Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ПАНДЕМИЮ'

КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ПАНДЕМИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПАНИЙ / УСТОЙЧИВОСТЬ КОМПАНИЙ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плетнёв Дмитрий Александрович, Казадаев Максим Сергеевич

В статье представлено исследование корпоративных университетов как систем, повышающих качество человеческого капитала в компании, и их влияния на способность к росту, преодолению последствий пандемии COVID-1 и эффективность крупных российских компаний. Для этой цели авторы провели двухэтапный анализ (по исходным значениям показателей и по отклонениям от среднеотраслевых значений) в компаниях с разным отношением к корпоративным университетам по пяти показателям: среднегодовой темп прироста выручки в 2016-2019 гг.; темп прироста выручки в 2020 г., средняя рентабельность в 2016-2020 гг.; темп роста производительности труда; темп прироста численности работников в 2020 г. Для оценки существенности различий в группах компаний с разным отношением к развитию в своей структуре корпоративных университетов использовался дисперсионный анализ. В результате установлена взаимосвязь компаний с различным отношением к влиянию корпоративных университетов на их устойчивую и эффективную деятельность. Наилучшую эффективность и способность к росту продемонстрировали компании, имеющие в своей структуре недавно открытые (после 2010 г.) корпоративные университеты. Компании без корпоративных университетов показали наихудшие значения исследуемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE UNIVERSITIES AS FACTORS OF SUSTAINABILITY AND E CIENCY OF RUSSIAN COMPANIES IN THE PANDEMIC

The article presents a study of corporate universities as systems that improve the quality of human capital in a company, and their impact on the ability to grow, the ability to overcome the consequences of the COVID-19 pandemic and the e ciency of large Russian companies. For this purpose, the authors conducted a two-stage analysis (based on initial values of indicators and on deviations from industry averages) in companies with di erent attitudes towards corporate universities on ve indicators: the average annual revenue growth rate in 2016-19, the revenue growth rate in 2020, the average pro tability in 2016-20, the growth rate of labor productivity and the growth rate of the number of employees in 2020. To assess the signi cance of di erences in groups of companies with di erent attitudes towards development with their structure of corporate universities, analysis of variance was used. As a result, the relationship of companies with di erent attitudes towards corporate universities to their sustainable and e cient activities has been established. The companies with recently opened (after 2010) corporate universities show the best e ciency and ability to grow. Companies without corporate showed the worst values of the studied indicators.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ПАНДЕМИЮ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 6 (464). С. 165-178. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(6(464):165-178. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 338.984

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10617

КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ПАНДЕМИЮ

Дмитрий Александрович Плетнёв1^, Максим Сергеевич Казадаев2

1,2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 pletnev@csu.ru, ORCID 0000-0002-6494-572X

2 max6r@mail.ru, ORCID 0000-0003-0498-322X

Аннотация. В статье представлено исследование корпоративных университетов как систем, повышающих качество человеческого капитала в компании, и их влияния на способность к росту, преодолению последствий пандемии COVID-1 и эффективность крупных российских компаний. Для этой цели авторы провели двухэтапный анализ (по исходным значениям показателей и по отклонениям от среднеотраслевых значений) в компаниях с разным отношением к корпоративным университетам по пяти показателям: среднегодовой темп прироста выручки в 2016-2019 гг.; темп прироста выручки в 2020 г., средняя рентабельность в 2016-2020 гг.; темп роста производительности труда; темп прироста численности работников в 2020 г. Для оценки существенности различий в группах компаний с разным отношением к развитию в своей структуре корпоративных университетов использовался дисперсионный анализ. В результате установлена взаимосвязь компаний с различным отношением к влиянию корпоративных университетов на их устойчивую и эффективную деятельность. Наилучшую эффективность и способность к росту продемонстрировали компании, имеющие в своей структуре недавно открытые (после 2010 г.) корпоративные университеты. Компании без корпоративных университетов показали наихудшие значения исследуемых показателей.

Ключевые слова: человеческий капитал, корпоративные университеты, управление человеческими ресурсами, эффективность компаний, устойчивость компаний, пандемия COVID-19

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Вьетнамской академии общественных наук в рамках научного проекта № 20-510-92006.

Для цитирования: Плетнёв Д. А., Казадаев М. С. Корпоративные университеты как факторы устойчивости и эффективности российских компаний в пандемию // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 6 (464). С. 165-178. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10617

Original article

CORPORATE UNIVERSITIES AS FACTORS OF SUSTAINABILITY AND EFFICIENCY OF RUSSIAN COMPANIES IN THE PANDEMIC

Dmitri A. Pletnev1^, Maxim S. Kazadayev2

1,2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

1 pletnev@csu.ru, ORCID 0000-0002-6494-572X

2 max6r@mail.ru, ORCID 0000-0003-0498-322X

Abstract. The article presents a study of corporate universities as systems that improve the quality of human capital in a company, and their impact on the ability to grow, the ability to overcome the consequences of the COVID-19 pandemic and the efficiency of large Russian companies. For this purpose, the authors conducted a two-stage analysis (based on initial values of indicators and on deviations from industry averages) in companies with different attitudes towards corporate universities on five indicators: the average annual revenue growth rate in 2016-19, the revenue growth rate in 2020, the average profitability in 2016-20, the growth rate of labor productivity and the growth rate of the number of employees in 2020. To assess the significance of differences in groups of companies with different attitudes towards development with their structure of corporate universities, analysis of variance was

© Плетнёв Д. А., Казадаев М. С., 2022

used. As a result, the relationship of companies with different attitudes towards corporate universities to their sustainable and efficient activities has been established. The companies with recently opened (after 2010) corporate universities show the best efficiency and ability to grow. Companies without corporate showed the worst values of the studied indicators.

