Научная статья на тему 'Корпоративный имидж высшего учебного заведения: состояние и тенденции развития'

Корпоративный имидж высшего учебного заведения: состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИМИДЖ ВУЗА" / "КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ" / "ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупкина С. С.

В данной статье рассматривается формирование имиджа вуза, как одна из важнейших составляющих продвижения образовательных услуг. Анализируются качественные и количественные методы исследования имиджа. Сделан акцент на проблемах развития имиджа образовательных учреждений в России, а так же выделены основные тенденции развития имиджа вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративный имидж высшего учебного заведения: состояние и тенденции развития»

В начале 80-х хип-хоп пришел и в Португалию и сразу начал активно развиваться. Представители португальской танцевальной хип-хоп школы Lagaet (Momentum Crew и Bruce Almighty не раз доказывали всему миру (на «Red Boul ВС One» и др. фестивалях), что португальские танцоры сильны и намерены только побеждать. Так же с 2005 года в Португалии проходит крупнейщий хип-хоп фестиваль «EuroBattle».

В Словении хип-хоп начал развиваться только в начале 90-х годов с появлением одноги из самых знаменитых и самых востребованных диджеев в мире, или как его называют «мастера электронного бита», Gramatik. С появлением этой личности хип-хоп начал распространяться по стране, стали появляться первые хип-хоп танцоры и команды. Александр Стребков (финалист и победитель Чемпионатов мира, Европы, Словении, Белоруссии, России по хип-хопу, Участник проекта ТНТ «Танцы без правил») является известнейшим хип-хоп танцором из Словении. Сегодня в этой стране проводятся такие фестивали, как «ДК-dance», State Championship Slovenia. [5]

Таким образом, европейская актуализация танца хип-хоп осуществлялась в период конец XX -начало XXI веков. Сегодня этот вид хореографии можно считать достаточно молодым, что позволяет выдвинуть предположение о его дальнейшем распространении и популяризации в мировом масштабе. А многочисленные чемпионаты, шоу-направленность и связь с телевидением, безусловно, будут этому способствовать.

Список литературы:

1. Дарнст К.К. Уличная культура [Текст] / К.К. Дарнст. - СПб.: Издательство «Лань» - Спб, 2001. -93с.

2. Sina A. Hip-hop in Europe [Электронный ресурс]: / A. Sina . - LIT Verlag Munster, 2013.

3. Меньшиков А. И. История развития хип-хопа 1 [Текст] / А. И. Меньшиков // Хип-хоп инфо - 1999. - №6

4. Матвеев Г. В. История Брейк данса [Текст] / Г. В. Матвеев . - М.: Хип-хоп инфо - М, 1998.

5. Меньшиков А.И. История развития хип-хопа 2[Текст] / А. И. Меньшиков // Хип-хоп инфо -2000. - №7

УДК 378.1

КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Чупкина С.С.,2016

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет», студент, Тула

Аннотация: В данной статье рассматривается формирование имиджа вуза, как одна из важнейших составляющих продвижения образовательных услуг. Анализируются качественные и количественные методы исследования имиджа. Сделан акцент на проблемах развития имиджа образовательных учреждений в России, а так же выделены основные тенденции развития имиджа вуза.

Ключевые слова: «имидж вуза», «качественные и количественные методы исследования», «проблемы развития образования в России»

В настоящее время созданием и поддержанием собственного положительного образа озабочены не только крупные коммерческие компании. Проблема формирования имиджа и эффективное управление им является актуальной и для высших учебных заведений в условиях конкурентной среды на рынке образовательных услуг. Позитивный имидж образовательной организации, позволит ей: занять лидирующие позиции в рейтингах; привлечь спонсоров и инвесторов; нанимать высококвалифицированный персонал и т.д.

Все большее значение приобретает потребность выделения индивидуальности и неповторимых особенностей вуза на фоне других образовательных организаций. Идет большая конкуренция за лидирующие позиции на образовательном рынке, где ключевую роль играет имидж.

