НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ
Баранов Борис Алексеевич
доктор технических наук, профессор кафедры технологии и организации предприятий питания РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]
Липатова Людмила Павловна
кандидат технических наук, профессор кафедры технологии и организации предприятий питания РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]
Полякова Раиса Тельмановна
ассистент кафедры технологии и организации предприятий питания РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрен опыт образования корпоративного университета на базе российского представительства международной корпорации Yum! Brands - компании «Ям Ресторантс Раша» и РЭУ им. Г. В. Плеханова. Авторами проведена систематизация задач и дана оценка основных шагов в рамках создания университета.
Ключевые слова: корпоративный университет, бизнес-задачи, компетенции, обучение.
CORPORATE UNIVERSITY AS AN INNOVATIVE MODEL OF INTEGRATION OF BUSINESS AND EDUCATION
Baranov, Boris A.
Doctor of Science, Professor of the Department of Technology and Organization of Catering Enterprises of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: [email protected]
Lipatova, Lyudmila P.
PhD, Professor of the Department of Technology and Organization of Catering Enterprises of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: [email protected]
Polyakova, Raisa T.
Assistant of the Department of Technology and Organization of Catering Enterprises of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: [email protected]
The article describes experience of establishing a corporate University as the results of cooperation between Russian representative office of Yum! Brands and Plekhanov Russian University of Economics. The authors summarizes goals and provide the description of major steps of the project to establish corporate University.
Keywords: corporate University, business objectives, competences, training.
При переходе экономики России на инновационный путь развития в условиях жесткой конкуренции за человеческие ресурсы значительно возрастает внимание к интеллектуальному капиталу. Под влиянием глобализации, роста технологичности экономики,
повышения уровня конкуренции, а также необходимости управления накопленными знаниями в России сформировалось устойчивое понимание, что человеческий ресурс на сегодняшний день - один из наиболее востребованных для достижения экономических целей. Такому пониманию также способствует особая демографическая ситуация в России, а также признаваемый многими экономистами недостаток квалифицированных кадров. В этой связи инвестиции в человеческий капитал, в том числе в обучение и развитие, перестали рассматриваться как издержки, а стали обязательным условием экономической эффективности и выступают одной из основных задач создания инновационной социально ориентированной экономики.
Корпоративное образование - это система накопления и трансляции различного рода знаний для эффективного достижения поставленных перед корпорацией целей. Так как цели и миссии корпораций могут в значительной степени различаться, корпоративное образование становится индивидуальным «продуктом», настраиваемым под конкретную компанию, поэтому существующая система профессионального высшего образования не может и, скорее всего, не должна воспроизводить в полной мере функции корпоративного образования. Именно поэтому широкое применение в подготовке квалифицированных кадров для предприятий получила корпоративная система обучения, одной из форм которой являются корпоративные университеты (КУ).
Корпоративные университеты появились в развитых странах в конце ХХ в. Это были производственно-образовательные учреждения, объединяющие предприятия и учебные заведения, имеющие опыт выполнения высокопрофессиональных образовательных программ.
КУ как организация берет свои истоки в корпоративной Америке начала XX в., когда компания General Motors в 1927 г. впервые создала институт General Motors для обучения своих сотрудников. Другой старейший университет - Hamburger University - появился в 1961 г. в компании McDonald's. Он был создан исключительно для того, чтобы обучать сотрудников ресторанов McDonald's, разбросанных по всему миру, различным аспектам ведения бизнеса.
В настоящее время корпоративный университет является широко признанной и прочно устоявшейся практикой во многих крупных американских компаниях (IBM, GE, McDonald's, Motorola), а также становится все более частым явлением в Европе.
В практику российской действительности корпоративный университет пришел совсем недавно. Появление первых корпоративных университетов в России относится к 1999-2001 гг. («Вымпелком», «Ингосстрах», «Ростелеком», «Северсталь», «РЖД» и т. д.).
КУ не является университетом в традиционном смысле. Традиционный университет - это высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. КУ, напротив, проводит обучение персонала компании специфическим навыкам и знаниям, необходимым для работы в интересах бизнеса.
