УДК 330 ББК 65.01
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА
В.В. СТЕПАНОВ, ФГБОУ ВПО ЧелГУ, г. Челябинск, Россия А.И. ПОЛЕТАВКИН, ФГБОУ ВПО ЧелГУ, г. Челябинск, Россия
Аннотация
Статья посвящена мероприятиям по совершенствованию противодействию коррупции в государственных органах региона. Предложено создание института Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области, дана оценка экономической эффективности института Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, профилактика коррупции, институт Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области.
Для противодействия коррупции необходима консолидация усилий как государства в лице органов власти всех уровней, так и граждан. Только объединив усилия власть, правоохранительные органы, институты гражданского общества, представители бизнес-сообщества и все кто имеет активную гражданскую позицию способны организовать эффективную работу по искоренению коррупции.
В Ульяновской области, начиная с 2007 года, проводится системная работа, направленная на достижение данной цели.
Ульяновская область один из немногих регионов Российской Федерации, где приступили к созданию правовых основ для профилактики коррупции ещё до принятия соответствующих актов на федеральном уровне. В начале 2007 года создан региональный координационный совет по реализации антикоррупционной политики. В июне того же года, за полтора года до принятия соответствующего федерального закона, принят закон «О противодействии коррупции в Ульяновской области», а в 2008 году утверждена областная программа.
Практика применения нормативных правовых актов, принимаемых на федеральном и региональных уровнях, вызвала острую потребность в едином центре,
координирующем антикоррупционные меры. И в 2009 году областной парламент, поддержав предложение Губернатора С.И. Морозова, учредил специализированную государственную
должность - Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области. Ульяновская область единственный субъект в Российской Федерации, где такая должность введена.
За пять лет данный институт прошёл стадию организационного становления и ряд правовых изменений.
В целях формирования системы антикоррупционной политики были
последовательно приняты областные, ведомственные и муниципальные целевые программы, формировались структуры по противодействию коррупции в каждом исполнительном органе государственной власти и органах местного самоуправления, что позволило ввести антикоррупционную профилактику в число обязательных действий.
В Ульяновской области разработана и внедрена в практику работы рейтинговая система оценки антикоррупционной деятельности исполнительных органов по более чем 300 показателям. Данная система позволяет выявлять зоны коррупционного риска. В 2014 году создан высоко профессиональный Экспертный совет при Уполномоченном по противодействию коррупции. В 2014 году в Ульяновской области, в одном из немногих регионов Российской Федерации создана эффективная система участия граждан в работе по противодействию коррупции. Создан и заработал новый институт - общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции во всех
муниципальных образованиях и в каждом населённом пункте области. Становлению данного института и повышению его роли в проводимой работе способствует выстроенная в Ульяновской области уникальная система государственно-общественного контроля, которую представляет Палата справедливости и общественного контроля в Ульяновской области и созданные по её инициативе Палаты справедливости и общественного контроля в муниципальных образованиях области.
В ближайшее время в Ульяновской области будет подписан Общественный
антикоррупционный договор. Инициатива по его разработке принадлежит Губернатору Ульяновской области С.И. Морозову. Данный договор подпишут руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, представители
территориальных федеральных органов государственной власти и общественных объединений предпринимателей. Интересен тот факт, что разработанный договор не имеет аналогов в российской практике взаимодействия власти, институтов
гражданского общества и бизнес-сообщества. Главное отличие данного документа от имеющихся антикоррупционных хартий, деклараций в том, что он предусматривает конкретные обязательства сторон и мероприятия для реализации поставленных задач.
Социологические исследования по определению уровня коррупции и отношения к ней жителей Ульяновской области показывают, что в Ульяновской области низкий уровень коррупции, по сравнению с другими регионами России. Всё вышесказанное позволяет нам предложить учесть опыт Ульяновской области и сформировать институт Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области путём внесения изменений в Закон Челябинской области «О противодействии коррупции в Челябинской области». В соответствии с этими изменениями в Челябинской области учреждается особый государственный орган, целью которого должна стать реализация антикоррупционной политики, организация разработки
направлений, форм и методов
антикоррупционной политики Челябинской области, оказание содействия органам и
организациям, реализующим
антикоррупционную политику в Челябинской области. В соответствии с порядком назначения на эту должность, Губернатор Челябинской области вносит кандидатуру Уполномоченного в Законодательное Собрание Челябинской области, которое путём тайного голосования утверждает или не утверждает внесённую кандидатуру.
