3. Васильева, И. А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васильева И.А. - М., 1997. - 23 с.
4. Гиббс, Р. Тем, кому за 40 : (комплексы общеразвивающих упражнений для людей среднего и пожилого возраста) / Р. Гиббс // Спорт за рубежом. - 1982. - № 10. -С. 13-14 ; № 12. - С. 12-13.
5. Еремина, Т.Н. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий нетрадиционными видами физического воспитания / Т.Н. Еремина, Е.Е. Еремина // Физическая культура, спорт и здоровье : сб. науч. ст. - Йошкар-Ола, 2000. - 16 с.
6. Зубакова, Е.Н. Комплексное применение физических упражнений в воде и на суше для женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубакова Е.Н. - М., 1997. - 15 с.
7. Меньшуткина, Т.Г. Теория и методика оздоровительного плавания женщин разного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Меньшуткина Т.Г. - СПб., 2000. - 332 с.
8. Смирнова, И.Р. Эффективность применения комплексной методики профилактической направленности в оздоровительном плавании / И.Р. Смирнова // Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация : материалы Всерос. науч.- практ. конф. / под общ. ред. А.В. Петряева, И.В. Клешнева. - СПб., 2001.- С. 67-69.
9. Федорова, А.Ю. Технология проведения занятий гидроаэробикой с людьми пожилого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Федорова А.Ю. - СПб., 2003. -19 с.
10. Шибалкина, М.Г. Использование средств гидроаэробики в процессе занятий оздоровительным плаванием : автореф. дис. . канд. пед. наук / Шибалкина М. Г. -СПб., 1997. - 22 с.
КОРРЕКЦИЯ БРОСКОВОЙ ТЕХНИКИ ДЗЮДО В СВЯЗИ С УЖЕСТОЧЕНИЕМ КИНЕМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В СПОРТИВНОМ
ПОЕДИНКЕ
Азамат Адамович Совмиз, аспирант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
Состав изучаемых в демонстрационном режиме бросков дзюдо не соответствует технике их реализации в условиях жесткого противоборства. Жесткие оборонительные захваты мешают выходу из исходного положения на стартовую позицию бросков, что требует изменения структуры их первой фазы.
Ключевые слова: демонстрационные броски, жесткое противоборство, структура первой фазы бросков.
CORRECTION OF THROWING TECHNIQUE IN JUDO RELATED TO CINEMATIC LINKS STRENGTHENING IN SPORT COMBAT
Azamat Adamovich Sovmiz, post-graduat student Cuban state university of physical education, sport and tourism Krasnodar
Abstract
Judo throws composition in the demonstrational regime does not correspond to their realization in the conditions of hard combat. Hard defensive holds prevent a wrestler from his leaving the initial point of departure for the throw start position which demand first phase his structure.
Key words: demonstration throws, hard combat, throws first phase structure.
Данные педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью дзюдоистов всех стран свидетельствуют о значительном различии между программным
техническим материалом броскового компонента и реализуемыми бросками в условиях соревнований [1, 2].
Содержание традиционных кат с доминированием на поздних этапах подготовки античной каты (косики но ката) свидетельствует о согласии японской системы с таким противоречием, однако, состав этих бросковых комплексов исключает использование эффектных, высоко амплитудных бросков и ограничен в тактических направлениях, что отрицательно сказывается на зрелищности и, в конечном итоге, массовости дзюдо [5].
Негативное влияние кинематической жесткости захватов на способность к реализации бросков было отмечено не только в самбо и дзюдо, но и в видах рукопашного боя [4]. Арсенал бросковой техники в условиях жесткого противоборства имеет дефект в разнонаправленности (рис. 1) по причине исчезновения бросков противника вперед (проворотом) и бросков противника назад (наклоном), что не соответствует модели пространственно-смысловой деятельности борца [8] и сужает возможности тактического использования техники [3, 7].