Keywords: human capital, corporate universities, human resource management, company efficiency, company sus-tainability, COVID-19 pandemic.

Acknowledgments: the reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research and Vietnamese Academy of Social Sciences, project number 20-510-92006.

For citation: Pletnev DA, Kazadayev MS. Corporate Universities as Factors of Sustainability and Efficiency of Russian Companies in the Pandemic. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(6(464):165-178. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10617

Введение

В современных реалиях облик национальной экономики во многом определяют крупные корпорации. Оттого, насколько эффективна их деятельность, насколько они устойчивы и гибки к изменениям внешней среды, зависят многие экономические параметры и показатели, в конечном итоге в совокупности определяя экономическую систему государства. И если корпорации — лицо национальной экономики, то что же в таком случае определяет их? И в данном контексте разумно употребить устойчивое выражение, зарекомендовавшее себя временем: «Лицо компании — её сотрудники». Особенно актуальным это выражение стало в последние десятилетия, когда роль человека в компании во многих аспектах изменилась: всё большую значимость приобрели процессы повышения квалификации сотрудников, обладание широкими компетенциями как в сфере своей деятельности, так и вне её (в узком формате — hard- и soft-skills), умение не только работать с информацией, но и на её основе генерировать что-то новое. О сотрудниках стали говорить, как о человеческом капитале — специфическом активе, а процессы управления человеческими ресурсами в компаниях стали одним из ключевых факторов, определяющих её устойчивое развитие на внутренних и внешних рынках. И на данный момент одним из главных элементов в управлении этим активом является построенная на базе компании система образования. Современная экономика достаточно изменчива: каждый день мы можем слышать о новых трендах, веяниях или же инновациях, к которым сотрудникам, как и компаниям, необходимо адаптироваться. Квалификация обрастает новыми элементами, и для того, чтобы их «загрузить», необходима система образования. И в этом контексте на уровне корпораций она находит своё отражение в обучающих центрах, наставнических процессах и корпоративных уни-

верситетах. И последние, в свою очередь, соединяют ранее перечисленное в единую, целостную систему, отвечающую не только запросам рынка, но и компании, ее сотрудников.

В. И. Бархатов [3], С. Д. Бодрунов [4], Д. А. Дягилев, А. В. Злоказов [6] подчёркивали значимость человека и, в совокупности, человеческого капитала как на уровне национальных экономических систем, так и на уровне корпораций, определяя данный актив в качестве одного из ключевых драйверов развития. Ю. Ш. Капка-ев, Д. С. Руденко [7; 16], Д. Лукин, В. Лукин [8], Г. Р. Юнусова [17; 18], а также и автор настоящей работы (Д. А. Плетнёв [11]) в своих работах рассматривали роль образования и его влияния на человека, выделяя его как важную компоненту или же условие в развитии человеческого потенциала. Вопросам взаимосвязи корпоративного образования и развития человеческого капитала посвящены работы Т. А. Блатова, В. В. Макарова [9], А. О. Гайдуковой [5], П. А. Петряко-ва, М. Н. Певзнера [10], Е. Е. Харламовой [15], А. Н. Пружинина [14]. В своих исследованиях они поднимают вопрос о необходимости инвестиций на корпоративном уровне в систему «инновационного образования», обосновывая их как с точки зрения повышения конкурентоспособности самого предприятия, так и с точки зрения конкурентоспособности человеческого капитала. В современных реалиях для того, чтобы быть эффективными, компаниям необходимо не просто создать корпоративный университет, но и наполнить его таким образовательным контентом, который будет пользоваться спросом у ее сотрудников; к которому они будут стремиться и который их, в первую очередь, будет интересовать.

Цель исследования заключается в том, чтобы определить степень взаимосвязи развития корпоративных университетов и образовательных центров и успешности российских компаний.

Для этого в исследовании последовательно было реализовано два этапа оценки различий в успешности компаний с разным типом отношения к корпоративным университетам и образовательным центрам:

1) по исходным значениям показателей;

2) по отклонениям от среднеотраслевых значений соответствующих показателей.

Необходимость второго этапа объясняется тем, что объективно существуют отраслевые особенности как в целом критериев успешности, так и отношения к использованию человеческого капитала. И предложенный подход позволяет выделить как общие моменты, так и отличия, возникающие при оценке взаимосвязи как без учета отраслевой специфики, так и с ее учетом.

