Научная статья на тему 'Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае'

Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
866
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC HARMONY / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ / INTERETHNIC TRUST / МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / LOCAL POPULATION / ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / ETHNIC MIGRANTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярулин Илдус Файзрахманович, Свищёв Михаил Петрович, Слонский Евгений Станиславович, Ярулин Константин Илдусович

Сегодня на Дальнем Востоке России интенсивно протекают миграционные и этнополитические процессы. В силу этого можно предполагать возникновение и рост тревожности общественного сознания, распространение этнической мигрантофобии, формирование социальных напряжённостей. В работе представлены результаты социологического исследования, посвящённого изучению характера межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае, которое было проведено в ноябре 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ярулин Илдус Файзрахманович, Свищёв Михаил Петрович, Слонский Евгений Станиславович, Ярулин Константин Илдусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Dynamics of Interethnic and Interreligious Relations in Khabarovsk Territory

Today, migration and ethno-political processes take place rapidly in the Far East of Russia. Because of this, we can assume the appearance and growth of the anxiety of public consciousness, the spread of ethnic migrantophobia, the formation of social tensions. The results of sociological research (which was held in November 2014) devoted to the study of the nature of interethnic and interconfessional relations in the Khabarovsk Territory are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае»

1E H1 f £ Jo J .1 im 1

» fi-ffT

ЛЛ'С

кегионапшика

-j-J fid:'- ^".-a1

Ok:

>>', ^ ,-»-<v • ч • .1

DOI: 10.14530/reg.2015.2

ЯРУЛИН Илдус

Файзрахманович

Доктор политических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета Тихоокеанский государственный университет, ул. Тихоокеанская, 136, Хабаровск, Россия, 680035

YARULIN Ildus

Fayzrakhmanovich

Doctor of political science, professor, dean of School of Social Studies and Humanities Pacific National University, 136 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680035

W&ZГ : I

m

УДК 316.3 + 323.1

ДИНАМИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

Сегодня на Дальнем Востоке России интенсивно протекают миграционные и этнополитические процессы. В силу этого можно предполагать возникновение и рост тревожности общественного сознания, распространение этнической мигрантофобии, формирование социальных напряжённостей. В работе представлены результаты социологического исследования, посвящённого изучению характера межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае, которое было проведено в ноябре 2014 г.

Межэтническое согласие, межэтническое местное население, этнические мигранты

THE DYNAMICS OF INTERETHNIC AND INTERRELIGIOUS RELATIONS IN KHABAROVSK TERRITORY

Today, migration and ethno-political processes take place rapidly in the Far East of Russia. Because of this, we can assume the appearance and growth of the anxiety of public consciousness, the spread of ethnic migrantophobia, the formation of social tensions. The results of sociological research (which was held in November 2014) devoted to the study of the nature of interethnic and interconfessional relations in the Khabarovsk Territory are presented in the article.

Interethnic harmony, interethnic trust; local population, ethnic migrants

iarulin@mail.ru

© Ярулин И.Ф., Свищёв М.П., Слонский Е.С., Ярулин К.И., 2015

» li-D" Г

\*к\Х

и ШШ^. v л кегионапмстика

Ж'

R ''X4v

У!"-0-. r>

--Ч /it: X^r

ж

DOI: 10.14530/reg.2015.2

ZJ'.

I). К I

Si

СВИЩЕВ Михаил Петрович

Кандидат философских наук, начальник управления общественных связей Главное управление внутренней политики Губернатора и Правительства Хабаровского края, ул. Карла Маркса, 56, Хабаровск, Россия, 680000

SVISHCHOV

Mikhail

Petrovich

Ph.D. in philosophy, head of Public Relations' Department

Main Department of Internal Policy of the Governor and Government of Khabarovsk Territory,

56 Karl Marks Street, Khabarovsk, Russia, 680000

contact@adm. khv. ru

. Ш

Введение

Этническая и конфессиональная ситуация в современной России в целом и её отдельных субъектах является динамичной и неустойчивой. На динамику межэтнических и межконфессиональных отношений оказывают влияние внутренние (изменения в этно-демографическом составе населения, расселении, экономическом и социальном положении населения, отношении людей к религии, деятельность отдельных религиозных организаций, национальная политика) и внешние (появление значительных групп иностранных трудовых мигрантов, деятельность националистических и экстремистских движений, пропаганда этнической и религиозной неприязни в средствах массовой информации) факторы. Все они создают условия для возникновения новых межэтнических и межконфессиональных противоречий, напряжённости и конфликтов.

XX в. был для России эпохой интенсивных миграций населения, вызванных к жизни целой совокупностью как традиционных, так и весьма специфических, исключительных причин: войнами, индустриализацией и урбанизацией, освоением слабозаселённых территорий, мобилизационным характером экономической системы, авторитарным типом политической власти, с лёгкостью прибегавшей к массовым депортациям людей по социальному и этническому признакам.

В 90-е гг. XX - начале XXI вв. произошли радикальные изменения в характере, содержании и направленности миграционных процессов на пространстве бывшего СССР и внутри России. Наиболее существенными проявлениями этих изменений стали рост интенсивности и масштабов иммиграции и эмиграции, кардинальная смена направлений внутренней миграции, широкое распространение вынужденности в миграционном движении, появление и развитие новых видов миграции, растущая обусловленность миграционных потоков этническими факторами.

Этнические миграционные процессы в их массовидных значениях стали новым серьёзным вызовом современности, превратились в весьма существенный фактор, воздействующий на социальное состояние и динамику современной России в целом и её отдельных регионов в особенности. Наблюдение реальных социальных практик и их научный анализ показывают, что этнические миграции в наличном состоянии и долговременной перспективе вместе с позитивностью и явными следствиями сопровождаются появлением и обострением новых противоречий в принимающих обществах, вызывают к жизни непреднамеренные, зачастую неожиданные и нежелательные явления и процессы [2; 7-9].

щ

¡V.ii

!

