Научная статья на тему 'Коррупция по-шведски'

Коррупция по-шведски Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
835
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНИКОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Церкасевич Лариса Владимировна

Известно, что скандинавские страны входят в верхние строчки рейтинга стран с наименьшим уровнем коррупции. Однако в последнее время общественное мнение сильно обеспокоено расширением противоправных действий политиков, государственных чиновников и высших менеджеров, которые можно считать коррупционными. В статье анализируется положение шведского закона о взятках и вымогательстве, рассматриваются традиционные представления шведов о коррупции, специфические характеристики взяток и подкупа. Кроме этого, приведены психологические особенности, отличительные черты личности индивидов, склонных к противоправной деятельности. Рассмотрена также модель предотвращения коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция по-шведски»

Лариса ЦЕРКАСЕВИЧ

КОРРУПЦИЯ ПО-ШВЕДСКИ

Скандинавские страны входят в число стран с наименьшим индексом коррупции. По данным, ежегодно публикуемым независимой интернациональной антикоррупционной организацией Transparency International (TI), Швеция в последние пять лет занимает третью или четвёртую рейтинговую позицию среди 180 стран, охваченных исследованиями. Казалось бы, шведское общество не имеет оснований для беспокойства в этой области. Однако в действительности страницы шведских газет ежедневно пестрят фактами разоблачения коррупции. При этом используются понятия "скандал", "афёра", "кумовство", "халтура", "сливки" и пр. . Организация TI, критикуя Швецию в своём отчёте в октябре 2010 года за пробелы в законодательстве о способах финансирования шведских партий, указывает, что "настало время смыть тёмные пятна с демократии" . Шведское общество должно осознать, что негативные процессы, происходящие в действительности, далеки от идиллической картины, которая ранее преподносилась политиками. Общество относится к этим процессам "с наивностью и легкомыслием" .

Сегодняшняя ситуация

Критики расширяющейся коррупции в Швеции указывают на различные её проявления, которые не попадают под официальное определение, и поэтому как будто бы таковой не являются. Коррупция и обман официальных органов - явления, от которых уже нельзя отвернуться. Миллиарды крон богатых людей Швеции освобождаются от налогов в то время, когда бедные не могут добиться заработанных денег . Скандально известные директора (например, из шведского концерна АВВ, а также из SAAB) богатых предприятий находятся во взаимном управлении друг у друга и выписывают друг другу миллионные зарплаты.

1 Problemet är den svenska vänskapskorruptionen http://rickfalkvinge.se. Опубликовано 15.10.2010.

2 Korruptionen ökar i Sverige http://di.se. Опубликовано 26.12.2010.

3 Sverige förenar naivitet med självgodhet// Dagens Nyheter. 2013.05.05.

4 Korruption och förljugenhet. www.bgf.nu/nomenklaturan/korruption.

© Церкасевич Лариса Владимировна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, Санкт-Петербургский университет управления и экономики. E-mail: larissa.vladi@mail.ru Ключевые слова: коррупция, идентификация коррупции, личностные особенности преступников, противодействие коррупции.

Негативные явления наблюдаются также и в политической жизни Швеции. Так, бывший министр обороны Стен Тольгфорс (Sten ^^Лге) был отправлен в отставку после сомнительной "Саудовской сделки", в результате которой он "продавал политические услуги", но был разоблачён . Однако в настоящее время он является консультантом в правительстве.

Профессиональные политики, придя к власти, забывают демократические идеи и свои предвыборные обещания и усиленно заботятся о своём материальном обеспечении. Члены шведского парламента имеют в настоящее время такие зарплаты, гонорары и командировочные, которые были невозможны в период "политики благосостояния" 30-40 лет назад. Подобные материальные вознаграждения должны быть соизмеримы с компетенцией "народных избранников", что сейчас ставится под сомнение. Критики деятельности парламента указывают, что государственные служащие, имеющие доступ к государственным или муниципальным бюджетам, "привыкают к большим числам": сотни крон становятся тысячами, тысячи превращаются в миллионы. Подобные процессы происходят, когда речь заходит о вознаграждении госслужащих. Для коррумпированных чиновников выгодно, когда на экономику влияет небольшое число лиц. Когда ограниченное число политиков управляет страной десятилетие за десятилетием, формируется лояльность между ними, поскольку они имеют общие интересы сохранять власть между собой и не пускать в неё других лиц. Этот союз властей предержащих может продолжаться до тех пор, пока они в состоянии обеспечить всё увеличивающийся стандарт жизни народу. Проблемы возникают, когда качество жизни возрастает только у политиков.