Повышению качеств образовательных услуг, в рамках конкуренции, способствует работа над имиджем высшего образования, что позволяет не только создать систему идентификации различных вузов, но и является хорошим способом продвижения образовательных услуг.

Стоит также отметить, что имидж российского вуза так или иначе влияет на имидж российского образования и образовательной системы в целом. Для того чтобы название вуза стало брендом, необходима тщательная работа с его имиджем.

Существующие в России проблемы и тенденции в области высшего образования, указывают на необходимость разработки новых подходов, практик, методологии в обучении, в предоставлении образовательной услуги вузом. Помимо этого, с активным развитием рыночной экономики формируется такое понятие как «конкурентоспособность вуза» - элемента социально-экономических отношений, которое проявляется и в качестве образовательной услуги и в способах позиционирования.

Говоря о методах исследования имиджа выделяют социологическую методологию, которая предлагает широкий спектр методов, но для комплексной оценки эффективности управления имиджем образовательной организации применяются только определенные методы. Ниже представлены основные характеристики использования данных технологий в исследовании построения имиджа образовательной организации, целью которых является выявление отрицательной или положительной динамики развития имиджа образовательного учреждения.

В первую очередь стоит проанализировать качественные методы, в связи с тем, что они базируются на индивидуальных оценках, а затем перейдем к количественным методам.

К качественным относится совокупность следующих методов оценки имиджа образовательной организации во внешней среде:

• метод имиджевой иерархии;

• метод семантического дифференциала;

• фокус группа;

• метод экспертных оценок;

• метод интервью;

• проективные методы (конструирование, ассоциативный метод, ранжирование, завершение заданий, экспрессивный метод);

• метод определения ЗИП (Зона Имиджа Предприятия);

Основными задачами качественных методов является: выявление символического ряда образов, а так же стереотипов и мотивов.

При масштабном исследовании имиджа образовательного учреждения, очень часто задействуют несколько методик, так как каждая из них оценивает по-разному.

Использование количественных методов позволяет выявить причины неэффективности имиджа и разработать управленческую стратегию внедрения имиджевых технологий. Данной проблеме, а именно исследованию применения количественных методов для оценки имиджа посвящены работы таких авторов как: А.Блинова, В.Захарова, Ф.Котлера, И.Москвиной, Н. Рогалевой и других.

Количественные методы в изучении имиджа образовательной организации позволяют получить:

• ассоциативный профиль (образовательной организации);

• преобладающие свойства восприятия образа объекта;

• динамику изменения характеристик имиджа;

• ранжирование мотивов аудитории;

• карты позиционирования изучаемого объекта.

Тезисный обзор методов исследования имиджа образовательной организации, представленный выше, подводит нас к тому, что для исследования имиджа организации необходимо применить комплексный, системный поход для изучения всех его элементов.

Имидж - это трудно интерпретируемое и вербализированное явление, анализ и оценка эффективности использования ресурса «имидж образовательной организации» требует применения

разнообразного социологического инструментария, а также заимствования психологических методик. Выбор определенной методики зависит от вида изучаемого фактора: для исследования внутреннего имиджа образовательного учреждения необходимо применить психологические методики, а для исследования внешнего - количественные и качественные методы, которые относятся к социологическому инструментарию.

Однако, ни один из методов не дает точной, достоверной картины характеристик имиджа образовательной организации в конкретный момент, но они помогают выявить общее представление об отношении целевой аудитории, и определить направление развития на момент исследования.

В настоящее время в России появилась тенденция к целенаправленному, контролируемому развитию позитивного имиджа вуза. Несмотря на это, возникает ряд проблем, которые тормозят развитие данной деятельности.

Создание имиджа только недавно стало внедряться в систему развития российских высших учебных заведений, что вводит некоторые сложности из-за отсутствия достаточного опыта применения данной практики. В основном, с этими проблемами сталкиваются нецентральные вузы, которым порой не хватает материальных средств для развития имиджа и отсутствие должной мотивации. Что создает новую проблему.

