Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ'

КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садков Иван Сергеевич

Статья посвящена проблеме насилия в школе, склонности современных младших школьников к проявлению агрессии. Первичная диагностика показала, что часть младших школьников имеет уровень агрессии выше среднего, обнаруживает склонность к проявлению насильственных действий по отношению к другим. По результатам диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли обучающиеся с уровнем агрессии выше среднего. Коррекция склонности к агрессии осуществлялось в ходе реализации специально разработанной программы коррекционно-развивающих занятий. Результаты статистических процедур обработки данных до и после проведения цикла занятий показали снижение уровня агрессии у младших школьников. Подтверждено, что специально разработанная программа занятий, направленных на коррекцию склонности к агрессии у младших школьников, способствует овладению конструктивными способами поведения в конфликтной ситуации, установлении доверительных отношений в общении со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Садков Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE PROCESS TO AGGRESSION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN USING ART THERAPY

The article is devoted to the problem of the propensity to aggression of modern junior schoolchildren. Primary diagnostics of the level of aggression in the subjects showed that there is a part of younger schoolchildren who have a level of aggression above the average. Primary schoolchildren may have difficulties in their studies, in interaction with other people, in building close friendly relations. Experimental and control groups were formed, which included students with a level of aggression above the average. Correction of the propensity to aggression of junior schoolchildren was carried out in the course of the implementation of a specially designed program of correctional and developmental classes. The results of statistical data processing procedures before and after the training program showed that there is a significant positive trend in the indicators of aggression in younger students. It is shown that a specially designed program of classes aimed at correcting the tendency to aggression contributes to the mastery of constructive ways of behavior in a conflict situation, the establishment of trusting relationships in communication with peers.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

подростков, как правило, отсутствует необходимость в бессознательных преобразованиях неприемлемых чувств и желаний в противоположные - социально приемлемые.

Таким образом, как показали результаты нашего исследования, у старших подростков группы риска употребления ПАВ и их сверстников, не склонных к злоупотреблению ПАВ, наблюдаются как схожие, так и различные корреляционные связи механизмов психологических защит.

Выводы. Итак, согласно полученным в нашем исследовании данным, наша первая гипотеза не нашла своего подтверждения, поскольку статистически значимые различия были обнаружены только в отношении одного защитного механизма - реактивное образование, к которому чаще прибегают старшие подростки, не употребляющие ПАВ. Иными словами, старшие подростки группы риска употребления ПАВ и их сверстники, не склонные к употреблению ПАВ, используют в основном одни и те же психологические защиты. Однако в то же время наша вторая гипотеза полностью подтвердилась, поскольку у каждой группы подростков обнаружены как различные, так и схожие корреляционные связи между разными механизмами психологических защит.

Литература:

1. Алимова, Е.Г. Исследование психологических защитных механизмов у подростков / Е.Г. Алимова, Н.С. Сафоев // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Vol. 2. - N. 3. - Р. 1336-1344

2. Валентик, Ю.В. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ / Ю.В. Валентик, Н.А. Сирота. - Москва: Изд-во «Литера», 2002. - 204 с.

3. Ветерок, Е.В. Психологические и психофизиологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций / Е.В. Ветерок // Мир науки, культуры и образования. - 2010. - №3. - С. 159-160

4. Гречаный, С.В. Сравнительная характеристика механизмов психологической защиты у подростков при различных наркологических заболеваниях / С.В. Гречаный // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2008. - №11. -С. 16-20

5. Изотова, И.Ю. Специфика психологических защит у лиц с химической зависимостью / И.Ю.Изотова // E-Scio. -2020. - №11(50). - С. 232-247

6. Колесова, Ю.И. Особенности личности подростков, употребляющих психоактивные вещества / Ю.И. Колесова, Е.В. Николаев // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Педагогика. Психология. Философия. - 2020. - №2 (18). - С. 30-35

7. Мелоян, А.Э. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и не полных семей / А.Э. Мелоян, Л.Э. Семенова, А.В. Чевачина // Вестник Мининского университета. - 2015. - №2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/39

8. Москаленко, В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков / В.Д. Москаленко // Медицина неотложных состояний. - 2010.

