Научная статья на тему 'Коррупционные практики и административные барьеры в малом бизнесе Хабаровского края: эмпирический аспект'

Коррупционные практики и административные барьеры в малом бизнесе Хабаровского края: эмпирический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ / ФОКУС-ГРУППА / РЕСПОНДЕНТ / КОРРУПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ВЗЯТКА / КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН / ВЛАСТЬ / ДОВЕРИЕ / ГОСУДАРСТВО / GALLUP POLL / QUESTIONNAIRE DESIGN / DEEP INTERVIEW / FOCUS-GROUP / RESPONDENT / CORRUPTION / ADMINISTRATIVE BARRIERS / SMALL BUSINESS / BUSINESSMAN / BRIBE / CONTROLLING UNIT / LOCAL AUTHORITIES / CONFIDENCE / STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мошкина Ирина Васильевна

Статъя посвящена важной и крайне актуальной сегодня проблеме анализу коррупционных практик, причин их порождающих и способов противодействия им. Работа базируется на разноплановом и сложно организованном эмпирическом исследовании, в котором логично и обоснованно использованы три метода: массовый опрос, качественное (глубинное) интервью и фокус-группа. Характер результатов исследования является нетривиальным и заслуживает внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption practice and administrative barriers of Khabarovsk Territory small business: empirical aspect

The Article is devoted to the analysis of corruption practices, its reasons and ways of counteraction. It is very important problem of nowadays. The Work is based on the versatile and highly organized empirical research in which three methods logically and reasonable are used: mass interrogation, deep interview and "focus-group". Results of the research are not trivial and noteworthily

Текст научной работы на тему «Коррупционные практики и административные барьеры в малом бизнесе Хабаровского края: эмпирический аспект»

Коррупционные практики и административные барьеры в малом: бизнесе Хабаровского края: эмпирический аспект

И.В. Мошкина

Статья посвящена важной и крайне актуальной сегодня проблеме - анализу коррупционных практик, причин их порождающих и способов противодействия им. Работа базируется на разноплановом и сложно организованном эмпирическом исследовании, в котором логично и обоснованно использованы три метода: массовый опрос, качественное (глубинное) интервью и фокус-группа. Характер результатов исследования является нетривиальным и заслуживает внимания.

The Article is devoted to the analysis of corruption practices, its reasons and ways of counteraction. It is very important problem of nowadays. The Work is based on the versatile and highly organized empirical research in which three methods logically and reasonable are used: mass interrogation, deep interview and "focus-group". Results of the research are not trivial and noteworthily.

Ключевые слова: социологический анализ, анкетный опрос, глубинное интервью, фокус-группа, респондент, коррупция, административные барьеры, малый бизнес, предприниматель, взятка, контролирующий орган, власть, доверие, государство.

Key words: Gallup poll, questionnaire design, deep interview, focus-group, respondent, corruption, administrative barriers, small business, businessman, bribe, controlling unit, local authorities, confidence, state.

Проблема развития малого и среднего бизнеса все более выходит на первый план по мере снижения цен на углеводороды и сырье. Становится все более очевидным, что без серьезной бизнес-прослойки, лю- дей, способных не только качать доллары из-под земли, но развивать реальные про- изводства, удовлетворять основные по- требности населения, развитие страны не может быть устойчивым [1]. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных регионах, не обладающих значительным запасом углеводородов или иных уникаль- ных природных ресурсов. К таким регио- нам относится и Хабаровский край. Здесь только активность местного бизнеса спо- собна стать реальной основой устойчивого социально-экономического роста регио- на, стабильности его социальной структу- ры [2]. Одной из главных причин, затруд- няющих развитие этого социального слоя, тормозящего экономическую активность населения, выступают административные барьеры [3]. Они многократно повышают издержки экономической деятельности,

снижают ее эффективность. В ходе эмпирического исследования мы попытались выяснить, как бизнес-сообщество пони- мает смысл категории «административные барьеры», где чаще всего с ними сталкивается и как преодолевает их в ходе осуществления экономических трансакций.