Большие масштабы коррупционных деяний наблюдаются в сфере государственного и муниципального управления. Так, широкую огласку получило дело о взяточничестве в Гётеборге. В муниципалитете этого города были обнаружены миллионные финансовые кражи, однако постепенно "существенные доказательства исчезли" и в настоящее время предъявлены обвинения лишь на десятки тысяч крон. Коррупционные скандалы в шведских муниципалитетах случаются всё чаще. Более того, исследователи считают, что эти случаи являются лишь верхушкой айсберга . В сфере здравоохранения наблюдаются большие объёмы приписок несуществующих платных услуг , в государственном ведомстве по эмиграции (migratюnsverket) всё больше фиксируются факты "торговли видом на жительство в Швеции" .

Группа экспертов, исследующая направления расходования государственных финансов, указывает, что "мы думаем, что знаем, что коррупцией является то, что затрагивает других людей, а не нас. Поскольку Швеция благополучна в международных сравнениях, проблема в течение длительного времени игнорируется людьми на ответственных должностях. Коррупция определяется узко, как если бы определение применялось только к взяточничеству, когда на самом деле происходит дальнейшее злоупотребление властью и доверием". Таким образом, эксперты делают заключение, что "есть основания подозревать, что международные индексы не в полной мере способны отразить проблемы коррупции, которые могут возникнуть в стране с такой развитой демократией, как Швеция" .

1 Sverige йгепаг пат1е1 т^ sjalvgodhet// Dagens Nyheter. 2013.05.05.

2 "Avgorande bevis har йгз\иппй'У/ Dagens 2013.04.09

3 '^е^каг misstror offentliga ^апйетапз arHghet" // Dagens Nyheter. 2013.04.09

4 Forlat dem, 1у de visste кйе vad de gjorde // Dagens Nyheter. 2013.04.24

5 "Svenskar misstror ойеп1%а 1)атз1етапз arlighet" // Dagens Nyheter DN.2013.04.09

6 Sverige ЙгзШГ пат1е1 т^ sjalvgodhet// Dagens Nyheter, 2013.05.05.

Современное интернациональное определение коррупции звучит так: "коррупция -это злоупотребление властью или понятием доверия ради персональных привилегий или в пользу привилегий другому лицу или группе лиц, по отношению к которым наблюдается проявление лояльности" . А Давид Нуссбаум (David Nussbaum), руководитель независимой интернациональной антикоррупционной организации TI, охарактеризовал её таким образом: "Самовознаграждение - лучший друг коррупции" .

Коррупция и другие формы злоупотребления властью, относятся к понятиям, о которых мало говорят в "чистых" демократических обществах. В неё вовлечены обе стороны, то есть дающий и берущий, хотя обычно в фокусе внимания находится только берущий. Группа шведских экспертов, занимающихся проблемой, выделяет несколько типичных черт различных видов коррупционных действий :

- во-первых, это событие, при котором кто-то вопреки правилам и законам влияет на принятие решений и/или исход дела или изменение позиции ради своей (или другого конкретного лица) выигрыша посредством использования денег, служебного положения или угрозы/принуждения к взятке (подкупу). Коррупцией можно также назвать действие, вызванное злоупотреблением своим положением ради собственной выгоды через требование взятки;

