МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
З. Хабибуллина
кандидат исторических наук, ИЭН им. Р. Г. Кузеева УНЦ РАН (г. Уфа) КОРПУС МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Настоящая статья основана на материалах, полученных автором в период 2005-2011 гг. в рамках исследования исламского фактора развития поликонфессионального общества Южного Урала, проводимого в Республике Башкортостан (РБ) отделом религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН. Эмпирический материал предоставил данные о том, какие социальные категории населения пополнили ряды современного мусульманского духовенства республики, позволил получить представление об уровне их подготовки, особенностях и условиях профессиональной деятельности, общественных взглядах и ценностях.
Мусульманское духовенство является самой активной частью мусульманского социума. Перед государством мусульманские лидеры представляют интересы как групп верующих, так и народов, традиционно считающихся мусульманскими. Они оказывают воздействие на социально-нравственные установки прихожан, влияют на понимание основных ценностей, транслируемых исламом, а также играют ключевую роль во взаимодействии мусульманского социума и с государством, и с другими конфессиями, в гармонизации сферы межэтнических отношений, предотвращении религиозной розни и распространении радикальных идеологий.
Социально-политические перемены последних двух десятилетий не могли не сказаться на положении и состоянии корпуса религиозных деятелей и росте социальной потребности в них. В настоящее время духовенство представляет собой социально-
профессиональную группу, обладающую интеллектуальными ресурсами и имеющую большой потенциал влияния на верующих и общественные процессы, от него во многом зависит развитие конфессии и положение ее последователей в государстве.
Выбор Башкортостана для проведения исследования неслучаен - это один из крупных регионов функционирования ислама в России. Более 200 лет в Уфе находится Центральное духовное управление мусульман России, учрежденное в 1789 г. как Оренбургское магометанское духовное собрание. Согласно результатам переписи населения, этнические мусульмане составляют большинство населения республики. В основном это не мигранты, а коренные жители. Следует отметить, что мусульманская умма РБ поли-этнична, поскольку в республике проживают представители более 130 национальностей. Самыми многочисленными группами являются башкиры (1 221 302 человека от общего числа населения, или 29,7%) и татары (990 735 человек, или 24,1%) (I). По информации Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ, 67% верующих исповедуют ислам, 22% - православие, около 11% относится к другим конфессиям [1, с. 98].
Основными методами исследования стали методы полевой этнографии, опросы (анкетирования и интервьюирования) духовных служителей. Количество респондентов в совокупности составило около 500 человек из 17 городов и 47 районов республики. В основу выборки легли данные о численности мусульманских приходов в городских и сельских поселениях, находящихся под юрисдикцией духовных ведомств. Источниками данных послужили сведения Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ, Управления Министерства юстиции РФ по РБ, религиозных центров. В процентном соотношении количество опрошенных сельских и городских имамов составило 65,7 и 34,3% соответственно. По ведомственному принципу 51,6% имамов работали под юрисдикцией Духовного управления РБ (ДУМ РБ); 43,1% - Регионального духовного управления при Центральном духовном управлении мусульман России; 1,7% отнесли себя к двум духовным управлениям; 3,6% - ни к одному.
Начиная с 90-х годов XX в. ислам заметно укрепляется среди тюркского населения РБ: возвращаются старые и возводятся новые мечети, функционируют медресе, увеличивается количество молодежи, обучающейся богословию; повседневный быт, праздники и обряды часто регулируются предписаниями ислама, верующие совершают хадж. Основными участвующими сторонами в
процессе возрождения ислама на общероссийском и региональном уровнях стали практикующие верующие и духовные служители.
Становление современного мусульманского духовенства было обусловлено переменами конца XX в. в сфере взаимоотношений государства и верующих, принятием Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., определившего новый правовой статус религиозных организаций и духовенства.
