DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_310 УДК 34.343
КОРРЕЛЯЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА Correlation of legal norms of federal legislation and criminal law norms on the definition of the subject of bribery
ЩЕРБАКОВ Александр Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин института права, Владивостокский государственный университет, Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации. ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, Россия, 690014. E-mail: balkinnikolai@edu.vvsu.ru;
БАЛКИН Николай Алексеевич,
бакалавр, Владивостокский государственный университет. ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, Россия, 690014. E-mail: balkinnikolai@edu.vvsu.ru;
SHCHERBAKOV Alexander Vasilyevich,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the Institute of Law, Vladivostok State University, Honored Worker of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. Gogol str., 41, Vladivostok, Primorsky Krai, Russia, 690014. E-mail: balkinnikolai@edu.vvsu.ru;
BALKIN Nikolay Alekseevich,
Bachelor, Vladivostok State University.
Gogol str., 41, Vladivostok, Primorsky Krai, Russia, 690014.
E-mail: balkinnikolai@edu.vvsu.ru
Краткая аннотация: Коррупция является болевой точкой любого современного государства. Невозможно отрицать ее негативное воздействие на состояние законности, социальной справедливости, уровень преступности и другие наиважнейшие для общества и государства показатели. Борьба с коррупцией во многих государствах является важным направлением внутренней политике Российская Федерация в данном случае не является исключением. В Российской Федерации законодатель уделяет большое внимание регламентации данных отношений.
Abstract: Corruption is a sore point of any modern state. It is impossible to deny its negative impact on the state of legality, social justice, crime rate and other indicators that are most important for society and the state. The fight against corruption in many states is an important area of domestic policy, the Russian Federation is no exception in this case. In the Russian Federation, the legislator pays great attention to the regulation of these relations.
Ключевые слова: Коррупция, взятка, конфликт интересов, коммерческий подкуп, предмет взятки.
Keywords: Corruption, bribery, conflict of interest, commercial bribery, the subject of a bribe.
Для цитирования: Щербаков А.В., Балкин Н.А. Корреляция правовых норм федерального антикоррупционного законодательства и уголовно-правовых норм при определении предмета взяточничества // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 310-314. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_310.
For citation: Shcherbakov A. V., Balkin N.A. Correlation of legal norms of federal legislation and criminal law norms on the definition of the subject of bribery // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 310-314. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_310.
Статья поступила в редакцию: 18.03.2023
Коррупция является неотьемлемой частью любого современного общества, однако при всей своей неотьемлимости необходимо по-стояно бороться с ней так как от эффективности осуществления противодействия коррупции напрямую зависит эффективность осуществления государством своих функций. Согласно статистики предоставленной Генеральной прокуратурой, которую мы представили в табличном виде (Таблица 1) и согласно нее последние пять лет с 2018 по 2022 год наблюдается почти двухкратный рост количества преступлений предусмотренных статьей 290 УК РФ по которым уголовные дела были направлены в суд, что может говорить об активности правоприменительных органов и неэффективности применения мер наказания за коррупцию. Также в судебной практике часто возникают ситуации вынесения оправдательных приговоров суда в отношении взяткополучателей, однако данные приговоры как правило, отменяются в судах второй и последующих инстанций как это было в деле № 4-АПУ19-42СП [1], рассмотренном в Верховном суде Российской Федерациии, но даже сам вариант вынесения оправдательного приговора не является хорошим знаком для правоприменения. Назрела необходимость выявления и исправления проблем нормативного регулирования противодействия коррупции. И это при условии того что она не отображает статистику по мелкому взяточничеству и коммерческому подкупу для чего мы обратились к статистике предоставленной МВД РФ, где также можно заметить рост коррупционной преступности (Таблица 2), на которой также наблюдается рост проявлений коррупционной преступности, при этом на данной таблице виден еще факт снижения показателей раскрываемости от показателя зарегистрированных преступлений на уровне от 20 до 30 процентов по составам преступлений, предусмотренных статьей 290 УК РФ. Если же рассматривать статистику по количеству зарегистрированных и раскрытых преступлений, предусмотренных ст. 291.2 УК РФ то тут отклонения возможны в обе стороны примерно на 10%, однако за пять лет показатель общей раскрываемости составляет 96,9 %. По обоим видам коммерческого подкупа показатель раскрываемости примерно такой же как и по мелкой взятке, однако резкое отставание показателя раскрываемости по зарегистрированным преступлениям по ст. 290 УК РФ от остальных видов коррупционных пре-
ступлений весьма настораживает так как, уголовное преследование по статье 290 УК РФ является наиболее важным с точки зрения публичных интересов, поэтому для правоприменителя и законодателя необходимо разработать эффективный правовой механизм для противодействия данному проявлению коррупционной преступности.