- коррупция существует на различных уровнях - от обыденных действий до грубых нарушений на национальном уровне. Коррупционные преступления на различных уровнях имеют общие черты, но внутренние их причины разные и должны предотвращаться разными способами. В странах, где существует коррупция на верхних этажах власти, легко процветают и развиваются традиции коррупционных действий в нижних слоях общества и среди простого народа;

- коррупция сопровождается утечкой капитала, "отмыванием денег", фаворитиза-цией. Для эффективной борьбы с экономическими злоупотреблениями важно различать виды преступлений и исходить из их причин и особенностей. Это же касается различных форм коррупции;

- в борьбе с коррупцией недостаточно наказывать только тех, кто берёт взятки. Необходимо обнаружить источник денег. Особенно это важно в случае грубой коррупции на верхних этажах власти. Необходимо выяснить, кто они, эти люди, дающие взятки и получающие громадные преимущества.

Крупные размеры коррупции, когда министры или другие чиновники берут взятки, часто связаны с интернациональными предприятиями. Обычно инициатива исходит от крупного богатого предприятия, которое стремится дать взятку для приобретения каких-либо преимуществ. Взятка направлена на лицо, исполняющее функцию (например, министр), которое принимает решение в пользу определённой персоны. Если взяточник наказан и смещён со своего поста, то предложение взятки последует его преемнику в должности. В подобных случаях крупной коррупции нарушения инициируются в богатых странах и направлены на дачу взяток в бедных регионах мира. Это явление можно обозначить как "экспорт коррупции" из богатых регионов мира в бедные. Внимание к коррупции и мероприятия против неё должны быть направлены на источники, откуда поступают деньги. В случае международной коррупции они, как правило, приходят из богатых стран.

Хотя коррупция существует во всех странах, но особенно она распространена в государствах, где правовая система, средства массовой информации и государственное управление слабы и неразвиты. Поэтому политическая система там подвержена таким

1 Se upp med "affarer" och "graddfiler"! //Dagens Nyheter, 2004.12.22.

2 Utkrav ansvar for korruption i staten. www.henrikvonsydow.se.

3 Afrikagrupperna och UBV/Latinamerika, 1 februari 2007. www.afrikagruppema.se.

коррупционным нарушениям1, как бюрократическая коррупция, политическая коррупция, государственная коррупция.

Степень поражения этими явлениями также различается. Незначительная коррупция (petty corruption) наблюдается в случаях, когда чиновники или государственные служащие (например, служащий таможни, врач или полицейский) нелегально облагают население поборами.

Более глубокая степень (grand corruption) характеризуется вовлечением политиков и чиновников, которые используют свою власть для личного обогащения или для сохранения себя во власти. Эта коррупция часто поражает интернациональную банковскую сеть. Она продвигается деловыми кругами развитых стран, которые рассматривают взятки чиновникам в развивающихся странах как незначительное нарушение.

Третья степень поражения коррупцией ( state capture) возникает, когда слабые государства позволяют предпринимателям и другим влиятельным лицам в стране воздействовать на законодательство и/или исполнение законов таким образом, что нарушается конкуренция в частном секторе.

Весь преступный процесс всегда предполагает передачу денег "снизу вверх", то есть тем слоям, которые уже имеет работу, власть и деньги. От коррупции больше всего страдают слабые слои населения, поскольку именно они часто не в состоянии оплатить необходимое дорогостоящее лечение, достойное образование и жильё.

Злоупотребление властью - ядро коррупции

Изучение коррупционных проявлений в шведском обществе имеет длительную историю. В 1923 году здесь даже был создан специальный научный Институт против взяток (Institutet mot mutor). Нынешний руководитель этой организации Claes Beyer, выступая в правительственных дебатах, посвящённых борьбе с коррупцией, подверг острой критике современное шведское законодательство. Так, Claes Beyer указал, что в настоящее время имеются лишь два правонарушения, которые, согласно закону, можно отнести к коррупционным явлениям. Это взятки и вымогательство .

