Научная статья на тему 'Коррупция как социально-политическое явление и объект исследования'

Коррупция как социально-политическое явление и объект исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
19
Поделиться
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С. И. Сорокин

Рассмотрены теоретико-методологические проблемы коррупции в сфере государственного управления. Дана формулировка объекта и предмета исследования. Выявлены социально-экономические, политические и идейно-нравственные предпосылки устойчивости коррупции как социально-политического явления, области и виды ее проявления. Особое внимание уделяется изучению этого феномена в контексте модернизации современного российского общества. Рассмотрены возможности моделирования коррупции на основе обобщения международного опыта антикоррупционной деятельности. Обоснованы основные направления деятельности государственных учреждений и институтов гражданского общества по сокращению масштабов и искоренению порождающих коррупцию причин.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С. И. Сорокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Theoretical and methodological problems of corruption in the area of state management are considered in the given paper. The wording of the object and that of the study is presented hereinafter. Socioeconomic, political, ideological and moral premises of corruption stability as a sociopolitical phenomenon, areas and forms of its occurrence are revealed. Special attention is paid to the study of this phenomenon in the context of modernization of the present day Russian society. The opportunities of corruption modeling based on the generalization of the international experience of activities aimed against corruption are considered too. The main activity trends of government agencies and state institutions aimed at the reduction and eradication of the reasons that cause corruption are justified.

Текст научной работы на тему «Коррупция как социально-политическое явление и объект исследования»

УДК 330.342.146

С.И.СОРОКИН

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрены теоретико-методологические проблемы коррупции в сфере государственного управления. Дана формулировка объекта и предмета исследования. Выявлены социально-экономические, политические и идейно-нравственные предпосылки устойчивости коррупции как социально-политического явления, области и виды ее проявления. Особое внимание уделяется изучению этого феномена в контексте модернизации современного российского общества. Рассмотрены возможности моделирования коррупции на основе обобщения международного опыта антикоррупционной деятельности. Обоснованы основные направления деятельности государственных учреждений и институтов гражданского общества по сокращению масштабов и искоренению порождающих коррупцию причин.

Theoretical and methodological problems of corruption in the area of state management are considered in the given paper.

The wording of the object and that of the study is presented hereinafter. Socioeconomic, political, ideological and moral premises of corruption stability as a sociopolitical phenomenon, areas and forms of its occurrence are revealed. Special attention is paid to the study of this phenomenon in the context of modernization of the present day Russian society. The opportunities of corruption modeling based on the generalization of the international experience of activities aimed against corruption are considered too. The main activity trends of government agencies and state institutions aimed at the reduction and eradication of the reasons that cause corruption are justified.

Исходное понимание коррупции связано с противоправной деятельностью в сфере политики или государственного управления, заключающейся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях получения личной или групповой выгоды. У нее нет никаких идей, планов и перспектив развития в целях достижения блага для собственного народа или человечества. Ее внутренние формы не имеют национальных признаков, однако в общественной жизни коррупция занимает определенное место и определенные ранги, у нее есть парадигмы и классификация, собственные сроки существования. Коррупция как «теневая деятельность» присуща лишь той категории людей, которая функционирует в сфере власти (законодательной, исполнительной и судебной). Следовательно, коррупция занимает «привилегированное» положение, так как коррупционированные сделки осуществляются на высоком уровне. 242 -

Одновременно она оказывается в кругу проблем государственно-административного уровня, в силу чего коррупция - проблема политическая. Ее устойчивость вызвана несколькими очевидными причинами: во-первых, относительно низкой заработной платой чиновников - то, что государство недодает, они добирают с помощью взяток; во-вторых, существованием несовершенной законодательной системы; в-третьих, в процессе модернизации происходит резкая смена ценностей, и общество, как правило, оказывается неподготовленным к переменам (так, на смену голоду приходит общество потребления, регламентированности - раскованность, граничащая с распущенностью, бедности -богатство, нажитое нечестным путем, и т.д.); в-четвертых, низким уровнем правовой и политической культуры населения.