Уполномоченный по противодействию коррупции в Челябинской области должен быть включён в систему противодействия коррупции. Учреждение должности
Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области направлено на защиту прав и интересов граждан и общественных институтов от возможных коррупционных проявлений в деятельности представителей государственного и
муниципального управленческого аппарата.
Необходимо в Законе Челябинской области «О противодействии коррупции в Челябинской области» дополнить компетенции
Уполномоченного[1 ]:
1. Должность Уполномоченного учреждается в целях организации разработки направлений, форм и методов участия государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции, повышения эффективности противодействия коррупции, а также оказания содействия государственным и иным органам и организациям, осуществляющим противодействие коррупции.
2. Уполномоченный замещает государственную должность Челябинской области.
Основные функции Уполномоченного являются:
1) разработка программных мероприятий областной программы противодействия коррупции, участие в её реализации, а также осуществление контроля за её реализацией;
2) организация и проведение антикоррупционного мониторинга;
3) проведение антикоррупционного анализа;
4) формирование базы данных о зонах коррупционного риска;
5) осуществление учёта нормативных правовых актов Челябинской области,
предусматривающих введение
антикоррупционных стандартов;
6) организация привлечения негосударственных организаций, за исключением редакций средств массовой информации, к осуществлению антикоррупционной пропаганды;
7) анализ деятельности государственных органов Челябинской области по рассмотрению сообщений граждан и организаций о ставших им известными признаках коррупционных правонарушений в деятельности должностных лиц государственных органов Челябинской области и должностных лиц, подведомственных им государственных учреждений Челябинской области;
8) подготовка и представление сводного отчёта о результатах участия государственных органов Челябинской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции Губернатору Челябинской области, в Законодательное Собрание Челябинской области и в Общественную палату Челябинской области, а также размещение его на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
9) информационно-методическое содействие работе координационного совета по проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции в Челябинской области;
10) взаимодействие с государственными и иными органами и организациями по вопросам проведения единой государственной политики в области противодействия коррупции;
11) подготовка и выпуск информационно-методических материалов по вопросам противодействия коррупции;
12) изучение успешной практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
13) иные функции, предусмотренные законами Челябинской области.
Уполномоченный имеет право:
1) беспрепятственно по предъявлении удостоверения посещать государственные органы Челябинской области и подведомственные им государственные учреждения Челябинской области,
присутствовать на заседаниях коллегиальных
органов государственных органов Челябинской области;
2) запрашивать и получать от государственных органов Челябинской области, подведомственных им государственных учреждений Челябинской области и их должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
3) запрашивать и получать объяснения должностных лиц государственных органов Челябинской области и подведомственных им государственных учреждений Челябинской области;
4) направлять руководителям государственных органов Челябинской области предостережения о коррупционных рисках в данных органах;
5) пользоваться иными правами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее
профессиональное образование, обладающее опытом участия в осуществлении мер по противодействию коррупции. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание Челябинской области Губернатором Челябинской области с учётом мнения Общественной палаты Челябинской области.
Уполномоченный назначается на должность Законодательным Собранием Челябинской области большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Челябинской области тайным голосованием. Решение о назначении на должность Уполномоченного оформляется постановлением Законодательного Собрания Челябинской области. Кандидатуры на должность Уполномоченного, вносимые на тайное голосование при назначении на должность Уполномоченного, включаются в список для тайного голосования большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Челябинской области.
В случае если кандидатов было более двух и ни один из них не набрал требуемого числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов.
В случае повторного голосования или если голосование проводилось по двум кандидатам, по результатам которых ни один из кандидатов не набрал требуемого для назначения числа голосов, проводится дополнительное открытое голосование по кандидатуре, получившей наибольшее число голосов.
В случае, если голосование проводилось по одной кандидатуре или при дополнительном или повторном голосовании кандидат не набрал требуемого для назначения числа голосов, проводится процедура повторного назначения.
Законодательное Собрание Челябинской области принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока полномочий предыдущего
Уполномоченного.
