Научная статья на тему 'Коррупционные проявления в сфере медицинского образования: признаки и пути преодоления (сообщение 1)'

Коррупционные проявления в сфере медицинского образования: признаки и пути преодоления (сообщение 1) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / образование / медицинский институт / студенты / corruption / education / medical school / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиделев Геннадий Васильевич, Поздеев Алексей Родионович

В статье рассматриваются вопросы коррупционного поведения в сфере образования медицинского вуза ипути их преодоления на основе анализа литературы и анкетирования студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиделев Геннадий Васильевич, Поздеев Алексей Родионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION MANIFESTATIONS IN THE SPHERE OF MEDICAL EDUCATION: SIGNS AND WAYS OF OVERCOMING (MESSAGE 1)

The questions of corruption behavior in education of medical school and a way of their overcoming based on the analysis of literature and questioning of students of medical school are considered.

Текст научной работы на тему «Коррупционные проявления в сфере медицинского образования: признаки и пути преодоления (сообщение 1)»

9

© Г.В. Жиделев, А.Р. Поздеев, 2014 УДК 340.6

Г.В. Жиделев1, А.Р. Поздеев2

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИЗНАКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ (СООБЩЕНИЕ 1)

1Кафедра права (зав. кафедрой - Г.В. Жиделев) НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»; Кафедра судебной медицины (зав. кафедрой - проф. В.И. Витер)

2ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ В статье рассматриваются вопросы коррупционного поведения в сфере образования медицинского вуза и пути их преодоления на основе анализа литературы и анкетирования студентов медицинского вуза. Ключевые слова: коррупция, образование, медицинский институт, студенты.

CORRUPTION MANIFESTATIONS IN THE SPHERE OF MEDICAL EDUCATION:

SIGNS AND WAYS OF OVERCOMING (MESSAGE 1)

G.V. Zhidelev, A.R. Pozdeev

The questions of corruption behavior in education of medical school and a way of their overcoming based on the analysis of literature and questioning of students of medical school are considered.

Key words: corruption, education, medical school, students.

По данным ВЦИОМ степень распространения коррупции в обществе в целом остается очень высокой (80%) [1] для жителей крупных и средних городов (86-89%), при этом, сфера образования занимает шестое место среди наиболее коррумпированных социальных институтов [1, 2]. Самые высокие действующие «расценки» на поступление в ВУЗ практикуются в медицинских и инженерных колледжах, которые обеспечивают наилучшие перспективы успешной карьеры [3]. Здесь приходится оплачивать услуги не одного, а, как правило, группы людей, которые будут содействовать поступлению. По свидетельству студентов и администраторов, покупка места в медицинском колледже обходится примерно в 20 тыс. долл. По всей стране действует обширный и сложный механизм резервирования мест. Так, резервируются места для представителей некоторых каст и родов, а также для поступающих по протекции администрации (5% мест). В этих случаях, знания поступающих оцениваются по шкале ниже официальной. Кроме этой «административной квоты», ВУЗы должны пристроить и ряд других категорий абитуриентов, в том числе, спортсменов, детей спонсоров и политиков (для последних, например, применяется квота в 1% мест). Некоторые руководители высшего образования полагают, что предпочтения, оказываемые при поступлении отдельным группам абитуриентов, не являются выражением коррупции. Например, многие колледжи штата Гуджарат основаны и финансируются местными жителями, которым принадлежит основная часть земель. Естественно, эти жители рассчитывают на то, что их дети будут приняты в местные ВУЗы в первую очередь. Расширение практики продажи мест в ВУЗах вызывает все большее беспокойство. Особенно неблагоприятное положение сложилось в медицинских колледжах Индии, где по закону 15% мест резервируется для нерезидентов (иностранцев). При отсутствии должного контроля эти места неофициально продаются.

Основными причинами коррупции в образовании, по мнению авторов [4, 5], следует считать укрепившуюся социально-психологическую установку на то, что ВУЗовская «корочка» позволит автоматически «выбиться в люди», найти «денежную работу», повысить свой социальный статус, независимо от того, каким путем она получена. Проявления коррупции в высшем образовании представляются в следующих формах [5]:

- неправомерное использование администрацией учебных заведений бюджетных и иных целевых средств, выделяемых ВУЗам;

- внесение ложных сведений об успеваемости студентов в учётную документацию;

- вымогательство педагогов во время сессии за успешную сдачу зачётов и экзаменов;

- вымогательство или предложение своих услуг за взятки при подготовке и защите курсовых и дипломных работ;

- навязывание платных консультаций, обязательной покупки авторских учебных и методических пособий студентам;

- давление студентов на педагогов с целью получения желаемых оценок (навязывание взятки);

- давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью выставления экзамена или зачета и т.д.

Причинами коррупции в сфере образования выступают следующие [3, 4, 7, 8, 9]:

1. Низкий уровень оплаты труда педагогов, вынуждающий их зачастую заниматься преподавательской деятельностью в нескольких учебных заведениях в ущерб повышения собственной квалификации.

