И.Р. Сахапов
адъюнкт КЮИ МВД России
КОРРУПЦИЯ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В
ОВД
В статье проведена систематизация и анализ имеющихся на сегодняшний день научных и законодательного определений коррупции. Предложена авторская дефиниция понятия коррупции в ОВД и рассмотрены основные формы ее проявления.
Коррупция - одна из "наиболее острых проблем, которые существуют в нашем обществе". "Для любого государства коррупция является угрозой, но самое главное - подрывает доверие граждан к власти и тем проблемам, которыми власть должна заниматься...".
Д.А. Медведев
Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция в обществе существовала всегда. Однако зарождение коррупции как социального явления начинается с того момента, как только появились носители власти, облеченные особыми
полномочиями. В большей или меньшей степени это деяние было присуще всем временам и народам, приобретая временами характер «бытового явления».
В исторических документах и нормативно-правовых актах прошлого использовались юридические понятия «посул», «мздоимство», «лихоимство», «казнокрадство», «взяточничество»,
«злоупотребление служебным
положениием», «попустительство» и т.п., которые в настоящее время воспринимаются как отражение отдельных проявлений коррупции, превратившейся в последние годы в фактор, угрожающий устоям российской государственности, конституциионной законности и безопасности граждан.
В современный период тема борьбы с коррупцией находится в центре внимания научной общественности России, а
изучение проблем борьбы с коррупцией невозможно без определения ее понятия и сущности.
Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова согтирйо (порча, подкуп) [1]. Эти два слова определяют понимание коррупции. Являясь сложным социальным явлением, коррупция до сих пор не получила общепринятого определения, и часто этому слову дается разное толкование.
Существует множество определений, но полной ясности и правовой точности нет. Конечно, коррупция скорее синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний.
Применительно к условиям российской действительности отсутствие законодательного определения коррупции на федеральном уровне создавало массу проблем и порождало множество споров в научных кругах.
Как отметил в свое время В. Путин, открывая первое заседание Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией (12 января 2004 г.), «...у нас в
России под коррупцией в основном понимается взяточничество. Между тем как социальное явление коррупция -гораздо более сложное образование, а ее последствия крайне негативно
сказываются на самых разных сферах государственной и общественной жизни: от экономики до морали» [2]].
Сегодня в научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения
коррупции.
Наиболее простое определение
коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников,
должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще [3]. Однако, по мнению многих ученых, данное определение, будучи весьма лаконичным, не в полной мере отражает рассматриваемое явление и не позволяет четко отграничить коррупцию от иных социальных явлений.
В толковом словаре русского языка понятие коррупции определяется как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [4].
В некоторых учебниках коррупция определяется как социальное явление, характеризующееся подкупом-
продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий,
связанных с ними интересов и возможностей.
И.А. Клепицкий и В.И. Резанов полагают, что в правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях [5].
В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «... многочисленные формы незаконного
присвоения публичных средств для частного использования» [6].
Весьма яркую, но, безусловно,
показательную характеристику коррупции
дает А.И. Кирпичников: «Коррупция - это коррозия власти, как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает
понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его
сопротивляемости» [7].
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией
используется следующее определение коррупции: коррупция есть
злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях [8].
П.А. Кабанов под коррупцией в уголовно-правовом аспекте понимает неправомерное завладение должностным лицом материальными ценностями,
деньгами или получение услуг материального характера, а равно
предоставление их иными лицами государственному служащему в формах, запрещённых уголовным законом [9].
В.Л. Римский представил
дифференцированное понимание
коррупции с точки зрения права,
экономики и социологии. Согласно его модели, юридическое понимание
коррупции отличается тем, что
коррупционные проявления в
совокупности считаются
правонарушением, заключающимся в использовании служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а
правонарушения или преступления к тем или иным вариантам получения или дачи взяток; предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги
имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.); выгодами имущественного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей,
процентных ставок за пользование
банковскими ссудами и т.п.
Экономическое понимание коррупции отражает использование ее инструментов в практике принятия решений
экономического блока органами
государственной власти и управления. Таковыми могут являться виды деятельности должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящие финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития экономики страны в целом, а также в некоторых случаях - для развития социальной сферы.
Словарь И.Х. Дворецкого, наряду с вышеуказанными определениями
коррупции, приводит и иную трактовку -как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить» [10].
В этом плане импонирует мнение Г.К. Мишина, который утверждает, что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов cor (сердце; душа, дух; рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе государственной власти [11].
Исследование проблемы коррупции вызывает необходимость рассмотреть высказывания зарубежных ученых,
которые пытались дать определение коррупции.
Профессор Корсэлл под коррупцией понимает злоупотребления
государственной властью с целью извлечения личной выгоды (обычно в форме денег, собственности). Профессор Бумгадэн понимает коррупцию как политическую категорию, как
взяточничество в законодательной сфере в целях лоббирования нормативных актов. Судья Даунс говорит о том, что коррупция
- это сделка служащего с гражданином или другим служащим, где один продает власть, а другой ее покупает, но также возможна односторонняя коррупция в форме хищений общественных средств [12].