Подобное заявление связано с тем, что понятие коррупции вообще не используется в шведских законодательных документах, а фигурирует только лишь в обычных средствах информации. Законодательное же определение понятия коррупционного явления очень конкретное и ограниченное. Под этим понимается взятка - пачка купюр "под столом" за оказанную услугу . В Швеции можно осудить за дачу взятки, но не за злоупотребление доверием. Таким образом, не существует осуждения за коррупцию. Тем самым создаётся впечатление, что её практически нет в Швеции.

Не случайно, доктор Claes Beyer указывает на необходимость идентификации и скорейшего изменения законодательства. Ведь текст закона давно устарел не только по субъекту распространения, но и по содержанию: "работник, который для себя самого или для другого лица берёт, обещает или требует взятку или иное неуместное вознаграждение за свои услуги, приговаривается к штрафу или к тюремному заключению сроком до двух лет" . Получается, что не играет никакой роли профессия этого работника. Неважно, что он может быть судьёй или рабочим, просто они оба - работники. Правда, в законе имеется некоторый намёк на род деятельности: его можно предположить, поскольку оба определения о взятках и о подкупе находятся после параграфа,

1 Vad är korruption? 05 december 2005. www.sida.se

2 Betänkande 2003/04:JUU21 Korruption. www.riksdagen.se

3 Korruption pâ svenska. www.bgf.nu.

4 Там же.

который касается общественной деятельности (в частности случаев должностной ошибки). Но в действительности подобные преступления относятся и к частной, и к общественной деятельности.

В научных источниках приводятся различные толкования понятия коррупции, но всё же все они едины во мнении, что в основе коррупционных явлений лежит злоупотребление властью. Именно властные полномочия позволяют, например, закупать товары по определённым ценам, получать оправдание в суде или лоббировать интересы определённых лиц в парламенте. Не только берущие взятки злоупотребляют властью, но и дающие их манипулируют в своих корыстных целях. В некоторых случаях индивиды вынуждены давать взятки под давлением чиновника.

Что говорят аналитики?

Исследования учёных показывают, что средний возраст подозреваемых в коррупции - 53 года . Довольно солидный возраст подозреваемых объясняется тем, что прежде всего им необходимо достичь определённого положения в обществе. Лишь 12% подозреваемых - это женщины, что связано с небольшой долей их репрезентативности в областях, подверженных коррупции. В основном они представлены в сфере социального обслуживания.

Более всего подвержен коррупционным явлениям общественный сектор экономики. 80% лиц, берущих взятки, представлены этой сферой, в то время как 95%, дающих взятки, относятся к предпринимательской . Типичные сферы, вовлечённые в коррупционные деяния, - строительство и промышленные предприятия, консалтинг, образование, сделки с недвижимостью.

В исследовании, проведённом шведскими учёными в 2003-2006 годах в массиве из 248 подозреваемых в коррупционных действиях, в 32% случаев речь шла о получении взятки, 25% - дача взятки, 8% - комбинация дачи и получения взятки, 8% - утрата доверия к чиновнику, 4% - подложные (обман) действия, 2% - служебные ошибки, 2% -подделка документов, 17% - прочие нарушения .

В основе коррупционных деяний лежат экономические мотивы, когда чиновники получают часть прибыли от деятельности предпринимателя, который также имеет выгоду в долгосрочной перспективе. Кроме экономических, можно указать социальные причины в основе таких поступков региональных и местных чиновников, способствующих (за вознаграждение) приобретению жилья или вида на жительство в Швеции. Характерно (не только для Швеции), что виновные в коррупционных действиях ссылаются на традиции, существующие в отрасли, или же на то, что "все так делают". Некоторые деяния оправдываются тем, что низкая зарплата вынуждает брать взятки.

Обобщая эти неприглядные явления, можно утверждать, что в основе их лежит "конфликт интересов", но реализуемый таким образом, когда одни его участники пренебрегают общественными интересами или интересами других партнёров в своих корыстных целях. Поэтому происходит не "властное управление", а, наоборот, проявляется бессилие власти. В отличие от других криминальных явлений, коррупция в общественном секторе осуществляется лицами, которым мы доверяем и которые должны применять власть и распределять ресурсы наилучшим для общества способом. Поскольку всё происходит наоборот, коррупция представляет собой наиболее опасное явление для развития демократии.

