Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В АГРАРНОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ'

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В АГРАРНОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION COUNTERACTION / ЮРИДИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КАТЕГОРИИ "КОРРУПЦИЯ" / LEGAL CONTENT OF THE CATEGORY "CORRUPTION" / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / CORRUPTION RISKS / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ / AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY CRIMINALIZATION / МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ОБЪЕМОВ КОРРУПЦИИ / MEASURES TO REDUCE CORRUPTION VOLUMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Борис Александрович, Митин Александр Николаевич

В силу различных причин государственные ресурсы используются в корыстных интересах, что проявляется в формировании и реализации различных коррупционных схем. Аграрный сектор экономики имеет и свои коррупционные риски. Криминализация в аграрной сфере рассматривается как явление, основанное на теневых экономических отношениях и создающее реальную угрозу экономической безопасности этой отрасли, способствующее процессу распространения криминальных (полукриминальных) схем и способов в сферах средств землевладения, землепользования, присвоения и использования основных средств сельскохозяйственного производства и его продукции, увода в «тень» доходов, полученных хозяйствующими субъектами от легальной (скрытой) предпринимательской, финансовой, торговой и иной деятельности, осуществляемой в аграрном секторе экономики. В этом процессе определенная группа лиц использует свои личные связи для принятия экономически выгодных для них решений в органах государственной власти и местного самоуправления, оплачивают эти «услуги» по коррупционным схемам, а по результатам противоправных деяний получают криминальный доход для личного обогащения. В статье предложен комплекс мероприятий с участием государства, направленных на сокращение объемов коррупции в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption concept, essence and manifestation in the agricultural sectors of economy and other

State resources are used in selfish interests and it’s shown in various corruption schemes formation and implementation. In the agrarian sphere criminalization is considered as phenomenon based on the shadow economic relation and creating real threat of this branch economic security, promoting distribution process criminal and semi-criminal schemes and ways in spheres means of land tenure, land use, assignment and use fixed assets of agricultural production and its production, withdrawal in «shadow» of income gained by economic entities from the legal entrepreneurial, financial, trade and other activity which is carried out in agrarian sector of economy. In this process a certain group of persons uses personal contact for adoption decisions, economic for them, in public authorities and local self-government, pay these «services» in corruption schemes, and by results of illegal acts gain criminal income for personal enrichment. Paper offers complex of actions with participation state directed to reduction corruptions volumes in agrarian sector of economy.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В АГРАРНОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ»

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В АГРАРНОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ

ВОРОНИН Борис Александрович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права Уральского государственного аграрного университета. E-mail:[email protected];

МИТИН Александр Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в силу различных причин государственные ресурсы используются в корыстных интересах, что проявляется в формировании и реализации различных коррупционных схем. Аграрный сектор экономики имеет и свои коррупционные риски. Криминализация в аграрной сфере рассматривается как явление, основанное на теневых экономических отношениях и создающее реальную угрозу экономической безопасности этой отрасли, способствующее процессу распространения криминальных (полукриминальных) схем и способов в сферах средств землевладения, землепользования, присвоения и использования основных средств сельскохозяйственного производства и его продукции, увода в «тень» доходов, полученных хозяйствующими субъектами от легальной (скрытой) предпринимательской, финансовой, торговой и иной деятельности, осуществляемой в аграрном секторе экономики. В этом процессе определенная группа лиц использует свои личные связи для принятия экономически выгодных для них решений в органах государственной власти и местного самоуправления, оплачивают эти «услуги» по коррупционным схемам, а по результатам противоправных деяний получают криминальный доход для личного обогащения.

В статье предложен комплекс мероприятий с участием государства, направленных на сокращение объемов коррупции в аграрном секторе экономики.

