Prokhorov Eric Alexandrovich CORRUPTION CRIMES ...
juridical science
УДК 343
КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК:
ПРИЧИНЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
© 2018
Прохоров Эрик Александрович, аспирант
Московский государственный областной университет (141014, Россия, Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящей статье затронуты причины общего характера, детерминирующие коррупционную преступность в сфере государственных закупок. Прежде всего, указывается, что в основу большинства причин положены отрицательные последствия прошедшего реформирования России, выразившиеся в кризисных явлениях и нестабильности развития экономики, существовании криминального бизнеса и неразвитости форм правового регулирования рыночных отношений, падении морали и нравственности, невысоком уровне правосознания населения и иных моментах. Помимо этого, и высочайшая латентность коррупции позволяет ее субъектам продолжительное время использовать ее в собственных корыстных целях, а впоследствии скрывать за фактами халатности, превышения служебных полномочий, различными ошибками и недостатками собственной деятельности, не носящими криминального характера. В этой связи особо указано на несовершенство системы государственного контроля, особенно в части доходов и расходов как самих должностных лиц, так и членов их семей, их близких и иных аффилированных лиц. Обязателен и учет остальных условий в силу того как на членов общества и на должностных лиц органов власти и управления в равной мере осуществляют воздействие и другие, имеющие общую криминологическую природу коррупциогенные факторы.
Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, причины коррупции, государственные закупки, причины преступности, противодействие коррупции.
CORRUPTION CRIMES IN PUBLIC PROCUREMENT: COMMON CAUSES
© 2018
Prokhorov Eric Alexandrovich, postgraduate student
Moscow Region State University (141014, Russia, Mytishi, Very Voloshinoy street, 24, e-mail: [email protected])
Abstract. This article touches on the general reasons determining corruption in the sphere of public procurement. First of all, it is pointed out that the basis for most of the reasons is the negative consequences of the past reform of Russia, manifested in the crisis phenomena and instability of economic development, the existence of criminal business and the underdevelopment of the forms of legal regulation of market relations, the fall of morality and morality, awareness of the population and other aspects. In addition, and the highest latency of corruption allows its subjects to use it for their own mercenary for a long time, and then to hide behind the facts of negligence, exceeding official powers, various mistakes and shortcomings of their own activities that are not of a criminal nature. In this connection, the imperfection of the state control system, especially in terms of incomes and expenses of both officials themselves and their families, their close and other affiliated persons, is particularly pointed out. It is also necessary to take into account the other conditions because both the members of the society and the officials of the government and administration are equally affected by other, corruptogenic factors of a common criminological nature.
Keywords: corruption, corruption criminality, causes of corruption, public procurement, causes of crime, counteraction to corruption.
Согласно общему подходу, существующему в российской криминологии, понятие «криминологическая характеристика», признается как «совокупность данных (достаточная информация) об определенном виде (группе) преступлений либо конкретном особо опасном деянии, используемых для их предупреждения» [9, а211]. В данном случае криминологический подход особое внимание уделяет самому факту преступления. В рамках данного подхода, коррупционная преступность выступает совокупностью преступных деяний, которые совершаются определенными лицами. При подобном понимании коррупции возможен анализ данного явления в категориях «противоправность» и «общественная опасность», выявление основных механизмов и видов коррупционных преступлений с позиции правовых институтов.
В этой связи особый смысл приобретает разграничение понятий «коррупция» и «коррупционные отношения». Существующие подходы при раскрытии природы и структуры коррупционной деятельности опираются на ее определение как институционализированных коррупционных отношений, обладающих преступным характером. В свою очередь коррупционные отношения представляют собой властные отношения, обладающие корыстным и противоправным характером. При таком разделении коррупция должна рассматриваться в качестве конкретного противоправного поведения субъектов властных отношений, выполняющих определенные функции.