гегмоналистика

УЬ? «А

R

•et

a iî-D" Г

m \

X

^ ■ Vy,

// S ->'

DOI: 10.14530/reg.2015.2

я ■ v /"ч T^sre^^Vs^^ÖisfyfiV: ч 'ï; ■ '

СЛОНСКИИ Евгений Станиславович

Кандидат социологических наук, помощник Губернатора края - начальник управления Главное экспертно-аналитическое управление Губернатора и Правительства Хабаровского края, ул. Карла Маркса, 56, Хабаровск, Россия, 680000

SLONSKIY

Evgeniy

Stanislavovich

Ph.D. in sociology, assistant of the Governor - head of department

Main Expert-Analytical Department of the Governor and Government of Khabarovsk Territory,

56 Karl Marks Street, Khabarovsk, Russia, 680000

esslo@mail.ru

• д \\а¡ш^шы- ^ -# 7

Противоречивое влияние миграций связано с тем, что вместе с позитивными эффектами происходит и рост хаотичности, неуправляемости, что в условиях российского социума ведёт к дезорганизации, в частности, к росту численности незаконных мигрантов, вовлечению части этнических мигрантов в криминальную деятельность. При взаимодействии этнических мигрантов и населения принимающего общества в ряде регионов достаточно явным становится рост тревожности общественного сознания, распространяется этническая мигрантофобия, происходит формирование социальных напряжённостей, которые приобретают устойчивый характер и ведут к конфликтам (нередко в агрессивной, насильственной форме).

Разрешение комплекса противоречий, вызываемых разнообразными по видам и содержанию этническими миграционными процессами в региональных обществах, испытавших и испытывающих интенсивный и масштабный приток этнических мигрантов, становится неотложной практической задачей социальной политики и социального управления на федеральном и региональном уровнях. Особую актуальность для регионов и мест локального вселения этнических мигрантов приобретает научный анализ конкретных ситуаций, разработка и использование социально-технологических средств по формированию и поддержанию баланса интересов этнических мигрантов и населения принимающих обществ с использованием механизмов межэтнической толерантности.

Недостаточная проработанность теоретико-методологических оснований, отсутствие системной организации знаний, фрагментарность эмпирической базы, необходимых для полноценного понимания этнических миграционных процессов как фактора, содержащего комплекс условий и причин, воздействующих на социальные взаимодействия в региональной социальной общности, негативно отражаются на возможностях поддержания конструктивной социальной стабильности.

В связи с этими запросами существенно повышается роль социологии как интегративной науки, позволяющей более объёмно и системно исследовать многообразие факторов, влияющих на социальную деятельность в области миграций населения, более точно и полно раскрыть суть многоплановых и многоуровневых процессов и результатов влияния этнических миграций на социальные взаимодействия в региональных социальных общностях.

В последние годы был опубликован ряд работ, посвя-щённых анализу влияния миграционных процессов на социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке в це-

!

ш

ШрШЖМ:: 'W V^-® Ш^^АМ ' \ MA11

Кегионалмстика

»«у

> Мл

л\

DOI: 10.14530/reg.2015.2

ЯРУЛИН Константин Илдусович

Кандидат социологических наук, руководитель сектора полевых исследований Некоммерческое партнерство «Дальневосточный институт социально-политических исследований», Амурский бульвар, 2, Хабаровск, Россия, 680000

YARULIN

Konstantin

Ildusovich

Ph.D. in sociology, head of field studies section Non-Profit Partnership «Far Eastern Institute of Social and Political Studies», 2 Amurskiy Blvd., Khabarovsk, Russia, 680000

lebkost@yahoo.com

■■'.■■ )! ■ "•: .V ■ ' .11 " ■ ■' • ■■■

лом и в Хабаровском крае в частности [3-6].

В основу настоящей статьи, являющейся своеобразным продолжением работы в данном направлении, были положены результаты исследования «Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае», проведённого в ноябре 2014 г. ООО «Социс».

Методология и методика исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В упомянутом исследовании использовались две социологические методики: фокус-группы и анкетирование. Дополнительным источником информации по ряду вопросов послужил ряд интервью, взятых у лидеров среднеазиатских землячеств.

Всего было проведено 15 фокус-групп, из которых 7 -в г. Хабаровск:

- Фокус-группа № 1 была сформирована из представителей группы, определённой исследователями как «славянская» национальная группа (12 человек).

- Фокус-группа № 2 была сформирована из представителей ряда национальностей, присутствующих в крае: 3 представителя славянских национальностей, 2 корейца, нанаец, армянин, азербайджанец, китаец, таджик, узбек и еврей (всего - 12 человек).

- Фокус-группа № 3 была сформирована из представителей «национально-конфессиональных» меньшинств, постоянно проживающих на территории края: евреи, азербайджанцы, корейцы, армяне и молдаване (всего - 8 человек).

- Фокус-группа № 4 была сформирована из представителей «азербайджанской» и «армянской» национальных групп, длительное время проживающих на территории края (всего - 12 человек, по 6 от каждой национальности).

- Фокус-группа № 5 была сформирована из представителей «китайской» национальной группы, длительное время проживающих на территории края (всего - 9 человек).

- Фокус-группа № 6 была сформирована из мигрантов из Таджикистана и Киргизии (всего - 9 человек: 7 из Таджикистана и 2 из Киргизии).

- Фокус-группа № 7 была сформирована из мигрантов из Узбекистана (всего - 8 человек).

Оставшиеся фокус-группы проводились в различных муниципальных образованиях края (табл. 1).

Скрининг участников фокус-групп учитывал особенности социально-демографического состава генеральной совокупности.

!

н, ж -1.1 .ш \Ш :

» К-1УТ

^егионалмстика

УЛ.

ш

ШЫ

да

/ ,м, "Г • слт/ '-¥.- -

|).К Г,

^ А V м / Л

ЙЗ ¿^ж

DOI: 10.14530/reg.2015.2

""¿и-'-' ... г^^А- ■"■' -У ■ ." > ' - '■■.'""?>'

^ШЖ шш

л:

Таблица 1

Характеристики фокус-групп, проведённых за пределами г. Хабаровск

Муниципальный район/ городской округ Место проведения фокус-групп Количество фокус-групп, ед.

Амурский г. Амурск

Бикинский г. Бикин

Нанайский с. Троицкое

Николаевский г. Николаевск-на-Амуре

Комсомольский с. Хурба

Комсомольск-на-Амуре г. Комсомольск-на-Амуре 3

В ходе фокус-групп исследователи пытались выявить следующие параметры интересующего их социального феномена:

- характер и динамика межнациональных отношений в крае с точки зрения представителей различных национальных групп;

- значимость и острота изучаемой проблемы для отдельных этнических групп;

- фобии и ожидания в отношениях национальных групп друг к другу;

- явные и латентные причины межнациональных и межконфессиональных конфликтов в крае;

- реальные факты дискриминации по национальному признаку.

