Научная статья на тему 'Коррекционные технологии в образовании'

Коррекционные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5379
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. В. Самарина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционные технологии в образовании»

водителя и др. Использование такого приёма при организации экскурсий способствует тому, что обучающиеся не испытывают страха и стеснения при обращении с просьбами к работникам различных учреждений.

По окончании экскурсии педагог обязательно просит каждого ребенка высказать свое мнение о том, что он увидел, узнал.

Проектная деятельность один из важных видов работы с детьми. Она позволяет преобразить академические знания в реальный житейский опыт обучающихся, помогает им творчески раскрыться при решении поставленных задач.

Во внеурочное время эффективно применение проектов «Секреты домоводства», например, «Пятно от кофе на одежде», «Семейный праздник». В процессе реализации проектов дети самостоятельно ищут информацию по проблемным жизненным ситуациям, что помогает им быть подготовленными к решению бытовых и межличностных проблем. Благодаря проектам, повышается самооценка детей, обучающиеся приобщаются к творчеству.

Обобщая, можно сказать, что формирование социально-бытовых компетенций у умственно отсталых детей на уроках домоводства бывает более эффективным, чем формирование «академических» знаний. Дети становятся самостоятельнее в принятии решений, в оценке бытовых ситуаций, а это способствует улучшению качества их жизни, является условием их успешной социализации.

Список литературы

1. Бакланова Н.В. Социальная адаптация учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках домоводства в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Традиционный и инновационные методы работы с детьми с ОВЗ. - Электрогорск: Открытый мир, 2014. -С.68-69.

2. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя). - М.: ВЛАДОС, 2014. - 304 с.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. -М.: Аркти, 2005. - 176 с.

Ю. В. Самарина

Коррекционные технологии в образовании

Современная жизнь характеризуется всё возрастающей потребностью в инновационных технологиях образования детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Количество детей с ОВЗ имеет тенденцию к росту. Об этом свидетельствуют исследования ученого в области нейропсихологии А.В. Семенович. Она отмечает снижение границы «нормы», значение которой либерально и размыто, так как современные дети с каждым годом становятся все более соматически ослаблены, чем их ровесники десяток лет назад [3, с. 5].

Также на это указывают статистические данные ежегодного доклада Мин-здравсоцразвития России о том, что ежегодно около 40% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности [1]. Соотношение больных и здоровых новорожденных приближается к значению один к двум.

Детей, имеющих отклонения в развитии, становится всё больше, и их необходимо обучать и социализировать.

На современном этапе развития общества значимую роль играет инклюзивное образование. Под инклюзивным образованием понимают развитие и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых образовательных организациях разного уровня [2].

Данный вид образования актуален на сегодняшний день, так как позволяет удовлетворить образовательные потребности каждого ребенка, независимо от его физических или интеллектуальных способностей, а также индивидуальных особенностей. То есть инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к знаниям детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Такой вид образования имеет ряд сторонников и противников, неоднократно освещающих плюсы и минусы на различных конференциях, семинарах и прочих публичных мероприятиях.

С положительной точки зрения такое обучение позволяет:

- полноценно развить с малых лет коммуникативные навыки детей с ОВЗ в общении со сверстниками и окружающими людьми, социализировать их в жизни;

- сформировать толерантное отношение сверстников к детям с различной патологией развития;

- предоставить равные права и возможности всем обучающимся;

- создать в образовательных организациях специальные условия обучения для детей с особыми образовательными потребностями;

- обучить педагогов работать с такими детьми;

- создать гибкую образовательную среду, которая сможет соответствовать образовательным потребностям всех детей данной образовательной организации.

С сентября 2016 года вышел закон, согласно которому в обязанности массовых образовательных организаций входит прием лиц с ограниченными возможностями в свои заведения для оказания им образовательных услуг.

Ни одна образовательная организация не может лишить ребенка с ОВЗ права обучаться на своей территории [4].

На сегодняшний день перед педагогическим и руководящим составом образовательных организаций стоит ряд задач, решение которых обеспечит реализацию инклюзивного образования.

Основная из них - организация специальных условий образования для каждого ребенка с ОВЗ, независимо от его физических или интеллектуальных способностей.

Такие условия образования создаются путем внедрения «безбарьерного доступа» к образовательной организации и комфортного пребывания в ней. Для этого государством выделяются деньги на автобусы для перевозки «особых» учеников. Также ведется активное оснащение заведений средствами, облегчающими передвижение. Строятся пандусы, устанавливаются поручни и лифты. В некоторых организациях ведется расширение коридоров для комфортного передвижения колясочников, создаются комнаты или уголки отдыха и сенсорные комнаты для развития высших психических функций и релаксации учащихся с ОВЗ.