Материалы и методы исследования

В качестве показателей, характеризующих успешность компаний, выбраны пять: среднегодовой темп прироста выручки в 2016-2019 гг. (П1 — характеризует способность расти в до-пандемийный период); темп прироста выручки в 2020 г. (П2 — характеризует способность расти в условиях пандемии); средняя рентабельность в 2016-2020 гг. (П3 — характеризует спо-

собность генерировать прибыль); темп роста производительности труда (П4 — характеризует эффективность использования трудовых ресурсов); темп прироста численности работников в 2020 г. (П5 — характеризует бережное отношение к человеческим ресурсам). Этот выбор — результат применения подхода, ранее представленного в [2; 12; 13]. Показатели были рассчитаны на основе данных бухгалтерской и финансовой отчетности более чем для 70 крупных российских предприятий, представляющих все основные отрасли российской экономики, однако в конечном итоге выборка компаний была сокращена до 64 корпораций, что связано с данными об отображении численного состава сотрудников исследуемых корпораций (были исключены компании с числом сотрудников менее 5000). В качестве основного источника информации использовались отчеты по МСФО, в случае их отсутствия — отчеты по РСБУ. Отраслевая принадлежность определялась на основе классификаторов ОКВЭД с последующей агрегацией близких отраслей. Отраслевая структура выборки представлена на рисунке 1 (по количеству компаний) и рисунке 2 (по выручке в 2020 году).

Рис. 1. Отраслевая структура исследуемых корпораций по количеству компаний Fig. 1. Industry structure of the studied corporations by the number of companies

Рис. 2. Отраслевая структура исследуемых корпораций по размеру выручки за 2020 год Fig. 2. Industry structure of the studied corporations by revenue for 2020

Для анализа различий в значениях показателей использовался однофакторный дисперсионный анализ (one-way ANOVA), при помощи которого оценивалась значимость различий показателей у четырех выделенных групп компаний

Результаты исследования и их обсуждение Корпоративные университеты и образовательные центры российских компаний

На основе анализа корпоративных сайтов и информации в открытых источниках в сети Интернет были установлены факты наличия в представленных компаниях корпоративных университетов или образовательных центров. Также были выделены университеты «старые», то есть открытые относительно давно (до 2010 г. включительно), и новые, открытые относительно недавно (начиная с 2011 г.). В результате выборки получено че-

тыре группы компаний по их отношению к корпоративным университетам (табл. 1). Отдельно следует отметить, что в понятие «корпоративный университет» разные компании вкладывают существенно разный смысл: от обучающего центра с программами повышения квалификации (как, например, система обучения в ПАО «Сургутнефтегаз», в рамках которой компания реализует обучение своих сотрудников через учебные центры: Центр политехнического обучения и центр по профессиональной подготовке и переподготовке кадров ООО «КИНЕФ», а также через активное развитие внутренних систем наставничества, реализуемых в компании продолжительное время), до полноценного университета с лицензией на право ведения образовательной деятельности по программам высшего образования.

Таблица 1 Table 1

Идентифицированные корпоративные университеты и образовательные центры Identified corporate universities and educational centers

Компания Отрасль Корпоративный университет или образовательный центр Год открытия корпоративного университета Источник информации

ПАО «НК Роснефть» Нефтяная и газовая промышленность Корпоративный образовательный центр МСФО

Продолжение таблицы 1 Table 1 (continued)

Компания Отрасль Корпоративный университет или образовательный центр Год открытия корпоративного университета Источник информации

ПАО «Газпром» Нефтяная и газовая промышленность Корпоративный университет 1995 МСФО

ПАО «НК Лукойл» Нефтяная и газовая промышленность Корпоративный университет 2011 МСФО

ПАО «Сбербанк России» Финансы Корпоративный университет 2012 МСФО

ОАО «РЖД» Транспорт Корпоративный университет 2010 РСБУ

X5 Retail Group Розничная торговля Корпоративный образовательный центр МСФО

ПАО «Сургутнефтегаз» Нефтяная и газовая промышленность Корпоративный образовательный центр РСБУ

ПАО «ВТБ» Финансы Корпоративный университет 2005 МСФО

ПАО «Магнит» Розничная торговля Корпоративный образовательный центр МСФО

АО «Росатом» Энергетика Корпоративный университет 2012 РСБУ

ПАО «Интер РАО ЕЭС» Энергетика Корпоративный университет 2014 МСФО

ПАО «Россети» Энергетика Корпоративный образовательный центр МСФО

ПАО «Транснефть» Нефтяная и газовая промышленность Корпоративный образовательный центр МСФО

ПАО «Татнефть» Нефтяная и газовая промышленность Корпоративный университет 2006 РСБУ

ПАО «Норильский никель» Металлургия Корпоративный университет 2006 РСБУ

ПАО «Новатэк» Нефтяная и газовая промышленность Корпоративный образовательный центр МСФО

АО «Газпромбанк» Финансы Корпоративный университет 1995 РСБУ

ПАО «НЛМК» Металлургия Корпоративный университет 2016 РСБУ

ПАО «Аэрофлот» Транспорт Корпоративный образовательный центр РСБУ

АО «Русал» Металлургия Корпоративный университет 2006 МСФО

ПАО «Сибур Холдинг» Химическая и нефтехимическая промышленность Корпоративный университет 2006 МСФО

ПАО «Северсталь» Химическая и нефтехимическая промышленность Корпоративный университет 2001 РСБУ

ПАО «ММК» Металлургия Корпоративный образовательный центр РСБУ

АО «СУЭК» Металлургия Корпоративный университет 2005 МСФО

ПАО «Мобильные телесистемы» Телекоммуникации Корпоративный университет 2017 РСБУ

АО «Металлоинвест» Металлургия Корпоративный университет 2016 МСФО

ООО «Лента» Розничная торговля РСБУ

ПАО «Русгидро» Энергетика Корпоративный университет 2007 МСФО

АО «Еврохим» Химическая и нефтехимическая промышленность МСФО

ПАО «Т Плюс» Энергетика Корпоративный университет РСБУ

ПАО «М.видео» Розничная торговля Корпоративный университет 2005 МСФО

ПАО «Мегафон» Телекоммуникации Корпоративный университет 2010 РСБУ

ПАО «Ростелеком» Телекоммуникации Корпоративный университет 2002 РСБУ

Продолжение таблицы 1 Table 1 (continued)

