Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранний возраст / дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / социально-коммуникативное развитие / игровая деятельность / коррекционно-развивающая среда / педагогическая компетентность родителей / early age / young children with disabilities / social and communicative development / playing activities / corrective and developmental environment / pedagogical competence of parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Абрамова, А.А. Скрябина

В статье подчеркнута важность раннего возраста в развитии детей. В этот период отмечается высокий темп созревания психофизических функций. Отмечена значимость коррекционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности. Подобраны и апробированы методики выявления уровня социально-коммуникативного развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования выявили трудности в общении со сверстниками во время игры; отсутствие стремления привлечь их внимание, все делать самостоятельно; дети не проявляли желания действовать совместно; игнорировали помощь, проявлялась слабая заинтересованность общения со сверстниками; отказ от сотрудничества с взрослыми; трудности в самостоятельном разрешении конфликтов со сверстниками. Также описаны результаты анкетирования родителей по выявлению уровня педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Абрамова, А.А. Скрябина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIVE AND PEDAGOGICAL WORK ON SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN WITH DISABILITIES IN GAMING ACTIVITIES

The article emphasized the importance of young children in the development of children. At this age, there is a high rate of maturation of psycho-physical functions. The importance of correctional and pedagogical work on the socio-communicative development of young children with disabilities in playing activities is noted. Methods for identifying the level of social and communicative development of young children with disabilities have been selected and tested. The results of the study reveal difficulties in communicating with peers during play; lack of desire to attract their attention, to do everything on your own; children showed no desire to act together; ignored assistance, showed a weak interest in communicating with peers; refusal to cooperate with adults; difficulties in resolving conflicts with peers on their own. The results of the survey of parents to identify the level of pedagogical competence are also described.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

34 часа - количество часов, предусмотренное для прохождения элективного курса.

Оценка за освоение по окончании элективного курса не учитывается в аттестате об образовании, кроме того, по элективным курсам нет государственного экзамена. Соответственно, необходим нестандартный подход к оцениванию качества усвоения материала. Примерами отличного от стандартных форм оценивания обучающихся является накопительная система оценивания, портфолио, рейтинг На наш взгляд, рейтинговая система имеет ряд преимуществ перед иными формами оценки.

Внедряя новую форму оценивания, необходимо уделить внимание тому факту, что обучающийся самостоятельно выбрал курс для изучения, а значит, для поддержания мотивации должны быть разработаны поощрительные и порицательные меры.

В качестве мониторинга результатов обучения для элективного курса «Элементы геометрии Лобачевского» предлагается оценивание в виде рейтинга.

Основные баллы обучающиеся зарабатывают за выполнение самостоятельных работ, «стоимость» каждой работы известна заранее. Баллы начисляются также за контролирующие работы, тестирования, выполнение домашнего задания. В ходе контроля на протяжении четверти оцениваются такие виды деятельности как работа с литературой, выступление с докладом, успешные ответы по теме. Рубежный контроль проводится после завершения какого-либо раздела (несколько раз в четверть).

Кроме «основных» баллов выставляются «дополнительные». Большое количество оцененных действий повышает объективность отметки. При этом нельзя одинаково оценить, например, помощь в подготовке занятия и написание исследования по теме. Поэтому система поощрительных баллов должна быть предусмотрена. Возможность получения «поощрительных» баллов позволит качественнее строить учебно-воспитательный процесс, повысить мотивацию к обучению и его эффективность.

У обучающихся есть возможность заработать дополнительные баллы за подготовку различных сообщений, докладов, мини-исследований по изучаемому материалу, принять участие в конференциях, заинтересованной и активной де-тельности в ходе занятий и мероприятий по теме.

Таким образом, рейтинговая система дает возможность оценить учебно-воспитательный процесс со всех сторон.

Приведем пример выставления основных баллов:

- выступление с докладом или рефератом (6 баллов);

- конспект материала из источников дополнительной литературы; составление разноуровневых заданий по теме; выполнение практической работы (3 балла);

- решение прикладных задач по теме; построение устного ответа (4 балла);

- индивидуальная работа по вариантам (от 2 до 5 баллов);

- анализ и самоанализ произведенной работы (от 3 до 5 баллов);

- итоговая заключительная работа (12 баллов).

Дополнительные баллы могут быть выставлены за выступление на конференции; за участие в конкурсах, олимпиадах (до 2 баллов).