^ Р _ , _ . N Л О-сото-гаке (запрокидывания заце-
Таки-отоси (прогиб вращаясь) ч
V г г—* > Пом голенью)
ч. Томое-наге (прогиб подсадом сто- ч.
* » пой) * * Ура-наге (прогибы разворотом)
Одноименная взаимная стойка Разноименная взаимная стойка
Рис. 1. Степень разнонаправленности арсенала бросков в условиях жестких кинематических связей спортивного поединка в дзюдо
В этой связи нами была поставлена цель: не перестраивая содержания и методики этапа начальной подготовки, найти пути повышения эффективность технической подготовки дзюдоистов за счет обеспечения разнонаправленности бросковой техники на учебно-тренировочном этапе путем формирования оптимальной структуры высокоамплитудных бросков в условиях жесткой кинематической связи, обусловленной оборонительными захватами противника.
МЕТОДИКА
При решении задачи по поиску оптимальной структуры таких бросков регистрировались различия в реализуемых усилиях, своевременном выходе на стартовую позицию и эффективности выведения противника из равновесия:
• высокоамплитудных бросков проворотом в условиях свободного обоюдного захвата и оборонительного захвата противника;
• высокоамплитудных бросков наклоном в условиях свободного обоюдного захвата и оборонительного захвата противника.
В лабораторном эксперименте был использован созданный на базе НИИ КГУФКСТ исследовательский видео тензо-динамометрический комплекс.
Исследовательский комплекс позволял синхронно регистрировать пространственные характеристики бросков в двух плоскостях, реакцию опоры атакующего и противника в ответ на динамические усилия атакующего в режиме реального времени. Прикладываемые усилия к каждой платформе раскладывались по трем осям: вертикальной - ось 2, поперечном направлении по оси Х и в продольном направлении по оси У.
Несмотря на то, что нас интересовал эффект суммарного усилия атакующего в горизонтальной плоскости, т. е. по осям Х и У, оценка эффективности горизонтального усилия определялась по снятию веса тела противника с опоры, т.е. по оси 2, более 75% его веса [6].
В эксперименте участвовали 2 пары борцов 1-го спортивного разряда.
Каждый из них осуществлял по 10 попыток выхода на стартовую позицию в условиях взаимной фронтальной стойки против относительно свободного захвата и по
10 попыток в условиях жесткого оборонительного захвата противника. После этого были осуществлены попытки проведения бросков с различными способами срывов жесткого оборонительного захвата (рука срывает сверху - вниз, снизу - вперед, снизу - в сторону по фронту, снизу - назад). Техника бросков интерпретировалась в соответствии с Единой классификацией техники спортивной борьбы по биомеханическим признакам [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В условиях оборонительного захвата противника традиционные меры по его нейтрализации в виде толчков и рывков малоэффективны. Для успешной реализации бросков проворотом были опробованы различные способы срывов захвата противника в момент выполнения структуры 1-й фазы броска (выход из исходной позиции на старт броска). Оказалось, что оптимальным является срыв захвата снизу - изнутри -вверх, в направлении предполагаемого падения противника (рис. 2).
Срыв захвата при выходе на Направление руки на старте старт броска броска
Рис.2. Оптимальный вариант срыва оборонительного захвата с одновременным выходом на старт броска проворотом
Все остальные способы срывов захвата приводят к срыву первой фазы броска. Таким образом, если ориентироваться в наименовании бросков на японскую классификацию и терминологию, то в условиях жесткого сопротивления противника в тактический квадрант «А» реально могут проводиться только броски Маки-коми (Бросок через туловище с захватом руки под плечо) и Хане-маки- коми (Подсад голенью изнутри с захватом руки под плечо). Согласно Единой классификации и терминологии техники спортивной борьбы [6], могут проводиться провороты с воздействием на ноги противника ногами: подхватом, подножкой, подсадом, отбивом. Но все они, в конечном итоге, будут осуществляться с захватом руки под плечо и, как правило, с собственным падением, что на оценку не влияет. При выполнении бросков наклоном, с выходом на старт броска, находясь сбоку от противника (класс разносторонних, разнонаправленных синергий), также необходимо использовать срыв захвата противника снизу - внутрь - вверх с дальнейшим продвижением за противника и движением руки в сторону предполагаемого падения.