Следует учитывать, что причины и условия коррупционной преступности в сфере государственных закупок, в большинстве своем предопределены общими для
развития преступной деятельности криминогенными политическими, социально-экономическими, идеологическими, психологическими и иными факторами. При этом затушевывается активизация последовательного реагирования на коррупцию многочисленными публичными выступлениями, громогласно оценивающими ее как «наступление на бизнес». Опасно также то, что проблема коррупции в сфере государственных закупок, просчеты в реагировании на нее используются для дискредитации самого института государства, систем государственного контроля и надзора. При этом неоспорима сложность обнаружения фактов коррупции, так как служебное положение должностных лиц создает значительные трудности выявления и раскрытия таких преступлений. Нередко коррупционная преступная деятельность поощряется и прикрывается лицами, обладающими более высоким административным и политическим положением, способствующим минимизации возможностей использования оперативной информации о коррупционерах.
Говоря об общих причинах и условиях коррупционной преступности в сфере государственных закупок следует учитывать, что она относится к числу самых высоко латентных преступлений. Поэтому статистическая картина такой преступности практически не отражает ее реального состояния, создавая основу для совершения повторных, новых коррупционных преступлений. В основу большинства причин положены отрицательные последствия прошедшего реформирования России, выразившиеся в кризисных явлениях и нестабильности развития экономики, существовании криминального бизнеса и неразвитости форм правового регулирования
378
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
юридические науки
Прохоров Эрик Александрович КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ...
рыночных отношении, падении морали и нравственности, невысоком уровне правосознания населения и иных моментах. При этом следует признать и другие предпосылки — специфические групповые или региональные традиции и особенности личностей, приходящих на должности государственных служащих. Данные предпосылки могут дать объяснение, почему тот или иной человек стал коррупционером, но не дадут понимания, почему коррупция оказывается возможной. Поэтому главное внимание необходимо сосредоточить на особенностях функционирования государственной системы в российской социокультурной среде как основной предпосылки коррупции. Это во многом связано с тем, что в последние годы в число фигурантов громких уголовных дел в России стали попадать не только бывшие, но и действующие губернаторы и министры. Россияне больше не хотят мириться с коррупцией, но по-прежнему дают взятки. Как показывают последние опросы, большинство россиян считает взятки совершенно недопустимыми как в государственных органах, так и на бытовом уровне [7].
Коррупционная преступность в сфере государственных закупок несомненно обладает особой общественной опасностью. Данный тезис опирается как на то, что ее результатом является расхищение государственного или муниципального бюджета, так и то, что к ее активным участникам относятся должностные лица органов власти различного уровня, лица, обладающие властными полномочиями и, соответственно, стоящие на страже общественных и государственных интересов. Любые коррупциогенные деяния (взятки, подкупы, откаты и т.д.) в любом случае нивелируют авторитет власти, обеспечивая рост уровня неудовлетворенности властью у населения и в целом оказывая негативное влияние на социально-политическую обстановку в стране.
К сожалению, проявления коррупционной преступности в сфере государственных закупок приобрели уже организованные формы, порождающие иные различные преступления. Представляется, что подобная коррупционная преступность представляет собой весьма опасный вид, выступая в качестве элемента пирамиды преступных отношений, возникающих в структуре органов государственной власти и органов местного самоуправлении. Применительно к существованию коррупции в органах власти весьма примечательным является точка зрения Р.А. Гребенюка, которым подчеркивается, что «сегодня вместо прав собственности действует сложная система взаимоотношений с губернаторами, правоохранительными органами, судами, местными чиновниками. Эта система не предусмотрена законами, но она вплетена в социальную ткань общества... То есть произошел переход «в частную собственность» прав распоряжения властью, государственными ресурсами, что самым негативным образом отражается на состоянии правопорядка в этой сфере» [4]. В этой связи затрагивая проблему условий и причин коррупции в сфере государственных закупок необходимо исходить из уникальности каждой отдельной ситуации как совокупности объективных и субъективных, внешних и внутренних, обстоятельств, предопределяющих совершение конкретного коррупционного акта. При этом ключевым обстоятельством при этом следует воспринимать особенности прохождения государственной службы в определенном органе государственной власти или местного самоуправления или исполнение иных должностных обязанностей, связанных с государственными закупками.