На Уполномоченного распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Уполномоченный обязан прекратить деятельность,
несовместимую с его статусом, не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит данное требование, Законодательное Собрание Челябинской области принимает решение о прекращении его полномочий и назначает нового Уполномоченного в порядке, установленном настоящим Законом.
Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
2) признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
3) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного государства;
4) подачи им письменного заявления в Законодательное Собрание Челябинской области о сложении своих полномочий;
5) его смерти.
Уполномоченный освобождается от должности постановлением Законодательного Собрания Челябинской области, принимаемым большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Челябинской области. Уполномоченный обязан письменно уведомить Законодательное Собрание Челябинской области об обстоятельствах, влекущих досрочное освобождение его от должности, не позднее 5 рабочих дней со дня их наступления.
В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Законодательным Собранием Челябинской области в течение двух месяцев после дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности.
При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу
следующего содержания: «Клянусь
противодействовать коррупции в пределах моих полномочий, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь
Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством Челябинской области, справедливостью и голосом совести». Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания Челябинской области непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
Уполномоченный считается вступившим в должность со дня вступления в силу соответствующего постановления
Законодательного Собрания Челябинской области. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области о назначении Уполномоченного на должность подлежит официальному опубликованию. После принесения присяги Председатель
Законодательного Собрания Челябинской области вручает Уполномоченному
удостоверение.
Удостоверение Уполномоченного является документом, подтверждающим его
должностное положение и полномочия. Положение об удостоверении, его образец и описание утверждаются Законодательным Собранием Челябинской области.
При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться на общественных началах экспертный совет из числа лиц, обладающих необходимыми познаниями в области противодействия коррупции. Для содействия Уполномоченному в осуществлении его полномочий на территориях муниципальных образований Челябинской области, в том числе для выполнения организационно-технических
поручений, Уполномоченный вправе назначать в муниципальных образованиях Челябинской области своих общественных представителей, работающих на безвозмездной основе.
Финансирование деятельности
Уполномоченного осуществляется за счёт средств областного бюджета Челябинской области. Размер оплаты труда Уполномоченного приравнивается к размеру оплаты труда лица, замещающего должность заместителя Председателя Правительства Челябинской области. Местом нахождения Уполномоченного является город Челябинск.
Наиболее значимыми критериями эффективности работы Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области является достижение конкретных практических результатов и целевых показателей реализуемой в Челябинской области антикоррупционной политики, основанной на Национальном плане и Стратегии противодействия коррупции и региональных целевых программных документах. Затраты на учреждение должности и создание аппарата уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области оцениваем в годовом выражении примерно в 13 200 000 рублей, в том числе фонд оплаты труда 10 500 000 рублей, информационно - методическое обеспечение (разработка и выпуск листовок, плакатов, методических рекомендаций и другое) противодействия коррупции в Челябинской области 1 100 000 рублей, расходы, связанные с обеспечением деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области (аренда помещений, оргтехника,
программное обеспечение, транспортные расходы и т.д.) - 1 600 000 рублей.
Фонд оплаты труда Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков составит 2 400 000рублей.
Отдел обеспечения деятельности
Уполномоченного по противодействию коррупции будет состоять из:
- начальника отдела - осуществляющего общее руководство и стратегическое планирование исполнения функций Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области фонд оплаты труда 1 350 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков;
- 3 штатные единицы юристов-экспертов, проводящих антикоррупционный анализ нормативных правовых актов и их проектов -фонд оплаты труда одной штатной единицы 1 050 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков или 3 150 000 рублей фонд оплаты труда трёх юристов экспертов;
- помощник Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области, который обеспечивает работу «горячей антикоррупционной линии» и приём поступающих от граждан и организаций обращений - фонд оплаты труда одной штатной единицы 900 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков;
- специалист по работе с антикоррупционными общественными формированиями в муниципалитетах и рабочими группами по профилактике коррупции в исполнительных органах власти региона - фонд оплаты труда одной штатной единицы 850 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков;
- специалист, ответственный за информационное обеспечение профессиональной деятельности Уполномоченного, обновление его официального Интернет-сайта и взаимодействие со средствами массовой информации - фонд оплаты труда одной штатной единицы 800 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков;
Часть специалистов отдела обеспечения деятельности Уполномоченного по
противодействию коррупции замещают
должности государственной гражданской службы Челябинской области. Трое из сотрудников отдела, а именно: юрист-эксперт, специалист по работе с антикоррупционными общественными формированиями и
специалист, ответственный за информационное обеспечение профессиональной деятельности Уполномоченного являются координаторами отдельных направлений работы
организационной структуры по профилактике коррупции, сформированной в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, и участвуют в проведении ежеквартального мониторинга эффективности её работы.
