КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ
А.Э. БУРОВ, С.С. КИРИЛЛОВА, ВНИИФК; Астраханский государственный технический университет
Аннотация
Среди множества причин, затрудняющих профессиональное становление будущих специалистов, наличие различных форм компьютерных зависимостей занимает ведущее место. В данном исследовании изучены возможности применения в условиях учебного процесса специфичных и соответствующих направленных физкультурных воздействий на паттерн поведенческих рисков студентов.
Annotation
Among many reasons that make difficult professional formation of future specialists, the existence of different forms of computer dependences takes the leading place.
In this research the possibilities of educational process the specific and corresponding devoted physical influences on the pattern of behavior student risk were studied.
Key words: internet-dependence, disadapting factors, typological peculiarities, psycho-physiological characteristics, physical training, corrective-healthy. technologies, the correction of risk factors.
Ключевые слова: интернет-зависимость, дезадаптирующие факторы, типологические особенности, психофизиологические качества, физическая культура, коррекционнооздоровительные технологии, коррекция факторов риска.
Среди многочисленных новых форм зависимого поведения современной молодежи, негативно влияющих на формирование целостной личности молодого поколения, все большее распространение получают различные виды компьютерных аддикций, и в первую очередь интернет-зависимость.
Формирование и развитие паттерна поведенческих рисков, связанных с неконтролируемой компьютеризаций и интернетизацией общества, порождает до конца не осмысленные изменения в естественных коммуникативных механизмах человеческой психики, которые могут быть столь же серьезны по своим последствиям, как и при химических зависимостях [2, 7]. Осознание деструктивных факторов, способствующих формированию компьютерной информационной зависимости, и их влияния на молодое поколение, изучение проблемы десоциализации личности особенно актуально для высшей школы, где социальная ситуация, в которую включена студенческая молодежь, влияет на формирование таких важных процессов социализации, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
Роль физической культуры как социально формирующего вида деятельности видится не только в коррекционном воздействии, но и прежде всего в превентивной диагностике, а следовательно, и в профилактике проявлений компьютерной зависимости среди молодежи [1, 3].
В связи с этим изучение коррекционного воздействия физической культуры на личностно-типологические особенности нервной системы и психофизиологические свойства интернет-зависимых студентов стало основной целью данного исследования.
На начальном этапе экспериментального исследования для выявления среди студентов I курса факультета информационных технологий Астраханского государственного технического университета (91 чел.) признаков интернет-зависимости было проведено их анкетирование по методике Никитина - Егорова [6]. Результаты анкетирования показали, что только у 46,1% испытуемых юношей не выявлено признаков интернет-зависимости. При этом 16,5% студентов I курса характеризуются ярко выраженной интернет-аддикцией.
Следует отметить высокий процент первокурсников, которые, согласно использованной методике, относятся к группе риска возникновения зависимости (37,4%). Полученные данные убедительно свидетельствуют о наличии более чем у половины исследуемых студентов (53,9%) признаков интернет-зависимости, что, несомненно, актуализирует данную проблему для системы высшего профессионального образования. Данные анкетирования позволили сформировать две группы испытуемых: группу «норма» (п=15) - студенты, не являющиеся интернет-зависимыми, и группу «зависимых» (п=15) первокурсников, проявляющих ярко выраженную интернет-аддикцию.
Следующим этапом нашего исследования стало определение личностных особенностей функционирования нервной системы и психофизиологических качеств студентов, имеющих признаки интернет-зависимости. Тестирование испытуемых проводилось с использованием общепринятых в педагогической практике методик, описанных в специальной литературе, и прибора для психофизиологической диагностики спортсменов ЮШИГ 333719.001 РЭ, выпускаемого ДООО «ИРЗ-Фактор» [4].
(шШ>
На основании выявленных особенностей в функционировании изучаемых психодинамических и психофизиологических параметров была составлена экспериментальная программа занятий физической культурой с интернет-зависимыми студентами, направленная на коррекцию дезадаптирующих признаков. Учитывая специфичность учебного процесса с интернет-зависимыми студентами и общность психологических и психофизиологических механизмов с фармакологическими формами аддиктивного поведения, экспериментальная методика занятий включала в себя не только средства и методы развития функциональных, двигательных, психических способностей, но и педагогические и психологические приемы, снижающие или устраняющие воздействие факторов риска у занимающихся [3, 5].
Специальные коррекционные физические упражнения являлись составной частью учебных занятий.
Для проверки эффективности влияния коррекционных занятий на типологические характеристики нервной системы и коррекцию особенностей проявления психофизиологических качеств испытуемых обеих групп по окончании эксперимента было проведено ретестирование всех исследуемых параметров.