Компания Отрасль Корпоративный университет или образовательный центр Год открытия корпоративного университета Источник информации

АО «Согаз» Финансы МСФО

ПАО «ТМК» Металлургия Корпоративный университет 2017 МСФО

ПАО «Мечел» Металлургия Корпоративный образовательный центр МСФО

ГК «Трансмашхол-динг» Машиностроение МСФО

ПАО «Банк ФК Открытие» Финансы Корпоративный университет 2005 РСБУ

АО «ОДК» Машиностроение Корпоративный университет 2002 РСБУ

ПАО «Полюс» Металлургия Корпоративный университет МСФО

ПАО «Фосагро» Химическая и нефтехимическая промышленность Корпоративный образовательный центр МСФО

ПАО «Алроса» Металлургия Корпоративный образовательный центр РСБУ

АО «Почта России» Телекоммуникации Корпоративный университет 2020 РСБУ

ПАО «ЧТПЗ» Металлургия Корпоративный образовательный центр РСБУ

АО «Зарубежнефть» Нефтяная и газовая промышленность МСФО

ПАО «КамАЗ» Машиностроение Корпоративный университет 2008 РСБУ

ПАО НК «Русснефть» Нефтяная и газовая промышленность МСФО

ПАО «Уралкалий» Химическая и нефтехимическая промышленность Корпоративный университет 2016 РСБУ

ООО «Окей» Розничная торговля РСБУ

ПАО «Московский кредитный банк» Финансы МСФО

АО «Тинькофф Банк» Финансы МСФО

Группа «Полиметалл» Металлургия Корпоративный образовательный центр Млн $

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАО «Мостотрест» Строительство РСБУ

ГК «Русагро» АПК и лесное хозяйство Корпоративный образовательный центр МСФО

ПАО «Совкомбанк» Финансы Корпоративный университет 2020 МСФО

ПАО «Детский Мир» Розничная торговля Корпоративный образовательный центр РСБУ

АО «Группа Илим» АПК и лесное хозяйство Корпоративный университет 2004 РСБУ

ПАО «Группа Черкизово» АПК и лесное хозяйство МСФО

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Транспорт Корпоративный образовательный центр РСБУ

ПАО «Акрон» Химическая и нефтехимическая промышленность МСФО

ПАО «Группа ЛСР» Строительство Корпоративный образовательный центр РСБУ

ПАО «Совкомфлот» Транспорт Корпоративный образовательный центр МСФО

ПАО «ВСМПО-АВИСМА»» Металлургия РСБУ

Окончание таблицы 1 Table 1 (end)

Компания Отрасль Корпоративный университет или образовательный центр Год открытия корпоративного университета Источник информации

Группа РЕСО-Гаран-тия Финансы РСБУ

Отраслевые особенности распределения выбо- Рассчитанные на основе данных бухгалтерской ра в отношении корпоративных университетов и финансовой отчетности показатели представле-показаны в таблице 2. ны в таблице 3.

Таблица 2 Table 2

Отраслевые особенности типологии корпоративных университетов Industry features of the typology of corporate universities

Отрасль Тип корпоративного университета / образовательного центра

«Старый» КУ «Новый» КУ Образовательный центр Нет

АПК и лесное хозяйство АО «Группа Илим» ГК «Русагро» ПАО «Группа Черкизово»

Химическая и нефтехимическая промышленность ПАО «Сибур Холдинг» ПАО «Уралкалий» ПАО «Фосагро» АО «Еврохим» ПАО «Акрон»

Строительство ПАО «Группа ЛСР» ПАО «Мостотрест»

Энергетика ПАО «Русгидро» АО «Росатом» ПАО «Интер РАО ЕЭС» ПАО «Т Плюс» ПАО «Россети»

Финансы ПАО «ВТБ» АО «Газпромбанк» ПАО «Банк ФК Открытие» ПАО «Сбербанк России» ПАО «Совком-банк» АО «Согаз» ПАО «Московский кредитный банк» АО «Тинькофф Банк» Группа РЕСО-Га-рантия

Машиностроение АО «ОДК» ПАО «КамАЗ» ГК «Трансмашхол-динг»

Металлургия ПАО «Норильский никель» АО «Русал» ПАО «Северсталь» АО «СУЭК» ПАО «НЛМК» АО «Металлоин-вест» ПАО «ТМК» ПАО «Полюс» ПАО «ММК» ПАО «Мечел» ПАО «Алроса» ПАО «ЧТПЗ» Группа «Полиметалл» ПАО «ВСМПО-АВИСМА»

Нефтяная и газовая промышленность ПАО «Газпром» ПАО «Татнефть» ПАО «НК Лукойл» ПАО «НК Роснефть» ПАО «Сургутнефтегаз» ПАО «Транснефть» ПАО «Новатэк» АО «Зарубеж-нефть» ПАО НК «Русс-нефть»

Розничная торговля ПАО «М.Видео» X5 Retail Group ПАО «Магнит» ПАО «Детский Мир» ООО «Лента» ООО «Окей»