В ходе анкетирования было опрошено 2 900 респондентов - жителей Хабаровского края, из них проживающие в городах составили 65,5 % (1 900 человек), в сельской местности - 34,5 % (1 000 человек). При формировании выборочной совокупности учитывались особенности социально-демографического и национального состава генеральной совокупности. Здесь основополагающими являлись следующие критерии:

- национальность респондента;

- пол и возраст респондента;

- место постоянного проживания, городской или сельский житель.

Мужчины составили 42,3% от общего числа опрошенных в ходе анкетирования, женщины - 57,7%. Распределение респондентов по возрасту и образованию представлено на рисунке 1.

В число задач анкетирования входили:

1) диагностика состояния и динамики межэтнических отношений в Хабаровском крае в параметрах стабильности и напряжённости на межличностном, межгрупповом и институциональном уровнях;

2) определение уровня этнической неприязни в крае в целом и в его отдельных районах;

3) мониторинг проявлений этнической дискриминации в крае;

4) диагностика состояния и динамики межконфессиональных отношений в крае в параметрах толерантности/нетерпимости;

5) изучение отношения населения Хабаровского края к религии и определение уровня религиозности (доли верующих, неверующих, колеблющихся и индифферентных в религиозном отношении респондентов);

6) прогноз развития межэтнических и межконфессиональных отношений, вклю-

1Е н 1 ££ .1 1Ж

» К-1УТ

I

^егионалмстика

'Л-

■Ж

ШЫ ХМ

! ,м, "Г • слт/ -

'.-л,.

DOI: 10.14530/reg.2015.2

|).К г.

^ Л V м / Л

а

• Щ/Ш

28,9%

37,9%

Возраст

□ 18-29 лет

□ 30-59 лет

□ 60 лет и старше

33,2%

40,9%

Образование

3,6%

13,9% 11,1%

30,5%

□ Неполное среднее или ниже

□ Среднее общее (школа)

□ Начальное профессиональное

□ Среднее специальное

□ Высшее, незаконченное высшее

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту и образованию

чая оценку возможности конфликтов на этнической или религиозной почве в ближайшей перспективе;

7) определение основных социальных факторов, способствующих возникновению, регулированию и предотвращению межэтнических и межконфессиональных противоречий.

В ходе разработки исследовательской программы были выдвинуты следующие гипотезы:

1) межэтнические отношения между наиболее многочисленными этническими группами в крае носят стабильный (без заметных изменений) и добрососедский (без напряжённости) характер;

2) большая часть населения не сталкивалась с проявлениями неприязни по отношению к представителям своих этнических и конфессиональных групп, при этом частота проявлений неприязни по отношению к группе обратно пропорциональна её доле в составе населения;

3) часть населения края испытывает неприязнь к отдельным этническим и конфессиональным группам, однако эта неприязнь не носит массового характера;

4) проявления этнического насилия на территории Хабаровского края отсутствуют, однако небольшая часть населения сталкивалась с проявлениями этнической неприязни в форме публичных высказываний, выражающих враждебное отношение к представителям тех или иных национальностей и конфессий;

5) большинство населения края, включая представителей самых многочисленных конфессий, толерантно относится к приверженцам других религий;

6) большинство жителей края не относят себя к верующим, при этом основными факторами, влияющими на отношение к религии и формирование религиозной идентичности населения, являются этнокультурная идентичность и личный выбор респондента;

7) большинство населения Хабаровского края полагает, что в перспективе межэтнические отношения не изменятся;

8) насильственные конфликты на этнической или религиозной почве в ближайшей перспективе на территории края маловероятны.

!

Кегноналк^тика

Социальное самочувствие жителей Хабаровского края как фактор межэтнических отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное самочувствие людей, принадлежащих к различным этносам, является одним из индикаторов той атмосферы, в которой развиваются межэтнические отношения. Общая неудовлетворённость собственным положением, недоверие к социальным и политическим институтам, ощущение отсутствия перспектив являются одной из предпосылок для роста социальной напряжённости, которая может (в том числе и под воздействием соответствующей информационной политики) приобретать форму межэтнического конфликта. Напротив, благополучие в указанных областях является одним из условий снижения общего конфликтного настроя и, соответственно, становления гармоничных отношений в сфере национального вопроса.

Социальные проблемы порождают неудовлетворённость низким уровнем жизни, безопасностью, состоянием социальной сферы. Изначально неудовлетворённость направлена на что-либо, а не на кого-либо. Если же она накапливается вследствие того, что проблемы не решаются, то неизбежно начинается поиск того, кто виновен в этом. В полиэтничном обществе вероятными кандидатами на эту роль являются люди другой национальности, на которых чаще всего общественное сознание возлагает ответственность за имеющиеся социальные проблемы [1, с. 16]. Так и возникает социальная напряжённость, когда неудовлетворённость чем-либо вымещается на ком-либо, на конкретном человеке или группе людей. Появление и нарастание социальной напряжённости свидетельствует о том, что наступило время для решения социальных проблем, но это вовсе не означает, что время упущено окончательно и ситуация обязательно перерастёт в конфликт.

DOI: 10.14530/reg.2015.2

/!"'"/h ■.-'! л-. ¿J'-'-.\ г^-Ч4.^ ■ ■.■'-■-"M -.-. .'¡"i-S!--■ ':."•" . -У--. '.',.■.'., ' '- . .-ç4 _

...» ч -,r* 7T:v:^-- JT^ ШШЖШтШIffil

Социальное самочувствие достаточно надёжно фиксируется социологическими методами, в частности, мониторинговыми исследованиями, позволяющими отслеживать динамику социального самочувствия.

Различные аспекты социального самочувствия могут быть выражены различными образом в зависимости от уровня конфликтности в исследуемом социуме. На передний план могут выходить то одни, то другие конфликты, которые придают качественную определённость ситуации.

Для того чтобы разобраться с конкретным конфликтом, надо прежде всего выяснить источник той социальной напряжённости, которая порождает конфликт. На этом этапе анализа появляется потребность в дифференциации социальной напряжённости в зависимости от сферы её проявления.

Этнический конфликт, например, имеет своим источником возросшую напряжённость в сфере межэтнических отношений, религиозный конфликт - в сфере межконфессиональных отношений, однако совсем не обязательно, что сама проблема лежит в этой же сфере. В любом случае мы имеем дело с возрастанием социальной напряжённости до такого уровня, который означает переход противостояния в стадию открытой конфронтации, когда начинается открытый (манифестный) конфликт [1, с. 17].

Социальное самочувствие выступает и как условие возникновения конфликта, и как социальный фон, на котором разворачивается социальная напряжённость.