State resources are used in selfish interests and it's shown in various corruption schemes formation and implementation. In the agrarian sphere criminalization is considered as phenomenon based on the shadow economic relation and creating real threat of this branch economic security, promoting distribution process criminal and semi-criminal schemes and ways in spheres means of land tenure, land use, assignment and use fixed assets of agricultural production and its production, withdrawal in «shadow» of income gained by economic entities from the legal entrepreneurial, financial, trade and other activity which is carried out in agrarian sector of economy. In this process a certain group of persons uses personal contact for adoption decisions, economic for them, in public authorities and local self-government, pay these «services» in corruption schemes, and by results of illegal acts gain criminal income for personal enrichment.

Paper offers complex of actions with participation state directed to reduction corruptions volumes in agrarian sector of economy.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, юридическое наполнение категории «коррупция», коррупционные риски, криминализация в аграрном секторе экономики, мероприятия по снижению объемов коррупции.

Corruption, corruption counteraction, legal content of the category «corruption», corruption risks, agrarian sector of economy criminalization, measures to reduce corruption volumes.

Как известно, государство обладает определенными ресурсами, которыми чиновники должны управлять в его интересах. Такое распределение ролей - это гарантия стабильности системы государственного управления, главная

цель которой достижение общественного блага и качества жизни населения.

Однако, когда в силу различных причин государственные ресурсы используются в корыстных интересах, что проявляется в формирова-

нии и реализации различных коррупционных схем. Это ресурс государственной или муниципальной должности, ресурс административного давления (злоупотребление правом государства на легитимное насилие); финансовый ресурс (реализующийся в перераспределении финансовых потоков и через механизм «отката»); нормативный правовой ресурс (отсутствие нормативного правового регулирования всех процессов, связанных с продвижением интересов бизнес-субъектов и лоббистской деятельностью); информационный ресурс (утаивание или продажа конфиденциальной информации, вторжение в семейную, личную тайну); шантажный ресурс («посадить на взятку» по аналогии с более известными выражениями наркодельцов и алкоголиков «посадить на иглу», «посадить на стакан»); посреднический ресурс (действия подкупающей и подкупаемой стороны через пособников); ментальный ресурс (коррупция как стиль жизни и смазочный материал для экономики) .

В семантическом плане слова «коррупция», «коррумпировать» происходят от латинских слов «согтирйо», «соггитреге», что означает «разложение», «разлагать». Коррупция действительно разлагает социум. Совершая коррупционный акт, лицо противоправно использует свое должностное положение в личных целях вопреки профессиональным требованиям. Соответственно, коррупция по определению не позволяет общественным институтам функционировать в нормальном режиме. Ее характерный признак -конфликт между действиями лица и интересами общества, что принято называть конфликтом интересов. От этого страдают органы государственной власти, бизнес и просто рядовые граждане, отношение которых к государству, где процветает коррупция, можно охарактеризовать как кризис доверия и нигилизм. В результате возникает другое негативное явление - девальвация человеческих ценностей. В коррумпированной среде в сознании человека представления о честности и справедливости утрачивают значимость. Поэтому без преувеличения можно отметить, что коррупция - фактор регресса общества, создающий угрозу одновременно для внутригосударственных и международных отно-

1 Митин А.Н. Попустительство коррупции превращает государство в «территорию» // Бизнес, менеджмент, право. 2008. № 1. С. 69-75.

2

шений . Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. отметил: «Уважаемые коллеги! Полагаю, что необходимое внимание в программах кандидатов в депутаты будет уделено и вопросам противодействия коррупции. Они, эти вопросы, действительно волнуют общество. Коррупция - препятствие для развития России»3.

Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»:

коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в п/п. "а" настоящего пункта, от имени или в интере-

4

сах юридического лица ;

Основополагающим понятием всего Закона выступает коррупция, под которой понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом

2 Международные механизмы противодействия коррупции: Информационно-аналитический обзор / Совет Федерации Федерального Собрания РФ; подготовил В.А. Савельев, рук. проекта Ю.А. Шаран-дин М: Издание Совета Федарции, 2010. 64 с. http://kremlin.ru/events/president/news/50864

3 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. 1). Ст. 7542.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 29.

своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. По замыслу авторов долгожданная новелла призвана устранить правовой пробел в понимании коррупции и восполнить образовавшийся законодательный вакуум в сфере противодействия коррупции.

Однако, как отмечается в комментарии к ФЗ, к сожалению, законодатель не избежал экспериментов в сфере регулирования содержания основополагающих терминов Закона. При анализе юридического наполнения категории «коррупция» очевидны неточность законодательных формулировок, многозначность употребляемых в определении понятий, наличие коллизий с другими нормативными положениями уголовного закона, что чревато определенными сложностями в правоприменении и ошибками в уголовно-правовой оценке содеянного.

Речь идет о терминологических недостатках нормы, которая в силу заимствования должностных составов из уголовного законодательства говорит об ограниченности базового понятия Закона. Законодатель свел понятие коррупции к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностной преступности, казалось бы, конкретизирующих, а, по сути, подменяющих понятие коррупции. И первое, на что обращает внимание норма-дефиниция, - это отсутствие среди коррупционных преступлений составов превышения должностных полномочий, нецелевого расходования бюджетных средств, нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов и незаконного участия в предпринимательской деятельности.

Такая избирательность правотворца, признавшего коррупционными из всего многообразия должностных преступлений только три, наводит на мысль об отсутствии сколько -нибудь четкого представления о возможных формах проявления и разновидностях корруп-

ционных актов. По общему правилу термины, наличие которых определяется уголовно-правовой нормой, учитывающей их важность для понимания преступного характера соответствующего поведения, должны иметь идентичное содержательное отражение в иных отраслях законодательства. При этом реформирование такого рода термина или понятия в процессе правотворческой деятельности в иной отрасли законодательства должно влечь соответствующие корректировки в норме Уголовного кодекса (УК). К сожалению, как показывает законодательная практика, это соблюдается далеко не всегда. Непонятно, например, почему законодатель использует в определении коррупции словосочетание «злоупотребление служебным положением», хотя в УК РФ подразумеваемый состав звучит как «злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ) .

По мнению В.Н. Кудрявцева, коррупция определяется как «социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения». Но, в таком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты вверенного по службе имущества. Однако не надо смешивать вора и взяточника. Кроме того, при коррупции используется не только непосредственно

служебное положение, но и основанные на нем

2

авторитет, возможности, связи .

Как отмечает Г.И. Богуш, механизм кор-

3

рупции - это :

а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает воз-

1 Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова) (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011.

2 Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. (под ред.). Криминология: Учебник. М.: ЮРИСТЪ, 1997. 512 с.

3 Богуш Г.И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве / Г.И. Богуш // Вестник Московского унта. Серия «Право». 2011. № 2. 12 с.

можность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п.;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них. Последнее характерно для организованной преступности.

Коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Тот же Г.И. Богуш отмечает, что кор-

1

рупция :

а) всегда связана с государственной и муниципальной службой, государственной и муниципальной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;

б) коррупция выходит за пределы взяточничества;

в) она включает в себя непотизм (непотизм, лат., замещение должностей предпочти-

1 Богуш Г.И. Понятие коррупции в международном праве и рос-

сийском законодательстве / Г.И. Богуш // Вестник Московского унта. Серия «Право». 2011. № 2. 12 с.

тельно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;

г) коррупция, как злоупотребление властью, может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.

Действительно, в связи с получением не основанного на законе вознаграждения служащий выполняет угодные взяткодателю деяния. При этом он принимает взятку либо за действия, которые он должен был совершить по службе, либо за незаконные действия.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают:

а) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;

б) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т.п.). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.

Вот почему иногда употребляется выражение «борьба с коррупцией и преступностью». Оно отражает то, что не вся коррупция преступна и уголовно наказуема, хотя это и не вполне корректно. Точнее было бы представить соотношение этих явлений в виде частично накладывающихся друг на друга кругов.

Круг коррупционных преступлений не совпадает с должностной преступностью, ибо, например, он не включает халатность. Не вполне совпадает он и с преступностью по службе.

