Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Барсукова О. Н.
Барсукова Ольга Николаевна /Barsukova Olga Nikolaevna — учитель начальных классов,
КГБОУ КОШ № 6, г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматривается понятие недоразвития речи у детей младшего школьного возраста, приводятся их лексические и психологическое особенности. Кроме этого, представлены основные направления коррекционной работы педагога с данной группой учащихся.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младший школьный возраст, коррекционная работа.
В настоящее время, по данным мировой статистики, число речевых нарушений растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер.
Если ребенок младшего школьного возраста хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий.
Общее недоразвитое речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к их звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте [1, с. 614].
Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения.
Скудность словарного запаса создает трудности при общении ребенка с общим недоразвитием речи с другими людьми. Может затрудняться понимание обращенной речи и построение собственных высказываний. Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, т. к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев).
Дети с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Во время работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы отметили, что у детей с общим недоразвитием речи пассивный словарный запас значительно преобладает над активным. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц. Отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов очень мало. Ограничено употребление прилагательных. У детей с общим недоразвитием речи нет правильной группировки слов, выявляются функциональные замещения с расширением значений слов. Таким образом, спонтанное речевое развитие такого ребенка протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. А это, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшее развитие и обучение ребенка. Развитие лексики является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе, формирование лексической стороны речи у детей приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, учителя, родителей и ребенка.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Плохо говорящие дети, осознавая свой дефект, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Поэтому эта проблема приобрела актуальность.
Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности. Их выполнению служит бытовая деятельность детей, целенаправленные наблюдения за природой, жизнью людей и животных, собственные действия с предметами и игрушками, различные виды игр.
Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они учатся их группировать в практической деятельности.
На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устойчивая речевая практика, в которой последовательно закрепляют лексические знания.
Итак, формирование лексики проводится по следующим направлениям:
• расширение объема словаря идет параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представления, памяти, внимания и др.);
• уточнение значений слов;
• формирование семантической структуры слова;
• организация лексической системы;
• активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
При разработке данной коррекционной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные С. И Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем, Т. Б. Филичевой и др.
Данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепления связей между словами.
Рекомендуемые дидактические игры и задания
Классификация слов на основе различных семантических признаков.
1. Классификация предметов по картинкам.
Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:
Помидор, яблоко, репа, апельсин. Синица, бабочка, воробей, стрекоза.
2. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Например: овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?
3. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную).
Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Игры для развития глагольного словаря
1. Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов).
Дерево, цветы — что делают? Кошка, собака — что делают?
2. Кто как передвигается?
Учитель показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Лошадь — скачет, рыба — плавает
3. Кто как ест? (по картинкам).
Кошка — лакает молоко. Собака — грызет кость.
4. Кто как голос подает? (по картинкам).
Голубь воркует, лягушка квакает.
5. Кто какие звуки издает?
Дверь — скрипит, бумага — шуршит
6. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?»: солнце (что делает?) — ... Листья — ...
7. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Весна», «Зима», «Осень», «Лето» (раннее, позднее).
Солнце (что делает?) — ... Трава — ...
Игры на развитие антонимии
1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля»:
Друг, печаль, враг. Ночь, сутки, день.
2. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».
Слон большой - комар - ... Камень тяжелый, а пушинка - ...
3. К данным словам придумать слова-«неприятели».
Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима.
Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький.
Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться.
Наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Учитель называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно учителю.
Одеть — (раздеть), бросить — (поймать), положить — (убрать).
Игры на развитие синонимии
1. Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:
Среди имен существительных: дом, солдат, боец.
Среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий.
Среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать.
2. Придумать слова-«приятели» к данным словам:
К именам существительным: здание — (дом), хворостина — (прут).
К глаголам: льется — (течет), глядеть — (смотреть), торопиться — (спешить).
К прилагательным: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый).
3. Игра «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на (что?) ... Густой туман похож на ...
Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.
Игры на развитие словаря признаков
1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного. Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Учитель называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая.
Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.
2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» (раннее, позднее).
Солнце (какое?) — ... Дождь — ...
3. Составление детьми загадок-описаний по определенному плану.
Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.
Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф).
Игры на развитие словаря наречий
1. Игра «Сравни наоборот», используя слова больше-меньше, тяжелее-легче, выше-ниже, быстрее-медленнее.
Грузовик - такси. Что больше? Что меньше?
2. Игра «Кто как передвигается?»
Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: это улитка. Она ползет и т. д. После этого учитель предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут, сопровождая свои действия словами.
3. Игра «Помоги зайчику». Учитель просит продолжить предложение и помочь зайчику подобрать подходящие по смыслу слова.
Ночью на улице холодно, а днем - ... (тепло).
Данные приемы и методы, используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимы и помогают организовать работу по формированию лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи как педагогам, так и родителям таких детей.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352 с.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань. 2003. - 656 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература.)
3. Капышева Н. Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. - 2004. - № 2.
4. Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. - Изд-во Ростовского ун-та, 1987. -192 с.