В ходе рассматриваемого анкетирования исследовались такие показатели, как удовлетворённость материальным положением, работой, доходом, жилищными условиями и т.п. (табл. 2 и 3).

В целом жители края, опрошенные в ходе исследования, продемонстрировали достаточно высокую удовлетворённость своим материальным положением.

!

» '1 ж

Кегмонапмстика

^^¿^^щшшШшф^щщшшщщяшШк

УЛ.

Ш

ШЫ

да

■■А/ :...

1 >.!

^ Л V м / Л

ЙЗ й^ж

DOI: 10.14530/reg.2015.2

""¿и-'-' ... г^^А- ■"■' -У ■ ." ' ' - '■■.'""?>'

^ШЖ шш

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?»

Варианты ответов %

Живём без материальных забот 9,4

Живём более-менее прилично, покупка большинства товаров не вызывает трудностей 32,0

Живём «от зарплаты до зарплаты», денег хватает на питание и самое необходимое 35,3

Живём «на грани бедности», денег едва хватает на питание 15,6

Живём «за гранью бедности», денег не хватает даже на питание 2,0

Затрудняюсь ответить 5,7

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы ...?», %

Варианты окончания вопроса Варианты ответов

Да, вполне Скорее да В основном нет Совсем нет

Тем, как питаетесь 21,8 43,4 25,7 9,1

Тем, как одеваетесь 21,1 40,5 28,9 9,5

Медицинским обслуживанием 8,4 32,1 41,9 17,6

Вашим образованием 16,6 39,7 34,4 9,3

Вашим доходом 10,1 33,3 38,9 17,7

Вашим жилищем 14,6 37,2 35,2 13,0

Вашим отдыхом 15,4 39,6 32,1 12,9

Вашей работой 16,0 40,8 30,1 13,1

Тем, как складывается Ваша жизнь в целом 17,2 45,0 27,1 10,7

Представления жителей края о характере межнациональных отношений и потенциальных причинах межэтнических конфликтов

Анализ ответов на соответствующие вопросы представляет определённые трудности: говоря об «ухудшении» или об «улучшении» межнациональных отношений, о наличии или отсутствии напряжённости, респондент может иметь в виду и

собственный повседневный опыт общения с представителями других народов, и ту «картинку», которая создаётся СМИ, Интернет-ресурсами и т.п., и эта «картинка» по понятным причинам может заметно отличаться от того, что имеет место фактически (табл. 4—6 и рис. 2).

Данные анкетирования показали, что довольно незначительная доля респондентов так или иначе сталкивалась с различными проявлениями экстремизма в сфере межнациональных отношений. Экстреми-

!

н, ж -1.1 .ш \Ш :

» К-1УТ

^егионалмстика

-Л.

ш

ШЫ

да

Ш Ъу Г -г

|).К г.

^ А V м / Л

ЙЗ й

DOI: 10.14530/reg.2015.2

. ш

Шт.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Беспокоит ли Вас проблема межнациональных отношений в Хабаровском крае?»

Варианты ответов %

Да, очень беспокоит 7,1

Да, беспокоит 21,7

Мало беспокоит 23,5

Нет, не беспокоит 35,2

Затрудняюсь ответить 12,5

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Каковы, по Вашему мнению, основные черты межнациональных отношений в крае на сегодняшний день?»

Варианты ответов %

Сплочение людей по этническому признаку 12,5

Осторожность, подозрительность в отношениях людей различных национальностей 29,8

Скрытая или явная неприязнь людей различных национальностей 20,5

Расширение контактов между людьми различных национальностей 10,8

Стремление глубже понять людей другой национальности 4,3

Желание свести до минимума контакты с представителями другой национальности 17,5

Развитие и укрепление у людей установок терпимости к представителям других национальностей и веры 6,0

Толерантные и доброжелательные отношения между представителями различных национальностей 15,2

Затрудняюсь ответить 9,8

Другое 3,6

Примечание: респондентам разрешалось выбрать до трёх вариантов при ответе на данный вопрос.

стские проявления, вероятно, не являются предметом личного опыта большинства жителей края: доля респондентов, лично столкнувшихся с националистическим настроениями, очень незначительна (6,8%).

С чем же, по мнению респондентов, связаны упомянутые проблемы и конфликтные ситуации? На первое место в числе соответствующих причин, названных участниками анкетирования, попали

проблемы, связанные с миграцией (табл. 7).

Население Хабаровского края сформировано по большей части в ходе динамичных миграционных процессов. Русское старожильческое население и представители коренных малочисленных народов Севера составляют в массе жителей относительно небольшой процент. По этой причине говорить о «коренном» и «при-

ш

Л Е-

1Е н 1 Ж 1 I 1т

^егионапмстика

■Ж

ШЫ хМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.14530/reg.2015.2

и'.

■к\1' с-' -гт

'.-л,.

|).К г.

^ Л V м / Ы

т

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, насколько миграция представителей неславянских этносов из-за пределов края в Ваш район (город) влияет на общую конфликтогенную ситуацию в районе (городе)?»

Варианты ответов %

Практически не влияет, они мирно уживаются с коренным населением 22,5

Влияет в некоторой степени, случаются конфликты между вновь прибывшими и местными жителями 19,0

Влияет достаточно серьёзно, большинство конфликтов на межнациональной основе происходит из-за неадекватного поведения мигрантов 17,7

Мигранты стали настоящей проблемой в этом плане, практически все конфликты на межэтнической почве происходят с их участием или по их инициативе 7,7

Не имею достоверной информации по этому поводу 18,3

Затрудняюсь ответить 14,8

Да, часто 10,4%

Такого не замечал 51,2%

Проявляется иногда 38,4%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Проявляется ли напряжённость в отношениях между людьми разных национальностей в виде открытых конфликтов на национальной основе?»

шлом» населении можно только с очень большой долей условности - большинство жителей не имеют корней на территории края (не проживало, как минимум, три поколения).

Учитывая такую условность, мы всё-таки можем выделить по преимуществу «местные» и «мигрантские» группы в структуре населения. В целом, продолжительность пребывания на территории Хабаровского края выше у представителей славянских этносов, татар и башкир.

На сегодняшний день в составе представителей кавказских и среднеазиатских этносов, проживающих в крае, можно выделить две группы: те, кто успел прочно обосноваться на новом месте жительства и, по сути дела, вошёл в состав «местных» и связывает с проживанием в крае долгосрочные планы, и те, кто рассматривает край как новое и, вероятно, временное место пребывания. Представители первой из этих двух групп должны рассматриваться как своего рода «посредники» в процессе

» '1 ж

Кегмонапмстика

^^¿^^щшшШшф^щщшшщщяшШк

-Л.

