Научная статья на тему 'Коррекция уровня тревожности у студентов, проживающих в Евро-Арктическом регионе на основе метода биологической обратной связи'

Коррекция уровня тревожности у студентов, проживающих в Евро-Арктическом регионе на основе метода биологической обратной связи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / EMOTIONAL STRESS / СИТУАТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SITUATIONAL AND PERSONAL ANXIETY / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / BIOFEEDBACK / ЕВРО-АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / EURO-ARCTIC REGION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьевская Наталья Леонидовна, Белишева Наталья Константиновна

В статье приведены результаты исследования уровня ситуативной и личностной тревожности (СТ и ЛТ, соответственно) у студентов медицинского колледжа, проживающих и обучающихся в условиях Евро-Арктического региона, до коррекции психофизиологического состоянии и после применения метода биологической обратной связи (БОС). Показано, что для студентов медицинского колледжа характерен высокий уровень тревожности, превышающий нормативные значения. Занятия по методике БОС, с обучением диафрагмальному дыханию, приводят к снижению уровней СТ и ЛТ, что позволяет рассматривать метод БОС как высокоэффективную здоровье-сберегающую технологию, направленную на снижение степени риска развития психосоматических нарушений в условиях Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соловьевская Наталья Леонидовна, Белишева Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the study of the levels of situational and personal anxiety (SА and PA, respectively) at the medical college students living and studying in the conditions of the Euro-Arctic Region, before and after correction of a psychophysiological state by using of biofeedback (BFB) are presented in the article. It was shown that a high level of anxiety, greater than standard values were typical for students of medical college. Classes on biofeedback technique with learning of diaphragmatic breathing, lead to lower levels of SA and PA. So, the method of BFB can be considered as a highly effective health-saving technology aimed to risk reduction of human psychosomatic disorders in the Arctic.

Текст научной работы на тему «Коррекция уровня тревожности у студентов, проживающих в Евро-Арктическом регионе на основе метода биологической обратной связи»

КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЕВРО-АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ

U U

МЕТОДА БИОАОГИЧЕСКОИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Соловьевская Наталья Леонидовна

м.н.с., НОМБПКНЦРАН, г.Апатиты

Белишева Наталья Константиновна

д.б.н., зав. НОМБП КНЦ РАН, профессор МГТУ, г. Апатиты

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты исследования уровня ситуативной и личностной тревожности (СТ и ЛТ, соответственно) у студентов медицинского колледжа, проживающих и обучающихся в условиях Евро-Арктического региона, до коррекции психофизиологического состоянии и после применения метода биологической обратной связи (БОС). Показано, что для студентов медицинского колледжа характерен высокий уровень тревожности, превышающий нормативные значения. Занятия по методике БОС, с обучением диафрагмальному дыханию, приводят к снижению уровней СТ и ЛТ, что позволяет рассматривать метод БОС как высокоэффективную здоровье-сберегающую технологию, направленную на снижение степени риска развития психосоматических нарушений в условиях Арктики.

ABSTRACT

The results of the &udy of the levels of situational and personal anxiety ^А and PA, respectively) at the medical college Sudents living and Sudying in the conditions of the Euro-Arctic Region, before and after correction of a psychophysiological Sate by using of biofeedback (BFB) are presented in the article. It was shown that a high level of anxiety, greater than Sandard values were typical for Sudents of medical college. Classes on biofeedback technique with learning of diaphragmatic breathing, lead to lower levels of SA and PA. So, the method of BFB can be considered as a highly effective health-saving technology aimed to risk reduction of human psychosomatic disorders in the Arctic.

Ключевые слова: психоэмоциональное напряжение, ситуативная и личностная тревожность, биологическая обратная связь, Евро-Арктический регион.

Keywords:emotional Sress, situational and personal anxiety, biofeedback, Euro-Arctic Region.

