Научная статья на тему 'Коррупция как фактор деморализации общества и угроза национальной безопасности России'

Коррупция как фактор деморализации общества и угроза национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1221
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RUSSIAN CORRUPTION / THREAT TO NATIONAL SECURITY / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / PUBLIC SERVICE / MORAL EDUCATION / РОССИЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчарова Анжелика Ивановна

В статье отмечается, что возрастающие масштабы российской коррупции и организованной преступности и размер ущерба, причиняемый ими, позволяет говорить о коррупции как о реальной угрозе национальной безопасности Российской Федерации, так как они усиливают свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, что превращает их в один из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в государстве. Автор рассматривает коррупцию в первую очередь как многоаспектную социально-философскую проблему, обусловленную многими социально-культурными и духовно-нравственными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS A FACTOR OF THE DEMORALIZATION OF SOCIETY AND THREATS TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

The increasing scale of Russian corruption and organized crime and the amount of damage caused by them, allows today to talk about corruption as a real threat to national security of the Russian Federation, as they strengthen their position through the monopolization of many types of illegal activities. This makes them one of the main factors of political and socio-economic instability in the state. The author considers corruption in the first place as a multi-aspect socio-philosophical problem caused by many socio-cultural and spiritual-moral factors.

Текст научной работы на тему «Коррупция как фактор деморализации общества и угроза национальной безопасности России»

УДК 328.185 ББК 66.3

Овчарова Анжелика Ивановна Ovcharova Angelica Ivanovna

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России кандидат философских наук.

Associate Professor of the Department of humanitarian and socio-economic disciplines of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in Philosophy. E-mail: [email protected]

КОРРУПЦИЯ КАК ФАКТОР ДЕМОРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Corruption as a factor of the demoralization of society and threats to the national security of Russia

В статье отмечается, что возрастающие масштабы российской коррупции и организованной преступности и размер ущерба, причиняемый ими, позволяет говорить о коррупции как о реальной угрозе национальной безопасности Российской Федерации, так как они усиливают свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, что превращает их в один из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в государстве. Автор рассматривает коррупцию в первую очередь как многоаспектную социально-философскую проблему, обусловленную многими социально-культурными и духовно-нравственными факторами.

Ключевые слова: российская коррупция, угроза национальной безопасности, антикоррупционная деятельность, государственная служба, нравственное воспитание.

The increasing scale of Russian corruption and organized crime and the amount of damage caused by them, allows today to talk about corruption as a real threat to national security of the Russian Federation, as they strengthen their position through the monopolization of many types of illegal activities. This makes them one of the main factors of political and socioeconomic instability in the state. The author considers corruption in the first place as a multi-aspect socio-philosophical problem caused by many socio-cultural and spiritual-moral factors.

Keywords: Russian corruption, threat to national security, anti-corruption activities, public service, moral education.

Коррупция как негативное социальное явление прочно вошла в жизнь российского общества. Более того, коррупция превратилась в транснациональное явление, оказывающее отрицательное влияние не только на российское, но и общество и экономику многих стран мира в целом. На сегодняшний день коррупция в России выступает основным препятствием для политического, экономического и духовно-нравственного возрождения страны, по сути, став одним из элементов функционирования государства и неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, образовав тем самым огромные диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и способствовав серьезным изменениям в сознании граждан страны, которые все больше

утрачивают доверие к власти и веру в социальную справедливость.

Вследствие вышеназванного происходит слияние коррумпированных государственных чиновников различного уровня и криминальных структур, усиливается их стремление оказывать влияние на принятие экономических и политических решений в стране, и что еще более опасно - предпринимаются попытки получить доступ к рычагам государственной власти. Поэтому некоторые исследователи говорят о сращивании таких антиобщественных явлений, как коррупция и организованная преступность, и развитии современной организованной преступности в России по типичному пути большинства стран, заключающемуся в разложении бюрократических структур государства и общества, нарушении принципов

социальной справедливости, утрате нравственных ценностей [1].