Ш

ШЫ

да

'.-л,.

1 >.!

^ Л V м / ы

ЙЗ й

DOI: 10.14530/reg.2015.2

. ш

ЩШ:

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, что чаще всего служит источником межнациональных конфликтов?»

Варианты ответов %

Отсутствие равенства людей разных национальностей перед законом 10,9

Действия органов местной власти 10,8

Вызывающее поведение мигрантов 34,9

Провокации со стороны отдельных национальностей 25,9

Социально-экономический кризис 24,0

Нежелание русского населения относиться к людям других национальностей как к равным 8,8

Деятельность деструктивных и подрывных сил из-за рубежа 6,0

Влияние религиозных воззрений представителей разных национальностей 11,7

Рост националистических настроений в крае 10,5

Неудачные действия краевой исполнительной власти в сфере межнациональных отношений 7,9

Другое 1,5

Затрудняюсь ответить 11,5

Примечание: респондентам разрешалось выбрать до трёх вариантов при ответе на данный вопрос.

взаимного «притирания» этносов друг к другу: им знакомы проблемы мигрантов, они при этом лучше способны понять причины, вызывающие у местных жителей раздражённое отношение к приезжим.

В целом, краевое сообщество достаточно толерантно относится к любой национальности. Так, например, в ходе фокус-групп практически каждый из участников на прямой вопрос отмечал, что «плохих национальностей не бывает», а «есть разные люди», но на «проверочных» («ситуативных») вопросах всё же производилось устойчивое деление на «конфликтные» и «не конфликтные» национальные группы, группы, которым можно «доверять» и «не доверять», и т.д. Анкетирование подтверждает выявленные в ходе фокус-групп тенденции (табл. 8).

Поэтому можно утверждать, что на вопросы «прямого» действия по данной

проблематике искренность ответов респондентов была довольно невысока. Это можно связать с наличием некого «табуи-рования», сформированного под воздействием официальных государственных идео-логем, прежних правил публичного совместного общения, принятого в регионе. Поведение участников фокус-групп в ходе обсуждения соответствующих вопросов только подтверждает данную гипотезу.

Можно отметить наличие нескольких устойчивых фобий в отношениях различных национальных групп. Один из самых ярких моментов противопоставления друг другу проявляется между «местным» населением и народами, представляющими республики Северного Кавказа и отчасти Азербайджана. Основные претензии к ним со стороны представителей «местных» групп заключаются в следующем: «приезжают, дают всем взятки, увеличивая кор-

" Ж -I I -Ш \Ш :

Ш^л^к' \jvlKR

►егианапмстика

ШЩШ1 щтоШ

7

УЛ.

Ш

да

1 >.!

^ Л V м / ы

ЙЗ ¿^ж

DOI: 10.14530/reg.2015.2

""¿и-'-' ... г^^А- ■"■' -У ■ ." > ' - '■■.'""?>'

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, насколько доброжелательно Вы относитесь к представителям представленных ниже этнических групп», %

тт . .. »

Этнические группы Варианты ответов

Доброжелательно Скорее доброжелательно Скорее не-доброжелательно Недоброжелательно Затрудняюсь ответить

Представители славянских народов (русские, белорусы, украинцы) 61,4 27,0 7,2 - 4,4

Представители других народов России (татары, башкиры, мордва и др.) 40,1 32,1 14,6 5,3 7,9

Евреи 30,3 33,0 16,8 9,8 10,1

Цыгане 7,8 20,0 34,8 25,5 11,9

Выходцы из республик Северного Кавказа 8,9 25,6 29,0 23,6 12,9

Выходцы из республик Закавказья (армяне, азербайджанцы, грузины) 18,0 42,2 19,0 12,5 8,3

Выходцы из республик Средней Азии (таджики, узбеки, киргизы, казахи, туркмены) 6,1 16,5 45,0 19,5 12,9

Коренные дальневосточные народы (нанайцы, якуты, эвены, нивхи, чукчи и др.) 25,9 38,4 15,0 7,7 13,0

Выходцы из стран Прибалтики (латыши, литовцы, эстонцы) 21,3 33,9 15,6 10,5 18,7

Выходцы из стран Юго-Восточной Азии (китайцы, корейцы, японцы) 20,3 33,9 21,6 12,1 12,1

Выходцы из стран Африки 19,9 32,0 12,8 7,1 28,2

рупционную ёмкость», «ведут себя агрессивно», «непорядочны в бизнесе», «склонны к нарушению общественного порядка», «захватывают целые микрорайоны города», «противопоставляют свою религию и образцы бытовой культуры другим религиям и быту» и т.д.

В свою очередь, представители народов Северного Кавказа и Закавказья на фо-

кус-группах обвиняли «местное» население региона в ущемлении их прав как полноценных россиян: «бюрократическое противодействие со стороны официальных административных структур», «неприятие и боязнь со стороны славянского населения», «создание средствами массовой информации образа преступников - клиширование "лица кавказской националь-

!

119" л ЛИ. К1

у^ш

/¡5> Я 1МП" Е

7 Гг-ь.

Ж

кегионапмстика

УЬ? «А

УЛ.

\ •:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< -

Е?

DOI: 10.14530/reg.2015.2

|).К г.

ности"», «предвзятое отношение правоохранительных органов».

Конфессиональные факторы развития межэтнических отношений в Хабаровском крае

Религиозные взгляды людей играют важную роль в формировании их общественного сознания и, разумеется, являются одним из факторов развития межнациональных отношений. Остановимся на ре-

^ _____Щъъ^ШШШй-

^ч^ФШятМййЯЭ?

лигиозных предпочтениях жителей Хабаровского края и анализе возможного влияния этих предпочтений на межэтнические отношения.

Большинство респондентов, отвечая на вопросы анкеты, указали на свою принадлежность к одной из традиционных для России конфессий (табл. 9). Распределение «симпатий» в отношении исповедующих различные религии отражено в таблице 10.

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком и если да, к какому вероисповеданию себя относите?»

