Научная статья на тему 'Корреляционная зависимость между оценкой вступительных испытаний абитуриента и текущей успеваемости студента'

Корреляционная зависимость между оценкой вступительных испытаний абитуриента и текущей успеваемости студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корреляционная зависимость между оценкой вступительных испытаний абитуриента и текущей успеваемости студента»

Высшее образование

:сти в становлении 1 :та специалиста. ■:н компьютерных ллшо переходить от к программам лич-го характера. Все •яиввателей вуза струк-ш процесс таким обра-студентами ди-Госстандарта студен-регулировать про-и объема осваи-«ггриала. Причем ис-технологий из-учебной информа-способа мышления умозаключения -у. начинается пере-«5. от единичного - от шре I ному, от общего к

•становления професси-«йхЧодимо рассматри-лих специалистов, Ь^асногультурную проб-свание всегда действо-чхах определенной

F кивал Э.В. Ильенков, лелает освоенная им

•ке европейского твуют две моде-одель, германс-готовку профес-овладение буду-аеобходимой суммы • :в. Процессам гума-•j - гловека в ней отво-н рать. Вторая модель, ■против, предполагает личности специа-

бразования Рос-лась германская подготовки высокоп-сгкциалиста, который я в систему уп-характерную для

технократической организации общественных отношений. Поэтому одним из противоречий высшего российского образования является противоречие между потребностью общества в интеллектуально и лич-ностно развитом человеке и существующей технологией обучения, ориентированной на усвоение знаний, а не на развитие самостоятельности и творческой активности субъекта деятельности. В этом случае образовательные технологии обучения приводят к тому, что познавательные спо-

собности студентов вуза вступают в противоречие с объемом информации и количеством учебных дисциплин. В результате перед системой высшего образования возникла дилемма, заключающаяся в том, чтобы либо провести искусственную селекцию знаний и отобрать необходимый набор дисциплин, либо готовить специалистов узкого профиля. И в том и в другом случае необходимо изучение условий становления и формирования профессионального опыта будущего специалиста.

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ОЦЕНКОЙ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ АБИТУРИЕНТА И ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТА

А. Н. Кадычегов, декан аграрного факультета Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат сельскохозяйственных наук

В последние годы особо остро встал вопрос качественного отбора абитуриентов на программы высшего и среднего образования. Внедряются более совершенные формы вступительных испытаний: тестирование и единый государственный экзамен (ЕГЭ). Данная форма вступительных испытаний исключает субъективный фактор в оценке знаний абитуриентов. Широкий диапазон балльной оценки позволяет более дифференцировано проводить зачисление студентов, имеющих по переводной шкале равные результаты. Например, в оценке "отлично" может находиться от 76 до 100 баллов. Отборочные предпочтения отдают более высокому баллу.

Нововведение исключает прямой диалог будущего студента с преподавателем, исчезает эмоциональное общение, и в этой ситуации сложно выделить контингент, способный системно мыслить, принимать нестандартные решения, искать пути исправления допущенных ошибок. Решение тестовых задач требует энциклопедических знаний, эрудиции и не более.

Перенос опыта вступительных испытаний на текущую аттестацию в период обучения способствует тому, что студенты теряют навыки общения и изложения своих мыслей. Отмечается тенденция, когда студент "отличник" с большим трудом без конспекта может изложить и обосновать поставленную перед ним задачу. В свою очередь студенты, имеющие балл по тестированию ниже среднего, во многих случаях прекрасно справляются с такой задачей.

Вступительные испытания - это наиболее ответственный момент как для молодого человека, так и для приемных комиссий вузов. В настоящее время какую форму вступительных испытаний использовать выбирать не приходится. Большинство вузов участвуют в эксперименте по ЕГЭ, в том числе и Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (ХГУ).

Согласно федеральному закону Российской Федерации "Об образовании" перечень вступительных испытаний абитуриентов, а также систему оценки знаний определяет высшее учебное заведение в рам-

ках школьной учебной программы [1].

В качестве вступительных испытаний на аграрном факультете ХГУ им. Н.Ф. Ка-танова апробированы математика, химия и биология.

Цель исследования - определить сопряженность между балльной оценкой вступительных испытаний в вуз и текущей успеваемостью студента.

Логика исследования состояла в решении задачи определения корреляционной зависимости между оценкой вступительных испытаний по математике, биологии, химии, русскому языку и текущей успеваемостью студентов.