Корпоративный университет также значительно отличается от привычных учебных центров. КУ - это стратегическое подразделение, плотно связанное с миссией организации. Стратегическим оно является потому, что способствует такому развитию людей, которое четко влияет на результаты работы компании как в текущий момент, так и в перспективе.
Корпоративный университет выполняет задачи по управлению знаниями, систематизации накопленного опыта, взаимному обмену знаниями. Наиболее полно он характеризует определение, данное Марком Алленом в книге Corporate University Handbook: «КУ - это образовательное учреждение, являющееся стратегическим инструментом родительской корпорации, способствующим достижению ее миссии путем деятельности, направленной на культивирование индивидуального и организационного научения, знания и мудрости»1. Примечательно также определение Кевина Уилера, которое подчеркивает экономическую составляющую инвестиций в персонал: «КУ - это организационная единица, предназначенная для того, чтобы трансформировать бизнес-обучение в действия... »2
Главная задача корпоративного университета - это своевременное и постоянное обеспечение компании компетентными, соответствующими корпоративной культуре кадрами. Решая этот вопрос, КУ замыкает в себе непрерывный цикл работы с персоналом: отбор, оценку, обучение и развитие. Корпоративный университет может также выполнять ряд других задач, таких, как оценка сотрудников и предоставление обратной связи, разработка индивидуальных планов развития, формирование кадрового резерва, удержание и мотивация сотрудников, формирование и поддержание корпоративной культуры. Наиболее прогрессивные корпорации рассматривают корпоративный университет как способ трансформации индивидуального знания в организационное и разработки методов сохранения и передачи этих знаний последующим поколениям сотрудников.
Существует ряд необходимых условий, без которых создавать КУ нецелесообразно. Корпоративный университет имеет смысл создавать
1 Allen M. Next Generation of Corporate Universities. Innovative Approaches for Developing People and Expanding Organizational Capabilities. - San Francisco : Pfeiffer, 2007. - P. 9.
2 Wheeler K. The Corporate University Workbook: Launching the 21st Century Learning Organization. - San Francisco : Pfeiffer, 2005. - P. 17.
в той компании, где четко определена общая стратегия развития бизнеса, все сотрудники знают цели (корпоративные и личные), описаны и стандартизованы бизнес-процессы, отлажены и формализованы управленческие связи и коммуникации, т. е. в зрелой организации со сложившейся корпоративной культурой, устоявшимися ценностями и формализованными нормами поведения. Залог успешности корпоративного университета - заинтересованность руководителей высшего звена в развитии всех сотрудников и понимание того, как инвестиции в персонал связаны с долгосрочной перспективой развития компании.
Российское представительство международной корпорации Yum! Brands1 - компания «Ям Ресторантс Раша» поставила цель создать корпоративный университет для успешного обучения и развития сотрудников.
Перед компанией стоит бизнес-задача по расширению сети ресторанов в России и странах СНГ, что предполагает найм и обучение более 3 000 сотрудников ежегодно в условиях жесткой конкуренции за квалифицированные кадры на российском рынке. Имеющаяся система внутрикорпоративного обучения не в состоянии справиться с предполагаемой нагрузкой, в результате чего остро встал вопрос о создании новой модели обучения - корпоративного университета. Группа разработчиков концепции включала в себя директора по персоналу и сотрудников отдела по обучению и развитию персонала и отдела по управлению талантами. Заказчиком проекта выступил генеральный директор российского представительства компании «Ям Ресторантс Раша». В качестве консультантов были привлечены профессионалы, имевшие опыт разработки КУ в других компаниях в России, а также кафедра технологии и организации предприятий питания РЭУ им. Г. В. Плеханова на этапе формирования программ корпоративного университета. Широко был использован опыт создания КУ подразделений корпорации в Великобритании, Индии и Китае.
