Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ '

КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / преступления коррупционной направленности / взяточничество / национальная безопасность / уголовная политика / антикоорупционная политика / государственные служащие. / corruption / corruption-related crimes / bribery / national security / criminal policy / anti-corruption policy / civil servants.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Яковенко И. А.

В статье проведён анализ нормативно-правовых, доктринальных и правоприменительных проблем понимания, социально-правовой оценки и противодействия коррупции. Цель исследования состояла в выработке конкретных предложений, направленных на совершенствование действующего антикоррупционного законодательства и практики его применения. Исследование проведено с использованием общенаучного диалектического подхода, а также методов статистического, логического, системного, сравнительного и структурно-функционального анализа. Основные результаты исследования выражены в следующих предложениях: внедрить в законодательство широкий подход к пониманию юридической сущности коррупции; уровне закрепить такую единицу статистического учета, как «правонарушение с признаками преступления коррупционного характера»; дифференцировать перечень ограничений и запретов применительно к руководителям органов публичной власти; повысить роль нравственно-этических элементов в содержании обязанностей служащих публичных органов власти; разработать и внедрить механизм стимулирования участия вступающих в правоотношения с органами публичной власти организаций в предупреждении коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Яковенко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION: A PROBLEM OF UNDERSTANDING AND SOCIO-LEGAL ASSESSMENT

The scientific article analyzes the legal, doctrinal and law enforcement problems of understanding, social and legal assessment and anti-corruption. The purpose of the study was to develop specific proposals aimed at improving the current anti-corruption legislation and the practice of its application. Research using a general scientific dialectical approach, as well as methods of statistical, logical, systemic, comparative and structural-functional analysis. The main results of the study are expressed in the following proposals: introduce into legislation a broad approach to understanding the legal essence of corruption; level to consolidate such a unit of statistical accounting as “an offense with signs of a crime of a corruption nature”; differentiate the list of restrictions and prohibitions in relation to heads of public authorities; increase the role of moral and ethical elements in the content of the duties of employees of public authorities; develop and implement a mechanism to stimulate the participation of organizations entering into legal relations with public authorities in the prevention of corruption.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ »

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.4.4.037 УДК 343.46

КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ

Яковенко И.А.

Краснодарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

Аннотация. В статье проведён анализ нормативно-правовых, доктринальных и правоприменительных проблем понимания, социально-правовой оценки и противодействия коррупции.

Цель исследования состояла в выработке конкретных предложений, направленных на совершенствование действующего антикоррупционного законодательства и практики его применения.

Исследование проведено с использованием общенаучного диалектического подхода, а также методов статистического, логического, системного, сравнительного и структурно-функционального анализа.

Основные результаты исследования выражены в следующих предложениях: внедрить в законодательство широкий подход к пониманию юридической сущности коррупции; уровне закрепить такую единицу статистического учета, как «правонарушение с признаками преступления коррупционного характера»; дифференцировать перечень ограничений и запретов применительно к руководителям органов публичной власти; повысить роль нравственно-этических элементов в содержании обязанностей служащих публичных органов власти; разработать и внедрить механизм стимулирования участия вступающих в правоотношения с органами публичной власти организаций в предупреждении коррупции.

Ключевые слова: коррупция, преступления коррупционной направленности, взяточничество, национальная безопасность, уголовная политика, антикоорупционная политика, государственные служащие.

CORRUPTION: A PROBLEM OF UNDERSTANDING AND SOCIO-LEGAL ASSESSMENT

Irina A. Yakovenko

Krasnodar Cooperative Institute (branch) of ANOO in the Central Committee of the Russian Federation «Russian University of Cooperation»

Abstract. The scientific article analyzes the legal, doctrinal and law enforcement problems of understanding, social and legal assessment and anti-corruption.

The purpose of the study was to develop specific proposals aimed at improving the current anticorruption legislation and the practice of its application.

Research using a general scientific dialectical approach, as well as methods of statistical, logical, systemic, comparative and structural-functional analysis.