Анализ итоговых показателей типологических характеристик нервной системы свидетельствует, что в обеих исследуемых группах произошли положительные изменения в структуре основных показателей нервной системы, определяющих ее особенности, но характер этих изменений, полученных в конце эксперимента, неравнозначен (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей нервной системы испытуемых по окончании экспериментальных занятий
Параметры нервной системы Этапы эксперим. «Норма» (п=15) Зависимые (п=15) р
Х ± m
Опросник ЧХТ (черты характера, темперамент)
Сила нервной системы начало 35,2 ± 0,7 29,8 ± 0,9 < 0,01
конец 36,1 ± 0,8 34,4 ± 0,8 > 0,05
р > 0,05 < 0,01
Подвижность нервной системы начало 38,3 ± 1,2 30,8 ± 1,3 < 0,01
конец 40,3 ± 1,1 37,3 ± 1,4 > 0,05
р > 0,05 < 0,01
Эмоциональная реактивность начало 12,4 ± 0,6 11,0 ± 0,6 > 0,05
конец 12,6 ± 0,5 11,9 ± 0,7 > 0,05
р > 0,05 > 0,05
Опросник темперамента Я. Стреляу
Сила процессов возбуждения начало 36,6 ± 0,9 47,3 ± 1,1 < 0,01
конец 35,8 ± 0,7 39,5 ± 0,9 < 0,01
р >0,05 < 0,01
Сила процессов торможения начало 33,4 ± 1,0 30,1 ± 0,8 < 0,05
конец 34,0 ± 1,1 33,7 ± 1,3 > 0,05
р > 0,05 < 0,05
Уравновешенность нервных процессов начало 1,09 ± 0,05 1,57 ± 0,03 < 0,01
конец 1,05 ± 0,07 1,17 ± 0,09 > 0,05
р > 0,05 < 0,01
В группе интернет-зависимых студентов к окончанию эксперимента значительные улучшения показателей нервной системы выявлены по всем исследуемым характеристикам. Так, наибольшие различия в экспериментальной группе между исходными и конечными значениями отмечаются по силе нервной системы (р < 0,01), которая увеличилась на 15,4%, и подвижности нервной системы (р < 0,01), повысившейся на 21,1%. Значительно снизился начальный дисбаланс нервных реакций за счет увеличения на 12,0% силы тормозных процессов (р < 0,05) и понижения на 16,5% силы реакций возбуж-
дения (р < 0,01), что привело к улучшению показателей уравновешенности нервных процессов (р < 0,01).
Динамика типологических изменений нервной системы «зависимых» студентов по завершении экспериментальных занятий показана на рис 1.
В целом существенное улучшение показателей типологических характеристик нервной системы студентов говорит о высокой эффективности регулярных занятий физической культурой на нервную систему занимающихся, что выражается в нормализации и стабилизации протекания нервных процессов.
ІШ)
Уел. ед.
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5 ■
0
Основные характеристики нервной системы 47,3
39,5
34,4
37,3
29,8
30,8
33,7
30,1
1,57 117
_П
Сила н. с. Подвижность н. с. Сила возбуждения Сила торможения Уравновешенность
н. с., проц.
□ «Зависимые» (начало) ■ «Зависимые» (конец)
Рис. 1. Соотношение итоговых и конечных показателей студентов экспериментальной группы
Оценка влияния экспериментальных занятий кор- психофизиологических свойств испытуемых представ-
рекционной направленности на функционирование лена в табл. 2.
Таблица 2
Оценка психофизиологических показателей испытуемых в конце исследования
№ п/п Показатели Этапы эксперим. «Норма» (п=15) «Зависимые» (п=15) р
Х ± m
1. Оценка чувства времени
Время отклонения от заданного (с) начало 0,32 ± 0,04 0,74 ± 0,08 < 0,01
конец 0,29 ± 0,06 0,43 ± 0,07 > 0,05
р >0,05 < 0,01
2. Оценка мышечного чувства
Точность попадания в круг с 10 м (раз) начало 4,3 ± 0,2 3,8 ± 0,3 > 0,05
конец 4,4 ± 0,4 4,2 ± 0,5 > 0,05
р > 0,05 > 0,05
3. Чувство темпа
Коэффициент восприятия темпа (ед.) начало 0,551 ± 0,03 0,846 ± 0,04 < 0,01
конец 0,516 ± 0,02 0,601 ± 0,06 > 0,05
р > 0,05 < 0,01
4. Быстрота двигательных реакций (с)
Время выполнения 25 касаний (с) начало 10,1 ± 0,5 12,3 ± 0,3 < 0,01
конец 9,4 ± 0,3 10,2 ± 0,4 > 0,05
р > 0,05 < 0,01
5. Статическая тремометрия (за 20 с)
Частота касаний (1/с) начало 0,46 ± 0,07 0,65 ± 0,06 < 0,05
конец 0,41 ± 0,06 0,50 ± 0,05 > 0,05
р > 0,05 > 0,05
Количество касаний начало 9,3 ± 0,4 11,0 ± 0,6 < 0,05
конец 8,9 ± 0,2 9,1 ± 0,4 > 0,05
р > 0,04 < 0,05
По завершении экспериментальных занятий в группе «зависимых» студентов произошли значительные улучшения в функционировании психофизиологических качеств, и большинство различий статистически достоверно (р < 0,01; 0,05).