Таблица 1. Количество преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки), уголовные дела о которых направлены в суд.[2]
Годы Динамика (+/-) Количество преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд
2010 -3.3% 6431
2011 -13.1% 5589
2012 -14.5% 4781
2013 29.1% 6172
2014 -10.6% 5515
2015 -5.0% 5242
2016 -7.7% 4839
2017 -50.3% 2404
2018 12.3% 2700
2019 11.1% 2999
2020 4.6% 3136
2021 17.1% 3671
Декабрь 2022 25.2% 4596
Таблица 2. Количество зарегистрированных и раскрытых преступлений по статье 290 ,291.2, 204, 204.2 УК РФ
Год Количество зарегистрирован- Динамика роста количества Из них раскрыто Динамика раскрываемо-
ных преступлений зарегистрированных преступлений сти
Получение взятки ст. 290 УК РФ
2017 3188 - 2461 - [3]
2018 3499 9,8 2784 13,1 [4]
2019 3988 14,0 3092 11,1 [5]
2020 4174 4,7 3320 [6] 7,
2021 5020 20,3 3731 12,4 [7]
2022 5540 10,4 4710 26,2 [8]
Мелкая взятка ст. 291.2 УК РФ
2017 5841 - 5549 - [3]
2018 5437 -6,9 5715 3,0 [4]
2019 5408 -0,5 5068 -11,3 [5]
2020 5274 -2,5 5188 2,4 [6]
2021 7031 33,3 6152 18,6 [7]
2022 7353 4,6 7530 22,4 [8]
Коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ
2017 840 -27,9 759 -35,0 [3]
2018 740 -11,9 591 -22,1 [4]
2019 990 33,8 795 34,5 [5]
2020 1162 17,4 1017 27,9 [6]
2021 1216 4,6 962 -5,4 [7]
2022 1270 4,4 1183 23,0 [8]
Мелкий коммерческий подкуп ст. 204.2 УК РФ
2017 178 - 262 - [3]
2018 228 28,1 211 -19,5 [4]
2019 304 33,3 221 4,7 [5]
2020 282 -7,2 329 48,9 [6]
2021 241 -14,5 276 -16,1 [7]
2022 285 18,3 258 -6,5 [8]
На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество федеральных законов и подзаконных актов так или иначе регулирующих противодействие коррупции, при этом в Уголовном кодексе и иных нормативно-правовых актах не существует единого понимания о сумме предмета взятки в связи с чем правоприменителю зачастую сложно отделить возможно правомерный подарок от уголовно-правовой взятки или коммерческого подкупа в связи с чем необходимо определить, что составляет предмет взятки, с какой суммы она становится преступлением.
В данной работе проанализированны базовые нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции, в целях составления на его основе консолидированного предмета взятки.
Следует отметить, что представители научного сообщества уже выдвинули свои предложения по поводу определеения предмета взятки. А.Г. Безверхов определяет предмет взятки как:
«Предметом взяточничества и коммерческого подкупа являются любая имущественная выгода, как в виде необоснованного получения денег, ценных бумаг, иного движимого или недвижимого имущества безвозмездно или с неэквивалентным возмещением, на определенный или неопределенный срок ( в т. ч. безвозвратно), так и в виде незаконных оказания услуги имущественного характера, предоставления иных имуще-
ственных прав.»[9, с. 88]
Данное определение, по нашему мнению, достаточно точно описывает предмет взяточничества, однако оно содержит некоторые неточности в определении некоторых элементов предметов взятки.
Прежде всего необходимо определить ключевые элементы входящие в предмет взятки и коммерческого подкупа. По нашему мнению, ключевыми здесь являются вид взятки, их денежный эквивалент и лица, участвующие в получении взяток.