Полученные результаты в настоящем исследовании позволяют наметить основные ориентиры приема в вуз. Мы исходили из того, что проведение вступительных экзаменов тестированием в вузе имеет много общего с оценкой знаний при проведении ЕГЭ как в школе, так и на вузовском этапе.

Коэффициенты корреляции дидактических причин рассчитывали по критерию Пирсона.

Объектом исследования являлась группа студентов набора 1997 и 2000 гг.

В 1997 г. наряду с профилирующей дисциплиной биология, на специальность 310200 - "Агрономия" в качестве вступительного экзамена была определена математика, что и предопределило выбор данной группы студентов для исследования. Оценку знаний проводили по математике и биологии тестированием.

В цикле ГСЭ положительная средняя корреляционная зависимость отмечена между оценкой вступительных испытаний по биологии и текущей успеваемостью только по дисциплине "Иностранный язык", а оценка по математике - с оценкой по дисциплине "История" (табл.).

В цикле ЕН положительная средняя зависимость была между оценкой вступительных испытаний по биологии и текущей успеваемостью по математике.

Корреляция межу оценкой вступительных испытаний по математике и текущей

аттестацией студентов по циклу ЕН была положительной средней по физике, органической химии и несущественной - с текущей успеваемостью по математике.

В цикле СД отмечена положительная средняя зависимость между оценкой вступительных испытаний по биологии и текущей аттестацией по растениеводству.

Вступительные испытания в вуз по математике позволяют прогнозировать текущую успеваемость по блоку СД только по почвоведению с основами геологии на 20,2 % и механизации, электрификации и автоматизации с/х производства на 16,8 %, по дисциплинам "Растениеводство", "Земледелие", "Агрохимия", "Мелиоративное земледелие", "Плодоводство и овощеводство", "Кормопроизводство" корреляционная связь была низкой и несущественной.

Итоговая оценка качества знаний по математике на вступительных экзаменах в вуз позволяет с очень низкой долей вероятности прогнозировать будущую успеваемость студентов агрономического профиля. Полученные результаты вступают в противоречие с условиями приема в вуз по результатам ЕГЭ по математике. Такой алгоритм единого государственного экзамена предложен и апробируется в республике Марий Эл [2].

Студенты набора 2000 г. в качестве вступительных испытаний сдавали экзамены по биологии, химии и русскому языку. Экзамен проводился в виде письменного теста.

Расчет корреляционных связей между оценками вступительных испытаний по биологии и текущей успеваемостью студентов не позволил выявить ни по одной дисциплине существенную связь. Аналогичная закономерность отмечена и с оценкой по химии.

Особый интерес вызывает сопряженная связь между оценкой по русскому языку на вступительных испытаниях и текущей успеваемостью студентов. Из 22 случаев в 11 корреляционная связь была средней и существенной и семи - средней, но несущественной.

) циклу ЕН была по физике, орга-—гственной - с теге математике.

положительная гх^у оценкой всту-:: биологии и теку-неводству. -ля в вуз по матировать теку-у СД только по гологии на 20,2 : нкации и авто-; на 16,8 %, по ггво", "Земледе-ративное земле-овощеводство", корреляционная ественной. знаний по ма-экзаменах в вуз :ей вероятности . леваемость сту-офиля. Получен-: противоречие с результатам ЕГЭ гнтм единого го-■едложен и апроша Эл [2].

в качестве .давали экзаме-гусскому языку, г '—г письменного

х связей между испытаний по еваемостью сту-: -ль ни по одной -о связь. Анало-стмечена и с оцен-

■ызывает сопряжен-" по русскому язы-"гыганиях и теку-г -гтов. Из 22 слу-:вязь была сред--чи - средней, но

Высшее образование

Таблица

Сопряженность оценок вступительных испытаний с текущей успеваемостью студентов

Коэффициент корреляции

Хи- Матема- Русский

Биология мия тика язык

1997 2000 2000 1997 2000

Общее гуманитарное и социально-экономические дисциплины (ГСЭ)

История -0,06 0,18 0,15 0,39* 0,16

Иностранный язык 0,44 -0,16 0,05 0,32 0,41*

Философия 0,16 -0,02 0,04 -0,01 0,39*

Экономика 0,09 0,23 0,34 0,24 0,47*

Общие математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН)

Математика 0,60 -0,12 0,11 0,34 0,35

Физика 0,30 0,03 0,23 0,38* 0,34

Неорганическая и аналитическая химия 0,32 -0,03 0,28 0,27 0,40*

Органическая химия 0,28 -0,05 -0,02 0,38* 0,35

Общие профессиональные дисциплины (ОПД)

