ПОЛИТИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОГО СОСТАВА ЖАНДАРМЕРИИ НА РУБЕЖЕ ХІХ-ХХ вв.
Т.М. Лаврик
В настоящей статье исследуются проблемы кадровой политики Отдельного корпуса жандармов, ее нормативно-правовое регулирование, а также обучение жандармских чинов.
Ключевые слова: Отдельный корпус жандармов, Департамент полиции, губернские жандармские управления, органы политического сыска.
В настоящей статье исследуются проблемы кадровой политики Департамента полиции МВД, ее нормативно-правовое регулирование, а также обучение жандармских чинов.
Кадровая политика Департамента полиции была строго определенной. Принимались на службу в тайную полицию преимущественно профессиональные юристы, крайне редко удавалось сделать карьеру, не имея высшего образования (таким был знаменитый С.В. Зубатов). В число жандармских офицеров принимались лица, прослужившие в строю не менее трех лет, и не допускались «бывшие в штрафах по суду и следствию», имевшие казенные и частные долги, «лица польского происхождения, католического исповедания или женатые на католичках, а также евреи, хотя бы и крещеные» [1].
Следует отметить, что попасть на службу в Отдельный корпус жандармов (ОКЖ), даже при соответствии всем требованиям закона, было нелегко. Необходимо было выдержать ряд испытаний, но сначала нужно было подать рапорт с просьбой о вызове в ОКЖ в Петербург [2] для сдачи вступительного экзамена. Экзамен был необходим для установления степени развития экзаменуемого. Новичок получал список книг и руководств, необходимых для сдачи экзамена. К числу учебных пособий относились: курс русской и всеобщей истории, учебник географии, положение о земских начальниках и их учреждениях, руководство о службе на железных дорогах, положение о полиции, ее устройстве и т. д. Претендентам необходимо было изучить и календарь-справочник Суворина, где помимо сведений о различных государственных учреждениях были перечислены и лица, занимавшие видные должности по управлению, и масса других сведений.
Кроме того, на экзамене требовалось выполнить письменную работу в виде сочинения на заданную тему. Как правило, темы касались государственных вопросов, например, «Судебная реформа Императора Александра II», или «Влияние реформы всесословной воинской повинности на развитие грамотности в народе».
Через полгода после подачи рапорта все желающие вызывались в Петербург штабом Корпуса для экзаменационного испытания. Это были офицеры из разных полков российской армии, в основном поручики, в количестве 20-30 человек. Приемная комиссия состояла преимущественно из офицеров штаба Корпуса, ее председателем был начальник штаба ОКЖ. Результаты экзамена объявлялись не сразу, все экзаменуемые возвращались на свои места службы, и спустя некоторое время, которое нередко доходило до года, лица, выдержавшие экзамен, вызывались на курсы Штаба корпуса жандармов для прослушивания лекций.
Курсы готовили офицеров к их будущей служебной деятельности, давали определенные навыки и знания о будущей профессии [3]. В разные периоды времени лекции длились от трех до шести месяцев. Слушателей набиралось около 60 офицеров, в основном преобладали поручики по чинам, а по роду оружия - пехотинцы. В целом лица, пожелавшие служить в Корпусе, были разного возраста, чинов, войсковых частей и образования. Это были молодые люди и заслуженные сорокалетние офицеры, окончившие только военное училище и получившие образование в высших учебных заведениях, офицеры гвардии и военные.
Лекции читались утром, а вечером шла подготовка курсантов к выпускным экзаменам. Начинались занятия с ознакомления с
устройством Корпуса жандармов, с правами и обязанностями его чинов в строевом, инспекторском, хозяйственном, военно-судном отношениях. Ими также рассматривались права и обязанности по производству дознаний и переписок, производимых в порядке положения об охране. Курсанты изучали ведение политического розыска, историю революционного движения и специальные права и обязанности чинов ЖПУ ж. д. На устройство Корпуса жандармов отводилось -4 часа, столько же на производство дознаний. Железнодорожной полицейской службе выделялось 6 часов, розыску и революционному движению - по 8 часов [4]. На Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, изучение которых считалось второстепенным, затрачивали всего 1 час. Мало уделялось внимания изучению общей части Уголовного уложения, и очень коротко проходили русское уголовное право. Несколько позднее был введен курс современной регистрации преступников (антропометрия, дактилоскопия), изучение системы шифров, которыми пользовались в переписке губернские жандармские управления (ГЖУ), охранные отделения, система шифров и «переписка между арестантами». Посещение занятий для офицеров было строго обязательным [4, с. 340].