Библиографический список

Баллы могут быть зачислены за личные качества обучающегося (ответственность, пунктуальность, прилежание, дисциплина, инициативность и самостоятельность (по 1 баллу)).

Количество дополнительных баллов должно составлять не более 20% от общих.

Важнейшим свойством системы является ее прямолинейность и открытость - обучающиеся заранее ознакомлены с баллами, которые могут получить за различную деятельность. Это важно, чтобы свойство «таблица стоимости» было доступно обучающимся. Как вариант, можно разместить информационный стенд в кабинете, раздать каждому обучающемуся таблицу или вести таблицу оценивания на онлайн-платформе.

В конце курса обучающийся имеет возможность сравнить свои успехи с предыдущими результатами. Учитель составляет рейтинговую таблицу с результатами обучения. Открытая рейтинговая таблица мотивирует учеников стремиться к улучшению собственных результатов.

Работая по рейтинговой системе оценки знаний можно смело утверждать, что эта система стимулирует обучающихся к ритмичной учебной работе в течение всего курса; дает возможность получить наиболее полную информацию о качестве обучения, о личных достижениях обучающихся. Рейтинговая система позволяет улучшать планирование и организацию образовательного процесса через персонализацию обучения [5].

Преимущество рейтинговой системы контроля знаний в том, что она не требует значительной перестройки учебного процесса, поддерживает технологию личностной ориентации. Учитель может корректировать сроки сдачи работы, виды различных контролирующих форм, чем дает возможность самостоятельно руководить учебной деятельностью. Предлагаем примерные темы рефератов:

1. Н.И. Лобачевский и его влияние на мировое научное сообщество.

2. Предпосылки создания геометрии Лобачевского.

3. Замощение треугольниками сферы, плоскости и плоскости Лобачевского.

4. Построения на плоскости Лобачевского.

5. Сферическая тригонометрия.

6. Карл Фридрих Гаусс, Н.И. Лобачевский, Янош Бойяи и открытие неевклидовой геометрии.

Примерные темы творческих работ:

1. Составить интеллектуальную карту по одному из разделов элективного

курса.

2. Подготовить и провести совместно с учителем интеллектуальную игру или квест по теме «Геометрия Лобачевского» в классе.

Таким образом, внедрение разработки элективного курса в процесс обучения подтвердило гипотезу о том, что теоретический материал геометрии Лобачевского довольно сложен для восприятия обучающимися, но в совокупности с решением задач прикладного характера в ходе изучения данного раздела усвоение новых знаний происходит гораздо лучше. Поэтому в дальнейшем будет разработан блок задач на доказательство, которые целесообразно внедрять в процесс обучения геометрии Лобачевского на плоскости.

1. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Об особенностях преподавания геометрии Лобачевского для будущих учителей-магистрантов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 127-128.

2. Атанасян Л.С. Геометрия Лобачевского. Москва: Лаборатория знаний, 2021.

3. Прояева И.В., Колобов А.Н. Разработка компетентностно-ориентированных задач и возможные их применения в преподавании математических дисциплин. Современные проблемы физико-математических наук: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018: 116-119.

4. Прояева И.В., Годовова А.С. Особенности преподавания математики на технических направлениях ВУЗов в рамках дистанционного обучения. Актуальные проблемы и перспектвы в сфере инженерной подготовки. Оренбург, 2020: 102-108.

5. Прояева И.В., Колобов А.Н. Координация самостоятельной работы студентов по подготовке к ГИА по курсу «Геометрия». Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2020.

References

1. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Ob osobennostyah prepodavaniya geometrii Lobachevskogo dlya buduschih uchitelej-magistrantov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 127-128.

2. Atanasyan L.S. Geometriya Lobachevskogo. Moskva: Laboratoriya znanij, 2021.

3. Proyaeva I.V., Kolobov A.N. Razrabotka kompetentnostno-orientirovannyh zadach i vozmozhnye ih primeneniya v prepodavanii matematicheskih disciplin. Sovremennyeproblemy fiziko-matematicheskih nauk: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2018: 116-119.

4. Proyaeva I.V., Godovova A.S. Osobennosti prepodavaniya matematiki na tehnicheskih napravleniyah VUZov v ramkah distancionnogo obucheniya. Aktual'nye problemy i perspektvy v sfere inzhenernojpodgotovki. Orenburg, 2020: 102-108.