Исследование по проблеме «Административные барьеры в малом бизнесе» проводилось в городах Хабаровск и Комсомольск - на-Амуре в сентябре 2007 года. Именно здесь находится большая часть предприя- тий края, наибольшая экономическая ак- тивность населения. В силу специфики темы исследования опрашивались только лица, которые сталкиваются (или могли сталкиваться) с административными барьерами в своей ежедневной практике. Это, прежде всего, руководители предпри- ятий, владельцы предприятий, которые не всегда являются директорами, главные бухгалтеры. Как показали предыдущие ис- следования, все остальные работники с ад- министративными барьерами сталкивают- ся в минимальной степени. В Хабаровске

Мошкина Ирина Васильевна - преподаватель кафедры Хабаровского пограничного института ФСБ России (г. Хабаровск). E-mail: miv_gold@mail.ru

было опрошено 266 респондентов (анкет- ный опрос), проведено 18 глубинных ин- тервью и фокус-группа. В Комсомольске- на-Амуре было опрошено 152 респондента (анкетный опрос), проведено 8 глубинных интервью. Необходимо отметить, что, несмотря на уверения интервьюеров об анонимности исследования и отсутствии каких-либо последствий для респондента, крайне велик процент отказа от участия в исследовании. Для интервью он составляет до 75%, для анкетного опроса - около 60%. Все темы, связанные со взаимодействием с государством, воспринимаются представителями бизнеса как «запретные» или «опасные». В связи с этим, традиционная квотно-территориальная выборка была заменена на целеориентированную. Отбор респондентов осуществлялся по методи- ке «снежного кома» (предшествующий респондент давал рекомендацию к последующему). Такая методика позволяет частично снять напряжение между интервьюером и респондентом, добиться более откровенных ответов. В случае, когда респондент отка-зывался говорить о себе, разговор переводился на то, «как это делают другие».

Большая часть опрошенных - это индивидуальные предприниматели или предприниматели с числом работников до 10 человек. Эта группа составляет более 50% респондентов. Подавляющее большинство арендует производственные площади. Большая часть - субаренда. Далее (в по- рядке убывания) - муниципальная аренда, краевые площади, собственность, феде- ральные площади. Чуть более 30% респон- дентов руководят предприятием с числом работников от 10 до 20 человек. Чуть более 10% респондентов представляют предпри- ятия с числом работников от 20 до 30. И только 5% респондентов руководят пред- приятиями с более, чем 30 работниками. Предприятия с более, чем 50 работниками в опрос не включались, поскольку в условиях Хабаровского края не могут быть отнесены к малому бизнесу. Основную возрастную категорию составляют предприниматели от 35 до 50 лет (около 47%). «Крайние» возрастные группы (моложе 28 лет и старше 50) составляют меньшинство. Большая часть респондентов занята в сфере услуг (в основном, торговле, медицинских и косметических услугах). Эта группа составляет более 50% респондентов. Несколько мень- ше - группа респондентов, занятых в промышленности и строительстве. От 13% - в

Хабаровске, до 15% - в Комсомольске-на-Амуре. В основном это представители строительной отрасли. Определенный процент респондентов (более 6% - в Хабаровске и более 25% - в Комсомольске-на-Амуре) заняты в сфере транспорта и связи. Расхождение между городами состоит в наличии в Хабаровске значительного количества малых предприятий, связанных с науко- емкими производствами, консалтингом,

маркетинговыми исследованиями и т. д. В Комсомольске-на-Амуре процент такого рода респондентов оказался почти в 3 раза меньше. Близкая структура респондентов отмечается при интервьюировании. В ходе исследования рассматривались три кру- га вопросов: оценка состояния бизнеса в целом; оценка уровня административных барьеров и анализ форм их преодоления.

По первому кругу вопросов были высказаны следующие мнения. В целом, особен- но в ходе интервью, отмечалась интенсификация развития малого бизнеса в крае. Что, по мнению респондентов, связано с тем, что «у людей появились деньги», «люди хотят жить по-человечески», а также - с об- щей экономической стабилизацией в стра- не. В то нее время, отмечались проблемы, тормозящие развитие малого бизнеса. К наиболее острым проблемам респонденты относили

«неэффективное налоговое ад-

министрирование» (39,5%), «высокие административные барьеры» (35,4%), «рост цен» (30,6%), «коррупцию» (30,2%). В ходе интервью респонденты отмечали крайнюю сложность (особенно для индивидуального предпринимателя) в заполнении налоговых документов и их представлении.