Следует признать, что коррупция в сфере государственных закупок выступает как системное, многоуровневое и деструктивное свойство общества и государства, когда передача взятки осуществляется «внизу», а получение - «наверху». Получив взятку один раз, чиновнику, как правило, сложно отказаться от следующих «подношений». Поэтому и бороться с этим явлением необходимо на основе комплексного программно-целевого
подхода, направленного, в первую очередь, на профилактику совершения подобного рода преступлений. Достаточно часто сам факт получения отката или взятки является только промежуточным звеном в системе организованной коррупционной деятельности, где орудие взятки есть добытые преступным путем ценности.
Причины коррупционной преступности в сфере государственных закупок на социальном уровне следует выявлять, прежде всего, в экономических взаимоотношениях, в возникающих в ходе их реализации противоречиях, наличии несбалансированности существующего хозяйственного механизма, учитывать пороки и недостатки экономической политики или системы распределительных отношений [8]. В этой связи причины и условия, влияющие на развитие коррупционной преступности в сфере государственных закупок, могут иметь различную природу. Конечно, основными из них являются экономическая составляющая и политическая нестабильность. Именно низкий уровень обеспеченности должностных лиц, нестабильность в экономике государства, рост цен на товары без параллельного повышения заработной платы зачастую являются причинами зарождения коррупционной направленности личности. В частности, необходимо выделить уровень оплаты труда должностных, способный позволить осуществлять достойную жизнедеятельность им и их семьям. Это во многом объясняется существованием такого ее низкого уровня, который изначально настраивает должностных лиц искать способы перехода на «кормление клиентами».
Латентность коррупционной преступности также позволяет ей безгранично расширяться, поражать все сферы общественных отношений, негативно влиять на правосознание населения. Именно в психологической деформации нравственных устоев общества проявляется косвенная связь коррупции и самодетерминации преступности. У людей формируется стойкий правовой нигилизм, крепнет мнение о необходимости взятки как средства достижения собственных целей, решения личных проблем, даже если существуют вполне легальные пути их решения. Высочайшая латентность коррупции позволяет ее субъектам продолжительное время использовать ее в собственных корыстных целях, а впоследствии скрывать за фактами халатности, превышения служебных полномочий, различными ошибками и недостатками собственной деятельности, не носящими криминального характера.
Помимо этого, коррупция тесно связана и с организованной преступностью. Организованные преступные формирования (ОПФ) являются основным корруптером, выступают заказчиком действий подкупленной стороны, «и это обусловливает самодетерминацию организованной коррупции, что проявляется в вовлечении в коррупционные отношения широкого круга лиц» [2, с.20]. При этом отмечается и обратная связь, когда коррумпированные должностные лица способствуют сохранению и развитию криминальных структур, помогая им, например, уклоняться от налогов, незаконно приобретать собственность, избегать уголовной ответственности за совершенные преступления и т.д. Низкая эффективность борьбы с коррупцией и рост ее латентности стимулирует развитие организованной преступности и рост ее латентной части.
Следует также отметить, что в Российской Федерации интерес к государственным закупкам проявляют не только правительственные организации, но и общественные организаций, которые занимаются мониторингом проведенных государственных закупок. Ярким примером качественного осуществления общественного контроля в сфере государственных закупок в Российской Федерации является Проект «РосПил» - общественный проект, направленный на контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. Сумма кон-
Prokhorov Eric Alexandrovich juridical
CORRUPTION CRIMES ... science
трактов заказов, по которым удалось пресечь нарушения закона за год работы Проекта, составила более 40 млрд. рублей. Как заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Будем наводить порядок в системе государственных и муниципальных закупок. Независимый общественный контроль будет следить за тем, насколько обоснован выбор стартовых цен и эффективны способы закупки, как идет реализация проектов. И такая система, по разным оценкам, нам позволит сэкономить от 1 до 2% ВВП» [12].
Таким образом, общими факторами, влияющими на уровень коррупции в сфере государственных закупок в Российской Федерации, являются:
- наличие в стране правительственных и неправительственных организаций, которые осуществляют контроль и мониторинг за проведением государственных закупок;
- высокий уровень заинтересованности общественности и представителей средств массовой информации в законности проведения государственных закупок и расходе государственных средств;
- наличие в законодательстве страны норм, которые регулируют вопрос ответственности за нарушение требований законодательства об осуществлении государственных закупок.