Политологи рассматривают коррупцию преимущественно как средство борьбы за власть. Политологический аспект коррупции обстоятельно исследовали в зарубежной научной литературе С. Роуз-Аккерман, Г.Мюрдаль, Дж. Най, Л. Гевелинг, Л.И. Шелли [13].
Широкое толкование коррупции означает объединение под одним термином очень разных по своей криминологической характеристике
явлений: и хищений, и должностных
преступлений, и подкупа-продажности, что, по нашему мнению, является верным только в том случае, если, говоря о порче, разложении, применительно к коррупции мы подразумеваем не «саморазложение» и порчу сами по себе, а разложение, порчу и «совращение» одного субъекта другим. В противном случае это уже не будет являться коррупцией.
С учетом изложенного представляется более точным определение, предложенное известным отечественным ученым в области борьбы с организованной преступностью и коррупцией профессором А. И. Долговой, которая считает, что под коррупцией нужно понимать «социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах
официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [14].
Следует понимать и то, что споры по определению понятия и сущности коррупции не прекратились и после принятия Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» [15], где в статье 1 дается законодательное определение. Из анализа этого закона можно сделать вывод, что коррупцией в РФ признается только лишь совершение одного из пяти преступлений, предусмотренных статьями УК РФ (ст. 285 Злоупотребление должностным
полномочием, ст. 290 Дача взятки, ст. 291 Получение взятки, ст. 201 Злоупотребления полномочиями и ст. 204 Коммерческий подкуп).
На наш взгляд, это не совсем правильный подход, так как законодатель ограничивается здесь только уголовной ответственностью, но существуют и другие подзаконные антикоррупционные акты, за нарушения которых никакая ответственность не предусмотрена (административная или гражданско-правовая). Например, прямого наказания за непредоставление или предоставление заведомо ложных сведений для лиц, занимающих государственные должности (президент, члены правительства и Совета Федерации, депутаты Госдумы), не предусмотрено.
Кроме того, как показывает анализ российского уголовного законодательства, многие преступления против
государственной власти, государственной и иной службы имеют составы, являющиеся по своей сути коррупционными. Это прежде всего взяточничество (ст. 290-291 УК РФ), а также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной
ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и других организациях (ст. 201-204 УК РФ) и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной информации:
неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 272 УК РФ) и др.
В связи с этим необходимо внести изменения в Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции», расширив перечень статей УК РФ, подпадающих под коррупционные преступления.
Коррупция как социальное явление не обошла стороной и органы внутренних дел.
Коррупция в ОВД многообразна в своих проявлениях. Нередко она выражается, с одной стороны, в использовании служащими своего статуса для получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставлении служащему таких преимуществ. Традиционно считается, что в противоречивом единстве этих сторон (с точки зрения большей общественной опасности) доминирует
продажность.
Соглашаясь с точкой зрения Макарова А.А., полагаем, что под коррупцией в ОВД следует понимать подкуп, любое другое противоправное использование
сотрудниками ОВД своего статуса для незаконного получения каких-либо
преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот имущественного характера) для себя либо незаконное предоставление преимуществ любым другим лицам вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества и государства [16].
В настоящее время коррупционная преступность сотрудников ОВД представляет собой относительно массовое, устойчивое явление,
обладающее свойством социальной
обусловленности, динамичности,
структурного распределения, социальной детерминированности и системности. Особенностями данного вида
преступности являются:
- высокий уровень латентности;
- повышенная общественная опасность;
- корыстный характер совершаемых преступлений;
- субъект преступления обладает
знанием уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также специальными навыками,
способствующими сокрытию
преступлений и затрудняющими расследование.
В зависимости от степени общественной опасности коррупцию в ОВД можно разделить на дисциплинарную,
административную и криминальную.
В зависимости от должностного положения и объема полномочий субъектов коррупционных отношений можно выделить низовую (среди рядового и младшего начальствующего состава
органов внутренних дел) и верхушечную коррупцию (среди среднего, старшего и высшего начальствующего состава ОВД).
Каждая указанная категория
сотрудников ОВД имеет свои определенные функции и обладает специальным перечнем полномочий, что в свою очередь влияет на их возможности совершать противоправные действия коррупционного характера.
Первый уровень занимает коррупция среди рядовых сотрудников ОВД. Она является наиболее распространенной в системе МВД России и поэтому очень опасной. Опасность указанного вида коррупции предопределяется тем
обстоятельством, что потерпевшими
становятся, как правило, обычные люди, не склонные к нарушению законов.
Сотрудников ОВД население
рассматривает не только в качестве работников правоохранительного органа, но и как представителей государства. В этой связи, сталкиваясь с фактами поборов, вымогательства взяток со стороны коррумпированных сотрудников ОВД, граждане неизбежно проецируют
свое негативное отношение не только на правоохранительные органы, но и на все государство в целом. Достаточно высокий уровень коррумпированности рядовых сотрудников ОВД формирует у населения устойчиво негативные взгляды в
отношении государственных институтов и разрушает веру в справедливость, закон и порядок.