В результате, по данным последующего модельного эксперимента, за счет добавления высоко амплитудных бросков проворотом и наклоном к имеющемуся ограниченному арсеналу бросков (рис. 1) достигнута модельная разнонаправленность технического арсенала (рис. 3).
тт N ? Наклон одноименным зацепом голе- N ?
Наклон через ногу; --------
нью
Проворот через ногу выходом ^ ^ Проворот через ногу входом; ^ ^
Одноименная взаимная стойка Разноименная взаимная стойка
Рис. 3. Алгоритм проведения высокоамплитудных бросков в условиях жестких захватов при одноименной и разноименной взаимной стойке в проекции на горизонтальную
плоскость
Таким образом, появляется возможность в жестких кинематических условиях спортивного поединка реализовывать технику бросков в четырех технико-тактических
направлениях, что обеспечивает более эффективную тактику использования бросково-го арсенала и качество оцениваемой техники.
ВЫВОДЫ
Корректировка техники проведения ряда высокоамплитудных бросков в вышеназванных условиях с использованием срывов оборонительных захватов, включенных в состав первой фазы броска, позволила включить их в состав арсенала соревновательной техники борьбы стоя, что повышает разнонаправленность технического арсенала, пригодного для использования в жесткой кинематической связи спортивного поединка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзюдо : программа [Текст] / [А.О. Акопян и др.]. - М. : Советский спорт, 2003. - 96 с. - 1БВМ 5-85009-839-9.
2. Дзюдо : учеб. программа для учреждений дополнительного образования [Текст] : / [И. Д. Свищев и др.]. - М. : Советский спорт, 2003. - 112 с. - ШВМ 5-85009824-0.
3. Ленц, А.Н. Тактика в спортивной борьбе [Текст] / А.Н. Ленц. - М. : Физ-
культура и спорт, 1967. - 152 с.
4. Нариманов, Т.А. Различия в биомеханике бросков боевых и спортивных [Текст] / Т.А. Нариманов // Боевое искусство планеты. - 1996. - № 2. - С. 30-33.
5. Схаляхо, Ю.М. Девальвация оценок в борьбе дзюдо и проблемы совершенствования технического мастерства российских дзюдоистов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 28-29.
6. Шулика, Ю.А. Повышение эффективности обучения самбистов техническим действиям в типичных ситуациях борьбы стоя [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Шулика Ю.А. - М., 1982. - 161 с.
7. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шулика Ю.А. - Краснодар, 1993. - 32 с.
8. Шулика, Ю.А. Модельные характеристики технико-тактической деятельности в спортивной борьбе [Текст] / Ю.А. Шулика // Гипнология и интегративная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и психотерапевтической практики : материалы междунар. конф. - Майкоп, 1994. - С. 318 - 320.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ В ПРАКТИКЕ
ВОЛЕЙБОЛА
Ольга Михайловна Соколова, старший преподаватель,
Ангарская государственная техническая академия (АГТА), г. Ангарск,
Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук; профессор, член-корреспондент международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности,
Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДвГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
На основе принципов нечеткой логики изложено моделирование рассуждений тренера при формализации процесса принятия решения о соответствии того или иного упражнения применительно к уровню физической подготовленности студентов. Опираясь на степень истинности нечеткого логического высказывания, сделан вывод о беговых упражнениях как наиболее предпочтительных для развития волейбольных навыков в различные годы обучения.
Ключевые слова: волейбол, беговые упражнения, логика нечетких множеств при принятии решения, тренировочный процесс студентов.