Центральным является ответ на вопрос, какие предметы материального и нематериального мира могут быть предметом взятки? Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", который установил:
«Предметом взяточничества (статьи 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ) и коммерческого подкупа (статьи 204, 204.1, 204.2 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав»[10]
Таким образом в предмет взятки входят все виды обьектов гражданских прав за исключением охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации, нематериальных благ, результатов работ. Отсутствие результатов работ среди объектов взятки, что, по нашему мнению, является явной недоработкой данного постановления, так как, теоретически такой вариант взятки возможен и необходимо урегулировать его, однако законодатель попытался урегулировать данную проблему в ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-Ф3 в рамках регламентации понятия конфликта интересов и личной заинтересованности, которая гласит:
«под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи»[11]
Также важным вопросом является могут ли быть услуги нематериального характера предметом взятки. На этот вопрос в своем исследовании отвечают С.В. Изосмов и Э.А. Гейвандов:
«Оказание должностному лицу услуг нематериального характера, невлекущих получение материальной выгоды, за совершение им по службе тех или иных действий или бездействие (например, «дружеское расположение» начальника, лестная характеристика или отзыв в печати, почетная грамота и т.п.) не может рассматриваться как взяточничество.»[12, с. 59]
По нашему мнению данный подход не является правильным так как, из вполне благовидных с правовой точки зрения услуг нематериального характера при определенных условиях вполне возможно получить и материальные выгоды. Поэтому с нашей точки зрения к таким услугам нематериального характера стоит уделять отдельное внимание и устанавливать в каждом отдельном случае возможность извлечения материальных выгод из них.
Таким образом в современной регламентации предмета взятки очевидно имеются некоторые неточности вызванные прежде всего непоследовательной деятельностью различных органов занимающихся регламентацией данного вопроса. Тем самым, по нашему мнению, эффективным будет введение понятия взятки в Федеральный закон "О противодействии коррупции", либо в Уголовный Кодекс Российской Федерации и внесение изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 для уточнения предмета взятки.
И если с обьектами входящими в предмет взятки все достаточно понятно, то с их денежным эквивалентом возникают некоторые сложности так как, в Уголовном Кодексе Российской Федерации присутствуют составы преступлений предусмотренных статьями 204.2 и 291.2 УК РФ, которые определяют мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество соответственно. Наличие этих составов в уголовном кодексе, по нашему мнению некоторым образом нелогично так как, они описывают вариант поведения который несет за собой меньшую общественную опасность по сравнению с составами преступлений, предусмотренных ст. 204, 290 УК РФ, однако существенных различий между данными составами нет, за исключением денежного размера взятки или коммерческого подкупа, но если рассматривать удельный вес мелкой взятки среди остальных видов взятки, то можно заметить, что в 2022 году он составил 61,51% то есть больше половины взяток - мелкие, что некоторым образом оправдывает наличие в УК РФ состава предусмотренного ст. 291.2. По нашему мнению, наличие данных составов в своем современном ввиде в Уголовном кодексе не является правильным подходом, который порождает чрезмерное увеличение количества статей УК РФ и создает видимость борьбы с коррупцией и было бы логичным ввести эти составы в главу 19 КоАП РФ, которая на сегодняшний день содержит один схожий с этими составами состав административного правонарушения закрепленный ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»[13].
Также важным вопросом является, определение законодателем нижнего и верхнего предела при определении размера взятки или коммерческого подкупа. Вместе с тем в Уголовном кодексе на сегодняшний день отсутствует отграничение нижнего предела взятки для составов преступлений предусмотренных ст. 204.2 и 291.2 УК РФ, его необходимо выяснять с помощью обращения к ст. 575 ГК РФ, в которой двояко устанавливается нижний предел денежного эквивалента мелкой взятки или коммерческого подкупа через запрет дарения подарка стоимостью вы ше определеннного в данной статье эквивалента. Так согласно ст. 575 ГК РФ:
«Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должност-
ным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей»[14]
Однако это не означает запрет на дарение госслужащим подарка стоимостью выше трех тысяч рублей, но для таких подарков применяются специальные правила ФЗ «О государственной гражданской службе» о выкупе данного подарка за счет средств госслужащих. Также в категорию взятки не попадают подарки подаренные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, что указано в примечании к ст. 575 ГК РФ. Данное положение также закреплено в ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [15]
Также закономерным вопросом к законодателю является то, исходя из чего были установлены аналогичные денежные эквиваленты для взятки и для коммерческого подкупа? По нашему мнению, это связано с тем, что современнная уголовно-правовая политика пытается такими мерами показать то, что для современной России важна стабильность в функционировании как государственных механизмов, так и коммерческих организаций что, косвенно подтверждается в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, закрепляющая равенство и равную защиту как государственной, так и частной собственности. Также, по нашему мнению, вызывает множество вопросов сами размеры денежных эквивалентов взятки и коммерческого подкура которые по нашему мнению сильно занижены и уже не отвечают современным экономическим реалиям. Логично было бы провести индексацию данных сумм с учетом инфляции, чтобы данные размеры соответствовали современному уровню развития экономики и доходов населения.