1 Korruptionens struktur i Sverige. Rapport 2007: 21. Stockholm, S. 9.

2 Korruptionens struktur i Sverige. Rapport 2007: 21. Stockholm, S. 10.

3 Korruptionens struktur i Sverige. Rapport 2007: 21. Stockholm, S. 7.

Традиционные представления шведов о коррупции

Группа социологов из Университета города Лунд под руководством профессора Малин Окерстрём (Malin Äkerström), изучая коррупционные явления, указывает на полное отсутствие каких либо систематизированных официальных данных о происшествиях в этой области . Более того, в полицейском ведомстве полагают, что само научное изучение подкупа и взяток является "сумасбродным", так как "взяток в Швеции нет". Подобных взглядов придерживались и университетские коллеги, которые считали исследование о взятках малозначимым для Швеции. Однако едва ли будет преувеличением утверждать, что в последнее время взятки и коррупция - это тема, которая заняла большое место в официальных дебатах. Правовая сущность этих явлений требует расследования коррупционных преступлений. Народное возмущение всем этим проявляется, например, в формировании общественного настроения, отражённого, в частности, в резолюциях организации "Объединение против несправедливости и злоупотребления властью" ("Föreningen mot orättvisor och maktmissbruk"). И это показатель того, что проблема коррупции и взяток касается теперь также и Швеции, а не только стран в других регионах мира.

Итак, группа учёных из Института социологии Университета города Лунд провела исследование под рубрикой "взятки и мораль" ("mutor och moral"), целью которого был анализ традиционных представлений о взятках среди различных групп населения. Базой исследования послужили интервью, проведённые социологами с людьми, осуждёнными в Швеции за подкуп и взятки, а также с полицейскими и представителями обвинения в этой сфере правонарушений. Учёных интересовали именно традиционные представления о взятке, а не юридическая сторона дела. Народные представления о взятках очень важны тем, что они лежат в основе понимания того, почему известное действие рассматривается как подкуп или, напротив, как некоррупционное явление. Они говорят об обстоятельствах и ситуациях, которые могут быть оправданными или справедливыми в юридически сомнительных случаях. Общепринятые представления о взятках также важны, так как они являются уточняющим справочным материалом в делах о коррупции. Чтобы иметь возможность распознать взятку, нужно знать, что же она собой представляет.

Изучение традиционных представлений позволило выделить пять составляющих взятки: секретность, ценность, производство выгоды, чёткая последовательность (сначала - дар, затем - услуга), принятие дара на дистанции от дарителя. Раскроем последовательно эти составляющие.

Что же характеризует традиционные представления шведов о взятках? Во-первых, взятка должна преподноситься тайно или хотя бы тактично, она боится гласности. 40% подозреваемых в получении взятки не высказывали никаких требований в желании её получить . 16% - очень искусно намекали на готовность к ней.

Взятка, по мнению шведов, передаётся скрытно "под столом", поскольку открытые транзакции порой позволяют избегать рассмотрения их в качестве коррупционных. К примеру, сделка носит сомнительный характер и производится выплата комиссионных за предоставленную услугу. Но если бухгалтерская отчётность оформляется в обычном порядке, то тогда бывает сложно говорить о взятке.

1 Betänkande 2003/04:JUU21 Korruption. www.riksdagen.se.

2 Korruptionens struktur i Sverige. Rapport 2007: 21. Stockholm, S. 9.

Во-вторых, ценность взятки должна быть высокой. К примеру, если в виде взятки преподносится подарок, то ожидается, что он должен быть очень дорогим. Такое представление разделяют не только лица, осуждённые за взятку, но и судьи. Взятки небольшого размера, как свидетельствуют судьи, имеют широкое распространение, и даже судьи полагают, что они не должны рассматриваться в качестве взятки. Многие шведские предприниматели указывают, например, что несколько денежных купюр облегчают полицейский и таможенный контроль в Восточной и Центральной Европе, и это явление носит повсеместный характер.