Проживание в высоких широтах, в том числе, в Евро-Арктическом регионе, предъявляет повышенные требования к психофизиологическому состоянию организма человека, который подвергается специфическому воздействию высокоширотных физических факторов среды [1-15,32,33], ведущих к снижению устойчивости организма [11,16,19] и сокращению продолжительности жизни [4,12,17, 25,]. В частности, показано, что у жителей высоких широт развивается, так называемый, "синдром полярного напряжения" [15-18,27,28,33], который проявляется в "полярной" одышке, обусловленной своеобразной гипоксией, психоэмоци-альной лабильности, астенизации, снижении работоспособности, депрессии [20,25].

Определенный вклад в состояние психофизиологической неустойчивости и напряженности систем адаптации вносят вариации геофизических агентов, ассоциированных с солнечной активностью, которые в высоких широтах проявляются в экстремальной форме, влияют на психоэмоциональное состояние и функциональную активность головного мозга [7,9,10,26,27,29,30]. С удлинением сроков проживания на Севере повышается частота заболеваний дистрофически - дегенеративного характера, клиническая картина которых характеризуется гипостенизацией симптоматики и торпид-ностью течения [1,15,16].

Возникновение патологии отражает особенности защитной стратегии приспособления организма к экстремальным условиям. Психиатрический вариант приспособления может выражаться в различных пограничных состояниях, стремлениях к употреблению алкоголя, наркотиков, транквилизаторов [7,19].

Высокая уязвимость жителей Арктического региона к воздействию высокоширотных экстремальных факторов среды свидетельствует необходимости разработки здоро-вье-сберегающих технологий и методов коррекции психоэмоционального напряжения с учетом специфики проживания на Севере. Вместе с тем, низкая эффективность медицинской помощи на Севере, характерная для настоящего времени, обусловлена фактическим отсутствием системы обучения медицинского персонала ориентированного на помощь контингенту, проживающему в арктических условиях, отсутствием научно обоснованных программ первичной и вторичной профилактики наиболее социально значимых заболеваний человека в условиях региона. Для повышения эффективности адаптации человека к условиям Севера необходимо применять новые нелекарственные технологии в оздоровлении психоэмоциональной и психосоматической сферы людей, начиная с детского и юношеского возраста. Причем, профилактика заболеваний, связанных с явлением дезадаптации, должна учитывать особенности адаптатив-ной стратегии индивидуального организма.

Поскольку соматическое здоровье человека непосредственно связано с психоэмоциональным состоянием, то синдром психоэмоционального напряжения [10,12,24], оценивается как качественно новое состояние (аллостаз), занимающее промежуточное положение между нормальными реакциями организма и патологией. Одним из симптомов психоэмоционального напряжения является повышенная тревожность. Риск нарушения психической адаптации тесно связан с нарастанием тревожности, которую можно обнаружить до возникновения стойких адаптивных нарушений

Цель данного исследования состояла в выявлении уровня тревожности у студентов медицинского колледжа с последующей коррекцией психофизиологического состояния посредством применения метода биологической обратной связи (БОС терапии). Исследование психоэмоциональной сферы у студентов, проживающих и обучающихся в условиях Евро-Арктического региона, выбор и комплексное применение оптимальных методик их психологического сопровождения будет способствовать более успешной социально-психологической адаптации к учебному процессу, к специфике профессиональной деятельности и к воздействию высокоширотных экстремальных факторов окружающей среды.

Материал и методы

В исследовании принимали участие 119 студентов женского пола, средний возраст которых 20,4 года, обучающихся в медицинском колледже. Все испытуемые были ознакомлены с целью и условиями эксперимента и дали свое согласие на участие в исследованиях.

Тестирование психоэмоционального состояния, по критерию уровня ситуативной и личностной тревожности (СТ и ЛТ, соответственно), проводилось в процессе учебных практических занятий в течение 2011-2012 и 2012-2013 годов в период выхода из полярной ночи (в декабре), в кабинете доклинической практики колледжа. Оценка уровня СТ и ЛТ проводилась в соответствие с методикой Ч. Д. Спилбергера

- Ю. Л. Ханина, которая позволяет сделать существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты оцениваются в следующих градациях: до 30 баллов - низкая; 31-45

- средняя; больше 46 - высокая тревожность [13].

