следовать позиции, что общественная опасность насильственных действий сексуального характера, закрепленных в диспозиции статьей 131 и 132 УК РФ, примерно одинакова. Однако, данная точка зрения не поддерживается учеными и имеет свои противоречия. Во-первых, нет конкретных указаний на то какие действия сексуального характера будут включены в пределы объективной стороны. И, во-вторых, что очевидно, ущерб, нанесенный от того или иного насильственного сексуального действия несоизмерим. Список использованной литературы:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности"// "Российская газета", N 284, 12.12.2014. - 1 с.
2. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / А. В. Наумов [и др.]; ответственные редакторы
A. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024 - 84 с.
3. Уголовное право. Особенная часть: учебник для среднего профессионального образования /
B. Б. Боровиков, А. А. Смердов; под редакцией В. Б. Боровикова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 72 с.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 2. Особенная часть. Разделы VII—VIII / В. М. Лебедев [и др.]; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 117 с.
© Егоршев И.В., 2024
УДК 343.7
Эминов Р.Г.
студент 4 курса бакалавриата факультета Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова г. Москва, Россия
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Аннотация
В настоящей стать проведено исследование сущности коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок: рассмотрены различные понятия и подходы к определению данной категории; изучены классификации, существующие в теории; а также сформулировано авторское определение данного термина.
Ключевые слова
Государственные закупки, коррупционные правонарушения, коррупция, растрата, злоупотребление,
государственные нужды, контракт, тендер.
Категория «коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок» не является законодательно закрепленным термином, имеются споры относительно дефиниции данной категории и в доктрине. В то же время, для анализа проблематики данного явления необходимо, в первую очередь, определить исследуемый понятийный аппарат.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» сформулировано легальное определение коррупции - «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица».
Структурный анализ данного законодательного определения позволяет делать вывод о том, что законодатель раскрывает сущность коррупции сквозь призму составов преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Далее представляется необходимым определить содержание категорий «правонарушение» и «преступление». В наиболее общем понимании «правонарушение» представляет собой виновное общественно вредное деяние, за совершение которого следует мера ответственности, мера ответственности зависит от категории совершенного правонарушения, так, за совершение коррупционных правонарушений виновные лица могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность. Иными словами, мы можем делать вывод, что правонарушения могут, соответственно, быть административными, гражданско-правовыми, дисциплинарными, а в отношении уголовных правонарушений используется категория «преступления», под которыми понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.
Исследованию термина «государственные закупки» был посвящен предыдущий параграф.
Сопоставив определения, приведенные нами выше, представляется обоснованным предложить следующее определение коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок: «коррупционное правонарушение в сфере государственных закупок» - противоправное нарушении правил государственных, муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, образующее состав административного правонарушения или уголовного представления в зависимости от степени общественной опасности совершенного деяния.
Существо данного подхода позволяет также делать вывод о том, что коррупционные правонарушения в зависимости от степени общественной опасности могут быть классифицированы на административные правонарушения и уголовные преступления, однако это не единственная классификация, которая сформировалась в доктрине или может быть сформулирована исходя из проведения анализа законодательства.
Синчурин О.В. предлагает в качестве одного из оснований классификации предлагает использовать этап закупочного процесса, на котором было совершено правонарушения.
Так, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд законодатель уделяет особое внимание необходимости предотвращения коррупции на следующих этапах: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества); 4) исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, представляется обоснованным вывод о том, что коррупционные правонарушения потенциально могут совершаться на каждом из приведенных выше этапов закупочных процедур. Данный
вывод находит подтверждение и в материалах судебной практике.
Верховный Суд Республики Дагестан вынес кассационное определение по делу № 22-1871-1210, в котором подтвердил виновность М. в совершении преступления по части превышения служебных полномочий. Основной этап, на котором были выявлены нарушения, связан с организацией закупочных процедур и выбором поставщиков медицинского оборудования для государственных нужд. М. отвечал за проведение открытого аукциона, организованного комиссией РФОМС «Дагестан». Цель аукциона -заключение контракта на поставку диагностической компьютерной техники для региональных медицинских учреждений. В информации, размещенной на официальном интернет-ресурсе, были указаны начальные (максимальные) цены лотов.
Было установлено, что установленная в аукционной документации цена на медицинское оборудование (лот 41) значительно превышает его рыночную стоимость. Согласно отчету Дагестанского центра независимой экспертизы, разница составляет более 203 миллионов рублей. Кроме того, аукционная документация не получила необходимого утверждения.
В результате действия М. были квалифицированы судом как превышение полномочий по пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ. По результатам судебного разбирательства он был приговорен к пяти годам лишения свободы. Также ему запрещено занимать руководящие должности в государственных и муниципальных структурах, а также участвовать в комиссиях по распределению государственных и муниципальных заказов на проведение конкурсов и аукционов, и запрос цен на срок три года.
Следует также отметить, что на понимание категории коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок и их классификацию повлияли изменения, внесенные в последние годы в положения уголовного законодательства.
Так, Федеральным законом N0 469-ФЗ, принятым 29 декабря 2017 года, в Уголовный кодекс РФ были внесены важные поправки. В частности, главы 23 и 30 УК РФ претерпели изменения в статьях, регламентирующих вопросы злоупотребления полномочиями. Статья 201.1 теперь описывает наказания за злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа, а статья 285.4 устанавливает ответственность за аналогичные действия, но уже в рамках исполнения должностных обязанностей. Далее, Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 99-ФЗ были введены дополнительные статьи в главу 22 УК РФ. Соответствующие нововведения направлены на укрепление уголовно-правовой защиты в области государственных закупок. Введены статьи 200.4, касающаяся злоупотреблений в области закупок товаров и услуг для государственных нужд, и статья 200.5, которая регламентирует ответственность за подкуп лиц, занимающихся контрактной деятельностью.