Коррупционная преступность, поэтому, включает разные уголовно-правовые классы деяний. Ее составляют многие преступления против государственной власти, государственной

и иной службы. Это, прежде всего, взяточничество (ст. 173-174 УК РСФСР, 290-291 УК РФ), а также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями (ст. 170 УК РСФСР, ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 171 УК РСФСР, ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 175 УК РСФСР, ст. 292 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и других организациях (ст. 201-204 УК РФ) и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 272 УК РФ) и т.п. Круг этих деяний устанавливается при изучении уголовных дел, материалов о взяточничестве, коммерческом подкупе, незаконном участии в предпринимательской деятельности, а анализ последних осуществляется, начиная со статистических данных.

Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. В случаях подкупа соответствующего служащего он начинает служить не государству либо иному субъекту, у которого он официально состоит на службе (общественной, коммерческой организации), а тому, кто ему платит больше или дополнительно.

Феномен использования государственной машины организованной преступностью связан преимущественно с коррупцией. Она -один из способов превращения государственных полномочий в частную собственность. Гегель писал:

«Та доля государственной власти, которую приобрел для себя отдельный индивидуум, потеряна для власти всеобщего»2. Мало того: опираясь на приобретенную часть власти, соответствующие индивиды и криминальные формирования ведут наступление на государство, институты гражданского общества, его ценности.

1 Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 30 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1811.

2 Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебник. М., 2009. 89 с.

В годы реформ в России (особенно в 1990-1995 гг.) отмечалась все более интенсивная криминализация государственного аппарата, использование его возможностей в незаконных целях. При этом, наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц, использовались новые: оплата зарубежных поездок, льготные кредиты, оказание различных услуг, предоставление высокооплачиваемой должности после увольнения из государственного аппарата, включение в состав советов коммерческих структур или соучредителей, предоставление работы по совместительству и т.п.

Опасность коррупции очевидна, ее масштабы в России периода реформ приняли беспрецедентный характер: и по числу торгующих своими полномочиями служащих, и по числу подкупающих их лиц, и по пораженности коррупцией всех ветвей власти, всех ее эшелонов. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, и в данной оценке единодушны сотрудники всех правоохранительных органов и спецслужб. Признают это и руководители высших органов государственной власти.

В мае 2008 г. был подписан указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года был утвержден Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре президент РФ подписал пакет законов по противодействию коррупции, в том числе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .

В марте 2011 г. В.В. Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах (как это сделал Александр II в 1845 г.). Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»4) был подписан им в начале декабря 2012 г.

Следует отметить что центр антикорруп-

3 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. 1). Ст. 7542.

4 О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6953; СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. 1). Ст. 7542.

ционных исследований и инициатив «Транспе-ренси Интернешнл - Р» начал рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 г. В 1996 г. индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места), в 1997 г. тоже место, в 1998 г. индекс был рассчитан для 99 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (82 место). В 1999 и 2000 гг. Россия занимала 82 место из 99 стран. В 2001 г. индекс был рассчитан для 91 страны. Значение индекса для России составило 2,3 балла (79 место).

В 2002 г. 86 место из 102; в 2003 г. 79 место из 133; в 2004 г. 90 место из 146; в 2005 г. 126 место из 159; в 2006 г. 121 место из 163; в 2007 г. 143 место из 180; в 2008 г. 147 место из 180 и индекс составил всего 2,1.

В 2015 г. Россия заняла 119 место (29 баллов) из 168 стран. «Предсказуемое изменение места России в «Индексе восприятия коррупции» вызвано объективной реальностью сжимания коррупционной «кормовой базы» в силу текущей экономической ситуации, а также введением в правовое поле целого ряда весьма обременительных для публичных должностных лиц ограничений в части декларирования имущества и доходов, а также владения зарубежной собственностью.