Большая часть респондентов жалова- лась не на высокие налоги, как таковые, а на огромную потерю времени при веде- нии налоговой отчетности и предоставле- нии налоговых документов. Тот же мотив прослеживается при обращении к теме «административные барьеры». «Могу объяснить только на примере: если я захочу построить собственный магазин или что-нибудь подобное, то будет практически невозможно ооАормить участок в желаемом районе в собственность, нужно будет хо- дить по огромному количеству кабинетов, чиновников, обращаться во всяческие вышестоящие органы и, в конечном итоге, так и не добиться желаемого результата» (респондент, мужчина, 41 год, торговля). Еще более остро реагировали респонденты на практику усложнения порядка лицен-

зирования, затягивания сроков выдачи документов, относя это к «административным барьерам». Существенная разни- ца между городами проявляется только в двух случаях. Хабаровские респонденты в качестве важнейшей проблемы, мешаю- щей развитию малого бизнеса, выделяли отсутствие квалифицированных кадров. В Комсомольске-на-Амуре эта проблема от- мечена меньшинством респондентов. Зато в Комсомольске-на-Амуре почти в три раза сложнее, чем в Хабаровске, получить кре- дит на развитие бизнеса. Отметим, что кадровую проблему, в качестве основной, выделяли представители малого бизнеса в промышленности, консалтинге и наукоем- ких производствах. Неэффективность государственной политики и негативную зависимость бизнеса в стране от сырьевого сектора отметили наиболее успешные предприниматели, с наибольшим числом работников. Индивидуальные предприниматели эти проблемы важными не считают. Общая картина представлена в таблице 1.

и бизнесом строятся как равноправные и партнерские. Большая часть полагает, что бизнес для государства - это «дойная коро- ва» (более 44%). Отмечаются непонимание проблем бизнеса чиновниками и населени- ем. «Люди запомнили малиновые пиджаки в 90-е и думают о нас так. А ты попробуй покрутись, как я... Почему, думаешь, люди не идут в бизнес? Трудно потому что... У нас ни выходных, ни выдохных. Только работа. Оттого люди и пить начинают... » (респондент, мужчина, 39 лет, произ- водство мебели). Общая картина ответов представлена в таблице 2.

Следующий блок вопросов был призван конкретизировать понимание респонден- тами термина «административные ба- рьеры», выделить наиболее проблемные участки взаимодействия бизнеса и вла- сти. Как показали результаты интервьюи- рования, наиболее высокие издержки для бизнеса «на входе». «И. - Как вы считаете

- сейчас легко открыть бизнес «с нуля». Р.

- Бизнес с нуля!? (удивлённо) Что вы, сей-

Таблица 1

Каковы, па Ваш взгляд, наиболее острые проблемы, мешающие развитию бизнеса? (указывалось до 3-х вариантов, поэтому общая сумма - больше 100%)

Вариант ответа Хабаровск Комсомольск Всего

Недостаток квалифицированных кадров 26,3% 7,9% 18,4%

Коррупция на всех уровнях власти 28,9% 31,5% 30,2%

Рост цен 31,5% 26,3% 30,6%

Неэффективная государственная политика 23,7% 23,7% 23,6%

Сложность в получении кредитов 10,5% 31,5% 18,2%

Отсутствие ясных целей развития страны 7,8% 7,8% 7,8%

Чрезмерная зависимость экономики

от сырьевого сектора 2,6% 2,6% 2,6%

Избыточно высокие налоги,

неэффективное налоговое администрирова- ние 39,5% 39,5% 39,5%

Высокие административные барьеры 31,5% 39,5% 35,4%

Недобросовестная конкуренция 39,5% 26,3% 31,6%

Неэффективная судебная система 2,6% 2,6% 2,6%

Избыточная доля госсектора в экономике 0 2,6% 1,2%

Ничего не мешает 0 2,6% 1,2%

Большая часть респондентов фиксиру- ет негативное отношение государства к бизнесу. Лишь 12% респондентов счита- ют, что отношения между государством

час это невозможно» (респондент, жен- щина, владелец парикмахерской). Чуть больше 1% респондентов считает, что это сделать легко. Большая часть опро-

Таблица 2

Чем, по Вашему мнению, является частный бизнес для государства?