Для выявления возможности коррекции уровня тревожности, нами было проведено исследование по оценке эффективности снижения тревожности у студентов посредством использования методики биологической обратной связи (БОС-терапии).

Метод БОС-терапии (лечения и реабилитации), основан на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции (биоуправления) различных функций организма для улучшения общего состояния [30,32]. Для проведения БОС терапии был использован аппаратно-программный комплекс «Волна» фирмы «Амалтея» (Санкт-Петербург, Россия), который позволяет решать как диагностические, так и лечебно-профилактические задачи (собственно тренинг). При работе с пациентами по методу БОС, используется комплексный подход, а также учитываются индивидуально-психологические особенности пациентов. Метод позволяет в короткие сроки (10-15 сеансов) уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления, оптимизировать

Таблица 1.

Статистические характеристики уровня ситуативной и личностной тревожности (СТ и ЛТ, соответственно) в группах студентов за периоды обучения 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы

работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки диафрагмального типа дыхания, научиться самостоятельно преодолевать и подавлять болезненные проявления, восстанавливать высокую работоспособность, хорошее самочувствие и настроение, спокойствие и уверенность в своих силах [11].

Одними из многих показаний к БОС-терапии, являются стресс и психоэмоциональные перегрузки; невротические и тревожные расстройства; эмоционально - волевые нарушения; вегето-сосудистая дистония.

Занятия по методу БОС проводились в виде специальных тренировок, в ходе которых приборы и компьютерные комплексы БОС регистрировали у испытуемых физиологические параметры, значение которых отображались на мониторе. Из числа студентов с высоким уровнем тревожности было отобрано 33 человека для проведения занятий по методу БОС, с обучением диафрагмальному дыханию. Занятие включало 10 сеансов для каждого студента по 20 минут, 2 раза в неделю. В программу обучения были включены: одно вводное занятие плюс диагностика параметров ритма дыхания и пульса; два занятия постановки дыхания; шесть занятий - обучение дыханию; одно занятие - закрепление навыков дыхания, диагностика параметров ритма дыхания и сердечных сокращений.

Статистический анализ и оценку значимости различий между показателями проводили с использованием пакета программ <^ТАТШТГСА 10.0» с применением непараметрических методов анализа (и критерий Манна-Уитни, критерий Колмогорова-Смирнова), а также ^критерия для независимых выборок. Различия считали значимыми при р <0.05.

Результаты и обсуждение

Для оценки среднего уровня тревожности у испытуемых в 2011-2012, 2012-2013 учебных годах до курса БОС-тера-пии, был проведен статистический анализ показателей СТ и ЛТ (Таблица 1). Анализ статистических характеристик выявил высокий уровень ситуативной и личностной тревожности в группах испытуемых (Таблица 1). Средние показатели СТ и ЛТ составили 42,77±7,44 и 47,82±7,3 баллов, соответственно; медианы - 44,00 и 48 баллов, соответственно; а значения СТ и ЛТ в диапазоне процентилей 25%-75% - 38-48 и 44-54 баллов, соответственно. Эти данные свидетельствуют о том, что для группы испытуемых студентов в подавляющем большинстве, свойственны высокие уровни тревожности, превышающие нормативные значения. В частности, высокий уровень СТ выявлен более чем у трети студентов медицинского колледжа (39%), а высокий уровень ЛТ -более чем у половины студентов медицинского колледжа (66%), проходивших обследование.

параметры N Среднее Медиана Ст. откл. МИН.-МАКС. 25 % -75 %

СТ 119.00 42.77 44.00 7.44 20-38 38-48

ЛТ 119.00 47.82 48.00 7.30 25-63 44-54

Из полученных данных следует, что студенты медицинского колледжа испытывают психоэмоциональное напряжение и нуждаются в психологической коррекции посредством

обучения методам психологической саморегуляции. Одним из таких методов является БОС-терапия, которая приводит к повышению адаптивных возможностей организма, к сни-

жению психоэмоциональной нагрузки в процессе профессионального обучения, а также к повышению устойчивости организма к вариациям высокоширотных факторов среды, обусловленных климатогеографическими и геофизическими особенностями региона.