Следует отметить, что на ментальном уровне в сознании общества современной России закреплено, что коррупционная деятельность позволяет обеспечивать себя необходимыми жизненными благами даже несмотря на ее противоправный характер. При этом различные формы коррупционных деяний - взятки, подкупы, иные неофициальные способы разрешения проблем - в отношении чиновников, как бы «смягчают» жесткость государственного или муниципального управления, делая их более мобильным и отзывчивым на вызовы современного общества. Сегодня прослеживается достаточно устойчива тенденция роста числа таких преступлений. За десять лет органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 3 млн. нарушений законодательства о противодействии коррупции. И количество таких нарушений возросло в разы, если сравнивать с периодом, когда специализированные подразделения прокуратуры по борьбе с коррупцией еще не были созданы [3]. Например, если в 2007 году таких нарушений выявлено 106,5 тыс., то в 2008 году — уже 208 тыс., а к 2016 году оно возросло до 325 тыс. Только за первое полугодие 2017 г. года уже выявлено свыше 160 тыс. фактов коррупции. В результате принятых мер более 560 тыс. лиц наказаны в дисциплинарном порядке. Также за десятилетний период за совершение коррупционных правонарушений свыше 86 тыс. лиц по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности. Одной из основных причин роста количества выявляемых прокурорами нарушений является продолжающееся совершенствование антикоррупционного законодательства, в том числе тенденция расширения круга лиц, на которых распространяются установленные законом ограничения, обязанности и запреты [3].
При этом российские суды оправдывают коррупционеров гораздо чаще, чем прочих преступников. Это следует из данных судебной статистики, опубликованных на сайте судебного департамента при Верховном суде. Всего в прошлом году российские суды оправдали 0,36% обвиняемых (2640 из 743 020), и на протяжении последних лет этот показатель неуклонно сокращался: в 2015 г. было 0,43% оправданных, а в 2014 г. - 0,54%. А вот из 475 человек, обвинявшихся в прошлом году в злоупотреблении служебным положением (ст. 285 УК), оправдали 10 - т. е. 2,1% (в 2015 г. таких оказалось даже 2,5%). Из 1410 человек, которым инкриминировали превышение служебных полномочий, в 2016 г. оправдали 22 - 1,6% (а годом ранее таких было даже 2,9%), из 399 обвиняемых в служебном подлоге - 12 (т. е. более 3%). Даже обвиняемых в получении взятки (а их тради-380
ционно почти в 3 раза меньше, чем граждан, обвиняемых во взяткодательстве) оправдывали в 1,1% случаев. Практически единственная категория коррупционеров, не вписавшаяся в общий тренд, - это взяткодатели. Их почти не оправдывали: из 3590 человек невиновными в прошлом году признали всего пять (0,14%), а годом ранее - всего трех из 5219 (0,06%) [1].
Следует отметить, что в списке стран с самыми высокими показателями подкупа при государственных заказах Российской Федерации принадлежит шестое место после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии и Парагвая [15]. Подкупая бюрократа как бы «на корню», предприниматели могут получать какие-либо незаконные выгоды, осознавая свою безнаказанность. Под «коррупционным покровительством» совершаются: незаконные банковские операции, «отмывание» денежных средств, полученных незаконным путём, незаконное получение кредита, недопущение, ограничение или устранение конкуренции, уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов и сборов, нарушение авторских и смежных прав, мошенничество и др.[6].
При обращении к общей криминологической теории осуществления коррупционных преступлений значимым также является позиция В.А. Уткина, которым справедливо отмечался постоянно изменяющийся характер существующих причин коррупции, объясняемый динамикой природы существующих социально-правовых отношений [13, с.13]. Вместе с тем, им выделялись ряд основных факторов коррупции в современной России, заключающиеся в социально-экономических потрясениях последних лет; экономическом неравенстве и имущественном расслоении населения; неотработанности экономических механизмов при их многовариантности и непрозрачности; низком качестве кадрового состава государственных служащих; неадекватности оплаты труда и возложенных на государственных и муниципальных служащих задач; неэффективности контроля над доходами и расходами государственных и муниципальных служащих. При этом стоит указать на особый акцент законодателя на данном вопросе и, как следствие, последующее расширение обязанности по декларированию доходов как государственными служащими, так и членами их семей.