Вариант ответа Хабаровск Комсомольск Всего

Равноправным партнером 13,1% 7,8% 12,8%

Младшим партнером 26,2% 31,2% 27,4%

«Кошельком» и «дойной коровой» 45,1% 42,5% 44,2%

Досадным временным недоразумением 7,8% 5,2% 7,4%

Затрудняюсь ответить 7,8% 13,1% 8,2%

шенных склоняются к тому, что это очень трудно, если не невозможно. Правда, в интервью отмечалось, что проблема не только в административных барьерах, но и в жесткой конкурентной среде, которая выталкивает новичков. Однако основ- ной проблемой все же остается финансо- вая. Почти треть опрошенных в качестве основной проблемы отметила проблему поиска аренды. При этом, форма соб- ственности помещения и характер арен- ды (субаренда, аренда муниципальная, краевая, частная и т. д.) не различались. В качестве проблем, связанных с арен- дой, отмечались нехватка специализиро- ванных помещений и крайняя сложность при переводе помещения из жилого фон- да в нежилой. Существенной проблемой является распространенная (по мнению респондентов) практика выдвижения «дополнительных условий» аренды со сто- роны местных органов власти. «Я только въехал. Еще ничего не заработал. А мне говорят: нужно сделать ремонт здания. Я говорю: хорошо, только зачтите это, как арендную плату. Нет, говорят, аренда - это отдельно. Понимаешь, я еще ничего не сделал, ни копейки не получил. Мне еще вкладывать сколько? А они сразу... Я и съехал. Пришлось съехать...» (мужчина, 48 лет, торговля). Сложности создаются и явным и скрытым повышением стои- мости аренды. Так, в одном из интервью упоминалось учреждение, которое, вы- ступая посредником при аренде муни- ципальной собственности, «накручивало процентов 30 на стоимость аренды». Во всех интервью отмечаются постоянные попытки арендодателя включить «всех уборщиц, сторожей, дворников, ремонт и все на свете» в стоимость аренды. Дру- гой острой проблемой является проблема получения кредитов. Рост «невозвратов» привел к тому, что банки ужесточили тре-

бования к потенциальным заемщикам. Как отмечали респонденты, проще полу- чить автокредит или иной потребитель- ский кредит, чем кредит на развитие биз- неса, особенно малого, и в самом начале. Банки требуют «кредитную историю» или «поручительство», которого у нового предприятия, как правило, нет. Общая карти- на перспектив «открытия бизнеса «с нуля» представлена в таблицах 3 и 4.

Отдельный блок вопросов и в анкете, и в интервью, и при проведении фокус- группы был связан с влиянием «контро- лирующих организаций» на развитие малого бизнеса. В целом, предпринима- тели оценивают это влияние негативно. Более половины респондентов считают, что деятельность контрольных органов «препятствует» или «скорее препятствует» развитию предприятия. Собственно, дея- тельность контролирующих органов чаще всего и относят к «административным барьерам». «И. - Сейчас много говорят об «административных барьерах», в чём они заключаются? Р. - На мой взгляд, в по- стоянных проверках, повышении налогов и арендной платы» (респондент, мужчи- на, 47 лет, мелкооптовая торговля). До- статочно часто получение лицензии или иного разрешительного документа на - прямую связывалось с дачей взятки. По мнению опрошенных предпринимате- лей, наибольшее количество барьеров на пути бизнеса создается органами местно- го самоуправления (76% - в Хабаровске и 68,2% -в Комсомольске-на-Амуре). В интервью эти «проценты» расшифровы- ваются как «вымогательства», «взятки», создание искусственных препятствий одним

предприятиям и преференций другим и т. д. Второе место занимают правоохранительные органы (47,3% - в Хабаровске и 44,7% - в Комсомольске- на-Амуре). Притом, что представители

Таблица 3

Как Вы считаете, легко ли сегодня начать бизнес с «нуля»?