Проведение сеансов БОС терапии показало, что после обучения студентов оптимальному способу диафрагмаль-ного дыхания на основе методики БОС средние показатели

уровня СТ и ЛТ у испытуемых составили 36,39±7,3 баллов и 38,06±8,61 баллов, соответственно, что оказалось статистически значимо ниже показателей до проведения сеансов БОС: СТ составляло 43,97±5,28 баллов, а ЛТ-49,76± 5,65 баллов.

Значимость различий между показателями СТ и ЛТ до сеансов БОС и после выявлена по U критерию Манна-Уит-ни и критерию Колмогорова-Смирнова (Таблицы 2 и 3).

Таблица 2 .

Значимость различий между ситуативной и личностной тревожностью (СТ и ЛТ, соответственно) в группах сравнения до и после проведения сеансов БОС по U критерию Манна-Уитни

параметры U ъ р-уров. ъ р-уров. N N 2-х стор

СТ 227.50 4.06 0.00 4.07 0.00 33.00 33.00 0.00

ЛТ 139.00 5.19 0.00 5.20 0.00 33.00 33.00 0.00

Таблица 3.

Значимость различий между ситуативной и личностной тревожностью (СТ и ЛТ, соответственно) в группах сравнения до и после проведения сеансов БОС по критерию Колмогорова-Смирнова

Параметры Макс.отр Макс. По р-уров. Среднее Среднее Ст.откл. Ст.откл. N N

СТ 0.00 0.48 р < .001 43.97 36.39 5.28 7.30 33.00 33.00

ЛТ 0.00 0.58 р < .001 49.76 38.06 5.65 8.61 33.00 33.00

Средние показатели уровня СТ и ЛТ у студентов после зило средние показатели уровня СТ и ЛТ у студентов на 7,6 занятий по методике БОС показаны на рисунке 1. Оказа- и 11,7 баллов, соответственно. лось, что проведение БОС-терапии значимо (р< 0,001) сни-

т

-1-

—±—

I

!

1 1А 2 2А

Рисунок 1. Сравнение уровней ситуативной и личностной тревожности до проведения (1, 2, соответственно) и после проведения сеансов БОС (1А и 2А, соответственно).

Это позволяет утверждать, что у студентов, занимающихся по методике БОС, достоверно снизился уровень тревожности, как ситуативной, так и личностной. После проведенной коррекции психоэмоционального состояния посредством методов БОС-терапии, численность студентов с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности в группах испытуемых существенно снизилась: на 39,4%, и на 54,6%, соответственно.

Сравнение процентного соотношения уровня тревожности у студентов прошедших курс БОС-терапии и группы сравнения показало, что среди студентов, занимающихся по методике БОС, уровни СТ и ЛТ ниже на 43,7% и на 51,4%, соответственно.

Заключение

Наше исследование показало, что для студентов медицинского колледжа характерен высокий уровень тревожности: у более, чем одной трети студентов из числа обсле-

дованных (39%) СТ, и у большинства студентов ЛТ (66%) были выше нормативных значений.

Полученные результаты свидетельствуют, что студенты медицинского колледжа, проживающие в районе Крайнего Севера, представляют группу риска по возникновению и развитию психосоматических состояний и нуждаются в осуществлении профилактических и оздоровительных мероприятий, а также в психологической поддержке в процессе профессионального обучения.

Занятия по методике БОС, с обучением диафрагмально-му дыханию, являются высокоэффективной здоровье-сбере-гающей технологией, направленной на оздоровление психоэмоциональной сферы, способствующей снижению уровня тревожности, а значит и психоэмоционального напряжения, что, в свою очередь, уменьшает степень риска развития психосоматических нарушений.

Применение данной методики позволяет влиять и на снижение личностной тревожности, которая ранее считалась мало изменчивой личностной характеристикой индивидуума. Нормализация уровня тревожности, способствует снятию психоэмоционального напряжения, улучшению психофизиологического состояния, повышению адаптационных возможностей организма, что способствует выработке конструктивных стратегий поведения, формированию навыков преодоления жизненных трудностей и выносливости, способствуют созданию благоприятных условий для нервно-психического развития.