Представляется, что абсолютно необходимо изыскивать финансовые средства для материального стимулирования труда преподавателей. Тем более что сегодня, они работают в непростых условиях, поскольку им приходится обучать таких студентов, которые по уровню своего интеллектуального развития абсолютно не соответствую уровню университетского обучения. К тому же интересы таких студентов, не редко, лоббируются другими лицами. Это вызывает у педагогов чувство разочарования и неудовлетворенности результатами своего труда и, безусловно, сказывается на качестве обучения.

2. Снижение статуса педагога в обществе.

Труд педагога и его социальный статус давно уже не имеют должного уважения в обществе. Более того, существует мнение, что преподавателями становятся те, кому «не нашлось места» в коммерческих структурах или в сфере государственного управления.

3. Высокая степень специфичности активов преподавателя.

Специфика рынка образовательных услуг заключается в том, что студент абсолютно бесправен, а педагог имеет абсолютную власть. Усугубляется эта ситуация нейтральным отношением к коррупции со стороны руководства ВУЗов и самих обучающихся.

4. Сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету.

Нежелание педагога потворствовать этим схемам может вызвать негативное отношение коллег. Эту закономерность можно назвать «коррупционной спиралью»:

10

информация о сложившемся порядке передается из уст в уста студентами старших курсов - младшим. Таким образом, раз установившийся порядок постоянно поддерживается.

5. Низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании.

Во многих слоях общества существует фундаментальное непонимание важности и действенности образованности, глубоких и разносторонних знаний. Это, в частности, выражается в формальности требований учреждений, организаций и даже частных фирм к уровню образования своих служащих и работников.

6. Усиление экономического давления на ВУЗы.

Государство сокращает финансовую поддержку

высшей школы. Даже самые престижные университеты заняты увеличением экономической эффективности своей деятельности. Коммерческие соображения становятся ведущими в ВУЗах. И, поскольку, лишь немногим ВУЗам удается обеспечить адекватный доход в новых условиях, большинство оказывается в сетях коррупции.

7. Снижение квалификации профессорско-педагогического состава ВУЗов.

Снижение заработной платы педагогов, низкий социальный статус, приводят к тому, что в ВУЗы приходят неквалифицированные кадры. Такие сотрудники не способны адаптироваться к базовым ценностям традиционного университетского образования. С другой стороны, невнимание к профессорско-преподавательским кадрам, низкий уровень жизни профессоров, доцентов и молодых ученых, ведет к оттоку талантливых людей из высшего образования. Сегодня звания «доктор наук» и «кандидат наук» вызывают не уважение и восхищение как в прошлом, а в лучшем случае лукавую улыбку. Многие «доктора» и «кандидаты», выполнив сугубо технические требования для получения дипломов, в сущности таковыми не являются [4]. Думается, что необходимо улучшать кадровую работу. Преподаватель, имеющий ученую степень, но без должной моральной и нравственной основы не должен преподавать в ВУЗе.

Интерес представляет и уровень формирования у студентов высших учебных заведений антикоррупционного воспитания (правосознания). Проведено социологическое исследование студентов первого курса лечебного факультета ГБОУ ВПО ИГМА МЗ РФ. Анкеты заполнялись анонимно, с последующей обработкой результатов юристами. В ходе анкетирования задавались вопросы, которые были направлены на изучение причин и мотивов существования коррупции в высшем образовании. Всего опрошено 132 студента.

В первую очередь выяснялось, что понимают студенты под коррупцией, а также отношение студентов к этому социальному явлению. Опрос показал, что большинство опрошенных студентов (64%) считают, что коррупция - это только денежная взятка. По данным опроса выявилось, что большинство (78%) в коррупционные ситуации не попадали. Каждый 5 студент (22%) на практике знаком с коррупционными проявлениями до поступления в ВУЗ.

Следующим этапом исследования являлось выявление причин, которые, по мнению студентов, побуждают к коррупционным действиям. Среди ответов наиболее частым был - сложность той или иной учебной дисциплины (48%), чрезмерная строгость преподавателя и его предвзятость, слабая базовая подготовка студента, либо как указали 15% респондентов - элементарная лень, низкий уровень преподавания предмета; его непонятность, неинтересность (20%), откровенное вымогательство взятки преподавателем (4%). Однако, студенты берут

ответственность за коррупционные ситуации и на себя, например: нежелание студентов учить предмет составляет более 40%.

По данным опроса выяснилось, что чаще всего, по мнению респондентов, инициаторами факта коррупции оказываются сами студенты. Так считают 63% опрошенных, однако 37% за взятку вину перекладывают на плечи преподавателей.

В заключение опроса изучались предложения студентов по снижению уровня коррупции в ВУЗе. Большинство студентов считают, что снижению коррупции в ВУЗе будет способствовать увеличение зарплаты преподавателей и изменение формы проведения экзаменов, ужесточение ответственности педагогов, а также создание антикоррупционных студенческих комиссий, с целью разработки превентивных мер и мероприятий, способствующих снижению коррупционной напряженности в образовании. Несколько студентов предложили построить учебные классы и преподавательские со стеклянными стенами (по примеру нового корпуса Нижегородской академии). Предлагается исключить субъективный фактор преподавателя из процесса оценки знаний. Таким образом, решению проблемы коррумпированности высшего образования может способствовать изменение внешних условий, а также формирование в сознании студентов ценностной значимости получаемых знаний, а также в целом высшего медицинского образования. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению страшного социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям.