Законодатель путем дифференциации норм УК РФ по типу нарушений создает систему защиты различных аспектов общественных отношений. В этот раздел входят защита экономической деятельности (глава 22), защита коммерческой деятельности и работы государственных организаций (глава 23), а также защита государственной власти и интересов государственной службы включая службу в органах самоуправления (глава 30 УК РФ). Данные изменения обеспечивают более строгий контроль и более эффективное пресечение коррупционных действий. Следовательно, в области государственных закупок можно выявить различные виды преступлений, которые наносят ущерб различным сферам общественной жизни. Во-первых, отмечаются действия, угрожающие экономическим отношениям общества, что регламентируется главой 22 Уголовного кодекса Российской Федерации. Во-вторых, правонарушения затрагивают интересы работы в коммерческих структурах и других организациях, о чем говорится в главе 23 УК РФ. В-третьих, нарушения преступного характера направлены против интересов государственной власти и службы в органах местного самоуправления, что описывается в главе 30.
Также закон подчеркивает необходимость учета специфики каждого отдельного преступного деяния и его субъекта при квалификации преступлений, что позволяет обеспечивать наиболее
адекватный подход к наказанию, адекватно коррелирующий тяжести совершенного деяния и обстоятельства его совершения.
В рамках существующей теории уголовного права Российской Федерации определены различные категории лиц, которые могут быть признаны субъектами преступлений. К таким лицам относятся как обычные граждане, которые соответствуют общим критериям, изложенным в статье 19 УК РФ, такие как вменяемость и достижение определенного возраста, так и специфические категории лиц, наделенные особыми характеристиками.
Согласно пункту 1 примечания к статье 285 УК РФ, вводится определение «должностного лица», которое включает в себя лица, занимающие определенные позиции в государственной и муниципальной системах, а также в различных учреждениях и организациях. Соответствующие лица могут быть назначены на постоянной, временной основе или с особыми полномочиями, а их функционал включает представление государственной власти или выполнение административно- управленческих задач в различных государственных и муниципальных структурах.
Отдельно стоит отметить преступление, предусмотренное ст. 201.1 УК РФ, которое может совершать лишь та категория лиц, что занимает управленческие позиции в коммерческих, некоммерческих организациях, не относящихся к государственным и муниципальным учреждениям. Данные субъекты включают руководителей, членов совета директоров и других органов управления организации.
Также в уголовное законодательство введены новые категории субъектов, связанные с государственными закупками. Статья 200.4 УК РФ определяет таких лиц, как работники контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по закупкам, а также другие лица, которые вовлечены в процесс приемки товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд и не являются должностными лицами или управленцами коммерческих структур. Данная норма расширяет поле ответственности и дополняет список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушения в области государственных закупок.
В рамках законодательных норм Российской Федерации, конкретно ст. 200.5 УК РФ и главы 21 УК РФ, определены условия, при которых лица, участвующие в государственных контрактах в качестве поставщиков, подрядчиков или исполнителей, могут быть привлечены к ответственности за преступления. Данные положения также применимы к лицам, не обладающим указанными статусами, если они совершают аналогичные нарушения.
В научной литературе предпринимаются попытки систематизировать коррупционные преступления в данной сфере, но существующие методы имеют недостатки и требуют дальнейшего развития криминологических классификационных критериев. Например, Д. С. Назарова предлагает классификацию на основе субъектного состава участников, включая организаторов и заказчиков, участвующих в хищениях через поддельные документы, участников закупки с намерением не выполнять контракт, а также должностных лиц за получение взяток и служебный подлог. Тем не менее, стоит отметить, что не все преступления участников закупок могут быть коррупционными по своей природе.
Таким образом, можно сделать обоснованное предположение о том, что коррупционные правонарушения в области государственных закупок представляют собой незаконные акты, нарушающие установленные правила проведения государственных и муниципальных тендеров, а также закупок, проводимых отдельными категориями юридических лиц. Такие действия квалифицируются как составляющие административные или уголовные преступления, в зависимости от уровня вреда, наносимого обществу. В научной среде отсутствует единая классификация коррупционных нарушений в этой сфере, но существует общее признание необходимости систематизации этих правонарушений. Классифицировать их предлагается по нескольким критериям: степени общественной опасности совершенных действий, этапу закупочного процесса, на котором произошло нарушение, характеру
объекта преступного вмешательства, а также по типу субъектов, участвующих в деянии. Такой подход позволяет более точно определить природу и серьезность каждого отдельного коррупционного акта, что является ключом к разработке эффективных мер по борьбе с коррупцией в сфере закупок. Обоснованность такой классификации подкрепляется не только практической необходимостью предотвращения коррупции, но и стремлением ученых найти наиболее эффективные методы борьбы с этим явлением. Список использованной литературы:
1. Бастрыкин А. И Правовые проблемы борьбы с коррупцией // Рос. следователь. 2017. № 24. С. 6-10; Зверева Н. П. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Рос. следователь. 2017. № 24. С. 16-18.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции»// СПС «Консультант Плюс».
3. Синчурин О.В. «Понятие коррупционных преступлений в сфере закупок и их классификация» // Государственная служба и кадры. 2019. С. 125-129.
4. Кассационное определение Верховного Суда Республики Дагестан по делу № 22-1871-1210// СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 29.12.2017 № 469-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации// СПС «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации// СПС «Консультант Плюс».
7. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) // СПС «Консультант Плюс».
8. Назарова Д.С. Вопросы криминализации мошенничества в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. С. 117-122.
© Эминов Р.Г., 2024