Научная статья на тему 'Коррупция и рейдерство: правовое междисциплинарное исследование'

Коррупция и рейдерство: правовое междисциплинарное исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Л. А.

Статья посвящена переоценке общественной опасности коррупции и рейдерства и соотношения этих правовых явлений. Уголовно-право­вой, уголовно-процессуальный, административный и криминологические аспекты противодействия коррупции и рейдерским захватам рассматриваются с точки зрения создания норм уголовного и уголовно-процессуальных кодексов, административного законодательства, рассматриваются пути совершенствования правовой системы в области противодействия коррупции и рейдерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция и рейдерство: правовое междисциплинарное исследование»

КОРРУПЦИЯ И РЕЙДЕРСТВО: ПРАВОВОЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

© Андреева Л.А.*

Новгородский филиал Современной гуманитарной академии, г. Великий Новгород

Статья посвящена переоценке общественной опасности коррупции и рейдерства и соотношения этих правовых явлений. Уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, административный и криминологические аспекты противодействия коррупции и рейдерским захватам рассматриваются с точки зрения создания норм уголовного и уголовно-процессуальных кодексов, административного законодательства, рассматриваются пути совершенствования правовой системы в области противодействия коррупции и рейдерству.

При переходе к рыночным отношениям происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности явлений. Коррупция - многосложное и многоаспектное явление общественной и государственной жизни, когда использование должностным лицом своих полномочий в целях личной выгоды, противоречит закону и нравственным установкам [1]. Многие виды коррупционных проявлений относятся с категории должностных преступлений. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической выгоды, связанной с использованием властных полномочий. Исходя из анализа норм международных конвенций и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции: взяточничество (или подкуп); злоупотребление служебным положением; злоупотребление влиянием; легализация имущества, приобретенного преступным путем (отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией); незаконное участие в предпринимательской деятельности. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Другим из противоправных явлений стало рейдерство - это всегда противоправный захват, ранее на практике встречались захваты отдельных предприятий, в настоящее время действия рейдеров распространились на отдельные группы предприятий (сети), на предприятия, связанные технологической цепочкой либо крупный бизнес.

Квалификация рейдерского захвата, как захвата предприятия, становится частным примером, а наиболее общим, охватывающим данное противоправное явление, определяется, как противоправный захват бизнеса [2]. Коррупция и рейдерство тесно взаимосвязаны между собой. Коррупция, как

* Старший преподаватель, кандидат юридических наук.

правовое явление, содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса способствует преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушений законодательства, скрывающих факты рейдерства, либо тормозящими ход расследования рейдерских захватов. Наиболее многочисленными нарушениями, допускаемыми коррупционерами в сфере хозяйствования, являются те, которые связаны с ненадлежащим исполнением законодательства контролирующими органами, созданием различных административных барьеров предпринимательству, вымогательством взяток, неправомерным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушениями законодательства при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их лицензировании, прямым и косвенным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. Противоправные действия коррупционерами совершались как в сфере административной ответственности, так и уголовные преступления [3].

Причины рейдерства лежат в структуре рыночных и административных отношений, вместе с тем, наступает уголовная ответственность по совокупности преступления. В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции и рейдерства приняла новые масштабы и формы, переоценка и падение определенных ценностей в обществе, слабость власти в центре и на местах, кадровая чехарда и неудачные реформы правоохранительной системы послужили причиной чрезвычайного роста данного вида коррупционных преступлений. Практика показывает, что цели рейдеров меняются, и завладение недвижимостью не становится основной и конечной целью, а действия коррупционеров многообразны в своих проявлениях, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности бюрократов. Следовательно, коррупция - это синтетическое понятие, одновременно и социальное и криминологическое явление, поэтому его рассматриваем не как конкретный состав преступления, а как совокупности родственных видов деяний против общества и государства [4]. Наличие общественной опасности рейдерства представляет собой качественный признак преступления. Противоправность свидетельствует о том, что группа лиц, осуществляющих захват, нарушила запрет, содержащийся в уголовно-правовой норме.

