Научная статья на тему 'Коррупция: сущность и принципы противодействия'

Коррупция: сущность и принципы противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2964
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИИ / ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / CLASSIFICATION OF CORRUPTION PRINCIPLES FOR COUNTERING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полетавкин Александр Иванович, Степанов Виталий Владимирович

Аннотация: авторами рассмотрена сущность коррупции, выделены признаки коррупции, предложено авторское определение коррупции, на основе анализа зарубежной практики противодействия коррупции дополнены принципы противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption: the nature and principles of countering

Abstract: the authors consider the nature of corruption, highlighted signs of corruption, the author suggests his own definition of corruption, based on the analysis of foreign practice anti-corruption supplemented by the principles of anti-corruption.

Текст научной работы на тему «Коррупция: сущность и принципы противодействия»

Corruption: the nature and principles of countering Poletavkin A.1, Stepanov V.2 Коррупция: сущность и принципы противодействия Полетавкин А.И. , Степанов В.В.

1 Полетавкин Александр Иванович /Poletavkin Alexander Ivanovich - кандидат экономических наук;

2Степанов Виталий Владимирович / Stepanov Vitaly Vladimirovich - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления,

ФБГОУ ВПО Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Abstract: the authors consider the nature of corruption, highlighted signs of corruption, the author suggests his own definition of corruption, based on the analysis of foreign practice anticorruption supplemented by the principles of anti-corruption.

Аннотация: авторами рассмотрена сущность коррупции, выделены признаки коррупции, предложено авторское определение коррупции, на основе анализа зарубежной практики противодействия коррупции дополнены принципы противодействия коррупции.

Keywords: corruption, anti-corruption, classification of corruption principles for countering corruption.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, классификация коррупции, принципы противодействия коррупции.

Коррупция известна человечеству с глубокой древности, и продолжает существовать в настоящее время. Формы проявления коррупции эволюционировали с развитием человеческого общества. Вследствие того, что коррупция является сложным социальнокультурным явлением, у коррупции не существует единого определения [9, с.72]. Существуют обширное множество подходов к пониманию и трактовке данного феномена. С латинского corrumpire переводится как подкуп кого либо деньгами или иными материальными благам; произошло от сочетания латинских слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) ruptum (портить, разрушать, развращать) и имел широкую трактовку как разложение, разрушение, дезинтеграции, распаде той или иной системы (объекта), в том числе и органов государственной власти.

В научной литературе выделяют следующие подходы к исследованию коррупции:

- традиционный - коррупция как злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (Дж. Сентуррия);

- модернистский подход определяет коррупцию как некое противоправное действие и термин коррупция используется как синоним «взятка», «подкуп» и обозначает продажность служебных действий [9, с.73]. Подход стал традиционным в современной юридической науке, и получил распространение в действующем Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [1]. Данный закон под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В середине XX века в обществоведении был окончательно преодолен данный подход к исследованию коррупции, который ограничивает анализ объекта рассмотрением различных аспектов дачи - получения денежных средств или иных материальных и нематериальных благ чиновниками.

В научной литературе отмечают, что коррупция разноформенна и многие проявления ее, в настоящее время, четко не регламентированы действующим законодательством, а не формальные институты институциональной среды коррупции зачастую противоречивы [4; 5; 10].

Выделяют следующие современные формы проявления коррупции («случаи коррупции»):

- взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и услуг;

- вымогательство и шантаж за законное и незаконное предоставление благ и услуг;

- растрата, хищение, присвоение чужого имущества, связанное со злоупотреблением властью;

- протекционизм, проявляющийся в должностных продвижениях лиц по признакам родства, приятельских отношений или личной преданности;

- финансирование частных предприятий и организаций за счет государственного или местного бюджета;

- приватизация с незаконной передачей государственной собственности в частные

руки;

- предоставление льгот заинтересованным лицам;

-предоставление секретной служебной информации заинтересованным лицам;

- предоставление права или возможностей заключать выгодные контракты;

- содействие в заключении невыгодных для государства контрактов с иностранными фирмами;

- подкуп избирателей;

- сращивание органов управления с преступными элементами;

- сокрытие преступлений отдельных лиц и обеспечение их безнаказанности;

- поддержка и лоббирование интересов теневой экономики в ответ на политическую поддержку или выдвижение на должности во властных структурах.

- иные формы проявления коррупции.

Из выше приведенного можно выделить признаки коррупции:

1) сфера существования - государственное и муниципальное управление, частный сектор;

2) субъект коррупции - лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, управленческие функции в муниципальных органах; лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в организациях (предприятиях);

3) использование субъектом коррупции своего служебного положения, своих служебных полномочий вопреки интересам государства, общества, государственного и муниципального органа, организации (предприятия) в котором работает субъект.

4) корыстная или иная личная заинтересованность. При этом под корыстной заинтересованностью понимается стремление получить тем или иным образом материальную выгоду, выгоду имущественного характера. Под личной заинтересованностью также может пониматься карьеризм, родственные отношения, кумовство и т.п.

5) кому, для кого предоставляются выгоды и преимущества. Коррумпированное должностное лицо может предоставлять выгоды и преимущества не только для себя, не только в пользу тех лиц, в судьбе которых оно материально заинтересованно, но и в пользу любых иных физических и юридических лиц, в пользу государственных органов.

Таким образом, под коррупцией следует понимать злоупотребление лицом, уполномоченным на выполнение определенных должностных функций, с помощью использования своего служебного положения (своих полномочий) вопреки интересам государства, общества, организации (предприятия) с целью удовлетворения корыстной и (или) личной заинтересованности.

