_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
10. Добросердова Н.Н. Разработка предложения по новым мерам безопасности дорожного движения. / Е. В. Кузнецова// Сборник статей научной конференции Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления.
© Мусин Р.А., 2016
УДК 336.148
Г.А. Нафикова, курсант Уфимского юридического института МВД РФ, Р.Р. Яруллин, д.э.н. профессор Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
КОРРУПЦИЯ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ Аннотация
В данной статье рассматривается основные и эффективные методы борьбы с коррупцией.
Ключевые слова
Коррупция, теневая экономика, бюджетные средства, антикоррупционная политика,
профилактика коррупции.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что коррупция, как негативное явление, охватывает все сферы нашей жизни и виды общественных отношений. Принято считать, что коррупция - наша традиция, поскольку она имеет действительно традиционный размах. По статистическим данным она ежегодно приносит свои плоды в виде ущерба в 40 млрд рублей.
Коррупция - это действие уполномоченного лица, приносящее незаконный доход и подменяющие интересы общества более узким групповым интересам. С начала 2015 г. в России возбудили уже 11,5 тыс. дел коррупционной направленности, из них 6,5 тыс. - направлены в суд.
Профессор Полтерович В. М выделяет фундаментальные, правовые, организационно-экономические причины возникновения данного явления. При этом коррупция ведет к негативным экономическим последствиям: расширяется теневая экономика, вследствие этого уменьшаются налоговые поступления, и ослабевает бюджет, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств; замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь — из-за нарушений законодательства в приватизации; неэффективно используются бюджетные средства, в частности — при распределении государственных заказов и кредитов, что еще больше осложняет бюджетные проблемы России; повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов", в итоге страдает потребитель; теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры; ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов; расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях, что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.
Для борьбы с преступлениями коррупционной направленности РФ участвует в различных программах по борьбе с коррупциями. К примеру: 08.03. 2006 РФ ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и приняла на себя ряд важнейших обязательств по имплементации антикоррупционных механизмов. Также следует упомянуть о российском уголовном законодательстве, которое предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. В 2011 г. в статью 291 УК
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки. Следовательно, УК преду сматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если она не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки.
С целью борьбы с коррупцией в РФ как государством, так и обществом неоднократно предпринимались различные инициативы. Одной из них стала Антикоррупционная Хартия Российского Бизнеса — этический документ, подписанный 20.09. 2012 на XI Инвестиционном форуме в Сочи при участии Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, руководителей РСПП, ТПП РФ, Деловой России и ОПОРА России.
25.12.2008 был издан Федеральный закон № 273-Ф3 "О противодействии коррупции", в котором были закреплены основные положения по профилактике, обязанности организации принимать меры по предупреждению коррупции, ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения и т д. Также в 2011 г. был создан Фонд по борьбе с коррупций А. Навальным, который знаменит фильмом «Чайка». Эффективность принимаемых нашим Правительством мер пока низка и оставляет желать лучшего.
В целях совершенствования мер по борьбе с коррупцией, целесообразно предложить опыт азиатских стран. Рассмотрим, например Южную Корею, которая является ярким примером «культуры прозрачности». Еще с 1999 г. в данной стране функционирует программа «Open» - «система онлайн» - система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками администрации. Доказательством того, что в Южной Кореи ведется суровая борьба с коррупции является тот факт, что в 2012 г. суд арестовал брата Президента Южной Кореи Ли Мен Бака по делу о коррупции. Или, к примеру в Индии, в 2013 г. создали «горячую линию», при помощи которой жители сообщают о фактах коррупции и тем самым активно помогают полиции.
Рассмотрим Сингапур, который прославился своими эффективными мерами по борьбе с данным негативным явлением. Главным оружием против коррупции в Сингапуре является Бюро по расследованию случаев коррупции, которое наделено широкими полномочиями. Данное бюро имеет исключительное право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных деяниях, если на то имеется основания в соответствии с Законом. Также оно вправе привлечь любого гражданина, независимо от его статуса и правого положения, вероисповедания. Особых исключений для высших чинов как в России нет.
Нельзя оставить без внимания одну из основных мер противодействия коррупции в Китае - смертную казнь. Уже с 1982 г. данное негативное явление каралось смертной казнью или пожизненным лишением свободы. По официальным данным в Китае всего с 2000 г. были расстреляны за взяточничество около 10 тыс. чиновников, 120 тыс. получили по 10-20 лет заключения. Суровые репрессии проводятся не только в отношении высокопоставленных чиновников. Под страхом находятся крупные бизнесмены и местные олигархи.
Мы полагаем, что следует обратить внимание на меры борьбы с коррупцией в азиатских странах. Ведь коррупция ставит под угрозу сам факт существования России, поскольку выступает препятствием для повышения уровня жизни населения, развития отечественной экономики и становлению гражданского общества, также является главным барьером для привлечения иностранных инвестиции в российскую промышленность.
Список использованной литературы:
1. Яруллин Р.Р. Коррупция как угроза экономической безопасности государства//Диалектика противодействия коррупции: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Издательство «Познание». - Казань, 2015.-С.139-141.[Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24658382.
2. Яруллин Р. Р. Нецелевое использование бюджетных средств России в условиях противодействия корруп-ции//Личность, общество, государство: проблемы взаимодействия: сборник статей по материалам Всероссийской научно- практической интернет-конференции./ отв. ред. И. Ю. Рассолова. - Уфа: Аэтерна, 2016.-С. 62-63.
© Нафикова Г.А., Яруллин Р. Р., 2016
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 378
А.Ф. Орлова
к.э.н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Института космических технологий, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
В.А. Кычанов
ведущий специалист Отделения исследований в области внешнеэкономической деятельности Института космических технологий, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
г. Москва, Российская Федерация
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ2
Аннотация
В настоящее время страны-участницы СНГ активно реализуют комплекс мероприятий, направленный на формирование инновационной социально-ориентированной экономики. Для того, чтобы выйти из фазы отставания от развитых стран и занять достойные позиции в мире, странам СНГ необходимо определить приоритеты прорыва и осуществить его, опираясь, прежде всего, на собственные разработки. Для решения этой задачи нужны современные квалифицированные кадры - инновационные менеджеры, владеющие инженерными и экономическими знаниями, способные выступить локомотивом инновационного развития стран Содружества.
Ключевые слова
Инновационное сотрудничество, СНГ, инновационный менеджмент, подготовка кадров, инновационный менеджер, менеджер инноваций
A.F. Orlova V.A. Kychanov
PROPOSALS FOR THE INNOVATIVE MANAGERS TRAINING IN CIS COUNTRIES
Abstract
Nowadays CIS countries are actively implementing a complex of measures directed on the innovative socially-oriented economy formation. In order to come out of the gap with the developed countries and take its honourable position in the world, CIS countries need to prioritize and implement their own breakthrough. For this purpose CIS countries need high-skilled innovative managers, that can act as a locomotive of innovative development of the alliance.
Key words
Innovative cooperation, CIS, innovation management, training, innovation manager.
2 Исследование подготовлено в рамках госзадания Минобрнауки РФ по проекту №30.230.2016/НМ «Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение мероприятий Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, участие в выполнении Комплекса мероприятий по ее реализации на 2016-2020 годы, утверждаемого Решением Совета глав правительств СНГ, и организация мониторинга вовлечения российских научных и образовательных организаций в достижение целевых показателей и индикаторов, установленных Межгоспрограммой СНГ».