Оценка чувства времени является одним из важнейших показателей, характеризующих интернет-зависимость, т.к. у людей с данной формой аддикции выявлена пониженная способность к контролю времени [6]. Полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о положительных изменениях оценки временных интервалов у студентов экспериментальной группы
(р < 0,01). Итоговое улучшение времени отклонения от заданного составило 41,9%.
Сравнение остальных психофизиологических показателей в группе интернет-зависимых студентов позволило выявить достоверные различия при оценке чувства темпа (р < 0,01), быстроты двигательной реакции (р < 0,01) и количеству касаний при тремометрии (р < 0,05). Положительный прирост результатов составил соответственно 28,9, 17,1 и 17,3%.
Динамика показателей психофизиологических функций интернет-зависимых в динамике эксперимента приведена на рис. 2.
Психофизиологические функции
- Чувство времени ----Мышечное чувство ----Чувство темпа
Быстрота двиг. р-ций -------Статическая тремометрия
Рис. 2. Динамика показателей психофизиологических функций интернет-зависимых студентов
в процессе экспериментальных занятий
Сравнительный межгрупповой анализ показателей, полученных по завершении экспериментальных занятий, не выявил достоверных различий между двумя группами испытуемых (р > 0,05), при том, что в начале исследования студенты контрольной группы имели значительное превосходство в функционировании большинства исследуемых психофизиологических качеств. Это, на наш взгляд, доказывает эффективность использованных средств и методов экспериментальной методики для коррекции психофизиологического статуса студентов вуза.
Таким образом, итоговые результаты исследования влияния физических упражнений коррекционной направленности на типологическую структуру нервной системы и психофизиологические качества студентов позволяют констатировать, что проведенные экспериментальные занятия оказали позитивное влияние на исследуемые характеристики. Наибольшие положительные изменения произошли в экспериментальной группе, а именно:
- наибольшие различия между исходными и конечными значениями в группе интернет-зависимых выяв-
лены по показателям силы нервной системы (р < 0,01), которая увеличилась на 15,4%, и подвижности нервной системы (р < 0,01), повысившейся на 21,1%;
- значительно снизился начальный дисбаланс нервных реакций за счет увеличения на 12,0% силы тормозных процессов (р < 0,05) и понижения на 16,5% силы реакций возбуждения (р < 0,01), что привело к улучшению показателей уравновешенности нервных процессов (р < 0,01);
- в группе «зависимых» юношей произошли достоверные улучшения в функционировании большинства психофизиологических качеств (р < 0,01; 0,05). Так, итоговое повышение способности к восприятию времени составило 41,9%, чувство темпа улучшилось на 28,9%, быстрота двигательных реакций возросла на 17,1%, а количество касаний при тремометрии снизилось на 17,3%.
Все вышеизложенное, на наш взгляд, убедительно раскрывает огромный потенциал физической культуры в коррекции и профилактике различных компьютерных зависимостей. Комплексный подход с использованием
ІШ)
физической культуры и других средств психолого-педа- ным в преодолении и минимизации влияния поведен-
гогического воздействия является наиболее эффектив- ческих рисков в молодежной среде.
Литература
1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Раппопорт; под ред. В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. - С. 198-215.
2. Бондырева С.К. Наркотизм (природа и преодоление): учеб. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - С. 264-287.
3. Буров А.Э. Специфика коррекционных занятий физической культурой при компьютерных аддикциях / А.Э. Буров, Р.А. Канатбаева // «Организационносодержательное обеспечение физического воспитания студентов вуза: проблемы, поиски, решения»: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. (г. Н. Новгород, 2 июня 2009 г.). - Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2009. - С. 34-35.
4. Введенский Г.Е. Критерии достоверности психофизиологического исследования / Г.Е. Введенский, М.Ю. Каменсков // Сексология и сексопатология. - 2005. -№ 3. - С. 35-39.
5. Городнова М.Ю. Средства и методы адаптивной физической культуры в реабилитации наркозависи-мых подростков / М.Ю. Городнова, О.Э. Аксенова // Адаптивная физическая культура - 2002. - № 3 (11). -С.36-37.
6. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - С. 154-158.
7. McCown W.G. Nonpharmacological addictions / W.G. McCown, R.H. Coombs (ed.). Mahwah // Family Therapy Review: Preparing for Comprehensive and Licensing Examinations. - NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. - P. 459-481.
ngm