В РБ основными источниками его формирования стали:
1) специально обученные имамы, получившие среднее или высшее религиозное образование;
2) уважаемые люди сельской местности, избранные односельчанами в качестве руководителей общин, в основном бывшие председатели сельсоветов, колхозов, работники КПСС, директора школ, отставные офицеры советской армии;
3) самоучки, не имеющие религиозного образования и выполняющие функции мулл из-за отсутствия более подготовленных кадров;
4) мигранты из центральноазиатских республик [2, с. 274].
Духовенство республики, как и соседних регионов Урало-
Поволжья, формировалось как социальная прослойка без особых мировоззренческих установок и поведенческих стереотипов. В основном этот процесс шел по пути превращения неофициальных и необразованных сельских мулл в официально зарегистрированное духовенство [3, с. 251-252].
Анализ кадрового состава имамов, по данным 1997 г., свидетельствует о том, что духовенство более чем наполовину состояло из лиц преклонного возраста, не имеющих специальности, самостоятельно обучавшихся канонам ислама, только 3% имамов имели высшее религиозное образование. Лишь пятая часть имамов была представлена лицами в возрасте 26-40 лет, обучавшимися в медресе и имевшими светское образование от среднего специального до высшего. Именно они, наиболее активные и перспективные духовные деятели, продолжили решение задачи восстановления ислама в республике [4, с. 299].
На формирование корпуса современного духовенства повлияло отсутствие перспектив для молодых выпускников мусульманских учебных заведений, качественной системы образования и, как следствие, стремление получить его за рубежом, миграционные процессы, особенности существования ислама в советских условиях. В 90-е годы молодежь с хорошим религиоз-
ным образованием часто покидала посты имамов ввиду отсутствия постоянного источника дохода. Обязанности священнослужителей нередко выполняли пенсионеры, безработные, преимущественно они занимались отправлением обрядов. По результатам анкетирования в 2005 г., предыдущим видом деятельности у 2,1% духовных лиц была руководящая работа; доля бывших партийных деятелей составила 13,8%; работников образования - 6,4; служащих - 12,8; рабочих - 27,1; сельских работников - 29,3; учащихся - 2,1; безработных - 1,1; нет данных о 5,9%\
В настоящее время служителями ислама в РБ являются лица, профессионально занятые в сфере отправления исламского культа, религиозного образования, управления мусульманскими религиозными организациями, имеющие квалификацию имама, состоящие в религиозных объединениях и обладающие признанием со стороны других священнослужителей и верующих. При этом в данную группу входят уважаемые жители сельских районов, не имеющие соответствующих квалификации и статуса, но выполняющие основные функции духовенства ввиду отсутствия более подготовленных кадров.
После многочисленных организационных перестроек российских муфтиятов, проведенных в конце XX в., институцио-нализация мусульманской конфессии РБ в основном завершается к началу 2000-х годов. На 2012 г. мусульманские религиозные организации республики объединены тремя официально действующими духовными центрами, все они находятся в Уфе: Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ); Региональное духовное управление мусульман РБ в составе ЦДУМ, Духовное управление мусульман РБ. Распределение приходов между ними следующее: 46% находится под юрисдикцией ЦДУМ, 54% - ДУМ РБ, имеется небольшое число автономных общин. Однако все чаще возникают группировки радикального и экстремистского толка, противостоящие традиционным исламским центрам.
В республике действуют 1068 мусульманских организаций, из которых 610 зарегистрированы, 458 - без регистрации. В 2011 г. функционировали 679 типовых мечетей и 217 приспособленных под мечети зданий. Приспособленные помещения представляют собой переданные органами государственной власти для нужд верующих здания бывших кинотеатров, клубов, магазинов, спортза-
1 По данным полевых исследований автора (далее ПМА) 2005 г. Опрос мусульманского духовенства РБ. Размер выборки - 200 респондентов.
лов и т.д., а также пожертвованную недвижимость частных лиц. За 2010 г. в республике построены и введены в эксплуатацию 46 мечетей (II).