Возрастающие масштабы коррупции и организованной преступности и размер ущерба, причиняемый ими, позволяет говорить о коррупции как о реальной угрозе национальной безопасности Российской Федерации, так как они укрепляют свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, что превращает их в один из основных факторов политической, духовно-нравственной и социально-экономической нестабильности в государстве.

Духовно-нравственная безопасность является своеобразной составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации и включается во все ее виды, представляя собою защищенность от внешних и внутренних угроз сознания личности, общества и государства, обеспечивающего их взаимодействие и взаимообусловленное существование и функционирование, а также созидательное формирование образа жизни людей. Духовно-нравственная безопасность есть своего рода итог процесса хранения и положительного видоизменения нравственных ценностей, моральных норм, традиций и обычаев, доминирующих в обществе и разделяемых его основными социальными группами и институтами государственной власти.

К сожалению, сегодня российское общество стоит перед фактом духовной разобщенности, социокультурного раскола, разрушения моральных ценностей и снижения уровня нравственной культуры, поэтому вопрос о повышении эффективности обеспечения духовно-нравственной безопасности страны, а в целом и национальной безопасности, является априори важным в связи с тем, что общество как социальная и духовно-нравственная целостность может существовать только на основе общих моральных ценностей, выступающих в качестве индикаторов жизнеспособности социума, его духовно-нравственного и социально-культурного потенциала.

Можно сказать, что коррупция на современном этапе развития России представляет внутреннюю угрозу ее национальной безопасности наряду с угрозами внешними. Такую угрозу всегда содержит то, что может привести к распаду государства, потере суверенитета, окончательному вытеснению страны на периферию мировой экономики.

Духовно-нравственная разобщенность современного российского общества проявляется в достаточно очевидной форме. Из многих источников известно, что одной из основных особенностей моральных норм является то, что они не являются продуктом специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие государственной власти и закрепление нормы в законодательстве, достаточно того, чтобы она была признана в человеческом обществе, морально санкционирована теми людьми, которые намерены ею руководствоваться в жизни. Поэтому моральные нормы всегда легитимны, поскольку это основное условие их формирования и действия. Если та или иная поведенческая норма не разделяется большинством общества или конкретной социальной группой, то она становится ничтожной.

По этому поводу авторы С. Н. Братановский и М. Ф. Зеленов приводят результаты социологических опросов, показывающих, что коррупция в российском обществе не воспринимается однозначно как аморальное поведение: «.. .по данным социологического интернет-опроса 15,2 % респондентов ответили, что коррупция - необходимая часть нашей жизни, без этого ничего не сделать, 37 % видят пользу коррупции в том, что "со взятками легче делать дела". И только 28,3 % ответили, что коррупция разлагает нас и нашу власть . С позиции общественного мнения далеко не все коррупционные проявления являются предосудительными» [2, с. 47-48].

Это подтверждает и Г. С. Гончаренко, отмечая: «весьма традиционным заблуждением является абсолютизация аморальности коррупции. К сожалению, часть коррупционных проявлений не воспринимается национальным общественным сознанием как неэтичное поведение» [3, с. 71-73].

Правосознание российского населения имеет явную нигилистическую окраску наряду с недоверием представителям государственной власти. Сегодня мысль об общем благе, высокой идее, чести и долге (то, что должно составлять основу государственной службы) кажется совершенно неуместной и невостребованной сознанием россиян. В таких усло-

виях, как бы парадоксально это ни звучало, угроза национальной безопасности косвенно исходит от самого государства, которое должно эту безопасность обеспечивать.

Коррупция выступает угрозой национальной безопасности России как явление, которое потенциально существует, и при определенных условиях может стать реальностью и способно нанести ущерб личности, обществу и государству в целом.

Национальная безопасность в свою очередь является состоянием защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Опасности и угрозы взаимосвязаны, и перерастание опасностей в угрозы всегда имеет возможность обратного перехода в опасности при накоплении соответствующих изменений (снижение уровня риска или достижение между сторонами компромисса), при этом данный возвратный процесс не разрешает проблемы угрозы, а лишь откладывает их решение на будущее.

Следовательно, законодателю необходимо на основе изучения процесса зарождения и угасания социальных противоречий своевременно вносить изменения в нормативные правовые акты согласно возникающим или ослабляющимся угрозам.