Большинство вузов не до конца понимают всю важность создания положительного образа у потенциальных аудиторий, многие из них не считают нужным организовывать свой имидж, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии, вуз теряет популярность, а значит сокращается число абитуриентов, становится сложнее заручиться поддержкой спонсоров и т.д.

Другая, наиболее часто встречающаяся проблема - это отсутствие специалистов-разработчиков имиджа, то есть РЯ - специалистов, которые грамотно используя коммуникативные технологии достигают высоких результатов в построении позитивного имиджа высшего учебного заведения. Но, к сожалению, многие вузы пренебрегают этим и либо не развивают свой имидж вообще, либо делают это самостоятельно и непрофессионально, что ведет за собой ошибки, которые впоследствии приводят к неэффективному функционированию имиджа.

Все выше перечисленные проблемы серьезно сказываются на эффективном использовании коммуникативных технологий для формирования имиджа высшего учебного заведения. Все о чем говорилось ранее, а именно работа со СМИ, организация презентаций, конференций, Дней открытых дверей, создание официальных сайтов, продвижение имиджа вуза в социальных сетях - все это нужно развивать для того , чтобы имя вуза стало брендом, а для этого нужен позитивный имидж.

Тенденции развития имиджа вуза:

1. Идентификация. Фирменный стиль (имя, логотип, флаг, форма и т.д) позволяет потенциальной аудитории (абитуриентам, специалистам-преподавателям) без особых усилий узнать данный вуз по некоторым внешним признакам.

2. Доверие. Сформировавшийся позитивный имидж способствует созданию успешного бренда, которому потенциальная аудитория доверяет и рассчитывает на получение качественных знаний, формирование конкурентоспособности, карьерный рост, помощь в трудоустройстве (касается выпускников вуза), и т. д

3. Реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.

4. Повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитывает корпоративный патриотизм;

5. Указывает обществу на стабильность и долговременность работы вуза.

6. Снижает расходы на формирование коммуникаций, как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности компонентов фирменного стиля;

7. Положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду вуза.

Если же подытожить все преимущества, которые дает фирменный стиль, то можно назвать его одним из основных средств формирования благоприятного имиджа вуза.

Таким образом, можно сделать вывод: сложившееся общественное мнение, относительно имиджа вуза надолго закрепляется в сознании людей, потому что человеческая психология устроена

так, что проще воспринимается какое-либо явление через призму подготовленных схем. Учитывая это, необходимо стремиться, чтобы позитивная информация о вузе крепко была усвоена в сознании людей. Все большее значение приобретает потребность выделения индивидуальности и неповторимых особенностей вуза на фоне других образовательных организаций. Идет большая конкуренция за лидирующие позиции на образовательном рынке, где ключевую роль играет имидж.

Список литературы:

1. Блинов А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. Изд. 2013.

2. Бодуан Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик Рилейшнз: предмет и мастерство. М.: Инфа-М, изд. 2013.

3. Девина И. Оценка имиджа компании // Правильный бизнес. Изд. 2012.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер.с англ. СПб.: Питер, изд. 2010.

5. Менщикова, В. В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью, службами РЯ . М., изд. 2010.

6. Моисеева Н. К. Маркетинг // Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения, изд. 2013.

7. Москвина И.А. Маркетинговое управление репутацией в обеспечении конкурентоспособности малого предприятия. М.: МГИЭТ, изд.2012.

8. Рогалева Н.Л Современная концепция имиджа организации. М., изд.2014

9. Понукалина О.В «Социологические методы исследования имиджа организации»/ Журнал «Вестник Саратовского государственного технического университета/ Выпуск №1(73)/Том 4/2013.

10. Слободчиков В. Сборник «Новое образование как путь к новому сообществу// Новые ценности образования: образование и сообщество. М.: Изд-во «Инноватор», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.