Научная статья на тему 'Коррупция в сфере управления публичной собственностью'

Коррупция в сфере управления публичной собственностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерофеев Илья Сергеевич

В статье анализируется негативное влияние коррупционной составляющей на систему государственного управления в сфере управления публичным имуществом. Излагаются предложения по совершенствованию мер, направленных на противодействие коррупции в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в сфере управления публичной собственностью»

3. Артемьев А.А. Значение территориального интереса управления собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 116-118.

4. Егорова И.С., Соколова Т.А. Об эффективности управления муниципальной собственностью. С. 138-143.

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Ерофеев И.С.

Ерофеев Илья Сергеевич - студент магистратуры, Российский государственный университет правосудия (филиал), г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируется негативное влияние коррупционной составляющей на систему государственного управления в сфере управления публичным имуществом. Излагаются предложения по совершенствованию мер, направленных на противодействие коррупции в данной сфере.

Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупция, публичная собственность, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В самом начале, хотелось бы сразу рассмотреть понятие коррупции. В юридической литературе существует большое количество определений коррупции. Сам же термин «коррупция» происходит от латинского слова coruptio - подкуп. [1, с. 259].

Коррупцией, в соответствии с действующим законодательством, является злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, получение взятки, дача взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. А так же совершение этих действий от имени или в интересах юридического лица. [2, ст.1].

Коррупция является глобальной проблемой, которая характера не только для России, но и для многих зарубежных стран. В связи с этим, одной из главных и приоритетных задач, поставленных на государственном уровне, является противодействие коррупции. Начиная с 2008 года, в Российской Федерации на системной основе осуществляется формирование нормативной правовой базы по противодействию коррупции, центральным звеном которой является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции». В нем и дается нормативное определение терминов «коррупция» и «противодействие коррупции», а так же установлены основные принципы и правовые основы с данной проблемой.

В системе управления публичной собственностью, то есть собственностью федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной, коррупция способствует развитию таких негативных явлений, как: снижение уровня доходов от использования публичной собственности; уклонение от уплаты налогов; рост доходов, полученных незаконными средствами.

Согласно рейтингу компании «Transparency International», которая занимается подсчетом показателей коррупции с 1995 года, Россия, по итогам 2017 года (данные опубликованы в феврале 2018 года), находится на 135 месте в мировом рейтинге по уровню коррупции. Самой мало коррумпированной страной является Новая Зеландия.

Так как данная работа посвящена противодействию коррупции в сфере управления публичной собственностью, необходимо обратить внимание на антикоррупционный план Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства [3].

План Федерального агентства по управлению государственным имуществом по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы утвержден приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.08.2018 N 286, и предусматривает конкретный комплекс мер борьбы с коррупцией. [4]. В четвертом разделе плана предусмотрены шесть специальных мероприятий, направленных на противодействие коррупции при управлении и распоряжении федеральным имуществом. Здесь можно проследить положительную тенденцию, так как в прошлом плане Росимущества (предусмотренном на 2016 - 2017 годы) таких мероприятий было всего четыре.

К решению любой проблемы нужно подходить комплексно. Поэтому, необходима разработка комплексной системы мер с обязательным включением их в планы противодействия коррупции как Росимущества, так и уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Например, к таким мерам, можно отнести:

1. Своевременное информирование о правовых актах, регулирующих вопросы управления и распоряжения публичной собственностью (на официальных сайтах уполномоченных органов);

2. Повышение доступности, открытости и прозрачности процедур вовлечения в хозяйственный оборот объектов публичной собственности при помощи привлечения на договорной основе специализированных организаций, для оказания услуг по подготовке и организации торгов;

3. Организация канала связи (телефон, сеть Интернет), по которому каждый гражданин будет иметь возможность сообщить о ставших известных ему фактах с коррупционной составляющей;

4. Проведение специальных профилактических мероприятий среди должностных лиц, направленных на устранение проявлений недобросовестного отношения к выполнению своих служебных обязанностей, в частности недопущению их коррумпированности. [5, с.105];

5. Разработка комплекса мер по отчетности об антикоррупционной деятельности перед гражданами, с использованием СМИ.

В заключении хочется отметить, что, безусловно, продолжать борьбу с коррупцией в России нужно, так как она порождает большое количество значимых проблем как для всей страны, так и для каждого ее жителя в частности. Возможно, будет неплохо посмотреть на удачный опыт зарубежных стран, таких как Новая Зеландия, Дания, Финляндия. Так же, нужно продолжать дополнительно усиливать роль мер и задач, внесенных в национальный план по противодействию коррупции.

Несмотря на всю сложность борьбы с коррупцией, по моему мнению, минимизировать её вполне реально, главное чтобы и представители власти, и простые граждане сами обладали желанием искоренить данное явление в нашей стране.

Список литературы

1. Большой юридический словарь Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А и др.//

Инфра-М 2001, с. 259.

2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ// СПС «Консультант плюс».

3. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // СПС «Консультант плюс».

4. Приказ Росимущества от 29.08.2018 N 286 "Об утверждении плана Федерального агентства по управлению государственным имуществом по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы"// СПС «Консультант плюс».

5. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

ЗАКОННЫЙ ПОРЯДОК РАЗДЕЛА БИЗНЕСА ПРИ РАСТОРЖЕНИИ БРАКА Мулеева Т.В.

Мулеева Татьяна Валерьевна - магистрант, специальность: юриспруденция, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется законный порядок раздела бизнеса супругов при расторжении брака.

Ключевые слова: расторжение брака, общее имущество супругов, офшорные компании, доля в уставном капитале, акции в акционерном обществе.

На имущество, нажитое в браке, распространяется конституционный принцип равенства, который устанавливает запрет на дискриминацию между супругами по признакам религиозной, национальной принадлежности, социальному статусу либо иным причинам. На основе этих принципов построены нормы семейного законодательства и в п. 1 ст. 39 СК РФ закреплен принцип равенства долей супругов, при разделе совместно нажитого имущества, который указывает, что если договором между супругами не установлено иное, то по закону каждый из супругов имеет право на долю в общем имуществе в размере его части. В соответствие со статьями 34, 38 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 254 Гражданского кодекса РФ, всё имущество, приобретённое во время брака, даже не важно, на кого оно было зарегистрировано, признаётся общим имуществом супругов, право на общее имущество супругов в равной степени принадлежит также и супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, занимался воспитанием детей или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. И указанные факты не дают никаких оснований для уменьшения доли при разделе совместного имущества.

В законодательстве не предусмотрено специальных норм, регулирующих отношения между супругами, один из которых или оба занимаются предпринимательской деятельностью, в части раздела имущества.

В этой связи суды руководствуются общим правилом раздела совместного (общего) имущества, но могут учитываться особенности при ведении предпринимательской деятельности.

По общему правилу, в соответствии со статьей 39 Семейного кодекса РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными.

Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и исходя из заслуживающего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.