В-третьих, предполагается, что взятка приносит пользу. Действительно, в идеальном случае взятка обуславливает производство выгоды или благосклонности. Например, при фиксации автоинспектором превышения скорости взятка выводит из затруднительной ситуации, позволяя дающему её добиться желаемого для него результата.

В-четвёртых, предполагается, что дача взятки вовлечена в процесс определённой последовательности, а именно : сначала - подарок, затем - услуга. Обратная последовательность, другими словами, подарок, который дарится после предоставления услуги, едва ли может рассматриваться как взятка в обыденных представлениях. Подобные подарки оцениваются людьми как благодарность, а не как коррупционное явление. То, что юридически должно классифицироваться как взятка, может быть оправдано тем, что подарок был преподнесён после выполненной задачи и не мог влиять на её исполнение.

В-пятых, согласно мнению обследуемых, подарки и услуги, которые предоставляются в другом месте ("далеко от нас"), могут квалифицироваться как коррупционные, но не те, которые дарятся в их непосредственной близости. Явления, происходящие вдали от нас, будут, чаще описываться как коррупционные и объясняться культурной традицией других социальных слоёв, а не своей собственной. Поэтому шведы считают, что взятки редко даются представителями их (шведской) культуры.

Социолог Давид Вестерфорс (David Wàsterfors) из Университета г. Лунд в этой связи указывает, что само отсутствие законодательного определения и точного способа измерения коррупции может придать антикоррупционной кампании контрпродуктивный характер. Более того, это создаёт в обществе атмосферу подозрительности, приводящей к "охоте за ведьмами" . Поэтому конструктивным решением является определение чётких юридических границ понятия взятки, а также детальных критериев того, что есть взятка, а что ею не является. В настоящее же время в общественном сознании шведов укоренилось представление, что таких явлений, как подкуп и взятки, в Швеции не существуют. David Wàsterfors напомнил о том, что антикоррупционная этика базируется на определённом западноевропейском идеале. Он заключается в вере в справедливое или беспристрастное решение, ценность которого настолько велика, что взятка оскорбляет его (решение). Те, кто принимает решения - судья, чиновник, политик, - не должны оказывать одолжение кому-либо, а должны лишь честно исполнять свои обязанности. Успешность этой идеи тесно связана с важнейшим правилом функционирования западной бюрократии, которая должна принимать решения, исходя из существа дела независимо от статуса вовлечённых в него лиц. Насколько достижим этот идеал на практике, показывают бесчисленные научные исследования. Шведские социологи, анализируя представления о взятках в обществе, в своих исследованиях делают оптимистичный вывод о том, что поскольку сознание простых людей в действительности направлено на ожидание справедливости и беспристрастности, то необходимо юридически защитить и поддержать эту позицию.

1 Betànkande 2003/04:JUU21 Korruption. www.riksdagen.se

Лицо шведского коррупционера

Кто совершает экономические преступления? Или, если сформулировать более точно: кто более охотно это делает? Какое специфическое поведение индивидов, какие персональные отличительные черты личности характеризуют лиц, склонных к противоправной деятельности? Подобные исследования существуют в США, Канаде, а также в Центральной Европе. Для скандинавов они до недавнего времени полностью отсутствовали.

Шведский социолог Tage Alalehto задался этими вопросами. В основу своей модели учёный заложил пять специфических черт личности (Big Five): экстравертность, услужливость, тщеславие, невротичность и интеллектуальность. Эти черты применялись также с противоположным знаком, то есть негативный экстраверт и позитивный экстраверт, тщеславный и нетщеславный и т. д. Результаты социологического исследования Tage Alalehto были построены на интервьюировании различных представителей бизнес -среды в пяти регионах Швеции. Они позволили выделить типы личности, которые склонны к совершению противоправных действий.