5. Proyaeva I.V., Kolobov A.N. Koordinaciya samostoyatel'nojraboty studentov po podgotovke k GIApo kursu «Geometriya». Orenburg: Tipografiya «'Ekspress-pechat'», 2020.

Статья поступила в редакцию 21.04.23

УДК 376.433

Abramova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Natalya.abramoff@mail.ru

Skryabina A.A., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Ay_skr@mail.ru

CORRECTIVE AND PEDAGOGICAL WORK ON SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN WITH DISABILITIES IN GAMING ACTIVITIES. The article emphasized the importance of young children in the development of children. At this age, there is a high rate of maturation of psychophysical functions. The importance of correctional and pedagogical work on the socio-communicative development of young children with disabilities in playing activities is

noted. Methods for identifying the level of social and communicative development of young children with disabilities have been selected and tested. The results of the study reveal difficulties in communicating with peers during play; lack of desire to attract their attention, to do everything on your own; children showed no desire to act together; ignored assistance, showed a weak interest in communicating with peers; refusal to cooperate with adults; difficulties in resolving conflicts with peers on their own. The results of the survey of parents to identify the level of pedagogical competence are also described.

Key words: early age, young children with disabilities, social and communicative development, playing activities, corrective and developmental environment, pedagogical competence of parents

Н.А. Абрамова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: natalya.abramoff@mail.ru

А.А. Скрябина, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: Ay_skr@mail.ru

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье подчеркнута важность раннего возраста в развитии детей. В этот период отмечается высокий темп созревания психофизических функций. Отмечена значимость коррекционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности. Подобраны и апробированы методики выявления уровня социально-коммуникативного развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования выявили трудности в общении со сверстниками во время игры; отсутствие стремления привлечь их внимание, все делать самостоятельно; дети не проявляли желания действовать совместно; игнорировали помощь, проявлялась слабая заинтересованность общения со сверстниками; отказ от сотрудничества с взрослыми; трудности в самостоятельном разрешении конфликтов со сверстниками. Также описаны результаты анкетирования родителей по выявлению уровня педагогической компетентности.

Ключевые слова: ранний возраст, дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность, коррекционно-развивающая среда, педагогическая компетентность родителей

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы, к сожалению, не уменьшается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Причины возникновения патологии в детском возрасте являются предметом исследования многих специалистов в области педиатрии, генетики, профилактической медицины и организации здравоохранения.

Целью исследования является разработка и реализация модели коррекци-онно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности. Поставленной цели соответствуют задачи: выявить уровень социально-коммуникативного развития детей раннего возраста с ОВЗ; обосновать и экспериментально подтвердить эффективность разработанной модели коррекционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности.

Методы исследования, использовавшиеся при написании статьи, включают анализ источников, сравнение, педагогический эксперимент, обобщение. Научная новизна исследования состоит в том, что сконструирована модель коррек-ционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности и доказана ее эффективность. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной модели по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности.

По мнению Печоры К.Л., Пантюхиной ПВ., Голубевой Л.Г., «ранний возраст является сензитивным, пластичным для качественных преобразований. Это период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, множественных причинно-следственных связей, характера движений и соотношений, период для усвоения речи, развития слухового восприятия, ориентировки в окружающем мире, становление связной речи, накопление лексики. Ребенок рождается с предпосылками базовых возможностей развития, но с некими границами и исключительной зависимостью от взрослого» [1]. Авторы отмечают, что успешность развития зависит от благоприятной среды или может остаться так и нереализованной, если не были созданы необходимые условия для развития.

Современными психолого-педагогическими исследованиями (Галигу-зовой Л.Н., Голубевой Л.Г, Павловой Л.Н., Пантюхиной ПВ., Пилюгиной Л.Г, Печора К.Л. и др.) доказано, что в раннем детстве закладываются все основные качества развивающейся личности ребенка. Формируется первая модель мира -система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме - основная задача взрослых, которые являются для ребенка носителями общечеловеческого опыта. В процессе общения с взрослыми малыш постигает и «присваивает» богатство человеческой культуры, духовно развивается [2].

Меджидова Э.С. характеризует социально-коммуникативное развитие как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-коммуникативного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений и направленого на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлеж-

ности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации; воспитание позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [3]. Исходя из этого, мы смеем предположить, что социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста - это процесс формирования доброжелательного отношения к близким людям, выражение отдельных состояний и потребностей; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; приучение к самостоятельности.