- №1. - URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/12978

9. Муслумов, Р.Р. Взаимосвязь психологических защит подростков с разными типами акцентуаций / Р.Р. Муслумов, А.А. Печеркин, И.П. Веденкина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. - Том 25. - №1. - С. 160-168

10. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 352 с.

11. Семенова, Ф.О. Коммуникативные способности подростков как фактор зрелости используемых механизмов психологической защиты / Ф.О. Семенова, И.В. Ткаченко, Л.А. Перепелица // Семья и личность: проблемы взаимодействия.

- 2020. - №17. - С. 108-116

12. Соловьева, А.В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте / А.В. Соловьева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2007. - Том 13. - №2. - С. 159-163

13. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.

Психология

УДК 159.9

студент Садков Иван Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме насилия в школе, склонности современных младших школьников к проявлению агрессии. Первичная диагностика показала, что часть младших школьников имеет уровень агрессии выше среднего, обнаруживает склонность к проявлению насильственных действий по отношению к другим. По результатам диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли обучающиеся с уровнем агрессии выше среднего. Коррекция склонности к агрессии осуществлялось в ходе реализации специально разработанной программы коррекционно-развивающих занятий. Результаты статистических процедур обработки данных до и после проведения цикла занятий показали снижение уровня агрессии у младших школьников. Подтверждено, что специально разработанная программа занятий, направленных на коррекцию склонности к агрессии у младших школьников, способствует овладению конструктивными способами поведения в конфликтной ситуации, установлении доверительных отношений в общении со сверстниками.

Ключевые слова: агрессия, склонность к агрессии, младшие школьники, коррекция склонности к агрессии у младших школьников, условия коррекция склонности к агрессии.

Annotation. The article is devoted to the problem of the propensity to aggression of modern junior schoolchildren. Primary diagnostics of the level of aggression in the subjects showed that there is a part of younger schoolchildren who have a level of aggression above the average. Primary schoolchildren may have difficulties in their studies, in interaction with other people, in building close friendly relations. Experimental and control groups were formed, which included students with a level of aggression above the average. Correction of the propensity to aggression of junior schoolchildren was carried out in the course of the implementation of a specially designed program of correctional and developmental classes. The results of statistical data processing procedures before and after the training program showed that there is a significant positive trend in the indicators of aggression in younger students. It is shown that a specially designed program of classes aimed at correcting the tendency to aggression contributes

to the mastery of constructive ways of behavior in a conflict situation, the establishment of trusting relationships in communication with peers.

Key words: aggression, propensity to aggression, junior schoolchildren, correction of propensity to aggression in junior schoolchildren, conditions for correction of propensity to aggression.

Введение. Рост агрессивных тенденций в поведении детей и подростков отражает одну из острейших социальных проблем современности. За последние годы резко возросла молодежная преступность, участились случаи буллинга, насилия в школе и за ее пределами. Проявление агрессии обучающимися, подкрепляемое особенностями воспитания в семье и неблагоприятной образовательной средой, закрепляется как привычная форма поведения в ситуациях конфликта. Коррекция ранних проявлений склонности к агрессии, обучение школьников саморегуляции и адекватным социальным навыкам межличностного взаимодействия становится одной из важных задач психолога в образовании.

Целью проведенного исследования явилось исследование условий коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами арт-терапии. Работа велась в 2022-2023 учебном году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Вологды Вологодской области. Испытуемыми стали обучающиеся 3 классов в количестве 41 человека.

