Научная статья на тему 'Каноническое право в средневековой Испании как основа формирующегося правосознания'

Каноническое право в средневековой Испании как основа формирующегося правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСПАНИЯ / РИМСКО-КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / MEDIEVAL SPAIN / THE ROMAN-CANON LAW / LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина Е.Ю.

Средневековое европейское право основывается на нескольких фундаментальных пластах, одним из которых является римско-каноническое право. Для Испании оно особенно значимо, поскольку было привнесено ещё в период доминирования Римской Империи. Римское право со временем теряло значение, но церковные нормы оставались базисными для развивающейся государственности. Затем в общеевропейском контексте произошло правовое возрождение, и Испания вместе со всей Европой пересмотрела свою правовую систему на основе рецепции римско-канонического права, которое играет определённую роль до сих пор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANON LAW IN MEDIEVAL SPAIN AS THE BASIS OF THE EMERGING LEGAL CONSCIOUSNESS

Medieval European law is based on several fundamental layers; one of them was Roman Canon law. It was particularly significant for Spain, because it was introduced in the legal system during the period of the Roman Empire domination. Roman law eventually played out, but Church standards remained the basis for the statehood. Then, the legal Renaissance in the European context occurred, and Spain along with the rest of Europe revised its legal system on the basis of the reception of the Roman-Canon law. It plays a significant role up to now.

Текст научной работы на тему «Каноническое право в средневековой Испании как основа формирующегося правосознания»

выполняются. И дело не только и не столько в низкой заработной плате или задержках с ее выплатой, сколько в характере и содержании работы, обеспечении правовой и социальной защиты, возможностей повышать профессиональную квалификацию, перспективах служебного роста. Ведь бесспорно, что чем более привлекательной для работников с точки зрения удовлетворения их потребностей и интересов является организация, тем больше у нее возможностей для эффективного функционирования.

Литература

1. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

2. Гамза В. А. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? // [Электронный ресурс] / Режим доступа: Nacbez.ru

3. Латов Ю. В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности /[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/297024.html

4. Сулакшина А. С., Вилисов М. В. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Труды Центра. Выпуск № 6. М.: Научный эксперт, 2006.

5. Шекультиров Б.И. Коррупция в России как угроза государственной и национальной безопасности [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-rossii-kak-

References

1. Federal Law of the Russian Federation "On Combating Corruption" [Electronic resource] / Access: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

2. Hamza VA shadow economy and corruption: how to break the vicious circle? // [Electronic resource] / Access: Nacbez.ru

3. Latov YV Russian shadow economy in the context of national economic security / [electronic resource] / Access: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/297024.html

4. Sulakshina AS, Vilisov MV corruption and shadow economy: problem analysis // Proceedings of the Centre. Issue number 6. M .: Scientific Expert 2006.

5. Shekultirov BI Corruption in Russia as a threat to the state and national security [electronic resource] / Access: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-rossii-kak-

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.088 Калинина Е.Ю.

ORCID: 0000-0002-9489-6762, кандидат юридических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ

ПРАВОСОЗНАНИЯ

Аннотация

Средневековое европейское право основывается на нескольких фундаментальных пластах, одним из которых является римско-каноническое право. Для Испании оно особенно значимо, поскольку было привнесено ещё в период доминирования Римской Империи. Римское право со временем теряло значение, но церковные нормы оставались базисными для развивающейся государственности. Затем в общеевропейском контексте произошло правовое возрождение, и Испания вместе со всей Европой пересмотрела свою правовую систему на основе рецепции римско-канонического права, которое играет определённую роль до сих пор.

Ключевые слова: Средневековая Испания, римско-каноническое право, правосознание.

Kalinina E.Yu.

ORCID: 0000-0002-9489-6762, PhD in Jurisprudence, associate professor, Herzen State Pedagogical University of Russia CANON LAW IN MEDIEVAL SPAIN AS THE BASIS OF THE EMERGING LEGAL CONSCIOUSNESS

Abstract

Medieval European law is based on several fundamental layers; one of them was Roman Canon law. It was particularly significant for Spain, because it was introduced in the legal system during the period of the Roman Empire domination. Roman law eventually played out, but Church standards remained the basis for the statehood. Then, the legal Renaissance in the European context occurred, and Spain along with the rest of Europe revised its legal system on the basis of the reception of the Roman-Canon law. It plays a significant role up to now.

Keywords: Medieval Spain, the Roman-Canon law, legal consciousness.

Как и любой правовой порядок, римско-каноническое право связано с существованием определённой политической общности; в данном случае таким институтом является Церковь36. В момент своего возникновения «сакральные и государственно-правовые институты ещё не были разделены»37. Это свойство римского права во многом сохранилось после введения христианства и перешло в испанское право и правосознание.

Благодаря огромному влиянию католической церкви и широкой юрисдикции церковных судов в Испании, каноническое право — система канонов, правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих - внесло существенный вклад в становление романо-германской правовой семьи.

