бытовые, технические и социальные услуги за дополнительную оплату - 47,22% респондентов; не участвовали, но были свидетелями этого явления - 27,78%; не дали ответа - 13,89%; никогда не были участниками коррупционных отношений в сфере ЖКХ - 11,11% всех опрошенных.

Однако из числа опрошенных 59,18% относятся к коррупции отрицательно, 16,33% - положительно, 10,20% - безразлично, затруднились с ответом 14,29% респондентов (см. рис. 2).

Кроме того, долгие годы реформирования ЖКХ не привели к ожидаемым результатам. Недобросовестное управление и постоянный рост тарифов, низкое качество коммунальных услуг не устраивают потребителей1.

Таким образом, анализ научной литературы и современной практики позволяет сделать вывод, что пока в сфере ЖКХ конкуренция между организациями по предоставлению различных услуг отсутствует. Жильцы, проживающие в многоквартирных домах, фактически не имеют никакого выбора услуг по ценам и тарифам, которые их бы удовлетворяли.

По мнению ряда авторов, одна из причин создавшегося положения состоит в том, что в процессе реформирования исходили из представления о ЖКХ не как о социальной сфере жизнеобеспечения, а как об обычной предпринимательской деятельности, которая должна быть рентабельной и регулироваться рыночными отношениями [Ряховская и др. 2013: 9].

Кроме того, по данным исследования самой большой проблемой жилищно-коммунального хозяйства россияне считают платежи - непрозрачность при

1 Сайт Президента России. Доступ: http://kremlin.ru/news/18232/ (проверено 06.10.2016).

составлении квитанций, непонятные перерасчеты и дополнительные сборы. Именно на это жалуется каждый четвертый из тех, кто обращается за помощью в региональные центры общественного контроля1.

В этой связи можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует действенный механизм контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Очевидно, что такая обстановка благоприятно влияет на процветание коррупции в сфере ЖКХ.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что сфера ЖКХ нуждается в действенном государственном контроле за оказанием всех услуг в сфере ЖКХ без исключения, а также в активизации общественного контроля за исследуемой проблематикой.

Как показывает практика, в условиях апатичного отношения граждан к таким проблемам, как коррупция, хищения и воровство в сфере ЖКХ, борьбу с ней (коррупцией) в системе ЖКХ возглавляют чиновники. Но многие из них не будут этим заниматься априори, т.к. материально заинтересованы в ее сохранении.

В этой связи возникает вопрос: «Почему население (жители многоквартирных домов) не принимают активного участия в контроле за средствами, потраченными ими на ЖКХ?» Как показывают результаты исследования (выборку см. выше), большинство опрошенных, с одной стороны, признают безусловный вред от коррупции в системе ЖКХ и необходимость борьбы с ней, а с другой - проявляют личную пассивность и предпочитают действовать согласно устоявшимся стереотипам, а именно посредством взяток, подарков и т.п. (см. рис. 1 и 2).

Сегодня в стране сохраняется традиция отчуждения населения от принятия важнейших управленческих решений. Люди порой не знают своих прав и возможностей влиять на власть (а конкретно, на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами) и потому остаются пассивными.

Известно, что гласность - один из принципов стимулирования человека на эффективный труд. Это важнейший элемент организации соревнования людей в трудовой деятельности. Так, в СССР было массовое движение рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства, являвшееся следствием пропаганды трудового подвига А.Г. Стаханова и предоставления ему всего комплекса советских льгот [Гостев, Демченко, Борисова 2013: 82]. Принимая во внимание положительный исторический опыт, а также с целью реализации принципа гласности на практике органами государственной власти было разработано и утверждено постановление Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»2. Однако, как показывает современная практика, исполнение данного постановления происходит с затруднениями. Кроме того, как показали результаты опроса, более 75% жильцов, проживающих в многоквартирных домах, не осведомлены о существовании такого постановления, а также более 80% опрошенных не пользуются на практике информацией, подлежащей раскрытию. Результаты проведенного интервью с жильцами показали, что жители многоквартирных домах назвали основной причиной не использования информации, подлежащей раскрытию, незнание источников такого рода информации. В этой связи анализ полученных результатов исследования позволил выявить необходимость создания эффективной системы комплексного решения по обеспечению раскрытия информации на основе Национального стандарта качества обслужи-

1 Российская газета. № 6875 от 18 января 2016.

2 Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (ред. от 27.09.2014) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Доступ: http://base.garant.ru/12179104/

вания населения. Это предполагается сделать посредством разработки и внедрения мобильного приложения (МП) «Лидер ТСЖ». МП «Лидер ТСЖ» обеспечит широким слоям населения независимо от места их нахождения доступ к информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в полном объеме. МП «Лидер ТСЖ» является непрерывно совершенствующейся системой, позволяющей гражданам получать информацию, подлежащую раскрытию, а также пользоваться этой информацией в целях совершенствования процесса управления многоквартирными домами. Очевидно, что активное использование населением такого МП благоприятно повлияет на предотвращение коррупции в сфере ЖКХ.

Таким образом, социальная практика и результаты исследования показывают необходимость реализации следующих мер по профилактике коррупции.

1. Восстановить систему общественного контроля за организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, мотивировать ее деятельность.

2. Не допускать принятия и реализации подзаконных актов в сфере ЖКХ без обсуждения, оценки на коррупциогенность.

3. Способствовать активному использованию населением созданного на основе Национального стандарта качества обслуживания населения МП «Лидер ТСЖ», которое обеспечит широким слоям населения независимо от места их нахождения доступ к информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Использование этой информации гражданами будет способствовать совершенствованию процесса управления многоквартирными домами, а также снижению уровня коррупции в сфере ЖКХ.

Список литературы

Гостев А.Н., Демченко Т.С., Борисова Е.А. 2013. Коррупция в системе вузовского образования: проблемы и пути профилактики. - Социология образования. № 7. С. 82-98.

Лебедева А.А. 2015. Способы совершения преступлений в сфере ЖКХ, проблемы их расследования. - Безопасность бизнеса. № 1. С. 27-30.

Ряховская А.Н., Кован С.Е., Шрейбер А.К., Кириллова А.Н. 2013. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве: монография. М.: Магистр; ИНФРА-М. 256 с.

RYABOV Konstantin Igorevich, postgraduate student, Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (3, off. 37 Ostryakova St, Moscow, Russia, 125057; k.i@niigkh)

CORRUPTION IN THE COMMUNAL SERVICES: PROBLEMS AND PREVENTION ON THE BASIS OF THE NATIONAL STANDARD OF SERVICE QUALITY FOR CITIZENS

Abstract. The article, based on the analysis of scientific literature, social practice, and the results of concrete sociological research identifies and reveals the basic problems of housing and utilities, their corruption conditionality and suggests the ways of their resolution.

Keywords: corruption, housing and communal services, associations of proprietors of habitation (TSZH), prevention, social management, social practice, social control, National Standard of Services Quality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.