Условия профессиональной деятельности духовенства в плане обеспеченности культовыми зданиями приходов достаточно благоприятные. Без культового здания или в приспособленном помещении в 2005 г. работали 5,8% опрошенных имамов. Мечети построены на средства из различных источников: за счет добровольных пожертвований - 40,4%, за счет предприятия-спонсора -17,9, общины - 15,7, местной администрации - 15, республиканских средств бюджета - 3,9, федеральных средств бюджета - 1,4%. Оценка духовенством численности прихожан такова: у 10,6% имамов численность общин - до 10 человек, у 40,4% - от 10 до 50, у 16% - от 50 до 100, у 17% - от 100 до 500, у 13,3% - свыше 500 человек; нет данных - 2,7%\
Городские мусульманские приходы по количеству верующих в несколько раз превосходят сельские, в то же время количество сельских приходов и мечетей больше, чем городских. По наблюдениям служителей культа, ежедневно посещают мечеть 45,2% верующих; по пятницам и религиозным праздникам - 51,6; нет данных - 3,2%. По оценке духовенства, приходы республики состоят примерно из одинакового числа мужчин и женщин, в одних преобладают мужчины, в других женщины. Средний возраст прихожан 15% имамов отметили как до 40 лет; 27,4% - до 50; 34,5% - до 60; 12,4% - свыше 60 лет; от 10,6% нет данных2.
По состоянию на 1 января 2012 г. в РБ функционируют следующие мусульманские учебные заведения: от ЦДУМ - Исламский университет, медресе «Hyp аль-Ислам»; от ДУМ РБ - медресе «Галия», медресе им. М. Султановой, «Hyp аль-Иман». Они нацелены на подготовку религиозных деятелей, знающих многовековые традиции мусульман Урало-Поволжья, способных организовать работу на местах в рамках традиционного для башкир и татар ханафитского мазхаба. Проблема мусульманского образования и нехватки профессиональных кадров духовенства в настоящее время не решена, хотя потребность общества в них весьма высока. В современных условиях нужны духовные лица, обладающие интеллектуальным и культурным потенциалом и возможностью его реализации. Мусульманское духовенство РБ осознает необхо-
1 ПМА 2005 г.
2 Там же.
димость получения дополнительного образования: 45% отметили, что нуждаются в дополнительном религиозном образовании; в светском - 6,1; и в религиозном и светском - 21,7; не нуждаются в дополнительном образовании - 19,4; нет данных - 7,8%\
Среди особенностей современного периода развития мусульманских религиозных объединений РБ можно выделить следующие: наличие тенденции к реорганизации административной структуры в связи с потребностью духовенства в едином лидере и духовном управлении, рост численности мусульманских религиозных организаций и входящих в них служителей культа, незавершенные процессы формирования системы мусульманского образования.
Уставные и нормативные документы ЦДУМ и ДУМ РБ выделяют ряд категорий мусульманских священнослужителей, обладающих определенными правами и обязанностями. В порядке назначения имамов преобладает принцип утверждения муфтием избранных общиной имамов. Специальные требования, например наличие глубоких знаний в области ислама, предъявляются к имам-хатыбам (руководителям мечетей) и имам-мухтасибам (главам мусульманских общин районов). В своей работе священнослужители руководствуются нормами шариата, действующим законодательством РФ, уставами духовных управлений, местной религиозной организации, приказами муфтиев. Обязанности и права духовенства определяются в соответствии с положениями и должностными инструкциями (Ш-У1).
Демографические данные свидетельствуют о том, что большинство духовных деятелей родом из Башкирии, как правило, это выходцы из сельской местности, из семей колхозников и рабочих. Около 30% продолжают семейные традиции служения исламу. Причиной обращения к духовной деятельности для имамов стали религиозные традиции семьи или влияние практикующих мусульман в ближайшем окружении. Представители духовенства обычно состоят в браке, в среднем имеют троих детей. В национальном составе опрошенного духовенства преобладают татары. В то же время духовные управления РБ не мононациональны, около 30% духовных лиц, работающих в приходах под их юрисдикцией, имеют нетитульную национальность, в ЦДУМ в основном работают татары, а в ДУМ РБ - башкиры.
1 ПМА 2005 г.