The main results of the study are expressed in the following proposals: introduce into legislation a broad approach to understanding the legal essence of corruption; level to consolidate such a unit of statistical accounting as «an offense with signs of a crime of a corruption nature»; differentiate the list of restrictions and prohibitions in relation to heads of public authorities; increase the role of moral and ethical elements in the content of the duties of employees of public authorities; develop and implement a mechanism to stimulate the participation of organizations entering into legal relations with public authorities in the prevention of corruption.

Keywords: corruption, corruption-related crimes, bribery, national security, criminal policy, anticorruption policy, civil servants.

Введение.

Проблематика, касающаяся понимания сущности, социально-правовой оценки и определения

путей противодействия коррупции, относится к числу наиболее разработанных в юридической науке. Вместе с тем, связанные с этим доктри-нальные, нормативно-правовые и правоприме-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

нительные вопросы, остаются остроактуальными, что в немалой степени объясняется наблюдаемыми сегодня кардинальными изменениями общественных отношений.

В последние годы угрозы национальной безопасности нашей страны резко обострились, что, наряду с прочим, повышает степень и видоизменяет характер общественной опасности преступлений коррупционной направленности. Особенно наглядно это видно на примере коррупционных злоупотреблений, совершаемых при выполнении оборонного заказа и, в целом, в сфере военно-промышленного комплекса.

Кроме того, санкционный режим, введённый в отношении российской экономики ведущими странами мира, сужение рынков сбыта экспортируемых Россией товаров, неизбежно ставят под угрозу возможность выполнения социально значимых функций государства, в частности, связанных с финансированием здравоохранения, образования, поддержкой представителей социально незащищённых слоёв населения. Всё это заставляет по-новому взглянуть на проблемы противодействия коррупции.

Обсуждение.

На протяжении последних десяти лет, при незначительных колебаниях, фиксируется рост числа преступлений коррупционной направленности. Так, по статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за преступления коррупционной направленности, было зарегистрировано преступлений: в 2014 г. - 32204 (в том числе без учета Крымского федерального округа - 32060, что на 24,6 % меньше, чем в предыдущем году); в 2015 г. - 32455 (в том числе без учета Крымского федерального округа -32037, что на 0,1 % больше, чем в предыдущем году); в 2016 г. - 32924 (+1,4 %); в 2017 г. -29634 (-10 %); в 2018 г. - 30495 (+2,9 %); в 2019 г. - 30991 (+1,6 %); в 2020 г. - 30813 (-0,6 %); в 2021 г. - 35051 (+13,8 %); в 2022 г. -35340 (+0,8 %); в 2023 г. - 36407 (+3 %); в январе-феврале 2024 г. - 7974 (+6,6 %) [9].

Тем самым, уровень коррупционных преступлений остается достаточно высоким, что свидетельствует о неэффективности применяемых мер противодействия данному негативному явлению. Системное противодействие коррупционной преступности должно опираться на своевременное совершенствование антикоррупционного механизма, прежде всего его уголовно-правовых основ.

Коррупция, наряду с террористической и экстремистской деятельностью, является одним из весомых вызовов национальной безопасности России. Это негативное явление подрывает основы государственного управления, снижает эффективность развития экономики, влечёт рост социального неравенства и социальной несправедливости, потерю стабильности демократических институтов, падение нравственности в со© Яковенко И.А.

временном обществе. При этом в российской научной литературе отмечается несовершенство современной антикоррупционной уголовной политики. Отсутствует единство в подходах как к определению содержания и основных направлений антикоррупционной уголовной политики современного российского государства, так и к закономерностям её модернизации к нынешнему этапу трансформации общественных отношений.

Вопросам противодействия коррупции уделяется значительное внимание в международных правовых актах, отечественных законодательных и подзаконных актах, а также посвящённых обеспечению национальной безопасности документах стратегического планирования. Ключевое значение для понимания юридической сущности коррупции имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [10]. При этом, следует признать правоту К.А. Буяновой в том, что «ни российским законодателем, ни отечественной правовой наукой не было выработано даже базовых дефиниций, связанных с понятием «коррупция»» [1, с. 65]. Об этом же пишет, в частности, В. По-плавская, на взгляд которой «отсутствует законодательное закрепление понятия «коррупционное правонарушение», что делает проблематичным квалификацию его признаков» [6, с. 73].

