______________________63
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
УДК 342.5
КОРПУС ЖАНДАРМОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
Р. Р. Абитов
Рассмотрены вопросы формирования корпуса жандармов в Российской империи в начале ХХ века.
Ключевые слова: жандармы, полиция, офицерский состав, органы политического сыска.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в стране значительно вырос уровень протестных настроений населения, резко активизировались оппозиционные партии, приобрели массовый характер рабочие и крестьянские выступления, обострились национальные и конфессиональные конфликты. Министерство внутренних дел Российской империи срочно провело комплексную перестройку местного, губернского звена полицейской системы, создав новые органы политического сыска -районные охранные отделения и повысив эффективность деятельности уже существовавших губернских жандармских управлений и жандармских полицейских управлений на железных дорогах. Приоритетное внимание уделялось улучшению кадрового состава и материального обеспечения местных органов политического сыска, оптимизации их форм и методов работы, налаживанию их взаимодействия.
С 1905 г. личный состав Корпуса жандармов неуклонно рос численно. В середине 1913 г. он насчитывал 12700 человек, из них 912 генералов и офицеров, 30 классных чиновников. К концу 1916 г. в Корпусе уже служили около 16 тысяч жандармов, из них более 940 офицеров и генералов, десятки классных чиновников. Однако основную массу жандармерии составляли вахмистры, унтер-офицеры и рядовые. Корпус состоял из Главного управления (штаба), 75 губернских жандармских управлений, 30 уездных жандармских управлений Привислинского края, 33 жандармско-полицейских управлений железных дорог с 321 отделением в городах и на крупных станциях, 19 крепостных и 2-х портовых
жандармских команд, 3-х дивизионов, одной городской и 2-х пеших команд, 27 строевых частей [1 ].
Ведущим структурным подразделением политического розыска являлось губернское жандармское управление, подчинявшееся по сыскной части Департаменту полиции. Управления размещались в губернских городах, в крупных уездных центрах они имели отделения или одного ответственного за политический сыск в этой местности офицера, считавшегося помощником начальника губернского жандармского управления.
По мере нарастания внутриполитической напряженности в стране и приближения первой мировой войны правительство все более пристальное внимание уделяло комплектованию основного звена Корпуса жандармов - губернских жандармских управлений. Положение о приеме в корпус жандармов, принятое в декабре 1913 г., детально регламентировало порядок поступления на службу в органы политического сыска Российской империи.
Положение определяло достаточно высокие изначальные требования к кандидатам на службу в органы жандармерии. Согласно Циркуляру Главного Штаба от 1914 г. № 19 в Корпус жандармов переводом принимались армейские офицеры и уволившиеся в запас нижние чины в возрасте от 24 до 33 лет, прослужившие не менее 3-х лет на офицерских должностях. Из запаса или отставки в Корпус принимались только офицеры в чине не выше капитана или ротмистра [2].
Согласно Положению не подлежали
приему в органы жандармерии офицеры, привлекавшиеся к ответственности и наказанию по приговору суда; имевшие долги перед казной или частными лицами; евреи и поляки, лица католического вероисповедания или женатые на католичках.
Офицер, желающий поступить в Корпус жандармов, возбуждал ходатайство о переводе рапортом по команде. По получении рапорта кандидата на перевод начальники местных жандармских управлений собирали о нем сведения, касаемые полученного гражданского и военного образования, владения местными и иностранными языками, наличии казенных или частных долгов, о нравственных качествах и усердии по службе, репутации, которой он пользовался у своего начальства и товарищей, отсутствии особых причин, вынуждающих его оставить прежнее место службы. Собранные документы вместе с копиями послужных списков офицеров начальники местных жандармских управлений представляли в штаб Корпуса жандармов.
Мотивы перехода офицеров на службу в жандармерии были самыми различными. Основные причины были, безусловно, идейного характера, но и материальный стимул имел место, поскольку жалование жандарма значительно превышало армейское.
Подготовка жандармских офицеров в начале ХХ в. по сравнению с предыдущими десятилетиями, значительно улучшилась. Если в первой половине XIX в., зачисленные в Корпус, проходили лишь двухмесячную стажировку при его штабе, то теперь их готовили на специальных курсах в Петербурге.
Если офицер отвечал установленным требованиям, он включался в списки кандидатов на службу. Даже выдержав предварительные экзамены при штабе корпуса в Петербурге, офицер не направлялся на жандармские курсы. Он должен был вернуться в свою воинскую часть и ожидать вызова, иногда до двух лет. В это время местная жандармерия собирала о кандидате самые подробные сведения. Политическая благонадежность и материальное положение подвергались наибольшей проверке. В корпус не зачислялись офицеры, зависящие от кого-либо в материальном отношении.