Исследовав состояние законодательства, представляется возможным выделить рейдерство как отдельный вид уголовно наказуемого деяния, создав отдельную статью УК РФ «Рейдерство», определив, как противоправный захват бизнеса, выделив четыре части в проектируемой статье: захват бизнеса, как объекта собственности, акций, сменой руководства предприятия; захват бизнеса (группы предприятий, составляющих единую технологическую цепочку либо группы предприятий, объединенных единой сетью); захват бизнеса группой лиц, с участием должностных лиц, использующих свое должностное положение; захват бизнеса в особо круп-

ном размере, сопровождающееся убийством, тяжкими телесными повреждениями, «рейдерство» - преступление, совершенное группой лиц. Данная новая статья УК позволит отграничить это противоправное деяние от других уголовно наказуемых деяний в области экономики и уголовные преступления, имеющие коррупционную направленность.

Общественная опасность является объективным свойством рейдерст-ва. Под наказуемостью как признаком преступления понимается возможность назначения наказания за совершенное преступление, следовательно, отрицая рейдерство как отдельное общественно опасное деяние, за которое возможно назначить наказание, данное преступление становится ненаказуемым, «размытым» в составе других экономических преступлений.

Классифицируя рейдерство как преступление, следует определить, что оно представляет большую опасность. Общим основанием криминализации данного деяния является степень его общественной опасности, связанные с отрицательными последствиями развития рыночных отношений; с последствиями участия капиталов, имеющих криминальную природу и их отмыванием, в экономических отношениях; с отрицательными последствиями участия коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в захвате бизнеса. Причины необходимости запрещения в уголовном законе и наказуемость рейдерства: убеждение в мало-эффективности борьбы уголовно-правовыми средствами (отдельная подследственность); принципиальное изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона; произошли изменения представления о степени общественной опасности и изменения нравственной оценки рейдерства.

Криминологическая модель воспрепятствования законной предпринимательской деятельности рассмотрена в рамках рейдерства. Криминологический аспект коррупции характеризуется подкупом государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей [5]. Способ воспрепятствования должностным лицом законной предпринимательской деятельности может быть одним из способов подготовки осуществления рейдерской атаки и обусловлен мотивом его совершения. Это дает основание включать в разработку методики расследования воспрепятствования законному предпринимательству версии о соучастии должностного лица в совершении рейдерства. Наличие коррупционных связей на различных уровнях власти делает возможным осуществление и криминальных захватов предприятий, и затенения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, и иных преступных операций в сфере бизнеса.

Преступные поглощения предприятий является многоуровневой криминальной деятельностью, осуществление которой возможно при совер-

шении целого ряда сопутствующих, не только экономических, но и других, в том числе и должностных, преступлений. Уровень коррупции и криминальных захватов - взаимосвязанные явления, отражающие степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. В настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит организованный групповой характер, совершается с использованием несовершенства законодательно-правовой базы, с коррупционным привлечением государственных, административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности государства. Полагаю, что ошибочно утверждение, что понятие «рейдерство» не имеет самостоятельного состава преступления, а может быть рассмотрено в совокупности с различными состава УК РФ. Предлагаемые в настоящее время изменения в УК РФ и в УПК РФ лишь частично реализуют предложения в области противодействия рейдерским захватам бизнеса, а коррупционный элемент лишь характеризует участников рейдерского захвата. Поэтому важно выяснить, что же собой представляет общественное отношение и отдельный объект - один из элементов состава преступления рейдерства. Новая статья УК позволит отграничить это противоправное деяние от других уголовно наказуемых деяний в области экономики.

К объективной стороне рейдерства относятся: общественная опасность деяния, совершенного группой лиц (действие и бездействие); общественно опасные последствия наступают в виде ликвидации предприятия, лишения жизни и здоровья собственников бизнеса, лишения собственников бизнеса права на бизнес; причинная связь между рейдерством и его последствиями; время, место, способ, обстановка, орудие и средство совершения захвата бизнеса. К выводу о том, что объектом рейдерства являются общественные отношения, которые уголовный закон взял под свою защиту, всякий раз приводит толкования закона с привлечением положений науки уголовного права и смежных с ней областей знаний. В других случаях называть правовую форму, за которой всегда следует видеть соответствующие общественные отношения по реализации права на бизнес.