Ботаника 0,23 -0,02 0,02 0,41* 0,40*

Микробиология 0,40* 0,06 0,05 0,15 0,31

Физиология растений 0,42 0,34 0,29 0,53* 0,44*

Экономика с/х производства 0,18 -0,03 0,16 0,10 0,37*

Управление с/х производством 0,01 0,13 -0,07 0,15 0,23

Защита растений 0,30 0,16 0,17 0,27 0,32

Специальные дисциплины (СД)

Почвоведение с основами геологии 0,11 -0,01 0,11 0,45* 0,37*

Механизация, электрификация и

автоматизация с/х производства 0,34 0,09 -0,18 0,41* 0,30

Растениеводство 0,41 0,06 0,22 0,30 0,41*

Земледелие 0,23 0,10 0,07 0,29 0,40*

Агрохимия 0,23 -0,03 0,23 0,25 0,28

Мелиоративное земледелие 0,11 0,03 0,11 0,24 0,40*

Плодоводство и овощеводство 0,16 0,27 0,19 0,15 0,23

Кормопроизводство -0,11 0,06 0,05 0,15 0,30

* - не существенно при р = 0,05

Проведенные расчеты не позволяют сделать однозначных выводов и предложений по организации вступительных испытаний.

Выявлено противоречие между качеством отбора по профильным дисциплинам (химия, биология) и качеством обучения студентов.

Назрела необходимость в системном подходе отбора контингента студентов и проведёнии исследований по выявлению причин, мешающих самореализации студентов в процессе обучения.

Отталкиваясь от реалий сегодняшнего дня, следует констатировать, что ЕГЭ еще больше снижает возможность общения с

будущим студентом потенциального преподавателя. Теряется практическая направленность подготовки абитуриентов в профильных классах и особенно по аграрным специальностям. Знание основ растениеводства, земледелия, пчеловодства и других дисциплин не могут в полном объеме заменить академических знаний по химии и биологии. Соответственно, нет почвы для проведения ранней профориентации на базе школ.

И как найти именно своего студента, который способен самореализовываться в будущей специальности?

Одним из наиболее приемлемых путей остается отбор талантливой молодежи по результатам предметных школьных и профильных олимпиад.

Профессиональное развитие студента в стенах вуза носит индивидуальный характер. Часть студентов очень быстро проходит адаптацию в вузе, и в короткие сроки начинается их профессиональное становление. А у многих наблюдается разочарование в выбранной специальности, отдельных предметах, формах обучения и контроля, и как следствие падает интерес к учебе. Аналогичную тенденцию отмечал Осипов П.Н. в среде студентов сельскохозяйственного техникума [3].

Налицо противоречие между качеством школьных знаний и требованиями к студентам в вузе по конкретной специальности. Это противоречие носит индивидуальный характер и диктуется рядом причин, в том числе мотивацией выбора специальности, психологической готовности профессионального становления. Особенности профессионального становления зависят от межличностных взаимоотноше-

ний в социальной среде, в которой находится студент.Большое значение имеют и познавательные мотивы, которые студент реализует в процессе обучения. Познавательная деятельность является для большинства студентов сферой их жизнедеятельности. Значительный процент студентов, и в особенности выпускников городских школ, с большим трудом представляли до поступления в вуз специфику сельскохозяйственного производства и не имели другой мотивации к успешной учебе. Если на первых курсах ведущими мотивами служит познавательная деятельность, направленная на расширение эрудиции, то на старших проявляется интерес к усвоению конкретных учебных дисциплин, направленных на получение необходимых знаний и умений, связанных со спецификой выбранной специальности.

Отмечается и тенденция повышения качества знаний от младших к старшим курсам. Это в значительной степени обусловлено отсевом студентов, профессиональное самоопределение которых не состоялось.

В заключении следует отметить, что наряду с приемом в вуз по ЕГЭ, необходимо шире использовать формы приема профессионально ориентированной молодежи в вуз через организацию профильных олимпиад и конкурсов.

Литература:

1.Закон РФ "Об образовании".- М.: Издательство ПРИОР, 2001.-48с.

2.Бархотова Т. Единый государственный экзамен: первый шаг сделан // Народное образование,- 2001.-№ 1.-С. 5-8.

З.Осипов П.Н. Если за кризисом - кризис, что в итоге? //Специалист -№ 4.-2001.-С.27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.