Мы несколько лет находились чуть ниже, чем должны бы были, в силу очевидной стагнации действенных мер по реализации антикоррупционной политики. Сейчас Россия приблизилась к группе стран, на которые мы объективно больше похожи. При этом необходимо понимать, что для любой страны (а тем более для нашей), находиться в последней трети рейтинга - в любом случае национальный позор». Среди причин, по которым Россия продолжает оставаться в последней трети «Индекса восприятия коррупции», основными являются следущие:

1. Коррупционные дела против высших должностных лиц либо возбуждаются не системно, либо не возбуждаются вообще. Отдельные громкие случаи лишь оттеняют общую весьма удручающую картину.

2. Слабость правовых норм, регулирующих ответственность за недекларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям в подавляющем

большинстве случаев отделываться минимальным наказанием, увольнением за утрату доверия.

3. Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер.

4. Крупные национальные проекты, в том числе репутационные и инфраструктурные, по-прежнему реализуются непрозрачно. Зачастую исполнители назначаются по неизвестным обществу принципам, а не выбираются в ходе открытого публичного конкурса.

5. Международное антикоррупционное сотрудничество стагнирует. Сбежавшие в другие страны от российского правосудия коррупционеры даже не пытаются скрываться; по-прежнему лишь слегка прикрыта офшорами собственность действующих должностных лиц1.

В аграрной сфере экономики формы коррупции имеют свою специфику. Во-первых, это часть национальной экономики, где большое количество сделок купли-продажи товаров и услуг осуществляется в наличной форме. Во-вторых, российская модель управления в сельском мире как сформировалась, так и остается моделью силовой, с подавлением конкурентных отношений. При таком управлении всегда постоянная нехватка опытных управленцев и квалифицированной рабочей силы. В-третьих, на сельских территориях достаточно прочно укрепились теневые формы экономики. Эти и другие негативные явления являются серьезной преградой для развития сельскохозяйственного производства.

По результатам Санкт-Петербургского экономического форума в 2014 г. было отмечено, что России принадлежит 10% мировой пашни и 55% мировых запасов чернозёма. В стране пока ещё достаточно сельчан (38 млн. человек). В аграрной сфере задействовано 6,3 млн. работников (втрое больше, чем в США).

Специалистов с высшим аграрным образованием - 1,6 млн. (вдвое больше). Этот огромный потенциал сегодня в полной мере не востребован. Поддержка сельского хозяйства в России в 33 раза ниже, чем в Китае, в 24,5 раза ниже, чем в ЕС, и в 5,4 раза ниже, чем в

1 Богданов И.Я. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2012. 114 с.

1

Штатах .

Аграрный сектор экономики имеет и свои коррупционные риски. Риск - возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода какой-либо деятельности. Коррупционные риски - риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций. Виды коррупционных рисков могут быть различными, но наиболее часто проявляются следующие: получение взяток сотрудниками, принимающими решения о закупке; подкуп лиц, принимающих решения о закупке товаров или услуг со стороны заказчика; предоставление закрытой информации (цены, клиентская база, условия по действующим договорам, несанкционированный доступ к информационной системе) третьим лицам за денежное вознаграждение или его эквивалент; использование материальных ресурсов организации в целях личной выгоды или обогащения;

личная заинтересованность представителей

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной или муниципальной власти .

Наиболее подвержено коррупции муниципальное управление, представители которого зачастую в своей деятельности прямо влияют на производителя сельскохозяйственной продукции. Сюда можно отнести выдачу разрешений на землеотводы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, расположенных на территориях районов, субсидирование малых форм хозяйствования в аг-рарно-промышленном комплексе, размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг), организация розничных рынков, размещение нестационарных торговых объектов и т.д. Эти и другие формы деятельности могут содержать скрытые технологии движения «криминальных денежных средств», покровительство тем, кто согласен на «откаты» за создание монопольных преимуществ на местном рынке.

Особого анализа требует в аграрной сфере экономки закупочный цикл по государственному заказу, который сам по себе является высокорискованной деятельностью, где риски эффективности и коррупционные риски тесно

1 http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto

2 Светлаков А.Г. Стратегические направления экономической безопасности регионального АПК. Пермь. Поницаа. 2007. С. 8.