Варианты ответов %

Не считаю себя верующим человеком 28,6

Считаю себя верующим, но не могу сказать, к какому вероисповеданию отношусь 16,62

Православный 46,6

Мусульманин 4,1

Католик 1,1

Иудей 0,6

Баптист 0,08

Свидетели Иеговы 2,3

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, как Вы относитесь к представителям указанных религиозных конфессий», %

Религиозные конфессии Варианты ответов

Терпимо Скорее терпимо Скорее нетерпимо Нетерпимо Затрудняюсь ответить

Православные христиане 48,7 36,5 4,6 1,1 9,1

Католики 39,4 30,8 9,1 4,4 16,3

Христиане-евангелисты (Свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, баптисты и др.) 22,0 27,2 19,5 12,9 18,4

Мусульмане 24,0 34,2 21,0 7,4 13,4

Иудеи 28,5 35,4 14,1 6,6 15,4

Буддисты 36,5 30,2 15,9 6,2 11,2

» 11 Б 1

кегионалшика

УЬ? «А

// «а,

•¡у:

«р.

ПК' I %

Заявляя о своей принадлежности к той или другой религии, человек может иметь в виду разные формы религиозности. Для того, чтобы выяснить, какую роль религия играет в повседневной жизни респондентов, и в какой мере они вовлечены в деятельность религиозных организаций, «религиозным» респондентам был задан вопрос о частоте посещения богослужений (табл. 11).

\. \

^ШШжю*

DOI: 10.14530/reg.2015.2

ШмШ

Таким образом, в религиозном сознании жителей Хабаровского края наблюдается своего рода разрыв между высоким уровнем симпатий в пользу традиционных конфессий и крайне низким уровнем действительной причастности к традиционным формам исповедания соответствующих религий. Для большей части тех, кто говорит о своей принадлежности к православию или исламу, авторитет духовенства

Таблица 11

Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы посещаете богослужение в храме или молитвенном доме?»

Варианты ответов %

Не менее одного раза в неделю 3,3

Два-три раза в месяц 12,3

Несколько раз в год 25,8

Вообще не посещаю богослужения, предпочитаю обращаться к Богу без посредников 33,8

Другое 8,8

Затрудняюсь ответить 16,0

Как видно, доля тех, кто предпочитает исповедовать свою религию в традиционной форме, то есть систематически посещает культовые места, исполняет предписанные традицией обряды, во много раз меньше, чем доля тех, кто говорит о своей приверженности вере.

Полученные данные позволили сделать некоторые выводы.

Во-первых, мы должны констатировать, что влияние духовенства на общественное мнение сравнительно невелико: иначе и не может быть в ситуации, когда только около четверти верующих исповедуют религию в её традиционной обрядовой форме, а принадлежность к религиозной общине считают значимой ценностью не более 5% респондентов. По степени своего авторитета религиозные общины гораздо менее влиятельны, чем органы власти, руководство предприятий, землячества.

имеет третьестепенное значение, традиционные религиозные обряды не являются чем-то обязательным, а забота о сохранении этой традиции стоит если и не на последнем месте, то всё равно где-то позади большинства мирских проблем.

Эта особенность современного массового сознания создаёт предпосылки для распространения сектантства1, действую-

1 Необходимо пояснить: под сектантством мы подразумеваем в данном случае не принадлежность к какой-либо организационно оформленной секте, а более широкое понятие. Термином «сектантство» мы обозначаем отказ от следования нормам, принятым в религиозном сообществе той или другой конфессии, противопоставление себя остальным верующим, которые представляются в глазах сектанта недостаточно праведными и твёрдыми в вере людьми. Термин «сектантство» в этом буквальном значении (термин «секта» происходит от латинского <«ейо» - по-русски «отделяю», «отрезаю») в современном религиоведении активно используется о. А. Кураевым, пишущем, например, о «сектантстве в православии».

» К-1УТ

Ж

11

кегионапмстика

-Л.

У ЪУ .Мл

// «а,

|).К г.

DOI: 10.14530/reg.2015.2

ШмШ

щего под видом традиционной религии. Достаточно умелое использование сектантами отсылок к традиционной вере в качестве, так сказать, «торговой марки» позволяет им активно вербовать неофитов, готовых чрезвычайно упорно отстаивать то, что с подачи проповедников было воспринято ими как неотъемлемая часть культа.

Распространению подобного поведения сегодня может воспрепятствовать рост авторитета традиционного духовенства, готового обсуждать актуальные проблемы общественной жизни и способствовать воспитанию в верующих ориентации на гражданское единство и согласие.

Рост религиозности в ближайшем будущем будет продолжаться. Вопрос в данном случае только в том, кто будет лидером этого процесса. Лидирующие позиции в этой сфере могут занять и приверженцы традиций, в которых выработаны подходы к мирному сосуществованию с иноверцами, и радикалы, нацеленные на увеличение своего авторитета при помощи бескомпромиссного противопоставления себя всему остальному миру.

Выявление открытости (закрытости) национальных групп и их готовности к взаимопроникновению с другими группами

На фокус-группах по данной проблеме респондентам задавался целый ряд вопросов, по большей части ситуативных. На прямые вопросы о доверии и недоверии все без исключения респонденты отмечали, что «всё зависит от человека». Практически все без исключения респонденты имели позитивный опыт добрососедских отношений с представителями других национальностей. Вместе с тем в категории нежелательных соседей всё же чаще всего оказывались цыгане и представители Северокавказских республик, причём чаще упоминались выходцы из Дагестана. Ар-

■./ШИ гШ V

гументация таких ответов была следующей: «проживать рядом слишком шумно и порой небезопасно».

Русские представляются наименее агрессивной и толерантной национальной группой, при этом её представители имеют, как правило, значительно больше возможностей в устоявшихся бытовых связях за счёт своего во многом «наднационального» статуса.

Респондентами отмечалась крайняя закрытость как азиатских мигрантов, так и северокавказских. Проведённые интервью позволили сделать вывод о различной природе такой закрытости. Закрытость «азиатской» группы продиктована стремлением стать как можно более незаметной для окружающих и тем самым снизить возможность любых агрессивных действий со стороны коренного населения. Кроме того, крайне слабое знание русского языка подавляющим большинством азиатских мигрантов не позволяет им активно и адекватно участвовать в общественных и культурных обменах. Закрытость северокавказских групп продиктована иной причиной: стремлением через «показное сохранение своей самобытности противопоставить себя окружающим». Языковой барьер для большинства из них не представляет серьёзного препятствия для участия в общественном и культурном обмене. Это даже является своеобразным инструментом для обеспечения безопасности, предупреждающим возможность проявления агрессии со стороны коренного населения. Этот вывод подтверждают результаты анкетирования: налицо изменение предпочтений по национальным группам в зависимости от национальности респондента. Соответствующий вопрос анкеты (см. табл. 8) также позволил выявить наиболее нежелательную группу, и «чемпионами» отрицательного рейтинга являются представители Средней Азии и цыгане.

