Научная статья на тему 'Коррупционные проявления в сфере образовательных услуг. Мотивация и детерминация'

Коррупционные проявления в сфере образовательных услуг. Мотивация и детерминация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / образовательные услуги / мотивация преступника / детерминация / corruption / educational services / motivation of the criminal / determination

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власта Леонидовна Горичева

Высокий уровень коррупции в России приводит к тому, что она теряет инвестиционную привлекательность. Необходимость борьбы с коррупцией в настоящее время требует объединения всех ресурсов государства и гражданского общества. В статье рассматриваются психологические особенности коррупционеров, причины, факторы и мотивы, побуждающие их к совершению коррупционных преступлений; предлагаются возможные профилактические меры для предотвращения коррупционных проявлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption manifestations in the sphere of educational services: motivation and determination

High level of corruption in Russia leads to the fact that it loses investment attractiveness. Need of fight against corruption demands association of all resources of the state and civil society for fight against the specified type of crime now. In article psychological features of these persons, the reasons, factors and motives inducing to commission of corruption crimes are considered and also, possible preventive measures for prevention of corruption manifestations are proposed

Текст научной работы на тему «Коррупционные проявления в сфере образовательных услуг. Мотивация и детерминация»

УДК 343.91 ББК 67.51

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10443

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Мотивация и детерминация

Власта Леонидовна ГОРИЧЕВА, кандидат юридических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Высокий уровень коррупции в России приводит к тому, что она теряет инвестиционную привлекательность. Необходимость борьбы с коррупцией в настоящее время требует объединения всех ресурсов государства и гражданского общества.

В статье рассматриваются психологические особенности коррупционеров, причины, факторы и мотивы, побуждающие их к совершению коррупционных преступлений; предлагаются возможные профилактические меры для предотвращения коррупционных проявлений.

Ключевые слова: коррупция, образовательные услуги, мотивация преступника, детерминация.

Annotation. High level of corruption in Russia leads to the fact that it loses investment attractiveness. Need of fight against corruption demands association of all resources of the state and civil society for fight against the specified type of crime now. In article psychological features of these persons, the reasons, factors and motives inducing to commission of corruption crimes are considered and also, possible preventive measures for prevention of corruption manifestations are proposed.

Keywords: corruption, educational services, motivation of the criminal, determination.

Одной из составляющих характеристики личности является уровень образованности. Он во многом определяет потребности и цели личности, а также неразрывно связан с моделями поведения человека в различных жизненных ситуациях, с формами реагирования на происходящие события. Данный показатель нельзя воспринимать в качестве однозначно связанного с преступным поведением, но он является одним из важных в рамках изучения личности правонарушителя.

В случае со взяточниками в сфере образовательных услуг высшее образование присутствует абсолютного у большинства лиц, получающих взятки. Нередки также случаи, когда лица, получающие взятку в сфере образовательных услуг, имеют научные степени.

Получающих взятки часто относят к так называемым «интеллектуальным» преступникам, которым присущ высокий образовательный уровень, широкий круг интересов, а также внушительный жизненный опыт.

В целях изучения личности взяточника в сфере образовательных услуг различными криминологами были изучены уголовные дела в нескольких регионах нашей страны.

Исследование показало, что все без исключения взяточники замужем или женаты, все имеют по одному или более детей. Нам не встретилось ни одного уголовного дела, где обвиняемый в получении взятки имел бы инвалидность какой-либо степени, равно как и судимость.

Соотношение взяточников мужчин и женщин примерно поровну. Какой-либо закономер-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

ности в зависимости от полового признака нам выявить не удалось.

Заслуживающим внимания оказался тот факт, что в некоторых регионах не было возбуждено ни одного уголовного дела в отношении должностного лица детского сада, школы, техникума или в связи со сдачей школьниками ЕГЭ. Все дела возбуждаются в отношении преподавателей вузов.

Данная категория преступного поведения в научной литературе рассматривается в большей степени в юридическом и социальном аспектах. Но криминологическому анализу взяточничеству в сфере образовательных услуг уделено очень мало внимания. В связи с этим представляется полезным психологическое и криминологическое рассмотрение взяточничества с точки зрения его мотивации и его детерминант.

В общепринятом смысле преподаватель должен иметь высокий уровень развития таких психических процессов, как внимание и мышление. Он должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, иметь высокий уровень самосознания. Так называемый «риск профессионального выгорания» для данной профессии высок, поскольку преподавание связано с большим психическим и психологическим напряжением. Коррупцию в сфере образовательных услуг также питает невысокая оплата труда преподавателя в сочетании с высоким уровнем ответственности, возложенной на него. Зачастую в данную профессию попадают люди, которые психологически к этому не были готовы. Это связано с низким уровнем профессиональной ориентации старшеклассников, которые иначе представляют себе данную профессию.