При невозможности перевода кандидата в Корпус жандармов причины отказа не объяснялись. Экзамен состоял из устных ответов на вопросы по специальной программе и письменной работы на знание произведений русских классиков и вопросов истории. Комиссия для приема экзаменов формиро-
валась по указанию начальника штаба Корпуса жандармов.
Особый интерес представляет программа для проведения экзаменов [3]. Она включала следующие разделы:
1. Общие понятия о праве (право, его значение и содержание, обычное право, закон, административное распоряжение).
2. Русское государственное право (государственная власть, монарх, законодательные учреждения, органы верховного управления, правительствующий Сенат, Святейший Правительствующий Синод, органы общественного самоуправления, подданство, сословия, территория России).
3. Русское уголовное право (понятие уголовного права, преступление, наказание, виды преступлений по русским общим и военно-уголовным законам, судоустройство).
4. Русское гражданское право (право вещное, обязательственное, семейственное и наследственное, гражданское судопроизводство).
5. Полицейское право (содержание полицейского права, полиция безопасности, полиция благосостояния).
6. Финансовое право (содержание финансового права, государственные расходы, государственный бюджет, государственный кредит).
7. Международное право (общее понятие о международных отношениях и нормах, отношения между государствами в мирное время и во время войны).
8. Сведения из политической экономии (понятие политической экономии, общее учение о производстве, труд, капитал, формы предприятия, деньги, кредит, банки, рабочие союзы, прибыль с капитала, земельная рента, страхование).
9. Русская история (разделы: Русь удельно-вечевая, Русь под владычеством татар, Юго-западная Русь, Русь Московская, Новая Россия).
10. История французской революции (Всемирный и местный характер революции. Французская монархия со времен Ришелье и Людовика XIV. Состояние государства и общества. Абсолютизм, централизация, феодализм. Литература. Монтескье (Дух законов). Вольтер. Ж.Ж. Руссо. Вступление на престол Людовика XVI. Внутреннее состояние Франции. Финансы. Сословия (третье сословие). Народ. Правительство, внутренние реформы. Созыв генеральных штатов. Третье сословие как национальное собрание. Восстание в Париже. Разрушение Бастилии
(14 июля). Начало анархии. Государственное устройство 1789-1790 гг. Мирабо. Революция и монархическая Европа. Бегство короля. Дело короля перед судом национального собрания. Пересмотр и завершение конституции. Сущность конституции 1791 года. Законодательное собрание. Новая борьба за конституционную монархию до падения королевской власти. Жиронда. Пленение короля. Дантон. Национальный конвент. Борьба между жирондой и якобинцами. Казнь короля. Низвержение Жиронды и террор. Гражданская война. Восстание в Ванде. Робеспьер. Революционный суд и террор. Революционная армия. Закон против подозрительных 17 сентября 1893 года. Низвержение Робеспьера. Падение терроризма. Начало реакции. Наполеон Бонапарт. Директория. Государственный переворот 4 сентября 1797 года. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г.
11. Новейшая история Западной Европы.
12. География (общие сведения о Российской империи).
Из текста приведенной программы видно, что требовались серьезные знания по юриспруденции и истории Франции, особенно периода Великой французской революции. Офицеры, успешно сдавшие экзамен, вносились в список кандидатов для прохождения специальных курсов по подготовке к службе в Корпусе жандармов.
Занятия на курсах продолжались пять месяцев. Проводились ежедневно в течение 4-х часов (с 10-00 утра до 15-00 дня с часовым перерывом для отдыха), кроме воскресных и праздничных дней. На курсах преподавались следующие предметы [4]:
1. Устройство Корпуса Жандармов.
2. Права и обязанности чинов Корпуса Жандармов по производству формальных дознаний и переписок, производимых в порядке положения об охране.
3. Специальные права и обязанности чинов жандармских полицейских управлений железных дорог.
4. История революционного движения.
5. Ознакомление офицеров с постановлениями Уголовного Уложения 1903 г.
6. Телеграфное дело.
Будущих жандармов знакомили с техникой фотографии, дактилоскопии и другими навыками, которые могли пригодиться офицеру розыска. Уделялось внимание практическим курсам по владению оружием, приемам самозащиты.