переплетены между собой и порою их распределение и устранение достигается диаметрально противоположными методами. Упуская этапы формирования заказа, исследования рынка, разработки документации закупки, создания извещения о закупке, тендерный период, важно очертить возникающие коррупционные риски при вскрытии заявок на участие. К примеру, когда речь идет о госзаказе на сельскохозяйственную продукцию, может быть оглашение неполной или неверной информации о предложениях конкурентов, сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов, подлоге, добавлении, изъятии, непринятии заявок на участие в конкурсе. При рассмотрении заявок может быть необоснованная дискриминация в отношении определенных поставщиков при допуске к размещению заказа, а также неоправданные преференции какому-то поставщику.

При администрировании контракта (исполнение заказа) коррупция может себя проявить в форме затягивания предоставления информации, необходимых материалов для исполнения заказа со стороны заказчика, обременение контракта дополнительными условиями.

Чтобы исключить подобные случаи, конечно же, требуется выстраивать законодательное пространство для всего закупочного цикла, а не только для размещения заказа. Здесь нужна паритетность прав и ответственности заказчика, поставщика и контролирующего органа, допуск к этой деятельности квалифицированных и добропорядочных граждан.

В отечественных публикациях приводится пример по махинациям при госзакупках продовольствия для системы Федеральной службы исполнения наказаний. Экс-глава этого ведомства А. Реймер и его экс-заместитель Н. Криволапов подписывали документы, которые устанавливали цены на продукты питания выше розничных на 20-40%. В результате могло расхищаться до 6 млрд. рублей бюджетных средств. Закупки продуктов проводились через систему тюремных ФГУПов. Такие посредники, скупая по дешевке сомнительного качества продукты, перепродавали их с огромной наценкой региональным управлениям и колониям, получая приличные «откаты».

В исследованиях отмечается, что на аг-

ропромышленный комплекс приходится треть экономических преступлений, что свидетельствует о криминализации этого сектора экономи-ки1. В работах П.И. Иванова, криминализация в аграрной сфере рассматривается как явление, основанное на теневых экономических отношениях и создающее реальную угрозу экономической безопасности этой отрасли, способствующее процессу распространения криминальных (полукриминальных) схем и способов в сферах средств землевладения, землепользования, присвоения и использования основных средств сельскохозяйственного производства и его продукции, увода в «тень» доходов, полученных хозяйствующими субъектами от легальной (скрытой) предпринимательской, финансовой, торговой и иной деятельности, осуществляемой в аграрном секторе экономики2.

Как представляется, в этом процессе определенная группа лиц использует свои личные связи для принятия экономически выгодных для них решений в органах государственной власти и местного самоуправления, оплачивают эти «услуги» по коррупционным схемам, а по результатам противоправных деяний получают криминальный доход для личного обогащения. Государственные и муниципальные служащие, руководители, занимающие государственные или муниципальные должности, злоупотребляя своими властными полномочиями, получают незаконные денежные вознаграждения, расширяя количество объектов криминальных посягательств.

Выводы.

Среди мероприятий, способствующих значительному сокращению объемов коррупции в аграрном секторе экономики должны быть:

• Совершенствование механизмов государственного регулирования

• Государственное противодействие криминализации и противодействия коррупции в комплексе мер правового, экономиче-

1 Иванов П.И. Криминализация АПК и проблемы защиты экономических интересов сельских товаропроизводителей от преступных посягательств // Концепция аграрной политики России в 1997-2000 годах. 1997. С. 289-296.

2 Митин А.Н., Воронин Б.А. Анализ современных тенденций им-портозамещения продовольствия в России: экономико-управленческий аспект. Монография. Проблемы импортозамещения в агропродовольственном секторе Российской Федерации. Екатеринбург: УрГАУ, 2016. С. 217.

