Научная статья на тему 'Коррекционная направленность организационно-педагогических условий основа повышения двигательной активности детей со сложными нарушениями развития'

Коррекционная направленность организационно-педагогических условий основа повышения двигательной активности детей со сложными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОВОКУПНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS / MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF IDENTITY / SECONDARY VIOLATIONS / MOTOR ACTIVITY / SET OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / CORRECTIONAL ORIENTATION / SUCCESS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростомашвили Людмила Николаевна

В статье представлены характерологические особенности, как психофизического развития, так и вторичных отклонений в состоянии здоровья детей со сложными нарушениями развития, обозначено их негативное влияние на естественный ход развития ребенка, его двигательную активность и успешность освоения двигательного действия. Раскрывается концепция амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающая необходимость использования коррекционно-компенсаторных условий обучения и воспитания этих детей. Представлено содержание организационных, педагогических и психологических условий, которые в сочетании с программой адаптивного физического воспитания образуют коррекционно-развивающую среду образовательного процесса. Раскрыта специфика средств и методов обучения двигательным действиям. Описывается влияние коррекционной направленности совокупности организационно-педагогических и психологических образовательных условий, которые становятся основой для повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростомашвили Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction orientation of organizationally-pedagogical terms is basis of increase of motive activity of children with difficult violations of development

The article presents the characterological features, as psychophysical development, as well as secondary abnormalities in the health status of children with complex developmental disorders, their negative impact on the natural course of the child's motor activity and success of the development of motor actions has been indicated. The concept of amplification (enrichment) of child development, providing the need for remedial-compensatory terms of training and education of these children, has been revealed. The content of the organizational, pedagogical and psychological conditions which, in conjunction with a program of adaptive physical education form the correction-developing environment of the educational process has been presented. Specificity of means and methods of teaching to motor actions has been revealed. The effects of correctional orientation of set of organizational, pedagogical, and psychological education conditions that become the basis for increasing the physical activity of children at primary school age with complex developmental disorders have been described.

Текст научной работы на тему «Коррекционная направленность организационно-педагогических условий основа повышения двигательной активности детей со сложными нарушениями развития»

department”, Physical education of students with creative specialties, No. 6, pp. 106-103.

6. Parfenov, I.G., Kalgin, V.V., Gernet, I.N. Dzhagarkova, O.V., Kolodiy, N.G. and Makarova, Ye.E. (2010), “Integrational health-improving technology in a psychosomatic health correction of students”, XXXIX Lomonosovskie chteniya: reports collection, Severodvinsk, Branch «Sevmashvtuz» of Saint-Petersburg state marine technical university in Severodvinsk, pp. 55.

7. Ponyrko, Ye.A. (2011), “Dynamics of postural disorder among the children of school and youth age in Severodvinsk”, Physical culture and health, No.6 (36), pp. 56-59.

Контактная информация: katri-na@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2012.

УДК 796.01

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Людмила Николаевна Ростомашвили, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены характерологические особенности, как психофизического развития, так и вторичных отклонений в состоянии здоровья детей со сложными нарушениями развития, обозначено их негативное влияние на естественный ход развития ребенка, его двигательную активность и успешность освоения двигательного действия. Раскрывается концепция амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающая необходимость использования коррекционно-компенсаторных условий обучения и воспитания этих детей. Представлено содержание организационных, педагогических и психологических условий, которые в сочетании с программой адаптивного физического воспитания образуют коррекционно-развивающую среду образовательного процесса. Раскрыта специфика средств и методов обучения двигательным действиям. Описывается влияние коррекционной направленности совокупности организационно-педагогических и психологических образовательных условий, которые становятся основой для повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети со сложными нарушениями развития, своеобразие психофизического развития, вторичные нарушения, двигательная активность, совокупность организационнопедагогических условий, коррекционная направленность, успешность обучения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p107-110

CORRECTION ORIENTATION OF ORGANIZATIONALLY-PEDAGOGICAL TERMS IS BASIS OF INCREASE OF MOTIVE ACTIVITY OF CHILDREN WITH DIFFICULT VIOLATIONS OF DEVELOPMENT