Формирование антикоррупционного мировоззрения студентов предполагает решение ряда задач:

1. Включение антикоррупционных тем в дисциплины учебного процесса: «Правоведение», «Юридические основы деятельности врача», «Курсы повышения квалификации и переподготовки врачей».

2. Проведение бесед, лекций («Молодёжь против коррупции»; «Понятие о коррупции, виды и формы её проявлений»; «Исторический и зарубежный опыт борьбы с коррупцией»; «Понятие и характеристика коррупционных преступлений по УК РФ»), встреч с представителями органов прокуратуры, следственного комитета, антикоррупционных структур. Формирование стендов на тему антикоррупционного воспитания.

3. Проведение акций студенческими коллективами, организация научных студенческих конференций на антикоррупционную тематику и др.

Недостатками форм основных воспитательных антикоррупционных мероприятий как правило является узконаправленность, эпизодичность, что не соответствует самому определению этой работы, основными показателями которой являются массовость и постоянство. Антикоррупционная воспитательная работа станет более эффективна, если будут привлечены широкие массы и в том случае, если эта работа будет постоянной.

Одним из вариантов такой работы может являться создание в рамках студенческого самоуправления органа по противодействию коррупции, которое вызвано необходимостью более активного привлечения студенчества к этой проблеме, расширению профилактической и разъяснительной работы.

11

Основной задачей студенческой комиссии по проблемам противодействия коррупции является разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции и разрешению конфликтных ситуаций между преподавателями и обучающимися, информационная, разъяснительная и организационная работа [6]. В этом отношении интересен опыт Республики Татарстан. В 2013 году в Казани проведён первый молодежный форум ВУЗов Республики Татарстан по вопросам противодействия коррупции. В форуме приняли участие:

- студенческие антикоррупционные комиссии, существующие в большинстве ВУЗов республики;

- студенческий актив, который готов создать студенческую комиссию у себя в ВУЗах;

- руководство ВУЗов, являющиеся членами антикоррупционных комиссий;

- представители органов государственной власти и правоохранительных органов.

Целью форума явилось формирование площадки для координации совместной деятельности по противодействию коррупции между структурами власти, общественными организациями и студенчеством.

Задачи форума были определены как содействие формированию студенческих антикоррупционных комиссий в ВУЗах республики, оказание методической помощи

при организации деятельности студенческих комиссий, повышение правовой культуры студентов, формирование у них антикоррупционного мышления. Форум послужил площадкой для решения важнейших вопросов организации и поведения антикоррупционной политики в высших учебных заведениях республики. Общение студентов со специалистами, которые занимаются вопросами противодействия коррупции на более высоком уровне, оказалось полезным и познавательным.

Помимо государственных мер по борьбе с коррупцией в сфере образования ещё раз необходимо подчеркнуть, что необходимы меры, принимаемые и на уровне учебного заведения, причем они должны носить системный характер и иметь двойное направление: сверху-вниз и снизу-вверх. Противодействие коррупции должно исходить от четко заявленной и проводимой позиции администрации и распространяться на педагогов. С другой стороны, студенты должны быть нацелены в первую очередь на получение твердых академических знаний и неприятие коррупции. Выступая ещё в 2009 году на заседании Совета ректоров России, Его Святейшество Патриарх всея Руси Кирилл отметил, что: «...миссия вуза - стать основой моральнонравственного воспитания учащейся молодежи, основой духовного развития молодых людей» [7].

Литература:

1. Коррупция в России: мониторинг: ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения: Пресс-выпуск N 2437 (23.10.2013 г.). - http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114572. — Дата обращения 11.11. 2014 г.

2. Начало 2014 года: проблемный фон в России: ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения: Пресс-выпуск N 2516 (18.02.2014г.). - http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114712. — Дата обращения 11.11. 2014 г.

3. Коррупция в высшем образовании (обзор) // Экономика образования, 2003. — N 2. — С. 60-66.

4. Игумнов О.А. Коррупция в высшем образовании: причины, последствия, механизмы противодействия//Матер. науч.- практической конф. «Коррупция в сфере образования». - Белгород, 2009. — С. 33-38.

5. Куликов В.А. Рейтинг взяточников //Российская газета, 2009.-N 13 (4837). - 29.01.2009 г. - С. 7.

6. Беляков А.В. Новые формы организации антикоррупционной работы в ВУЗе //Матер. IIIВсероссийской науч. конференции «Диалектика противодействия коррупции». - Казань, 2013.

7. «Ведомости». — N 489. — 21 марта 2009 г.

8. Макарова М.Н., Вахрушев Р.В. Проблема коррупции в высшем образовании: взгляд студентов // КЛИО: OOO “Полторак” (Санкт-Петербург), 2013. - N 9 (81). — С. 145-149.

9. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Институционализация коррупции в образовании //Наука и практика: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2013. - N 4 (12). — С. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.