Для сравнения нами представлена таблица сумм денежных средств предмета коррупционных преступлений.
Таблица 3. Корреляция размеров денежного эквивалента различных видов взятки и коммерческого подкупа [16]
Взятка Коммерческий подкуп
Вид Денежный эквивалент Вид Денежный эквивалент
Мелкая взятка ст. 291.2 УК РФ от 3 тыс. руб. до 10 тыс.руб. Мелкий коммерческий подкуп ст. 204.2 УК РФ от 3 тыс. руб. до 10 тыс.руб.
Взятка ч.1 ст. 290 УК РФ от 10 тыс. руб. до 25 тыс.руб Коммерческий подкуп ч.1 ст. 204 УК РФ от 10 тыс. руб. до 25 тыс.руб
Взятка в значительном размере ч.2 ст. 290 УК РФ от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб Коммерческий подкуп в значительном размере ч.2 ст. 204 УК РФ от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб
Взятка в крупном размере ч.4 ст. 290 УК РФ от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб Коммерческий подкуп в крупном размере ч.3 ст.204 УК РФ от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб
Взятка в особо крупном размере ч.5 ст. 290 УК РФ от 1 млн. руб. Коммерческий подкуп в особо крупном размере ч.4 ст.204 УК РФ от 1 млн. руб.
Также в табличном варианте мы отобразили суммы денежных средств по законодательным определениям ФЗ "О противодействии коррупции","О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 575 ГК РФ (Таблица 4) достаточных для наличия состава коррупционного правонарушения.
Исходя из анализа таблиц базовые федеральные законы о противодействии коррупции не содержат минимального денежного эквивалента неправомерного получения ценностей должностными лицами, а гражданский кодекс этот предел регламентирует, что не совсем правильно так как коррупция и противодействие ей регламентируются публичным правом, а не как частным чьим ярким представителем является Гражданский Кодекс Российской Федерации. По нашему мнению минимальный предел должен регламентироваться либо в специальном законодательстве о противодействии коррупции, либо в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Впрочем последний вариант для нас выглядит болеее предпочтительным так как, он обеспечит единство и синхронность внутри одного нормативно-правового акта.
Таблица 4. Регламентация Федеральными законами минимальных денежных эквивалентов денежных средств достаточных для наличия состава коррупционного правонарушения.
Федеральный закон ст. 575 ГК РФ ФЗ "О противодействии коррупции" ФЗ "О государствен-
ной гражданской службе Российской Федерации"
Минимальный денеж- От 3 тысяч рублей, не Размер не указан [11] Размер не указан [15]
ный эквивалент неправомерного считая подарков, подаренныхв
получения ценностей связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.[14]
В настоящее время в УК РФ отсутствует законодательное определение взятки и коммерческого подкупа. Считаем необходимым в примечении к статьям 290 и 204 УК РФ изложить следующим образом:
предметом взятки и коммерческого подкупа являются переданные в собственность или временное пользование (переданных на неоправданно льготной основе) деньги, ценные бумаги, и другие объекты вещных прав, а также незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, а также результаты выполнения работ, стоимостью в денежном эквиваленте более трех тысяч рублей. Не являются предметами взятки, переданными в собственность в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
Подводя итог, следует сказать, что на современном этапе существует множество проблем в регламентации противодействия коррупции вызванные прежде всего отсутствием единого порядка в нормотворчестве, что вызвало аодобную ситуацию, при которой остро назрела необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты для проведения согласования и унификации подходов противодействия коррупции, в целях повышения эффективности противодействия, совершения коррупционных преступлений, повышения уровня социальной справедливости, доверия властным структурам, прозрачности работы государственного аппарата.