Учитывая вышеперечисленное, можно сформулировать более полное определение понятия «угроза национальной безопасности», а именно - потенциально существующее явление в виде совокупности условий и факторов, представляющих собою опасность для различных государственных институтов и при определенных условиях могущее стать реальным явлением, способным причинить значительный ущерб личности, обществу и государству.

Относительно понятия коррупции можно заметить, что в российском законодательстве не существует единого определения этого сложного социального явления. В научной литературе бытует мнение о том, что борьба с коррупцией реально возможна на основе уже действующих норм права, и в связи с тем, что

угроза конкретна и наполнена определенным содержанием, содержание должно быть четко выражено в законе, например, в Уголовном кодексе РФ.

Реальную угрозу безопасности российского государства и общества представляют возрастающие масштабы коррупции в совокупности с организованной преступностью, а также ущерб, причиняемый ими в связи с тем, что они укрепляют свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, что превращает данные явления в один из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в Российской Федерации. Кроме того, коррупцию можно смело назвать благоприятной основой для развития не только организованной преступности, но и терроризма и экстремизма.

Высокая латентность коррупционных и организованных преступлений, трудность в их раскрытии, а также придание отдельным антиобщественным деяниям с помощью политического лоббирования видимости законных действий наряду с формированием толерантного отношения населения страны к антиобщественным проявлениям свидетельствует о подверженности общественного и государственного сознания влиянию ложных ценностей антиобщественных деяний в целях достижения индивидуального материального благополучия, что также представляет опасность для государства в целом.

Коррупция как социальное явление свидетельствует о деградации моральных ценностей общества, разрушении национальных традиций и обычаев, и для ее искоренения нужно внести коррективы не только в правовые нормативные акты, но, что самое главное и сложное, изменить нравственное сознание россиян.

Так, директор Российского института стратегических исследований Л. П. Решетников (с мнением которого мы солидарны) в одном из своих интервью отметил, что причина коррупции - именно падение духовного, нравственного уровня нашего народа и нашей элиты. «Это как раз и создает почву для массовой коррупции. И, когда мы говорим о коррупции, нужны, и обязательно нужны, жесткие последовательные меры по ее искоренению, по наказанию преступников, но мы должны и по-

нимать причину всего. А причина, повторяю, падение духовного, нравственного уровня нашего народа и нашей элиты. Это все взаимосвязано», - разъяснил он [4].

Человек, как правило, вовлекается в моральный конфликт, сталкиваясь с внутренними нравственными противоречиями и необходимостью сделать моральный выбор в условиях противоположных стремлений, так как, с одной стороны, он преследует эгоистические интересы, а с другой - осознает долг и ответственность перед другими людьми. Руководствуясь высшими благими идеями, моральными нормами-идеалами, он не всегда следует им на практике, то есть иметь представления о нормах морали - это не означает быть нравственным человеком в повседневной деятельности. Поэтому, совершая очевидно безнравственные поступки, к которым в данном случае мы относим и коррупционные преступления, личность, как правило, не хочет осознавать этого.

Сложно спорить с тем, что важной составляющей социальной среды, воздействующей на личность человека, выступают общественные отношения в качестве социальных взаимосвязей людей, отражающие их социальные интересы. Основными детерминантами, оказывающими влияние на поведение человека, являются его образ жизни, нравственные установки, моральные ценности. Поэтому деформацию общественных отношений и развитие аморальных нравственных установок можно назвать объективным источником антиобщественного поведения и коррупционного мышления.

С точки зрения духовно-нравственного аспекта коррупция - это болезнь алчной и эгоистичной души человека, и если он болен ею, то существует риск, что за любое материальное вознаграждение сможет изменить своим идеологическим установкам и отступить от нравственных ценностей.

Сегодня к политической власти и управлению бизнесом в стране приходит новое поколение людей, зачастую уже зараженных этой коррупционной болезнью, а также невольно следующих внедряемым средствами массовой информации установкам потребления, но, к сожалению, с отсутствием высоких нравственных ценностей и прочной идеологии. Они взрослели, впитывая чужие культурные ценности, не знают ужаса и трагедий войн, они

не помнят тяжелые времена 90-х после распада Советского Союза, они не испытали тех трудностей в жизни, которые достались предшествующему поколению. И, возможно, коррупционный образ жизни не выглядит в их глазах преступным.