Занятия состояли из теоретического курса в форме лекций и практических занятий
по учебным дисциплинам. По окончании курса кандидаты сдавали по билетам экзамен специальной комиссии. По окончании экзамена члены комиссии определяли средний балл, полученный офицером по каждому предмету, и заносили его в экзаменационную ведомость. Офицеры, набравшие на экзамене менее шести балов либо менее шести балов по отдельному предмету, считались не выдержавшими испытания и подлежали отчислению. Успешно сдавшие экзамен кандидаты указом императора переводились на службу в Корпус и получали назначение в различные жандармские управления и армейские части.
В целом высоко оценивая организацию кадровой работы в органах жандармерии, необходимо обратить внимание и на имевшие место недостатки. На должности оперативных сотрудников губернских жандармских управлений кандидаты, как правило, подбирались из числа строевых армейских офицеров или военнослужащих, находящихся в запасе и не имеющих специального юридического образования. Проверки на профессиональную пригодность и надежность нередко проводились формально без тщательного изучения мотивов, которые побудили кандидата подать рапорт о переводе на службу в управление. В учебных планах подготовительных курсов отсутствовали дисциплины по организации оперативно-розыскной деятельности, работе с агентурной сетью и службой наружного наблюдения. Всё это, естественно, отражалось на результатах служебной деятельности.
На рубеже ХІХ-ХХ вв. Российская империя имела весьма эффективную систему органов защиты государственной безопасности. Благодаря использованию многочисленной тайной агентурной сети в стране и за границей охранные ведомства были в курсе происходящих событий. Они внедряли своих агентов в потенциально опасные организации и структуры, действовали на опережение. Спецслужбы приобрели опыт влияния на политические процессы, наладили четкое взаимодействие с прессой, что помогало вести разъяснительно-пропагандистскую работу и при необходимости дискредитировать возможных противников. Служебные задачи помогали осуществлять контроль за печатной продукцией, вести перлюстрацию корреспонденции и организацию наружного наблюдения, совершенствовать методы вербовки агентуры, проводить своевременные и результативные аресты, обыски, допросы.
Жандармский корпус Российской импе-
рии до конца своих дней остался верен при- 2. Там же. С. 137
сяге, честно и беззаветно выполнял свой слу- 3. Реутов С.С. История правоохранительных
жебный долг перед Отечеством. органов. М: Век. 1998 С 54.
4. Перевалов Б. П. Организация кадровой Источники и литература работы в губернских жандармских управлениях.
1. Сапожников А.П. Корпус жандармов в Н°в°сибирск: Русич. 1989. С 37
государственном механизме Российской империи.
СПб.: Парус. 2001. С. 132.
Abitov R.R. THE CASE OF GENDARMES OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XX-TH CENTURY BEGINNING
Questions of formation of the case of gendarmes in the Russian Empire in the XX-th century beginning are considered.
Key words: gendarmes, police, officers, bodies of political investigation.
АБИТОВ Радик Рамилевич родился в 1986 г., окончил Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (2008), аспирант Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 6 работ.
УДК 341.932.3
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
Е.И. Антонова, Е.В. Ларева
Статья посвящена исследованию особенностей применения международных договоров при регулировании внешнеэкономических сделок.
Ключевые слова: международный договор, коллизионное регулирование, договорные
отношения.
Механизм регулирования внешнеэкономических сделок включает в себя применение не только национального законодательства государства, но и норм международных договоров, поскольку «нормы международного права, регулируя межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере, играют все более важную роль в регламентации частноправовых отношений»1. Рассмотрим некоторые особенности применения международного договора при регулировании внешнеэкономических сделок на примере Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее
- Венская конвенция). Анализ практики Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - МКАС) свидетельствует о следующих особенностях применения указанной Конвенции при рассмотрении споров, возникающих из договоров международной купли-продажи товаров.
Во-первых, Венская конвенция приме-
няется в качестве международного договора Договаривающихся государств. Например, по иску российской организации обсудив вопрос о праве, применимом к спору, МКАС пришел к следующим выводам. В соответствии с Венской конвенцией Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, когда эти государства являются Договаривающимися государствами (ст. 1 п. 1 (а)). Поскольку коммерческие предприятия истца и ответчика находятся в РФ и ФРГ, а эти государства являются участниками Венской конвенции, ее положения подлежат применению при рассмотрении данного спора. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции и коллизионной нормой, содержащейся в ч. 2 ст. 166 Основ гражданского законодательства 1991 г. (далее
- ОГЗ 1991 г.), по вопросам, не урегулированным Венской конвенцией, к рассмотрению спора должно применяться российское право как право страны продавца2. В другом случае
1 Международное частное право: учебник / отв. ред. 2 Иск был предъявлен российской организацией к
Г.К. Дмитриева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. германской фирме в связи с неполной оплатой товара,
С. 281. поставленного по контракту, заключенному сторонами