Таким образом, эффективно противодействуя коррупциии сегодня, мы обеспечиваем безопасное, справедливое, экономически развитое общество на годы и десятилетия вперед.
Библиогра фия:
1) Дело № 4-АПУ19-42СП от 04.12.2019. Верховный суд - Текст: электронный // СПС «Судакт» : [сайт]. -URL: https://sudact. ru/vsrf/doc/jBr1 aG9Xu pJL/?vsrf-
txt=%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkinfo=%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F+290.+%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B2%D 0%B7%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%28%D0%A3%D0%9A+%D0%A0%D0%A4%29&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1676923810340&snippet_pos=1770#snippet (Дата обращения: 08.02.2023)
2) Количество зарегистрированных преступлений по статье 290 УК РФ с 2010 года по 31 декабря 2022. - Текст: электронный //Официальный сайт генеральной прокуратуры Российской Федерации, Портал правовой статистики: [сайт]. - URL:crimestat.ru/offenses_chart (Дата обращения: 08.02.2023)
3) Показатели преступности в России за январь - декабрь 2017 года: стат. Сборник. - Текст: электронный // ФКУ «ГЛАВНЫЙ Информационно-Аналитический центр»: [сайт]. - Москва, 2018. - URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/16053092/ (Дата обращения: 08.02.2023)
4) Показатели преступности в России за январь - декабрь 2018 года: стат. Сборник. - Текст: электронный // ФКУ «ГЛАВНЫЙ Информационно-Аналитический центр»: [сайт]. - Москва, 2019. - URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19412450/ (Дата обращения: 08.02.2023)
5) Показатели преступности в России за январь - декабрь 2019 года: стат. Сборник. - Текст: электронный // ФКУ «ГЛАВНЫЙ Информационно-Аналитический центр»: [сайт]. - Москва, 2020. - URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22678184/ (Дата обращения: 08.02.2023)
6) Показатели преступности в России за январь - декабрь 2020 года: стат. Сборник. - Текст: электронный // ФКУ «ГЛАВНЫЙ Информационно-Аналитический центр» : [сайт]. - Москва, 2021. - URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (Дата обращения: 08.02.2023)
7) Показатели преступности в России за январь - декабрь 2021 года: стат. Сборник. - Текст: электронный // ФКУ «ГЛАВНЫЙ Информационно-Аналитический центр» : [сайт]. - Москва, 2022. - URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (Дата обращения: 08.02.2023)
8) Показатели преступности в России за январь - декабрь 2022 года: стат. Сборник. - Текст: электронный // ФКУ «ГЛАВНЫЙ Информационно-Аналитический центр» : [сайт]. - Москва, 2022. - URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/ (Дата обращения: 08.02.2023)
9) Безверхов А.Г. О предмете взяточничества и коммерческого подкупа/ А.Г. Безверхов// Вестник Самарской государственной гуманитарной академии, Серия: право. - 2013. - № 2(14) . - С. 87-92
10) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019). - Текст: электронный // СПС «Консультант +» : [сайт]. -URL:https://www.consuItant.ru/document/cons doc LAW 149092/?yscIid=Ie241pyiv|158231459 (Дата обращения: 08.02.2023)
11) Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ . - Текст: электронный // СПС «Консультант +» : [сайт]. -URL:https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/?ysclid=le2455ve9r575787295(Дата обращения: 08.02.2023)
12) Изосимов С.В., Гейвандов Э.А.,Предмет взяточничества: проблемы определения содержания/ С.В. Изосимов, Э.А. Гейвандов//Журнал «Актуальные проблемы экономики и права». - 2010. - № 4. - С. 56-63
13) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.01.2023)/СПС «КонсультантПлюс».-URL: https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?yscIid=Ie24dsspa7431588306(Дата обращения: 08.02.2023)
14) Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 -ФЗ. - Текст: электронный // СПС «Консультант +» [сайт]. -URL: http://www.consuItant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения: 08.02.2023)
15) Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ/СПС «КонсультантПлюс».- URL: https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/?yscIid=Ie24ieunmx38745805(Дата обращения: 08.02.2023)
16) "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022) //СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 08.02.2023)