В качестве диагностического инструмента была использована методика Басс-Дарки [1, С. 332]. Методика предназначена для оценки уровня агрессии и враждебности. Она позволяет дифференцировать проявления агрессии и враждебности по следующим видам реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Изложение основного материала статьи. В ходе обработки данных были определены показатели выраженности агрессивных реакций младших школьников по каждой из шкал опросника, а также уточнены индексы агрессии и враждебности, произведено их сравнение с нормативными данными. Результаты распределения младших школьников по группам в соответствии с уровнем выраженностью признака показали следующее:

1) по шкале «физическая агрессия» 10 (25%) третьеклассников имеют низкий уровень выраженности признака, 10 (25%) третьеклассников средний уровень и 21 (50%) имеют уровень выраженности признака выше среднего. Это может говорить о том, что большинство детей склонны к применению физической силы в ситуациях, когда задето их самолюбие. Они руководствуются принципом «если на меня нападают, надо ответить тем же»;

2) по шкале «косвенная агрессия» 3 (7%) респондента имеют низкий уровень выраженности признака, 15 (37%) имеют средний уровень и 23 (56%) имеют уровень выраженности выше среднего. Косвенная агрессия представляет собой агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), или агрессию, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.). Высокие показатели по данной шкале позволяют говорить о том, что больше половины респондентов склонны проявлять подобные реакции: грубо шутить, быстро переходить на крик и т.п.;

3) по шкале «раздражительность» ни один из респондентов не имеет низкого уровня выраженности признака, 16 (39%) имеют средний уровень и 25 (61%) имеют уровень выше среднего. Это указывает на то, что большая часть испытуемых склонны быстро раздражаться, приходить в ярость, когда над ними смеются, быстро переходить от угроз к применению физической силы;

4) по шкале «вербальная агрессия» 15 (37%) третьеклассников имеют низкий уровень выраженности признака, 9 (22%) средний и 17 (41%) имеют показатели выше среднего. Это может говорить о том, что часть детей не склонны проявлять вербально свое недовольство поведением других людей и обстоятельствами в целом. Однако, большая часть детей (41%) могут проявлять недовольство в достаточно грубой форме, что вкупе с высокими показателями по шкале «раздражительность» может означать, что такие дети не скупятся на эмоционально окрашенные грубые высказывания;

5) по шкале «обида» всего 1 (2%) третьеклассник имеет низкий уровень выраженности признака, 6 (15%) имеют средний уровень и 34 (83%) имеют уровень выше среднего. Стоить отметить, что из этих 34 детей у 15 (37% от всей выборки) уровень выраженности признака очень высокий. Обида - чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим, обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания. Показатели выше среднего и очень высокие могут говорить о том, что большая часть детей чувствует себя обделенными, им не нравится то, как с ними общаются. Это вызывает состояние фрустрации, а агрессия является неизбежным следствием фрустрации;

6) по шкале «подозрительность» 1 (2%) респондент имеет средний уровень выраженности признака, 40 (98%) имеют уровень выше среднего. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Это может говорить о том, что абсолютное большинство детей, вошедших выборку, испытывают тревогу, относятся с настороженностью к сверстникам, которые проявляют к ним хорошее отношение. Они считают, что к ним многие относятся отрицательно, обсуждают их за спиной, смеются над ними;

7) по шкале «негативизм» 14 (34%) испытуемых имеют низкий уровень выраженности признака, 12 (29%) средний и 15 (37%) имеют уровень выраженности признака выше среднего. Это может говорить о том, что большая часть детей не склонна проявлять оппозиционную форму поведения, направленную против авторитета или руководства. Дети с высокой выраженностью признака, наоборот, склонны к нарушению правил, с которыми не согласны, к протесту и бунту, будучи не согласны с мнением окружающих. Если их не попросить по-хорошему, не станут выполнять просьбу;

8) по шкале «вина» 1 (2%) третьеклассник имеет низкий уровень выраженности признака, 12 (29%) средний уровень и 28 (69%) имеют уровень выраженности признака выше среднего. Чувство вины или аутоагрессия выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает неправильно и достоин наказания. Также высокий показатель отражает наличие у испытуемого угрызений совести;

9) по общему показателю «индекс агрессивности» результаты распределились следующим образом: 4 (9%) третьеклассника имеют низкий уровень агрессивности, 19 (46%) имеют средний уровень, 18 (43%) имеют уровень выше среднего. Это может говорить о том, что практически половина испытуемых склонны проявлять агрессию часто и в различных формах: вербальной, физической, косвенной;