Вариант ответа Хабаровск Комсомольск Всего

Очень легко 0 2,6% 1,2%

Не легко, но возможно 26, 2% 23, 6% 24,4%

Трудно 42,1% 39,5% 41,8%

Практически невозможно 31,7% 34,3% 32,6%

сильнее всего препятствует организации бизнеса с «нуля»?

Таблица 4 Что

Избыточное количество требуемых документов 10,5% 11,1% 10,2%

Трудность получения необходимых лицензий 5,2% 7,8% 6,4%

Трудности получения кредита на открытие бизнеса 31,5% 32,1% 31,6%

Трудности (дороговизна) аренды 34,2% 32,6% 34,0%

Вымогательства со стороны государственных (муниципаль- ных) служащих при выдаче необходимых документов 13,4% 14,0% 13,7%

Длительность оформления разрешительных документов 2,6% 2,4% 2,5%

Ничего не мешает 2,6% 0 1,6%

МВД не относятся непосредственно к органам, проверяющим бизнесмена, они отмечены и в опросе, и в интервью, как одни из самых сильных «барьеров». «Ла- дить с ментами», «подмазать милицию», согласно интервью, должен любой пред- приниматель. Инструментом давления здесь выступает право налагать адми- нистративные штрафы и возможность «сигнализировать» в иные проверяющие структуры. Приведем пример из интер- вью: «Представь. Заходит ко мне милиционер (у них праздник был какой-то) и говорит: К вечеру сделаешь мне три пакета с тем-то и с тем-то. Я понимаю - сделать придется. Что тут поделаешь (разводит руками)? Правила такие у них. А он мне еще: И вложишь в каждый па- кет по 2 бутылки водки. А я спиртным не торгую. У меня только гастрономия, продукты. Я отказал. Он говорит: Ладно. Увидишь. Потом я три месяца от прове- рок отбивался. Лучше бы просто купил ему эти бутылки» (респондент, мужчина, 38 лет, торговля). Общая картина пред- ставлена в таблицах 5 и 6.

Отдельная тема - преференции, предоставляемые государственными и му-

ниципальными структурами избранным хозяйствующим субъектам. «По отноше- нию к предпринимателям, которые ведут бизнес давно (и уже имеют какие-то свя- зи «вверху»), предоставляются огромные привилегии, а с новичками вообще не считаются, так сказать, «им можно всё, а нам ничего». Я очень остро столкнулась с этой проблемой на начальном этапе раз- вития своего бизнеса, а к кому обратить- ся не знала и до сих пор не знаю...» (ре- спондент, женщина, 42 года, торговля).

Впрочем, здесь отношение неоднозначное. Для ряда предпринимателей (мнение выражено в ходе проведения фокус-группы) эти преференции - форма защиты малого бизнеса от «пришлых» эле- ментов. В качестве таковых, как прави- ло, фигурировали выходцы из стран Цен- тральной Азии, Кавказа и (в двух случаях) китайцы.

Достаточно часто, по мнению респондентов, сама деятельность контролирую- щих органов может использоваться как ресурс в конкурентной борьбе. Проверяю- щих можно «навести» на конкурента. Для этого необходимо иметь «своих» в соответствующих структурах. «Ну, вот сейчас с

Таблица 5

Как Вы считаете, деятельность системы лицензирования, контроля и надзора за бизнесом препятствует или способствует его развитию?

Вариант ответа Хабаровск Комсомольск Всего

Препятствуют 15,7% 25, 3 % 18,4%

Скорее препятствуют 39,5% 36,9% 38,8%

Способствуют 18,3% 8,7% 15,6%

Затрудняюсь ответить 26,5% 29,1% 27,2%

Таблица 6

Какие организации сильнее всего препятствуют деятельности предприятия? (указывалось до 3-х вариантов, потому общая сумма больше 100%)