Первый тип назван "позитивным экстравертом". Для этих индивидов характерна внимательность, разговорчивость и приветливость, но одновременно эгоцентричность и самовлюблённость. Они могут легко манипулировать другими людьми посредством улыбки и хороших манер, всегда хотят иметь хорошие отношения со своими партнёрами по бизнесу. Они склонны к рационализму, могут злиться на недобросовестную конкуренцию со стороны других участников, но одновременно сами совершают подобные действия. Они могут также оправдывать своё нарушение законов, ссылаясь на внешние обстоятельства, вынуждающие совершать подобные поступки. Одновременно эти люди являются в определённой степени авантюристами.

Второй тип - это "неуслужливый экономический преступник ", социально некомпетентный, но технически ловкий. По своему характеру он ограниченный эгоист, заботится всегда не о других, а только о себе. Он бывает нетактичным и почти агрессивным в своем поведении по отношению к другим. Всё, к чему он стремится, - это сделать деньги.

Третий тип личности можно назвать "невротическим бизнесменом". Это, можно сказать, маленький бедняга. Очень часто ему тяжело принимать решения, то есть он нерешителен подобно ослу, выбирающему между двумя пучками сена. Он действительно не знает, что делать, чтобы делать правильно. Но знает, что закон говорит одно, а клиент говорит другое, и он хочет быть ещё и в ладах с законом. Он не имеет внутреннего запрета, который бы говорил, что этот поступок неверный, и даже может иногда винить себя за совершённое деяние: как он мог быть таким глупым? Обычно жизнь этих людей нестабильна, и их можно назвать "бесхребетными".

Tage Alalehto изучил также специфические черты индивидов, не склонных к экономическим преступлениям. Что отличает законопослушных бизнесменов в Швеции? Это прежде всего трудолюбие, пунктуальность, последовательность. Они немного тихие люди, которые не склонны к крутым поворотам, умеренны во всех отношениях. Они добры, услужливы, сострадательны и демократичны. Tage Alalehto подчёркивает, что указанные черты, характерные для законопослушных граждан, выражают истинный шведский менталитет. Именно эти черты шведов были описаны известным этнологом, профессором Оке Дауном (Äke Daun). Таким образом, Tage Alalehto акцентирует внимание в своём исследовании на том, что сама внутренняя природа подавляющего большинства шведов изначально направляет личность на законопослушное поведение,

что вызывает оптимистичный настрой при анализе прогнозов социально-экономического развития страны.

Меры предотвращения коррупции

Ряд исследований научных организаций и общественных институтов, прежде всего Совета по предотвращению коррупции (BRA - Br attsfбrebyggande г^^), был посвящён выработке мер противодействия коррупционным деяниям. Стратегии предотвращения коррупции стали возможны благодаря глубокому анализу существа дела, обстоятельств и мотивов, лежащих в основе подобных действий. В результате была предложена трёхуровневая модель противодействия коррупции: первичная, вторичная и третичная превенция1.

Первичная превенция означает предупредительные меры, фокус которых направлен на основополагающие причины возникновения преступлений. Сфера действия этих мер - общество в целом или большие общественные группы, прежде всего крупные предприятия или ведомства.

Вторичная превенция предполагает идентификацию индивидов, рабочих мест и ситуаций, характеризующихся высокой степенью риска правонарушений. Другими словами, этот уровень превентивных мер направлен на лиц, ежедневная деятельность которых может приводить к коррупционным действиям.

Меры третичной превенции направлены на персон, которые уже совершили противоправные поступки.

Теоретические аспекты модели базируются на предположении о рациональном поведении индивидов. Предполагается, что индивиды, прежде чем совершить какое-либо противоправное действие, должны взвесить все его преимущества, а также все "издержки" и негативные последствия. Под "издержками" понимаются не только экономические затраты, но и "моральные" последствия. Исходя из этого предположения, превентивные антикоррупционные меры необходимо направлять на увеличение возможных "издержек" противоправных деяний. Их можно сгруппировать в пять самостоятельных направлений . Это меры:

- создающие предпосылки для формирования "правового поведения",

- затрудняющие совершение нарушений,

- значительно увеличивающие риски при совершении преступления,

- снижающие прибыльность преступления,

- противодействующие возможному оправданию преступления.

