Студенческий научный электронный журнал StudArcticForam
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
о
https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х
https://petrsu.ru
Студенческий научный электронный журнал
StudArctic Forum
2022. Т. 7, № 1
Главный редактор
И. М. Суворова
Заместитель главного редактора
А. А. Малышко
Редакционный совет
С. В. Волкова М. И. Зайцева Г. Н. Колесников В. С. Сюнёв В. А. Шлямин
Ответственный секретарь
П. С. Воронина
Редакционная коллегия
А. Ю. Борисов Р. В. Воронов Т. А. Гаврилов Е. О. Графова Л. А. Девятникова
А. А. Ившин А. А. Кузьменков
Е. Н. Лузгина Ю. В. Никонова М. И. Раковская А. А. Скоропадская Е. И. Соколова И. М. Соломещ А. А. Шлямина
Службы поддержки
Е. В. Голубев А. А. Малышко
Издатель
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Адрес редакции
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru
© ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», 2012—2022
PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY
©
https://petrsu.ru
Scientific journal StudArctic Forum
https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х
Scientific journal
StudArctic Forum
2022. Vol. 7, No. 1
Editor-in-Chief
Irina M. Suvorova
Deputy Editor-in-Chief
Anton A. Malyshko
Editorial secretary
Polina S. Voronina
Editorial Council
Svetlana V. Volkov Maria I. Zaitseva Gennadiy N. Kolesnikov Vladimir S. Syunev Valery A. Shlyamin
Editorial Team
Alexey Yu. Borisov Roman V. Voronov Timmo A. Gavrilov Elena O. Grafova Lyudmila A. Devyatnikova
Alexander A. Ivshin Alexander A. Kuzmenkov Elena N. Luzgina Yulia V. Nikonova Marina I. Rakovskaya Anna A. Skoropadskaya Evgeniya I. Sokolova Ilya M. Solomeshch Anastasia A. Shlyamina
Support Services
Evgeniy V. Golubev Anton A. Malyshko
Publisher
© Petrozavodsk State University, 2012—2022
Address
33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru
© Petrozavodsk State University, 2012—2022
Студенческий научный электронный журнал StudArcticForum
УДК 376.37
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Образование и педагогические науки
бакалавриат, Российский государственный педагогический СОЛДАТОВА университет им. А. И. Герцена
Полина Андреевна (Санкт-Петербург, Российская Федерация),
polasold98@gmail. com
Коррекция искажений слогового состава слова у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Научный руководитель: Аннотация. В статье выделяются и описываются характерные
Арсеньева Марина Викторовна особенности нарушений слоговой структуры слова у детей с общим
Рецензент: А. А. Скоропадская недоразвитием речи, рассматриваются этапы и направления коррекции
Статья поступила: 04.03.2022; этих искажений для детей со вторым уровнем речевого развития.
Принята к публикации: 22.03.2022; Ключевые слова: общее недоразвитие речи, коррекция речевых
нарушений, дошкольники, второй уровень речевого развития, слоговой состав слова, логопедическая работа.
Для цитирования: Солдатова П. А. Коррекция искажений слогового состава слова у дошкольников с общим недоразвитием речи // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 1. С. 36—39.
Введение. Нарушения слоговой структуры слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности. В связи с этим коррекция искажений слоговой структуры является одной из первостепенных задач работы логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Этим объясняется актуальность данной статьи.
Цель: выделить и описать характерные особенности искажений слоговой структуры слова и этапы и направления их коррекции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, вторым уровнем речевого развития.
Задачи:
- изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить характер нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР;
- определить этапы и направления логопедической работы по коррекции искажений слогового состава слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В современной логопедии под «слоговым составом слова» понимается характеристика высказывания в аспекте последовательности, количества и вида составляющих его слогов. В наши дни у детей дошкольного возраста часто встречаются различные искажения слоговой структуры слова: перестановки слогов; пропуск слога, слогов, слогообразующей гласной; уподобление одного слога другому (антиципация); объединение частей двух слов в одно; повтор одного из слогов (персеверации), увеличение количества слогов за счёт добавления гласной в стечение согласных. [Четверушкина: 4—5].
