Научная статья на тему 'Структура и организация коррекционных занятий профессиональной физической культурой студентов с учетом направленности видов спорта на снижение воздействия факторов риска'

Структура и организация коррекционных занятий профессиональной физической культурой студентов с учетом направленности видов спорта на снижение воздействия факторов риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВИДОВ СПОРТА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФУНКЦИЙ / УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС СО СТУДЕНТАМИ ГРУППЫ РИСКА / СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабачков В. А., Ерохина Ольга Анатольевна, Буров А. Э.

Изучение и использование в учебном процессе средств профессиональной физической культуры, акцентированно направленных на повышение уровня развития профессиональных компетентностей, способствует созданию физкультурно-оздоровительных программ снижения воздействия факторов риска на профессиональное становление студентов. В работе определены виды спорта, наиболее влияющие на эффективность коррекционно-формирующего процесса. Предложена и апробирована программа коррекционных профессионально ориентированных занятий со студентами группы риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабачков В. А., Ерохина Ольга Анатольевна, Буров А. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The studying and the usage in the educational process the ways of professional physical training, that especially leading to the rising of the level of professional competence development, promote the creation of physical-sanitated programmers of declining influence of the risk factors on the professional formation of students. The kinds of sport that influence most of all on the effectiveness of the corrected formed process are defined in this work. The programmer of corrected professionally-oriented lessons with the students of risk group is suggested and approved.

Текст научной работы на тему «Структура и организация коррекционных занятий профессиональной физической культурой студентов с учетом направленности видов спорта на снижение воздействия факторов риска»

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ НАПРАВЛЕННОСТИ ВИДОВ СПОРТА НА СНИЖЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ РИСКА

В.А. КАБАЧКОВ, О.А. ЕРОХИНА, А.Э. БУРОВ, ВНИИФК, Астраханский государственный технический университет

Аннотация

Изучение и использование в учебном процессе средств профессиональной физической культуры, акцентированно направленных на повышение уровня развития профессиональных компетентностей, способствует созданию физкультурнооздоровительных программ снижения воздействия факторов риска на профессиональное становление студентов. В работе определены виды спорта, наиболее влияющие на эффективность коррекционно-формирующего процесса. Предложена и апробирована программа коррекционных профессионально ориентированных занятий со студентами

группы риска.

Abstract

The studying and the usage in the educational process the ways of professional physical training, that especially leading to the rising of the level of professional competence development, promote the creation of physical-sanitated programmers of declining influence of the risk factors on the professional formation of students. The kinds of sport that influence most of all on the effectiveness of the corrected - formed process are defined in this work. The programmer of corrected professionally-oriented lessons with the students of risk group is suggested and approved.

Ключевые слова: профессиональная физическая культура, функциональная направленность видов спорта, формирование профессионально значимых функций, учебно-коррекционный процесс со студентами группы риска, снижение уровня дезадаптации.

Профессиональная физическая культура в учреждениях высшего профессионального образования является составной частью Программы физического воспитания студентов.

Главным фактором, от которого зависит степень эффективности профессионально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности, является направленность воздействия видов спортивной тренировки на центральную нервную систему, анализаторы, физические, психические и психофизиологические качества. Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных качеств, то виды спорта и их элементы имеют наравне с физической функциональную направленность и социальную обусловленность [5, 6].

Функциональная направленность видов спорта различна, и совершенствование психофизиологических функций при занятиях отдельными видами спорта происходит в различной степени. В основе подбора видов спорта лежит принцип переноса двигательных навыков и умений [4, 7]. При этом, учитывая зависимость между процессом развития профессиональных компетенций и коррекцией различных форм асоциального поведения молодежи, важность определения профессионально-прикладного значения видов спорта и их коррекционного воздействия на факторы социального риска не вызывает сомнения [1].

Для выполнения вышеобозначенной задачи нами было протестированы 40 студентов, регулярно занимающихся спортом, из них 26 чел. имеют I спортивный

разряд и 14 чел. - звание кандидата в мастера спорта. В качестве исследуемых видов спортивной деятельности использовались виды спорта, наиболее привлекательные по результатам опроса для большинства занимающихся физической культурой студентов, а именно: баскетбол, легкая атлетика, атлетизм, настольный теннис и плавание (см. табл. 1).