Стоит особо отметить, что оправдательная мотивация - широко распространённое явление. Ведь для возможности совершения преступления обязательно необходима мотивация такого поступка, хотя почти всегда используется и подходящий к нему случай. Потенциальный преступник может сам мотивировать себя к подобному деянию. Мотивы особенно важны для лиц, которые в значительной степени разделяют общественные ценности и правила, но всё же идут на риск совершать преступление. При этом существенным моментом для них становится оправдание своих действий, называемое иногда "рационализацией" поступка. Примерами такой рационализации могут быть утверждения: поступок не "заденет бедных", это необходимо, чтобы "спасти предприятие", будет "компенсация за многолетнюю несправедливо низкую зарплату". Наиболее часто встречаются такие оправдательные мотивы, как "низкая зарплата" и "необходимость

1 Korruptionens struktur i Sverige. Rapport 2007: 21. Stockholm, S. 128.

2 Korruptionens struktur i Sverige. Rapport 2007: 21. Stockholm, S. 128.

продать продукт предприятия"1. Оправдательная "рационализация" может быть разной в разных субкультурах, которые возникают на конкретных предприятиях. Она также может варьироваться в зависимости от принадлежности к профессии или отрасли. Негативное влияние на "рационализацию" могут оказывать такие факторы, как неверное восприятие работниками предприятий своих полномочий, и, соответственно, ошибочные ожидания от своей деятельности; несправедливая система оплаты труда, которая может способствовать совершению преступления. С этим связано и возмущение неадекватно высоким вознаграждением руководящих сотрудников.

* * *

Анализ коррупции в Швеции позволяет говорить о ней как о явлении, которое имеет большой общественный и политический резонанс, несмотря на то что межстрановые сравнения свидетельствуют о якобы незначительном его распространении. Видимо с этим связано то, что в законодательстве Швеции до сих пор не фигурирует термин "коррупция", а используются понятия "взятка", "подкуп", "вымогательство", хотя под ними понимаются именно коррупционные деяния. И всё же вопреки всему этому справедливость и беспристрастность принятия решений чиновниками и высшими менеджерами - характерный момент для ожиданий большинства шведов. В целом менталитет шведов характеризуется трудолюбием, пунктуальностью и законопослушностью, что, конечно, помогает сдерживать широкое распространение такого негативного явления, как коррупция. Но именно сдерживать, а не искоренить, поскольку это невозможно в условиях капиталистической системы, которой подобные явления присущи имманентно и которая воспроизводит их непрерывно.

Весьма наглядно демонстрирует это сегодняшняя Россия, повторно повернувшая к капитализму. Она сталкивается с коррупционными деяниями ежедневно, но в отличие от нынешней Швеции они характеризуются прежде всего размахом и глубиной. В России существует вековая традиция подчинения и преданности чиновников не закону, а вышестоящему начальнику. Это приводит к ситуации, когда бюрократическая система государственной службы продолжает работать по своим сложившимся правилам, которые предполагают некие "привилегии" в случае нарушения закона, а фактически безнаказанность. Можно сказать, что сложились некие "сословия", которые имеют возможность извлекать "политическую ренту" из своего положения. Кроме этого, Россию и Швецию отличает разное отношение общества к "бытовой коррупции". Сложившейся практикой у нас является низкая правовая культура граждан, когда они (например, в здравоохранении или в образовании) путём "подкупа" добиваются социальных услуг.

Однако есть и общие черты. Как в России, так и в Швеции большим объёмом коррупции охвачены схожие отрасли экономики - строительство, здравоохранение, образование, таможня, фармацевтика. Поэтому в обеих странах увеличивается нетерпимость к коррупционным действиям, растут институты гражданского общества, приверженные демократическим принципам, с высоким самосознанием и ответственностью.

1 Когтр1юпеш зТхикиг 1 Sverige. Яаррог1 2007: 21. 81:оскЬо1т, 8. 141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.