Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ'

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Yangi O‘zbekiston ustozlari
Область наук
Ключевые слова
ребенок младшего школьного возраста / детские страхи / детско-родительские отношения / коррекция страхов / со-бытийная общность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинаида Очировна, Батаева Сарра

Рассмотрена проблема детских страхов, их возникновения и преодоления. Коррекции страхов у детей младшего школьного возраста раскрыта с учетом проблематики детско-родительских отношений. Предложены способы такой коррекции в контексте сотрудничества семьи и школы, при условии создания между детьми, педагогами и родителями «со-бытийной общности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ»

8. Эргаш. Fозиев. Тафаккур психологияси. «Уцитувчи» нашриёти. Тошкент.: 1990. 184 с.

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Зинаида Очировна Кикеева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Калмыцкий ГУ имени Б.Б. Городовикова», Россия

Батаева Сарра Батаевна Магистр 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Калмыцкий ГУ имени Б.Б. Городовикова», Россия

Аннотация. Рассмотрена проблема детских страхов, их возникновения и преодоления. Коррекции страхов у детей младшего школьного возраста раскрыта с учетом проблематики детско-родительских отношений. Предложены способы такой коррекции в контексте сотрудничества семьи и школы, при условии создания между детьми, педагогами и родителями «со-бытийной общности».

Ключевые слова: ребенок младшего школьного возраста, детские страхи, детско-родительские отношения, коррекция страхов, со-бытийная общность.

Annotation. The problem of children's fears, their occurrence and overcoming is considered. Correction of fears in children of primary school age is revealed taking into account the problems of parent-child relationships. Methods for such correction are proposed in the context of cooperation between family and school, subject to the creation of a "co-existent community" between children, teachers and parents.

Keywords: child of primary school age, children's fears, child-parent relationships, correction of fears, co-existent community.

Детские страхи - это проблема, которая касается не только психологов и медиков. Это и педагогическая проблема. Сегодня нужны консолидирующие усилия психологов, врачей, педагогов в помощи детям, в преодолении их страхов и тревожности. А фон тревожности постоянно повышается, и в мире, с его новыми информационными потоками, технологиями, конфликтами и катаклизмами, растет число новых угроз и факторов, которые не могу не влиять на детей.

Как ни парадоксально звучит, одним из сильнейших источников угроз для ребенка становятся сами родители. Известны многочисленные случаи

их «токсичного» влияния на своих детей. В связи с этим возникает вопрос об относительной эффективности работы с ребенком, которые ведут педагоги. Эта работа может быть глубокой и действенной, но ее эффект может носить временный характер. Ведь ребенок возвращается в свою семью, и если там остается одна и та же среда, влияющая не него негативно, то педагогические усилия учителей могут быть тщетны. Это означает, что важно подключать родителей к работе по коррекции страхов у детей, что может оказывать положительное опосредованное влияние на взрослых. Необходимы такие формы сотрудничества, которые позволяли бы создавать развивающую среду и для детей, и для взрослых.

Наше исследование посвящено проблеме психолого-педагогической коррекции страхов у младших школьников и поиску средств решения данной проблемы. В рамках исследования нами был проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы, рассматривающей феномен детских страхов и возможностей их преодоления (Л.С. Акопян, Н.А. Балашова, А.В. Вараксина, Р.Р. Галимова, А.И. Захаров, А.С. Саржанова и др.). Мы также обратились к работам отечественных и зарубежных авторов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, Э. Эриксон и др.), которые помогают понять особенности личности младшего школьника и уточнить педагогическую работу с детьми этого возраста, связанную с коррекцией страхов.

У ребенка к моменту поступления в школу наступает кризис, который называют «периодом рождения социального Я ребенка» [2]. Дошкольник и младший школьник отличаются по внутреннним структурам, способностям, возможностям, качествам, потребностям. Переходя в школу, ребенок оказывается в принципиально новых условиях и с другим статусом - ученик. Если в детском саду ведущей деятельностью была игра, то теперь жизнь ребенка организует учебная деятельность. И надо заметить: с наступлением школьного периода у детей появляются новые страхи. Они связаны, главным образом, с учебой и с социальными отношениями.

Психологи отмечают, что страх у ребенка нередко возникает на почве «духовного нездоровья», когда на него влияют конфликтные отношения с родителями и дисгармония отношений с другими детьми [1]. Детские страхи - это целая совокупность взаимосвязанных страхов: боязнь получить плохую отметку, отвечать у доски, получить замечание от учителя, опоздать в школу, а также страх агрессии со стороны сверстников [5].

Ситуацию может усугублять существующие в семье ребенка проблемы и его отношения с родителями. Как пишет в своей книге

«Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия, известный современный психолог, нередко родители мешают своим детям вырасти успешными, самостоятельными, счастливыми. Они слишком активно организуют их жизнь, контролируют их поведение, критикуют, одергивают, не доверяют им. Наиболее эффективный путь для родителей, полагает автор книги, - оставить детей в покое и перевести фокус внимания на самих себя, на собственные слова и поступки [6]. С одной стороны, с этим можно согласиться. Но можно посмотреть и с другой стороны: когда, предоставляя друг другу свободу, дети и взрослые находят точки соприкосновения и совместно создают среду, в которой им интересно и они развиваются.