Lyudmila Nikolaevna Rostomashvili, the candidate of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article presents the characterological features, as psychophysical development, as well as secondary abnormalities in the health status of children with complex developmental disorders, their negative impact on the natural course of the child's motor activity and success of the development of motor actions has been indicated. The concept of amplification (enrichment) of child development, providing the need for remedial-compensatory terms of training and education of these children, has been revealed. The content of the organizational, pedagogical and psychological conditions which, in conjunction with a program

of adaptive physical education form the correction-developing environment of the educational process has been presented. Specificity of means and methods of teaching to motor actions has been revealed. The effects of correctional orientation of set of organizational, pedagogical, and psychological education conditions that become the basis for increasing the physical activity of children at primary school age with complex developmental disorders have been described.

Keywords: children with complex developmental disorders, mental and physical development of identity, secondary violations, motor activity, set of organizational and pedagogical conditions, correctional orientation, success of training.

Характерологической особенностью развития детей со сложными нарушениями развития является совокупность сенсорной, интеллектуальной, двигательной депривации на раннем периоде развития ребенка, что тормозит ход естественного психофизического развития. В зарубежных исследованиях [1], также показано негативное влияние сенсорной депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, поведение и адаптивность детей, а также на формирование двигательных умений.

Литературные данные, наблюдения и специальные исследования многих авторов [1,3,4,6] показывают, что сложные нарушения развития резко снижают двигательную активность детей.

Наряду с первичными имеют место, так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от степени и характера ведущего нарушения. Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии ребенка играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-педагогических, профилактических, коррекционных мероприятий. Ещё Л.С Выготский акцентировал внимание на соотношении первичного и вторичного нарушения, а также указывал на единство диагностики и коррекции [2].

Таким образом, у детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития создается целый комплекс неблагоприятных условий, крайне негативно, влияющих на их двигательную активность и успешность освоения двигательного действия.

В процессе физического воспитания этих детей предполагается совокупность организационных, педагогических и психологических условий, которые в сочетании с программой адаптивного физического воспитания образуют коррекционно-развивающую среду обучения.

Коррекционная направленность организационных условий предусматривает создание благоприятной среды для формирования у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, в том числе путем удовлетворения потребностей ребенка в двигательной активности, создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них гигиенических навыков.

Своеобразие организации обучения и воспитания детей со сложными нарушениями выражается в специфике их взаимодействия с окружающими.

Более подробно следует остановиться на создании педагогических условий.

Коррекционная направленность педагогических условий предусматривает повышение двигательной активности, обучение и развитие двигательных умений и навыков пространственной ориентировки, общей и мелкой моторики, коррекцию имеющихся нарушений в психофизическом развитии и функциональном состоянии организма, а также облегчение трудностей обучения детей со сложными нарушениями развития. Педагогические условия необходимые для обеспечения процесса физического воспитания имеют свою специфику, связанную, в частности, с необходимостью обеспечить соответствие физической подготовленности занимающихся их функциональным возможностям и образовательным потребностям. Наличие этой специфики не может не сказаться на содержании педагогических условий, необходимых для процесса физического воспитания детей.

Исходным положением педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития является принцип единства диагностики и коррекции развития. Развитие и коррекция двигательной сферы, возможна только при учете результатов диагностики и

анализа ситуации развития ребенка. Диагностический материал является основой определения содержания и объема педагогического воздействия на ребенка. Однако следует отметить, что все средства и методы обучения предусматривают их адаптацию к возможностям каждого ребенка с опорой на активное использование сохранных анализаторов. В связи с этим, отдается предпочтение таким методам обучения двигательным действиям, которые способствуют наиболее адекватному восприятию, переработке и усвоению учебной информации.

К основным способам включения ребенка в активную деятельность на начальном этапе относятся совместная деятельность с педагогом, выполнение задания по инструкции, по подсказке педагога, а затем, по мере освоения действия - самостоятельно. Активно используются сопряженная речь, методы фасилитации, рекреационной направленности физического воспитания.

Таким образом, в процессе занятий физическими упражнениями ребенок получает дополнительную информацию, способствующую развитию сенсорных эталонов, увеличению интереса к занятиям. Важное место в адаптивном физическом воспитании занимают коррекционные подвижные, сюжетные игры и игровые задания. Позитивное влияние оказывают игры с водой: плескание в воде, ловля в воде заводной игрушки, погружение мяча в воду, броски и ловля мяча в воде и пр.