Оценка воздействия видов спорта на формирование и развитие профессионально значимых функций проводилась с использованием тестовой программы, включающей в себя исследование специальных видов выносливости, дифференцировки мышечных усилий, вестибулярной функции, сенсомоторной координации, свойств нервной системы и психических процессов.

Анализ полученных спортограмм показывает, что все используемые виды спорта положительно влияют на развитие профессиональных компетентностей занимающихся, т.е. являются прикладными видами спортивной деятельности. По нашим данным, на развитие силовой выносливости занятия баскетболом и атлетизмом оказывают большее воздействие, чем занятия легкой атлетикой, настольным теннисом и плаванием. У занимающихся этими видами спорта также выше показатели статической выносливости. Для всех исследуемых видов спорта характерны высокие результаты динамической выносливости и короткие латентные периоды условной двигательной реакции. У спортсменов данных специализаций, кроме легкоатлетов, отмечается большая скорость просмотра корректурного текста.

(ШШ>

Таблица 1

Направленность воздействия видов спорта на развитие профессиональных компетенций

Профессионально значимые качества Виды спорта

баскетбол легкая атлетика атлетизм настольный теннис плавание

Силовая выносливость (раз) 293,6 ± 1,1 209,5 ± 2,1 276,0 ± 4,3 247,4 ± 3,0 241,4 ±3,9

Статическая выносливость (с) 14,8 ± 1,6 1,5 ± 1,0 17,6 ± 7,9 4,4 ± 2,0 3,0 ± 1,8

Динамическая выносливость (с) 53,1 ± 2,5 40,2 ± 4,0 38,6 ± 3,8 43,3 ± 2,1 49,4 ± 2,5

Точность дифференцирования силы (кг) 19,6 ± 3,5 30,4 ± 2,4 30,0 ± 1,7 25,3 ± 3,5 21,2 ± 3,8

Точность пространственного дифференцирования (см) 1,4 ± 0,4 1,8 ± 0,2 2,8 ± 0,8 2,0 ± 0,2 2,6 ± 0,9

Статическое равновесие (с) 39,5 ± 9,9 2,2 ± 1,9 12,0 ± 4,5 13,8 ± 4,1 20,4 ± 4,5

Динамическое равновесие (с) 41,0 ± 5,3 26,4 ± 8,3 21,2 ± 6,8 2,5 ± 3,4 38,8 ± 8,1

Динамическая сенсомоторная координация (кас.) 7,2 ± 0,8 14,4 ± 2,5 4,4 ± 1,5 7,9 ± 3,2 10,6 ± 2,1

Статическая сенсомоторная координация (кас.) 4,3 ± 1,8 3,7 ± 1,0 5,6 ± 2,1 7,2 ± 2,7 4,4 ± 2,2

Латентный период двигательной реакции (мс) 0,0760 ± 0,0094 0,0737 ± 0,0045 0,0703 ± 0, 0092 0,0745 ± 0,0048 0,0739 ± 0,0070

Подвижность нервных процессов: правая рука левая рука 30,1 ± 2,2 26,7 ± 5,5 29,9 ± 1,3 23,4 ± 1,8 29.1 ± 1,2 23.2 ± 1,1 30,8 ± 1,9 25,5 ± 1,1 28.6 ± 1,3 24.6 ± 2,1

Помехоустойчивость: кол-во слов кол-во ошибок 21,5 ± 1,4 0,1 ± 0,1 23,7 ± 0,9 0,4±0,6 20,8 ±3,4 0,4 ± 0,2 20,5 ± 3,0 0,3 ± 0,1 18,4 ± 3,2 0,8 ± 0,4

Скорость просмотра корректурного текста 53,1 ± 11,6 35,9 ± 1,4 58,9 ± 7,5 57,1 ± 5,7 62,5 ± 3,5

Высокий уровень устойчивости равновесия наиболее выражен у баскетболистов, а подвижность нервных процессов в большей степени развивается при занятиях спортивными играми (баскетбол, настольный теннис) и легкой атлетикой, нежели атлетизмом и плаванием.

Таким образом, воздействие исследуемых видов спорта на формирование и развитие профессионально значимых качеств носит комплексный характер и весьма многообразно. Регулярные занятия этими видами спорта значительно повышают уровень профессиональных компетенций занимающихся, а следовательно, способствуют снижению воздействия дезадаптирующих факторов на процесс профессионального становления.