Наиболее коррумпированными областями деятельности сегодня являются экспортно-импортные операции, оптовая торговля,

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.163

банковская деятельность, строительство, производство, телекоммуникации, реклама, образование и юридические услуги.

В современном мире коррупция приобрела широкие масштабы и проявляется в различных видах, например: расхищение государственных средств, торговля влиянием и должностями, тайные сговоры с политическими и экономическими конкурентами, лоббирование, физическое устранение конкурентов в борьбе за деньги и власть, подкуп должностного лица, увеличение привилегий, незаконное финансирование политических партий, уклонение от выплаты налогов, предоставление выгодных сделок, контрактов на строительство, выкачивание прибыли и перевод оборотных средств приватизированных предприятий за границу, перевод денег в оффшоры и отмывание преступных капиталов и т.д.

Социальная практика показывает, что коррупция, будучи многогранным явлением, изучается многими науками и рассматривается в разных аспектах. Кроме того, пристальное внимание обращается на методы и формы борьбы с ней. По-видимому, следует остановиться на понимании коррупции как социально-политического явления, ибо без раскрытия и уяснения ее сущности сложно говорить о путях ее преодоления.

Очевидно, что коррупция имеет место там, где существуют экономические, административные, финансовые и иные ресурсы, а также возможности злоупотребления ими, где существуют трудно разрешимые социальные проблемы. Проблема коррупции с неизбежностью становится особенно острой в странах, переживающих период кризиса или модернизации. Для таких периодов характерно сужение сферы действия позитивного права (отсутствие адекватного законодательства и несовершенство институтов исполнения законов), а также деформация общественной нравственности, и потому возможности для коррупции оказываются практически неограниченными. Она становится препятствием для реализации объективно разворачивающихся процессов модернизации, поскольку здоровая конкуренция направлений и стратегий модернизации

подменяется закулисной борьбой экономических кланов и политических элит, оказывающих влияние на принятие и исполнение государственных решений при помощи коррупционного давления. Такая ситуация существует и на общегосударственном, и на региональном, и на уровне местного управления. Коррупция оказывается объективным аспектом функционирования общества как целостной системы.

Конечно, формы и мотивы коррупционной деятельности настолько разнообразны, что вряд ли поддаются какой-либо унификации. Вот здесь и возникает проблема определения критериев коррупции. Можно утверждать, что в ее основе - злоупотребление должностью, полномочиями в целях получения личной выгоды.

Масштабы коррупции зависят от многих причин, но наиболее очевидной является ее связь с чрезмерным вмешательством государства в жизнь общества. Чем больше государство вмешивается в социальную жизнедеятельность, чем больше оно наращивает бюрократический аппарат, тем больше возникает возможностей для использования чиновниками своего служебного положения в корыстных интересах. Однако коррупция порождается различными видами взаимодействия между государством и гражданином и характеризуется двухсторонним процессом. С одной стороны, в ряде ситуаций инициатива может исходить от частного лица, предлагающего взятку чиновнику в обмен на нарушение последним своего служебного долга в пользу взяткодателя. Помимо взятки это может быть предоставление информации, «дружеское» влияние на чиновника, от которого зависит решение вопроса, и т.д.

С другой стороны, сегодня все более распространенной становится тенденция, когда сам государственный служащий вымогает взятку или требует каких-то иных услуг. При этом чиновники гораздо шире, чем раньше, используют свои возможности, торгуя необычным товаром (бюджетом, трансфертами, недрами, правопорядком, голосами избирателей и т.д.), получая за это огромные дивиденды.

Оценивать реальные масштабы коррупции достаточно сложно по многим причинам: коррупция не существует явно, о ее размахе можно догадываться по образу жизни, тайном характере принимаемых решений, распределении законов и квот; не существует каких-либо базовых индикаторов для ее измерения; представляется весьма затруднительным получение статистических данных о реальных проявлениях и размерах коррупции.