О такой среде говорит В.И. Слободчиков, называя ее «со-бытиинои общностью». Со-бытииная общность одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместнои деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта, выступая сразу в двух ипостасях: как структурная организованность и как связанная общность [7, с. 5]. Опираясь на знания о детерминантах становления такой общности с учетом возрастных периодов развития личности, можно проектировать ее уклад, адекватные формы организации и содержания образования. Проектировать таким образом, чтобы она становилась жизненным пространством, в котором возможна ценностно-смысловая встреча взрослого и ребенка. В нашем исследовании мы рассматриваем возможности создания со-бытийной общности как действенной формы взаимодействия школы и семьи, позволяющей решать задачи преодоления страхов у младших школьников.

Способы коррекции страхов у детей рассматривались в разных научных работах (З.А. Арскиева, Н.А. Балашова, Т.А. Морозова, А.А. Пургина, А.С. Саржанова, К.И. Устюжанина, М.А. Цыганова и др.). Авторы исследований сходятся в мнении, что наиболее действенными способами, позволяющие детям повышать стрессоустойчивость и преодолевать страхи, обладают способы художественного творчества. В частности, арт-терапия.

Арт-терапевтические методы связаны с использованием разнообразных творческих видов деятельности, среди которых рисование, раскрашивание, лепка из пластилина, гипса или глины, работа с песком. Замечено, что такая работа позволяет установить контакт ребенка со своим внутренним внутренним миром, эмоциональной сферой. Образы или формы, которые возникают в процессе арт-терапии, не только раскрывают определенные аспекты ребенка, но могут давать новое

видение и стимулировать поведение, способствующее физическому, эмоциональному или духовному исцелению [3].

В рамках своего исследования, касающегося проблемы коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии, нами было проведено обследование у учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы № 12 и Частной школы «Перспектива» г. Элисты Республики Калмыкия. В обследовании приняли участие 72 школьника. С детьми проводились беседы, а также предлагались рисунчатые тесты, позволяющие выявить некоторые особенности их страхов. Они рисовали «несуществующее животное» и сказочных героев, которые вызывают у них страх. По форме рисунков, их цвету, степени нажима карандаша, расположению на листе было выявлено, что большинство детей обращают внимание на конечности («руки», лапы), глаза и рот. Можно сделать вывод, что их внимание направлено на ожидание угроз в общении, в речи, обращенной к ним. Беседа о нарисованных персонажах прояснила, что дети различают устрашающих персонажей (Баба Яга, монстр, Леший, Карабас-Барабас, морское чудище, колдунья и др.) и «друзей», которые их успокаивают (Чебурашка, Кот в сапогах, Кот Леопольд, Незнайка, Белоснежка и др.). В общении с детьми, которые объясняли свои страхи и эмоциональные переживания, было установлено, что их пугает одиночество и агрессивное отношение взрослых. Они боятся не соответствовать каким-то правилам и нормам.

Диагностический материал, полученный нами, лег в основу разработки программы арт-терапевтической работы с детьми в контексте создания среды развивающих диалогических отношений между детьми и взрослыми. Нами определены психолого-педагогические условия, которые позволяют корректировать страхи у детей. Среди них:

• включение в учебно-воспитательный процесс средств арт-терапии, способствующих преодолению страхов у детей;

• создание доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями;

• выход общения детей за пределы отдельного класса в широкий контекст школьной проектно-воспитательной работы;

• создание со-бытийной среды взаимодействия детей, педагогов и родителей в контексте совместного арт-терапевтического творчества.

В такой развивающей среде, когда в центре внимания оказывается диалогическое общение детей и взрослых, детские страхи выносятся на обозрение и, в определенном смысле, «трансформируются».

Преодоление детских страхов обычно рассматриваются психологами и педагогами в контексте выстраивания доверительных отношении детеи

и родителей. Психологическая готовность детеи к обучению в школе, их психологическое и физическое здоровье, стрессоустоичивость и способность преодолевать свои страхи зависят от отношении, которые включают эмоциональное принятие и поддержку ребенка, эмпатию, признание самоценности личности ребенка и его права на выбор самостоятельного пути развития, разумную и адекватную систему санкции и поощрении ребенка [4, с. 17].

Можно сделать вывод, что разработку и реализацию психолого-педагогическои программы коррекции страхов у детеи следует рассматривать в контексте связи семьи и школы и психолого-педагогической работы с родителями, связанной с созданием со-бытиинои общности. В нашем исследовании было установлено: перспективна такая арт-терапевтическая деятельность, которая включена в процесс более важной деятельности по созданию среды детско-взрослых отношений, когда продукты детского творчества выступают в качестве повода для содержательного общения детей, педагогов и родителей. Рекомендации, которые мы можем дать педагогам, связаны с тем, чтобы обратить внимание не столько арт-терапевтическую работу, сколько на встраивание ее в контекст системного продуктивного взаимодействия детей и взрослых.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студ. ВУЗов. - М.: Академическии проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000.-513 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Прогресс, 1968.- С. 39-44.

3. Галимова Р.Р. Профилактика тревожности младших школьников средствами арт-терапии. Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы VII Международнои научно-практическои конференции. Сборник научных трудов. 2016: 48 - 50.

4. Емельянова И.Е. Современныи ребенок на пороге школьнои жизни / И.Е. Емельянова. // Современньш ребенок: какои он? Материалы всероссииского научно- педагогического форума / сост.: С. В. Портье, Л. Ю. Манекина, С. В. Мачинская, Т. В. Абрамова, Л. В. Корнилова. - Челябинск: МБУ ДПО УМЦ, 2018. - С. 12 - 17

5. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И. Захаров. - СПб.: КАРО, 2011. - 268 с.

6. Мелия М. Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей / М. Мелия. - М.: Бомбора, 2021. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.