Научная статья на тему 'Коррупция в правоохранительных органах как угроза национальной безопасности Российской Федерации'

Коррупция в правоохранительных органах как угроза национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / КОРРУПЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CORRUPTION / NATIONAL SECURITY / CORRUPTION ATTACKS / THE IMPACT OF CORRUPTION / PREVENT CORRUPTION CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорова А.С.

Статья посвящена рассмотрению вопросов коррупции в правоохранительных органах и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN LAW ENFORCEMENT AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to consideration of issues of corruption in law enforcement and their impact on national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Коррупция в правоохранительных органах как угроза национальной безопасности Российской Федерации»

Литература

1. Case «Dorothy A. Morgan et al. v. Alfred C. Kennedy et al.» / Decision of the United States District Court for the District of Nebraska of September 9, 1971 № 331 F. Supp. 861 (1971). [Электронный ресурс] URL: http://law.justia.com/cases/federal/district-courts/FSupp/331/861/1400753/ (дата обращения 09.12.2015).

2. Case «Debs Memorial Radio Fund v. Commissioner of Internal Revenue» / Decision of the U.S. Court of Appeals for the Second Circuit of April 12, 1945 № 148 F.2d 948 (1945). [Электронный ресурс] URL: http://law.justia.com/cases/federal/appellate-courts/F2/148/948/1503695

(дата обращения 09.12.2015).

3. Case « State of Utah vs. William L. Hutchinson» / Decision of the Supreme Court of Utah of December 9, 1980 № 624 P.2d 1116 (1980). [Электронный ресурс] URL: http://law.justia.com/cases/utah/supreme-court/1980/16087-0.html (дата обращения 09.12.2015).

4. Case «Carroll v. State» / Decision of the Supreme Court of Florida of July 20, 1978 № 361 So. 2d 144 (1978). [Электронный ресурс] URL: http://law.justia.com/cases/florida/supreme-court/1978/49342-0.html

(дата обращения 10.12.2015).

5. Case «Clark County Social Service Department, Clark County, Nevada, and County of Clark, Nevada v. Everett Newkirk» / Decision of the Supreme Court of Nevada of March 27, 1990 № 789 P.2d 227 (1990). [Электронный ресурс] URL: http://law.justia.com/cases/nevada/supreme-court/1990/18903-1.html

(дата обращения 10.12.2015).

6. Case «Dennis M. Schmidt v. Ward County Social Services Board and North Dakota Department of Human Services» / Decision of the Supreme Court of North Dakota of October 16, 2001 №№ 20010113. [Электронный ресурс] URL: http://law.justia.com/cases/north-dakota/supreme-court/2001/20010113.html; http://caselaw.findlaw.com/nd-supreme-court/1133204.html (дата обращения 10.12.2015).

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.005 Егорова А.С.

Магистрант кафедры «Национальная безопасность», Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации КОРРУПЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов коррупции в правоохранительных органах и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, коррупционное посягательства, коррупционное влияние, предотвращения коррупционных преступлений.

Egorova A.S.

Undergraduate, Department of National Security, Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation CORRUPTION IN LAW ENFORCEMENT AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article is devoted to consideration of issues of corruption in law enforcement and their impact on national security of the Russian Federation.

Keywords: corruption, national security, corruption attacks, the impact of corruption, prevent corruption crimes.

Коррупция в правоохранительных органах является одной из основных угроз национальной безопасности, поскольку подрывает финансовую систему, доверие населения к государству, а также способность государственных служащих защищать национальные интересы путем использования должности для собственного обогащения.

Борьба с коррупцией не является отраслевой реформой. Она имеет влияние на все сферы жизни общества, но нуждается в системных институциональных изменениях, которые, в конце концов, должны изменить общественное сознание. Только нулевая толерантность к коррупции позволит ввести новые стандарты поведения для госслужащих и восстановит доверие к государственным институтам.

По своей сути коррупция, коррупционные проявления и явления - это категории общественного бытия, которые, конечно, не являются новыми для нашего государства, но в последние годы эта проблема приобрела особую актуальность. Относительно правоохранительной деятельности можно однозначно утверждать, что этот негативный фактор влияет и на национальную безопасность государства. Среди причин возникновения этого явления в сфере деятельности правоохранительной системы можно назвать следующие:

- стремление человека избежать ответственности за совершенное правонарушение;

- низкий уровень правового сознания и игнорирование взяткодателем требований законодательства, его убеждение в целесообразности взяток;

- необоснованная доверчивость лица, склонность действовать «по совету» других лиц;

- убеждение, что даже правомерные требования невозможно удовлетворить законно;

- недостаточное финансирование трудовой деятельности работников правоохранительных органов и др.