В связи с этим для создания и апробации коррекционной программы занятий профессиональной физической культурой со студентами группы риска нами использовались вышеперечисленные виды спорта.

Учитывая специфичность учебно-коррекционного процесса с дезадаптированными студентами, в основу программы занятий нами были положены следующие

общесоциальные, общеметодические и специальные принципы профессиональной физической культуры [2, 3]:

- оздоровительная направленность учебных занятий при соблюдении оптимальной физической нагрузки и обеспечении регулярного контроля за динамикой здоровья, физического развития и подготовленности;

- обеспечение связи с трудовой и оборонной практикой в процессе развития прикладной подготовленности на основе общей физической подготовки и овладения системой знаний, необходимых в профессиональном совершенствовании и самосовершенствовании;

- единство всех сторон учебно-воспитательного процесса: нравственного, трудового, волевых и позитивных черт характера, эмоций, этических и эстетических качеств, потребности в социально значимых видах деятельности;

- создание условий для воспитания и формирования у занимающихся комплекса личностных черт и качеств, способствующих их осознанному участию в собственном образовательном процессе;

ІШ)

- дифференциация учебных заданий и способов их решения соответственно индивидуальным особенностям и степени дезадаптации занимающихся;

- непрерывность и этапность выполнения программы с целью получения кумулятивного эффекта в целостной системе коррекционно-формирующего процесса.

Двухгодичный цикл коррекционной программы занятий рассчитан на 264 учебных часа и состит из трех взаимосвязанных этапов: общей прикладности, коррекционно-формирующего и коррекционно-совершенствующего. Структура и этапы реализации программы занятий со студентами группы риска показаны на рисунке.

Учебно-коррекционный процесс

Изучение и анализ особенностей проявления факторов дезадаптации

Диагностика компонентов двигательной и функциональной готовности к профессии

Получение фоновых данных об уровне профессиональных качеств

Использование видов спорта и педагогических приемов коррекционной направленности

ОБЩЕЙ

ПРИКЛАДНОСТИ

Педагогические приемы коррекции

ЭТАПЫ

КОРРЕКЦИОННО-

ФОРМИРУЮЩИЙ

Педагогические приемы коррекции

КОРРЕКЦИОННО-

СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ

Педагогические приемы коррекции

Структура построения и реализации коррекционной программы занятий со студентами группы социального риска

Основной формой проведения занятий являлись специализированные уроки профессиональной направленности, в которых через акцентированное воздействие на комплекс профессионально важных качеств, функций, свойств решалась задача коррекции психофизического и психоэмоционального состояния студентов группы риска.

Основными методами, используемыми в процессе учебных занятий, являлись общепедагогические и специфические, а именно: методы наглядного (замедленный показ) и вербального (объяснение, команды, разбор, замечания, словесная оценка) воздействия; игровой, соревновательный, методы избирательного (повторного и повторно-серийного упражнения), комплексного (метод круговой тренировки) и сопряженного (метод строго регламентированного упражнения) воздействия.

Учебный план коррекционной программы соответствует графику расчета часов учебного процесса в вузе (табл. 2).

Рекомендуемое соотношение средств ОФП и ПФК с целью коррекционного воздействия на психофизическое и психоэмоциональное состояние студентов группы социального риска:

- на этапе общей прикладности: ОФП - 70% (40% -выносливость, 20% - сила, 10% - гибкость); ПФК - 30% (20% - быстрота, 10% - вестибулярная устойчивость);

- на коррекционно-формирующем этапе: ОФП - 40% (20% - сила, 10% - общая выносливость, 10% - гибкость, ловкость); ПФК - 60% (20% - психофизиологические

функции, 30% - психические функции, 10% - специальные виды выносливости);

- на коррекционно-совершенствующем этапе: ОФП -30% (сила, быстрота, координация); ПФК - 70% (20% -психофизиологические функции, 15% - профессионально значимые кондиционные качества, 15% - специальная выносливость, 10% - психические функции, 10% - устойчивость к укачиванию).