Большинство лекторов было старшими офицерами штаба ОКЖ, и чтение лекций давало им дополнительную прибавку к содержанию [2, с. 57]. Что касается непосредственно самого процесса обучения, то, по мнению курсантов, впоследствии ставших профессионалами своего дела, он был поставлен из рук вон плохо. Важный курс отрасли жандармской службы - производство жандармских дознаний - изучался следующим образом: по требованию преподавателя из Департамента полиции привозились дела из числа старых жандармских дознаний, с которыми впоследствии курсанты знакомились самостоятельно. Аналогичные воспоминания об изучении производства дознаний оставил и А.И. Спиридович: «На курсах нам было выдано для ознакомления с порядком производства дознаний несколько томов дела о покушении на Александра III» [5]. Кроме того, А. П. Мартынов отмечал, что после ознакомления с курсом лекций, «сдав затем
экзамены, я так же мало был подготовлен к делу, как и до поступления на курсы. Вообще же, ни один из наших лекторов не пытался ясно и кратко объяснить нам хотя бы главные детали нашей будущей службы. Что же касается самой основной отрасли этой службы - политического розыска, то, во-первых, такого курса вовсе не было, он появился лишь после 1903 г., а во-вторых, ни один из наших лекторов этого дела не знал, и мы все вместе обходили этот вопрос таинственным молчанием. Выходило так, что это - такая отрасль службы, узнать о которой мы сможем только на практике» [4, с. 57].
Генерал А.И. Спиридович, преподававший на курсах, писал: «Чтение лекций на жандармских курсах по истории революционного движения показало мне, сколь велика жажда у поступающих на курсы жандармов офицеров к познанию тех элементов, на борьбу с которыми они себя обрекают. Своя же личная служба в корпусе, особенно в первые годы, показала мне, сколь беспомощны офицеры в отношении изучения революционного движения благодаря отсутствию соответствующих пособий» [6]. Впоследствии А.И. Спиридович сам подготовил очерки о деятельности эсеров и социал-демократов, которые потом изучались на курсах [7]. Позднее истории революционного движения на курсах подготовки жандармов стало уделяться гораздо больше времени. Для этого был подготовлен вопросник, содержащий 179 вопросов, начиная с восстания декабристов. На каждый вопрос давался короткий ответ. В вопроснике рассматривались такие понятия, как социализм, коммунизм, нигилизм, аграрный социализм, давалось представление о таких революционерах, как А.И. Герцен, М.В. Буташевич-Петрашевский, М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский и др. Подробно рассматривались вопросы социал-демократического движения, в частности давались разработки вопросов, связанных со съездами партии [8]. Преподавателям рекомендовалось как можно чаще приводить конкретные примеры из практики, а задавать уроки «по книге без предварительного разъяснения заданного» запрещалось [9].
Наличие большого количества предметов, ограниченность во времени не могли способствовать прочности знаний. Сами преподаватели были недовольны тем, что
предметы приходилось преподносить в сжатой форме, а офицеры «выходили со слабой теоретической подготовкой» [10]. Следует отметить, что со временем руководство корпуса и Департамента полиции стало гораздо серьезнее относиться к подготовке личного состава, о чем свидетельствовал тот факт, что список преподавателей и программа курсов согласовывалась и утверждалась на уровне товарища министра внутренних дел.
Знания курсантов оценивались по 12-балльной системе. Ответ, оцененный ниже 6 баллов, считался неудовлетворительным. Не сдавшие экзамен не зачислялись в Корпус жандармов и отправлялись на места прежней службы [4, с. 198]. Курсанты, наиболее успешно сдавшие экзамен, имели преимущество в выборе места службы. По словам А. П. Мартынова, большинство курсантов стремилось попасть на службу в железнодорожную жандармскую полицию, преимущественно на частные железные дороги, т. к. это давало прибавку к содержанию. То есть основными мотивами службы в Корпусе жандармов для большинства курсантов являлись размер жалования и возможность переезда в крупный город.
Первоначальная профессиональная подготовка осуществлялась в иных организационных формах, нежели само обучение на курсах. Так, для практической подготовки офицеров, пробывших год в должностях адъютантов, их прикомандировывали к охранным отделениям: Санкт-Петербургскому, Московскому и Варшавскому. Начальники ГЖУ и охранных отделений были обязаны обращать особенное внимание на подготовку к делу политического розыска подчиненных им офицеров, представляя под свою ответственность командиру Корпуса подробные сведения об их способностях, знаниях и подготовленности к активной деятельности жандармского чина. Таким образом, на службу в Корпус жандармов, в идеальном варианте, при исключении протекций, связей, приходили всесторонне подготовленные и образованные офицеры, которые с успехом исполняли обязанности политической полиции [11].