Задача корпоративного университета компании «Ям Ресторантс Раша» сформулирована следующим образом: создание и поддержание системного обучения внутри компании, которое учитывает ее специ-
1 Yum! Brands Inc., Луисвилл (штат Кентукки) - компания, управляющая более 38 000 ресторанов в более чем 120 странах, среди которых 21% - собственные точки, 79% - франчайзинговые. Компания занимает 213-е место в ежегодном рейтинге Fortune 500 Top Companies с выручкой более 12 млрд долларов в 2011 г. Три бренда компании, такие как KFC (Kentucky Fried Chicken), Pizza Hut, Taco Bell, являются мировыми лидерами среди ресторанов, предлагающих блюда из курицы, пиццу и мексиканскую кухню. Компания «Ям Ресторантс Раша» представляет интересы корпорации на территории Российской Федерации и стран СНГ. За пределами Соединенных Штатов Yum! Brands Inc. ежедневно открывает 4 ресторана, что сделало ее признанным международным лидером. Компания также широко известна благодаря культуре признания и вознаграждения сотрудников.
фику и корпоративную культуру и направлено на подготовку высококлассных специалистов, способных реализовать стратегии и повысить конкурентоспособность компании. Процесс создания КУ проходил через четыре этапа (рис. 1).
>
Этап 1
Диагностика и
определение
стратегических
задач КУ
■А
Ф
Этап 2
Миссия, видение и стратегия КУ
Ф
( \
Этап 3
Основные подходы, структура и правила работы КУ
Ф
Этап 4
Реализация концепции на практике
Рис. 1. Этапы создания корпоративного университета
Этап 1: осознание стратегических задач КУ, выявление приоритетных направлений в обучении и развитии, диагностика текущей системы корпоративного обучения.
В рамках данного этапа были проведены интервью с основными заказчиками КУ (руководителями всех функций компании, а также генеральным директором) по следующим вопросам:
- цели и приоритеты КУ;
- видение и миссия КУ, атрибуты брендинга;
- целевые аудитории КУ;
- состав проектной команды КУ;
- ключевые компетенции, ожидаемые от всех сотрудников компании, и основные зоны их развития.
При определении ключевых компетенций успешного сотрудника нами был проведен анализ бизнес-стратегии с учетом прогнозируемых изменений на рынке, появления конкурентов, использования новых технологий, оборудования и продуктов, изменений в законодательстве, изменений потребительского вкуса на ближайшие 3-5 лет (рис. 2). Была использована методика прогностического интервью.
Аудит существующей системы обучения позволил определить ее сильные стороны и недостатки, а также имеющиеся организационные, кадровые, материально-технические и информационные ресурсы, которые стали основой корпоративного университета.
Этап 2: разработка стратегии, миссии, видения, концепции, внутреннего и внешнего брендинга КУ. В основу миссии корпоративного университета легли ценности корпоративной культуры компании «Ям Ресторантс Раша». Ключевыми приоритетами КУ стали развитие и поддержание навыков и компетенций сотрудников с учетом стратегических бизнес-задач.
Этап 3: определение основных подходов, структуры и правил работы корпоративного университета. На данном этапе были опреде-
лены целевые аудитории КУ, система предлагаемых мероприятий КУ (обучающих, развивающих, оценивающих, механизмы предоставления обратной связи), механизмы составления планов развития сотрудников, а также критерии выбора поставщиков услуг. Значительным прорывом на этом этапе стало понимание того, что альянс «вуз - корпоративный университет», в особенности сотрудничество с отраслевым вузом, может значительно повысить качество обучения.
Рис. 2. Факторы, определяющие ключевые компетенции
Этап 4: реализация разработанной концепции на практике и ее развитие. Структура корпоративного университета «Ям Ресторантс Раша» построена вокруг ключевых компетенций и включает в себя четыре факультета: факультет основ корпоративного образования, факультет функционального образования, факультет личностного развития и факультет поддержки партнеров.
Ключевыми задачами факультета корпоративного образования являются формирование и поддержание корпоративной культуры корпорации на основе задекларированных корпорацией ценностей. Для этого в программу подготовки кадров в обязательном порядке включены тренинги, посвященные корпоративным ценностям, политикам, корпоративному языку.
Программы факультета функционального образования направлены на развитие необходимых профессиональных навыков. Осознавая значение профессионального развития менеджмента ресторанов и его ключевую роль в обеспечении бизнес-результатов компании, корпоративный университет «Ям Ресторантс Раша» в сотрудничестве с одним из старейших и известнейших университетов России Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова запустил программу «Экономика и управление рестораном».