Правоохранительные органы 47,3% 44,7% 46,2%

Лицензирующий орган 26,2% 26,1% 26,2%

Налоговые органы 13,1% 15,7% 13,4%

Гос. противопожарная служба 10,5% 15,7% 12,2%

Местные власти 76% 68,2% 74,6%

Краевые власти 15,7% 13,1% 14,8%

Федеральный орган надзора 2,6% 5,2% 3,4%

Антимонопольный орган 2,6% 2,6% 2,6%

Общество по защите прав потребителей 0 2,6% 1,2%

этим стало поспокойней, и если и происходит, то в случае конфликта с администрацией, они просто шепнут кому надо, и на указанного человека посыплются проверки, как из рога изобилия...А ещё бывает, что какой-то человек со связями просто «наводит» чиновников, за что по- лучает какую-то часть от общей суммы взяток...Ну, а иностранцев просто «доят» (смеётся)» (респондент, мужчина,46 лет, строительный бизнес). Правда в ходе фокус-группы эта стратегия отмечалась, как относящаяся к прошлому. Впрочем, «заказные проверки» в качестве значи- мой проблемы для бизнеса отметили в ходе формализованного опроса более 32% респондентов. При этом, мнение хабаров- чан и жителей Комсомольска-на-Амуре почти совпадает. Наибольший эмоцио- нальный отклик в ходе интервью и опро- са получила тема проверок. При этом наблюдается зависимость между сферой бизнеса и частотой проверок. Наименее часты они на предприятиях промышлен- ной сферы, консалтинга. Наиболее часты - в сфере розничной и мелкооптовой тор-

говли товарами народного потребления. На нарушения в ходе проверок указали все без исключения респонденты. Одна- ко отношение к этим нарушениям было различным. Часть респондентов отмеча- ет, что эти нарушения (частота проверок (56,6%), требование предоставить избы- точное количество документов (44,2%) и т. д.) являются серьезным тормозом для малого бизнеса. Другая часть вполне приспособилась к ситуации и научилась «ладить» с проверяющими. По численности (в ходе интервью и фокус-группы) эти группы совпадают. Структура прове- рок и нарушений в их ходе, описанных респондентами, в целом, совпадает во всех интервью. Определенные проблемы в ходе проведения проверок возникают, по мнению респондентов, и в силу низ- кой компетентности проверяющих и контролирующих органов. В ходе формализованного опроса эту проблему отметили более 20% респондентов. Эта же мысль встречается в половине интервью. Проверяющие не всегда знают о границах сво- их полномочий, фиксируют в качестве

Таблица 7

Какие проблемы возникают при проведении проверок на предприятиях чаще всего? (указывалось до 3-х вариантов, потому общая сумма - больше 100%)

Вариант ответа Хабаровск Комсомольск Всего

Требование предоставления избыточного, по 44,7% 42,1% 44,2%

сравнению с законом, числа документов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Избыточная частота проверок 57,8% 55,2% 56,6%

Прямые или косвенные намеки на необходи- мость 26,3% 28,9% 26,9%

«оплатить услуги»

«Заказные» проверки 31,5% 34,1% 32,6%

Недостаточная компетентность лиц, проводя- щих 21% 20% 20,8%

проверки

Нарушение законных правил проверки 7,8% 8,8% 8,1%

Несоответствие предмета проверки указанно- му в 5,2% 5,2% 5,2%

распоряжении о проверке

Руководство иными законодательными актами кроме ФЗ 2,6% 0 1,4%

№ 137 (о проведении проверок)

Проведение проверок не уполномоченными на это 5,2% 7,8% 5,6%

лицами

Проблем не возникает 2,6% 0 1,4%

Затрудняюсь ответить 2,6% 5,2% 3,6%

нарушении вполне правовые действия, руководствуются устаревшими законодательными нормами. Вместе с тем, респонденты считают более функциональ- ным и эффективным «решить вопрос на месте», «договориться», а не отстаивать свою правоту, даже если законодатель- ство свидетельствует в их пользу. Общая

картина нарушений (проблем), возникаю- щих в связи с проверками представлена в таблице 7.

Отдельный круг проблем связан с причиной дачи взяток. Традиционная интерпретация, связанная с образом «чиновника-вымогателя», не поддержива- ется в ходе интервью и опроса. В большей

Таблица 8

С соблюдением всех правил 26 32 28

Если давать взятки 16 17 16

... на получение и продление лицензии?