Поэтому следует сказать, что системность российской коррупции во многом обусловлена разрушением системы духовно-нравственных ценностей людей, и то, что ранее считалось преступлением и безнравственным поступком, зачастую на сегодняшний день воспринимается как обыденное явление, а антинормы вытесняют в сознании людей устоявшиеся нравственные нормы-идеалы.

Так, в мировом рейтинге уровня коррупции Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 135-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции 2017 (ИВК, Corruption perception index), составленном международным движением Transparency International (на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру).

Как ни печально, но факт, что третий год подряд Россия набирает в ИВК 29 баллов, то есть ее положение в индексе остается стабильным, а изменения места (в 2015 году -119-е, в 2016 - 131-е) связаны с переменами в других странах и включением или исключением некоторых стран из индекса [5].

Масштабы коррупции в России, степень ее негативного влияния на развитие национальной экономики требуют новой оценки этого явления. Речь идет уже не об отдельных фактах воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а о сложившейся системе, которая является серьезным вызовом национальной безопасности страны.

Кроме того, коррупция наносит огромный вред не только российскому государству, но и мировому сообществу в целом, постепенно формируя в сознании людей лояльность по отношению к этому организованному злу. Чтобы противостоять данному явлению, необходимо развивать патриотическое сознание, осуществлять и укреплять духовно-нравственное воспитание граждан, пропагандировать непримиримое отношение ко всяким проявлениям коррупции вместо их романтизации и толерантности, разработать эффективный меха-

низм правового регулирования ответственности за совершаемые коррупционные правонарушения.

Российское общество не представляет до конца угрозу, которую несет коррупция для государства, а ведь она выступает своего рода катализатором и организованной преступности, являясь по сути средой обитания для нее, проникая во все слои власти, и в настоящие дни приобретает характер глобального бедствия, напрямую подрывая международный авторитет России.

Чиновники из высших слоев государственного управления, позволяющие себе выходить за рамки дозволенного и продолжающие действовать в корыстных целях, даже после очередного избегания правовой ответственности разрушают доверие населения страны и подают отрицательный пример, демонстрируя тем самым двойной стандарт в отношении юридической ответственности.

Российский бизнес также вовлекается в коррупционные связи - расходы на взятки и «откаты» заранее закладываются в издержки его ведения и становятся обыкновенной частью теневой бухгалтерии, и это означает, что система принятия решений, законов и должностных назначений с некоторых пор включает в себя и так называемую коррупционную ренту как необходимое условие функционирования. Названные «откаты» наносят прямой ущерб экономике государства, потому что чиновникам приходится искусственно завышать стоимость различных государственных контрактов (то есть по сути происходит процесс разворовывания бюджетных средств), а ресурсы получают не те компании, которые могут их использовать наиболее эффективно, а те, кто приближены к чиновничьему аппарату в целях его непосредственного обогащения. Поэтому предприниматели, активно стремящиеся увеличить свою прибыль безнравственными способами, начнут соблюдать законы лишь тогда, когда они лишатся возможности безнаказанно нарушать их.

Исследователи проблемы коррупции в России отмечают три важные особенности отношения наших граждан к этому негативному социальному явлению, коррелирующие с массовой психологией и восприятием.

Первая особенность - толерантность к коррупции, отношение к ней как к повсеместно-

му и обычному явлению, неискоренимому минимальному уровню зла, не требующему серьезного осуждения.

Как пишет Ю. Ю. Болдырев, «сама идея нормальности "минимума коррупции" уже выводит это явление из числа смертных грехов и переводит в разряд неабсолютного зла» [6, с. 457].

Вторая особенность заключается в том, что очевидному общественному осуждению подвергаются не сами по себе акты коррупции, а только огромные размеры взяток, в особенности, если они «непропорциональны» должности коррупционеров (современные СМИ постоянно дают такую пищу для размышления, активно генерируя подобную информацию).