Телекоммуникации ПАО «Мегафон» ПАО «Ростелеком» ПАО «Мобильные телесистемы» АО «Почта России»

Транспорт ОАО «РЖД» ПАО «Аэрофлот» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ПАО «Совкомфлот»

Таблица 3 Table 3

Расчёт показателей, характеризующих успешность компаний Calculation of indicators characterizing the success of companies

Компания П1 П2 П3 П4 П5

ПАО «НК Роснефть» 0.194 -0.337 0.064 1.596 0.087

ПАО «Газпром» 0.078 -0.175 0.136 1.236 0.008

ПАО «НК Лукойл» 0.145 -0.281 0.058 1.561 -0.006

ПАО «Сбербанк России» 0.013 0.136 0.515 1.199 0.014

ОАО «РЖД» 0.054 -0.019 0.011 1.226 -0.030

X5 Retail Group 0.188 0.141 0.017 1.070 0.105

ПАО «Сургутнефтегаз» 0.162 -0.317 0.272 1.580 -0.008

ПАО «ВТБ» -0.021 -0.063 0.122 1.083 -0.038

ПАО «Магнит» 0.084 0.135 0.026 0.951 0.025

АО «Росатом» 0.174 0.013 0.152 1.669 0.028

ПАО «Интер РАО ЕЭС» 0.059 -0.044 0.073 1.175 0.007

ПАО «Россети» 0.045 -0.027 0.104 1.135 -0.005

ПАО «Транснефть» 0.078 -0.095 0.207 1.162 0.000

ПАО «Татнефть» 0.194 -0.234 0.193 1.591 0.029

ПАО «Норильский никель» 0.276 0.052 0.375 2.619 -0.048

ПАО «Новатэк» 0.171 -0.175 0.447 0.781 0.089

АО «Газпромбанк» 0.003 -0.063 0.102 0.710 0.136

ПАО «НЛМК» 0.080 0.036 0.194 1.256 -0.007

ПАО «Аэрофлот» 0.088 -0.584 -0.014 1.171 -0.030

АО «Русал» 0.067 -0.118 0.125 1.384 0.006

ПАО «Сибур Холдинг» 0.089 -0.016 0.205 1.474 -0.029

ПАО «Северсталь» 0.144 -0.015 0.279 1.551 0.041

ПАО «ММК» 0.086 -0.080 0.156 1.312 -0.029

АО «СУЭК» 0.240 -0.125 0.098 0.963 0.108

ПАО «Мобильные телесистемы» 0.029 0.047 0.185 1.175 0.010

АО «Металлоинвест» 0.178 -0.079 0.234 1.643 -0.017

ООО «Лента» 0.082 0.052 0.022 0.923 -0.009

ПАО «Русгидро» -0.007 0.044 0.078 1.009 -0.050

АО «Еврохим» 0.122 -0.003 0.118 1.290 0.027

ПАО «Т Плюс» 0.028 -0.034 0.050 1.121 -0.012

ПАО «М.Видео» 0.259 0.144 0.023 1.823 -0.073

ПАО «Мегафон» 0.029 -0.055 0.044 0.826 -0.070

ПАО «Ростелеком» 0.042 0.089 0.008 1.281 -0.022

АО «Согаз» 0.299 0.065 0.194 1.381 -0.188

ПАО «ТМК» 0.151 -0.278 0.030 1.548 -0.050

ПАО «Мечел» 0.013 -0.076 0.028 1.142 -0.059

ГК «Трансмашхолдинг» 0.337 0.068 0.063 2.517 0.079

ПАО «Банк ФК Открытие» -0.101 0.020 -0.299 0.460 -0.083

АО «ОДК» 0.428 0.163 0.121 0.072 -0.024

ПАО «Полюс» 0.177 0.248 0.431 1.488 0.036

ПАО «Фосагро» 0.097 0.023 0.157 1.296 0.023

ПАО «Алроса» -0.137 -0.098 0.240 0.841 -0.110

АО «Почта России» -0.038 0.438 0.011 0.938 -0.014

ПАО «ЧТПЗ» 0.117 -0.340 0.025 1.227 -0.092

АО «Зарубежнефть» 0.109 0.119 0.124 1.309 -0.024

Окончание таблицы 3 Table 3 (end)

Компания П1 П2 П3 П4 П5

ПАО «КамАЗ» 0.103 0.156 0.006 1.494 -0.022

ПАО НК «Русснефть» 0.212 -0.288 0.049 1.980 -0.111

ПАО «Уралкалий» 0.091 -0.092 0.245 1.149 0.006

ООО «Окей» -0.059 0.009 0.005 1.184 -0.011

ПАО «Московский кредитный банк» 0.079 0.048 0.152 1.048 -0.080

АО «Тинькофф Банк» 0.326 0.140 0.291 0.907 -0.023

Группа «Полиметалл» 0.123 0.278 0.257 1.318 0.039

ПАО «Мостотрест» -0.143 -0.150 0.027 0.685 -0.216

ГК «Русагро» 0.179 0.151 0.122 1.115 -0.016

ПАО «Совкомбанк» 0.172 0.304 0.330 0.894 0.079

ПАО «Детский Мир» 0.163 0.111 0.057 1.185 0.066

АО «Группа Илим» 0.036 -0.005 0.165 1.165 0.000

ПАО «Группа Черкизово» 0.134 0.072 0.079 1.182 0.107

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» 0.078 -0.453 0.103 1.199 0.024

ПАО «Акрон» 0.087 0.044 0.155 1.285 0.020

ПАО «Группа ЛСР» 0.090 -0.413 0.557 1.977 -0.037

ПАО «Совкомфлот» 0.050 0.099 0.076 1.173 0.039

ПАО «ВСМПО-АВИСМА» 0.057 -0.133 0.240 1.188 -0.109

Группа РЕСО-Гарантия 0.068 0.143 0.156 0.979 0.003

В качестве метода оценки существенности различий был использован однофакторный дисперсионный анализ (АКОУА).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве инструмента его проведения использовался ресурс [1].