Коррупция настолько многолика, что существующие классификации не отражают в полной мере ее сущность. Воспользуемся классификацией коррупционных проявлений Грибкова М. А. по предметному признаку [3, С.9] (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация коррупции по предметному признаку

По уровням функционирования коррупцию можно разделить: на низовую,

верхушечную и вертикальную [8]. Низовая (индивидуальная) коррупция в основном распространена на среднем и низших уровнях государственной и муниципальной службы и охватывает повседневную жизнь большинства граждан и деятельность юридических лиц, которые обычным, рутинным образом взаимодействуют с чиновниками тех же уровней (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.). Данная коррупция зачастую можно встретить в литературе как бытовая коррупция.

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.). Зачастую между низовой и верхушечной коррупцией существуют отношения взаимной зависимости, данные отношения образуют вертикальную коррупцию. Примером проявления верхушечной коррупции является отношение начальник - подчиненный, результатом данных отношений является дача взятки подчиненным начальнику с целью получения определенных выгод.

В настоящее время остается дискуссионным причины (факторы) возникновения коррупции. На распространенность коррупционных проявлений в российском обществе влияют факторы социального, экономического, правового и институционального характера, (см. рис. 2). По нашему мнению, к классификации причин возникновения коррупции Грибкова М. А. [3, С. 10] необходимо добавить наличие двойного морального стандарта по отношению к коррупции. Зачастую формальные институты (законы) вступают в конфликт с неформальными институтами (отношением людей, общества к тем или иным проявлениям коррупции. Данный тезис подтверждается различными социологическими опросами [6; 7].

Рис. 2. Основные причины возникновения коррупции

По нашему мнению, необходимо бороться именно с причинами коррупции, а не следствиями коррупции. В соответствии с действующим Федеральном законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [1] под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах [1, ст. 3]:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационнопропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Следует отметить, что в законах субъектов Российской Федерации «О противодействии коррупции» отдельно не выделены принципы противодействия коррупции. По нашему мнению, необходимо дополнить действующее законодательство в области противодействия коррупции следующими принципами, которые показали свою эффективность за рубежом [2, С.88-94]:

- институционализирование деятельности по противодействию коррупции. Создание специального компактного органа, занятого только борьбой с коррупцией и (или) создание условий, когда между правоохранительными органами возникает конкуренция;

- полная гласность антикоррупционной деятельности. Одним из путей соблюдения данного принципа, по нашему мнению, является внедрение электронного правительства.

- отсутствие «неприкасаемых» лиц. К ответственности за совершение коррупционных правонарушений может быть привлечен любой гражданин России.

- соразмерность (пропорциональность) антикоррупционных ограничений

публичному статусу должностных лиц [10, 11]. Эффективность противодействия

коррупции зависит от ресурсного обеспечения. Организуя противодействие коррупции нужно понимать: а) вся система и любой субъект управления действуют в условиях ограниченных ресурсов; б) особенно ресурсоемкими являются ограничительнорепрессивные меры. Мы согласны, с Н.В. Щедриным, что необходимо сконцентрировать все усилия на борьбу с верхушечной коррупцией (коррупция высших должностных лиц) [11]. Данная борьба должна распространяться на всех уровнях власти (федеральный, региональный, местный) и чем выше статус должностного лица, тем более кратным в отношении него должны быть применены санкции. Н. В. Щедрин предлагает связать жесткость ограничений с классификацией государственных должностей, а также со статусом законодательного органа. Таким образом, коррупция является социокультурным феноменом общества. Под коррупцией авторы понимают злоупотребление лицом, уполномоченным на выполнение определенных должностных функций, с помощью использования своего служебного положения (своих полномочий) вопреки интересам государства, общества, организации (предприятия) с целью удовлетворения корыстной и (или) личной заинтересованности.

Литература

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изменениями и дополнениями от: 22 декабря 2014 г. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/.

2. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ-Правоведъ. 2011. №1. С.88-94.

3. Грибков М.А. Государственное управление процессами противодействия коррупции: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2012. 25 с.

4. Кондратов М.В., Гарипов Р.И. Теоретические подходы к понятию «институциональная

среда // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-9. - С. 1908-1911; [Электронный ресурс]. Режим

доступа:www.rae.mfs/?sedюn=content&op=show_artide&artide_id=10002748 (дата

обращения: 25.12.2014).

5. Кулешов И.В., Титова Т.А. Практические вопросы реализации мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе в Челябинской области [Текст]: научно-методич. пособие. / И. В. Кулешов, Т. А. Титова // ООО «Центр Анализа и прогнозирования». Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2012. - 83 с.

6. Сатаров Г.А. Российская коррупция: уровень, структура, динамика: опыт социологического анализа / под ред. Г. А. Сатарова. - М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. - 752 с.

7. Тараданов А.А., Максимов В.П. Проведение исследования уровня коррупции социологическими методами в муниципальных учреждениях и органов местной власти города Челябинска. // Отчет о научно-исследовательской работе. Челябинск. 2013., 32 с.

8. Цоколов И. Коррупция: явление и система // Юридическая газета. 2011. № 5.

9. Шедий М.В. Основные теоретические подходы исследования коррупции // Среднерусский вестник общественных наук, социология и жизнь. 2011. № 2. С. 72-82.

10. Шилкин АМ.Административная реформа и реформа государственной службы в Челябинской области. // Челябинск, 2010, 609 с.

11. Щедрин Н.В. О принципах противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №1. С.280-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.