Данная программа представляет собой беспрецедентный опыт сотрудничества между государственным университетом и бизнес-единицей на российском рынке. Обучение проводится совместно сертифицированными преподавателями корпоративного университета и преподавателями РЭУ им. Г. В. Плеханова. Программа подготовки охватывает все уровни ресторанного менеджмента и представляет собой комбинацию теоретических курсов (лекций и программ дистанционного обучения) и отработку навыков на практике на базе ресторанов компании «Ям Ресторантс Раша».
Программы факультета личностного развития направлены на развитие управленческих и лидерских навыков.
Задача факультета поддержки партнеров - подготовка рядовых и управленческих кадров для ресторанов - партнеров компании, которые используют торговую марку КБС на условиях договора франчайзинга. Стандарты обучения персонала для партнерских ресторанов полностью соответствуют стандартам подготовки собственных кадров. Дополнительно в рамках данного факультета осуществляется передача партнерам технологий работы, а также ведется подготовка специалистов по работе с персоналом для компаний-партнеров.
Корпоративный университет использует различные методы обучения. Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий большая часть программы проводится на практике с использованием производственной базы предприятий. Широко применяются и дистанционные образовательные технологии. Такой комплексный подход позволяет обеспечить максимальную успешность обучения.
Разработка методов оценки успешности обучения в КУ - это достаточно сложная задача. Важно не только обосновать, что КУ полезен для бизнеса, но и показать, в каких областях и насколько он способствует улучшению бизнес-показателей. Результатом точности измерений являются повышение ответственности и возможность продемонстрировать рентабельность иногда достаточно серьезных инвестиций в Ку. Лучшие методы измерения формируют лучший фокус и лучшее качество работы корпоративного университета.
Критериями оценки эффективности КУ компании «Ям Ресто-рантс Раша» являются:
- сокращение затрат, в том числе за счет унификации и стандартизации процессов обучения;
- повышение качества обучения, в том числе за счет подбора квалифицированных поставщиков услуг;
- повышение степени удовлетворенности сотрудников и партнеров;
- использование инновационных технологий;
- сокращение текучести кадров.
Создание и поддержание работы корпоративного университета -это процесс постоянного совершенствования, изменений и роста. Миссия и цели КУ должны быть гибкими, чтобы постоянно соответствовать изменяющейся стратегии компании, способствуя ее росту и развитию.
Список литературы
1. Гришина О. А., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б., Сагинов Ю. Л. Концепция устойчивого развития образовательного учреждения // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 3 (57). - C. 5-22.
2. Зурин М. В. Инновационные процессы: проблемы и поиск их решений // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 9 (63). - C. 91-95.
3. Минзов А. С., Мельникова О. И. Корпоративные университеты: проблемы создания и тенденции развития // Вестник Московского энергетического университета. - 2012. - № 4.
4. Allen M. Next Generation of Corporate Universities. Innovative Approaches for Developing People and Expanding Organizational Capabilities. - San Francisco : Pfeiffer, 2007.
5. Wheeler K. The Corporate University Workbook: Launching the 21st Century Learning Organization. - San Francisco : Pfeiffer, 2005.
References
1. Grishina O. A., Saginova O. V., Zav'yalova N. B., Saginov Yu. L. Kon-cepciya ustojchivogo razvitiya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plehanova. - 2013. -N 3 (57). - C. 5-22.
2. Zurin M. V. Innovacionnye processy: problemy i poisk ih reshenij // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plehanova. - 2013. - N 9 (63). - C. 91-95.
3. Minzov A. S., MeVnikova O. I. Korporativnye universitety: problemy sozdaniya i tendencii razvitiya // Vestnik Moskovskogo energeticheskogo universiteta. - 2012. - N 4.
4. Allen M. Next Generation of Corporate Universities. Innovative Approaches for Developing People and Expanding Organizational Capabilities. - San Francisco : Pfeiffer, 2007.
5. Wheeler K. The Corporate University Workbook: Launching the 21st Century Learning Organization. - San Francisco : Pfeiffer, 2005.