Для сравнения отличий, вызванных разным отношением компаний к корпоративным университетам, и отраслевых различий был проведен дис-

Статистически значимы на довольно невысоком уровне различия только для двух показателей — П2, темпа прироста выручки в 2020 г (на уровне значимости 12,5 %) и П5, темпа роста числа занятых в 2016-2020 гг. (на уровне значимости 21,2 %). В обоих случаях компании с недав-

персионный анализ и для фактора отраслевой принадлежности.

Дисперсионный анализ различий в значениях показателей

Результаты расчета средних значений показателей для выделенных групп и результат дисперсионного анализа для оценки существенности межгрупповых различий представлены в таблице 4.

но открытым корпоративным университетом показали наиболее высокие значения соответствующего показателя.

Для сравнения в таблице 5 представлены результаты оценки существенности межотраслевых отличий. Статистически значимые различия

Таблица 4 Table 4

Расчёт средних значений показателей и результат дисперсионного анализа Calculation of average values of indicators and the result of analysis of variance

Образовательный центр «Старый» КУ «Новый» КУ КУ отсутствует F Значимость F

П1 0.098 0.106 0.097 0.122 0.166 0.919

П2 -0.108 -0.012 0.032 0.013 1.991 0.125

П3 0.153 0.100 0.193 0.120 1.321 0.276

П4 1.223 1.220 1.294 1.276 0.125 0.945

П5 0.006 -0.009 0.006 -0.038 1.545 0.212

проявились по всем показателям. Это означает, что на значения выбранных показателей существенно влияет отраслевая принадлежность компаний.

По этой причине проведенный анализ следует дополнить, используя вместо исходных значений

показателей их отклонения от среднеотраслевых значений.

В таблице 6 представлены результаты дисперсионного анализа, проведенного для отклонений от среднеотраслевых значений указанных показателей.

Таблица 5 Table 5

Оценка существенности межотраслевых отличий Assessment of the significance of intersectoral differences

Отрасль Показатели

П1 П2 П3 П4 П5

АПК и лесное хозяйство 0.116 0.073 0.122 1.154 0.030

Химическая и нефтехимическая промышленность 0.097 -0.009 0.176 1.299 0.010

Строительство -0.027 -0.281 0.292 1.331 -0.127

Энергетика 0.060 -0.010 0.092 1.222 -0.006

Финансы 0.093 0.081 0.174 0.962 -0.020

Машиностроение 0.290 0.129 0.063 1.361 0.011

Металлургия 0.112 -0.052 0.194 1.392 -0.021

Нефтяная и газовая промышленность 0.149 -0.198 0.172 1.422 0.007

Розничная торговля 0.120 0.099 0.025 1.189 0.017

Телекоммуникации 0.015 0.130 0.062 1.055 -0.024

Транспорт 0.068 -0.239 0.044 1.192 0.001

F 2.176 4.388 1.633 0.946 1.119

Значимость F 0.034 0.073 0.122 1.154 0.030

Таблица 6 Table 6

Дисперсионный анализ среднеотраслевых значений Analysis of variance of industry averages

Образовательный центр «Старый» КУ «Новый» КУ КУ отсутствует F Значимость F

П1 -0.005 -0.010 0.013 0.008 0.219 0.883

П2 -0.019 -0.016 0.033 0.015 0.501 0.683

П3 0.019 -0.031 0.049 -0.031 1.624 0.193

П4 -0.082 -0.012 0.064 0.068 0.593 0.622

П5 0.012 -0.003 0.019 -0.030 2.041 0.118

В случае оценки различий с учетом среднеотраслевых значений результаты несколько изменились. Различия в значениях П2 оказались несущественны, в значениях П5 значимость различий сохранилась (на уровне значимости в 11,8 %) (в обоих случаях наиболее высокие значения у компаний, имеющих в своей структуре новые корпоративные университеты). Одновременно установлены статистически значимые различия

в значениях П3, средняя рентабельность от продаж в 2017-2019 гг. (на уровне значимости 19,3 %). И опять же, как и в случае со всеми остальными показателями, наиболее высокие значения оказались у компаний, имеющих в своей структуре недавно открытые корпоративные университеты.

Заключение

Анализ результатов позволяет сделать следующие обобщения. Во-первых, с большой долей

уверенности можно утверждать, что компании с различным отношением к корпоративным университетам различаются по темпу роста выручки во время первого пандемийного года, а также по изменению в этот год числа сотрудников. Наиболее высокие темпы роста выручки в 2020 г. демонстрировали компании с недавно созданными корпоративными университетами (более 3 % в среднем, что очень позитивно для 2020 г.), а также без корпоративных университетов или образовательных центров вовсе. Компании же, имеющие образовательные центры, показали наихудший результат — в среднем выручка сократилась на 10,8 %. Аналогично и с точки зрения занятости — компании с новыми корпоративными университетами в среднем увеличили численность работников на 0,8 %. Наихудшие же результаты — у компаний без корпоративных университетов и образовательных центров. Похожие результаты получены и по показателю средней рентабельности продаж. Остальные два показателя — темп прироста выручки в 2016-2019 гг. и темп роста производительности труда в 20162020 гг., значимых различий не показали.