Средний возраст мусульманского духовенства - 52 года. Постепенно основной фигурой становятся служители культа от 40 до 60 лет, а 25% имамов в настоящее время имеют возраст до 40 лет. В наши дни наблюдается процесс роста числа молодежи в духовенстве за счет выпускников религиозных учебных заведений, назначаемых духовными управлениями на место стариков-самоучек и инициативных молодых людей в приходах без юрисдикции. В связи с постепенным омоложением корпуса духовенства увеличивается количество лиц, совмещающих два рода деятельности - духовную и светскую. В целом богослужение со светской деятельностью совмещают около 30% имамов. Рабочие и сельские работники являются основными источниками духовенства, однако за последние годы наблюдается тенденция роста числа бывших руководителей и учащихся, появилась группа бывших военных и работников правоохранительных органов. Так, по результатам анкетирования в 2005 г., предыдущим видом деятельности у 2,1% духовных лиц была руководящая работа, доля партийных работников среди них составила 13,8%; работников образования - 6,4; служащих - 12,8; рабочих - 27,1; сельских работников - 29,3; учащихся - 2,1; безработных - 1,1; нет данных о 5,9%1. В 2011 г. эти показатели распределились следующим образом: опыт работы на руководящей светской должности имеют 14,7% духовных лиц; из бывших партийных деятелей таковых 4,1%; работников образования - 6; рабочих - 23,3; сельских работников - 23,3; служащих -13,8; военных - 1,7; учащихся - 6,4; безработных - 1,4; другой должности - 2,6; нет данных о 2,7%2.
Образовательный уровень опрошенного духовенства в целом можно оценить как невысокий, что обусловлено объективной причиной - ликвидацией системы традиционного мусульманского образования в годы атеизма. Большинство имамов имеют лишь базовое знание арабского языка, свободное владение арабским языком отметили 4,8% респондентов в возрастной группе 3645 лет с хорошим богословским образованием. В целом прослеживается устойчивая тенденция повышения образовательного уровня мусульманского духовенства республики, что в определенной мере является следствием государственной поддержки исламского
1 ПМА 2005 г.
2 По данным полевых исследований автора (далее ПМА) 2009-2011 гг. Опрос мусульманского духовенства РБ. Размер выборки - 300 респондентов.
образования в стране и реализации конкретных мер по усовершенствованию его системы со стороны религиозных учебных заведений.
Мусульманское духовенство оценивает свое материальное положение как среднее, жилищные условия - как удовлетворительные. Современные мусульманские общины не в состоянии содержать своих духовных наставников, об этом свидетельствует то, что многие молодые выпускники медресе не работают по специальности по экономическим причинам. Одной из оптимальных форм приобретения постоянного источника дохода для молодых имамов является дополнительная светская профессия. По результатам опроса в 2011 г., начальное светское образование имеют 1,7% духовных лиц, среднее - 35,7, среднее специальное - 30,4, незаконченное высшее - 4,3, высшее - 21,6, без ответа - 1,7%. Среднее и среднее специальное светское образование духовенством получено в основном по техническим специальностям, несколько человек окончили юридический, медицинский, педагогический, кулинарный, музыкальный техникумы и училища1.
Своей основной задачей, помимо выполнения предписаний ислама, мусульманское духовенство считает просветительскую и благотворительную деятельность. В повседневной жизни прихожан участвует абсолютное большинство опрошенных имамов: оказывают помощь молодежи в получении светского и религиозного образования, в трудоустройстве, в различных вопросах - малоимущим семьям, сиротам; ведут активную борьбу с негативными социальными явлениями, участвуют в процессе преподавания и организации религиозного образования, в поиске средств на строительство необходимых общественных и культовых зданий и т. д.
Городское и сельское духовенство имеет разный статус и разное социальное положение. Сельские имамы в основном традиционно связаны с деревней и по своему социальному происхождению и имущественному положению практически не отличаются от основной массы жителей. Например, дорогостоящий обряд хаджа в основном совершают городские имамы. Городские мусульманские приходы по количеству верующих также в несколько раз превышают сельские - от численности прихода зависит экономическое благосостояние духовенства. Большинство сельского духовенства ведет религиозную деятельность в местах своего рождения. В его составе преобладают самостоятельно обучившиеся
1 ПМА 2009-2011 гг.