Содержание ответов, полученных в ходе фокус-групп и экспертных интервью, позволило выделить два основных направ-

!

» К-1УТ

кегионалмстика

\ - -

а

тшрт^

DOI: 10.14530/reg.2015.2

и'.

.¿»Г

|).К Г,

ления претензий этнических групп друг к другу: экономическое и социально-культурное.

В экономическом направлении претензии обозначаются прежде всего в терминах борьбы за экономические и политические ресурсы (бизнес, рабочие места), способствующей формированию правовой безнаказанности и криминализации всех сфер жизни. В основе же социально-культурных противоречий лежат навязывание своей «бытовой культуры» представителям другой национальности, отсутствие уважительного отношения к нормам, принятым в краевом сообществе, плохое знание языка межнационального общения, в качестве которого выступает русский язык, закрытость и клановость внутри национального сообщества и т.д.

В целом результаты проведённого исследования позволили зафиксировать агрессивное отношение всех «местных» групп к выходцам из Северного Кавказа и Средней Азии. Большинство респондентов считало, что поведение представителей этих этнических групп может являться в будущем причиной открытых межнациональных конфликтов. Кроме того, респонденты указывали на недостаточность усилий как краевой и федеральной, так и местных властей в качестве регулятора межнациональных отношений.

Межэтнические отношения в Хабаровском крае сегодня сталкиваются с серьёзными вызовами из-за кризисных явлений в экономической и общественно-политической жизни страны. Основными кон-фликтогенными факторами в национальном вопросе являются системный социально-экономический кризис, вызванный последствиями неудачных реформ 1990-х гг., и высокие темпы миграции, превышающие скорость, с которой происходит «притирание» местного населения и приезжих друг к другу. В одном ряду с этими процессами стоит деятельность различных сил, эксплуатирующих в своих целях национальный вопрос и рассчитываю-

С-Л ': ■" "

щих извлечь выгоду из эскалации межэтнических конфликтов.

Эти факторы играют в межэтнических отношениях региона решающую роль и находятся, по существу, за пределами возможностей местных властей. Под их воздействием воспроизводится общая российская тенденция к росту напряжённости в области национального вопроса.

Наиболее тревожным симптомом этого процесса является рост социального пессимизма в среде этносов, составляющих подавляющее большинство населения края. Неблагоприятные социально-экономические тенденции последних лет способствуют тому, что представители этих этносов начинают чаще, чем прежде, ощущать собственное положение как ущемлённое, чаще видят в нарастающих миграционных процессах угрозу собственному благополучию и высказывают несогласие со слишком либеральной, по их мнению, миграционной политикой властей. К сожалению, это явление обусловлено процессами общегосударственного масштаба и вряд ли может быть полностью устранено местными силами.

О масштабах этих проблем свидетельствует и то, что на них начинают обращать всё большее внимание представители именно тех этносов, доля которых в населении края была сформирована за счёт миграции последних двух десятилетий. Те представители народов Кавказа и Средней Азии, которые сумели за это время «прижиться» в Хабаровском крае и успешно адаптировались к местным условиям, оказываются озабочены массовым притоком своих земляков, негативное отношение к которым неизбежно проецируется и на них самих. Если пять лет назад высказывания в пользу ужесточения миграционных правил и контроля в этой среде встречались чрезвычайно редко, то теперь солидарность с коренным населением в данном вопросе высказывается большой частью её представителей.

!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кегнонапистика

\ ж

\ - -

ш

Ъ К--1УТ

DOI: 10.14530/reg.2015.2

и'.

|).К' I %

■щъмЪг^—да- ц^ и-^1

Для Хабаровского края по большому счёту не характерна проблема дискриминации национальных меньшинств, сформированных миграцией. Большая часть вчерашних мигрантов, опрошенных в ходе исследования, высказала высокую степень удовлетворённости своим материальным и социальным положением и смотрела на перспективы его улучшения не менее оптимистично, чем остальные жители. По собственной оценке большинства мигрантов, у них получилось найти подходящую работу, жильё, стабильный заработок. Молодёжь, представляющая эту группу, уверенно сориентирована на получение профессии, трудоустройство и карьеру и не ощущает угрозы насилия со стороны представителей других национальностей.

В то же время характер межэтнических отношений в молодёжной среде сегодня внушает серьезные опасения. Значительная часть юношества готова поддерживать деятельность националистов, противопоставляющих свою национальность остальным, в этой среде достаточно широко распространено неприязненное отношение к представителям других этносов.

Конфессиональный фактор в межэтнических отношениях играет на сегодняшний день чрезвычайно важную роль, которая будет повышаться и в дальнейшем. Основой этого влияния является своеобразная характеристика общественного сознания: люди в массе своей симпатизируют традиционным конфессиям, но их повседневная религиозная жизнь происходит вне традиционных способов отправления культа. Большая часть тех, кто говорит о своей приверженности православию или исламу, не считает нужным регулярно посещать храм или мечеть, соблюдать традиционные обряды. Авторитет духовенства сравнительно невелик на фоне авторитета светских институтов. Проще говоря, заявляя о своей приверженности традиции того или другого вероисповедания, люди часто имеют весьма приблизительные представления об этой традиции или вовсе не зна-

^ЖШШ...................

комы с ней.

Опираясь на полученные в ходе исследования данные, трудно сказать, в какой мере радикальные настроения сегодня распространены в религиозной общине, и насколько их разделяет духовенство. Тем не менее ясно, что эти настроения необходимо отслеживать, насколько это позволяют возможности органов власти. Полезным было бы участие духовенства в обсуждении актуальных проблем общественной жизни, при условии, разумеется, что их позиция будет противопоставлена радикализму, утверждающему, будто нормы повседневной светской жизни неприемлемы для верующего. Насколько это возможно, к публичной полемике с такими идеями должны быть привлечены представители религиозных общин, занимающих конструктивную гражданскую позицию.

Особенно важно в деле сдерживания религиозного радикализма сохранение центров общественной жизни, где действуют чисто светские нормы. Важнейшим из таких центров является школа и система образования в целом.