Размытость легального определения коррупции отягощается неоднозначностью подходов к юридической сущности этого термина в доктрине уголовного права. Вне базового консенсуса относительно понятия и признаков коррупции трудно выстроить чёткую систему уголовно-правовых и криминологических мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. Собственно, такая ситуация сегодня и сложилась. Как пишет Н.Н. Окутина, «законодательный бум, разразившийся в последнее деся-тил ети е , привел к существенному росту право-в ых коллиз ий в области правового регулирования деятельности по противодействию коррупции в России. Вместо стройной системы антикоррупционного законодательства на деле мы получили разрозненную и весьма объемную разноотраслевую правовую массу» [5, с. 21].

В доктрине сложились два подхода к трактовке данного термина. Одни ученые считают, что коррупция - это всего лишь подкуп, взяточничество. Сторонники широкого подхода под коррупцией понимают любое корыстное злоупотребление служебным положением.

Так, на взгляд Н.С. Гончарука, «в настоящее время понятие коррупции включает в себя только использование служебного положения вопреки интересам службы или получение материальных благ» [3, с. 31].

С позиций выработки концепции государственной антикоррупционной уголовной политики наиболее верным представляется широкий подход.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

В этой связи, сохраняет свою значимость заслуживающее поддержки предложение Т.Л. Козлова внедрить в законодательство «единый понятийный аппарат, включая определение категорий «коррупционное правонарушение» с выделением конкретных признаков, оснований уголовной, административной, дисциплинарной ответственности» [4, с. 165].

Так, А.А. Уваров оценивая коррупцию как своеобразный дефект правовой системы, обращает внимание, прежде всего, на этап правотворчества, где изначально в результате законодательных ошибок возникают коррупциогенные факторы.

Юридические свойства Конституции в сочетании с конституционными принципами позволяют комплексно воздействовать на общественные отношения и нейтрализовать коррупциогенные факторы как на стадии правотворчества, так и на стадии правоприменения [7, с. 32].

Результаты.

Системное противодействие коррупции предусматривает комплексное использование мер не только уголовной, но и административной, а также дисциплинарной ответственности за коррупционные посягательства.

Антикоррупционная правовая политика должна корректироваться в соответствии с динамикой трансформации коррупционной угрозы. Учитывая это, необходимо на нормативно-правовом уровне закрепить такую единицу статистического учета, как «правонарушение с признаками преступления коррупционного характера», что должно способствовать обеспечению полноты показателей не только коррупционной преступности, но и административных правонарушений коррупционной направленности.

Как подчёркивает Н.Г. Шурухнов, противодействие коррупции, наряду с прочим, требует «принятия специального законодательства, выработки правил деятельности и этики поведения служащих» [8, с. 7].

В этой связи. действующим законодательством предусмотрен ряд барьеров, направленных на пресечение попадания в ряды государственных служащих лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям, а также на противодействие

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

вовлечению действующих сотрудников в коррупционные отношения [2, с. 52].

В антикоррупционном механизме функционирования органов публичной власти превалирующее значение имеет запрет, заключающийся в обязанности воздержаться от совершения конкретно-определенных действий.

Прохождение государственной службы предполагает занятие лицом той или иной должности. В связи с этим, необходимо дифференцировать перечень ограничений и запретов применительно к руководителям органов публичной власти. Результативной мерой антикоррупционной политики следует признать обязанность государственных служащих декларировать свои доходы, а также уведомлять о возникновении конфликта интересов. При этом в совершенствовании нуждается, созданная в 2022 г. информационная система в области противодействия коррупции «Посейдон». Следует детально урегулировать вопросы, касающиеся направлений использования всего собранного в ней массива информации.

Более детального нормативно-правового оформления требуют и нравственно-этические антикоррупционные стандарты поведения государственных служащих. Так, соответствующие рекомендации даны, в частности, в Указе Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [11].

Кроме того, следует разработать и внедрить механизм стимулирования участия, вступающих в правоотношения с органами публичной власти организаций в предупреждении коррупции.

Заключение.

Взвешенная социально-правовая оценка и эффективное противодействие коррупции предполагают своевременную корректировку уголовно-правовых и криминологических средств противодействия данному негативному явлению.