Во-вторых, фактор отраслевой принадлежности при этом оказал существенное влияние на значение показателей успешности — темп прироста выручки и среднюю рентабельность продаж. Наиболее рентабельные отрасли — химическая и нефтехимическая промышленность, металлургия, нефтяная и газовая промышленность, а также строительство. Среди наименее рентабельных отраслей ожидаемо оказались розничная торговля и транспорт. Наилучшие темпы роста до и во время пандемии были у машиностроения, самые слабые — у строительства и транспорта. Идентифицированные различия в отраслевых значениях подтверждают правильность первоначальной гипотезы и делают оправданным проведение второго этапа исследования.

В-третьих, различия в отклонениях от среднеотраслевых значений показателей в группах компаний с разным отношением к корпоративным университетам и образовательным центрам значимы для показателей средней рентабельности продаж и темпа прироста числа работников. И здесь опять же наилучшие значения у группы компаний с недавно созданными корпоративными университетами, а наихудшие — у тех, где нет ни корпоративных университетов, ни образовательных центров. Кроме того, средняя рентабельность оказалась низкой у компаний с давно созданными корпоративными университетами.

Исходя из проведённого анализа, можно сделать вывод, что компании с недавно созданными корпоративными университетами в рамках своей деятельности показывают наибольшую эффективность по сравнению с теми компаниями, в которых корпоративные университеты стары, либо на их месте развиваются учебные центры, либо же и вовсе отсутствуют. Это, в первую очередь, объясняется «гибкостью» по части составления образовательного контента. Возникшие в рамках последнего десятилетия корпоративные университеты во многом уже подстраивались под компетенции своих сотрудников и их потребности (в определённой степени выстраивая как «новый» формат обучения, так и широкий спектр образовательных программ), поскольку на рынке уже существовали площадки, способные дать своему потребителю необходимые навыки и компетенции (площадки академии Яндекс, Skillbox и другие ранние представители). И в этом плане по сравнению со своими «старыми» коллегами, молодые корпоративные университеты во многом выигрывали, потому что приспособиться и внести коррективы в то, что создавалось ввиду появившихся на рынке тенденций, несколько проще, чем полностью менять устоявшуюся систему обучения.

Тем не менее не стоит умалять роли компаний с давно созданными корпоративными университетами и компаний, на площадках которых функционируют корпоративные образовательные центры. Если вторые постепенно приходят к реорганизации собственных корпоративных центров в корпоративные университеты, отвечающие требованиям современного рынка образования, то первые в данном случае приходят к созданию единой образовательной системы, подразумевающей тесное сотрудничество с ведущими российскими высшими учебными заведениями. В любом случае, системный подход к обучению своих сотрудников, институционализированный в форме корпоративного университета, помогает компаниям обеспечивать более высокие темпы роста выручки и более высокую рентабельность, в том числе в условиях внешних шоков, таких как пандемия СОУГО-19.

Настоящее исследование может быть дополнено анализом различий в значениях показателей в 2021 и 2022 гг., уточнением типологии компаний (выделение степени развития корпоративного университета, учет числа и уровня образовательных программ), а также проведением многофакторного анализа.

Список источников

1. Holliday I. E. One-Way-Between-Groups ANOVA (v1.0.7) in Free Statistics Software (v1.2.1) // Office for Research Development and Education. 2019. URL: https://www.wessa.net/rwasp_One Factor ANOVA.wasp/

2. Pletnev D., Nikolaeva E. Integral Evaluation of Business Success: Methodology and Case of Russian SME // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1116 AISC. P. 643-656. DOI: 10.1007/978-3-030-37919-3_65

3. Бархатов В. И. Человек как активный субъект экономического роста: к проблеме человеческого капитала и роли элит // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 8 (363). С. 7-13.

4. Бодрунов С. Д. Конвергенция технологий — новая основа для интеграции производства, науки и образования // Экономическая наука современной России. 2018. № 1 (80). С. 8-19.

5. Гайдукова А. О. Роль корпоративных университетов в повышении эффективности развития персонала // ВУЗ и реальный бизнес : материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, Пермь, 16-30 апреля 2020 г. Пермь : Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2020. С. 51-58.

6. Дягилев Д. А., Злоказов А. В. Человеческий капитал, как основной фактор в системе социально-экономического развития региона // Бенефициар. 2022. № 108. С. 6-14.

7. Капкаев Ю. Ш., Руденко Д. С. Развитие теории человеческого капитала в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 6 (440). С. 199-208.

8. Лукин В., Лукин Д. Образование и человеческий капитал — основа экономики // Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. 2020. № 3 (2). С. 25-30.

9. Макаров В. В., Блатова Т. А. Модель корпоративного университета как инструмент внутрифирменного управления знаниями // Экономика и качество систем связи. 2019. № 3 (13). С. 12-20.

10. Петряков П. А., Певзнер М. Н. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации // Человек и образование. 2009. № 3. С. 16-20.

11. Плетнев Д. А. Экономика для человека как нетривиальная цель развития современного хозяйства // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15 (306). С. 35-42.