канонам ислама духовные лица. В городе высок процент молодых имамов и духовных деятелей, имеющих религиозное образование от среднего до высшего. Следует отметить отсутствие на селе связи между уровнем религиозного образования и авторитетом духовного служителя среди верующих. К тому же сельский ислам демонстрирует иммунитет к радикальным идеологиям - большинство ячеек «Хизб ут-Тахрир» и ваххабитов раскрыты в городах республики.
Деятельность мусульманского духовенства на общественной и политической жизни отражается слабо. Большая часть имамов не выступает в СМИ, не пишет статей. Однако интерес духовенства к развитию политической ситуации в стране и мире высок: 42,8% имамов постоянно следят за ней; 20,8% - время от времени проявляют интерес. Наиболее активную общественную жизнь ведут представители высшего духовенства в силу своего положения и личной инициативы: появляются в СМИ, участвуют в научных конференциях, встречах с представителями органов государственной власти.
Вопросы прихода духовные служители стараются решать самостоятельно или через Духовное управление. Духовенство не сотрудничает с научной общественностью: несмотря на то что многие подчеркивают необходимость такого сотрудничества, они не знают, как осуществить его на практике.
Одним из ключевых событий новейшей истории ислама России, вызвавшим колоссальный резонанс в общественных и религиозных кругах, стал раскол мусульманской уммы на множество независимых муфтиятов. Основная масса имамов Башкортостана оценивает раскол как явление, негативно сказывающееся на развитии российской уммы, и считает, что в перспективе следует ожидать создания единого духовного управления в стране. Часть сельских имамов либо не знает о факте раскола, либо не признает его.
Общественные взгляды мусульманского духовенства РБ, по результатам опросов и интервью, свидетельствуют о том, что среди религиозных деятелей в разной степени представлены традиционалисты, модернисты, консерваторы. Имеет место так наказываемый стариковский ислам, который ограничивается выполнением необходимых при рождении, бракосочетании и похоронах ритуалов. Большинство имамов РБ занимают промежуточную позицию между консервативным традиционализмом и модернизмом, избегают крайностей. Идеологической составляющей данной группы является восприятие ислама в качестве рецессивного компо-
нента привычных этноконфессиональных традиций, которые не всегда совпадают с его классическими канонами. В последнее десятилетие стали появляться радикально настроенные имамы, способные объединить молодых верующих, но не имеющие авторитета у прихожан старшего и среднего возраста.
В связи с кардинальной сменой политического строя официальное мусульманское духовенство относится к власти лояльно. Имамы считают, что государство должно максимально поддерживать мусульманскую общину. Большая часть духовных деятелей республики отмечают, что на федеральном и республиканском уровнях Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» соблюдается не полностью. Политику органов государственной власти РФ и РБ по отношению к мусульманам расценивают как терпимую, в то же время отвергают существование дискриминации ислама со стороны органов государственной власти на территории РФ и РБ.
Мусульманское духовенство демонстрирует высокий уровень толерантности к представителям других религий в сферах делового и личностного взаимодействия и готовность к сотрудничеству с ними. Судя по социальному самочувствию духовенства, вопросы статуса традиционных конфессий в республике в перспективе не должны обостриться. Имамы признают активизацию радикальных течений и готовы разъяснять населению, в чем состоит различие между учением ислама и его радикалистским толкованием. Рост экстремизма в России представители духовенства связывают с социальными проблемами (29,1%), с общей неспокойной обстановкой в мире (28,3%), с происками врагов (25,1%), затруднились ответить (17,5%)\ По данным опроса 2005 г., радикализацию религиозных взглядов молодежи наблюдали 18,8% имамов; 30,2% не сталкивались с этим; 30,7% считали, что под радикализацией неверно понимается стремление молодежи лучше познать основы ислама; 20,3% затруднились ответить2. Таким образом, более 60% имамов не признавали радикализацию религиозных взглядов среди молодежи республики. В 2011 г. уже 35,2% имамов отметили рост радикализации религиозных взглядов молодежи, большинство из них - городское духовенство, 35,2% - по-прежнему не наблюдают, затруднились ответить - 29,6%3.