Метод БОС может использоваться в профилактике профессионального выгорания медицинских работников и педагогов и как здоровье сберегающая технология в образовательной программе для формирования установки на здоровый образ жизни, а также как программа психолого-педагогического сопровождения развития не только детей и подростков, но и взрослых. Обучение студентов и преподавателей поддержанию оптимального уровня функционирования организма позволит им сохранить ресурсы организма в самых различных жизненных ситуациях. Применение программы «Волна» предоставляет уникальные возможности для специалистов, занимающихся вопросами сохранения здоровья в экстремальных условиях.

Исследование выполнено в рамках Комплексного плана проведения научных исследований в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации в области Медицинских наук Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (ПФНИ ГАН)

Список литературы:

1. Авцын А. П., Жаваронков А.А., Марачев А.Г. Патология человека на Севере М.: Медицина,1985.-416с.

2. Авцын, А.П., Циркумполярный гипоксический синдром. - М.: КРУК, 1998.-176с.

3. Агаджанян И.А., Ефимов А.И., Хрущев В.Л., Куцов Г.М., (1989), Хронофизиологические аспекты адаптации человека к условиям арктического Заполярья // Хронобиология и хрономедицина, М.: Медицина, C. 144-157.

4. Анисимов В.Н., Виноградова И.А., Букалев А.В. и др. Световой десинхроноз и риск злокачественных новообразований у человека: состояние проблемы//Вопросы онкологии. 2013.Т.59. №3.С.302-3013.

5. Анисимов, В.Н. Фундаментальные проблемы изучения продолжительности жизни // Вестн.РАН. 1996,Т66.С 507-511.

6. Белишева Н.К. Вклад высокоширотных гелиогео-физических агентов в заболеваемость населения Евро-Арктического региона //Вестник Уральской медицинской академической науки, №2(48), Екатеринбург, 2014 - С. 5-11.

7. Белишева Н.К., А.А.Ватлин, Р.Е.Михайлов. Проявление солнечно-земных связей в заболеваемости наркологическими расстройствами жителей Северо-Запада России. 37-й ежегодный Апатитский семинар "Физика авроральных явлений" 25-28 февраля 2014 г. Апатиты. С. 74.

8. Белишева Н.К., Петров В.Н. Проблема здоровья населения в свете реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации//Труды Кольского научного центра РАН. - Апатиты: КНЦ РАН, 2013, вып. 4 -С.151-173.

9. Белишева Н.К.. Шпицберген - полигон для изучения психических эффектов космической погоды» Труды: «Солнечная и солнечно-земная физика-2014» (Всероссийская ежегодная конференция с международным участием 20-24 октября 2014 года, ГАО РАН, Санкт-Петербург). Отв. редакторы - А.В. Степанов и Ю.А. Наговицын. Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН, 2014. С. 43-46.

10. Белишева Н.К., Попов А.Н., Петухова Н.В. и др. (1995), Качественная и количественная оценка воздействия вариаций геомагнитного поля на функциональное состояние мозга человека // Биофизика, №. 5, С. 1005-1012.

11. Волна. Обучение диафрагмальному дыханию: Методическое пособие/Сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А.-СПб., 2003.

12. Гундаров И.А., Зильберт Н.Л. Изучение региональных различий в заболеваемости и смертности населения с позиций синдрома географической широты // Вест-ник АМН СССР.- 1991. — № 11. — С. 52-56.

13. Добродеева Л.К., Сенькова, Н.Б. Московская. Экологически зависимые изменения иммунитета на Севере// Физиологические закономерности гормональных, метаболических, иммунологических изменений в организме человека на Европейском Севере. - Сыктывкар, 1997.- С. 116.

14. Елисеев О.П. Практикум по психологии лично-сти.2-е изд., испр. и перераб.- СПб.: Питер,2002.512с.ил.-(Серия» Практикум по психологии»).

15. Казначеев В.П., Деряпа Н.Р., Хаснулин В.И., Трофимов А.В. О феномене гелиогеофизического импринти-рования и его значении в формировании типов адаптивных реакций человека // Бюл. СО АМН СССР. 985. № 5. С. 3.

