КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
УТРЕНДЕЕВА Халида Низамиевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения
Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». E-mail: [email protected];
РЯБЦЕВ Александр Львович,
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены аспекты коррупционной составляющей в сфере земельных правоотношений. Проанализированы соответствия некоторых земельных правонарушений в рамках регламентации их уголовным законодательством. Подробно представлены характеристики коррупционной направленности в сфере землепользования. Предложены меры по предупреждению коррупции при взаимодействии землепользователей с органами государственного управления.
Abstract: The article discusses aspects of the corruption component in the field of land relations. It's analyzed the compliance of some land offenses in the framework of the regulation of their criminal law. Details presented the characteristics of corruption in the field of land use. It's proposed measures to prevent corruption in the interaction of land users with government bodies.
Ключевые слова: земельный участок; земельные преступления; коррупция; антикоррупционные меры; государственный земельный контроль.
Keywords: land plot; land crimes; corruption; anti-corruption measures; state land control.
С появлением в российском государстве земельных правоотношений, становлением рынка земельных участков и формированием института частной собственности на землю практически сразу образовался специфический сегмент преступности. Данные случаи и по сей день являются грубыми нарушениями существующих правил, нанося вред, как государству, так и интересам обычных граждан, проживающих на близлежащих участках [4, с. 31].
Земельный участок относится к одним из самых высоколиквидных объектов недвижимого имущества, который, при комплексном и грамотном подходе, дает возможность усилить позиции на рынке и заложить основу под будущие проекты. В тоже время земельные участки являются «лакомым куском» для разного рода мошенников, а также представителей органов государственной власти, местного самоуправления, способствующих реализации коррупционных схем [6, с. 112].
Для того что бы понимать и своевременно уметь выявлять коррупционную направленность в сфере земельных правонарушений, обратимся к установлению ее сущности как таковой. Прежде всего, коррупцию следует рассматривать через призму морального разложения должностных лиц и политиков, которое выражается в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Учитывая данную трактовку, можно произвести следующую типологизацию коррупции, взяв за основу критерий взаимодействующих сторон:
1. Бытовая коррупция между гражданами и чиновниками. Например, кумовство, подарки от благодарных граждан-клиентов, определенные услуги должностному лицу или его родственникам.
2. Деловая коррупция между должностными ли-
цами и представителями бизнес структур. Например, получение взятки судьей для вынесения решения им в заведомо известную пользу одной из сторон по хозяйственному спору.
3. Коррупция верховной власти между политиками и верховными судьями. Например, осуществление политики в своих личных интересах, без учета и в ущерб интересам их электората.
Кроме того, существуют и иные виды самого коррумпированного поведения личности, это: взяточничество, фаворитизм, непотизм, растрата, вымогательство, злоупотребление служебным положением, «откаты», конфликт интересов и т.д. [5, с. 42].
Правонарушения коррупционной направленности в сфере землепользования совершаются, чаще всего, в форме «взяточничества» и «превышения служебных полномочий» как при формировании, так и в дальнейшем использовании земельных участков.
Согласно действующему Уголовному кодексу Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) к преступлениям в области охраны и использования земель могут быть отнесены следующие составы:
1) по ст. 170 УК РФ: «Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения» [1], а именно:
регистрация заведомо незаконных сделок с землей, например, сделка с землями, которые исключены
Земельное право; природоресурсное право; экологическое
право; аграрное право
из оборота;
• искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, например, внесение ложных записей или частичную подделку истинных учетных данных, выраженную в подчистках, дописках, вытравлении записей;
• умышленное занижение размеров платежей за землю, например, незаконное применение налоговых или иных льгот к собственнику земли;
2) по ст. 246 УК РФ: «Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия» [1].
3) по ст. 254 УК РФ: «Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде» [1].
Пытаясь измерить коррупцию по таким видам земельных правонарушений, эксперты сталкиваются с проблемами ее латентности, так как преступность в данной сфере находится всегда в скрытом виде. В связи с этим, официальные статистические данные о земельных нарушениях антикоррупционного законодательства, не всегда соответствуют действительности.
По общему правилу, коррупцию принято оценивать в баллах либо индексах по шкале от 0 и до 10-ти. Данные получают путем различных опросов, по результатам которых коррупции присваивается или низкий, или средний или высокий уровень присутствия в стране (регионе).
Мысля логически, если «выгоду» от коррупционной, например, сделки купли-продажи земельного участка получают обе стороны взаимодействия, то должен существовать и некто третий, который должен оказаться в проигрыше. Следовательно, тогда этот третий, являясь, например, конкурентом одной из сторон, выступает движущей силой коррупции, то есть ставит ее в условия конкуренция.
Сегментация земельного рынка, в данном ключе, происходит по двум основным группам (потребителям): первый - власть, второй - бизнес. Причем друг перед другом они находятся в неравном положении (превалирует, конечно же, власть).
Достаточно интересными факторами повышения
коррупции в земельном секторе оборота объектов являются, прежде всего, какие-либо переходные периоды в глобальном масштабе государственного хозяйствования. Порождаемая в этот момент правовая «неразбериха» (потребность создания новой системы управления и соответствующих земельных и иных норм) образует «благодатную» почву для воспользования ситуацией в своих корыстных целях, как представителей власти, так и самих бизнесменов-землепользователей. Например, коммерческий сектор более склонен к краткосрочным стратегиям по достижению своих целей, а чиновники с радостью «торгуют» своими полномочиями (не все конечно). Как результат - теневой бизнес для обеих сторон выглядит более привлекательным, что допускать, конечно же, по многим причинам нельзя.