Третья особенность кроется в наличии двойных стандартов в понимании обычных граждан и самих коррупционеров по поводу оценки своих действий и действий других людей, поэтому оказывается, что собственные взятки можно морально оправдать, но при этом осудить коррупционные действия других, особенно чиновников, облеченных властными полномочиями [7, с. 296].

Все общество знает о происходящих событиях, все обеспокоены, в стране подписаны и ратифицированы международные конвенции о борьбе с коррупцией, средства массовой информации регулярно предоставляют информацию о задержании важных правительственных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, подозреваемых в коррупционных преступлениях. Но коррупция продолжает развиваться, захватывая все новые сферы, а борьба с ней сверху по вертикали не дает действенных результатов, потому что государство не в состоянии излечить себя само, так как те, кто должны это делать, сами зачастую являются носителями коррупционной болезни.

Поэтому, на наш взгляд, уровень коррупции можно снизить только постепенно, и не репрессивным противодействием ее проявлениям, а снижением спроса на коррупционные сделки и услуги, снижением административных барьеров в экономике, а также уровня готовности предпринимателей и граждан давать взятки и участвовать в коррупционных сделках, обусловленных корпоративной солидарностью внутри российских бизнес-сообществ.

Гражданское общество должно предпринимать активные усилия по снижению уровня

коррупции в стране, создавать информационное поле с помощью независимых средств массовой информации, в котором будут фиксироваться все коррупционные правонарушения должностных лиц, одновременно повышая уровень нравственных ценностных ори-ентаций населения.

Также, на наш взгляд, в настоящее время росту коррупционных отношений способствует и неразвитость правовой культуры населения, незаинтересованность в добросовестном выполнении своих должностных обязанностей, низкий уровень заработной платы и нравственного самовоспитания.

Феномен коррупции является по своему содержанию сложной, многоаспектной проблемой, требующей к себе соответствующего серьезного отношения, комплексного подхода, сочетающего различные средства и меры борьбы с ней, поэтому антикоррупционная деятельность должна основываться на следующих основных принципах: законности; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений вне зависимости от социального статуса и уровня властных возможностей; приоритетном применения мер по предупреждению коррупции; признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; сотрудничества государства с институтами гражданского общества и международными организациями.

Помимо правовых способов, которые законодательно и юридически способствуют борьбе с коррупционными проявлениями, огромную роль играет нравственное воспитание граждан и грамотный профессиональный отбор и подготовка государственных, муниципальных служащих.

Снова повторим, что на сегодняшний день коррупция - в большей степени проблема духовно-нравственного и социального характера, и главная деятельность по борьбе с ней должна проводиться не только на законодательном уровне и быть направлена на правовое воспитание граждан, но и носить информационно-пропагандистский характер. Помимо карательных мер, должны применяться меры профилактики и предупреждения.

В основу общей профилактики необходимо заложить позитивный потенциал развития общества, оздоровление его экономических, политических, нравственных, социальных, правовых факторов и условий, его освобождение от кризисных явлений и социальной несправедливости.

На основе вышесказанного можно выделить основные направления и способы противодействия коррупции:

- сформировать четкий понятийный аппарат коррупции, позволяющий рассматривать ее с научной точки зрения;

- разработать государственную идеологию и концепцию политики по изменению правосознания населения страны, направленную на создание атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, которую доводить до граждан доступными средствами;

- существенно увеличить размер денежного содержания государственных служащих и предоставить им эффективную правовую защиту;

- передать функцию по контролю за работой государственных служащих и расследованию жалоб о совершении коррупционных проступков административного характера специальным контролирующим органам;

- ввести экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на предмет их коррупционности;

- создать механизмы определения, сокращения и поддержания численности государственного аппарата в зависимости от численности населения страны;

- законодателю на основе изучения процесса зарождения и угасания социальных противоречий своевременно вносить изменения в нормативные правовые акты согласно возникающим или ослабляющимся угрозам национальной безопасности страны;

- обеспечить эффективность превентивных антикоррупционных мер для повышения трудности и риска коррупционного поведения и снижения выгодности коррупции любым ее выгодоприобретателем;