В целом, основной антикоррупционной политики российского государства должна стать комплексная систематическая работа, которая будет включать в себя меры как правового и карательного характера, так и просветительского, и обучающего.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Литература:

1. Буянова К.А. Коррупционное деяние в XXI в.: международные стандарты и национальные подходы / К.А. Буянова // Административное право и процесс. 2023. № 2. С. 64-68.

2. Воробьева Д.С. О проблеме ограничений и запретов на государственной службе: сравнительно-правовой анализ государственно-служебного законодательства / Д.С. Воробьева // Административное право и процесс. 2020. № 3. С. 51-53.

3. Гончарук Н.С. Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации / Н.С. Гончарук // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 3. С. 30-33.

4. Козлов Т.Л. Перспективы развития российского законодательства о противодействии коррупции / Т.Л. Козлов // Журнал российского права. 2020. № 5. С. 158-166.

5. Окутина Н.Н. Коррупция как угроза безопасности современного общества и государства / Н.Н. Окутина // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 10. С. 20-23.

6. Поплавская В. Анализ судебной практики по вопросам привлечения государственных (муниципальных) служащих к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции / В. Поплавская // Административное право. 2019. № 4. С. 73-78.

7. Уваров А.А. Конституционное измерение и предотвращение коррупции как дефекта правовой системы / А.А. Уваров // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 7. С. 32-36.

8. Шурухнов Н.Г. Запреты для государственных служащих как направление предупреждения коррупции: краткая ретроспектива и современное состояние / Н.Г. Шурухнов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 6. С. 6-9.

9. МВД России: статистика Ш1_ : ИНр8://мвд.рф/0еуа1е1по81/81а11в1ю8

10. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

11. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.08.2002. № 33. Ст. 3196.

References:

1. Buyanova K.A. Corruption in the XXI century: international standards and national approaches / K.A. Buyano-va // Administrative law and process. 2023. № 2. P. 64-68.

2. Vorobyova D.S. On the problem of restrictions and prohibitions in public service: comparative legal analysis state and official legislation / D.S. Vorobyova // Administrative law and process. 2020. № 3. P. 51-53.

3. Goncharuk N.S. The main directions for improving the effectiveness of combating corruption in public authorities of the Russian Federation / N.S. Goncharuk // State power and local self-government. 2023. № 3. P. 30-33.

4. Kozlov T.L. Prospects for the development of Russian legislation on combating corruption / T.L. Kozlov // Journal of Russian Law. 2020. № 5. P. 158-166.

5. Okutina N.N. Corruption as a threat to the security of modern society and the state / N.N. Okutina // State power and local self-government. 2022. № 10. P. 20-23.

6. Poplavskaya V. Analysis of judicial practice on the involvement of state (municipal) employees in disciplinary liability in the form of dismissal due to loss of trust for violations of the requirements of anti-corruption legislation / V. Poplavskaya // Administrative law. 2019. № 4. P. 73-78.

7. Uvarov A.A. Constitutional dimension and prevention of corruption as a defect of the legal system / A.A. Uva-rov // Constitutional and municipal law. 2023. № 7. P. 32-36.

8. Shurukhnov N.G. Prohibitions for civil servants as a direction of preventing corruption: a brief retrospective and current state / N.G. Shurukhnov // Penal enforcement system: law, economics, management. 2020. № 6. P. 6-9.

9. The Ministry of Internal Affairs of Russia. URL : statistics: https://MBfl.p$/Deljatelnost/statistics

10. On combating corruption: Federal Law № 273-FZ of 12/25/2008 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2008. № 52 (Part 1). Art. 6228.

11. Decree of the President of the Russian Federation dated 08/12/2002 № 885 «On approval of the general principles of official conduct of civil servants» // Compliance with the legislation of the Russian Federation. 08/19/2002. № 33. Art. 3196.

Информация об авторе

Яковенко Ирина Александровна

кандидат философских наук, доцент кафедры юриспруденции, факультет управления и права, Краснодарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ

«Российский университет кооперации» [email protected]

Irina A. Yakovenko

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Jurisprudence, Faculty of Management and Law, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of ANOO in the Central Committee of the Russian Federation «Russian University of Cooperation» [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.