References:
1) Case No. 4-APU19-42SP dated 04.12.2019. Supreme Court - Text: eIectronic // SPS "Sudakt' : [website]. - URL:https://sudact.ru/vsrf/doc/jBr1aG9XupJL/?vsrf-txt=%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9&vsrf-case_doc=&vsrf-
Iawchunkin-
fo=%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F+290.+%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B2%D0%B7%D1 %8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%28%D0%A3%D0%9A+%D0%A0%D0%A4%29&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1676923810340&snippet_pos=1770#snippet (Accessed 08.02.2023)
2) The number of registered crimes under ArticIe 290 of the CriminaI Code of the Russian Federation from 2010 to December 31, 2022. - Text: eIectronic //OfficiaI website of the GeneraI Prosecutor's Office of the Russian Federation, PortaI of IegaI Statistics: [website]. - URL:crimestat.ru/offenses_chart (Accessed: 08.02.2023)
3) Crime rates in Russia for January - December 2017: stat. CoIIection. - Text: eIectronic // FKU "MAIN Information and AnaIyticaI Center": [website]. - Moscow, 2018. -URL:https://xn--b1 aew.xn--p1 ai/reports/item/16053092 / (Accessed: 08.02.2023)
4) Crime rates in Russia for January - December 2018: stat. CoIIection. - Text: eIectronic // FKU "MAIN Information and AnaIyticaI Center": [website]. - Moscow, 2019. -URL:https://xn--b1aew.xn--p1 ai/reports/item/19412450 / (Accessed: 08.02.2023)
5) Crime rates in Russia for January - December 2019: stat. CoIIection. - Text: eIectronic // FKU "MAIN Information and AnaIyticaI Center": [website]. - Moscow, 2020. -URL:https://xn--b1 aew.xn--p1ai/reports/item/22678184 / (Accessed: 08.02.2023)
6) Crime rates in Russia for January - December 2020: stat. CoIIection. - Text: eIectronic // FKU "MAIN Information and AnaIyticaI Center" : [website]. - Moscow, 2021.
- URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 / (Accessed: 08.02.2023)
7) Crime rates in Russia for January - December 2021: stat. CoIIection. - Text: eIectronic // FKU "MAIN Information and AnaIyticaI Center" : [website]. - Moscow, 2022.
- URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 / (Accessed: 08.02.2023)
8) Crime rates in Russia for January - December 2022: stat. CoIIection. - Text: eIectronic // FKU "MAIN Information and AnaIyticaI Center" : [website]. - Moscow, 2022.
- URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677 / (Accessed: 08.02.2023)
9) Bezverkhov A.G. On the subject of bribery and commerciaI bribery/ A.G. Bezverkhov// BuIIetin of the Samara State Humanitarian Academy, Series: Iaw. - 2013. - № 2(14) . - Pp. 87-92
10) ResoIution of the PIenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 09.07.2013 N 24 (ed. of 24.12.2019). - Text: eIectronic // SPS "ConsuItant +" : [website]. - URL:https://www. consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_149092/?yscIid=Ie241 pyivj158231459 (Accessed 08.02.2023)
11) FederaI Law "On Combating Corruption" dated 25.12.2008 N 273-FZ. - Text: eIectronic // SPS "ConsuItant +" : [website]. -URL:https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/?yscIid=Ie2455ve9r575787295(Accessed 08.02.2023)
12) Izosimov S.V., Geyvandov E.A., The subject of bribery: probIems of determining the content/ S.V. Izosimov, E.A. Geyvandov//The journaI "ActuaI probIems of Economics and LaW. - 2010. - No. 4. - pp. 56-63
13) "The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" of 30.12.2001 N 195-FZ (ed. of 27.01.2023)/SPS "ConsuItantPIus".- URL: https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?yscIid=Ie24dsspa7431588306(Accessed 08.02.2023)
14) The CiviI Code of the Russian Federation: FederaI Law No. 51-FZ of 30.11.1994. - Text: eIectronic // SPS "ConsuItant +" [website]. - URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 / (accessed: 08.02.2023)
15) FederaI Law "On the State CiviI Service of the Russian Federation" dated 27.07.2004 N 79-FZ/SPS "ConsuItantPIus".- URL: https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/?yscIid=Ie24ieunmx38745805(Accessed 08.02.2023)
16) "CriminaI Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 28.01.2022) //SPS "ConsuItantPIus". - URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 / (Accessed: 08.02.2023)