36 Martínez Martínez F. La superioridad del Derecho divino en el pensamiento pregracianeo: una visión de las colecciones canónicas medievales// Ius canonicum, Vol. 45, N° 89, 2005, págs. 183-231. Р.183

37 Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III вв. до н.э. - М.: Статут, 2006. - 575 с. С.12

149

Каноническое право основывалось на принципах римского права, изучалось в университетах наравне с гражданским. Сборники средневекового испанского законодательства, как и вообще европейского той эпохи, имеют основу в общем римско-каноническом праве38.

Рассмотрим кратко основные вопросы, которые в результате противостояния вошли в сферу церковной юрисдикции в средневековой Испании. Римско-каноническое влияние проявляется в нормах, регулирующих вопросы семейного права, а также церковного устройства и церковной юрисдикции. Они регулируют вопросы осквернения церкви или посягательства на жизнь, здоровье или имущество священнослужителей. Также данные нормы (или основанные на них) формируют основы межконфессиональных отношений. Эта традиция, как минимум, имеет своими корнями решения IV Латеранского Собора 1215 г., суть которого во многом сводилась к установлению механизмов подчинения королевской власти в любом государстве Европы Папе. Основные решения этого Собора были скомпилированы в Corpus Iuris Canonici, заложившего основы средневекового канонического права.

В каноническом праве имеет своё основание право убежища, которое распространялось на церковь. Идея убежища следовала из Ветхого завета, а также из египетского и греческого права. Когда христианство стало официальной религией Империи, право убежища распространилось на все церкви. Оно сохранилось в средневековых европейских государствах и было закреплено на официальном уровне после решений IV Латеранского Собора. Эта мера была необходима в ситуации средневековых правоотношений и постоянных войн в процессе складывания национальной государственности и установления границ. Данное положение приобретает название «божьего мира и спокойствия» (pace et tregua) и касается не только обвиняемых в совершении какого-либо преступления (или деклассированных и маргинальных элементов), а крестьянина, торговца или любого человека, который подвергся

39

насилию, свойственному этой эпохе .

Достаточно подробно канонические нормы пытаются регулировать правоотношения с представителями инкофессиональных общин. Для Испании характерной оказывается тема взаимодействия с иудеями и арабами. Эти вопросы упоминаются в римских документах и работах мыслителей средневековья, чьи труды считались доктринальными. В Испании эти положения были представлены довольно широко, в отличие от многих других, которые рецензировались и использовались по мере необходимости.

В частности законодателя интересовал вопрос о процедуре обращения, а также о частноправовых взаимоотношениях: заключении и расторжении браков, статусу детей. Появлялись нормы, запрещавшие иудеям заниматься ростовщичеством. Важным представлялся вопрос празднования религиозных праздников, замещения должностей и т.п. При анализе этой проблемы особое место занимают решения IV Латеранского Собора. Например, были введены знаки различия для иудеев. В 1298 г. издаётся Liber Sextus, где в частности, содержалась норма о том, что христиане, перешедшие в другую веру, даже если они сами были обратившимися иудеями или мусульманами, объявлялись еретиками. Так создавалось довольно интересное положение: обращение иудеев и мусульман в христианство всячески приветствовалось государством, и им даже полагалась защита, поскольку национальные нормы запрещали переход в другую веру. С другой стороны, переход христиан в другую веру, по сути, приравнивался к преступлению.

Каноническое право пыталось решать вопросы о том, что представляют собой ереси. Данная проблема для становления средневекового государства представляется довольно важной. Через формирование социальных групповых границ происходило структурирование общества, что является предпосылкой государственности. Необходимо было определить ядро политико-правовой культуры, то есть официальный центр, а затем расположить по периферии субкультуры по мере их удаления от ядра. Неминуемо формируется граница государства, в том числе, ментальная, которая предполагает наличие маргинальных групп. Для средневекового правосознания маргинальными субкультурами могут являться некоторые инконфессиональные группы. Например, в некоторых источниках ислам

40

признаётся совокупностью ересей, имеющих истоки в христианстве .

Уже в XII в. процессуальные нормы римско-канонического права неодобрительно относятся к ордалиям и судебным поединкам. Некоторые акты подобные процессуальные действия напрямую запрещают. Светское законодательство отдельных испанских регионов в форме фуэро повторяет запрет лишь в отношении межконфессиональных споров. Таким образом, запрещены только судебные поединки между христианами и иудеями и христианами и мусульманами. Однако ордалии в форме испытания раскалённым железом и кипящей водой запрещаются вовсе.

Римское право служило основой как светскому, так и каноническому праву, которые «создали государство и сцементировали общество, сформировали европейскую цивилизацию»41. Оно способствовало формированию отдельных норм и целых институтов. И Церковь, и государственная власть считались носителями римского права, а «нормы «религиозной жизни были неотделимы от правовых»42. Их основное отличие заключается в том, что базируются они на разных идеологических основаниях43, на которых строятся близкие концепты греха и преступления. Вместе они создавали основу для европейского мышления, частью которого, с оговорками, можно

38 García y García A. La Compilación de Huesca (1247) y el derecho canónico medieval// Glossae: European Journal of Legal History, № 8, 1996, págs. 27-42. Р.27