Однако данные обстоятельства не снимают проблемы изучения коррупции и ее преодоления. Напротив, в современных условиях появляются возможности моделирования коррупции как социального феномена, обобщения международного опыта антикоррупционной деятельности, классификации конкретных форм ее проявления в различных социально-экономических системах и выработки рекомендаций по борьбе с ней.

Коррупция понимается как тяжелый и хронический недуг органов управления, который присущ различным типам обществ. Как показывает отечественная и зарубежная практика, этот недуг универсален и обладает способностью к социальной мимикрии и мутации. Такое устойчивое воспроизводство коррупции объяснимо его социальной, экономической, политической и идейно-нравственной сущностью.

Чиновники, включенные в управление экономико-распределительной системой государства, обладают своеобразной монополией на регулирование экономических потоков и материальных ресурсов. Происходит своеобразная управленческая олигархи-зация, которая способствует созданию почвы и условий для коррупционных злоупотреблений. В силу этого служение государству приобретает личностный характер - на первое место выдвигаются карьерные устремления и удовлетворение материальных интересов, значительную часть которых чиновник может реализовывать по неформальным каналам.

Таким образом, социально-экономической основой коррупции является разновек-торная направленность отношений собствен-

ности (индивидуальной и государственной), а также разделение труда и формирование корпоративных интересов, дающих набор возможностей для осуществления злоупотреблений. Социально-политической основой, создающей почву и условия для коррумпированности государственных чиновников, является их чрезмерная обособленность от общества, их кастовость, ориентация на всемерно возрастающее обеспечение групповых и, в первую очередь, индивидуальных интересов всеми доступными методами.

На основе социально-экономических и социально-политических предпосылок формируются идейно-нравственные установки и ценности в рамках расширенных границ, дозволенных образцов поведения государственных чиновников. Возникают нравственно-ментальные сценарии-установки в рамках формулы: «мы» - чиновники и «они» - народ, «нам позволено все (даже осуждаемое законом)», «им» - немногое, предписанное в рамках законодательной нормативности, и т.д.

Стремление преодолеть всевозможные злоупотребления во всех их проявлениях так же устойчиво и неизменно, как и сами злоупотребления. В истории известны подходы нормативно-запретительного и даже карательного характера, различные указы и установления с подробной регламентацией деяний и наказаний, эффективность которых на практике была очень низка. Наивно и сегодня полагать, что при помощи одной лишь законодательной базы возможно искоренить коррупцию. Мало что дали различные формы «борьбы с коррупцией и злоупотреблениями» в государственных структурах, предпринятые известными политическими лидерами в нашей стране.

Один из продуктивных подходов видится в применении принципа искоренения причин, порождающих описываемое социальное явление. Как представляется, эти направления следующие:

1) совершенствование законодательной базы как по линии уголовно-наказуемых деяний за злоупотребления, так и по линии регламента требований к государственным служащим;

244 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.163

2) противостояние сложившимся традициям в структуре государственного аппарата, искоренение питательной среды для формирования тенденций коррумпирования путем создания альтернативных моделей взаимоотношений иерархических систем внутри аппарата управления и его взаимодействия с гражданским обществом;

3) переход к правовому государству, подлинному гражданскому обществу, с его всемерной, реальной демократизацией общественной жизни;

4) развитие частнопредпринимательской деятельности, ведущей к созданию действительно независимого и свободного от произвола чиновников среднего класса, а

также к децентрализации управления экономикой;

5) разработка эффективной комплексной политики, включающей всестороннюю систему подготовки, антикоррупционного образования и воспитания государственных служащих, их подбор на основе конкурсного замещения должности на определенный срок, принятие необходимых условий допуска к должности, системы поручительств, присяги, выработка морального кодекса чиновника.

В принципе, антикоррупционная программа действий должна стать составной частью реформирования всей системы государственного управления в стране.