Типичными причинами коррупционных проявлений со стороны милиционера являются: корыстность, стремление получить дополнительные блага, используя свои служебные полномочия; неоправданная «мягкость» характера, неумение проявить принципиальность, отказать другим лицам в их незаконных просьбам; конформизм, склонность действовать под влиянием других лиц, предотвращения принятия самостоятельных решений; острая потребность в средствах по стечению сложных личных (семейных) обстоятельств. В этой совокупности детерминант ведущей можно назвать недостаточное финансовое обеспечение работников правоохранительных органов [5]

В условиях распространения этого негативного явления в вышеупомянутой сфере, с одной стороны, в обществе возникает социальная напряженность, недоверие граждан к деятельности правоохранительной системы в целом, а с другой - формируется профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О противодействии коррупции» [1] коррупцией является использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

В свою очередь, согласно упомянутому выше закону неправомерная выгода - это средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной стоимости.

То есть можно сказать, что с целью улучшения своего материального положения работник правоохранительного органа использует должность в личных интересах или в интересах других лиц и как следствие получает вознаграждение в виде средств, услуг или подарков. Чаще всего так поступают работники с низкой заработной платой.

Международные исследования доказывают, что все страны с высоким уровнем коррумпированности относятся к категории государств с низким доходом населения. Итак, прослеживается обратно пропорциональная взаимосвязь между величиной совокупного дохода населения и уровнем восприятия коррупции. Поэтому любые усилия в борьбе с коррупцией при отсутствии мер, направленных на экономическое развитие страны и повышение доли так называемого среднего класса в общей массе населения, будут неэффективными и всегда будут обречены на провал.

Следовательно, работник правоохранительного органа обязан соблюдать нормы и предписания законодательства для обеспечения личной безопасности от коррупционных посягательств, несмотря на собственные интересы или материальные потребности, а также психологическое воздействие со стороны коллег. В случае, если работник нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации и легкомысленно относится к возложенным на него обязанностям, он привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, следствием чего является освобождение от должности, наложение штрафа или лишения свободы. [4]

Коррупцию следует рассматривать не только как объект правового исследования, но и как психологическое и моральное явление, ведь это не только определенные действия, но и система негативных взглядов, убеждений, установок, способ мышления, который формирует стиль жизни милиционера. Коррупция - не просто взятка, не просто злоупотребление служебным положением и завуалированные виды подкупа чиновников. Это явление, которое можно назвать личной «болезнью» государственного служащего, которая требует постоянной профилактики. Искоренить коррупцию возможно тогда, когда работники правоохранительных органов будут иметь высокие нравственные качества, чувство собственного достоинства и будут неподкупными.

Такие требования предусмотрены в процессе подготовки работника к работе в правоохранительной сфере. Это, в частности: верность высоким принципам и государству; приоритет государственных интересов над индивидуальными; постоянная готовность выступить в защиту Конституции и законов Российской Федерации; соблюдение составленной на верность государству и народу Российской Федерации присяге и безотказное выполнение должностных обязанностей; создание положительного имиджа государственного служащего правоохранительных органов; предотвращения злоупотреблений служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

В современных условиях непрерывного выполнения сложных задач, которые стоят перед работниками правоохранительных органов, трудно бывает сохранить достаточный уровень самоконтроля, чувство уверенности в себе, помнить о служебной этике и одновременно оценивать риски в опасной ситуации и вести поиск оптимальных действий. Это обусловлено особенностями деятельности сотрудника правоохранительных органов, которая происходит в условиях высокой эмоциональной напряженности, экстремальности, стресса. При этом милиционер обязан всеми возможными средствами избегать любых конфликтных ситуаций, не допускать возникновения конфликтов, которые могут представлять угрозу собственной жизни и здоровью. [2] Важным средством противодействия коррупции как разновидности злоупотребления должностными лицами законодательством и властью является внедрение в Российской Федерации принципа равенства гражданина и государства перед законом и судом. Именно отсутствие этого принципа сегодня приводит к тому, что работники правоохранительных органов под видом реализации приоритета государственных интересов злоупотребляют своими полномочиями. И это делает невозможным противодействие этим злоупотреблениям со стороны граждан. Исходя из этого, следовало бы законодательно обеспечить гражданам России право на конституционную жалобу.

