Научная статья на тему 'Корпоративные университеты в системе профессионального образования'

Корпоративные университеты в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кербель Б. М., Попова И. Г., Федосов Н. И.

The increase of qualifying requirements to the expert recently has resulted in amplification of a role of corporate education. The Corporate Universities are one of forms of this process. In article the review of a condition of corporate education in Russia is given. The classification of corporate universities is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кербель Б. М., Попова И. Г., Федосов Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративные университеты в системе профессионального образования»

КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б.М.Кербель, д.т.н., проф., первый проректор Тел.:8-(3823)-521321; E-mail: [email protected] И.Г.Попова, ст.преп. каф. Высшей математики Тел.:8-(3823)-521710, E-mail: [email protected] Н.И.Федосов, д.ф.-м.н., проф., зав.каф. Высшей математики, Тел.:8-(3823)-521710, E-mail: [email protected] Северский государственный технологический институт http://www.ssti.ru

The increase of qualifying requirements to the expert recently has resulted in amplification of a role of corporate education. The Corporate Universities are one of forms of this process. In article the review of a condition of corporate education in Russia is given. The classification of corporate universities is offered.

Введение

Знания и опыт сотрудников в условиях жесткой конкуренции на рынке становятся важными стратегическими ресурсами фирмы или предприятия, имеют высокую потребительскую стоимость на рынке труда. И как любые ресурсы их надо хранить, пополнять, обновлять, т.е. управлять ими, что обеспечит достижение эффективных результатов в бизнесе. Ответом на эти требования является организация корпоративного обучения, что влияет на эффективность результатов деятельности организации и на его инвестиционную привлекательность, а также является одним из элементов достижения стабильности экономического положения предприятия в целом и каждого работника в отдельности.

Число корпоративных университетов только за последнее десятилетие прошлого века увеличилось с 400 до 1500 (рис.1).

При сохранении указанной динамики к 2010 году число корпоративных университетов в ряде стран Запада, в том числе и США, превысит число традиционных вузов. В последнее десятилетие подобный рост наблюдается и в России. Организация собственного корпоративного университета и эффективное его функционирование требует от компании немалых вложений (примерно 1-5% в год от оборота компании). Для снижения издержек компании ищут приемлемые для них формы

организации и функционирования корпоративных университетов.

ззоо

1500 1800 прогноз

400

I-

1388 г. 1ЭЭЭг. 2001г. 2005 г.

Рис.1. Динамика увеличения числа корпоративных университетов

При создании корпоративных университетов компании преследуют различные цели, которые в конечном итоге сводятся к одной - через корпоративное обучение способствовать процессу непрерывного совершенствования системы управления корпорацией и ее развитию в целом. Удержание ценных кадров, облегчение процессов реорганизации или роста компании, накопление корпоративных знаний и сохранение культурного наследия организации, поддержание положительного имиджа предприятия на рынке труда и повышение общего имиджа компании - вот некоторые из задач, которые могут быть решены при хорошо организованной системе внутрикорпоративного обучения.

По термину, приведенному в [1], «корпоративный университет - это система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией в рамках стратегии развития организации и разработанная для всех уровней руководителей и специалистов компании».

Однако, проведенный авторами анализ публикаций, отражающих современную практику, показал, что сегодня корпоративное образование вышло далеко за рамки приведен-

ного определения и в большинстве случаев его можно получить, получая профессиональное образование в любом учебном заведении. При этом заинтересованные отрасли не обязательно создают собственные образовательные структуры, а могут выступать в роли заказчиков и потребителей требующихся специалистов. Более того, само понятие «корпоративный» может применяться не только как «корпоративное учебное заведение», в частности университет, но и как «корпорация учебных заведений», имея в своем названии словосочетание «корпоративный университет».

Проведенный авторами обзор и анализ публикаций по обсуждаемому в статье вопросу позволяет предложить следующую классификацию корпоративных университетов (рис.2), которая, по нашему мнению, наиболее полно отражает их место в системе профессионального образования:

• по отраслевой принадлежности;

• по организационной форме;

• по провозглашаемой миссии и целевой аудитории;

• по содержанию образовательных программ;

• по формам образовательного процесса;

• по составу участников или типам партнерских организаций.

1. Отраслевая принадлежность

Термины «отраслевой» и «корпоративный» в нашем случае можно считать синонимами. Свои профессиональные средние и высшие учебные заведения имеют многие министерства и ведомства. Такие учебные заведения, как правило, имеют в своем названии отраслевой признак. Педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, железнодорожные, авиационные (и этот перечень можно продолжить) - типичные отраслевые университеты, готовящие специалистов по профильным специальностям для соответствующих отраслей (корпораций). Однако не все они входят в состав корпорации, т. е. не принадлежат к системе организаций, входящих в структуру отрасли. Поэтому мы разделили их на явно выраженные и слабовыра-женные.