В социальных отношениях формируется некий порочный, замкнутый круг, когда начиная от принятия в детский сад и заканчивая написанием и защитой докторской диссертации многие вопросы решаются при помощи взяток. Со школьной скамьи человек оказывается готов компенсировать недостаток своих знаний взятками. К моменту его обучения в вузе дача взятки воспринимается им как нечто естественное. Уровень профессиональной подготовки таких специалистов оставляет желать лучшего. Вместе с тем нормы морали и нравственности меняются коренным образом, преступное поведение перестает быть чем-то выходящим за рамки привычного.

Основным мотивов любого взяточника является корыстный. Взяточники в сфере образовательных услуг не являются исключением. Не-

высокая оплата труда преподавателя является одной из причин его преступного поведения. Желание увеличить свое материальное благосостояние зачастую становится решающим. Одной из мер предупреждения и профилактики данного вида преступлений считается увеличение заработной платы работникам сферы образовательных услуг. Но, как показывает практика, люди с достаточно высоким уровнем доходов тоже идут на такое преступление, как получение взятки.

В определенном числе случаев получение незаконного вознаграждения является единственным способом преподавателя или иного должностного лица в сфере образовательных услуг улучшить свое материальное положение. Если бы материальное положение было на достойном уровне, большое количество преподавателей не брали бы незаконное вознаграждение.

Для лиц с различным материальным достатком мотивы получения незаконного вознаграждения будут различными.

Рассмотрим еще один мотив взяточников. Он называется «игровой» и представляет собой некое подобие игры, в которой главным участником является взяточник. Он получает психологическое удовлетворение от самого процесса, от ощущения опасности, выстраивает некое подобие отношений со взяткодателями. Преступники с такими мотивами действуют на протяжении долгого времени, так как вне «игры» себя не представляют. Наблюдается тесная связь между «корыстью» и «игрой». Но повышение своего материального состояния не является конечной целью у таких преступников.

Еще одним мотивом взяточников считается мания, или некое подобие страсти. Данный мотив сродни клептомании, пиромании и другим психопатоподобным расстройствам сознания. Человек всеми способами стремится получить «вознаграждение», при этом без корыстной составляющей. Его цель — удовлетворить свою потребность, страсть.

Проведенные исследования показали, что тема мотивов взяточничества в сфере образовательных услуг вызывает огромный интерес у преподавателей. Большинство из них возражали против подобной градации мотиваций получения взятки, утверждая, что мотивы страсти и игры в случае с конкретно взяточниками в сфере образовательных услуг не могут подталкивать к получению взятки и единственный мотив взяточника в образовании — корыстный.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Но все-таки существует зависимость между материальным благосостоянием взяточника и его основными мотивами при получении взятки.

Так, для преподавателей с низким уровнем достатка единственным мотивом является корыстный и цель взятки — улучшение своего уровня жизни. При таких обстоятельствах нельзя говорить об игровых мотивах. Эти люди при получении взятки в последнюю очередь хотят вступать «в захватывающую игру в сложных, эмоционально насыщенных ситуациях, играть с судьбой, законом, опасностью, с другими людьми». Такие взяточники закона боятся, но берут взятки, поскольку улучшить свое благосостояние иными способами они не могут, или, по крайней мере, считают, что не могут.

В то же время сложно представить себе преподавателя, декана, ректора любого престижного факультета престижного вуза или школы, которые бы брали взятку от того, что им не на что жить. В этом случае можно говорить, что корыстный мотив не проявляет себя в чистом виде, помимо него присутствуют и другие.

Ф. Герцберг писал: «Факторы, вызывающие удовлетворение работой и обеспечивающие адекватную мотивацию, — это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворенность работой. Поскольку при анализе причин удовлетворенности или неудовлетворенности работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то, следовательно, эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу. Обратным чувству неудовлетворенности является, в свою очередь, его отсутствие, а не удовлетворенность работой». Например, страх потерять должность или подвергнуться уголовному преследованию можно считать фактором неудовлетворенности [1].

Основное решение проблемы коррупции в сфере образовательных услуг многие видят в улучшении качества жизни педагогов. Но такой подход может привести к снижению уровня результативности работы представителей данной профессии, а также к повсеместной переплате за невыполненную работу.

Но как выявить потенциального взяточника, чтобы не допустить его продвижения по службе?

Разумеется, повышение уровня жизни заключается не только в материальном обеспечении преподавателей, но и в моральном стимулировании. Как показывает практика, моральные стимулы недолговечны, изменяемы, а также поддаются влиянию внешних обстоятельств. Моральное стимулирование также допустимо только в отношении людей, чью психику можно считать устойчивой, организованной и хорошо сбалансированной.

По мнению Ф. Герцберга, какой бы хитроумной не была система стимулирования, она имеет свои пределы воздействия на работающего человека [2, с. 112]. Поэтому мотивация является одним из главных двигателей проявления личностных качеств.

Библиографический список

1. Теории мотиваций. Иерархия потребностей по Маслоу, Герцбергеру // Ы1р8:// mybiblioteka.su/tom2/3-24628.html (Дата обращения: 01.02.2019)

2. Ходеев Ф.П. Уголовно-правовые способы предупреждения взяточничества и оценка их эффективности: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.С. 112.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.