10) по общему показателю «индекс враждебности» 2 (5%) испытуемых имеют средний уровень выраженности признака, 39 (95%) имеют уровень выраженности выше среднего, из них 15 испытуемых имеют очень высокую выраженность. Индекс враждебности - суммарный показатель по шкалам «обида» и «подозрительность». Высокие и очень высокие значения могут говорить о том, что личность фрустрирована. Человека не устраивает его социальное положение. Он считает, что окружающие люди относятся к нему отрицательно, ждет нападок со стороны одноклассников и готов к жесткому противостоянию, что само по себе является запуском агрессивной реакции на внешние раздражающие стимулы.

Таким образом, выявлена часть младших школьников, чей уровень агрессии выше среднего. Эти обучающиеся склонны к применению физической силы в ситуациях, когда задето самолюбие, склонны быстро раздражаться, быстро переходить на крик, не скупятся на эмоционально окрашенные грубые высказывания. Вследствие этого у младших школьников могут возникать трудности во взаимодействии с окружающими, в построении близких отношений со сверстниками.

В ходе достижения цели исследования по результатам первичной диагностики и анализа данных были сформированы экспериментальная и контрольная группы (N=13), в которые вошли обучающиеся с уровнем агрессии выше среднего. Группы были сформированы путем рандомизации, что предполагало их эквивалентность. Дополнительно эквивалентность групп по индексу агрессии проверялась с помощью и-критерия Манна-Уитни. Показатель критерия Манна-Уитни (80, р=0,817) подтвердил отсутствие статистически значимых различий по общему уровню агрессии младших школьников контрольной и экспериментальной групп и, таким образом, эквивалентность контрольной и экспериментальной групп.

Коррекция склонности к агрессии у младших школьников осуществлялось в ходе реализации специально разработанной программы коррекционно-развивающих занятий с использованием средств арт-терапии. Задачами программы стали следующие:

1) формировать осознанное отношение к собственному поведению в ситуациях физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций;

2) создать условия для переживания опыта отреагирования эмоций;

3) обучить детей способам саморегуляции эмоциональных состояний;

4) способствовать овладению конструктивными способами поведения в конфликтной ситуации.

Объектом развивающей работы стала эмоционально-волевая сфера младших школьников, предметом - способность к саморегуляции эмоциональных состояний.

Были использованы словесные методы работы (рассказ, беседа), практические (упражнения: «Силуэт», «Мандалы», «Письмо», «Гнев из фольги», «Маски», «Гора страхов», «Образы», «Нарисуй решение», «Нарисуй музыку», «Моя семья», «Кляксы», «Каракули»), элементы изотерапии, пластелинотерапии, мандалотерапии, танцедвигательной терапии, сказкотерапии.

Использовались техники актуализации знаний, обратной связи, рефлексии.

Актуализация знаний предполагала уточнение имеющихся представлений школьников в ходе их ответов на вопросы (Что такое эмоции? Какие есть базовые эмоции отрицательные и положительные? Как вы считаете, отрицательные эмоции плохие или хорошие? О чем нам говорит каждая из эмоций? С помощью, каких признаков в поведении мы можем определить ту или иную эмоцию? Что такое «Злость»? Почему человек может злиться? Что может помочь человеку успокоиться? Как можно успокоить себя? Какие техники саморегуляции вы знаете? Какие дыхательные техники вы знаете?). Также актуализация знаний осуществлялась в ходе игр («Импульс», «Проблема», «Пожелания», «Назови эмоцию», «Что делать?»).

Рефлексия предполагала оценку работы на занятиях, выделение более значимой для себя информации, ответы на вопросы: Что мне понравилось на занятии? Проявляю ли я агрессию по отношению к другим людям? Стоит ли проявлять подобные реакции в будущем? Чему я научился на занятии?

Занятия проводились два раза в неделю (понедельник, четверг). Продолжительность каждого из них составляла 40 минут. На занятиях требовались доска, мел, листы А4, цветные карандаши, краски акварельные, клей, фольга, распечатанные картинки, ножницы.