Системные рейдеры находятся под покровительством коррумпированных представителей правоохранительных органов, местных и федеральных властей. Практика смены руководства региональных органов исполнительной власти, назначение губернаторов способствуют вхождению в регион систем -ных рейдеров под прикрытием «борьбы с местным криминалом» либо «привлечением инвестиций». Эволюционное изменение структуры следственных органов и их подчиненности, постепенное изменение подследственности Следственному комитету РФ, в том числе по таким тяжким преступлениям, смогут обеспечить эффективное расследование рейдерских захватов бизнеса.

Правильное определение объекта посягательства определяет юридическая природа рейдерства. Если нападение преследует цель завладеть

имуществом потерпевшего, то в таком случае по всей юридической природе совершаемого преступление относится к посягательствам на собственность, если нападение совершается с целью завладения бизнесом - рейдерство.

Методы, или меры по противодействию коррупции, в основном носят криминологический характер, в том числе меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться служащий.

Вместе с тем можно выделить также компенсационные меры - меры по устранению последствий коррупции, выраженные в ужесточении государственного контроля. Однако, ужесточение ответственности коррупционеров может привести и к обратному процессу роста коррупции, так как происходит подмена объекта криминологического воздействия, а в рамках данных мер с коррупцией среди государственного аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.

К мерам превентивного характера относится обеспечение независимости и эффективности судебной власти; обязанность служащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов; гарантирование свободы информации; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; достойная оплата труда служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; совершенствование законодательства и администрирования, проведение экспертиз на коррупциогенность проектов и действующих правовых актов.

Таким образом, если рейдерский захват представляет собой отдельный состав преступления, то коррупционные преступления имеют только криминологический признак коррупциогенности, могут корреспондировать с административной и дисциплинарной ответственностью чиновников, шире распространены в экономике и общественных отношениях.

Список литературы:

1 Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.strategy-spb.ru/ Ко18/Ргоек1/Ргоек1_апйкогир/о1сЬе1_агЬааде15к.Ь1т.

2 Эпштейн С. Угроза захвата // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2010/08/24/biznes.htm1.

3 Серков П.П. Характеристика правоотношений в сфере административной ответственности // Государство и право. - 2010. - № 9. - С. 47-51.

4 Макаров С.Д. Характеристика преступных проявлений коррупции // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика / Под ред.

А.И. Долговой, В.В. Астанина. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. - С. 45-83.

5 Катаев H.A., Сердюк Л.В. Коррупция (уголовно-правовой и криминологический аспект): учебное пособие. - Уфа: ВЭГУ и ПВШ МВД. -1995. - С. 215.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

© Гилязева М.Р. *

Казанский институт финансов, экономики и информатики, г. Казань

В статье показана роль, которую играют морально-нравственные принципы на регулирование конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих. Сделан вывод о том, что при заниженной планке профессиональной этики государственные и муниципальные служащие в ситуациях с конфликтом интересов склонны отдавать приоритет личным интересам (в ущерб общественным и государственным).

Интересы представляют собой специфическую направленность личности, выступающую основным мотивом, побуждающим человека к деятельности. Поэтому интересы в данном контексте могут рассматриваться как действенный элемент, определяющий поведение человека в обществе. Осознанные индивидом интересы проходят через «сито» ценностных установок, участвуют в формировании у него идеальных специфических образований - мотивов, т.е. внутренних субъективных побудительных факторов, предшествующих социальному действию [1, с. 18]. При определении линии поведения человек опирается на систему своих ценностных ориентаций, моральных и нравственных принципов, а это, в свою очередь, влияет на методы достижения поставленных целей. Первостепенную важность имеют нравы и моральные представления, которых придерживается человек в повседневной жизни, поскольку они то и выступают регуляторами поведения индивида в социуме.

Государственные гражданские и муниципальные служащие в силу занимаемой должности в своей деятельности должны руководствоваться интересами государства. Поскольку служение обществу является их основной миссией, в процессе исполнения должностных обязанностей они

* Преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.