Выготский Л.С., анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка: ребенок получает в игре удовольствие, игра - школа воли; игра - школа морали, игра - взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений; игра - деятельность творческая, но развитие игры требует руководство ею [4]. Мы предполагаем, что игровая деятельность ребенка раннего возраста - это особая сфера активности, в которой ребенок не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, своеобразно пытается отражать жизнь, познать окружающий мир, явления жизни, отношение людей.

Феклистова С.Н. выделяет несколько взаимосвязанных этапов в развитии игровой деятельности: первый этап - ознакомительная игра, содержанием которой являются манипуляции ребенка с предметом; второй этап - предметно-ото-бразительная игра; третий этап - сюжетно-отобразительная игра, включающая отображение ребенком различных сюжетов, близких по опыту; четвертый этап -сюжетно-ролевая игра, содержанием которой является общение [5].

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с ОВЗ в г. Якутске осуществляется на базе консультативно-консультативных центров и Служб ранней помощи. Также отделения ранней помощи функционируют на базе ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» и МБДОУ ЦРР-Д/с № 2 «Оленёнок», МБДОУ Д/с № 1 «Звездочка». Их деятельность направлена на выявление проблем детей раннего возраста с ОВЗ, формирование их психофизического здоровья, интеграцию в социум, а также сопровождение и поддержку их семей [6].

По мнению Разенковой Ю.А., специальная коррекционно-развивающая среда должна включать следующие компоненты: предметно-игровой; социально-субъектный, который содержит процесс деятельности и их общения, обучения, воспитания и социального развития; интегративный (взаимосвязанные составляющие процесса ранней коррекционно-развивающей помощи) [7]. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста выделено в отдельную образовательную область. Также на основе ФГОС ДО разработаны примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей раннего возраста с ОВЗ по категориям нарушений [8].

Мы провели исследование на базе ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и МБДОУ детский сад № 1 «Звездочка» городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия). В эксперименте приняли участие 12 детей со статусом ОВЗ: по 6 детей в обеих группах.

Нами была проведена диагностика социально-коммуникативного развития детей раннего возраста с ОВЗ по методикам «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А и Холмогорова В.М.); «Карта проявлений самостоятельности» (Щетинина А.М.); «Диагностика психического развития детей от

рождения до 3 лет» (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).

По результатам исследования нами выявлено, что в экспериментальной группе 5 детей (90%) находятся на низком уровне и 1 ребенок (10%) имеет средний уровень социально-коммуникативного развития. В контрольной группе 2 (20%) детей имеют низкий уровень и 4 (80%) - средний уровень социально-коммуникативного развития. В ходе исследования мы обнаружили, что у детей раннего возраста с ОВЗ выявились слабая заинтересованность и трудности в общении со сверстниками во время игры; отсутствовало стремление привлечь их внимание, желания действовать совместно; они не подстраивались под действия сверстника; помощь, подсказку и вопросы сверстников просто игнорировали; дети отказывались сотрудничать с взрослыми, не всегда отвечали на предложенные действия взрослого; не стремились все делать сами, не доводили начатое дело до конца, часто обращались за помощью, не могли самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Эффективность взаимодействия родителей с детьми раннего возраста зависит от уровня их компетентности, педагогической грамотности. Для выявления уровня педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ, мы составили опросник на основе методик Ткачевой В.В. «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии» и Щетининой A.M. «Опросник для родителей». Опросник включает вопросы на выявление трех компонентов педагогической компетентности: эмоционально-ценностный, когнитивный, коммуникативно-деятельностный. В анкетировании приняли участие 12 родителей. В экспериментальной группе низкий уровень получили 50% (3) родителей, средний - 50% (3) родителей; в контрольной группе 20% (2) родителей имеют низкий уровень и 80% (4) родителей - средний. Анализ результатов исследования показал непосредственную зависимость между компонентами педагогической компетентности. После ознакомления с результатами анкетирования родители были настроены повышать уровень педагогической компетентности с использованием различных источников информации для создания предметно-развивающей среды, изучения возрастных и личностных особенностей своих детей.