Однако внедрение технических средств не есть инклюзия, как ошибочно полагают многие педагоги массовых школ и лица, далекие от специальной (кор-рекционной) педагогики. Это является лишь технической стороной, обеспечивающей инклюзивное образование.

Использование коррекционных технологий обеспечивает специальные условия образования, необходимые для каждого учащегося с ОВЗ.

Коррекционные технологии предполагают использование форм, методов и приемов обучения, которые применяются в работе с детьми с ОВЗ и направлены на исправление каких-либо нарушений или отклонений в развитии детей. Используя данные технологии специальный педагог (дефектолог) способен обеспечить адекватное полноценное усвоение образовательной программы учеником, имеющим физические или интеллектуальные отклонения.

Дефектолог может применять следующие коррекционные педагогические технологии: дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, логоритмику, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии.

Так, благодаря использованию технологии дифференцированного обучения, и, в частности, уровневой дифференциации, у каждого ребенка появляется возможность овладеть знаниями, несмотря на физические или интеллектуальные нарушения. Это делает процесс обучения эффективнее: учитывается индивидуальность ребенка, разрабатывается методика его обучения, позволяющая максимально задействовать его возможности и раскрыть способности. При этом коррекционные группы формируются с учетом общего нарушения, но для каждой такой группы разрабатывается свой план коррекционно-развивающей работы на год.

Эффективной является и технология обучения в сотрудничестве. Под сотрудничеством понимается совместная развивающая деятельность взрослых и детей. Смысл обучающего процесса заключается в реализации не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, от возможностей, которыми располагает ученик.

В концессии образования РФ, сотрудничество - деятельность, направленная на развитие ребенка и предполагающая комплексное участие ребенка со взрослым. Важное место в данной деятельности отведено модели «учитель-ученик». Идея сотрудничества проходит через все технологии, так как в центре находится ученик, личность.

Важное место в коррекционных технологиях занимают игровые способы обучения. Практика показывает, что уроки с преобладанием игровых моментов, позволяют сделать учебный процесс интересным, стимулируют появление активного познавательного интереса учеников с ОВЗ. Такие занятия характеризуются особой атмосферой, где присутствуют элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение детей работать в группе.

Особая роль в коррекционных технологиях отводится логоритмике - системе двигательных упражнений, где идет сочетание движений с произнесением специально подобранного речевого материала. Применение логоритмических упражнений оказывает укрепляющее воздействие на костно-мышечный аппарат, способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию координации движений, ориентировке в пространстве. Логоритмические занятия позволяют развить у детей музыкальный слух, воспитать чувства ритма, которые необходимы для полноценного речевого развития.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ невозможно и без применения информационных технологий.

Дефектологическое значение использования компьютерных технологий заключается в реализации основополагающего преимущества таких технологий, в возможности индивидуализации коррекционного обучения в классовых условиях. Все это позволяет предоставить каждому ребенку с ОВЗ оптимальных непосредственно для него объема и скорости усвоения знаний, дает возможность работать продуктивно и самостоятельно.

Помимо перечисленных, в арсенале дефектологов имеются и такие коррек-ционные технологии, как сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия, кинезиоте-рапия и т. п.

Все они направленны на психологическую коррекцию и формирование позитивного мышления, а также снятие стрессовых ситуаций и релаксацию обучающихся с ОВЗ.

В целом от педагога, работающего с детьми с ОВЗ, требуется проводить занятия так, чтобы они осуществлялись как своеобразная система реабилитации, в результате которой ребенок должен приобрести знания и компенсировать нарушение.

Всё это требует от педагога компетентности по вопросам нарушений развития и их коррекции у детей, а также знаний из области специальной (коррекци-онной) педагогики. Без хотя бы базовых знаний дефектологии обучение интегрированных в массовую школу детей с ОВЗ неэффективно.

Таким образом, инклюзия - это не технический аспект, заключающийся в обеспечении образовательных организаций средствами физических удобств для лиц с ОВЗ, а система обучения, требующая взаимодействия различных специалистов, а также использования особых образовательных программ и методик развития.

Большинство педагогов массовых школ на сегодняшний день не способно обеспечить детям с ОВЗ доступную среду обучения по причине некомпетентности в вопросах дефектологии. Образовательные организации, обучающие детей с отклонениями в развитии, должны иметь в штате специалистов, владеющих кор-рекционно-развивающими технологиями и способных грамотно оказывать образовательные и развивающие услуги обучающимся с ОВЗ.

Список литературы

1. Пасторова А.Ю. Инклюзивное образование: исследование и практика в Санкт-Петербурге. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. -96 с.

2. Сайт Министерства здравоохранения Российской федерации. - URL: https://www.rosminzdrav.ru

3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Генезис, 2013. -319 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.