- создать механизм обеспечения прозрачности доходов государственных служащих, иных должностных лиц и членов их семей в виде контроля специальной независимой службы;

- обеспечить эффективную повседневную защиту хотя и охраняемых законом, но часто

нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц;

- создать информационный банк данных о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за совершение должностных и коррупционных преступлений, в целях недопущения в будущем проникновения этих лиц в систему государственного управления;

- в нормативных актах максимально подробно прописывать процедуры принятия тех или иных управленческих решений, более четко формализовать функции должностных лиц по выполнению возложенных на них служебных полномочий;

- принять действенные меры по повышению престижа государственной службы;

- унифицировать антикоррупционные нормы российского законодательства и внедрить международные антикоррупционные стандарты.

Принимая во внимание все перечисленное, необходимо учитывать, что коррупцию нельзя уничтожить раз и навсегда, но можно значительно снизить уровень ее проявления. Кроме того, коррупцию невозможно ограничить только законодательными методами, так как она существует и в органах государственной власти. Тем не менее потери от коррупции будут всегда больше, чем затраты на реализацию различных антикоррупционных программ, а противодействие этому опасному явлению станет эффективным только тогда, когда в этом будут комплексно задействованы все механизмы государства.

Для того чтобы российская антикоррупционная политика была успешной, необходимо

Литература

1. Иванов А. М. Корруптология правовая наука и учебная дисциплина. Владивосток, 2002.

2. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации: административно-правовые аспекты: монография. Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.

3. Гончаренко Г. С. Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № 2.

начинать с восстановления доверия и уважения населения страны к власти, государственным органам и чиновникам.

Кроме этого, важное внимание следует уделить существующему нравственному фактору развития коррупции, который включает в себя толерантное отношение российских граждан к коррупции, опирающееся на многовековые традиции мздоимства и кормления на государственной службе; правовую пассивность и незнание (и нежелание знать) антикоррупционного законодательства значительной частью населения; психологическую готовность граждан к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и незаконных их прав.

Не следует упущения в социальной политике, образовании и нравственном воспитании граждан государства компенсировать исключительно средствами уголовной политики. Успешным противодействие коррупции может стать тогда, когда отечественный законодатель осознает мысль о том, что создание условий пагубного воспитания не дает морального права возлагать ответственность на виновного, и вряд ли стоит ожидать исправления поведения того человека, у которого отсутствуют правильные нравственные установки.

Поэтому Россия для сохранения ее целостности и независимости нуждается в первую очередь в сильной централизованной антикоррупционной идеологии с патриотической направленностью, а также в экономической стабильности и эффективной законодательной системе.

Bibliography

1. Ivanov A. M. Corruption legal science and academic discipline. Vladivostok, 2002.

2. Bratanovsky S., N., Zelenov M. F. Anticorruption in the system of executive power in the Russian Federation: administrative and legal aspects: monograph. Electronic-library system IP-Rbooks, 2012.

3. Goncharenko G. S. The Main types and mechanisms of corruption from the point of view of legal institutions // Proceedings of higher education institutions. North Caucasus region. Social science. 2007. № 2.

4. Fatkislamov F. Corruption as a threat to

4. Фатклисламов Ф. Коррупция как угроза национальной безопасности России. URL: ht-tps://riss.ru/analitycs/27900/#_ftn6.

5. Россия в Индексе восприятия коррупции 2017: посадки не помогли. URL: https://trans-parency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-kor-ruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html.

6. Болдырев Ю. Ю. Коррупция как системный порок российского капитализма // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / под ред. О. Т. Богомолова. М., 2010.

7. Нравственность современного российского общества: психо-логический анализ / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2012.

national security of Russia. URL: https://riss.ru/ analitycs/27900/#_ftn6.

5. Russia in corruption perception Index-2017 : landings did not help. URL: https://transpa-rency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-kor-ruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Boldyrev Yu. Yu. Corruption as a systemic defect of Russian capitalism // Non-Economic facets of the economy: unknown interference / ed. by O. T. Bogomolov. Moscow, 2010.

7. Morality of modern Russian society: psychological analysis / executive ed. by A. L. Zhuravlev, A. V. Yurevich. Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.