1 ПМА 2005 г.
2 ПМА 2009-2011 гг.
3 Там же.
Для современного мусульманского духовенства характерны высокие жизненные ценности, такие как стремление стать человеком высокой культуры, овладеть знаниями и спасти свою душу служением Богу, а также служение на благо людям.
Таким образом, корпус мусульманского духовенства в республике немногочислен, не имеет внутреннего единства. Общественно-политическим весом и влиянием обладают отдельные лидеры. Для повышения конкурентоспособности и признания элитарной роли духовенства имамам республики, выпускникам мусульманских учебных заведений необходимо постоянно повышать уровень религиозного и светского образования, находить точки соприкосновения между различными идейными позициями. Учитывая отсутствие системы религиозного образования на протяжении многих лет, повышение образовательного ценза мусульманского духовенства займет длительное время, хотя по сравнению с концом XX в. наблюдается заметный прогресс в этом вопросе, очевидны положительные тенденции. В настоящее время более половины имамов в Башкирии имеют высшее и среднее богословское образование.
Источники
I - Население Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи
населения 2002 г.): Стат. сб. - Уфа, 2006. - 225 с.
II - Информация Совета по государственно-межконфессиональным отношениям
при Президенте РБ за 2010-2011 гг. // Текущий архив Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ.
III - Устав Духовного управления мусульман Республики Башкортостан образца
1999 г. // Текущий архив ДУМ РБ (Текущий архив Духовного управления мусульман Республики Башкортостан).
IV - Устав мечети «Ихлас» Духовного управления мусульман Башкортостана образца 1999 г. // Текущий архив ДУМ РБ.
V - Устав мусульманской религиозной организации Духовное негос. образоват.
учреждение сред. проф. образования «Исламский колледж им. М. Султановой Духовного управления мусульман Башкортостана» (нов. ред.), 2011 г. // Текущий архив ДУМ РБ.
VI - Устав Центрального Духовного управления мусульман России образца
1999 г. // Текущий архив Центрального Духовного управления мусульман России.
Литература
1. Фаттахов A.M. Влияние государственно-конфессиональных отношений на формирование гражданского общества на примере Республики Башкортостан // Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - М.; Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. - С. 98-101.
2. Хабибуллина З.Р. Мусульманское духовенство Башкортостана: Социально-профессиональный состав // Материалы Съезда молодых востоковедов России и СНГ. - М.: Пробел-2000, 2012. - С. 274-281.
3. Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX в. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана. - Казань: Фэн, 2003. - 303 с.
4. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа: Уфим. полиграфкомбинат, 1999. - 352 с.
« Ученые записки Казанского университета: Гуманитарные науки», Казань, 2013 г., т. 155, кн. 3, ч. 2, с. 162-170.
А.Поломошнов, Э. Гурбанов, М. Яхьяев,
политологи
ИСЛАМ И ПОИСКИ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В результате российских реформ 1990-2000-х годов республики Северного Кавказа находятся в транзитивном, т.е. переходном состоянии, в котором старые советские социальные формы и институты социальной организации либо разрушены, либо качественно трансформированы, а новые либерально-рыночные либо еще не достигли оптимальной эффективности, либо еще не сформированы в соответствии с оптимальными западными образцами. В этом состоянии общества доминирующую роль играют социальные институты и организации транзитивного типа, в которых качественно новые социальные элементы проявляются часто в искаженном виде или в сочетании со старыми, неэффективными, традиционными элементами. Во взаимодействии с системным социальным кризисом и разрушением прежней советской формы объективной социокультурной самобытности транзитивное состояние северокавказских обществ порождает идеологический кризис их социокультурной идентичности, т.е. кризис национального самосознания. Каковы же основные его проявления?