Заключение

1. В хабаровском сообществе сложилось ярко выраженное противоречие между «старожильческим» населением региона и представителями «северокавказской» и «среднеазиатской» групп. Противоречие это носит системный и аргументированный сторонами характер. Очевидно, что оно имеет черты классической ксенофобии, но для него имеются также реальные экономические и социально-культурные основания.

2. В Хабаровском крае сложилась система конкурентных отношений за доминирование в ряде отраслей народного хозяйства (строительство, сельское хозяйство, торговля) между различными национальными группами. Конкуренцию обостряет деградация экономики региона (прежде всего, промышленности и крупных

!

» К-1УТ

Ж

11

кегионапмстика

-Л.

У ЪУ .Мл

// «а,

7 ----'Гг\

ЛЬ. ПК' I %

сельхозпредприятий) и отсутствие практики жёсткого государственного контроля и регулирования приобретения и легализации объектов собственности и средств производства (в первую очередь земельных участков и объектов недвижимости), что, по мнению экспертов, приводит к ускорению процессов замещения населения. Всё больше коренных жителей, не найдя применения своим профессиональным навыкам, не желая действовать в условиях «дикого и всё более криминального бизнеса», выезжают за пределы региона. Тем самым межнациональный баланс смещается в сторону мигрантов из Кавказа и Азии, готовых жить и работать в данных условиях, так как на их родине соответствующие процессы протекают в ещё более жёсткой форме.

3. Наиболее комфортно себя чувствуют на территории региона, как это ни странно, мигранты из среднеазиатских республик. Это, на наш взгляд, обусловлено крайне низкой степенью собственных притязаний на комфортность условий проживания, отсутствием стремления к вертикальному росту, ощущением относительной личной безопасности и наличием устойчивого спроса на их услуги. В то же время все остальные национальные группы говорят об ощущениях постоянно растущей напряжённости и некомфортности проживания на территории региона.

4. Представители «старожильческой» группы остаются основным связующим элементом в формировании краевого социума. Они оказываются наиболее желательным соседями, бизнес-партнерами для представителей всех других национальных групп (а порой даже и предпочтительнее «своих»). А среди самых нежелательных соседей чаще всего оказывались цыгане и представители северокавказских и среднеазиатских республик.

5. Было выявлено два основных блока противоречий, существующих между этническими группами: экономические и социокультурные.

Л

^ШШжъъ

DOI: 10.14530/reg.2015.2

ШмШ

_ _____ЩЩЩ1Ш

6. Положение мигрантов в Хабаровском крае сильно зависит от неурегулированности отношений в этой сфере. Органы государственной власти контролируют ситуацию лишь частично. Большая часть мигрантов зачастую остаётся просто беззащитна в трудных ситуациях.

7. В ходе исследования выяснилось, что межконфессиональные конфликты на территории региона маловероятны, ожидать следует межнациональных конфликтов. Межконфессионального противостояния не следует ожидать в силу слабой религиозной «составляющей» во всех без исключения группах. Как отмечали некоторые респонденты, радикализация веры носит частичный и бессистемный характер. Под воздействие радикальных течений прежде всего попадают те, у кого ярко выражены противоречия с обществом в целом.

Список литературы

1. Авксентьев В.А, Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. 138 с.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 288 с.

3. Лобода О.В., Огий О.Г., Слонский Е.С., Свищев М.П., Ярулин К.И., Ярулин И.Ф. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Дальневосточном федеральном округе (по материалам социологических исследований): препринт. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. 96 с.

4. Лобода О.В., Ярулин И.Ф. Этнический сдвиг на Дальнем Востоке России // Региона-листика. 2014. Т. 1. № 1. С. 33-47.

5. Мотрич Е.Л. Демография и миграционная ситуация в Дальневосточном федеральном округе // Вестник ДВО РАН. 2004. № 6. С. 101110.

6. Мотрич Е.Л. Миграционные проблемы Хабаровска сквозь призму социологического исследования // Регионалистика. 2015. Т. 2.

!

» li-D" Г

кегионалмстика

>>', i ,-»-<V • Ч • .1

?':г И

Ё - " (?-Г?

DOI: 10.14530/reg.2015.2

|).К Г,

№ 1.С. 56-64.

7. Смит Э.Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. 464 с.

8. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий / Под ред. Ф. Барта. М.: Новое издательство, 2006. 200 с.

9. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. Westport, CT: Praeger Publishers, 1987. 317 p.

References

1. Avksentyev V.A, Babkin I.O., Medve-dev N.P., Khots A.Yu., Shnyukov V.V. Stavropol Territory: Ethno-Conflictology Portrait. Stavropol, 2002. 138 p. (In Russian)

2. Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. Moscow, 2001. 288 p. (In Russian)

3. Loboda O.V., Ogiy O.G., Slonskiy E.S., Svishchov M.P., Yarulin K.I., Yarulin I.F. Inte-rethnic and Interconfessional Relations in the Far Eastern Federal District (Based on Sociological Research). Khabarovsk, 2014. 96 p. (In Russian)

4. Loboda O.V., Yarulin I.F. The Ethnic Shift in the Russian Far East. Regionalistica [Regionalis-tics]. 2014. Vol. 1. No. 1. Pp. 33-47. (In Russian)

5. Motrich E.L. Demography and Migration Situation in the Far Eastern Federal District. Vest-nik Dalnevostochnogo otdelenia Rossiiskoy aca-demii nauk [Vestnik of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences]. 2004. No. 6. Pp. 101-110. (In Russian)

6. Motrich E.L. Khabarovsk Migration Problems through the Prism of Sociological Research. Regionalistica [Regionalistics]. 2015. Vol. 2. No. 1. Pp. 56-64. (In Russian)

7. Smith A.D. Nationalism and Modernism. A Critical Survey of Recent Theories of Nations and Nationalism. Moscow, 2004. 464 p. (In Russian)

8. Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Ed. by F. Barth. Moscow, 2006. 200 p. (In Russian)

9. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. Westport, CT: Praeger Publishers, 1987. 317 p.

// 3' Я

, it - fi- : Vi Я "'- ■ r-

Ш

ШтжШШ^

Для цитирования:

Ярулин И.Ф., Свищёв М.П., Слон-ский Е.С., Ярулин К.И. Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае // Регионали-стика. 2015. Т. 2. № 2. С. 37-55.

For citing:

Yarulin IF., Svishchov M.P., Slonskiy E.S., Yarulin K.I. The Dynamics of Interethnic and Interreligious Relations in Khabarovsk Territory. Regionalistica [Regionalistics]. 2015. Vol. 2. No. 2. Pp. 37-55. (In Russian)

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.