Во всех подразделениях жандармерии периодически проводилась проверка на профессиональное соответствие. Учреждались школы по обучению офицерских и унтер-офицерских кадров, где большое внимание
уделялось освоению лучшего отечественного и зарубежного опыта сыскной деятельности, юридической и общеполитической подготовке. Кроме того, в целях знакомства офицеров на практике с внешним видом и конструкцией различного рода разрывных снарядов, оружия и других предметов, задействованных в покушениях и разного рода проявлениях революционной деятельности, при Департаменте полиции был создан учебный музей, посвященный данному направлению. Экспонаты для него собирались в ходе обысков, оружие использовалось то, которое было непригодно для использования в качестве вещественных доказательств [12]. На основании вышеизложенного можно предположить, что уровень общей и профессиональной подготовки нижних чинов жандармерии соответствовал предъявляемым требованиям и был достаточно высок для своего времени.
Общественное мнение оценивало жандармскую службу отрицательно. Порой с ней связывались многие нелепые легенды и представления. Например, офицер, поступивший в Корпус жандармов, давал особую присягу, обязывающую его предавать всех, вплоть до своих родителей. Никакой присяги с переходом в Корпус жандармов, вопреки расхожему мнению, офицеры не давали. Обязательство же бороться с врагами внутренними, так же как и с внешними, заключалось в присяге каждого офицера при производстве его в первый офицерский чин [13]. Тем не менее жандармская служба считалась престижной, о чем свидетельствует большое число молодых людей, желающих носить голубые мундиры. Так, в 1871 г. прошение о переводе в жандармский корпус подали 172 армейских офицера. Из них был отобран 21 человек, а к занятиям допустили всего 6 [11, с. 110].
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональному воспитанию чинов жандармерии в 1867-1917 гг. уделялось большое значение. Целенаправленная и плодотворная работа в этом направлении велась вплоть до последних дней существования монархии. Именно поэтому нельзя обойти стороной негативные моменты и недостатки в этой работе. Нарастание революционной ситуации в России, поражение в русско-японской войне и, наконец, первая русская революция 1905 г. коренным образом по-
влияли на положение жандармерии в стране. Возросшая нагрузка, особенно по политическим делам, низкая зарплата и неприязненное отношение со стороны всех слоев общества вызывали недовольство в среде жандармерии. В привилегированном когда-то корпусе жандармов встал вопрос о нехватке кадров. Особенно это касалось обер-офицеров. В 1906 г. министр внутренних дел П. Н. Дурново ходатайствовал об отмене для поступавших в Корпус офицеров обязательного срока выслуги в войсках и об отказе от образовательного ценза [11, с. 129]. Вместе с тем существование различных подходов к подготовке нижних и классных чинов негативно сказывалось на ее результатах. Отсутствие централизованного руководства и контроля за процессом обучения и воспитания служащих жандармерии ослабляли их эффективность. Однако профессионально-
нравственное воспитание велось на протяжении всей службы и обеспечивало нахождение в рядах полиции преданных режиму сотрудников.
1. Правила приема офицеров в Отдельный корпус жандармов. Утв. 26 августа 1894 г. // Государственный архив РФ (ГАРФ). Ф. 110. Оп. 2. Д. 8331.
2. Мартынов А.П. Моя служба в отдельном корпусе жандармов // «Охранка»: Воспоминания руководителей охранных отделений. М., 2004. Т. 1. С. 44-45.
3. Перегудова З.И. Методы борьбы Департамента полиции с революционным движением. М., 1990. С. 197-198.
4. Перегудова З.И. Политический розыск России (1980-1917 гг.). М., 2000. С. 339.
5. Спиридович А.И. Записки жандарма. М., 1991. С. 38.
6. ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1912. Д. 159. Пр. 1. Л. 8.
7. Революционное движение в России. Вып. 1. Российская социал-демократическая рабочая партия. СПб., 1914; Вып. 2. Партия социали-стов-революционеров и ее предшественники. СПб., 1916.
8. Борисов В.Б., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994.
9. Инструкция о порядке ведения учебных занятий на офицерских курсах при штабе Отдельного корпуса жандармов. // Неизвестная Россия. XX век. М. 1992. Вып. 2.
10. ГАРФ. Ф. 102.00. 1916. Д. 46. Т. 2. Л. 81об.
11. Костылев А. О. Организационно-правовые аспекты работы с кадрами полиции и жандармерии Российской империи (1880-1917 гг.): дис. ... канд. юр. наук. М., 2000. С. 90-93.
12. Государственный архив Тамбовской области. Ф. 272. Оп. 1. Д. 276. Л. 9.
13. Заварзин П.П. Жандармы и революционеры. Париж, 1930. С. 22.
Поступила в редакцию 10.06.2008 г.
Lavrik T.M. Policy on formation of personnel structure of gendarmerie at the turn of XIX-XX centuries. The article researches into the problems of staff policy of the Separate Corps of Gendarmes, its legal regulation, as well as training of gendarmes’ officials.
Key words: the Separate Corps of Gendarmes, Police Department, provincial gendarme administrations, bodies of political criminal investigation.
3QQ