Обратим внимание на некоторые из них:
1) постоянные изменения нормативно-земельных правил приводят к коллизиям в законодательстве;
2) неэффективное государственное управление в сфере земельных отношений приводит к упадку всей экономики страны;
3) налоги и иные поборы, в том числе и земельные, только растут;
4) по кредитам устанавливаются более высокие
ставки;
5) рынок земли и недвижимости попадает в откровенную кабалу власти;
6) коррупционные схемы становятся все изощрённой, наблюдается возрастание правового нигилизма общества;
7) качество предоставляемых муниципалитетом услуг откровенно снижается;
8) появляются чиновники-бизнесмены;
9) процветает «ставлиничество» бизнесом удобных для них чиновнических должностей (номинальная выборность) и многое другое.
Нелепыми выгладят, в этой связи, жалобы предпринимателей-землепользователей на «ненадежность коррупционных услуг». Сегодня не всякая взятка может обеспечить желаемый результат «просящего», к большому их разочарованию, уплатив высокую цену - решение вопроса происходит на низком уровне. Так, например, платя за срочность оформления сделки в отношении земельного участка - получаешь на руки документы с ошибками, за исправления которых приходится опят доплачивать уже другому лицу. Как мы видим, законопослушным гражданином иногда быть просто «дешевле».
Другой утопичной ситуацией являются «необоснованные» коррупционные вымогательства. Например, дача взятки за срочную регистрацию сделки с землей, предпола-
гает на самом деле ее выполнение в установленные законом сроки (за не затягивание и за не перекладывание из стопки в стопку стола чиновника).
Далее еще интересней. Существуют и такие виды взяток как «плата за право иметь место быть». Например, дабы не возникли некие сложности и необоснованные проблемы арендатор земельного участка «платит» за право перезаключения договора аренды, которое ему и так гарантированно законом или условиями договорных отношений.
Следует признать, что процветание коррупции непосредственно связано с ростом самой теневой экономики государства. Некоторые бизнесмены, смеясь, подчеркивают (давая интервью), что «взятка - это всего лишь на всего налог с теневого оборота». Значит, рост коррупции действительно свидетельствует о росте теневой экономики. По оценкам, некоторых экспертов, теневая экономика сегодня составляет более 80 % от объема легальной экономики. В связи с этим, правильными усматриваются принятие и введение: Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы [2] и Методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах РФ [3].
Согласно этим документам, следует нормировать случаи, когда несоблюдение антикоррупционных запретов (ограничений, требований) вследствие обстоятельств непреодолимой силы не будут являться правонарушениями, в том числе и по земельным вопросам. В этой части, так же, следует определить обстоятельства, которые смягчают или отягощают ответственность за их несоблюдение. Кроме того, надлежит так же установить государственный контроль за расходами лиц-коррупционеров, с последующей конфискацией их имущества. В этой связи, не стоит забывать о важности просветительско-исследовательской деятельности по теме «Антикоррупционное просвещение граждан. Популяризация антикоррупционных ценностей и научное обеспечение противодействия коррупции».
Подытоживая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что краткосрочная эффективность коррупционных схем играет на руку всем участникам земельных правоотношений. Но, как показывает практика, среднесроч-
Библиография:
ное и долгосрочное его планирование может повернуться в спять и бумерангом отобразиться, например, на собственном же бизнесе или повлечь юридическую ответственность, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения. Достаточно печально осознавать, что землепользователи не всегда понимают, что нарушая закон подобным образом - попадают в зависимость от бюрократов (загоняя себя в финансовую никчемную кабалу), а последние, радуясь, применяют нормы земельного законодательства по более выгодному для них усмотрению и в своих корыстных личных целях.
В этой связи наиболее эффективными мерами по предупреждению коррупции при взаимодействии землепользователей с органами государственного управления можно считать:
1) ужесточение антикоррупционной системы запретов, ограничений и требований;
2) приведение в единообразие правоприменительной практики законодательства РФ о противодействии коррупции в сфере оборота рынка земель;
3) выработка мер по противодействию коррупции по решению вопросов об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем выкупа;
4) ввод контрольных мероприятий по отслеживанию государственных расходов и доходов на имущество (как отдельных земельных участков, так и целых земельно-имущественных комплексов), если возникает хоть малейшее подозрение на его приобретение незаконными средствами;
5) внедрение просветительских и образовательных мероприятий, по правомерному антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих;
6) усовершенствование мер по противодействию коррупции в бизнес-сфере землепользователей;
7) выработка дополнительных защитных мер для коммерческих структур, задействованных на российском рынке земли от злоупотреблений служебным положением со стороны чиновников различных уровней; и др.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 01.04.2019) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
2. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // СЗ РФ. -2018 г. - № 27. - Ст. 4038.
3. Постановление Правительства РФ от 25 мая 2019 г. № 662 «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. -2019. - № 22. - Ст. 2828.
4. Гильдиков, П. Н. О практике выявления нарушений коррупционной направленности, совершаемых при оформлении прав на земельные участки в порядке «Дачной амнистии» / П. Н. Гильдиков // Криминалистъ. - 2015. - № 2 (17). - С. 31-33.
5. Крылова, Ю. В. Основные подходы к измерению и оценке коррупции: аналитический обзор / Ю. В. Крылова // Вестник СПбГУ. - Серия 5 : Экономика. - 2012. - № 2. - С. 41-55.
6. Чирков, Д. К. Противодействие коррупции в сфере земельных отношений / Чирков Д. К., Олейник Л. В. // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - №4 (24). - С. 112-115.