К первому типу мы относим отраслевые (корпоративные) университеты, финансирование которых и формирование отраслевого заказа на подготовку специалистов осуществляется через соответствующее министерство. В качестве примера приведем систему отраслевых вузов атомной отрасли, расположенных в местах сосредоточения предприятий этой отрасли. Сюда же следует отнести и Московский инженерно-физический институт (технический университет) и Обнинский университет атомной энергетики, которые хотя и принадлежат к Минобрнауки России, но по существу являются корпоративными университетами.

Ко второму типу корпоративных учебных заведений можно отнести финансовые, экономические академии, академию менеджмента и рынка. Несмотря на их предметную направленность и отраслевое финансирование, выпускники этих вузов могут работать во всех без исключения отраслях промышленности.

В 90-х годах на восточный рынок пришли крупнейшие в мире компании Coca-Cola, McDonald's, Motorola и др. Корпоративные университеты за рубежом уже существовали, необходимо было только подключить новые территориальные подразделения [2]. Такой подход к организации корпоративных университетов как «обучение для корпорации» очень хорошо себя зарекомендовал.

Многие крупные компании и холдинги в России уже давно имеют свою фирменную образовательную систему.

Собственную корпоративную систему профессиональной подготовки кадров имеет РАО «Газпром» [3]. Для органов Федерального казначейства России создана система переподготовки и повышения квалификации служащих. Многоуровневая система непрерывного образования и обучения государственных служащих есть в Госкомстате России.

2. Целевая аудитория и миссия корпоративных университетов

По данному признаку выделим следующие основные типы учебных заведений, имеющих «узкие» миссии и ограниченные целевые аудитории. Они осуществляют:

• дополнительное образование;

• подготовку профессиональных кадров;

• повышение квалификации;

• переподготовку специалистов;

• корпоративные университеты комплексной деятельности.

л ф

о

а, ф

Ф

3

О, о с

О

Н

О

т >

Смешанные

Производственные предприятия

НИИ и научные организации

Отраслевые институты повышения квалификации

Отраслевые учебные центры

Отраслевые вузы

Смешанная

Очно-заочная

Заочная

Очная

ф

2

X 1

л 1

ц ^ I

ш >- Л! ш я 1 1

о О I

р; ^ а. с 1

УЗ

О

Программы до пол к ител ь н ого профессионального образования

Образовательные программы под заказ

По Государственным образовательным стандартам, утвержденный _______Минобразования

1 ж

1 «

1

к X

1 ° 1 эг

I те О.

1 о

1 1

1 813

1 о..

| о

Государственное образовательное учреж^онио

«4™

Й4ЕК

Ассоциация

Консорциум

Структурное"™ подразделение организации

Смешанная

л

н*

ж о

о

£0 X

Ш £

С ф

О

«е Ч

о. &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н Т.

О

о.

с

Переподготовка специалистов

Повышение квалификации I

Подготовка квалифицированных

Дополнительное образование

Ярко выражена

Слабо выражена

о. к 1

о с 1

р 1

X о. о. 1 О 1 (_. 1

Рис.2. Классификация корпоративных университетов

В этой группе в настоящее время работают многочисленные отраслевые институты и центры повышения и переподготовки кадров. Почти все министерства и ведомства имеют в составе департаментов и управлений кадров такие учебные заведения. Следует отметить, что они, помимо чисто образовательных функций, выполняют важную роль формирования корпоративной культуры управления и организации обмена опытом руководящего состава. Зачастую такие учебные заведения имеют свою специализацию внутри отраслевых потребностей. Например, ЦИПК (г. Обнинск) работников атомной отрасли специализируется на ядерных технологиях, технологиях защиты информации, ГРОЦ (г.С.Петербург) осуществляет программы по промышленной технике безопасности и охране труда, Сибирский кадровый центр (г. Новосибирск) специализируется в области строительных технологий в атомной отрасли.

Непрерывные изменения в законодательстве требуют дополнительного обучения бухгалтеров и юристов, экономистов, появление нового программного обеспечения - дополнительных курсов для системных администраторов и программистов, расширение бизнеса компании - тренингов для специалистов по управлению, маркетингу, управление персоналом и т. д. Поэтому в современных условиях эти центры осваивают новые для себя образовательные программ дополнительной подготовки: менеджмент, управление бизнесом, финансы, информационные технологии. Таким образом, они переходят в разряд комплексных учебных заведений, приглашая слушателей из других отраслей, т.е. теряют явную корпоративную направленность.