ского, политического, управленческого и социального характера

• Ревизия законодательства, касающегося агропромышленной сферы, а затем последовательность принятия законодательных актов, обеспечивающих порядок взаимодействия экономических субъектов, их ответственность за нарушения нормативно-правовых актов

• Создание стратегического плана государственной поддержки аграрной сферы экономики вкупе с мероприятиями по устранению коррупционных рисков и созданию преференций перспективным сельскохозяйственным организация

• Создание условий для всё большего появления собственных производств, оснащенных высокотехнологичными линиями и четким экономическим механизмом, позволяющим практически устранить коррупционные риски.

Социальные последствия коррупции не только в аграрной сфере, но и в масштабе страны весьма негативны.

- Коррупция сама становится источником коррупции. Речь идет о лавинообразном процессе, в котором коррупция порождает коррупцию. Мы исходим из общего положения, согласно которому коррупция является следствием неэффективности, наподобие дефектов управления или проблем общественных отношений. Масштабная коррупция порождает новые дефекты и проблемы, а они, в свою очередь, порождают новые разновидности коррупции и приводят к экспансии уже существующих ее видов. В итоге коррупция становится главным источником проблем для страны и общества, что и происходит сейчас в России.

- Коррупция - гигантская институциональная ловушка. Большинством - во власти и в обществе - издержки, сопряженные с преодолением коррупции, воспринимаются как существенно превосходящие текущие издержки от самой коррупции. По данным Всемирного банка, ежегодный объем взяток по всему миру составляет более $ 1 триллиона.

- Привыкание к коррупции. По разным социологическим данным, не менее половины российских граждан хотя бы раз в своей жизни попадали в коррупционную ситуацию. Коррупция стала неформальной практикой, носящей

массовый характер. В такой ситуации неформальная практика превращается в неформальную норму, осуждаемую на словах, но приемлемую по факту применения, что сильно затрудняет противодействие ей.

- Коррупция - угроза национальной безопасности. Эту мысль неоднократно высказывали как эксперты, так и представители власти. Масштабной коррупцией охвачены все силовые и правоохранительные ведомства, а коррупция в них эквивалентна их неэффективности. Следовательно, неконтролируемо растут риски любых других угроз.

- Коррупция - угроза общественной безопасности. Снова важно вспомнить об эквивалентности коррупции и неэффективности, в частности - неэффективности контроля за соблюдением стандартов в разных областях (строительство, аграрная сфера экономики, пожарная безопасность, уход за детьми и т.п.).

- Коррупция обусловливает деградацию «человеческого капитала». Здравоохранение и образование относятся к числу наиболее развитых рынков бытовой коррупции. Поэтому в результате коррупции снижаются продолжительность жизни и уровень здоровья людей, деградирует интеллектуальный капитал. Не менее разрушительно влияние коррупции на базовые социальные отношения, на мораль, что опять же приводит к росту коррупции и равнодушию к возможным негативным последствиям этого роста.

- Коррупция разрушает сферу права.

Речь идет о базовых правовых отношениях в обществе, без которых его нормальное существование немыслимо. Коррупция выражается, в частности, в избирательном применении законов, в результате чего формируется альтернативная теневая квазиправовая система, сосуществующая с официальным правом, искажая и разрушая его. С этим последствием связано другое, еще более серьезное - катастрофически растущий разрыв между законами и их исполнением.

- Коррупция формирует в России аномальную экономику. В такой экономике перестают действовать фундаментальные экономические законы. Частный пример: главным источником инфляции издержек становится коррупция. Причина очевидна: когда взятки становятся стандартными издержками бизнеса, компенсация этих издержек закладывается в цену товара.

Эти перечисленные следствия-вызовы взаимодействуют в различных сочетаниях друг с другом и усиливают друг друга, раскручивая спираль коррупции и усугубляя ее негативные последствия. Коррупция - всегда следствие неэффективности, в первую очередь неэффективности управления. В случае России, и ее огромной повсеместной коррупции это проявляется в том, что бюрократия во многом вышла из подчинения верховной власти во всем, что касается реализации стандартных, предусмотренных законами функций государства, а критическая неэффективность власти делает социально-политическую ситуацию взрывоопасной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.