С соблюдением всех правил 15 17 15

Если давать взятки 3 3 3

... получение экспертного заключения или разрешения?

С соблюдением всех правил 20 25 21

Если давать взятки 3 5 3

...заключения договора аренды?

С соблюдением всех правил 4 7 8

Если давать взятки 1 1 1

Сколько примерно времени (в днях) нужно потратить такой компании, как Ваша, на регистрацию предприятия? (дается среднее арифметическое

всех ответов)

части интервью взятка (помощь, установление контакта и т. д.) интерпретирует- ся как экономический акт, полезная ин- вестиция. Показательно, что по мнению одного из респондентов, «взяткодателей в Хабаровском крае намного больше, чем взяткобрателей». В целом, смысл взятки в упрощении и ускорении осуществления экономической или административной транзакции. В среднем, «через договор» проблема решается в 3-4 раза быстрее, чем через действия законным путем. Об- щая картина представлена в таблице 8.

Группа вопросов была связана с принудительным участием малого бизнеса в

социальных программах. Притом, что ни один из респондентов не отрицал саму идею социальной ответственности, по- мощи малоимущим, но сам масштаб их участия воспринимался как «постоян- ные поборы», «вымогательства», «глав- ный

административный барьер для заня- тия бизнесом» (цитаты из расшифровки фокус-группы). В ходе формализованного опроса наибольшее количество сторонни- ков получила позиция о том, что прину- дительная «социальная ответственность» - форма компенсировать недостатки межбюджетных отношений, недофинан- сированность социальной сферы и т. д.

Таблица 9

Требование властного лица к бизнесу участвовать в исполнении его должностных обязанностей (благоустройство территории, улучшение материально-технической базы властного органа, ремонт и реконструкция арендуемого здания за счет предприятия, социальная поддержка

малоимущих н т. д.) это...

Вариант ответа Хабаровск Комсомольск Всего

Организация социальной ответственности биз- неса 19,1% 19,0% 19,1%

Способ компенсировать недостатки финансирования и межбюджетных отношений 42,1% 44,8% 42,8%

Форма вымогательства и коррупции 21,3% 18,7% 20,8%

Неспособность власти организовать равноправ- ный диалог с бизнесом 10,5% 7,2% 9,3%

Затрудняюсь ответить 7,0% 10,3% 8,0%

Кто чаще всего, на Ваш взгляд, требует «социальной ответственности»

от бизнеса?

Органы местного самоуправления (мэрия) 71,0% 67,2% 69,8%

Представители краевой власти 8,0% 2,6% 5,6%

Представители правоохранительных органов 0 7,8% 3,6%

Налоговые службы 2,6% 2,6% 2,6%

Затрудняюсь ответить 18,4% 18,6% 18,4%

С чем, на Ваш взгляд, связано наличие административных барьеров?

Непроработанностью и противоречивостью законодательной базы для бизнеса 26,3% 21,1% 24,8%

Коррумпированностью государственных и муниципальных служащих 26,3% 28,9% 26,9%

Низким профессионализмом представителей власти 28,9% 28,9% 28,9%

Слабым знанием закона самими представителя- ми бизнеса 11,1% 7,8% 10,6%

Затрудняюсь ответить 7,4% 13,3% 8,8%

(42,8%). Несколько меньше сторонников у понимания такой формы «социальной ответственности», как вариант коррупционных отношений (20,8%). Еще мень- ше респондентов одобряют эту политику (19,1%). Общая картина представлена в таблице 9.

Последний круг вопросов был связан с формой преодоления административных барьеров. Наиболее интересным здесь является сильное расхождение между результатами формализованного опроса (см. таблицу 10) и интервьюирования. Так, в ходе интервьюирования все респонденты (представители малого бизнеса) говорили о неэффективности обращения в суд как способа отстаивать свои интересы. Тем не менее, 24,4% респондентов отметили именно этот путь. Наиболее распростра- ненным вариантом ответа при опросе был «обращение в вышестоящую администра- тивную инстанцию» (36,1%). В интервью наиболее распространенной и эффектив- ной стратегией оказывался «поиск зна- комого чиновника». О подобных случаях с небольшими вариациями (родствен- ник, одноклассник, «дачи рядом» и т. д.) упоминается в 19 из 26 интервью. Показательно, что «материальную помощь» предпочитают предлагать россияне с

бизнес-историей не более 2-х лет и иностранцы. Более опытные соотечественни- ки говорят о невысокой эффективности прямой «материальной помощи».