3. Формы организации корпоративных университетов

Разница в понимании целей и задач «фирменного» образования, разница в подходах к понятию «корпорация», специфика российской системы образования породили многообразие организационных форм структур с концепцией корпоративных университетов. По данному признаку авторы статьи выделили следующие основные типы:

• структурное подразделение организации;

• ассоциация;

• консорциум;

• государственное образовательное учреждение.

Исторически первыми появились корпоративные университеты в виде отдельных учебных подразделений организации. С такой идеологией к внутрифирменному обучению в 90-х годах на российский рынок пришли крупные западные компании Motorola, CocaCola, McDonald's и др.

Советский Союз обладал целой сетью отраслевых институтов повышения квалификации, которые существовали не сами по себе, а имели управленческие структуры в соответствующем министерстве, т. е. были частью, подразделением отрасли. В настоящее время свои структурные подразделения для обучения, переобучения и тренинга своих сотрудников имеют все ведущие российские компании.

Вторая форма организации корпоративных университетов присуща именно российскому рынку, когда в силу экономических причин, партнерские альянсы облегчают решение многих проблем. Ассоциация - это форма возможного добровольного объединения образовательных учреждений с целью ведения корпоративного обучения. В её задачу в большей мере входит деятельность по координации работ и концентрации сил и средств. Такая форма предполагает полную независимость образовательных учреждений и легкий возврат к существующей системе. В качестве недостатка следует отметить сложную систему управления всеми видами деятельности и усложненное взаимодействие между образовательными учреждениями [4]. Неоднозначное толкование понятия «корпоративное или фирменное» обучение, а также реалии и проблемы современного высшего образования породили тенденцию появления в России корпоративных университетов, подготовка в которых осуществляется без выраженной «фирменной» направленности. Так, Южный корпоративный университет появился в 2004 году путем объединения классического и двух технических университетов [5]. При этом все три вуза получили возможность создавать междисциплинарные курсы, которые будут читать не в одном, а во всех трех университетах. Объединились усилия и ресурсы для подготовки новых конкурентоспособных на рынке интерактивных электронных учебных пособий, для создания инфраструк-

туры для инновационной деятельности. Студенты получают шанс еще в период учебы, обучаясь дистанционно, получить вторую специальность не только в своем университете.

Другой формой создания добровольных «союзов» является консорциум. В России часты случаи создания консорциумов по организации дистанционного обучения [6]. В юридическом смысле термин «консорциум» применяется к группе независимых компаний, которые заключают договор о совместной работе над определенным проектом, например, образовательным. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый его член занимался поставками той продукции или предоставлением тех услуг, в которых он достиг наивысшего технического уровня при наименьших производственных издержках. Делясь частью заказа с другими поставщиками, часто даже со своими конкурентами, участники консорциума повышают свои шансы на успех в своём направлении. Примером такой формы сотрудничества разных организаций является консорциум «Менеджмент-технологии» во главе с МИФИ, участвующий в Президентской программе подготовки управленческих кадров для предприятий атомной отрасли [7].

В последнее время наметилась тенденция включения в свое название слова «корпоративный» у некоторых государственных образовательных учреждений. Но делается это скорее для привлечения внимания к себе со стороны потенциальных студентов, их родителей и спонсоров.

4. Образовательные программы

Классифицируя российские корпоративные учебные заведения по этому признаку, выделим следующие основные их категории:

• образовательные программы, соответствующие государственным образовательным стандартам (ГОС), утвержденным Минобразования;

• «короткие» образовательные программы, «под заказ» - краткосрочное повышение квалификации (продолжительность курса от 72 до 100 часов) и среднесрочное повышение квалификации (продолжительность курса от 100 до 500 часов);

• переподготовка кадров, когда после окончания курса выдаются документы на право профессиональной деятельности по профилю обучения (от 500 до 1000 часов), и переподготовка, приравниваемая ко второму высшему образованию (образовательные про-

граммы от 1000 часов) и диплом выдается при выполнении требований ГОС.

В состав корпоративных университетов первой категории входят государственные и негосударственные вузы, осуществляющие подготовку специалистов на базе ГОС (условно называемое «первое высшее» образование).