Необходимо ввести должности помощника Уполномоченного по противодействию коррупции в Челябинской области в следующих государственных органах Челябинской области:
- помощник Уполномоченного по противодействию коррупции в Министерстве здравоохранения Челябинской области - фонд оплаты труда одной штатной единицы 800 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков;
- помощник Уполномоченного по противодействию коррупции в Министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области - фонд оплаты труда одной штатной единицы 800 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков;
- помощник Уполномоченного по противодействию коррупции Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - фонд оплаты труда одной штатной единицы 800 000 рублей, в том числе страховые взносы и резерв на оплату отпусков;
Главной задачей этих специалистов является постоянное выявление зон коррупционного риска в деятельности этих органов власти и анализ возможностей возникновения коррупционных интересов среди их сотрудников.
Экономический эффект от внедрения данного проекта в области противодействия коррупции в государственных органах Челябинской области.
1. За счёт снижения коррупциогенности нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов органов государственной власти Челябинской области можно добиться экономии до 900 миллионов рублей за один год. Например, в Ульяновской области экономический эффект от внедрения должности Уполномоченного по
противодействию коррупции в Ульяновской области был оценён на данную сумму.
2. Уменьшение издержек бизнеса на преодолении административных барьеров от 30 миллионов рублей.
3. Обеспечение активного участия представителей институтов гражданского общества и граждан в противодействии коррупции в органах государственной власти Челябинской области.
4. Совершенствование системы противодействия коррупции в структуре государственных органов Челябинской области, а именно
а) совершенствование системы этики государственных гражданских служащих Челябинской области и этического контроля;
б) совершенствование системы просвещения государственных гражданских служащих Челябинской области по вопросам противодействия коррупции;
в) обеспечение достойных условий труда государственных гражданских служащих Челябинской области;
г) совершенствование внутриведомственных антикоррупционных механизмов, включая совершенствование кадровой политики и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Челябинской области и урегулированию конфликтов интересов;
д) совершенствование регламентации порядка оказания государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Челябинской области и подведомственными им учреждениями.
5. Обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения, а именно:
а) обеспечение неотвратимости
ответственности за совершенные
коррупционные правонарушения, в том числе за нарушения, связанные с использованием бюджетных средств и имущества;
б) выявление и принятие мер по устранению зон коррупционного риска в деятельности исполнительных органов государственной власти Челябинской области.
6. Создание структуры управления антикоррупционной политикой, а именно:
а) организационное обеспечение антикоррупционной политики;
б) нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной политики;
в) информационное обеспечение антикоррупционной политики, включая оказание содействия средствам массовой информации во всестороннем и объективном
освещении принимаемых мер
антикоррупционной политики;
г) измерение уровня коррупции в Челябинской области и эффективности применения исполнительными органами государственной власти Челябинской области антикоррупционных мер.
7. Укрепление доверия граждан к деятельности государственных органов Челябинской области.
8. Повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области.
9. Развитие и укрепление институтов гражданского общества
Список литературы
1. В.В. Степанов Коррупция: сущность и принципы противодействия / В.В. Степанов, А.И. Полетавкин // Economics № 1 (декабрь 2014 г.)
IMPROVING COMBATING CORRUPTION IN THE REGION'S GOVERNMENTS
V.V. STEPANOV, «Chelyabinsk State University», Chelyabinsk, Russia A.I. POLETAVKIN, «ChelyabinskState University» Chelyabinsk, Russia
Abstract
Article is devoted to activities to improve the fight against corruption in government agencies in the region. Prompted the creation of the Ombudsman to combat corruption in the Chelyabinsk region, evaluated the cost-effectiveness of the Ombudsman to combat corruption in the Chelyabinsk region.
Keywords: corruption, anti-corruption, prevention of corruption, the institution of the Commissioner of anti-corruption in the Chelyabinsk region.
References
1. Stepanov V.V. Corruption: the nature and principles of counter / V.V. Stepanov, A.I. Poletavkin // Economics № 1 (December 2014)