В различной степени может нарушаться слоговая структура слова у детей с общим недоразвитием речи - таких детей, у которых при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте нарушено формирование каждого из компонентов речевой системы. У детей с первым уровнем речевого развития отмечается сокращения всех слов до одного - двух слогов, отсутствует навык восприятия и воспроизведения слогового состава слов. Для дошкольников со вторым уровнем речевого развития характерен более высокий уровень сформированности слоговой структуры, чем у предыдущего уровня. Эти дети способны к воспроизведению трёхсложных слов, но иногда пропускают или переставляют в них слоги. Слова с большим количеством слогов дети сокращают до 2—3 слогов или искажают слово
до неузнаваемости. У детей с третьим уровнем развития речи искажения отмечаются только при воспроизведении сложных по слоговому составу незнакомых слов, в знакомых словах слоговая структура не нарушается. [Левина: 70—80] Крайне редко встречаются искажения слогового состава слова и у детей с четвертым уровнем речевого развития - единичные пропуски, перестановки и добавления слогов в словах со сложной слоговой структурой. [Филичева: 85]
В данной статье мы уделили особое внимание искажениям слогового состава слов и логопедической работе по их коррекции у детей со вторым уровнем речевого развития. Таким детям доступно безошибочное воспроизведение слов 1—4 класса слоговой структуры (по Марковой А.К.) В словах с более сложной слоговой структурой у многих отмечаются такие нарушения слоговой структуры, как добавление слогообразующей гласной в стечение согласных (тыква - тыкыва, ботинки - батиники), опускание одного или нескольких слогов (библиотека - битека, полицейский - пацеский), антиципация (пуговица - пувивица, художник - додожник).
Реже у детей с данным уровнем речевого развития встречаются персеверации слогов (кукушка - кукукушка, гиппопотамом - гипапапатамом) и перестановки слогов (макароны -камароны, похвала - пахлава). [Сафонкина: 71—85]
Данные искажения слоговой структуры слова являются стойкими и трудно поддающимися коррекции. Если с ребёнком, имеющим такое нарушение, не проводилась коррекционная работа, или она не была закончена до школы, то в школьном возрасте искажения слогового состава слов могут начать проявляться и в письменной речи. В связи с этим, необходимо правильно подобрать направления и содержание коррекционной работы так, чтобы к началу обучения в школе у ребёнка не наблюдалось устойчивых нарушений слоговой структуры слов.
В работах таких авторов, как Агранович З. Е., Титова Т. А., Сафонкина Н. Ю. говорится о важности проведения подготовительного этапа перед непосредственно коррекцией самой слоговой структуры слов.
Во время работы на данном этапе реализуются следующие задачи:
- развивать слуховое и фонематическое восприятие, внимание и память. Сначала работают с неречевыми звуками, а затем с речевыми;
- формировать умение воспроизводить ритмические рисунки (сначала простые, затем сложные);
- развивать общую моторику и координацию движений (ходьба, прыжки, бег, упражнения со скакалкой, с мячом без музыкального сопровождения и с ним);
- развивать тонкую моторику (статические и динамические движения пальцев рук, координированную работу двух рук).
- развивать координацию движений артикуляторной и тонкой моторики.
- развивать пространственный ритм (штриховка, рисование с чередованием различных элементов, рисование с симметричным размещением элементов без музыкального сопровождения и с ним).
- формировать умение ориентироваться в трёх- и двухмерном пространстве.
- формировать такие пространственно-временные представления, как за - перед, слева - справа, начало - середина - конец, впереди - позади, далеко - близко, первый - последний и т.п. [Агранович: 9—11; Сафонкина: 108—118; Титова: 88—102].
Только после того, как дети уверенно справляются со всеми заданиями подготовительного этапа, специалисты переходят ко второму этапу - формированию слогового состава слова.
На данном этапе логопед начинает работу с развития умения различать силу и длину звучания на материале изолированных гласных звуков, слогов, слов. В рамках данного направления детям предлагаются такие задания, как определить длительность звучания языковой единицы и показать соответствующую полоску - длинную или короткую, произнести языковую единицу с соответствующей длительностью звучания по подражанию
или по символам (полоскам), определить силу звучания языковой единицы и выбрать соответствующую карточку-символ (тихо - мышка, громко - слон), произнести языковую единицу тихо или громко (по показу логопедом карточки-символа, по устной просьбе).