Обучение по «коротким» образовательным программам осуществляется в процессе повышения квалификации кадров. Это может осуществляться на базе вузов, в структурных подразделениях компаний, а также во внешних обучающих компаниях. Например, Пермский корпоративный университет решает задачи повышения профессиональной подготовки работников целого круга компаний машиностроительного комплекса. Этот корпоративный университет не является вузом в традиционном понимании - он не дает диплом о высшем образовании, а является своего рода вспомогательным центром для всех традиционных образовательных структур. В его арсенале более 60 специальных учебных программ различной продолжительностью - семинары, тренинги, небольшие курсы повышения квалификации [8].

Понятно, что переподготовкой кадров с выдачей дипломов специалиста (второе образование) могут заниматься только высшие учебные заведения, которые могут быть как отраслевыми, так и не принадлежащими отрасли, но имеющие возможность готовить требуемых специалистов.

5. Формы организации образовательного процесса

Бурное развитие информационных технологий в образовании значительно расширило количество форм организации обучения, в том числе и в рамках корпоративного образования. Среди них очная, очно-заочная (вечерняя), заочная в ее традиционной форме или с использованием дистанционных методов обучения - кейс-технологий или сетевых методов, и, наконец, смешанная, когда применяется комбинация различных форм обучения.

Коротко остановимся на примерах новых, дистанционных, технологий. Отраслевая система дистанционного образования РАО «Газпром» предполагает самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и программе с заданной информационной технологией. Содержание предлагаемого к освоению курса систематизировано и аккумулировано в едином комплекте ("кейс") учебных и инструкционных материалов для дистанционного обучения со-

гласно программе. Комплект обычно содержит учебные пособия на бумажных и магнитных носителях - печатные материалы (учебники, пособия, лекции), учебные видеофильмы, компьютерные программы, аудиоинформацию. Создаваемая система дополнит существующие очные и заочные системы и естественным образом интегрируется в них.

Активное внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности ставит перед руководителями кадровых служб организаций задачу создания обучающих организаций нового типа, эффективно использующих накопленный практический опыт в целях корректировки методов работы для решения реальных задач компании. В сфере обучения появились новые понятия - виртуальные корпоративные университеты, электронное обучение (e-learning).

Классическим примером виртуального корпоративного университета в России может служить Motorola University [7]. Однако помимо виртуального образования компания частично оплачивает обучение своих сотрудников в других «не виртуальных» профессиональных школах.

К настоящему моменту системы электронного обучения используют такие компании, как «Русский Алюминий», «ЮКОС», «Татнефть», «Вимм-Билль-Данн», «Северсталь» и т.д.[9].

Самое серьезное препятствие e-learning в России - отсутствие программ и материалов, привязанных к специфике конкретной компании. Если не считать иностранные компании, e-learning прижился в большей степени в сфере информационных технологий, однако в последний год наметилась тенденция к возрастанию доли курсов, не связанных с информационными технологиями (рис.3). Сдерживающими факторами развития систем электронного обучения в российских компаниях является отсутствие устоявшихся стандартов такого рода обучения, а также нежелание руководства компаний инвестировать в обучение персонала, ведь преимущества внедрения системы электронного обучения проявляются не сразу.

72%

154%

nil

в курсы, связанные с информационными технологиями (ИТ) о курсы, не связанные с ИТ

2000 г. 2004 г.

Рис.3. Соотношение доли содержания курсов в корпоративных университетах

При всех плюсах е-1еагшп§ у него есть один существенный недостаток - дистанционное образование не предполагает непосредственного контакта между преподавателем и студентом. Отсутствие контакта порождает производные проблемы - отсутствие непосредственного восприятия материала, отсутствие возможности для дискуссии, отсутствие непосредственного контроля за выполнением заданий. Эти проблемы могут породить в дальнейшем конфликтные ситуации на рабочем месте. Поэтому многие компании предпочитают комбинированные (смешанные) формы обучения своих сотрудников.

6. Участники и партнерские организации

Обзор информации о многообразии форм корпоративного образования позволил сделать вывод, что состав участников (партнеров) при создании корпоративных университетов достаточно разный. Сюда можно отнести вузы Минобрнауки России, отраслевые вузы, отраслевые институты повышения квалификации, отраслевые учебные центры, производственные предприятия, научно-исследовательские институты и научные организации. Некоторые корпоративные университеты включают несколько из перечисленных участников, т.е. имеют смешанный состав.