Среди основных правовых причин коррупционной преступности можно выделить существование на сегодняшний день в российском законодательстве достаточного количества пробелов и коллизий, которые требуют доработки, направленной на максимальное приближение правовых норм к практике правоприменения в сфере государственных закупок. Полагает, что недостаточная правовая культура общества также относится к числу правовых факторов коррупции в этой сфере. При этом присутствие постоянно осознаваемого политического и экономического риска, связанного с инфляцией при отсутствием понятных регулятивных механизмов, способствует формированию определенного типа экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу. Социально-политическая нестабильность обуславливает и чувство неуверенности среди должностных различного уровня, создавая дополнительные условия и возможности совершения коррупционных действий в сфере государственных закупок.
Но причины коррупции в сфере государственных закупок более глубоки. Например, задача вымогателя «отката» становится значительно легче в случае возникновения у организации-исполнителя трудностей с выполнением заказа в части или в целом. В подобном случае у организации-исполнителя естественным образом появляется заинтересованность «откупиться» от особого внимания заказчика посредством передачи взятки определенному должностному лицу. При этом наличие анонимности в принятии административно-управленческих решений, правовой некомпетентности у большинства граждан, невнятности большинства правовых норм и Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
юридические науки
Прохоров Эрик Александрович КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ...
практически тоталитарные и репрессивные методы, существующие у правоохранительных органов, при наличии зависимости органов судебных создают идеальные условия росту коррупционности в среде чиновничества.
Также к числу принципиальных причин и условий коррупционной преступности в сфере государственных закупок можно отнести несовершенство законодательства как в части трактовки преступности, так в области борьбы с коррупционной преступностью. В России уже длительное время отсутствует законодательное определение коррупции. Но при этом следует указать на целый «вал» принимаемых антикоррупционных законов и нормативно-правовых актов, но, при этом «действенность этой законодательной деятельности в настоящее время пока еще трудно оценить» [13, с.15]. Объясняется это тем, что в законе существуют пробелы, которые коррупционеры используют для ухода от ответственности. Кроме того, они также применяют разного рода ухищрения, осложняя тем самым процесс раскрытия преступления. В этой связи, по мнению Уполномоченного по правам человека в РФ актуально принятие федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Возможно, это приведет к большей стабильности законодательства, поскольку в базовые рамочные законы вносятся десятки изменений. Избирательность правосудия, круговая порука и уход от ответственности высокопоставленных коррупционеров, отсутствие действенной системы неизбежности и неотвратимости наказания усиливают в обществе сомнения в способности государства защитить законопослушных граждан, развращают, с одной стороны, массовое сознание вседозволенностью, а с другой - порождают такое явление, как самосуд [5].
Возникновение политических и идеологических причин во многом обусловлено появлением в российском политическом пространстве конфликтных ситуаций, связанных с регулированием политических и идеологических взаимоотношений, снижающих уровень контроля или создающих организационную нестабильность во властных структурах. Этим часто и пользуются при совершении коррупционных преступлений. Ослабление идеологических основание, снижение нравственных устоев в обществе способно также приводить к возникновению различных социальных конфликтов. Особо здесь следует выделить в качестве существенного фактора несовершенство системы государственного контроля, особенно в части доходов и расходов как самих должностных лиц, так и членов их семей, их близких и иных аффилированных лиц. Тем не менее, обязателен и учет остальных условий в силу того как на членов общества на должностных лиц органов власти и управления в равной мере осуществляют воздействие и другие, имеющие общую криминологическую природу коррупцио-генные факторы.
Исследователями выделяются три ключевых фактора, влияющих на систему государственных закупок и способных создавать или усиливать риск коррупции: эффективность управления бюджетом, эффективность управления персоналом и профессионализм сотрудников [11, с.403]. Это вытекает из самой сущности государства как сугубо чиновничьей структуры. При отсутствии у чиновников иных, кроме административных ресурсов, система государственного управления при наличии определенных условий всегда материализовать свой единственный ресурс в определенные материальные блага для себя: «Это и является истоком, родником, из которого проистекает сложная болезнь государственного устройства, которая и является коррупцией» [10, с.30].