Использование прикладных видов спорта, акценти-рованно влияющих на снижение степени выраженности факторов риска, применение адекватного соотношения средств профессиональной физической культуры коррекционной направленности в сочетании с педагогическими приемами способствовали положительной динамике уровня сформированности профессиональных компетентностей дезадаптированных студентов. Так, в структуре двигательно-функциональной подготовленности студентов группы риска наибольшие изменения получены в испытаниях, характеризующих силу, скоростно-силовые способности и приспособленность к физическим нагрузкам. Прирост показателей по этим тестам составил, соответственно, 37, 4,3 и 15,7%, и эти различия достоверны (р < 0,01). Также к окончанию коррекционных занятий в уровне развития психофизиологических и психических функций испытуемых выявлены достоверно лучшие результаты в сравнении с аналогичными показателями на предыдущих этапах: по общей работоспособности (р < 0,01) - на 4,6%, силовой

ШШ)

выносливости (р < 0,01) - на 7,7%, статической выносливости по обоим испытаниям (р < 0,05), соответственно, - на 6,1 и 55,4%, динамической выносливости (р < 0,01) - на 11,2%, силовой дифференцировке мышечных усилий (р < 0,05) - на 20% и точности двигательных реакций (р < 0,05) - на 45,8%. Итоговое тестирование также позволило обнаружить ярко выраженные различия между показателями реакции на движущийся объект (р < 0,01), статического и динамического равновесия (р < 0,01), динамической тремометрии по количеству касаний (р < 0,05), скорости реагирования (р < 0,01), а также количественному показателю избирательности внимания и помехоустойчивости, который увеличился на 20,7% (р < 0,05). Темпы прироста эффективности распределения внимания и степени врабатываемости составили в среднем 39,2 и 2,8% (р < 0,01).

Таким образом, проведенные исследования, на наш взгляд, убедительно доказывают, что процесс формирования и развития профессиональных компетентностей в ходе занятий профессиональной физической культурой объективно связан с коррекцией факторов риска, т.е. повышение уровня развития профессионально важных психофизических и психофизиологических качеств способствует снижению уровня дезадаптации студентов группы риска. При этом важнейшими средствами реализации задач профессиональной физической культуры коррекционной направленности должны являться прикладные виды спорта, которые через воздействие на уровень сформированности профессиональных компетенций способствуют минимизации влияния дезадаптирующих факторов на процесс профессионального становления студентов.

Таблица 2

График расчета часов учебного процесса в вузе

Содержание темы Вид занятий Кол-во часов

Теоретический раздел (12 ч)

Физическая культура и профессиональная физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов лекция 2

Социально-биологические основы профессиональной физической культуры лекция 4

Профессиональная физическая подготовка студентов технического вуза лекция 4

Самоконтроль на занятиях профессиональной физической культурой лекция 4

Общая физическая подготовка (92 ч)

Развитие и совершенствование выносливости практика 32

Развитие и совершенствование силовых качеств практика 34

Развитие и совершенствование координационных способностей практика 16

Развитие и совершенствование быстроты и гибкости практика 10

Профессиональная физическая подготовка (150 ч)

Развитие быстроты движений практика 16

Развитие точности и дифференцирования мышечных усилий практика 38

Развитие вестибулярной устойчивости практика 34

Прикладное плавание практика 22

Развитие специальной выносливости практика 26

Развитие и совершенствование устойчивости к укачиванию практика 8

Совершенствование профессионально значимых кондиционных качеств практика 6

Контрольное тестирование (10 ч)

Литература

1. Буров А.Э. Особенности психофизиологических функций будущих программистов, относящихся к группе социального риска / А.Э. Буров // Вестник спортивной науки - 2009. - № 2. - С. 45-48.

2. Гилленбрандт К. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К. Гилленбрандт; пер. с нем. Н.А. Горловой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 171-177.

3. Жуков М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М.Н. Жуков; ВНИИФК. - М., 2005.- 47 с.

4. Кабачков В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ / В.А Кабачков, С.А. По-лиевский - М.: Высшая школа, 1991. - С. 171-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Карцев И.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / И.Д. Карцев, Л.Ф. Холдеева, К.Э. Павлович. -М.: Медицина, 1969. - 169 с.

6. Полиевский С.А. Роль спортивной подготовки в овладении профессией / С.А. Полиевский // ТиМФК. -1969. - № 5. - С. 58-64.

7. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Полянский.- М., 1999. - 62 с.

ІШ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.