Было выделено три этапа реализации программы: вводный, основной и заключительный.

Вводный этап включал установление эмоционального контакта со школьниками, их сплочение и знакомство с правилами работы, проведение игр («Снежный ком», «Назови эмоцию», «Что делать», «Комплименты», «Импульс», «Пожелания», «Проблема», «Покажи - повтори») и рефлексии (упражнение «Клубок»).

Основная часть была направлена на создание условий для отреагирования школьниками негативных эмоций, обучения способам саморегуляции эмоциональных состояний, овладения конструктивными способами поведения в конфликтной ситуации.

Заключительная часть включила итоговую рефлексию, подведение итогов занятий.

Ожидаемыми в результате реализации программы являлись следующие умения школьников:

- наблюдать за своими эмоциональными состояниями;

- определять и называть собственные эмоции;

- управлять своим мышечным тонусом;

- пользоваться дыхательными техниками саморегуляции эмоциональных состояний;

- пользоваться способами переключения внимания;

- понимать эмоции других людей.

К ожидаемым результатам были также отнесены следующие: в конфликтных ситуациях обходиться без применения физической силы, спокойнее относиться к словам и просьбам других, легче идти на контакт со сверстниками и учителями, выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами, осуществлять самоконтроль эмоционального состояния.

С целью уточнения эффективности программы коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение склонности к агрессии у младших школьников средствами арт-терапии, в экспериментальной группе школьников были произведены итоговый замер и оценка сдвига значений показателей выраженности признака по шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия» опросника Басса-Дарки и общему показателю агрессии (использовался ^критерий Стьюдента для зависимых выборок и критерий Уилкоксона). Результаты статистических процедур представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обработки данных по экспериментальной группе с помощью ^критерия Стьюдента для зависимых

выборок и критерия Уилкоксона

Шкалы ^критерий Стьюдента Критерий Уилкоксона

Физическая агрессия 62 (р = 0,008)

Косвенная агрессия 3,860 (р = 0,002)

Вербальная агрессия 2,461 (р = 0,030)

Индекс агрессии 5,351 (р = 0,001)

Уровень значимости при сравнении показателей выраженности признака по шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия» до и после реализации программы занятий - менее 0,05. Это говорит о статистически значимых различиях показателей, статистически значимом сдвиге значений. По шкале «индекс агрессии» также отмечены статистически значимые различия, так как уровень значимости равен 0,001.

Полученные данные позволяют отвергнуть нулевую гипотезу и принять альтернативную, подтвердить статистически значимые сдвиги значений исследуемых признаков после реализации программы занятий в экспериментальной группе младших школьников.

Можно сказать, что школьники из экспериментальной группы стали реже применять физическую силу в ситуациях, когда задето их самолюбие. Если им что-либо не нравится или злит их, они сообщают об этом в социально приемлемой форме. Случаи драк с участием этих детей сократились. Они стали спокойнее, сдержаннее. Дети стали меньше грубить и злобно шутить над сверстниками. Стали больше понимать, что могут обидеть людей своими словами. Стали спокойнее, с пониманием реагировать на поведение других детей, реже обзывать их и переходить на крик. У большинства школьников из экспериментальной группы, в целом, наметилась тенденция к снижению уровня агрессии. Итоговые показатели - тому подтверждение.

Для выявления значимости различий по общему показателю «индекс агрессии» у младших школьников экспериментальной и контрольной групп после проведения цикла занятий использовался критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Значение критерия Манна-Уитни (45, при р=,042) подтвердило статистически значимые различия показателей выраженности признака, то есть отсутствие эквивалентности групп.

Выводы. Результаты статистических процедур позволяют говорить о том, что специально разработанная программа является эффективным условием коррекции склонности к агрессии у младших школьников. После реализации программы занятий у обучающихся отмечается снижение уровня агрессии. Направленность занятий на формирование осознанного отношения к собственному поведению в ситуациях физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций, на развитие способности к саморегуляции эмоциональных состояний способствует снижению склонности к агрессии.

