Научная статья на тему 'Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством игровых технологий'

Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством игровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ / РЕЧЬ / ГРАМОТА / ИГРА / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзендзя Олеся Юрьевна

актуальность выбранной темы обусловлена тем, что за последние годы практика показывает рост количества детей с нарушением речевого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзендзя Олеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством игровых технологий»

Correction of speech disorders by preschool children through gaming technology Dzendzja O. (Russian Federation) Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством игровых технологий Дзендзя О.Ю. (Российская Федерация)

Дзендзя Олеся Юрьевна / Dzendzja Olesja - учитель-логопед, МБДОУ д/с комбинированного вида № 8, г. Белгород

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что за последние годы практика показывает рост количества детей с нарушением речевого развития. Abstract: the relevance of the topic chosen due to the fact that in recent years the practice shows the growth of children with impaired speech development.

Ключевые слова: нарушение, речь, грамота, игра, психические процессы. Keywords: disturbance, speech, reading and writing, the game, the mental processes.

За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушением речевого развития, проявляющимся в отставании или нарушении формирования основных компонентов речевой системы. Зачастую речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется малой выразительностью, бедностью. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков, что определяет группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим важной и актуальной для теории и практики логопедии является разработка и применение наглядно-игровых средств для развития речевых навыков.

Система коррекционной работы строится на основе психолого-педагогического подхода и игровой форме обучения как ведущей на ступени детства. Дидактическая игра -это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она выступает как своеобразный способ переработки полученных впечатлений и соответствует наглядно-образному характеру мышления, эмоциональности, активности дошкольников. Л.С. Выготский рассматривал игру как источник развития ребенка, способствующий созданию зоны ближайшего развития.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» [2].

Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой [2].

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б. Эльконин делает вывод: «... игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных, до самых сложных» [1].

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра не только была формой усвоения отдельных знаний и

умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей [2].

Авторы книги «Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина» отмечают, что игры в настоящее время, используемые на занятиях, преследуют в основном физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание детей с одного занятия на другое. Поэтому многие логопеды-практики заинтересованы в играх, наиболее эффективно соединяющих процессы коррекции недостатков речи у детей с задачами их общеобразовательного обучения и воспитания. По словам Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман, «игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле этого слова» [2].

Игра - одна из форм практического мышления. В ней ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять объект игровым значением, именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства [3]. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным условием при подготовке детей к обучению в школе.

Компьютерные технологии позволяют удовлетворить потребность детей быть причастными к взрослому миру, воспринимать компьютер не только как игрушку, но и как источник информации для получения новых знаний, что соответствует требованиям современного общества. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения внедряются информационные технологии [4].

Практика показывает, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем материала, предлагаемого для ознакомления, а также расширить интерес ребенка. В настоящее время существуют не только компьютерные развивающие игры, но и развивающий онлайн-портал для детей «Мерсибо». Среди специальных компьютерных игр по развитию речи ребенка можно выделить веселую артикуляционную гимнастику, которая поможет натренировать речевой аппарат малыша, чтобы он мог говорить четко, правильно произносить все звуки. Есть среди этих компьютерных игр и игры на тренировку воздушной струи. С помощью игр на звукоподражание дети учатся различать и копировать звуки, развивают свой фонематический слух. Конструктор картинок от «Мерсибо» помогает в качестве дидактического материала: из его элементов можно делать красочные картины, по которым ребенок будет составлять рассказ. Во все эти игры по развитию речи ребенок может играть и с родителями, и самостоятельно. Это прекрасная возможность не только развлечь малыша, но и провести время с пользой.

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерными героями способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог.

Таким образом, новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Литература

1. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1998.

2. Сарапулова П.В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, 2011.

3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994.

4. Ходченкова О.А. Использование ИТ в работе логопеда детского сада, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.