Дети с тяжелыми нарушениями развития очень часто испытывают трудности и оказываются неуспешными. В то же время, известно, что ощущение успеха является дополнительным активизирующим фактором, дает силы для продления активности. В связи с этим, на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями развития важно подобрать такой вид деятельности, в котором ребенок сможет достичь привлекательного результата за счет имеющихся у него возможностей, часто очень ограниченных. Подчеркивая успешность ребенка, фиксируя его внимание на собственных достижениях, специалист создает позитивный эмоциональный настрой, стимулирующий двигательную активность, и реализует таким образом «принцип оптимистической перспективы» [5].

Каждый из перечисленных методов обучения по-своему важен. Однако приоритетное положение отводится таким методам обучения, которые наилучшим образом обеспечивают повышение двигательной активности, развитие жизненно необходимых умений и навыков, используемых в повседневной жизнедеятельности этих детей.

Коррекционная направленность психологических условий обозначена нами как: создание благоприятного психологического климата в процессе занятий физическими упражнениями, коммуникативных условий для взаимодействия со сверстниками, доверительных отношений между учителем и учеником, создание умышленных ситуаций успеха, поощрение и психологическая поддержка детей. Использование разнообразных способов и форм общения, доступных для каждого ребенка, проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях, создание для учащихся ситуации успеха, не проявляя при этом излишнего сентиментального сочувствия, является условием, необходимым в обучении и воспитании детей со сложными нарушениями развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес ; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М. : Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб. : Изд-во «Лань», 2003. - 656 с.

3. Григорьева, Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей / Л. П. Григорьева // Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 3-15.

4. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг ; под ред. Е.В. Клочковой ; [пер. с нем.

К. А. Шарр]. - М. : Теревинф, 2010. - 240 с.

5. Константинова, С.С. Коррекционно-развивающие музыкальные занятия с детьми, имеющими множественные нарушения развития: активизирующий эффект и его роль в развитии ребенка / С.С. Константинова // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 52 -61.

6. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева ; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

REFERENCES

1. Ayres, A.J. (2009), Sensory Integration and Child. Understanding the underlying problems of Development, Terevinf, Moscow, Russian Federation.

2. Vygotskiy, L.S. (2003), Fundamentals defectology, Lan, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Grigorieva, L.P. (2000), "The formation of the higher forms of visual perception as a basis for compensation for violations of children's cognitive development", Defectology, No. 3. pp. 3-15.

4. Kisling, Ulla, (2010), Sensory Integration in the dialogue: to understand the child, recognize the problem and help find a balance, Terevinf, Moscow, Russian Federation.

5. Konstantinova, S.S. (2001), "Correction and developing music classes with children with multiple developmental disorders: an activating effect and its role in child development", Defectology, No.2. pp. 52-61.

6. Kuznetsova, L.V. (2002), Fundamentals of special psychology: textbook, publishing center Akademia, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: rostom-1950@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2012.

УДК 378

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА - ГОРНОСПАСАТЕЛЯ

Геннадий Викторович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный университет (СПГГУ), Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Специфические особенности труда горноспасателей (работа с применением изолирующей дыхательной аппаратуры, большая физическая нагрузка при высокой температуре окружающей среды, сопровождающаяся высоким уровнем эмоциональной напряженности и т.д.), относят их к особой профессиональной категории, которую могут составлять лишь лица с определенными физиологическими и психофизиологическими возможностями.

Физическая и в определенной степени психологическая адаптация к будущей профессиональной деятельности происходит в вузах средствами физической культуры. Учитывая сложность будущей деятельности и требования, предъявляемые к физическим кондициям будущего горноспасателя, их профессионально-прикладная физическая подготовка горноспасателей начинается уже с первого курса. Методом парных сравнений выявлено, что будущий горноспасатель должен обладать эмоциональной устойчивостью, устойчивостью внимания и общей выносливостью. Выявленные качества могут служить значимыми критериями на этапе отбора студенческой молодежи в горноспасатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.