Результаты исследования могут быть приняты во внимание специалистами психологической службы школ при организации работы с обучающимися, имеющими затруднения в преодолении агрессивных тенденций в поведении.

Литература:

1. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 688 с.

2. Ениколопов, С.Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чадова. - Москва: Политическая энциклопедия, 2014. - 494 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Серебрякова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Швецова Ирина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭКСПЕИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье находят отражение результаты эмпирического осмысления проблемы тревожности. Опираясь на метод теоретического анализа, представлены позиции зарубежных и отечественных ученых в отношении терминов «тревога», «тревожность», и «школьная тревожность». Понимая под тревожностью индивидуальную особенность человеческой психики, проявляющуюся в тенденции чаще и интенсивнее остальных реагировать на различные жизненные ситуации переживаниями сильной тревоги, страха, беспокойства. Обращаясь же к изучению работ в области генезиса тревожности, авторами статьи сделан вывод о том, что тревожность - биологическая особенность человека, зарождающаяся уже в первые годы его жизни. В дальнейшем же, особенно при условии неблагоприятного стечения социальных обстоятельств, тревожность уже в старшем дошкольном возрасте трансформируется в устойчивое свойство личности и неблагоприятно влияет на успешность развития субъекта. Не случайно ученые так активно исследуют проблемы школьной тревожности (труды Л.И. Божович, А.В. Петровского, М.В. Полевой, А.М. Прихожан, Е.В. Савиной, Л.А. Хотиной и т.д.). Устанавливая взаимосвязь между проявлением школьной тревожности и возрастной спецификой периода младшего школьного возраста, выделены особенности проявления школьной тревожности: снижение работоспособности ребенка, продуктивности его деятельности, трудности в обучении, сложности в общении ребенка со сверстниками и т.д. Выделенные особенности тревожности младших школьников составили основу программы мониторинга. В данную программу вошли метод наблюдения и эксперимент. Экспериментальную же программу составили методика Ю.Я. Киселева «Градусник», методика «ДЕРЕВО» Д. Лампмена и методика «Шкала ситуативной тревожности С. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Комплексное использование данной программы мониторинга позволило получить достаточно фактический материал, свидетельствующий об уровне тревожности учащихся. Обобщив данные, полученные нами по итогам реализации метода наблюдения, мы делаем вывод, что для абсолютного большинства респондентов, принявших участие в нашем исследовании, типичным является высокий и средний уровни тревожности. Аналогичные данные мы получили и реализовав систему диагностик. Более того, анализ физиологических и соматических показателей наших респондентов свидетельствует о том, что для младших школьников, особенно с высоким уровнем развития тревожности, характерно наличие целого спектра проблем со здоровьем, что подтверждает вывод ученых (труды Г.А. Ариной, Н.А. Коваленко, А.А. Михеевой, В.В. Николаевой и др.) о тесной связи тревожности и соматических состояний организма. Также мы считаем возможным говорить о необходимости разработки программы психолого-педагогических мероприятий, реализация которой позволит снизить уровень тревожности учащихся младших классов.

Ключевые слова: тревога, тревожность, генезис тревожности, школьная тревожность.

Annоtation. The article reflects the results of empirical understanding of the problem of anxiety. Based on the method of theoretical analysis, the positions of foreign and domestic scientists in relation to the terms "anxiety", "anxiety", and "school anxiety" are presented. Understanding anxiety as an individual feature of the human psyche, which manifests itself in the tendency to react more often and more intensively than others to various life situations with experiences of severe anxiety, fear, anxiety. Turning to the study of works in the field of the genesis of anxiety, the authors of the article concluded that anxiety is a biological feature of a person that arises already in the first years of his life. In the future, especially under the condition of an unfavorable combination of social circumstances, anxiety already in the senior preschool age is transformed into a stable personality trait and adversely affects the success of the subject's development. It is no coincidence that scientists are so actively exploring the problems of school anxiety

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.