В этой связи неудивительно, что, по мнению многих российских бизнесменов и аналитиков, в результате проведения государственных закупок сторонами контрактов часто становятся организации, близкие к чиновникам. К сожалению, наличие «злого» умысла у
организаторов закупок доказывается достаточно непросто в силу приспособления заинтересованных сторон к нормативным требованиям и выработки определённых схем [14], по которым заказ передается «нужной» (зачастую аффилированной) компании. Причем не всегда они являются противозаконными и в случае выявления определенных противоречий, они будут трактоваться только как ошибка проводящей государственные закупки стороны.
В настоящее время правоприменительная практика свидетельствует о том, что проблема администрирования контракта с позиции предупреждения коррупции выходит на первый план. Это во многом обусловлено тем, что российским законодательством в большей мере внимание уделено размещению заказа и практически не урегулированы процессы исполнения контракта и приемка его результатов. Что создает предпосылки для достаточно серьезных проявлений коррупционного характера, которые могут состоять в необоснованном администрировании со стороны органов власти или отдельных должностных лиц при исполнении контракта, которое может проявиться вплоть до вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность исполнителя заказа, непредставлении необходимой исполнителю заказа информации, необходимых материалов для исполнения заказа со стороны заказчика, а также необоснованными обременениями контракта необъявленными условиями.
Таким образом, следует признать, что российской коррупции в современных условиях свойственен системный характер. Во многом это обусловлено существующими возможностями ее развития, заложенными в действующем законодательстве и социально-экономической практике. В этой связи противодействие коррупции предполагает комплекс необходимых мероприятий, позволяющих обеспечить эффективность нормативно-правового регулирования и недопущения проявлений коррупции, особенно в сфере государственных закупок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анастасия Корня А., Аптекарь П. Суды оправдывают коррупционеров вдвое чаще, чем прочих преступников [Электронный ресурс]. - Режим доступа https:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/08/08/728379-sudi-opravdivayut-korruptsionerov
2. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2009. - 37 с.
3. Ващенко В. Коррупция нанесла РФ ущерб на 130 млрд рублей за 2,5 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.gazeta.ru/social/2017/08/09/10825598. shtml
4. Гребенюк Р.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика взяточничества: дис. . канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2004. - 171 с.
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://rg.ru/2016/03/24/ombuds-man-doklad-dok.html
6. Зорников Д.В. К вопросу о предупреждении «силового предпринимательства» в малом предпринимательстве // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 - 20 апреля 2002 года). М., 2003. Вып. 2. С. 266 - 268.
7. Коррупция в графическом измерении [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.kom-mersant.ru/doc/3255830
8. Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 678 с.
9. Криминология: Учебник // Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 1995. - 512 с.
10. Меньшенина Н. Н. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие:
Prokhorov Eric Alexandrovich
CORRUPTION CRIMES ...
juridical science
монография /Т. Е. Бейдина, С. Б. Быстрянцев,Н. Л. Захаров, Л. В. Мась, Н. Н. Меньшенина,А. Г. Наронская, М. В. Пантелеева, О. В. Погулич, С. С. Соколова, Н.В.Устинова, А. В. Чечулин/ под общ. ред. проф. Н.Н. Меньшениной; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. —Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2014.
11. Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 551 с.
12. Путин: общественный контроль за госзакупками может сберечь до 2% ВВП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20120229/580596111.html.
13. Уткин В.А. Противодействие коррупции и формирование антикоррупционного поведения: Лекция. -М. Изд-во Щит-М, 2011. - 60 с.
14. http://www.forbes.ru/svoi-biznes-opinion/master-klass/61590-5-zhulnicheskih-shem-provedeniya-tendera-na-goszakupki.
15. Wettwer Brigitte. Nuetzliche Ausgaben/Wirtschaftswoche, NR. 23 / 30.05.96
Статья поступила в редакцию 13.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018
382
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)