12. Плетнев Д. А., Николаева Е. В. Методология интегральной оценки успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России // Журнал экономической теории. 2015. № 4. С. 66-77.

13. Плетнев Д. А., Казадаев М. С. Стратегии управления человеческими ресурсами в российских корпорациях при переходе к ноономике // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 1 (227). С. 338-359. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-227-1-338-359.

14. Пружинин А. Н. Влияние корпоративного университета на развитие человеческого капитала компаний // Социология. 2021. № 1. С. 128-140.

15. Харламова Е. Е. Корпоративный университет как перспективное направление развития высшего образования // Современные тенденции развития системы образования : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 марта 2018 г. Чебоксары : Изд. дом «Среда», 2018. С. 137-139.

16. Капкаев Ю. Ш., Исаева А. С., Лешинина В. В. Анализ качества человеческого капитала в условиях развития цифровой экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 158-167.

17. Юнусова Г. Р. Система менеджмента качества университета как объективное условие развития региональной экономики: зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 85. С. 262-276. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-85-262-276.

18. Юнусова Г. Р. Человеческий капитал в развитии экономики региона: высококачественное высшее образование как инвестиции в человеческий капитал // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. С. 190-203. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-190-203.

References

1. Holliday IE. One-Way-Between-Groups ANOVA (v1.0.7) in Free Statistics Software (v1.2.1). Office for Research Development and Education; 2019. URL: https://www.wessa.net/rwasp_One Factor ANOVA.wasp/

2. Pletnev D. Integral Evaluation of Business Success: Methodology and Case of Russian SME. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020;1116:643-656. DOI: 10.1007/978-3-030-37919-3_65. (In Russ.).

3. Barkhatov VI. Man as an active subject of economic growth: to the problem of human capital and the role of elites. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015;(8(363):7-13. (In Russ.).

4. Bodrunov SD. Convergence of technologies — a new basis for the integration of production, science and education. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii = Economic science of modern Russia. 2018;(1(80):8-19. (In Russ.).

5. Gaydukova AO. The role of corporate universities in improving the efficiency of personnel development. In: XIII Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya studentov "VUZ i real'nyy biznes" = XIII All-Russian Scientific and Practical Conference of Students "University and real business": Proceedings. Perm, Perm National Research Polytechnic University Publishing House; 2020. Pp. 51-58. (In Russ.).

6. Dyaghilev DA. Human capital as the main factor in the system of socio-economic development of the region. Benefitsiar = Beneficiary. 2022;(108):6-14. (In Russ.).

7. Kapkaev YS, Rudenko DS. Development of the theory of human capital in modern conditions. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2020;(6 (440):199-208. (In Russ.).

8. Lukin V. Education and human capital — the basis of the economy. Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. 2020;3(2):25-30. (In Russ.).

9. Makarov VV, Blatova TA. The model of a corporate university as a tool for in-house knowledge management. Ekonomika i kachestvo sistem svyazi = Economics and quality of communication systems. 2019;3(13):12-20. (In Russ.).

10. Petryakov PA., Pevzner MN. Corporate training of personnel as a strategy for the development of an organization. Chelovek i obrazovaniye = Man and Education. 2009;(3):16-20. (In Russ.).

11. Pletnev DA. Economics for a person as a non-trivial goal of the development of modern economy. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2013;(15(306):35-42. (In Russ.).

12. Pletnev DA, Nikolaeva EV. Methodology for the integral assessment of the success of small and medium-sized businesses in Russia. Zhurnal ekonomicheskoy teorii = Journal of Economic Theory. 2015:(4):66-77. (In Russ.).

13. Pletnev DA, Kazadaev MS. Human resource management strategies in Russian corporations in the transition to noonomics. Nauchnyye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2021;(1(227):338-359. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-227-1-338-359. (In Russ.).

14. Pruzhinin AN. Influence of corporate university on the development of human capital of companies. Sotsiologiya = Sociology. 2021;(1):128-140.

15. Kharlamova EE. Corporate University as a promising direction for the development of higher education. In: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Sovremennyye tendentsii razvitiya sistemy ob-razovaniya" = The International Scientific and Practical Conference "Modern trends in the development of the education system": Proceedings. Cheboksary; 2018. Pp. 37-139.

16. Kapkaev YS, Isaeva AS, Leshinina VV. Analysis of the quality of human capital in the context of the development of the digital economy. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2019;(3(425):158-167.

17. Yunusova GR. University quality management system as an objective condition for the development of the regional economy: foreign experience. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik = Public Administration. Electronic Bulletin. 2021;(85):262-276. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-85-262-276.

18. Yunusova GR. Human capital in the development of the regional economy: high-quality higher education as an investment in human capital. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik = Public administration. Electronic Bulletin. 2021;(88):190-203. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-190-203.

Информация об авторах

Д. А. Плетнёв — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики отраслей и рынков.

М. С. Казадаев — старший лаборант учебно-научной лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.

Information about the authors

D. A. Pletnev — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Industry and Market Economics.

M. S. Kazadaev — Senior laboratory assistant of the training and research laboratory of innovative business and entrepreneurship of the Institute of Economics of Industries, Business and Administration.

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; The article was submitted 18.04.2022; approved одобрена после рецензирования 15.06.2022; при- after reviewing 15.06.2022; accepted for publication нята к публикации 15.06.2022. 15.06.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.