Уверенность в возможности доказать свои права в суде (таблица 11) находится в прямой зависимости от размеров пред- приятия. Все респонденты, отметившие, что у частного предприятия (предприни- мателя) есть шансы выиграть суд у госу- дарственной (муниципальной) структу- ры, представляли предприятия с числом работников от 20 до 30 человек или более 30 человек. Большая же часть респон- дентов считает, что шансов на успех у частной структуры в суде «нет никаких» (41,6%) или «очень небольшие» (50,2%). Интересно, что никто из респондентов не прибегал к услугам Центров по право- вой поддержке малого бизнеса, Союза промышленников и предпринимателей и тому подобных организаций. Чаще всего люди говорили о «хорошем адвокате» или стремлении «не доводить до суда».

Существенное расхождение результа- тов формализованного опроса и интервьюирования наблюдается по отношению к определению «наиболее эффективная форма взаимодействия с государством». Лидирует здесь мнение о «четком следо-

Таблица 10

Столкнувшись с административным барьером, чаще всего:

Вариант ответа Хабаровск Комсомольск Всего

Обращаются в суд 26,3% 20,3% 24,4%

Обращаются в вышестоящую административ- ную инстанцию 34,2% 40,2% 36,1%

Предлагают «материальную помощь» 18,4% 16,4% 17,9%

Ищут «знакомого чиновника» 18,4% 20,5% 18,9%

Затрудняюсь ответить 2,7% 2,6% 2,7%

Таблица 11

Есть ли у частного предприятия шанс выиграть дело в суде против государственной (муниципальной) структуры?

Шансы высокие 0 0 0

Шансы есть 7,4% 2,6% 6,2%

Есть, но небольшие 53,2% 36,4% 50,2%

Шансов нет никаких 36,8% 53,2% 41,6%

Затрудняюсь ответить 2,6% 7,8% 3,0%

вании законодательной норме» как оптимальной форме взаимодействия государ- ства и бизнеса (44,6%). В то время как в интервью эта стратегия рассматривается сегодня, как невыполнимая. «Если след о- вать всем нормам? (задумывается) Навер- ное... это просто невозможно. Мне тогда только этим (показывает на стопку бума- жек) нужно будет заниматься. Да и сам закон... Его можно по-разному понимать. В нашем бизнесе проще договориться, чем все выполнить. Все выполнить просто невозможно!» (респондент, женщина, 45 лет, торговля). В то же время, как в опро- се, так и в интервью отмечалось сниже- ние эффективности криминальных схем ведения бизнеса. В опросе такие схемы назвали эффективными только 4,8% респондентов и только 2 респондента - в глубинном интервью. Основной страте- гией взаимодействия бизнеса и власти названо легальное лоббирование своих интересов через «знакомых» государ- ственных и муниципальных служащих, сотрудников МВД, участие в социальных программах и т. п. мероприятиях. Расхо- ждения между данными формализован-

ного опроса и интервьюирования (минимальные в остальных случаях) связаны с тем, что интервьюер и респондент имеют (при использовании методики «снежного кома») посредника в лице рекомендателя, тогда как при опросе интервьюер часто воспринимается как представитель еще одной «контролирующей» структуры. Соответственно, уровень доверия при интервьюировании намного выше. Кроме всего прочего, это свидетельствует о вы- соком уровне тревожности малого бизне- са по отношению к государству, о низком доверии. Видимо, это и является главным барьером на пути развития бизнеса.

Литература и источники:

1. Изменение поведения экономически активного населения в условиях кризиса / под ред. Л. Е. Бляхера. - М. : МОНФ, 2000. - 128 с.

2. Радаев, В. В. Издержки легализации / В. В. Радаев // Эксперт. - 2001. - 29 октября (№ 40). - С. 50.

3. Панеях, Э. Л. Правила игры для русского предпринимателя / Э. Л. Панеях. - М. : Колибри, 2008. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.