39 Ibid. Р.30

40 Mitre Fernández Е. Cristianismo medieval y herejía// Clío & Crimen: Revista del Centro de Historia del Crimen de Durango, № 1, 2004 (Ejemplar dedicado a: Las Herejías Medievales), págs. 22-41. Р.28

41 Калинина Е.Ю. Право и религия как основа формирования европейского средневекового правосознания// Юридическая наука. -2012, №5. С.4-7. С.5

42 Калинина Е.Ю. Мифология средгневекового правосознания: иррациональное в рациональном. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 216 с. С.55

43 Maldonado J. y Torco F., del. Acerca del carácter jurídico del ordenamiento canónico// Revista española de derecho canónico, Vol. 1, № 1, 1946, pр. 67-104. Р.68

назвать испанское правосознание. Для западной христианской идеологии характерным является юридический элемент, также как собственно право несёт на себе отпечаток религиозности. Но только в XIII в. право отделилось от морали, и было создано каноническое право в чистом виде44.

Литература

1. García y García A. La Compilación de Huesca (1247) y el derecho canónico medieval// Glossae: European Journal of Legal History, № 8, 1996, pр. 27-42.

2. David R., Zhoffre-Spinozi K. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti. - M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1999. — 400 s.

3. Kalinina E.Yu. Mifologiya sredgnevekovogo pravosoznaniya: irracional'noe v racional'nom. - M.: Yurlitinform, 2014. - 216 s.

4. Kalinina E.Yu. Pravo i religiya kak osnova formirovaniya evropejskogo srednevekovogo pravosoznaniya// Yuridicheskaya nauka. - 2012, №5. S.4-7.

5. Kofanov L.L. Lex i ius: vozniknovenie i razvitie rimskogo prava v VIII-III vv. do nje. - M.: Statut, 2006. - 575 s.

6. Maldonado J. y Torco F., del. Acerca del carácter jurídico del ordenamiento canónico// Revista española de derecho canónico, Vol. 1, № 1, 1946, pр. 67-104.

7. Martínez Martínez F. La superioridad del Derecho divino en el pensamiento pregracianeo: una visión de las colecciones canónicas medievales// Ius canonicum, Vol. 45, № 89, 2005, pр. 183-231.

8. Mitre Fernández Е. Cristianismo medieval y herejía// Clío & Crímen: Revista del Centro de Historia del Crimen de Durango, № 1, 2004 (Ejemplar dedicado a: Las Herejías Medievales), pр. 22-41.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.241 Колиева А.Э.1, Бицоева Л.Ф.2

:Майкоп, к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского и трудового права ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», 2к.ю.н.,доцент кафедры гражданского права и процесса

ФГБОУ ВПО «Северо -Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова» СТРУКТУРА ФИДУЦИАРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Аннотация

В данной статье раскрывается структура фидуциарных правоотношений в гражданском праве России. Автор указывает на его взгляд, основные элементы структуры фидуциарных правоотношений, такие как: имущественный интерес, предполагаемые полномочия и ограничения осуществления субъективного права обязательствами доброй совести, а также фидуциарные обязанности. Предмет настоящего исследования обуславливает внимание именно к внутренним, субъективным факторам, повлиявшим на формирование воли и ее последующее изъявление у сторон фидуциарной сделки. А именно в центре нашего внимания будет такой внутренний субъективный фактор, как доверие, побудившее сторону заключить фидуциарную сделку. Представляется целесообразным исследовать доверие с позиции его влияния на одну из сторон правоотношений, и побудившее к заключению гражданско-правового договора, и отнести его к той или иной правовой категории. А именно исследовать правовую природу имущественного интереса в гражданском праве, его значение и влияние на гражданские, в нашем случае, имущественные отношения.

Ключевые слова: фидуциарные правоотношения, имущественный интерес, полномочия, субъективные права, обязательства доброй совести, фидуциарные обязанности.

Kolieva A.E.1, Bitsoeva L.F.2

Maikop, PhD in Jurisprudence, associate professor of civil and labor rights FGBOU Department

of VPO "Adygeya State University" 2PhD in Jurisprudence, Assistant professor of civil law and process FGBOU VPO "North Ossetian State University im.K.L.Hetagurova" THE STRUCTURE OF THE FIDUCIARY RELATIONSHIPS IN CIVIL LAW

Abstract

This article deals with the structure offiduciary relations in civil law of Russia. The author points out in his opinion, the main elements of struktury fidutsiarnyh relations, such as a property interest, anticipated powers and limitations of the subjective rights obligations of a good conscience, and fiduciary duties. The subject of this study determines the attention to the internal, subjective factors that influenced the formation of the will and its subsequent expression of the parties offiduciary transactions. Namely, our focus will be the inner subjective factors such as trust, encourage the parties to enter into a fiduciary transaction. It seems appropriate to examine the trust from the perspective of its impact on one side of the legal relationship, and to encourage the conclusion of a civil contract, and assign it to a particular legal category. Namely explore the legal nature of the ownership interest in civil law, its importance and impact on civilians, in this case, the property relations.

Keywords: fiduciary relationship, a property interest, authority, subjective rights and liabilities of a good conscience, fiduciary duties.

44 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности/ Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 1999. —400 с. С.33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.