Следующим направлением второго этапа является развитие умений воспринимать, воспроизводить и анализировать различные последовательности изолированных звуков, слогов и слов. Дошкольникам предлагаются задания на определение количества произнесенных языковых единиц (сначала коротких, затем длинных), на восприятие, а после на воспроизведение определенной последовательности языковых единиц (сначала коротких, потом длинных), на воспроизведение последовательности языковых единиц в заданном темпе / с ударением на одной из них (ТО - то - то) / в сопровождении движений (хлопков, топанья, поднимания рук и т.п.). [Сафонкина: 118—119]
В последнюю очередь переходят к развитию умения воспроизведения и анализа слов с различной по сложности слоговой структурой. Данное направление включает в себя такие задания:
- определить количество/последовательность слогов в слове;
- произнести слово с определенным количеством слогов / слово, начинающееся с первого (последнего, второго и т.п.) слога заданного слова;
- добавить к слогу заданное количество слогов, чтобы получилось слово;
- убрать/ добавить/ переместить/ заменить слоги в слове, чтобы получилось новое
слово;
- определить имеется ли перестановка/опускание/ добавление слогов в слове;
- воспроизвести слова с разной слоговой структурой сначала сопряженно, затем отраженно, потом самостоятельно (называя то, что изображено на картинках), работа со словами идёт последовательно - с 1 по 14 тип слоговой структуры слов (по Марковой А.К.). [Сафонкина: 119; Титова: 116, 118]
На основании всего вышесказанного мы можем отметить, что у дошкольников со вторым уровнем речевого развития часто встречаются антиципации, добавления слогообразующей гласной, опускания одного или нескольких слогов при воспроизведении слов 5-14 класса слоговой структуры. В связи с этим для таких детей необходимо проведение логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова. Эта работа должна проводиться в два этапа, на первом этапе ребёнка подготавливают к усвоению слогового состава слова, а на втором этапе уже непосредственно формируется слоговая структура слов - детей учат различать силу и длину звучания различных языковых единиц, развивают умения воспринимать, воспроизводить и анализировать последовательности языковых единиц, воспроизводить и анализировать слова с различной по сложности слоговой структурой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович - СПб.: Детство-Пресс, 2009. 48 с.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс, 2017 368 с.
Сафонкина Н. Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2003. 175 с.
Титова Т. А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией. СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2010. 143 с.
Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000. 314 с.
Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. М.: Национальный книжный центр, 2021. 188 с.
Education and teaching science
bachelor, Herzen State Pedagogical University of Russia Polina A. SOLDATOVA (St. Petersburg, Russian Federation),
polasold98@gmail. com
Correction of syllable distortions in preschool children with general speech and
language disorders
Scientific adviser:
Marina V. Arseneva Reviewer: A. Skoropadskaya Paper submitted on: 03/04/2022; Accepted on: 03/22/2022;
Abstract. The article highlights and describes the characteristic features of syllabic word structure disorders in children with general speech and language disorders, discusses the stages and directions of correction of these distortions for children with the second level of speech development. Keywords: general speech and language disorders, correction of speech disorders, preschool children, second level of speech development, syllabic word composition, speech therapy
For citation: Soldatova, P. Correction of syllable distortions in preschool children with general speech and language disorders. StudArctic Forum. 2022; 7(1): 36—39.
REFERENCES
Agranovich Z. E. Speech therapy work on overcoming violations of the syllabic structure of words in children / Z.E. Agranovich - St. Petersburg: Detstvo-Press, 2009. 48 p.
Levina R. E. Fundamentals of theory and practice of speech therapy. Moscow: Alliance, 2017. 368 p.
Safonkina N. Y. Formation of prerequisites for the formation of the syllabic structure of the word in preschoolers of the fifth year of life with speech development disorders: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.03. M., 2003. 175 p.
Titova T. A. Correction of violations of the sound syllabic structure of the word in children with speech pathology. St. Petersburg: LSU named after A.S. Pushkin, 2010. 143 p.
Filicheva T. B. Features of speech formation in preschool children. M., 2000. 314 p.
Chetverushkina N. S. Syllabic structure of the word: A systematic method of eliminating violations. M.: National Book Center, 2021. 188 p.