На следующем уровне находится коррупция среди начальствующего состава ОВД. Ее не меньшая опасность связана с наличием у лиц начальствующего состава более высокого должностного положения в системе ОВД, возможности отдавать приказы рядовым сотрудникам,
значительного объема полномочий,
определенного опыта работы в
правоохранительных органах и знания законодательства, что позволяет коррупционерам осуществлять свою противоправную деятельность на высоком интеллектуальном уровне и довольно
длительный период времени.
В зависимости от периодичности
совершения коррупционных актов в
системе ОВД можно выделить систематическую и эпизодическую
коррупцию.
Сущность систематической коррупции проявляется в длительности и устойчивости коррупционных связей между сотрудниками ОВД и гражданами либо юридическими лицами.
Систематическая коррупция предполагает также наличие высокой степени
межличностного общения между
коррупционером и коррумпирующим лицом. Такие коррупционные связи происходят не от случая к случаю, а осуществляются на постоянной основе.
Эпизодическая коррупция представляет собой отдельные деяния коррупционного характера, периодически совершаемые сотрудниками ОВД в целях личного обогащения. Данный вид коррупции не предполагает межличностные
коррупционные связи сотрудников ОВД с гражданами либо юридическими лицами. Обычно такие контакты ограничиваются одним случаем, в ходе которого сотрудник
ОВД, получив от гражданина либо юридического лица определенное вознаграждение за коррупционную услугу, больше с ним не встречается.
В зависимости от направленности
коррупционных актов в системе ОВД можно выделить горизонтальную и вертикальную коррупцию.
Указанные виды коррупции определяют направленность коррупционных
отношений. При горизонтальной
коррупции такие отношения
устанавливаются непосредственно между физическими или юридическими лицами и сотрудниками ОВД и в основном
представляют собой подкуп,
выражающийся в незаконном
вознаграждении за предоставленные
коррупционные услуги.
Вертикальная коррупция предполагает более сложный характер коррупционных связей, когда сотрудники ОВД, получающие незаконное вознаграждение от граждан либо юридических лиц, часть оставляют себе, а определенную долю своей неправомерной прибыли направляют вышестоящему руководству, которое в свою очередь не создает препятствий для их незаконной деятельности. Опасность такого вида коррупции заключается в том, что происходит фактически полное разложение системы ОВД, при которой парализуются все возможности для какого-либо влияния на негативные
коррупционные процессы со стороны
вышестоящего руководства [17].
В зависимости от активности
сотрудников ОВД в процессе реализации коррупционных деяний коррупцию можно разделить на активную и пассивную.
Под активной коррупцией следует понимать неправомерную деятельность
сотрудников ОВД, направленную на получение незаконного вознаграждения с граждан либо юридических лиц. Существенным моментом является то, что сотрудники ОВД совершают конкретные действия для получения незаконного вознаграждения.
Пассивная коррупция проявляется в противоправном бездействии сотрудника ОВД, в невыполнении своих должностных обязанностей с целью получения незаконного вознаграждения. При пассивной коррупции бездеятельность сотрудника ОВД является условием для возникновения коррупционных отношений, и такое бездействие оплачивается заинтересованным лицом.
Увеличение и рост коррупционных проявлений в системе ОВД, прежде всего имеющих характер гражданско-правового деликта, административного
правонарушения или дисциплинарного проступка, требует широкого
использования криминологически
содержательных мер противодействия им и прежде всего специальных мер предупреждения.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2000. С.266.
2. Президент России В. Путин объявляет войну коррупции // Российская юстиция. 2004. № 1. С. 2.
3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2004.
4. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Изд. 4-ое., доп. М.: Азбуковник, 1999.
5. Клепицкий И. А., Резанов В. И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М.: ДВЮИ МВД РФ, 2001. С. 67.
6. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы //
Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник
материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.) / под. ред. В.В. Лунеева [Corruption: political, economical, organizational and legal problems. Collected Materials of International Scientific Practical Conference (Moscow, 9-10 September 1999) / Ed. by V. Luneev]. М.: Юрист, 2001. C. 22.
7. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997. С. 17.
8. Камынин И. Конвенция ООН против коррупции: новые контуры международного сотрудничества // Российская юстиция. 2004. №4. С.14-17.
9. Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. № 2. С. 43.
10. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.
11. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991.
12. См.: Полковницкий Д.О. Проблема коррупции в представления граждан США // Уголовное право: стратегия развитии в XXI веке. М., 2004. С. 504.
13. См.: Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. М., 2003; Луиз И. Шелли. Коррупция в эпоху Ельцина // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. - 2005.
14. Криминология: учеб. для юрид. вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 501.
15. См. Российская газета. 2008. 30 декабря.
16. Макаров А.А. Коррупция в системе ОВД. М.: NOTA BENE, 2009.
17. Противодействие коррупционной преступности в государственной службе: учебно-методическое пособие. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2009.