На основе анализа результатов исследования мы разработали и реализовали модель коррекционно-педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности, которая состоит из трех основных компонентов: целевого, содержательно-дея-тельностного и результативного. Целевой компонент раскрывает цели и принципы коррекционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности, содержит основные нормативно-правовые документы.

Содержательно-деятельностный компонент реализовывался по трем направлениям: диагностическому, коррекционно-развивающему и консультативному, каждый из которых включает в себя содержание, формы и методы работы. В него входят углубленное психолого-педагогическое обследование социально-коммуникативного развития детей раннего возраста с ОВЗ, выявление уровня педагогической компетентности их родителей; проведение очных коррекцион-но-развивающих игровых сеансов с ребенком и консультативных мероприятий с семьей. При организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ от взрослого требуется совмещение элементов игры и обучения для более точного закрепления пройденного материала, а также многократное повторение инструкций перед началом игры. Взрослому необходимо контроли-

Библиографический список

ровать уровень сложности обучающего игрового материала и длительность занятий.

Консультативное направление реализуется через организацию различных форм очных и дистанционных консультативных мероприятий для родителей с целью повышения их мотивации к активному включению в коррекционно-разви-вающий процесс. Работа с родителями была направлена на повышение уровня сформированности когнитивного и коммуникативного компонентов, так как ответы родителей с недостаточным уровнем сформированности этих компонентов показали, что они нуждаются в получении базовых психолого-педагогических знаний, умений по организации предметно-развивающей игровой среды. Результативный компонент содержит оценку результатов коррекционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности.

По итогам проведенного исследования мы получили следующие результаты коррекционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ экспериментальной группы в игровой деятельности и выявлению уровня развития педагогической компетентности их родителей.

Таблица 1

Результаты коррекционно-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста с ОВЗ в игровой деятельности (экспериментальная группа)

№ п/п Уровень социально-коммуникативного развития Констатирующий этап Контрольный этап

% (кол-во)

1. Низкий 90% (5) 0% (0)

2. Средний 10% (1) 67% (4)

3. Высокий 0% (0) 33% (2)

Таблица 2 Результаты выявления уровня развития педагогической компетентности родителей

№ п/п Уровень социально-коммуникативного развития Констатирующий этап Контрольный этап

% (кол-во)

1. Низкий 50% (3) 0% (0)

2. Средний 50% (3) 80% (4)

3. Высокий 0% (0) 20% (2)

В качестве выводов по результатам статьи можно отметить, что результаты исследования показали положительную динамику в уровне социально-коммуникативного развития детей раннего возраста с ОВЗ и уровне развития педагогической компетентности их родителей. Таким образом, предложенная нами модель подтверждает свою эффективность и требует дальнейшей реализации.

1. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Москва: Просвещение, 1986.

2. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до шести. Москва: Владос, 2014.

3. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Молодой ученый. 2016; № 6: 799-803.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Москва, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фекслитова С.Н. Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей с нарушением слуха. Минск: БГПУ, 2005.

6. Абрамова Н.А., Булдакова А.Ю., Федотова Е.Е. Актуальные проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 189-191.

7. Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медикосоциальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возраста. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010; № 2: 35-44.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

References

1. Pechora K.L. Detirannego vozrasta v doshkol'nyh uchrezhdeniyah. Moskva: Prosveschenie, 1986.

2. Galiguzova L.N. Stupeni obscheniya: ot goda do shesti. Moskva: Vlados, 2014.

3. Medzhidova 'E.S. Social'no-kommunikativnoe razvitie detej doshkol'nogo vozrasta kak nauchno-pedagogicheskaya problema. Molodoj uchenyj. 2016; № 6: 799-803.

4. Vygotskií L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka. Moskva, 2013.

5. Fekslitova S.N. Formirovanie syuzhetno-otobrazitel'noj igry u detej s narusheniem sluha. Minsk: BGPU, 2005.

6. Abramova N.A., Buldakova A.Yu., Fedotova E.E. Aktual'nye problemy sensornogo vospitaniya detej rannego vozrasta s narusheniem sluha v sluzhbe rannej pomoschi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 189-191.

7. Razenkova Yu.A. Sluzhba rannej pomoschi kak forma okazaniya psihologo-pedagogicheskoj i medikosocial'noj pomoschi sem'yam s problemnymi det'mi mladencheskogo i rannego vozrasta. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyamirazvitiya. 2010; № 2: 35-44.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

Статья поступила в редакцию 11.04.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.