Примером корпоративного университета можно считать РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. В списке попечителей вуза и участников образовательного процесса числятся все крупнейшие компании, работающие в нефтегазовом секторе, - «Газпром», «Транснефть», ТНК, «ЛУКОЙЛ». Эти компании направляют своих работников на обучение в профильном РГУ НГ. Многие лекции читают непосредственно специалисты нефтегазовых корпораций, организуется производственная практика, а для выпускников проводятся ежегодные ярмарки вакансий. Такая система подготовки кадров досталась нефтяникам и газовикам в наследство от Советского Союза.

Примером создания корпоративного университета на базе научно-производственной организации является Управленческий корпоративный университет «ОКБ Сухого», при создании которого основной задачей было удержать на предприятии молодых перспективных специалистов через привлечение их к разработке стратегии развития компании. Помимо этой программы в дальнейшем планируется создание «технического» отделения университета - школы главных конструкторов.

По причине больших первоначальных финансовых вложений для российских компаний характерным является создание партнерских отношений собственных учебных центров или ИПК отрасли с ведущими бизнес-школами или консалтинговыми агентствами. Примером смешанного состава участников является открытый в Перми еще в 1999 году компаниями «Юкос» и «ВымпелКом» (БиЛайн) корпоративный университет, решающий задачи повышения профессиональной подготовки работников целого круга компаний машиностроительного комплекса

[9].

Проект создания Корпоративного ядерного университета предполагает на начальных этапах совместную работу всех отраслевых вузов системы Росатома. В дальнейшем на добровольной основе в ассоциацию могут вступать и другие образовательные учреждения отрасли (отраслевые институты повышения квалификации, учебные центры на ядерных объектах, колледжи и техникумы и др.). Корпоративный ядерный университет, который объединит уникальные ресурсы участников ассоциации, должен стать стратегическим инструментом для развития отрасли. Он призван с помощью современных достижений в области информационных технологий объединить усилия образовательных учреждений всех уровней в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров нового типа, способных применять и создавать комплексы технологий во многих областях знаний и производств [10].

Заключение

Предложенная авторами классификация показывает, что термин «корпоративный университет», приведенный в [1], требует суще-

ственного уточнения и расширения. Как видим, корпоративным обучением, подготовкой кадров для отрасли занимаются не только университеты. Университеты, как это следует из закона о высшем и послевузовском образовании [9] - это вузы, реализующие образовательные программы по широкому спектру направлений подготовки. Этому определению соответствуют современные отраслевые (строительные, авиационные и т.д.) вузы. Другие виды учебных заведений, определенные законом (академии, институты), также могут быть корпоративными и при этом выполнять свои задачи в пределах своей области профессиональной деятельности. То же самое относится и к другим учебным заведениям, которые определяют себя как тренинговые центры, центры дистанционного обучения, кадровые центры, бюро подготовки кадров, факультеты повышения квалификации, колледжи, техникумы и т.д.

Таким образом, корпоративным следует считать любое учебное заведение (или структуру внутри него, например факультет), которое реализует образовательные программы подготовки, переподготовки или повышения квалификации для и по заказу определенной отрасли промышленности, науки, а также в интересах государственных, региональных или муниципальных органов управления.

Что же касается самой корпорации, то ее менеджмент строит кадровую политику с учетом многообразия форм и методов обучения, предлагаемых на рынке образовательных услуг, не исключая при этом внутрифирменное обучение как способ передачи корпоративных традиций и технологий управления и производства.

Литература

1. Корпоративные университеты в российской и зарубежной практике.- М.: Ассоциация менеджеров, 2002.-С.8.

2. Д.Оленьков. Как все начиналось // Кадровый менеджмент. -2003. -№2(6)

3. Б.М.Кербель, И.Г.Попова, А.А.Филипас. Формы и принципы организации корпоративного ядерного университета //Открытое образование. -2004. -№5.- С.84-90.

4. Е.Понарина. Корпоративный университет родился. В России он-первый //Поиск.- 2004. - №28-29.

5. М. М.Забелина, С. В.Лобовикова. Особенности менеджмента учреждений, занимающихся ОДО — зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ. -2000. -№ 1. -С. 76-80.

6. Корпоративный ядерный университет: предпосылки, концепция, структура. /В.В.Харитонов, Б.М.Кербель, А.Н.Жиганов, А.И.Гусева, И.Г.Попова, А.А.Филипас /Под ред. профессоров В.В. Харитонова и Б.М. Кербеля. - Северск: Изд.СГТИ, 2004.- 138 с.

7. А. Людковская, Е.Кудашкина. Новые русские вузы //Ведомости. -2002. -№8.

8. А. Вырковский. Наука жить дружно. www.fbk.ru/1ive/press.asp=7610

9. Программа развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003 - 2007 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.