Таким образом, успешная служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов возможна при наличии многих условий, из среды которых одним из важнейших является уверенность в надежной защите государством их прав, свобод, интересов и обязанностей и как граждан, и как лиц, осуществляющих функции сотрудников государственного органа. Отсутствие моральной удовлетворенности от содержания работы, уверенности в правовой и социальной защищенности, недовольство организацией, условиями и оплатой труда, становятся сегодня главными причинами оттока квалифицированных работников с аппарата правоохранительных органов. Действительно, организация имеет ряд обязанностей перед работником, которые сейчас должным образом не

выполняются. И дело не только и не столько в низкой заработной плате или задержках с ее выплатой, сколько в характере и содержании работы, обеспечении правовой и социальной защиты, возможностей повышать профессиональную квалификацию, перспективах служебного роста. Ведь бесспорно, что чем более привлекательной для работников с точки зрения удовлетворения их потребностей и интересов является организация, тем больше у нее возможностей для эффективного функционирования.

Литература

1. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

2. Гамза В. А. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? // [Электронный ресурс] / Режим доступа: Nacbez.ru

3. Латов Ю. В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности /[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/297024.html

4. Сулакшина А. С., Вилисов М. В. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Труды Центра. Выпуск № 6. М.: Научный эксперт, 2006.

5. Шекультиров Б.И. Коррупция в России как угроза государственной и национальной безопасности [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-rossii-kak-

References

1. Federal Law of the Russian Federation "On Combating Corruption" [Electronic resource] / Access: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

2. Hamza VA shadow economy and corruption: how to break the vicious circle? // [Electronic resource] / Access: Nacbez.ru

3. Latov YV Russian shadow economy in the context of national economic security / [electronic resource] / Access: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/297024.html

4. Sulakshina AS, Vilisov MV corruption and shadow economy: problem analysis // Proceedings of the Centre. Issue number 6. M .: Scientific Expert 2006.

5. Shekultirov BI Corruption in Russia as a threat to the state and national security [electronic resource] / Access: http://cyberleninka.ru/article/n7korruptsiya-v-rossii-kak-

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.088 Калинина Е.Ю.

ORCID: 0000-0002-9489-6762, кандидат юридических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ

ПРАВОСОЗНАНИЯ

Аннотация

Средневековое европейское право основывается на нескольких фундаментальных пластах, одним из которых является римско-каноническое право. Для Испании оно особенно значимо, поскольку было привнесено ещё в период доминирования Римской Империи. Римское право со временем теряло значение, но церковные нормы оставались базисными для развивающейся государственности. Затем в общеевропейском контексте произошло правовое возрождение, и Испания вместе со всей Европой пересмотрела свою правовую систему на основе рецепции римско-канонического права, которое играет определённую роль до сих пор.

Ключевые слова: Средневековая Испания, римско-каноническое право, правосознание.

Kalinina E.Yu.

ORCID: 0000-0002-9489-6762, PhD in Jurisprudence, associate professor, Herzen State Pedagogical University of Russia CANON LAW IN MEDIEVAL SPAIN AS THE BASIS OF THE EMERGING LEGAL CONSCIOUSNESS

Abstract

Medieval European law is based on several fundamental layers; one of them was Roman Canon law. It was particularly significant for Spain, because it was introduced in the legal system during the period of the Roman Empire domination. Roman law eventually played out, but Church standards remained the basis for the statehood. Then, the legal Renaissance in the European context occurred, and Spain along with the rest of Europe revised its legal system on the basis of the reception of the Roman-Canon law. It plays a significant role up to now.

Keywords: Medieval Spain, the Roman-Canon law, legal consciousness.

Как и любой правовой порядок, римско-каноническое право связано с существованием определённой политической общности; в данном случае таким институтом является Церковь36. В момент своего возникновения «сакральные и государственно-правовые институты ещё не были разделены»37. Это свойство римского права во многом сохранилось после введения христианства и перешло в испанское право и правосознание.

Благодаря огромному влиянию католической церкви и широкой юрисдикции церковных судов в Испании, каноническое право — система канонов, правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих - внесло существенный вклад в становление романо-германской правовой семьи.

36 Martínez Martínez F. La superioridad del Derecho divino en el pensamiento pregracianeo: una visión de las colecciones canónicas medievales// Ius canonicum, Vol. 45, N° 89, 2005, págs. 183-231. Р.183

37 Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III вв. до н.э. - М.: Статут, 2006. - 575 с. С.12

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.