16. Казначеев В.П., (1980), Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 191 с.

17. Ким Л. Б., Г. С. Русских, М. М. Геворгян, А. Н. Путятина, Н. П. Воронина, П. М. Кожин, Т. В. Козарук, О. Б. Цыпышева, Н. А. Долгова, А. А. Розуменко. Половые гормоны и кардиоваскулярный риск у мужчин горнорабочих в условиях Европейского Севера// ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, 2016, том 42, № 2, с. 92-99

18. Ким Л.Б. Транспорт кислорода при адаптации человека к условиям Арктики и кардиореспираторной патологии. - Новосибирск: Наука, 2015.-216 с.

19. Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях - М.: «Медицина»,1978.

20. Кривощеков С.Г. Биоритмологические маркеры дезадаптации при вахтовом труде на Севере // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2012. Т. 98. № 1. С. 57.

21. Кулагин, Б.В. Психология и психофизиология тревожности как свойства и состояния: обзор иностр. лит. //Физиология человека,1981-№5. С.917-927.

22. Кулганов В.А., Митяева Л.В. Диагностика и коррекция демобилизующих компонентов психического состояния подростков /Психологическое здоровье и социальная адаптация. Научно-практический семинар 26-27 октября 2009 года. Сборник материалов семинара/Под. Ред. Каменской В.Г. - СПб. 2009. 227с.

23. Кулганов В.А., Соловьевская Н.Л. Психологическое и психофизиологическое сопровождение студентов в динамике образовательного процесса // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международной научно-практической

конференции 23-24 апреля 2015 года/под общ. ред. Ю.П. Платонова.- СПб:Т, 2015. С.230.

24. Лялюкова Е.А., Евсеева Т.В., Цыбульникова М.Н. О необходимости профилактики психологической дезадаптации у медицинских сестер разных специальностей //Главная медицинская сестра, 2002.-№10 - с.57-67.

25. Михайлов Р.Е., Белишева Н.К, Новосельцев Р.Г., Черней С.Д., Виноградов А.Н. Зависимость продолжительности жизни пациентов психоневрологического интерната от уровня солнечной активности в год своего рождения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011, Т. 13, №1(8). - С. 1905-1909.

26. Мицуков А. С.,Муравьев С. В., Белишева Н. К.От-ражение динамики геофизической среды в психофизиологическом состоянии человека и свойствах воды// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016, часть 3, С. 106-109.

27. Моисеева Н.И, Любицкий Р.Е., (1986), Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека. Проблемы космической биологии. Под ред. акад. А.М. Уголева. Л: Изд-во Наука ЛО. Т. 53, 136 с.

28. Панин А.Е., Соколов В.П., (1981). Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, 177 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Рожков В.П., Н.К. Белишева, А.А. Мартынова, С.И. Сороко. Психофизиологические эффекты гелиогеомагнит-ных и метеотропных явлений у лиц проживающих в высоких широтах// Физиология человека. 2014, том 40, № 4, с. 51-64.

30. Сметанкин, А.А. Дыхание по Сметанкину. - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007.

31. Сороко С.И., Бекшаев С.С., Белишева Н.К., Пряничников С.В. Амплитудно-частотные и пространственно-временные перестройки биоэлектрической активности мозга человека при сильных возмущениях геомагнитного поля // Вестник СВНЦ ДВО РАН, №4, 2013 - С.111-122.

32. Сороко С.И., Трубачев, В.В. Нейрофизиологические и психофизологические основы адаптивного биоуправления //СПб.: Политехника-сервис, 2010. С49-61.

33. Ткачев, А.В., Бойко, Е.Р., Губкина, З.Д., Раменская, Е.Б., Суханов, С.Г. Эндокринная система и обмен веществ у человека на Севере.- Сыктывкар, 1992. -155 с.

34. Хаснулин, В.И. Влияние геофизических факторов на формирование северного стресса у человека // Материалы межд. науч. симп. «Югра-гемо».-Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.-С.154-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.